Ретро. Далекие 70-е. Про лыжи, альпинистов и "чайников".

Пишет chvera3, 10.11.2012 01:13

Ретро. Далекие 70-е. Про лыжи, альпинистов и "чайников". (карпаты)

Верхнее фото к рассказу прямого отношения не имеет. Оно сделано на Кавказе.

КАРПАТЫ. В Карпатах всегда были популярны лыжи. При поляках там, говорят, стояло куча трасс лыжных и бобслейных и Карпатские курорты славились на всю Европу. Мы этого уже не застали. В конце 60-х, например, там были только строящийся лыжный трамплин в Ворохте, биатлонно-лыжная трасса на Пятихатках и мечты о том, как когда-нибудь на Заросляке построят горно-лыжный приют и проведут канатную дорогу на вершину Говерлы.
В конце 60-х горнолыжники тренировались так: все вместе, утаптывая склон, поднимались лесенкой снизу-вверх и потом на этом склоне катались. (Сейчас бы сказали: лыжник в роли ретрака). Лыжные ботинки у всех были мягкие, сделанные из кожи, фирму я, конечно, не помню. Потом к середине 70-х похожие ботинки стала выпускать какая-то Московская фабрика и стоили они 25 рублей. Но они уже были жесткими и подниматься на гору в них было невозможно. А в импортных кожаных пожалуйста: закинул лыжи на плечо, одел горные ботинки и пошел в гору. Поднялся наверх, прикрутил ботинки намертво к лыжам кожаными ремнями: крест спереди, крест сзади и поехал вниз. Ремни ботинок держат мертво. При падении с полонины г. Плоская моя горная лыжа польской фирмы «Чемпион» сломалась напополам, а ремешкам – хоть бы что. Кстати, в это время, в конце 60-х уже появились «Металлы» с креплением «Маркер». Знакомые дети-горнолыжники часто чтобы получить такие «Металлы» срочно ломали свои деревянные лыжи. Для этого становились поперек канавки и несколько раз подпрыгивали. Редко какие лыжи такую экзекуцию выдерживали.

Дальше уже про 70-е.
В конце шестидесятых – начале семидесятых годов у Ивано-Франковского института нефти и газа был в Карпатах стационарный студенческий лагерь «Ричка». Это за с.Быстрица вверх по течению р.Быстрица-Надворнянская. В институте, благодаря отличной беговой и биатлонной трассе в Ворохте (Пятихатки) среди студентов был чрезвычайно популярен такой вид спорта как лыжи. Лыжники, обычно, сдавали сессию пораньше и уезжали на все каникулы, плюс еще определенное время на сборы в «Ричку» или в Ворохту.
И вот сидим мы – студенты-лыжники как-то на сборах в «Ричке». Тут же и просто студенты отдыхают. Тоже с лыжами: по вечерам на них за самогоном бегают. Про что студенческая газета пишет: «По вечерам наши студенты совершают массовый 8-ми километровый пробег до соседнего хутора (названия не помню) и обратно».
В общем жизнь течет своим чередом.

Фото 2. В студенческом лагере "Ричка".
Ретро. Далекие 70-е. Про лыжи, альпинистов и "чайников". (карпаты)

И тут ближе к концу смены приезжают к нам студенты-альпинисты из нашего же института. Люди уважаемые и авторитетные. А для меня уважаемые и авторитетные особенно.
Они сразу же выбирают погоду похуже и объявляют восхождение на г. Русская высотой примерно 1700 м, находящуюся в районе лагеря.
Подъем в пять часов утра. У меня нет штормовки, только лыжный костюм и куртка. Они мне отдают мощную брезентовую штормовку со своего плеча.
На этот раз идем без лыж. Ледоруб тоже новичкам не полагается.
Выходим. Метет нещадно. Лезем на гору. Ничего не видно. Полоса леса закончилась.
Альпийка засыпана снегом. Наверху по склону жесткий наст. Залезли. Отдышались.
Я спрашиваю: «А как будем спускаться?»
Ю.С., видно с целью подколоть «чайника» (а я ведь, действительно, «чайник») и не думая, что его слова будут восприняты всерьез, говорит: «Значит, альпинисты спускаются так: ложатся на спину головой вниз, ноги подгибают и обхватывают их руками, отталкиваются посильнее и так едут головой вперед на спине вниз горы, пока не остановятся.»
И это говорит он – альпинист, мне – лыжнику, у которого в голове не как «круче» подняться, а только как бы «покруче» спуститься.
Не долго думая, и не понимая, в чем прикол, я ложусь на спину головой вниз, поджимаю ноги, обхватываю их руками, (тут и толкаться даже не надо, наст жесткий, как лед) и еду вниз.
Чисто случайно я выбрала удачную траекторию спуска: на границе леса, уже на пологом склоне врезалась головой в свеженаметенный сугроб и остановилась. Спокойно выбралась из сугроба и стала ждать остальных. Они прибежали взмыленные.
Потом до конца смены в лагере я не понимала, почему никто не сказал мне ни слова упрека за испорченную чужую штормовку, протертую на спине до белых ниточек, и только все хохотали, когда я говорила об этом.
Но для себя я сделала вывод: альпинисты – отличные ребята! Альпинизм – замечательный вид спорта!

Фото 3. В студенческом лагере "Ричка".
Ретро. Далекие 70-е. Про лыжи, альпинистов и "чайников". (карпаты)

Да. Новичкам давать такие советы.....

Заходим в лагерь Баксан в гости к Паше Диброве.
Его никто найти не может - прячется от начуча.
За день до этого он посоветовал новичкам средство от промокания спальника - намазать изнутри сливочным маслом :)

В 67-ом поставил на свои деревянные лыжи дополнительные щёчки у пятки и приматывал кожаными ремнями ноги намертво. Гонял в Подмосковье в Чернево, представляя себя горнолыжником. Родители обещали купить настоящий "Слалом" в 70-ом, если закончу год без троек, но покупка отложилась на год. А горные лыжи потом ломал каждый год, но не становясь "поперёк канавки", а естественным путём - врезаясь в деревья. Всего семь пар, даже одни "металлы".

Такие крепления: троссиковые с крючочками у пятки у меня до сих пор сохранились. Могу презентовать.

Они вроде назывались "Кандахары". Если они, то спасибо - две пары у меня лежат ещё в гараже. А щёчки я пришпандорил от полумягких креплений.

Ооооо. Польский металл - это что-то!!! Раньше было...

Польские деревянные, фирма "Чемпион". Я не сказала "Польский "металл".

А я начинал кататься на " Бескидах". Были такие советские деревянные лыжи, но с железными кантами! Потом уже были Металлы с первыми советкими жёсткими креплениями, передний маркер и вращающаяся пятка с замком на тросиках.

"Бескиды" это туристские лыжи, но не горные. Крепления тоже хорошо знакомы. Пару штук тоже сломал при прямом попадании дерева в меня.

> Лыжные ботинки у всех были мягкие, сделанные из кожи, фирму я, конечно, не помню.