Борис Тенигин на скалах Сардинии

Пишет Pura, 13.10.2012 02:00

Не выдержав серой немецкой погоды, лечу первым «дешевым» рейсом на юг. Моим соседом в самолете неожиданно оказывается сильный немецкий скалолаз Роберт Клангер. Он летит с женой для тренировок на скалах Сардинии. Они хорошо знают скальные районы острова. Он также прочитал много книг о скалолазании в «восточной» Европе, и с интересом расспрашивает меня о Крыме. Полет проходит быстро: вот под нами Корсика, и через минуты посадка в Алгеро, каталонском городе на севере Сардинии. Мы не успели закончить разговор, и Роберт не желает здесь же расстаться, он предлагает мне составить им компанию. Для меня это неожиданно, я растерян: нет скального снаряжения, но Роберто непреклонен – открывает рюкзак полный скальных туфель, «оттяжек» и страховочных поясов.… Против этих аргументов у меня нет более слов, окинув тоскливо ласковое море, я еду с ними в глубь острова.



На утро он приводит меня к маршруту, и говорит: «начнем не со сложного», с 6-А. Скала «Петра ди Луна» - это наша «Кошка» в Симеизе, очень похоже: прочная, «чистая» скала, тот же «известняк», те же сто двадцать метров, - три веревки по 45 метров… Вот только круче, почти отвес! У меня «трясутся поджилки», но хочу по традиции пройти первую веревку. Мне деликатно уступают, следуют лишь короткие пояснения с его стороны.

Обвешанный «железом», я касаюсь скалы. Знакомое: «Страховка готова», и я полез. Скала вначале с хорошими «зацепами», но вертикальна, что не просто… Крючья надежные «винтовые», но очень редкие: через 6 – 7 метров, между ними «заложить» нет места. Уже у первого крюка сдают руки, повисаю на оттяжке, немного отдыхаю, и всматриваюсь ввысь. Путь ясен, но где взять силы. Долго висеть - плохая манера, нельзя проявить в гостях, если уж вызвался идти в «связке». Лезу быстро, не думая о срыве. Следующий крюк, ноги хорошо стоят на узкой полочке, глазами прохожу выше. Здесь начало щели, которую можно пройти только на «отрыв». «Где же мои юные мускулы?» - молюсь я внутри… Но мои слабые руки выдержали эти несколько минут, нужных для прохождения щели, щель прошел я легко. Стою снова на самостраховке у промежуточного крюка. В пяти метрах надо мной вижу «станцию», - два сблокированных, и один самостраховочный, крючья. Плохо одно: не нахожу зацепов. И все же надо лезть выше – другого варианта нет… Выстегиваю спасательную петлю, и плавно выжимаюсь ногами выше. Руки почти соскальзывают с крошечного выступа, но удается перенести одну ногу выше, и, опираясь на ней, подтянуться на полметра вверх. Руки шарят по скале, не находя необходимого выступа, в этом месте их просто нет. Как паук растянувшись, едва прилипая пальцами к шероховатости скал, выпрямляю колено. Этого хватает, чтобы достать рукой до небольшой трещинки. Пальцы вцепились, нога уже не соскальзывает с ровного отвеса. Это выручает в самый напряженный момент. Еще метр и можно дотянуться до «станции». Предельно напрягшись правой рукой, левую выбрасываю вверх, чтоб дотянуться до выемки в два пальца. Острые края этой дыры впиваются как нож в мои пальцы, но оторвать пальцы нельзя. Сквозь боль, подтягиваюсь на этой руке. Из под кожи брызжет кровь, пальцы левой ранены… Но я сумел вщелкнуться в крюк, это спасение. Кровью испачкана веревка, забрызгана майка. Сейчас не обращаю на эти мелочи внимания, только очень неудобно страховать напарника одной рукой, и перебираю веревку, помогая зубами…

