Как казаки горный марафон бегали

Пишет max01pro, 09.09.2012 20:32

Как казаки горный марафон бегали (Мультигонки, мультигонка, кавказ рейс, лаго наки, оштен, asics)

Один день из жизни на Лаго-наки

Эта история началась довольно давно: в 1999 году состоялся первый и, по-моему, единственный Транскавказский супермарафон Гузерипль-Дагомыс (ТКМ-99) протяженностью 100 км. Будучи тогда борзым первокурсником полным сил и энергии я даже собирался в нем участвовать, но (слава Богу :0) не стал. Точнее был занят выполнением норматива на значок «Альпинист России» в ущелье Адыл-Су в Приэльбрусье. Вот тогда я впервые узнал смысл слов «горный марафон», т.е. того смысла, который я сейчас в эти слова вкладываю, я конечно не понял. Но узнал, что в горах можно не только ходить с рюкзаком, долго и размеренно, но еще можно бегать налегке относительно быстро.
Этот маршрут №30 я прошел в далеком 1992-м с мамой и моими крестными родителями. Дай Бог им здоровья! И хорошо представлял себе все прелести горной тропы. Шли мы тогда неделю, ну как шли: от Гузерипля до Старого Армянского приюта доехали по грунтовке на 66-м, в котором везли плановых туристов, до Бабук-аула честно протопали с двумя ночевками. Причем младшему участнику Ване Майстренко было 6 лет! А мне получается 11. От Бабука до Солох-Аула опять подъехали на 66-м, а дальше в Дагомыс на рейсовом автобусе. Этот поход достоин отдельного самого подробного рассказа. Здесь я про него вспомнил только в связи с марафоном. Для масштаба, так сказать.
Итак, время победителя составило меньше 10 часов! Сто километров! Через 4 перевала! На средней высоте 1200 метров! Первые двое были профессиональные спортсмены, а вот третье место занял наш простой майкопский турист Макс Злобин, который, кстати, не сильно от лидеров отстал. Вот именно поэтому, зная этого человека, что он не Супермен, и не Бетмен, я понял, что это реально.
С тех пор много воды утекло, походил я по горам, были взлеты и были падения, кто знает, тот поймет :0). Это опять- таки тема для отдельного большого рассказа, который я обязательно, придет время, напишу. И вот год назад, летом 2011 как-то неожиданно для себя начал я снова бегать, ну так по-взрослому. Для меня во всем очень важен личный пример, а тут как раз такой пример появился и не один. Веселая компания подобралась, сначала бегал по 30 минут, потом начал замерять GPS-ом по 5 км, потом по 10-ть. К Новому году пробежал (не без труда) пару полумарафонов, опять же в компании единомышечников :0)
И я почувствовал, что поперло. Пробежать 20 км уже не составляло большого труда, было бы время. Но чем больше я бегал в городе, тем больше мне хотелось оказаться в этом процессе подальше от асфальта, машин и прочей цивилизации. Особенное удовольствие доставляют пробежки в родном Майкопе, где от дома до леса с приличной пересеченкой всего 15 минут бега, причем через парки и тихие улочки старого одноэтажного города. И в Краснодаре я тоже нашел приличный маршрут прямо от дома на Черкасской по полям вдоль яблоневых садов. 20 км почти без повторов с прыгающими зайцами, поющими соловьями и в черте города.
В августе 2011 на Лаго-наках Максим Дмитриев из Ростова впервые провел мультигонку Кавказ Рейс, одним из классов в ней был горный марафон. Туда я не попал, хотя собирался и даже заявился, но завис в командировке в Москве. Видать не пришло время :0) Зато этим летом как только установилась приличная погода в июне, я провел разведку: пробежал от КПП Лаго-наки до Партизанки. Местами еще лежал снег, в городе было за 30 (лето нынче раннее выдалось), а на Каменном море +20, легкий ветерок, просто сказка. Спасибо моей жене Инночке и ее сестренке, забросили меня на кордон и встретили по пути от Партизанки в Гузерипль. Получилось 17 км за 2 часа с небольшим. Так вышло, что бежать там я не планировал именно в тот день, потому кроссовки были самые обычные для асфальта, палки я не брал. Бежал не спеша, выбирая, куда ногу поставить на крутом спуске к Яворовой поляне шел шагом. Но… разведка удалась. В тот день я поставил себе цель обязательно пробежать этим летом кольцо вокруг Оштена, это как раз чуть больше 40 км.
При всех объективных сложностях бега по пересеченной местности, мне там бегать легче. В первую очередь эмоционально: пейзажи постоянно меняются, воздух свежий, нет привычных предметов, поэтому, исходя из масштаба, нельзя определить расстояние, и ты перестаешь об этом думать. В городе ты видишь в конце улицы машину, ну такую как у тебя, а она размером с коробку спичек, и думаешь: до нее бежать еще метров триста. А в горах или в лесу видишь овраг или дерево или вершину горы, и если на них нет людей, то ты не понимаешь насколько они близко или далеко, они просто есть, а ты просто бежишь и голова твоя разгружена. И есть только простые человеческие желания, как у Гришковца :0) И после таких пробежек многие проблемы перестают быть таковыми, а сложные вопросы раскладываются на простые и также просто решаются.
Физически тут тоже есть свои явные плюсы: на грунте, траве, снегу и др. естесвенных покрытиях, ударные нагрузки на суставы и позвоночник гораздо меньше, правда больше вероятность подвернуть стопу, так не надо спешить :0) и еще много в этом плане зависит от грамотной обуви.

Я не слушаю музыку на бегу, хотя музыку очень люблю и всегда за рулем у меня играет любимое радио 103,7 или один из сотни дисков из большого холдера, который мне подарила любимая. А с ребенком мы слушаем песенки из мультфильмов или сказки. К тому же недавно узнал, что громкий звук в наушниках в обычном состоянии вызывает прилив крови к центрам слуха в голове, а при физической нагрузке вся кровь уходит к работающим мышцам и это для организма приоритет, а мозг в данной ситуации испытывает дефицит питания. В общем, на бегу я слушаю музыку ветра (в горах он дует почти всегда) или напарника , или напарник слушает меня :0)

И вот пришло время второй мультигонки Кавказ рейс, пора было воплощать задуманное. К счастью мою страсть к пробежкам вне города разделяет мой старый (ну т.е. давний :0) друг Антон.

Дальше я почти везде буду писать МЫ, потому что один я бы это не сделал, тут как у классика: «Если шел он с тобой, как в бой, на вершине стоял хмельной, значит как на себя самого, положись на него».
Итак, с ним мы часто бегаем в Краснодаре, с ним готовились и участвовали в апреле в забеге на Собер-баш (это такая гора небольшая в Северском районе). Гора конечно небольшая, но набор 600 метров по вертикали на 6000 м дистанции совсем не халява :0) Бежали мы час без малого. Там же у нас состоялась генеральная тренировка перед марафоном за 2 дня до Кавказ рейса. Мы в рабочий день вечером приехали в Убинку, пока передавались уже стемнело, и под звездами совершили ночной забег без фонарика (на вершине были около 23 часов :0), причем с очень приличным результатом! Удивительное дело, в темноте расстояние воспринимается по-другому. Оно короче, а рельеф ровнее! Проверено и не один раз. Помимо чисто физических целей этого тренировки, у меня была личная техническая задача: хоть чуть-чуть разносить новые кроссовки Asics для trail running, которые я купил накануне для марафона. Всех поставленных целей мы в тот вечер достигли! Спать я лег часа в 2 ночи, но оно того стоило.
В этот же день мы узнали, что маршрут горного марафона проходит через вершину Оштена, а это ни много ни мало 2800 метров над уровнем моря. Хотя в прошлом году было просто кольцо вокруг горы длинной за 40 км.

Но мы по-прежнему были полны решимости! Недавно 9 мая мы ходили на вершину именно по тому же маршруту, по которому предстояло бежать.
Поскольку старт был назначен на 7 утра в субботу, заезжать на Лаго-наки нужно было с вечера пятницы. И конечно были пробки, а еще долгое совещание у Босса и реальная возможность для меня вообще никуда не побежать, ввиду обстоятельств непреодолимой силы :0) , которые все же удалось преодолеть, благодаря супер-переговорщику Коле Соколову, за что ему отдельное СПАСИБО!
Но вот, наконец, мы с Антоном мчимся по трассе в Майкоп, где нужно еще забрать легкие палки для Nordic walking и купить продуктов на завтрак, потому как на такие дистанции голодным бежать никак нельзя. В час ночи мы спокойно заснули, укутавшись в свои спальники MARMOT в уютном домике спасателей, которые приютили нас той ночью.

Признаться спал я не очень хорошо, волновался как перед экзаменом :0) В 5.30 утра мы приготовили на завтрак макароны, наелись от пуза. Намешали себе питье: по полтора литра регидрона в питьевые системы. Поилку Asics мне одолжил Вадим Войнов, и она мне очень даже пригодилась, спасибо старшему товарищу, который, кстати, уже 2 марафона классических пробежал! Рюкзак в целом хорош, особенно порадовал его вес, но для таких забегов не хватало карманов на поясе и на лямках. При этом в основное отделение кроме бюрдюка поместились носки запасные, ветровка и энергогели. Благодаря тому, что он был полный, рюкзак не трясло на бегу, но поясная стропа слишком тонкая. Для длительных пробежек в городе вполне подходит. Очень понравилась простая и надежная соска, прикусил и пьешь, без всяких кранов и других сложностей.
Приехав на старт, я обнаружил, что забыл в домике свой электронный чип. Пришлось вернуться, благо мой напарник не сильно на меня серчал за это, когда мчал в третий раз в течение 10 минут по одному и тому же отрезку между базой МЧС и Азишским перевалом .
На старте встретились с моими друзьями из Альпухи Мишей и Таней, которые навсегда останутся в моем сердце, где бы я ни был :0)

Итак, секундомеры готовы , GPS-ы поймали все спутники – старт. Начали мы, не спеша, пропустив вперед почти все участников. И я как то в шутку заметил Антону, что мы еще обгоним по пути кого-то и не раз. Не сильно сам верил, но оказался прав!

Утро выдалось бодрое, градусов 10 - не больше, мы даже сомневались надо ли снимать ветровки, но все-таки сняли. Рассвет застал нас уже на Каменном море. Ну, вроде сто раз уже там бывал, а всегда видишь этот простор, панораму вершин в дымке на горизонте слева, впереди Оштен и думаешь: «Какая красота!», причем в любое время года.

Надо сказать, что погода в тот день была идеальная. Первую половину дня на небе ни облачка, еле уловимый ветерок, который усилился к концу дня, но тогда он уже был так в тему.
И вот в районе каменного тура, мы догнали одно парня, Саню из Волгограда.

И до самого Бляма приятно пообщались с жителем большого и славного города, в котором ни я, ни мой напарник никогда не были. На Блям мы зачем то полезли в лоб, а когда поднялись на плато, Саня бодро ускорился и встретились мы только на вершине, когда он уже убегал вниз, а мы только поднялись. На плато Оштена был весьма приличный трафик, было уже 9 утра, народ выдвинулся на вершину, пользуясь хорошей погодой, а перед этим неделю шли дожди.
Каждый раз обгоняя кого-то или пробегая навстречу, я конечно расправлял плечи, ускорял шаг, улыбался до ушей и вообще излучал легкость и грацию! :0) Причем все это происходил абсолютно неосознанно, видимо так устроен человек :0)
Подъем на вершинный гребень достаточно крутой, бежать там сильно не получалось, но я еще пружинил стопами, при этом уже активно прикладывался к поилке. Регидрон отлично справился со своей задачей. Я пил его весь день накануне и тогда его вкус напоминал мне добротный огуречный рассол, а на ходу он казался мне не столько соленым, сколько сладким. Прикусив зубами соску, я набирал полный рот в несколько заходов, а потом делал один большой глоток. Что интересно, порция питья, которая находится в трубке, охлаждается и имеет очень приятную температуру, а если увлекся и пьешь дальше, то из бурдюка идет уже теплая жидкость, она нагревается от спины. Поэтому лучше пить понемногу. Так и дыхание меньше сбивается и жидкость прохладная.
Так как мы не торопились, я решил, побольше фотографировать. Главным героем моего фоторепортажа стал Антон :0)

На гребне мы решили уложиться в три часа до вершины, оставалось минут десять и по гребню бежали прямо быстро, обгоняя по пути обычных восходителей.

На самом пике была первая электронная отметка,
мы встретили своего нового знакомого из города-героя Волгограда и еще одно участника марафона, в следующий раз мы увидимся только на финише.

Тут мы немного расслабились: позвонили родным, съели по тюбику энергогеля и запили его обычной водой, которая была у Антона в рюкзаке.
Здесь же я обнаружил, что мой Endomondo в телефоне уже давно отключен, хотя кнопки были заблокированы и на старте отсчет времени, расстояния и калорий пошел как обычно. Ну да ладно, у Антона наручный Garmin уверенно записывал наш трек и теперь мы можем видеть всю картину марафона в деталях. Наш трек
Когда мы начали спуск, в сторону Фишт-Оштеновского перевала, я понял, что успел замерзнуть, особенно руки. На высоте 2800 м. даже летом морозная свежесть, а тем временем в Краснодаре плавился асфальт и горожане вместе с ним :0)

Тропа на перевал то появлялась, то пропадала, в итоге мы забрали сильно левее и местами спускались по 45 градусному травяному склону в перемешку с мелкой сыпухой. А было еще утро, и роса не высохла. И вот здесь я заценил свои новые кроссовки,
на мокрой траве держали отлично, на сыпухе тоже остался доволен. Правда после забега, когда отстирал их в машинке, обнаружил, что добрая часть мелких пупырышков на протекторе стерлась, они то, как раз и держали меня. Но комфорт и отсутствие травм и мозолей после марафона того стоят. Когда спустились на приют, я помыл ноги в Белой и поменял носки, ровно на полпути.
Вместе с кроссовками я купил беговые носки Asics,
которыми в принципе остался доволен, но более плотные Lorpen (в них я пробежал первую половину) для пересеченки все же подходят лучше. Хотя на асфальте в Asics бегать отлично: хорошо облегают ногу (под левую и правую свой носок), грамотные усиления в ключевых местах, быстро отводят влагу и моментально сохнут, т.е. вообще не намокают изначально. Ну раз заговорил про экипировку, поделюсь еще одной интимной подробностью, уж очень это важно в горном беге. Здесь я впервые использовал компрессионное нижнее белье Nike Combat Pro
И скажу я вам, что лучше труселей спортивных у меня не было! Чувствуешь себя Рональдо как минимум, работают отлично, все жизненно важные органы в полном порядке!

На приюте нас встретил Алик Хатков, личность широко известная в узких кругах своих почитателей :0)

Кроме шуток, современный туризм в Адыгее невозможно представить без этого человека, его стараниями каждый год организуется много интересных, а иногда и просто уникальных проектов: 100 км за 24 часа, Турнир Climber и многие другие. Когда я начал активно ходить в горы, он уже был, т.е. для меня он был всегда :0) Будь и дальше, Алик!
И еще на приюте к нам вышла милая женщина, к сожалению, не спросил ее имени, и напоила нас с Антоном прохладным компотом из сухофруктов! Это был фантастический элексир, который удвоил наши силы перед подъемом на Армянский перевал. Алик, если увидишь ее, передай от нас низкий поклон и многая лета!
Подъем на перевал запомнился группой туристов на лошадях.
Мы обгоняли друг друга несколько раз, в итоге их инструктор сказал нам не без иронии, и даже сарказма: «Ваши две палки двух ног не заменят!» и мы с ним согласились :0) Отпустили их подальше и обогнали уже на Каменном море, где они остановились у большого ручья на водопой.

После Гузерипльского перевала батарейки наши уже изрядно разрядились, и мы съели по второму тюбику швейцарского энергохимиката.

Надо сказать, что химия эта работает. После первой порции на вершине, нас воткнуло на тропе перед приютом Фишт, где-то, через полчаса. А после второго тюбика я ощутил, что-то похожее на прилив сил на Каменном море, когда мы миновали Инструкторскую щель. Тут мы обогнали одного участника забега. Выглядел он не айс, от предложенной нами воды отказался, ну мы тоже были уже не первой свежести :0)

В этом месте мы замкнули кольцо, и дальше 10 км бежали по тому же пути, что и утром. За полдня грунтовая дорога заметно просохла, и мы бежали очень бодро, насколько это в принципе возможно после 30 км с восхождением на 2800. Швейцарский гель, близость финиша и цель уложится в 8 часов (ну мы так для себя не очень жестко решили в начале) погнали нас вперед, т.е. назад на КПП.

На каменном туре встретили Славу Матвиевского со Светой, ребята спокойно двигались туда , откуда мы возвращались и на следующий день поднялись на Фишт. Всегда приятно встречать в горах знакомых людей :0)
В этот время на хребте Каменное море подул такой уже весьма свежий ветер, небо затянуло облаками, но сейчас это было даже приятно.

Финишировали мы с результатом 8 часов 20 минут. Т.е. силы свои оценили вполне объективно и намеченное время не уложились совсем чуть-чуть для такой дистанции и рельефа.
На финише нас молча встретили те, кто финишировал раньше, мы отметились своими чипами в последний раз, все закончилось. Спокойно, без лавровых венков и аплодисментов мы пробежали первый горный марафон, и это было круто!

Если вы считаете, что бег в горах это слишком сложно, некомфортно и безумно тяжело. Скажу вам, что – это правда :0), но только с позиции сидящего перед ноутбуком обывателя. Попадая в те места, о которых я рассказал, ценности меняются и весьма быстро. Горы наполняют нас новым смыслом, здесь как нигде понимаешь ценность каждого мгновения жизни. Близкие люди, которые ждут тебя дома, становятся еще ближе, и хочется вернуться к ним скорее. Для меня каждая вылазка в горы – это некая большая стирка, вся внутренняя грязь уходит из тела и из головы. А когда ты бегаешь в горах, эта стирка проходит в ускоренном режиме, плотность впечатлений намного выше и, возвращаясь, ты понимаешь, что стал чистым и прозрачным как стеклянный стакан, и теперь можно наполнить его новым содержанием.
После финиша был горячий супчик в кафе «Горный гонщик",
где нас встретила очень агрессивная официантка, но учить ее клиентскому сервису не был ни сил, ни желания :0) И опять же горячий душ на базе МЧС вернул нас в привычный мир комфорта и цивилизации.

Спасибо друзьям-спасателям за приют, ваш вклад в наше мероприятие трудно переоценить!
Рабочие дела звали нас в Краснодар и уже через несколько часов мы оказались в липкой духоте вечернего города, уставшие и довольные тем, как мы провели этот длииииинный день.

Подробный фотоотчет вы можете найти у меня в фейсбуке