Ушел из жизни великий французский скалолаз — Патрик Эдлинжер.

Пишет гоген, 17.11.2012 11:22

Вчера вечером стало известно, что одна из самых харизматичных фигур современного скалолазания, 52-летний Патрик Эдлинжер, ушел из жизни. О причинах его смерти не говорится.Патрик Эдлинжер считался знаковой фигурой скалолазания. «Блондин», так его называли друзья и поклонники, был миссионером свободного лазания в мире. В начале 80-тых, благодаря серии документальных, спортивных фильмов, Патрик стал «звездой» телеэкранов. В передаче «Клуб Кинопутешествий» была показана его лента «Жизнь на кончиках пальцев».

В ней Патрик проходит совершенно невероятные маршруты в стиле свободного соло. Без веревки, без страховки он преодолевает полукилометровые маршруты в каньоне реки Вердон. Этот фильм вдохновил целое поколение скалолазов на отказ от ИТО. Я помню, как на скалах вокруг Алма-Аты, стали появляться мальчишки, для которых «не схватиться за крюк» стало делом чести. Их часто спрашивали: «ты что парень, типа Эдлинжер?»

Уходят великие люди…
R.I.P.

Очень жаль… Жил красиво, ушел рано…
Спасибо за видео.

Просто легендарная личность!
В Википедии прочел: рак легких.

очень рано :(

а 9'13'', где он на пальце подтягивается, всю жизнь помню. После этого фильма, по-моему, все крутые западные скалолазы стали у нас называться Эдлинже. Был в Крыму, в 82 году, говорят лазил круче всех, но на дюльфер садиться не умел- свидетели поправьте если не прав.

кстати, присмотритесь как выдавал веревку напарник. Только когда левая рука схватила воздух, а в правой остался короткий кончик, он перестал выдавать и глянул на веревку )))

Как жаль! Такой неповторимый скалолаз... 52 - какие для мужчины годы?! Скорбим...

Очень жаль...

Действительно, очень жаль, мы как раз из того поколения, на которое Патрик заметно повлиял. В нашем клубе были даже соревнования на приз имени Патрика. После выхода фильма многие из нас стали подражать его стилю и лазать болдеринг без страховки на приличной высоте, правда, над водой. Участвовал в этом даже наш великий чемпион и тренер В.В. Маркелов. В 80-е годы такое категорически не приветствовалось представителями классической школы советского альпинизма, и за спиной слышались реплики - Что ж тогда - чемпионы по парашютному спорту скоро будут прыгать без парашюта ?"

Легенда.
После первого показа фильма по телеку про него, все мои знакомые альпинисты, не успевшие его посмотреть, убегали на утренний сеанс на след.день (были такие в СССР).
Одна из "первых ласточек" из-за разрушаемого "железного занавеса".
Жаль.

после показа его фильма по TV мне друзья-знакомые, далекие от скал, восторженно рассказывали: "Представляешь, показывали скалолаза - так он на кончиках пальцев лазает." Получается - Это была первая всезозная видеопопуляризация скалолазания. ( фильм "Жизнь на кончиках пальцев" )

Настолько потрясающее лазание что сознание отказывается верить что такое возможно.Небо часто забирает таланты.Будем помнить.

Завораживающее зрелище. Жаль рано ушел. Судьба....

Интересно, что другой великий фри солоист, Джон Бекер, погиб в 2009 тоже в 52 года

Не совсем "тоже". Патрик же умер ((( Но - совпадение

Эпоха....

Пусть тебе будет спокойно, Патрик.
Вердон опустел без тебя , но это жизнь....

Вроде бы на Союзе-81 лазил с нашими на скорость.
Потом на скалах в стороне он и Калошин "испытывали" друг друга на мизерах.
КГБ милостиво пропустило на наши Чемпионаты Лин Хилл, Катю Дестивель, великого Патрика, вот тогда бы и начать тренировать "difficulty"...
Високосие косит!

Не надо детей пугать страшными и неправдивыми сказками про КГБ (кстати, Хилл и Дестивель к нам не приезжали) . С 60-х годов умоляли западников приезжать на наши соревнования. Со временем поехали, и достаточно сильные. Только их сильнейшие были не ровня нашим и в 1978 и 1980 годах. Впервые хороший уровень Запад показал в 1982 году. К сожалению, я тогда не добрался из Судака до Ялты и не посмотрел соревнования. Если бы знал, что будет Эдлинже - точно бы бросил всё и поехал. Очень интересно бы послушать очевидцев, участников, тренеров и т.д..

"Только их сильнейшие были не ровня нашим и в 1978 и 1980 годах"

Сильное высказывание. А на основе каких фактов или сравнений оно сделано?

Гог, тут про крымские соревы, как я понимаю. иначе интерпретировать отказывается мозг.

Буржуи на скорость не бегали. Только на трудность.

Посмотрел статистику международных соревнований и чемпионатов СССР по скалолазанию, поговорил с В.Маркеловым, он в 1982 сам уже не выступал , но как раз курировал команду Франции. Патрик действительно был в этой команде, он был моложе всех, и его представляли как бесстрашного солиста. Призовых мест он не занял , - объяснял тем, что с русскими бесполезно соревноваться на их родных скалах, да еще по правилам, где главное - скорость. Вообще-то наши лидеры в те годы тоже не все были из Крыма, но про скорость - это похоже. Наши спрашивали, как он ходит без страховки большие стены, выяснилось, что не с листа, а по насосу - 20-30 раз предварительно проходит те же маршруты с веревкой. Были еще Международные соревнования в 76-м, 78, 80 гг, но там команды Франции не было. А вот в чемпионате СССР 1984 г. французы участвовали, Ж. Годофф занял второе место на короткой трассе инд. лазания после А. Чертова. Там как раз трасса была на трудность, есть кино.

Линн Хилл и Алекс Лоу приезжали в 1995 г. в Каравшин, ходили пик Слесова и 4810

Он тогда не выиграл конечно.... Все-таки по нашим правилам было.... Но потом даже через десять лет мы подходили и пробовали ЕГО траверс, который тогда никто не повторил.... В Симеизе это было, Кошка... Если память не изменяет, по моему тогда Александр Чертов выиграл? :)

Траверс по камню возле дороги под Кошкой принадлежит Штефану Гловачу. 1986 год

Может быть... Мы же приезжие. Слухи дело такое...

До 1982 года международные соревнования были состязанием профессионалов (советских) и любителей (европейцев и японцев). И это было видно, как говорится, без бинокля. По тому, как люди смотрят на скалу, как выбирают решения, как ставят ноги, какая пластика движений и тд... Это просто был другой уровень мастерства.
Сложность трасс на международных была ниже, чем на внутренних соревнованиях. Не для того, чтобы обеспечить победу, а для того, чтобы гости могли просто пролезть. Среди приезжих был, например, Хельмут Кине (врач по профессии), считавшийся лидером в ФРГ. Он, как и все гости, пролазил с трудом трассы, которые людям уровня Маркелова, Дёмина, Балезина и многих других были беговыми.

В Европе в эти годы только приходило поколение Альберта и Гюллиха, Эдлинже, Ле Менестрелей, Беро, Моффета и Муна. Эти люди стали профессионалами, тренирующимися не меньше наших. Но благодаря другой философии, вышедшими вскоре на более высокий уровень сложности. И, что немаловажно, секретное оружие русских перестало работать. В 70-е годы иностранцы за наши калоши легко отдавали фирменные карабины и обвязки. Они-то лезли, по-существу, в альпинистской обуви. Затем скальные туфли начали совершенствоваться со скоростью нынешних планшетников, и это стало важным фактором потери нашими скалолазами лидирующих позиций.

Эдлинже в 1982-м я не посмотрел, пожалел несколько рублей, но они были все-таки последними на тот день. А вот в 1984 году присутствовал на явлении Гюллиха. Вот когда с первых шагов стало понятно, что на трассу вышел настоящий мастер. На тех же соревнованиях блеснул и Годофф, хорошо смотрелся и Тьерри Рено, но он, конечно, был не звездой экстра-класса. Тот «конфуз», когда из порядка 50 человек пролезло 6 (я считаю, что десяток из наших случайно сорвался), и из них три иностранца, сыграл большую роль в истории скалолазания. Он дал надежду западникам, что если проводить соревнования, то их не обязательно будут выигрывать русские. Оттуда и пошла Бардонеккья 1985 года, и поехало...

В Штатах, на другой культуре скалолазания, возможно и в 70-е годы, были достойные конкуренты нашим лидерам. Хотя и там приход нового скалолазания – это рубеж 70-80-х годов, это тапочки, трусы, магнезия, ротпункт и прочее...

1980 год. Еще не было никакой угрозы с Запада

Патрик выступал на нашем чемпионате мира 1982 года в Симеизе. Мне повезло и я видел тогда его выступления вживую. Кураторами у него были Сергей Бершов и Миша Туркевич – для домбайских связок они дали Патрику и его партнеру свое снаряжение — полную систему с абалаковскими обвязками и самопальными беседками, дюльферные плечики, страховочные рукавицы на резинках. Особенно Патрика тогда удивили выданная ему каска — тоже на резинке (из детского набора со следом от оторванной красной звезды.

Связки были на правой части Лебединого крыла, Патрик шел в связке первым с верхней страховкой (трос) и пройдя полверевки под карнизом сорвался (вроде бы из-за загаженной голубями зацепки). Понятно, что он был страшно расстроен, его все тогда утешали, а судьи даже предлагали ему повторный старт, но он отказался.

А как бы достать фильм?.. (Жизнь на кончиках пальцев) Тоже в детстве смотрел.