Теперь Роберт лезет нижнюю часть маршрута, свободно, грациозно. Но я не могу жестко держать динамическую веревку, для выстегивания у крюка, она вытягивается сильно. Тогда он, балансируя, повисает на «самостраховке», и после этого освобождает веревку. Я выбираю свободных полметра веревки. И он лезет дальше до следующей «точки». Это повторяется еще несколько раз, и мы стоим вместе на полочке, размером с ладонь. Он эмоционально хвалит мое быстрое, по его мнению, прохождение начало скалы, но увидев кровь на веревке, надменно усмехается, что лез я «на зубах». Он молод, ему тридцать один. Он не во всем может понять меня. Но это не мешает нам сегодня быть хорошими партнерами в восхождении. Вот и его черед идти первым… Он очень долго «пудрит» руку в мешочке с магнезией, потом артистично кладет ее на «зацеп», другой рукой ныряет снова в порошок, и только потом переносит тело выше. Я не представляю даже, как можно так долго висеть на одной руке! Он не торопится, быстрей перехватиться, точно выбирает, и спокойно переходит на отвесном рельефе от «зацепки» к «зацепке». На первом промежуточном крюке не отдыхает, лишь вщелкивает веревку. Но на третьем крюке сдает и он. Здесь Роберт полностью повисает на Страховке, и тяжело дышит, отдыхая… Тщательно разминает и массирует пальцы рук. Я терпеливо ожидаю в далеко не удобной позе, переставляя затекающие ноги, от передавившей их страховочной петли. Но вот мой напарник окунает руки снова в магнезию, значит сейчас «двинет» дальше. Я концентрируюсь, готовясь удержать, если сорвется вниз. На вид он лезет надежно, но очень медленно. И без передышки достигает «станции». Между нами 40 метров, свободной веревки нет, ее не надо перебирать… Но он не готов страховать. Я вижу, от напряжения подергиваются мышцы его ног, я чувствую, как он устал на этом кусочке скалы.

Я не спешу дальше лезть, и мне безумно хочется помощи, идущей от него веревки, хочется, чтоб он страховал «жестко». Но это не принято в скалолазном мире. Каждый должен пройти маршрут свободным лазанием. И все же у меня преимущество: мне не страшен срыв, страховка сверху. Поэтому далее иду без напряжения и быстро. Этим, экономя на отвесе энергию, не удерживая долго тело на весу. Я дохожу до Уступа, где страхует меня Роберт. Мы снова вместе.

Две трети пути позади, до финиша 40 метров, по вертикали. Указывая на мои израненные о скалы руки, Роберт желает лидировать далее. Я вижу, что скала немного «ложится» к вершине, и коротко говорю: «пойду я». Через метров 8 – 10 начинается лазание «на трение». Это мой «конек». Но вначале надо снова пройти на «цирлах». Скальные туфли мне малы, и я уже не чувствую большие пальцы ног. Но нет пригодного места, чтоб хоть на минуту разуться. Прикусив боль, прохожу крюк, один, второй… Вот и виден выход. Здесь положе, но абсолютно гладко. Рискую: « Будь, что будет, не в первый раз!» Скальные туфли от жары «плывут», но плиту успешно преодолел. Короткий карниз, с мощными захватами для обеих рук, и я стою над ним, на нависшем над пропастью огромном плоском камне. Пропасть за спиной, предо мной уходящие вдаль зеленые холмы. Абсолютный Парадиз!

Маршрут нами пройден. Ура! Наша «Кошка» наверное, покажется весной мне ласковой «Кошечкой».

Спустившись к шоссе, я умоляю его подвести меня тут же до автобусной остановки в Алгеро. Я решил твердо не поддаться ему в уговорах пройти следующий путь по отвесу. Я скучаю о море, и спешу к морю.

Борис Тенигин,

Октябрь 2012, Сардиния

57


Комментарии:
0
Хорошо написано, понятно напряжение скалолаза во время затруднений. У нас, где я живу, на скалах горы Индюк, есть маршрут в три верёвки "Каникулы Банифация, выводящий на вершину, очень рекомендую, если будете в наших краях. Первый участок 6а, потом попроще.

1
Поздравляю, Боря! Ты бы фоток скал Сардинии добавил и намекнул, сколько тебе лет:-))
Читатели бы другими глазами на текст смотрели:-)

0
Дорогой Виталий,
ты лучше меня знаешь, когда "заводишся" не думаешь, как смотрят на тебя, да и важно ли кому сколько лет -
каждый из нас в чем то сильней, главное не заостряться на годах и заслугах...
Желаю встретиться в Горах, можно и за рюмкой...
Борис

0
Прекрасно, Борис! почти так же ярко, как твой рассказ о полёте со спиливаемой сухой ветки в Салгир - от разъярённых ос.
Я в 2007 и 2009 вывозил челябинцев в Кыргызату, рассказывал о тебе...

0
Спасибо Миша,
благодаря Риск, услышал о тебе
Мечтаю о горах Киргизии, но застрял, добывая мой "хлеб" в Шамони на третий сезон
Привет Челябинцам
Борис

0
Боря! Ну ты даешь!!! Как ты хорошо пишешь! Как ты мощно живешь! Да и выглядишь здорово! (Отрасти бороду). Крым, Капраты, Тянь-Шань, Кавказ - там мы с тобой были, а теперь ты далеко... Я за тебя рада! Лена.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru