Ретро. Далекие 70-е. О плохом, которое хорошо кончалось и плохом, которое кончалось плохо.

Пишет chvera3, 17.11.2012 02:26

1). Алтай. Комбинированый поход «тройка» горная (Катунский хребет район Белухи), «пятерка» водная – р. Катунь.

Фото 2. Начало пути.

Пройдя горную тройку наша группа имела в запасе несколько дней на то чтобы перетащить заброску в верховья р. Катунь к началу сплава и отдохнуть. Но мы решили посвятить свободный день на то чтобы побегать по горам налегке без надоевших тяжелых рюкзаков, подняться на хребет и пройти по нему сколько хватит времени.
Перепрыгивая через открытые трещины ледника (ледник Геблера), подошли к скальному гребню, поднялись по нему, прошли по гребню.

Фото 6. Трещины открытые и узкие. Через них легко перепрыгнуть.

Время перевалило за вторую половину дня и надо было спускаться. Вниз спускались по крутой сыпухе. Веревка была у идущего сзади в смотаном виде под клапаном рюкзака. С трудом сползли к границе снега, там впереди была трещина (бергшрунд по-видимому), но трещины нас уже не пугали, мы напрыгались через них вдоволь на леднике. Эта тоже была узкой. Стали спускаться по крутому снежнику вниз, тоже без страховки так как спешили, вечерело, а с собой даже теплых вещей не было.
Одна из девушек сорвалась. Не могу понять почему она не задержалась, но все оцепенели, видя как она медленно! скользит к краю трещины. Веревка по-прежнему была под клапаном рюкзака. Но все обошлось. Самый грамотный из нас просто сглиссировал к ней и зарубился в снег между ней и бергшрундом. Она наехала на него и остановилась. Все остальные попрыгали через трещину без приключений.

Тот же поход.
Фото 8. Тут берет начало р. Катунь.

Смастерив плоты, вырубив греби, привязав под плоты автомобильные камеры, мы приготовились к сплаву.

Вечером одному из наших ребят стало плохо. Вместо того, чтобы подумать головой, его напоили марганцовкой и легли спать. Ночью проснулись от стонов. Парень держался за живот и едва сдерживал крик. Живот был твердым, как доска.
Не сообразив, что надо сориентироваться по карте и быстренько искать людскую стоянку с радиостанцией (спутниковых телефонов тогда не было), решили подождать до утра.
До утра не дождались, поняли что дело плохо. Я и еще один парень побежали через лес к ближайшему стойбищу, двое – вниз по реке в надежде встретить какую-то группу. Группу встретили, там был врач. Врач определил перитонит. На стойбище, куда мы прибежали, радиостанции не оказалось. Нас обозвали бестолочью и сказали, что бежать надо было немного в другую сторону – в сторону туристского приюта, там есть связь. Но тем не менее один из алтайцев вскочил на коня и поскакал. Куда уже не помню, знаю только что путь его составлял 20 км в один конец. Остальные алтайцы стали готовить вертолетную площадку и организовывать треллер для транспортировки заболевшего.
Мы с парнем побежали обратно в лагерь. Там уже приготовили самодельные носилки, положили туда больного и понесли к лесной просеке, куда можно было подогнать треллер.
Алтайцы подогнали треллер. Треллер – это такой трактор сзади которого волочащаяся по земле платформа, куда складывают передними концами бревна и волокут их через тайгу к дороге. Вот на этом треллере мы и поехали, держа на руках и перекинутых через плечо лямках носилки и стараясь амортизировать каждый толчок, так толчки причиняли парню сильную боль.
Пока мы ехали, алтаец доскакал до места где была связь. Вызвали вертолет. Но вертолета на месте не оказалось, на Белухе проходили спасательные работы. Санитарный вертолет вылетел из Горно-Алтайска. Он приземлился на подготовленной площадке. Парня погрузили. Мы хотели запрыгнуть в вертолет, но нас не взяли, свободным было только одно место. В вертолет сел врач из соседней туристской группы. Он просто вытолкал нас оттуда и на вопрос «А как же ваш поход?» сказал: «Это мой долг…».
В Горно-Алтайске парню срочно сделали операцию, у него был обширный перитонит. Возможно спровоцировали сильные физические нагрузки. Нам потом сказали что еще три-четыре часа и спасти его было бы невозможно.
Но все обошлось.
Мы прошли маршрут (без него, конечно).

Фото 10. Плот в верховьях Катуни.

Фото 11. Плот в среднем течении р. Катунь.

Вернулись домой. Он все еще был в больнице и должен был приехать позже. Нам просто повезло, что рядом оказались отличные люди: эти алтайцы и врач, который сделал все чтобы операция прошла немедленно, это и спасло парню жизнь. Мы вернулись домой (надо было на работу). С парнем долечивающимся после операции мы жили в одном дворе. Мне нужно было подняться к его родителям и объяснить ситуацию. Я позвонила в дверь, они открыли, я ворвалась в комнату и закричала: «Только не волнуйтесь, все отлично, все живы, просто А. приедет позже, у него прихватило аппендицит. Аппендицит уже вырезали, операция прошла прекрасно. Он ведь вам звонил наверное? Через пару дней будет дома.»
После этого уже на наших местных разборках в Карпатах на всех семинарах КСС области в разделе «Как не надо делать» приводился пример нашей группы: «Надо же было, идиоты, при явных признаках перитонита (живот твердый, как доска), вместо того чтобы срочно доставить пострадавшего в больницу, они поят его марганцовкой!»

2). Дальше коротко, как говорится, тезисно:
Карпаты. Яремча. Ресторан «Гуцульщина».
Мужик в пьяном виде поздно вечером выходит справить малую нужду в р. Прут ниже водопада (от ресторана до обрыва метров 30, перепад высоты на водопаде метров 8) и летит эти 8 метров вниз со скалы в реку. Падает на какую-то полочку. Время весеннее, вода большая, бурлит. Ночь. С берега не подойти. Он живой, но травмировался (не очень сильно, так как летел пьяным в расслабленном состоянии, а это смягчает удар). Нога у него сломана. Надо спасать. Мы на сборах в Яремче. Местный КСО – Валера поднимает всех по тревоге. Быстро навешиваются веревки, мужика поднимают наверх и отправляют в больницу. Утром оказывается что рядом правее спуск к воде все-таки был. Можно было вытащить мужчину за более короткое время и с меньшими усилиями. Молчим. Никому ничего не говорим, посчитают идиотами со столь грандиозными спасательными работами. Хорошо что живой и лечится. (Он, когда вышел из больницы, разыскал нас и торжественно вручил 5 бутылок дорогущего коньяка).

3). Снова Яремча и снова река Прут.
На этот раз уже очень большая вода.
Группа пацанов из Одессы во главе с преподавателем приезжает сплавиться по р. Прут на ПСНах (плот спасательный надувной, фактически большая надувная лодка). Спускают плоты на воду ниже водопада и один ПСН переворачивается на косом сливе в районе Яремчанского вокзала. Вода несет их вниз, трое пытаются вскарабкаться на плот, один решает плыть к берегу, так как до берега недалеко. Троим удалось залезть на плот и зачалить его, но четвертого нигде не было. Объявляются спасработы. На этом же ПСНе мы прочесываем и прочесываем бурлящую воду, осматривая кусты и осыпи правого берега, может он выбрался и живой… (Левый берег – это цивилизация, там дорога, на дороге машина КСО, на нее грузим после сплава ПСН и снова вверх. Так несколько раз. Парня нет. Через некоторое время до всех начинает доходить что мы уже ищем труп… Снова плывем вниз, течение сумасшедшее, вода не спадает. Заглядываем за все камни, во все суводи. А у меня мысль только одна: если он не живой, пусть найдет его кто-нибудь другой, только не я… Искали до вечера. Потом на следующий день… Труп всплыл на третий день в 15-ти км ниже. Его обнаружили местные жители, когда вода спала.
Я до сих пор помню глаза родных этого паренька, смотрящие с надеждой. Как будто мы могли что-нибудь изменить…

Я думаю, если покопаться в памяти, сколько подобных случаев, ошибок, глупостей всплывет в голове каждого.
Я написала это прочитав в каком-то старом посте на Риске дискуссию: нужны ли разборки несчастных случаев.
Как знать… Но думаю, пусть бы мои друзья после похода лучше высказали все, что они обо мне думают. Я выслушаю, может обижусь, но как-то перетерплю. Пройдет немного времени и я снова буду смеяться, радоваться солнцу, пить коньяк со спасенным мужиком, ворвусь к родителям парня, прошедшего со мной весь поход бок о бок и закричу: «Мы вернулись, мы все живы!»
Чем хотя бы раз окажусь на месте того преподавателя из Одессы, которому ПО НЕЗНАНИЮ («Что значит ваша лужа Прут по сравнению с нашим морем!») довелось смотреть в глаза родителей погибшего паренька и жить потом с этим всю жизнь…

Фото 12. В малую воду р. Прут напротив вокзала вполне безопасное место.