Отстаивать свои права можно не только на кухне-3

Пишет Mindelevitsh, 06.09.2012 20:11

Читая комментарии к своим предыдущим объявлениям под таким же заголовкам, неоднократно вспоминал о давно заведенном мною правиле: не спорить с дилетантами. Толку никакого, а времени потеряешь немало. Исключение делаю в тех случаях, когда дилетант сидит в солидном кресле и решение вопроса прямо зависит от решения этого чиновника. С ним, конечно, спорить бесполезно, но есть ведь и вышестоящие чиновники (иной раз такие же дилетанты -- это примета современной российской действительности). Скажем, получив невежественный ответ из какой-то прокуратуры, пишу в Генеральную и, кроме прочего, рекомендую проверить знания действующего законодательства у их региональных коллег. Именно так сделаем и на этот раз после вчерашнего решения суда, дождавшись его вступления в законную силу.
О сути иска я уже писал ранее -- в Богдино-Баскунчакском заповеднике (как и во многих других нацпарках и заповедниках) взимают деньги с посетителей, не оказывая им никаких услуг. Просто "за воздух". Большинство людей безропотно платят. Но встречаются и те, кто начинает отстаивать свои законные права. И таким мы помогаем, причем, как правило, бесплатно. Вот, например, сегодня приходил за консультацией человек, с группы которого содрали 12 с лишним тысяч рэ в Кавказском заповеднике. Мы ему подсказали, как вернуть эти деньги. Причем ГАРАНТИРОВАННО вернуть.
Аналогично и Баскунчакскому заповеднику теперь придется вернуть незаконно взятые с туриста К. (который, кстати, сейчас находится в Китае) 560 р. + выплатить ему 1000 р. в качестве компенсации морального вреда (вообще-то просили гораздо больше) + заплатить 50% от 1560 р. штрафа в доход государства + 400 (кажется) какой-то судебный сбор. А ведь с самого начала предлагали дирекции заповедника просто вернуть деньги -- какие-то 560 р. Но жадность не позволила. Теперь придется заплатить в 5 (!) раз больше. И это только начало -- мы еще не поднимали вопрос о судебных издержках, а они в несколько раз больше...
Ну, кто еще хочет вернуть свои деньги и наказать вымогателей из нацпарков и заповедников?

Серёж, при таких суммах поборов никто не захочет связываться с судом, чтобы просто не потерять своё время, за которое они зарабатывают гораздо больше. А принципиальность это удел единиц. Вот если поборы возрастут на порядок, тогда есть шанс, что кто-то откликнется или если в России вдруг появятся правдолюбцы.

Именно поэтому мы предлагаем свою БЕСПЛАТНУЮ для пострадавших помощь. Достаточно описать ситуацию, предоставить документы, координаты свидетелей (если есть) и оформить доверенность. Все остальное сделаем мы сами. И все деньги пострадавшим вернем. Именно так было и в данном случае. Ничто из пострадавших на суд не пришел (двое за границей, еще с двумя нет связи), тем не менее дело выиграли благодаря нашему большому опыту в этих вопросах.
Дело, на мой взгляд, не только в принципиальности. Но еще и в том, хочет ли человек, чтобы он сам и его дети жили в правовом государстве, в том, уважает ли он сам себя. Ведь если какие-то вымогатели (часто просто бандюки -- например, с севера Эльбруса) требуют незаконно деньги, и турист\альпинист их платит, часто даже не требуя квитанций -- на мой взгляд, он себя просто не уважает. Его считают бараном, которого можно стричь, и он с этим своими действиями соглашается. Часто прекрасно понимая, что деньги в кассу не попадут. Вот, скажем, знаете ли, сколько ОФИЦИАЛЬНО попало в кассу нацпарка "Приэльбрусье" от оказания услуг в благополучном 2010 году (до контртеррористической операции), когда там было много отдыхающих? Сообщаю: всего 1,5 миллиона рублей. Даже если все эти деньги -- с восходителей на Эльбрусе (по 1000 р.), то тогда выше канатки, выше 3700 м, с которой берут по приказу директора деньги, за год (!) поднялось всего 1500 человек. Знающие люди подтвердят, что на деле же столько поднимается за 3-4 погожих дня. Кто платит эти 1000 р., не желая тратить время на отстаивание своих прав, должен прекрасно понимать: его деньги идут совсем не на экологию, а в карманы работникам нацпарка и бандитам (последнее -- солидарное мнение местных жителей), которые на деньги туристов\альпинистов покупают оружие и устраивают теракты.
Да и какой размер поборов должен быть, чтобы народ стал бороться с ними? Вот берут по 1000 р. на Эльбрусе -- и все (или почти все) платят. А в заказнике "Земля Франца-Иосифа" требуют уже по 2050 р. с человека, причем без оказания каких-либо услуг. Так что дело не в сумме... Закон рынка: пока люди будут платить, мзду будут требовать, а размер ее будет расти.

С Кавказским заповедником не всё так просто. Они пускают обычно только по официально разрешённым маршрутам, которые более-менее обустраивают - строят мосты, оборудуют места для ночёвок (а в других местах останавливаться запрещено). Так что не скажешь, что совсем не оказывают услуг..

как это запрещено?) Как реализуется запрещённость? Ночью пинают палатку и матами гонят на стоянку "Лагерь холодный"?) В 2009 мост через речку "Холодная" был в состоянии невисения. Особо ничего благоустроенного кроме расхоженной тропы и стандартного домика в конце маршрута я не видел...

мосты восстанавливают каждый год.
насчёт "расхоженной тропы": тропа на Бзерпский карниз, август 2012

места для палаток на карнизе:

а палатку в неположенном месте "пинать" очень даже могут..

Если стоянки туристов разрешены ТОЛЬКО в оборудованных местах и за это взимается плата, то это тоже можно оспорить в суде. Мы это уже проходили, по нашим письмам прокуратуры (не помню, какие) вносили протесты директорам особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Точно не помню, на какие нормативные акты мы ссылались (все же я не юрист), но помню, что были упомянуты положения Гражданского кодекса РФ, основной принцип которого -- свобода договора (принуждение к заключению договора не допускается; а тут явное принуждение к стоянке ТОЛЬКО в оборудованном месте), а также закона "О защите прав потребителей", в котором говорится, что оказание одних услуг не должно ставиться в зависимость от оказания других (а при взимании платы в ООПТ, скажем, в Кавказском заповеднике, деньги берут сразу якобы за КОМПЛЕКС услуг -- прокладка тропы, установка указателей, оборудование мест привалов и др., что незаконно.
Не сомневаюсь, что тут найдутся "специалисты", которые будут доказывать обратное. Не буду с ними спорить, ведь жизнь так коротка, а сделать надо так много. Напомню лишь, что лучший критерий теории -- это практика. Наша практика показала, что прокуратуры наши аргументы принимают, то есть они правильны.

биосферный заповедник - зона с особым режимом посещения, уж не знаю как там с юридической точки зрения, но вполне логично, что они запрещают стоянки и проход где попало.. с заповедником ситуация запутанней, чем с нацпарком.. Сочинский нацпарк, кстати, наплевав на решение прокуратуры, опять берёт деньги за "посмотреть на водопад"..

На приполярном Урале тоже есть заповедник - национальны парк "Югыд Ва". Они тоже взымают деньги н и зачто.
и вот
есть такой документ..может пригодится:

"
О взимании платы за посещение Национального парка "Югыд Ва"

Прокуратура
Российской Федерации
Республики Коми
г. Инта 169716 г. Вуктыл ул. Комсомольская, 5
169840 г. Инта, ул. Полярная, д. 13
14.10.03 г. № 23-605в-03/6304 169716 г. Вуктыл ул. Комсомольская, 5
Директору ГУ НП "Югыд ва"
Т. С. Фомичевой

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ*
об устранении нарушений
законодательства РФ
17.09.2003 г. в прокуратуру города Инты поступила жалоба директора МУ дополнительного образования "Станция юных туристов" на правомерность действий директора и сотрудников НП "Югыд ва" на территории Интинского района в части взымания платы на пропускном пункте по дороге г. Инта - р. Кожим-ю, в районе р. Беть-ю, за посещение территорий НП "Югыд ва", за проезд по дорогам, которые идут через национальный парк, за пользование фото и видео аппаратурой.
В ходе проведенной проверки было установлено, что НП "Югыд ва" оказывает платные услуги, стоимость оказанных услуг утверждена и. о. директора ГУ НП "Югыд ва" Т. Фомичевой от 22.01.2003 г. Изменения и дополнения к платным услугам, предоставляемых НП "Югыд ва", утверждены директором ГУ НП "Югыд ва" Фомичевой Т. С. 17.07.2004 г.
Пункт 1 платных услуг НП "Югыд ва" предусматривает платеж с физических лиц за посещение парка, возмещающий расходы по созданию условий для регулируемого туризма и отдыха в размере 24 руб. в сутки. Пункты 9 и 10 платных услуг предусматривают платеж за любительскую видеосъемку в размере 120 руб. и любительскую фотосъемку в размере 50 руб., разовых платежей.
Пунктом 52 Положения о ГУ национальный парк "Югыд ва" предусмотрено, что НП самостоятельно устанавливает цены и тарифы на производимые им товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услугу (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
НП "Югыд ва" не совершает никаких определенных действий и не осуществляет никакой определенной деятельности для посетителей парка, при посещении ими парка в виде передвижения по территории парка, самостоятельном производстве посетителями любительских видео и фотосъемки, то есть не оказывает никакой услуги.
Таким образом, взимание платы НП "Югыд ва" с физических лиц за посещение парка, видео и фотосъемку на территории неправомерно и ущемляет потребительские права граждан, так как платежи взимаются за услуги, которые НП "Югыд ва" не оказывает. Взимание платы за посещение парка также нарушает права граждан на свободу передвижения. Статья 8 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ" от 25.06.93 г. № 5242-1 дает исчерпывающий перечень оснований ограничения прав граждан на свободу передвижения, а именно в пределах РФ в соответствии с законом РФ право граждан на свободу передвижения может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия; на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, на которых введено чрезвычайное или военное положение.
На основании вышеизложенного учитывая, что незаконное взимание ГУ НП "Югыд ва" платы за посещение территории национального парка, платы за любительские видео и фотосъемку на территории парка нарушает права неопределенного круга граждан, руководствуясь ст. 6, ст. 22 и ст. 24 Федерального закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации",

ТРЕБУЮ
1. Незамедлительно рассмотреть данное представление и принять исчерпывающие меры по устранению допущенных нарушений прав граждан.
2. Исключить из перечня оказываемых услуг ГУ НП "Югыд ва" платежи за посещение парка, а также платежи за любительскую видео и фотосъемку.
3. О результатах рассмотрения данного представления и принятых мерах сообщить прокурору города Инты в письменном виде не позднее месячного срока со дня внесения постановления.
Прокурор города
младший советник юстиции
А. Р. Климов
исп. Богданов 63409
"

По поводу нацпарка "Югыд ва" и его директорши, совершенно наглым образом нарушающей законы, на мой взгляд, почти ежегодно, мы обращались в прокуратуру раза три, если не больше. Прокуратура поступала аналогично, как сказано в письме выше. А через год-два все повторялось снова. Ответы прокуратур мы периодически публикуем в нашей газете "Вольный ветер" для информации читателей, какие-то ответы я выкладывал ранее и на "Риске", можно поискать.
А вообще-то к какому-то юбилею газеты наш юрист Наташа подсчитала, что за последние 10 лет мы НЕ обращались в прокуратуры то ли 3, то ли 5 субъектов РФ из тогдашних 89. (Пишем не только о нарушении законов в ООПТ, к сожалению, причин множество, каждую неделю обращаются пострадавшие по разным поводам). Результаты большинству путешественников не видны, но они есть -- мы добились отмены незаконных поборов более чем в 20 ООПТ. Наглядный пример -- альплагерь "Безенги", по дороге в который с меня самого когда-то егеря пытались взять деньги (а с иностранных альпинистов, не знающих российские законы, таки взяли). Но после писем редакции в прокуратуру, главе района и др. вот уже лет 6 проезд в лагерь бесплатный. Читающий "Риск" уважаемый начальник лагеря А.Анаев может тут меня опровергнуть, если я вру.

А как обстоят дела с природными заповедниками? Они имеют право не пускать на свою территорию? Или отказать в посещении.
В НП Самарская лука продолжают взимать плату за посещение, аргументируя это оказанием платных услуг, например за посещение родника св. Ильи около Подгор. Вдоль тропы расставлены информационные стенды, беседки, мусорные корзины. Является-ли это основанием для взимания платы?

Я в прошлых постах -1 и-2 подробно рассказывала об особенностях туризма на особо охраняемых природных территориях, и в ЗАПОВЕДНИКАХ в частности. Да и не только я:)

Про заповедники понятно.
А что делать когда за непонятно какие услуги, которыми ты и не собираешься пользоваться, но которыми вроде как оборудован маршрут (те же лавочки, например) пытаются взять плату? Заплатить, а потом с чеком в прокуратуру или не платить, составлять акт, а потом в суде доказывать, что мусор не выбрасывал, на лавки не садился, стенды не читал? Кстати, в Самарской луке под Верблюдом убрали мусорные контейнеры, так что теперь вообще не понятно за что берут плату на въезде с Ширяево.

Депутат Госдумы от Самарской области Иванов однажды по нашей просьбе обратился в прокуратуру области, которая подала в суд на нацпарк и выиграла дело. А нацпарк решение суда практически игнорирует. На сайте нацпарка говорится, что его за год посещает 1 млн. человек, с каждого (там егеря строгие, многие это подтверждают) берут деньги -- ранее по 50 р. в день. Вроде бы должны в год получать минимум 50 млн. р., а по официальным данным -- только 6. Я директора парка г-на Губернаторова публично спрашивал: где же еще 44 миллиона? Внятного ответа так и не получил.
Так что, если не хотите платить г-ну Губернаторову за посещение его вотчины, обратитесь в областную прокуратуру с жалобой. Через месяц Вам должны ответить. Если Вашу жалобу отклонят, пришлите ответ нам, мы поможем отстоять Ваши (и всех самарцев, тольяттинцев и др.) права, поскольку г-на Иванова, увы, в Госдуме уже нет.
Кстати, согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ, услуга -- это некие действия или деятельность по заданию заказчика. Если туристы не давали задания сотрудникам нацпарка убирать за собой мусор и т.д., то суд однозначно будет на стороне туристов и обяжет нацпарк вернуть деньги. Проверено уже в нескольких судебных процессах против нацпарков и заповедников.

Информация от Прибайкальского национального парка

"Число туристов, посещающих Прибайкальский нацпарк, будет ограничено

Цитата:

Число туристов, посещающих Прибайкальский нацпарк, будет ограничено
Туризм, 13.02.2014 12:32:59, просмотров 679, комментариев 16, рекомендовали 8 T
Ужесточились правила посещения особо охраняемых природных территорий. Так, посещать Прибайкальский национальный парк можно только по утвержденным экскурсионно – экологическим маршрутам, которые контролируются государственными инспекторами.
По информации и.о. директора ФГУП «Прибайкальский национальный парк» Юрия Захарова, туристическим фирмам необходимо заранее приобретать разрешения на тот или мной маршрут.

Разрешения на посещение нацпарка можно получить в конторах каждого лесничества, в визит – центрах и в центральном офисе ПНП в Иркутске. В начале очередного туристического сезона будет введена система бронирования на места в палаточных городках. Это связано с тем, что с 2014 года палатки на территории нацпарка разрешено устанавливать только в специально предназначенных, строго лимитированных местах. Так, на острове Ольхон предусмотрено создание трех палаточных городков в Сарайском заливе, в Узурах и в пади Ташкиней, рассчитанных в общей сложности на 800 мест. Сотрудники нацпарка заверяют, что эти туристические стоянки будут оборудованы туалетами, костровищами и пр. При этом руководитель ПНП подчеркивает, что предоставление всех этих услуг – платное. Платить придется и за посещение экскурсионно – экологических троп национального парка."