На гребне каменной волны

Пишет Viktor4aika, 12.08.2012 10:42

-Не дает мне покоя вот этот массив! Согласись, Витек, заманчиво ведь смотрится…
-Да, мне еще в прошлом году казалось странным, что на него никто не лазит – такие милые плиты, да еще прямо перед лагерем, без всяких выходов на ночевки с двухтонными рюкзаками тушенки…
-Так давай залезем, что ли?
-Давай залезем, только отойду денёк от спуска с этих «Русских», и пойдем в разведку.
На гребне каменной волны (Альпинизм, пик брянский, безенги, альпбаза, альплагерь, скалолазание, альпинизм, горы, кавказ, виктор чайка, красноярск, соло, русские ночевки)

(На фото: вот так весело всё начиналось...)

Разговор шел о массиве, расположенном прямо над Базой. Над альпбазой «Безенги». Вообще-то, это всё обычно принято называть «массив Брно», но вот этот пик, с довольно гладкими наклонными плитами и красивой вершинной башней, носит название пик Брянский. Его высота составляет 3509 метров. Подножие со стороны лагеря укрыто рощей Мыстляр. По левую руку, если стоять лицом к горе и спиной к лагерю, склоны довольно круто обрываются к морене ледника Мижирги, по правую же руку они в нижней части плавно переходят в травянистую морену ледника Безенги, по которой идет тропа на Миссес-Кош.

В путеводителе не указан этот пик, как гора для тренировок или восхождений, инструкторы не водят туда отделения. Не описаны маршруты. Наверное, есть какие-то причины. Наверное, как обычно, что-нибудь да где-нибудь «сыплет». А может, просто не слишком престижная гора. Но это всё может и справедливо, если представить, что на планете существуют люди. Если же об этом не думать, а смотреть на этот склон так, как ребенок смотрит на игрушку в магазине, то ноги с руками начинают проситься на эти склоны сами собою. Они, склоны, выглядят примерно так же, как выглядит кусок свежей хорошей халвы на прилавке, когда ты много пахал и ничего давно не ел. Они выглядят, как загадочная штуковина, которую непременно хочется потрогать руками, ощутить, понять, из чего она сделана. Или, как вот эти пузырьки в целлофановой упаковке, которые обязательно хочется перелопать все до единого, хотя никто и никогда вменяемо не ответит на вопрос: «ЗАЧЕМ?» Но никто никогда и не задаст подобного вопроса, потому что если тебе однажды хоть раз довелось полопать пузырьки воздуха в целлофановой упаковке, то ты уже все понял. Просто большинство людей знают, что такое лопать пузырьки. Кто-то даже знает про халву на прилавке. Ну а мы стояли и смотрели на этот склон.

Стояли и смотрели. Я и мой новый друг - Вовчик из далекого Красноярска, рядом с которым расположены эти легендарные «Красноярские столбы».

Я, который только вчера вернулся с этих диких «Русских ночевок», доставив своим пребыванием там, а также желанием куда-то «позалазить», массу хлопот народу. Такую массу, что сообщение о том, что мне неплохо бы спуститься на базу, мне привезли спасатели на вертолёте. Собирался залезть на Большую гору один, да вот, трезво оценив свои силы после сложного подхода и поисков воды, а так же после закрывания большого пробела в сведениях о подходе уже на практике, решил оставить эту гору на следующий раз, когда приобретенная теперь информация сэкономит мне и силы, и нервы. Возвращение оттуда с моим рюкзачком и без особой воды тоже отняло немало сил, точнее, весьма много сил, почти все. И на подходе к Базе мне первый раз за это время не хотелось наверх, я даже вслух повторял, когда шагал где-то по травам морены: «Только не вверх, и не камни»… «только не эти плоские камни»… «только бы никуда не лезть». Мне уже не хотелось наверх, я уже устал. Но вот стою на следующий день, с полностью «пустыми» ногами и начинаю опять хотеть «полопать пузырьки протертыми целлофаном до крови пальцами »… Мне всё еще лениво, всё еще хочется ничего не делать, но внутри уже начинает опять разгораться этот огонёк…

Вовчик. Вовчика все посчитали «неудобным», «неадекватным» и так далее и в нашей, и в соседней минской команде. Его и я пытался посчитать таковым вначале, ничего толком о нем не зная, основываясь лишь на какой-то предварительной оценке по обычным, вроде бы, действиям, представление о которых у Вовчика выходит из строя, как и он сам. Из строя, которым ПРИНЯТО ходить в «советском альпинизме». Вообще, обычно мне такие люди нравятся сходу, но тут я был слишком занят собой в первые дни приезда и последующих наших «командных» хождений, чтобы глобально думать о существовании параллельных, «выпирающих» из строя, личностей. Но, после совместной стоянки наших команд на «Теплом Углу» мне Вовчик стал нравиться. Вовчика взяли в «соседнюю минскую команду», и так получилось, что мы стояли по соседству.

И вот тут небольшое отступление. Я как-то не так давно, после наших зимних приключений в Витебской Рубе говорил, что не буду чего-то там писать, чтобы не попортить кому-то жизнь. Теперь я перерос этот момент. Теперь – жизнь каждого, это его личная забота. Если ее можно испортить какими-то писаниями, значит это у него проблемы, а не у меня. Если репутацию заслуженного деятеля альпинизма можно будет испортить всего лишь моей оценкой или взглядом, то это либо я слишком крут, либо он слишком жидок. Это я к тому, что я буду писать так, как мне хочется и видится… А что касаемо инструкторов, явления, которое можно встретить в этой истории, то здесь следует правильно отнестись к моменту. Я в том смысле, что здесь внутреннее отношение и окраска даются не столько по отношению к кому бы то ни было, или к кому-то конкретно, здесь речь скорее о системе в целом. Всё, что здесь есть конкретного, в этой истории, это Я и Вовчик. Витя Чайка и Вовчик из Красноярска. Он не хотел, чтобы я писал фамилию, потому он будет просто Вовчик из Красноярска:

-А сейчас вокруг вот это: ты думаешь что сказать, что сделать… А вдруг он перестанет с тобой дружить, или отвернется, а человек вроде бы нужный, и ты уже не совсем ты сам, ты как бы подстраиваешься… Кому это нужно?- Вовчик всегда обо всем говорит тоном, не приемлющим оспаривания его высказываний. И он никогда не будет что-либо доказывать тебе, или утверждать право на жизнь его точки зрения – она заслужила свое право на жизнь среди него, и этого более чем достаточно. Возможно, несколько иначе была сформирована мысль, но мне очень понравилась эта Вовкина фраза… Потом мы много разговаривали о разных серьезных вещах, сидя у наших палаток на Базе, или еще где-нибудь, как бы болтали.. Для нас это «как бы болтали», для других это, вполне возможно, показалось бы слишком «тяжелыми» беседами. Вообще, я редко могу найти собеседника, с которым мне было бы интересно говорить на темы, по которым я веду работу над собой и над своим миром. Не ту работу, которая делает из тебя человека какого-либо жанра или вида деятельности, а ту работу, которая развивает в тебе самого Человека… Разговаривать, понимая, что меня слышат и что идет диалог, а не просто мои высказывания, или слушание мною какого-нибудь поверхностного бреда, который мне уже много лет как не интересен. Но мне интересно то, о чем говорит Вовчик и то, под каким углом он смотрит на вещи.

Вовка тоже ведет над собой эту работу. Сейчас мало людей, которые ведут над собой эту работу. Он ведет ее по-своему, в своем стиле, как и должен вести каждый человек, который хочет быть Собой, а не кем-то иным. Только у Вовки это все в своем стиле. Конечно, в этом случае ты всегда будешь выпирать из строя. Всегда будешь шилом в одном месте у людей. Не всегда тебя можно будет причесать хоть как-то, чтоб ты пришелся по вкусу в той или иной компании, или команде, особенно, когда всем удобнее, чтобы ты ходил строем и не выпендривался. Личности, они может и интересны, может и занятны, забавны, потенциальны, но никто не хочет с ними связываться, особенно, когда надо за них как бы отвечать…

Вот именно поэтому мы теперь стоим перед склоном пика Брянский, вынашивая планы залезть туда и повесить на виду какой-нибудь флаг с надписью, в дополнение к прохождению не изученного маршрута. Просто так. Просто, чтобы что-нибудь выпирало. Ну, и, само собою, полазить по этой горке хочется - больно уж притягательные склоны. Вовчика не взяли ни в одно отделение на какие-нубудь горки «для книжки», хоть у него еще и есть запас времени. Меня же слишком рано вернули оттуда, откуда НЕ НАДО БЫЛО МЕНЯ ВОЗВРАЩАТЬ, куда я стремился весь год, и потому мне опять надо куда-нибудь залезть. (И, если честно, что-то книжка начинает мне нравится всё меньше и меньше, тем, что она существует в этом мире, и что туда надо что-то записывать, да так, и в таком порядке, как придумали какие-то иные люди, решив за всех, чего для них будет достаточно, а чего им будет слишком много)… Шило в мешке не утаишь, а два шила и подавно… Одно шило – хорошо, а два – веселее…

И мы пошли в разведку. Из лагеря виделось неплохое начало маршрута: по правой стороне склона будто бы осыпной кулуар идет, и по нему можно выйти на скальный гребень, а там дальше полазить до вершины… От лагеря до начала подъема меньше десяти минут спокойной ленивой ходьбы. Хорошо, что близко, плохо, что всё видно из лагеря. Но мы, если что, за грибами пошли, или за малиной, или просто гуляем…

Снизу кулуар казался достаточно крутым, с не очень удобной осыпью. Подошли, поглядели, покурили. Зашли на камни и полезли вверх. Вообще, там по траве идет какая-то козья тропка вверх, и временами можно переходить на нее, когда камни совсем мельчают и плохо держат. В основном же камни довольно крупные и по ним весело лезть. Светит солнце. Дует ветерок, загораем, взбираемся, разведываем. Любопытство начинает гореть всё сильнее. Интересно, как оно там дальше, как там будет лазиться, как выглядит гребень. Идет ли он до вершины так, как мы себе представляли, или же уводит в сторону.

Идем. Лезется легко, после более неудобных осыпей с тяжелым рюкзаком на спине сегодняшний денек воспринимается, как активный веселый отдых.

База находится на высоте около 2200. На высоте около 2700 осыпь сужается и подходит под гребень. К этому месту мы с Вовчиком разделились: он решил вылезти на гребень чуть раньше, и посмотреть, как там на нем обстоят дела, я же решил дойти до конца этой осыпи и попытаться вылезти на гребень там, где она под него подходит.

(Вовчик в поисках выхода на гребень)

Вовчик периодически появляется из-за камней на гребне, я тут потихоньку догребаю по меленьким камешкам осыпи, периодически переходя на скалы.

(Вовчик на гребне)

В конце я подошел под хрупкие бараньи лбы и полез по ним. Довольно крутенько. Вылезти на гребень здесь можно. Можно даже полетать при желании. Люблю, когда можно полетать при желании. Выше бараньих лбов на гребень шли уже вполне крепкие скалы.

Вернулись на место, где разошлись, перекурили, попили воды, решили заканчивать разведку на сегодня. Мы уже увидели, что здесь можно отлично залезть на крепкие скалы и двигаться по ним дальше. До этого места в 2700 мы зашли не спеша за два часа. С перекурами и разговорами. Если идти нормально, можно зайти за час. Вот завтра и пойдем нормально и зайдем за час. Возьмем чего надо, на случай если скалы посложнее подвернутся, возьмем флаг, какой-нибудь флагшток, водицы немножко и пойдем.

Лагерь отсюда смотрится просто отлично. Я что-то даже особо и фотографий в этих проекциях его не встречал. Как будто на ладони. На зеленой травяной ладони которой, кажется, можно коснуться, стоит только руку протянуть.

Мы спустились к палаткам на Базу. Время нашей прогулки заняло что-то около трех с половиной часов. И уже в голове опять легонько щекотало. Опять предвкушалось, как мы завтра пойдем дальше и выше, чем сегодня, и увидим новые скалы, новые задачи, вершину. Пройдем по этому гребню до конца. Увидим лагерь сверху, увидим остальные горы с этой точки.

Решили выходить в районе десяти часов утра, чтобы трава на склоне и на полках подсохла. Да и мы посчитали, что путь до вершины при нормальной видимости у нас займет максимум часа четыре. Путь вниз, ну, пускай три. На Базе будем в пять-шесть часов вечера. Погода, вроде бы сейчас позволяет. Сегодня мы вышли в три часа дня, вернулись в половине седьмого. И всё еще светило солнце и было жарко. Завтра тоже должно посветить, вроде уже всё, что было заготовлено, вылилось за прошедшие дни.

И вот, наступило завтра. Пятое августа 2012 года. Десять утра. Погода не шепчет. Над Безенгийской Стеной какая-то туча. Над нами солнце, но туча быстро движется сюда. Пошел дождик. Не сильный, не грозный, не предвещавший ничего дурного, дождик. Туча не выглядит огромной. Решаем перенести выход на пару часов вперед. Выйдем в двенадцать. Тут рядом, успеем. А если налетит чего – спускаться недолго. Лагерь ведь с гребня - как на ладони.

Взяли веревку чуть меньше пятидесяти метров, три камалота, набор закладок, несколько петель, по три карабина на систему каждому, пару петель для самостраховки, одно спусковое. Один налобный фонарик взяли на очень крайний случай, который, конечно же, не случится, но фонарик много не весит, пускай будет. Взяли три плитки гематогена и литр воды, подкрашенной вареньем. Вовчик одел штаны, кофту, шерстяную шапку, запасную легкую майку, свои горные ботинки. Он всегда одевается, закрывая локти и колени. Хотя, это скорее я всегда раздеваюсь. Не люблю одежду, когда светит солнце. А потому я пошел в плавках, взяв с собой лишь велотрусы и веломайку. Веломайку - на такой же крайний случай, как и фонарик. Закрытые локти и колени считаю бредом, если тебе жарко, не бредом только в одном случае – если тебе холодно. У меня в голове слабо вообще укладывается, как такие суровые люди, как альпинисты, например, могут бояться каких-то там ободранных коленей, локтей, да обожженного лица. Может слишком серьезно вчитывались в «Снега Килиманджаро», а может еще куда. (Это я здесь не про тебя, Вовчик. Спасибо, за эту книгу). Если у кого-то чего-то плохо заживает, то причем здесь горы? Оно вряд ли у них на равнине заживет быстрее, просто на равнине они особо не царапаются…

Вышли. Я в плавках, Вовчик, хоть и не сильно, но одетый. Бодро шагаем, надеемся, нас никто особо не видел, и никому нет до нас дела. До вчерашнего места, до которого удалось дойти, мы, как и планировали, сегодня добрались за час. Это 2700. Вышли на гребень, по маршруту, который Вчера прочертил здесь Вовка. Тут весело вылазить:

А дальше, там сразу на гребне, отличная травяная площадочка, на ней мы сели покурить. Погода и настроение позволяли.

Почему бы не покурить, если хочется. Кто-то скажет – вредно. Но откуда он знает. Никто из умников не сможет объяснить механизма, по которому вредно курить. Ведь они толком даже не в курсе того, какие конкретно процессы разворачиваются в их любимом организме, когда они с умным видом двигают на очередную стену. Так с чего все взяли, что курить это вредно? Может, когда ты сидишь целыми днями на стуле, или в кресле и куришь по пачке в секунду, это и вредно. Но, в данном случае в тысячи раз вреднее то, что ты сидишь целыми днями на стуле, или в кресле, а вовсе не то, что выкуриваешь по пачке в день. И то, что ты целый месяц в году лазишь по каким-то горам – не отмазка. Если бы ты все то время, что сидишь, бежал, то ты бы всю эту пачку давно бы выпустил наружу из своего организма и от нее не осталось бы и следа. Но в действительности важно даже не это. У тех, кто считает, либо говорит, что курить вредно, столько же оснований это утверждать, как и у нас с Вовчиком утверждать то, что курить – полезно. То, что им сказали это какие-то врачи, или они это прочли на пачке, или даже видели легкие курильщика – ничего не значит. Я не верю ни врачам, ни надписям, ни лёгким курильщика. Я верю только своим глазам, ушам и прочим органам чувств. И вот это так здорово - взобравшись на зеленую полочку на гребне каменной волны, на неизвестном скальном маршруте в солнечный денек – спокойно сесть и покурить…

Мы пошли дальше. Скоро начнется место, после которого ни один из нас не знает, как обстоят дела. А пока отлично лезется по гребню. Хорошие скалы, есть отличные зацепки, полки.

Некоторое неудобство доставляет палка, которую нам нужно занести наверх. Ее приходится держать в какой-нибудь из рук, ограничивая тем самым количество пальцев, которые могут браться за зацепки. Но без флага – что за жизнь, что за восхождение?

И вот дошли до места, за которым, что нас ждет дальше - непонятно. Мы стали и смотрим, как лучше проложить путь. По каким полкам, по каким плитам.

Нашли. Спланировали видимую часть пути. Пошли. На большой травяной полке решили одеть обвязки и снарягу, так как скалы стали местами уже довольно убедительные.

Дальше пошли по гребню, который себе выбрали для маршрута, и который, по нашему мнению, должен был нас привести к вершинной башне. Панорама всё расширялась. Лагерь делался всё меньше. Уходил вниз, время от времени скрываясь за гребнем. Из-за Гестолы незаметно начали появляться облачка. По ущелью то подползало, то отступало низовое облако. Идем, где попроще – одновременно, где посложней и покруче – с попеременной страховкой через выступы. Идем вверх.

Я еще не полностью восстановился после попытки моего соло. Половину сил забирала не собственно физическая работа, а вот это постоянное «думание» и «выбирание пути». Я, когда собирал информацию по прдстоящему маршруту моих одиночных экспериментов, очень мало нашел сведений и фото подхода. Всё, что меня волновало, это именно подход под машрут. Маршрут мне был понятен, и все что меня относительно него волновало, это точно понять, хватит ли мне на него сил, или нет, когда я наконец-то под него подойду. Но мой мозг он не насиловал. А вот маршрут подхода терзал меня по всем направлениям. Вот на него мне пришлось потратиться и физически и, что гораздо дороже, психологически. Физически я уже через день после возвращения, то есть вчера, мог резво бегать по любым осыпям и скалкам. Но без тяжеленного рюкзака, и без попадания в пограничные ситуации, где придется много и тяжело соображать. Для этого мне нужно было еще несколько дней покоя в голове. Побегать по скалкам под солнышком недалеко от лагеря – ДА. Жопа – нет. Пока нет. Точнее, я в итоге понял, что чем полнее жопа, тем острее я ощущаю жизнь и горы, но пока я ее не желал.

Но! Но оно потихоньку начиналось. Оно уже запахло, но мы решили не придавать значения...

Три часа дня. Мы попали в туман. Я не совсем разобрался, это низовое облако сюда заехало, или это привычная для этого массива шапка, которая висит во второй половине дня над этим пиком, начиная с определенной высоты, полностью пряча вершину от мира, хотя над лагерем под ней может светить в это время солнце.

Один я, скорее всего, повернул бы назад уже на этом этапе, но нас двигал вперед командный задор. Сначала стало влажно и прохладно. Ветер тоже изменил своё настроение. То, что недавно было приятным потоком, не дающим перегреваться, становилось плотным сырым движением тяжелого воздуха, не дающим согреваться. Я надел свою веломайку. Это должно было сберегать тепло в нужной мере. Влага облака начала мгновенно конденсироваться на волосках кожи. Каждый волосок держал на себе капельку влаги, как утром держатся капельки росы на траве.

-Давай тогда назначим время возвращения. Нам нужно придумать цифру, от которой мы сможем вернуться до темноты, даже если не дойдем до вершины, - предложил я.
-Давай придумаем цифру.
-Пять?
-Ну, давай пять, вроде, нам этого должно хватить.

Дальнейшее продвижение существенно замедлилось. Мне уже не так хотелось идти вперед, потому, что уже не было так «запросто». А что-либо терзающее мозг в мои планы пока не входило. Но, пока терзает не сильно, поэтому – идем. Однако, мысль о том, что нужно ведь будет еще всё это пройти назад по этой тугой видимости, уже начинала разрастаться в голове. Такая же сырая и неуютная, как надвинувшееся облако. Видимость колебалась в пределах двадцати-пятидесяти метров. Этого мало, если учесть, что маршрут вообще не известен нам. Куда ставить ноги, и куда идти в ближайшую минуту видно. Не видно общего направления. Не видно, где конкретно расположена вершина и какой линии следует придерживаться. Мы начали запоминать ориентиры, какие-то особые камни, плиты. Назад будет идти гораздо сложнее, а это хоть как-то нам посодействует. Продолжая врезаться в этот туман, мы продвигались. Это как во сне, когда убегаешь от кого-то, прикладываешь все силы, а двигаешься гораздо медленнее, чем должен бы. Как будто тебя держит какая-то невидимая завеса. Здесь завеса была вполне видимая, но держала она точно так же.

Сейчас всё больше приходилось идти попеременно, так как скалы стали еще сложнее. Где-то в силу сложностей лазания, где-то из-за их хрупкости, когда ты в первую очередь сосредоточен не на поиске зацепок, а на поиске того, что не отломается, когда ты нагрузишь.

Облако всё плотнее. Иногда начинает моросить. Но пять вечера всё еще не наступило. Мне уже начало становиться не жарко, что бывает крайне редко, даже когда я без одежды.

На этот момент у нас оставалось уже две плитки гематогена и пол-литра воды.

Пять. Семнадцать часов.

Мы подошли под какой-то жандарм, в ста-пятидесяти метрах от вершины по высоте. Здесь было довольно гладкое, практически вертикальное зеркало, с трещиной. По нему можно было бы неплохо залезть. Но это уже не имело особого смысла, так как запас времени, который мы себе назначили, истек. Пора было поворачивать. Даже если бы мы и пришли сюда раньше, даже если бы оставалось время, дальше идти было бы затруднительно, так как вообще ничего не видно, и сколько шансов выйти именно к вершине при таких условиях – неизвестно.

Я бегаю по морозу в одних этих велотрусах. По любому морозу и любой погоде зимой. По любым дождям осенью и весной. Долго и далеко. Если я двигаюсь, я не мерзну. Даже в минус пять я прибегаю потный и горячий. Я очень редко мёрзну. Но сейчас мне стало холодно. Я захотел побыстрее вниз.

-Витёк, как думаешь, этот камень виден из лагеря?
-Да кто его знает, может быть, этот гребень здесь всё еще скрыт тем, который ближе к лагерю.
-Ну, давай хотя бы здесь тогда флаг разместим.
-Д-давай!

И вот мы рисуем на большущей простыне маркером надпись. Приделываем к флагштоку. Это заняло еще полчаса. Полчаса без движения. Воздух вокруг стал свинцовым. Как если бы свинец достали из морозилки и распылили в атмосфере над этой горой.

Я надел Вовкину запасную футболку. Она хоть тонкая и не спасает, но всё же, немного теплее. Или, скорее, не так холодно.

Половина шестого. Мы начали спускаться. Опять вот это. Оно. Когда ты заставляешь себя не думать о том, что будет через час, через два-три часа, когда ты не забегаешь наперед, понимая, что там вовсе не море солнца, радости и «горного веселья». Ты теперь стараешься думать только о ближайшем лестничном пролете. Заглядывание дальше только отнимает силы, оно не конструктивно, но очень сильно вредит голове, так как ты знаешь, что у тебя еще ТОЧНО несколько часов впереди, в течение которых тебе будет всё труднее и труднее. Тяжелее, и, может быть, даже невыносимее. И ты никак не можешь их избежать, этих часов. Нужно просто спускаться. Каждый шаг, каждые несколько шагов и потеря нескольких метров вместе с ними будут приближать тебя к земле. Нужно сейчас думать про следующий шаг в нужном направлении, стараться не сбиться с пути, по которому мы поднимались и не думать про следующий час. Не думать. Соображать и действовать, но не думать.

Кто ходил, тот знает, что идти вниз в условиях отсутствия видимости намного труднее, чем идти вверх. Достаточно хоть где-то немного потерять бдительность и ты запросто можешь уйти на второстепенные гребешки, или не в тот кулуар, не на ту осыпь.

Несколько явных ориентиров я запомнил. Но опять же, когда запоминаешь много ориентиров при маленькой видимости, то твой путь складывается как бы из кусочков длиною во столько метров, на сколько видно вперед. А потом ты уже не всегда помнишь последовательность этих кусочков.

Но вот он этот камень. Мы еще отсюда думали дюльфернуть вниз на обратном пути и поискать более быстрый спуск, если будет погода. Но погоды уже нет, и времени нет. Мы просто проходим его.

Мысль о том, что мы не успели, уже маячит в затылке потихоньку, как муха, которую невозможно ни прихлопнуть, ни отогнать, и ты просто стараешься на нее не обращать внимания, чтобы не ошибиться.

-Давай здесь пойдем влево!
-Вовчик, лагерь справа, давай придерживаться правой стороны, мы хотя бы видели, что там и не уйдем на какие-нибудь непредвиденные сбросы.
-Да я видел там осыпь, мне кажется, мы можем на нее спуститься и по ней по-быстрому потерять высоту.
-Я бы не стал...
-Давай всё же попробуем.
-Ты не находишь, что сейчас уже не стоит чего-либо пробовать?
-Да я тебе говорю, там точно была осыпь.
-Ладно, давай попробуем, похоже, мы всё равно здесь надолго.

Мы обходим очередной сброс слева, выходим на какое-то подобие осыпи. Спускаемся немного по ней. Потом попадается еще одно сложное место. И здесь мы опять берем левее. Мне это не очень нравится, но мы теряем высоту. Это уже неплохо. Хотя, мы и можем сейчас забрести на место, с которого так запросто не спрыгнешь.

Уже где-то восьмой час. Времени осталось совсем мало, надо до темноты постараться выбрести хоть на какую-нибудь траву или убедительную осыпь. Но «муха» назойливо подсказывает, что нам это не светит. Иди к чёрту, муха. Но вот уже целый рой мух настойчиво начинает мне кричать, как холодно будет через час, два, три. Ведь я уже не согреваюсь. Когда мы идем попеременно я стою, страхуя Вовчика, когда же моя очередь идти – я не успеваю согреться после простоя и охлаждаюсь всё больше и больше. Да и сырость накатила уже вечерняя, она позлее той дневной, которая только лишь покрывала капельками волоски. Эта сырость пытается забраться под кожу, а потом дальше – к костям. Пока ей это еще удается не до конца, но я уже начинаю дрожать. И дрожь всё крупнее.

-Давай вот сюда спустимся!
-Опять влево? Вовчик, мы итак уже хрен знает куда свалили…
-Гляди, неплохой камин, вон внизу осыпь!
-А ты уверен, что она до самого низа пойдет?
-Ну, уже пора бы!
-Ладно, валим!

Пролезли по камину. Здесь осыпь. Ура. Сейчас сбежим.

Сбежали метров на десять по высоте и вот здесь окончательно приехали. Осыпь закончилась сбросом с такими лихими плитами таких скал, что туда не хотелось ни при каком раскладе. Свет уже начал уходить из воздуха, темнота начала подбираться всё ближе. Но еще было видно. Было еще что-то видно… Но… Но пошел дождь. Пошел чертов дождь.

-Вот зачем? Вот заткнись, а? Ну зачем ты здесь сейчас. Не надо. Совсем не надо.- хотя, я понимал, что дождь не заткнется. Сквозь пелену несколько часов назад я видел эти «нехорошие» облачка. И это не тот дождь, который может предложить обычное вечернее низовое облако. Это конкретный дождь откуда-то конкретно сверху, с ним так просто не сладишь и, скорее всего, он здесь надолго.

-Ну всё, приехали, блин!
-Будем дюльферять отсюда!
-Вовчик, ты в своём уме? Куда дюльферять? – плиты уходили вниз, в туман, увеличивая свою крутизну, и к тому месту, где их уже не видно они превращались почти в отвесные стены.- Мы не знаем что там дальше, сколько веревок, куда мы спустимся, есть ли там место, где можно сделать следующую станцию. Посмотри, какие гладкие крепкие скалы!
-Да, Витек, некогда сейчас уже. Давай, я делаю станцию, и валим вниз. Я тебя спущу, потом сам спущусь на двойной.
-Блин, Вовчик, я не пойду туда, лучше я переночую здесь, где-нибудь под большим камнем и дождусь, когда посветлеет и станет хоть что-нибудь видно. Так мы можем попасть в еще большую жопу.
-Ты что, совсем замерз? Нам надо валить отсюда.
-Мне кажется, шансов уцелеть больше, если мы дождемся утра, хоть и замерзнем еще больше, чем если мы сейчас будем дюльферять вот в эту неизвестную пропасть, в туман, в темноту по мокрым скалам…
-Витек, ночевать – не выход, надо валить отсюда, надо валить вниз.

Всё это в довольно резких тонах и на громкости выше средней…

Сложный был момент. Отличный был момент. Вовчик уже вяжет петлю, а весь мой мозг протестует. Потом, я начинаю понимать, что мы уже всё равно попали, и всё дальнейшее придется делать по мокрой, свинцовой темноте, туману и дождю, и особо хуже уже не будет, потому можно начинать делать, мы уже НИЧЕГО не теряем.

-Ладно, хорошо, давай дюльферять. Это ведь наш маршрут. Пускай это будет еще и наш конкретный спуск. Отличная горка, как оказалось.
-Возьми фонарь, постарайся найти нормальную полку, возьми камалоты, сделаем там станцию.
-Что-то не похоже, что там есть место для хоть какой-нибудь станции. Но главное ведь ввязаться в бой. Так ведь? Айда. Поехали. Я пошел. Ты, блин, только держи крепче, скалы – совсем хрень полная, скользко, как в одном месте у девицы в час раздачи…Я пошел, держи крепче.

Я пошел вниз в эту чертову бездну с фонарем на лбу, который ничерта не помогал, но придавал пару грамм уверенности. Без фонаря картина видна более полно при такой обстановке. Периодически его выключаешь, чтоб увидеть контуры. Включаешь фонарь и всё – как будто к твоему лицу поднесли матовое стекло. Даже у ног всё видно так мутно, как будто я снял свои линзы. Дальше ног – вообще ничего не понятно. Со включенным фонарем здесь даже углы стали непонятными. Пространство не читается. Без фонаря – только черные контуры. Скользко. Очень скользкие скалы. По ним льет. Хоть пока и не слишком критично. Трава, которой покрыты мизерные полочки тоже скользкая. Я пошел в своих драных кроссовках, в которых мне нравится ходить на подходы, в которых я бегал весь этот год, которые еле дышат, но чертовски удобные и выношенные полностью по ноге. Плюс, так как я с ними давно, то уже знаю трение, на которое они способны, в том числе и на мокрых камнях.

-Сколько веревки? - под задницей – пропасть и чёрный ветер с дождем, но, ни полка, ни вменяемая трещина не появились…
-Повтори
-СКОЛЬКО ВЕРЕВКИ?
-Восемь!
-Понял! ЗДЕСЬ НИХРЕНА НЕТУ. Вообще нихрена нету. Попробую сместиться вправо, там вроде бы виднеется что-то.

Я сместился правее, затем еще правее. Мне показалось, что там есть место, где хотя бы можно поставить две ноги. Веревка уже уходила где-то под сорок пять градусов от вертикали от меня влево.

-Есть! Здесь есть полка. Здесь можно сделать станцию.
-Отлично!!!

Нахожу более или менее ровную траву под ноги. Вроде не соскальзываю. Хотя, кто его знает. В хорошую трещину ставлю два камалота. Руки уже потихонечку перестают слушаться. Веревка становится всё тяжелее и неудобнее из-за обильного намокания.

-Самостраховка
-Понял. Свети в моем направлении. Ничерта не видно. Потиху буду спускаться к тебе.

Подсвечиваю Вовке путь, пытаясь не слепить. В контровом свете фонаря, даже в этой пелене, видны выступы и общий профиль, и Вовчик медленно приближается.

-Витек, ты где? Куда отсюда?
-Я здесь, сюда! Правее. Здесь полка. Отличная полка!

И вот мы оба на самостраховке. Стоим на скользкой траве, а за спиной и внизу – черная, мокрая неизвестность. Зайдите в ванную, выключите свет, включите холодный душ, потом станьте на ее край. Вот в такой последовательности. Начинаем продергивать веревку.

-Пошла! Пошла! Отлично. Тянем! Тянем!

Веревка продернулась, мы ее уложили здесь рядом, на полке. Мокрая, противнейшая веревка. Грязная веревка. Хорошая, нужная веревка. Красного цвета, если бы она была желтого цвета, это была бы моя любимейшая веревка на свете.

-Вовчик, я тут глянул пока стоял, здесь по-моему можно отлично слинять вон туда правее, там, по идее, должна продолжаться вон та осыпь. Видишь: там дальше гребень, и по логике там должна быть осыпь. На фонарь, глянь, что там. Наверное, не такой уж и плохой путь.
-Давай.

Это был тоже отличный момент. Настоящий такой. Момент стопроцентной настоящей Жизни. И вот только сейчас, когда Вовчик уехал по направлению к Питеру, после нашего совместного прибытия в Нальчик на базу, после брожения по его улицам, в попытках порешать какие-то вопросы, связанные с дальнейшим «дюльферянием» на «большую землю» я смог сформулировать для себя это его качество. То, из-за которого он пришелся «не к месту» и в наших минских «командочках» и в отделениях, в которые он пытался попасть…

Когда ты попадаешь в незнакомую компанию, ты не совсем таков, каким бываешь каждый день. Ты немного иначе себя ведешь в ситуациях, иначе реагируешь на людей, иначе проявляешь свои эмоции, в особенности, если они не очень позитивные. В особенности, если тебе от этих людей что-то надо. Например: если тебе надо, чтоб они взяли тебя на «зачетную» гору. Ты – другой. Чем более ты вливаешься в этот коллектив, тем более себе можешь позволить «раскрыть» свои качества, которые не всегда могут приходиться по вкусу окружающим. Но они – твои, эти качества, ты не можешь слишком долго их прятать, это часть тебя. Это не худшая часть тебя, наверное, это и есть твоя индивидуальность, то, что выпирает из строя. Людям не всегда досуг это воспринять. Не подстроиться, не адаптироваться, а просто принять тебя такого, как ты есть, со всеми торчащими иголками, шишками, мокрой травой. Потом, когда ты ближе к ним подбираешься, как бы немного прорастая и в их мир, они уже с большей вероятностью могут воспринять твои эти «особенности» и заморочки. Да и ты, понимая, что уже теперь ты здесь свой более, чем раньше, можешь себе позволить распустить свои сложенные «особенности», меньше опасаясь, что это кого-то может поцарапать. Это так просто – чем ближе люди, тем более ты с ними настоящий. Вот, наверное, то, насколько ты себе можешь позволить быть плохим с людьми и определяет то, насколько они тебе близки. Главное правильно понимать этот момент. Ты можешь себе это позволить, не потому что тебе на них совсем наплевать, а потому что с ними ты уже можешь не бояться быть собой в полной мере, со всеми своими «чудачествами и приблудами», не бояться того, что они отвернутся и вытеснят тебя за периметр. Когда ты орешь на близкого человека, потому что по-другому сейчас не можешь, это периодически естественно. Когда ты точно так же наорешь на едва знакомого товарища по команде – это будет «конкретная шероховатость». Не обязательно «наорать», это может быть тон, форма высказывания, действие. Так вот, здесь вся разница и была в том, что Вовчик СРАЗУ такой. Это после его уезда я уловил этот момент, и позавидовал, что я этому пока научился еще не в полной мере. Вовчик и после всех передряг, после всех замесов, был точно такой же, каким был в самом начале, в самых первых совместных действиях. Когда никто из нас его не знал, а он не знал толком нас. Но это именно ему было нужно ходить с одним из наших «отделений». Ему было как бы нужно. Но он был в начале точно таким же, каким был и в самом конце. Он изначально был весь точно такой же, какой есть на самомделе. Я считаю – это очень здорово, правильно и по-настоящему. И это – редкость. Какой ты конкретно это уже дело второе. Думание о близких – не более чем притворство на любом этапе. Не более чем вывеска, которой ты пытаешься прикрыться, боясь быть собой.

Он мог поднять на кого-нибудь голос на самой первой горке, на единичке – на Гидане, или еще раньше – на ледовых занятиях. Он мог что-то делать по своему, вразрез с тем, что предлагалось инструктором. Он не стремиться быть своим. Даже если это, вроде бы, нужно для дела. Он остается собой при любом раскладе. Непричесанным, местами резким, местами грубым, но – собой. И это самое главное и важное. Он будет упираться, настаивать, спорить, неся свое решение, как единственно верное. Кто-то упрекнет, что мол если ты идешь с инструктором, то засунь в задницу все свои решения и слушай инструктора. И будет неправ. Потому что альпинизм, как и любое настоящее дело, начинается не тогда, когда ты обрел должные навыки, не тогда, когда можешь пробежать пятнадцать километров за час или складно сходить троечку в группе. Он начинается только лишь тогда, когда ты сам принимаешь все решения, вплоть до тех, от которых может зависеть твоя, или даже чужая жизнь. Этому не учат. Этому нельзя научить. Для этого нужно иметь свою голову, которая способна СООБРАЖАТЬ. Нужно уметь слушать СВОЮ природу – она сильнее всех учителей вместе взятых. Все, чему тебе собственно и следует учиться, это слушать свою природу и не спорить с ней. Ты можешь спорить со всем миром, с инструкторами, но с Ней – никогда. Инструкторы – люди. Пускай более опытные, но это – их опыт. Их личный, собственный. С его помощью можно пройти по трудному склону, можно избежать надвигающейся задницы. Пройти тебе вместе с ними. Но его никаким образом нельзя переплавить в свой личный опыт. Свой опыт можно обрести только совершая свои шаги и принимая свои решения. Кто-то скажет, что нужны основания для принятия решений, что горы – опасность, и не место для экспериментов. Но он будет далек от истины в этом своем высказывании. Горы – не опасность. Горы – такое же место для экспериментов, проб и поисков, как и весь остальной мир, как и вся остальная жизнь.

У кого больше шансов выжить: у человека, который всегда ходит на зеленый свет, не глядя при этом по сторонам, чётко зная, что зеленый свет – гарантия жизни; или же у человека, который всегда ходит строго на красный, но внимательнейшим образом следит за появлением машин на полотне?

Второй вариант! Только второй вариант!
Если ты умеешь пользоваться глазами, если у тебя хорошо работают уши, если ты умеешь крутить головой на все четыре стороны и не терять ее ни при каких условиях, вплоть до самых пограничных, тогда бери иди и пробуй. Ошибайся, становись умнее, пробуй заново. Выживай и пробуй снова выжить. «Правила альпинизма написаны кровью!» - кто это придумал? Что за бред? Гибнут люди? Ну, так гибнут люди. С людьми такое, знаете ли, случается. Так уж они устроены. Везде в мире периодически гибнут люди. В городе гибнут люди. В квартире гибнут люди. В парке, порой, гибнут люди. Если ты будешь с уважением относится к своей природе и к Природе в целом, то она тебе позволит двигаться по своему пути ровно до того места, до которого тебе назначено, совершая ровно столько ошибок, чтобы приобрести опыт, но чтобы не сложить кости раньше срока… Срока на который тебя записали. И до этой даты можешь выпендриваться сколько угодно, но толково выпендриваться. Можешь смеяться в лицо чертям, грозить козой богам с вершины, только уж очень тупо и откровенно не маши красной тряпкой перед лицом у Смерти, и все будет хорошо. Если будешь складно и интересно выпендриваться, глядишь, и черти, и боги, и даже Смерть, решат насладиться этим зрелищем подольше, и перенесут дату… А будешь сидеть и дрожать – может им станет скучно, и они решат, что зря тратят на тебя время и внимание…

И вот, мы стоим вдвоем с Вовчиком на этой мокрой, скользкой травяной полке, пристрахованные к одной станции. Меня колотит по полной программе, Вовчику тоже уже ни капли не жарко. Там, половиной веревки выше, мы конкретно ругались, точнее пререкались, пытаясь выяснить, что же для нас лучше будет сейчас. Я люблю поорать, я люблю поругаться матом, особенно когда нахожусь в жопе. Вовчик тоже заводится с пол-оборота…

-Знаешь, Витя, там – пропасть. Там еще более отвесные стены. Там нет никакой осыпи и в помине. Гладкие мокрые стены, уходящие в черный туман, подозреваю, что там мы точно никакой станции нигде не наладим…

Сказал очень спокойно. Почти еле слышно. Я тоже теперь был очень спокоен. Теперь мы успокоились. Вот теперь мы «приехали» окончательно и волноваться дальше было не о чем. Спешить уже было некуда. Теперь надо было просто спокойно выбираться из этой задницы. Как-то сплавились мы в этот момент, что ли. На этой станции в какой-то сплав, который сможет дать полноценный отпор наваливающемуся со всех сторон свинцу. Уже начало десятого. Уже спешить некуда. Льёт. Дует. Колотит. Стоим на станции… Светит фонарь, но это больше для настроения, чем для видимости. На какой-то период время застыло и мир остановился.

-Блин, сигареты закончились.
-У меня еще есть два гематогена, и вода вроде осталась.
-Давай заточим.
-Давай заточим оба! - предыдущую плитку гематогена мы днем разделили пополам, но сейчас неплохо было бы забросить калорий побольше, так как они все понадобятся… До последней…

Мы запили сладкий гематоген остатками воды с вареньем, и даже попытались пошутить над этой ситуацией.

-Ну что, Вовчик, какие планы на вечер? Вылазим обратно, к станции? Дальше через тот камин и пытаемся валить правее? Давай, может, отыщем наш путь, по которому мы сюда приперлись?
-Да, видимо так и поступим. Блин, жаль сигарет нет уже.
-Да, жаль... Пойдешь первым?
-Да, давай пойду первым.
-На фонарь, ща пострахую.
-Вот тебе зажигалка, когда будешь разбирать станцию, хоть подсветишь, если понадобится. Я пошел. Страхуй.

Здесь можно было вылезти к предыдущей станции по косой травянистой полке, с возможностью использования выступов на уровне головы для зацепок. Мы это сумели разглядеть при тусклом свете фонарика.

-Блин, этот фонарь… Хотел же заменить… Батарейки совсем дохлые…
-Да ладно, Вовка, прорвемся…

Вовчик довольно быстро добрался до этой станции.

-Самостраховка!
-Понял!
-Страховка готова!
-Понял. Разбираю станцию!

Камалоты сидели глубоко в трещине, а пальцы уже практически не гнулись. Я повозился какое-то время, но достал оба.

-Пошел!
-Понял!
-Вовчик, подсвети, ничерта не вижу.
-Там справа были выступы неплохие.
-Нашел. Отличненько.

...Вообще, команда "понял" обладает неким успокаивающим воздействием. Когда тебя кто-то где-то на том далеком конце веревки понял, это немного успокаивает и бодрит...

И вот мы оба на этой станции, на которой были около часа назад. Дождь как будто стих. Да, точно стих. И ветер перестал. Может быть, сейчас протянет и всё пойдет намного легче. Пускай бы! Хотя бы протянуло! Пускай было бы видно, в каком направлении двигаться. Пускай были бы видны огни лагеря. Они могли бы служить отличным ориентиром.

-Пойду, Вовка, в камин. Ща залезу, заложу, приму! Давай фонарик!
-На фонарик. Пока развяжу петлю.

Ветер утих совсем, и движение начало меня немножечко согревать. Хоть обе майки были мокрыми насквозь. Но до костей всё еще не доходило. Не успело дойти. И мне даже понравилось залазить по этому камину. Вообще, люблю лазить вверх без страховки. Какое-то ощущение свободы. Нет – свобода. Это она самая и есть. Люблю свободу. Сегодня ночью она особо остро пахнет…

-Страховка готова! Давай, Вовчик, вроде погода налаживается! Сейчас зайдем за этот жандармчик, и попытаемся увидеть лагерь.
-Пошел, подсвети!

Мы вылезли к жандарму над камином. Свечения лагеря не видно. Но зато потеплело. Даже природа успокоилась. Вот и хорошо. Вот и пускай. Потихонечку будем спускаться. Выйдем. Догребем. Мы догребем до низа.

Ищем путь назад, пробираемся.

-Вон, Вовка, чуть выше можно перебраться обратно на гребень
-Давай спустимся сюда, зачем нам опять на гребень. Давай спускаться.
-А вдруг там такая же жопа, как и в предыдущей попытке?
-Ну, давай хотя бы глянем, что там. Видишь: вон гребень идет! По идее, это наш гребень, и здесь должна быть сыпуха.
-Ну, если только «глянуть».

Потихонечку Вовчик по полочкам идет к тому месту, откуда можно «глянуть». С фонарем идет. Придерживаю маленько. Чем дальше удаляется свет фонаря, тем плотнее тебя обжимает свинцом. Вот фонарь и вовсе исчезает за поворотом. Ты почти физически ощущаешь объятия этой темноты.

-Ну что там?
-Да хрен его знает. Туман. Сейчас попробую получше подсветить… Направо какой-то сброс, не пройдем. А вот прямо вроде бы виднеется внизу место, пологое, там можно неплохо стать, и, вроде, с него можно куда-нибудь выйти ногами.
-Ты, блин, уверен?
-Да стопудово. Точно! Подгребай сюда!
-Так ты это, может, заложи чего-нибудь, я конечно чайка, но летать сейчас не хотелось бы…
-А, да, точно. Ща!.. Блин, поганое место, трудно сделать станцию, – но он потихонечку завязал петлю через крепкий выступ,- Станция готова. Давай, подходи потиху.
-Посвети!

Блин, ну и скалы. Наверное, днем, сухим днем, здесь было бы отлично и весело…

-Вон, гляди, Витек, как будто свечение лагеря!
-Ну да, что-то светится,- за туманом и правда что-то светилось, но огней видно не было, но небольшое светлое пятно за гребнем было.
-Смотри, смотри – протягивает. Блин, похоже, они движутся! Эти огоньки движутся.
-Данунахрен! Как они могут двигаться, это ведь лагерь? Или… Да не… Да какие спасатели, неее!!!
-Витек, а движуться ведь, и вроде их ровно восемь, как тебе и говорили…
-Не, лучше я сдохну здесь, чем позволю себя отсюда кому-либо снять. Нихрена. Блин, давай, что ли, вырубим фонарик, чтобы не «палиться»?
-Да вроде они еще далековато!
-Вроде еще больше протягивает, сейчас поймем расстояние,- на какой-то миг над гребнем чуть прояснилось, - Аааа….нет….ура - это лагерь!

Блин, как же он близко. Как же он рядом. Хотя мы еще даже не на 2700… Уже хоть веселее, знаешь хотя бы, что лагерь с горячим душем – вон он, существует…

-Да, лагерь! Давай поднажмем. Видишь, он близко.
-Давай поднажимать! Ну и где твоё «выполаживание»?
-Да вон! На фонарь, гляди!
-И правда, что-то виднеется, но сколько до него? Пять метров? Пятнадцать? Или больше половины веревки?
-Да вроде рядом!
-А может всё же на гребень?
-Да ну его, этот гребень!
-Ладно, давай линять отсюда. Кому фонарь? Давай я оставлю у себя, ато хрен его знает, что там за полка.
-Забирай.
-Так, давай разберемся с серединой веревки, ато мало ли,- это была именно та самая веревка, которую неделю назад я себе маркировал для своего, блин, соло. Я пометил на ней середину широким куском пластыря, и еще две отметки на трех метрах в обе стороны от середины, чтобы на самовыверте не было неожиданностей. Однако, тут такие выступы со щелями встречались, что этот пластырь периодически мешал протягивать веревку. Ну, и я решил убрать метки. Однако, одна осталась, та которая отмечает три метра от середины в какую-то из сторон,- Так, вот метка, это в какую сторону три метра от середины?
-Так, ща вспомним… Это в твою сторону, Витек. Так, три метра. Отлично. Вот середина!
-Я пошел. Держи, Вовчик, скалы – совсем говно!

-ЗЕМЛЯ!!! Отличное место, Вовчик. Спускайся. Ща попробую тут за что-нибудь заложить, тут оно хоть и не крутенько, но - травка, и скользковато,- нашел какую-то трещину, вставил камалот,- Давай, дуй сюда.
-Так ты посвети, блин!

Подсвечиваю, высунул фонарик на руке из-за выступа, чтоб камни от Вовчика совсем уж по назначению не прилетали. Вовчик потихонечку спустился.

-О, так тут можно дискотечку устраивать, всё, как я и говорил!
-Давай ща продернем веревку и тут же устроим!

И вот тут началось опять. Начало капать. Да с нарастанием. Да как-то вообще не к месту. Пока мы продернули веревку, пошел дождь, да посильнее предыдущего.

-Бл...ь!
-Бл…ь!
-Валим. Ща нас вообще промочит окончательно. Давай соберем полверевки, и опять свяжемся оставшейся половиной.

Связались, пошли. Пока шлось. Опять начинало казаться, что это уже наверняка до самого низа. Но дальше обычно путь обрывался вниз опять каким-нибудь сбросом. Мы опять медленно проходили его по всё более вытекающим из-под рук скалам. Хотя, казалось, что мокрее уже некуда. Но вот по ним уже текут вполне вменяемые ручьи. Они уже не просто мокрые, они уже почти жидкие. Так кажется, во всяком случае. Нас полощет по полной программе, насквозь. Вдоль и поперек. Это не ливень. Ливень это что-то другое, более мягкое и человечное, это же – полнейшие судороги небес. Вот что они хотят этим всем доказать? Они – эти небеса и эта Гора. Что мы где-то были неправы? Ну, разве что только в одном месте. В самом первом месте, когда в три часа дня не развернулись обратно при попадании в туман. Подумаешь, какая мелочь. Зато вот теперь резвимся по полной программе. И что, неужели небо тут себе думает, что можно согнуть двух таких баранов, как мы с Вовчиком, какими-то потоками холодной воды и струями плотного ночного ветра? Да и кто это выдумал, что человек по сравнению с горами – муравьишка? Бред. Полнейший бред. Человек – это больше, чем горы. Потому что человек может подняться на вершину, и даже стать выше нее на целый метр-восемьдесят. А вот вершина – так и будет здесь вечно стоять, огромным мокрым, или сухим камнем, или грудой камней со снегом. И это будет всего лишь груда камней со снегом, ничем не примечательная и не лучшая, чем лес, или речка, или тротуарная плитка. Ничем не более величественная, чем автобусная остановка, пока он, пока человек не решит, что это всё, что-то значит, и чего-то, блин стоит. Для него лишь, для этого человека стоит. А так – это просто камни, большие камни с дождем или снегом. Так что ты тут можешь полоскать, можешь сыпать, можешь пытаться достать кости из нас этим долбанным мокрым жестоким холодом, но тебе нас никогда не сломить. Никогда. Тебе нас даже не согнуть. Всё что ты можешь, это максимум – убить. Но ты ведь знаешь, знаешь ведь, что это не выход, ни для Тебя, ни для нас. И потому мы сейчас будем пробираться сквозь эти мокрые скалы, с задубевшими руками и промокшим существом. Снова и снова. Если надо будет пройти еще тысячу чертовых сбросов, мы пройдем их. Если надо будет опять медлить на ужасных травяных полках – будем медлить. Мы будем идти, мы будем спускаться. И если что, то однажды настанет утро, и с этим ты ничего не сможешь сделать. А пока лей. Лей. Дуй. Сыпь. Это и всё, что ты можешь. Это мы сделали тебя Горой, это мы воспели тебя в песнях и вознесли в стихах. Без нас – ТЫ НИЧТО. Потому, выпендривайся сколько угодно, мы пройдем! Ты можешь сколько угодно твердить устами спасателей и инструкторов свои «правила, написанные кровью», но мы будем писать свои правила. Если понадобится, своей же кровью, на что ее еще тратить, если не на написание собственных правил? Но мы будем идти. Потому что только так мы – люди, а ты – Гора! Тебе всё понятно?

И мы шли. Сброс. Трава, или осыпь. Потом всё сначала. Потом травяные участки стали становиться все длиннее и убедителней. На этой высоте был уже не такой густой туман, и без фонаря мы видели, что морена, по которой должна идти тропа от Миссес-Коша на Базу, всё ближе. Стал виден Безенгийский Ледник и гул Черека становился всё громче. Временами был виден, чёрный в этом замесе, Каргашильский Хребет. Он становился всё выше. Нам уже было не важно, насколько мы замерзли и отсырели и сколько нам еще идти. Мы шли. Мы пробирались. Нас полощет, нас сдувает. Мы снова ищем путь. Мы снова находим его. И вот уже иногда появляются колючки чертополоха в траве. Царапают, но это радует. И вот уже появился первый рододендрон. Мы скоро выйдем на тропу. Наверное, даже не придется здесь встречать рассвет. Жалость какая! Мы поцарапаны камнями. Где-то что-то отломанное пролетая, или прокатываясь мимо, цепляло. Ну и пусть. Царапины. Всё это ерунда. Всё это здорово.

-Полка! Та самая полка!!!
-Да ну! Неужели та самая?
-Да, здесь мы днем надели обвязки и связались!
-Точно здесь! Ну ничего себе! Ну мы, блин, и следопыты. Мы сюда вышли!!! Здесь чуть выше, чем 2700. Отсюда все просто. Пойдем по нашему гребню, ты его вообще отлично знаешь, ты ведь там в первый день всё разведал!
-Да, разведал. Но тебе, Витек, хочется сейчас там еще полночи лазить? Видишь, на скалах сейчас полный Армагеддон!
-Так что, опять налево?
-Давай налево, вроде там уже пойдет без глобальных катаклизмов!
-Да хрен с ним, пошли налево. Нам уже не привыкать ходить налево!

Скользим по траве. Скользим по рододендронам. Уже нет сбросов. Почти нет камней. Одна трава. Отлично. Сюда мы и шли. Стоп. СТОП!!!!

-ТРОПААААА!!!!!!!!!
-Где???
-Вот тропа, Витек!
-Ну всё, мы победили! Мы вышли. Отсюда я пройду даже спящий. Там единственное поганенькое место будет, тропа пересекает осыпь, и там идется по турам. А их мы сейчас не разглядим толком. Вот после того места можно начинать праздновать победу!

Да, на этом месте мы еще немного поблуждали, спустились на много метров, встретили поперечный овраг, поднялись до его верха, и опять нашли тропу. Но мы уже гребли по полной, как будто после всех мыслимых резервов в организме включается урановый стержень. Здесь уже мы даже бы всем чертям рассмеялись в лицо, если бы они вздумали возникнуть на нашей дороге…

-Всё, Вовка, десять минут, и мы в лагере.
-Сколько сейчас времени?
-Я не вижу, часы залило, сквозь стекло ничерта не видно. Да и какая уже разница. Видимо, середина ночи…

Только бы была в душе вода. Была бы вода... Горячая, и я не вылезу из-под нее до рассвета, буду сидеть в душе, пока она не закончится…

Днем здесь плотно набитая тропа, сейчас же – плотно замешанная грязь на месте тропы. Иногда проскальзываем по ней. Идем к огням на непослушых ногах, но пытаемся побыстрее добраться до периметра. И вот она - лесенка через забор. Не верится в эту лесенку, но она здесь, под ногами. Мы, как два калеки, извлеченных из ледяного бассейна, после вечности, проведенной в нем, топаем по мокрым ступеням, и ступаем на территорию Базы. Я попытался разглядеть, сколько времени на часах. Полчетвертого утра. Мы спускались от того места, где написали на простыне «Свобода» почти десять часов. А вообще получилось пятнадцать, от момента нашего прошлого пересечения этой лесенки днем. Хорошая, несложная, коротенькая, невысокая домашняя горка получилась. Очень уютная. Прямо перед лагерем. Никто сюда не ходит. Сюда нет маршрутов. Сюда не водят отделения. Ею не «открываются». Это не Гидан, это не Брно. Это не престижно, не Коштан и не Джанги. Это – Пик Брянский. В следующий раз мы долезем до вершины. Выйдем пораньше. Или попозже. Не важно. Раз есть вершина, и есть перо в заднице, почему бы не долезть до самого верха, забив на престижность, правильность и веками прописанные чьей-то кровью ЧУЖИЕ правила?

-Вовчик, пойду проверю, есть ли вода в душе!
-Хорошо, я попробую найти кого-нибудь не спящего. Неплохо бы выпить чего-нибудь горячительного, вроде коньяка и стрельнуть пару сигарет!
-Встретимся у палаток.

Я пошел в душ. Опасался лишь того, что так как есть - весь в траве, камнях, двух майках, обвязке, со всем железом - сейчас залезу под струю и уже никогда в жизни оттуда не вылезу, буду стоять или сидеть под горячей водой пока существует видимая часть вселенной…

-Йес!!! Вода!!! Горячая вода. Она есть. Она существует.. Хотя, может это холодная вода? Как теперь понять? Нет, вроде бы все-таки горячая, раз пар идет. Странно, по ощущениям руки это может быть как очень горячая вода, так и очень холодная… Но – пар! Так…Надо к палаткам… Надо заставить себя выйти к палаткам… Давай, Чайка, еще чуток остался. Через несколько минут ты сможешь залезть под эту струю, и это главное. Что будет в промежутке – просто не заметь… Не обрати внимания на промежуток между душем и палаткой, а потом обратно… Надо взять термос с чаем… Надо взять варенье.. Сухую одежду, и - я победил! Еще максимум десять минут потерпеть. Совсем чуть-чуть.

Я вышел на улицу. Опять полоснуло всеми прелестями атмосферы прямо по костям. После теплого и недвижимого воздуха душевой это было практически больно. На еле сгибающихся ногах я погреб к палатке. Похлюпал по лужам и грязи. Лагерь выглядел так, как будто в нем никто и никогда не жил, а свет здесь горит просто для того, чтобы дразнить в темноте, находясь не так уж далеко от тебя по расстоянию, но на половине ночи по времени. Таких огромных луж и столько грязи я здесь никогда не видел. И по-прежнему льёт и полощет. Бесится. То ли радуясь нашим манерам, то ли досадуя и расстраиваясь, что сейчас мы залезем под крышу, а без нас тут будет не так весело…

Кое-как догреб до палатки.

-Вовчик, вода есть! Горячая вода есть. Очень горячая, и она вся наша, никто не будет ее забирать в других кранах.
-Не, я всё, - ответил Вовчик из палатки, - я отсюда никуда больше не вылезу!
-Ладно, если что, я в душе, и, похоже, надолго.

Я залез в свою палатку, чтобы взять одежду и полотенце. А внутри всё точно так же, как в лагере снаружи – хреновенько, лужи, озера и моря. Да хрен с ними. Сейчас я уже могу спать и в луже, но это будет не скоро. Очень не скоро.

Пакет с одеждой. Остатком рук подгребаю со скамейки термос с чаем, он почти полный, беру бутылку с вареньем, свою миску, ложку, сланцы. Всё, осталось совсем чуток, совсем малость, дойти до душа, догрести до душа, и это будет полная победа.

Днем это рядом, пара минут. Сейчас это было очень далеко. На другом конце планеты. Но я потиху дошел. Здесь уже не дует и не льет. И не посмеет дуть – я закрыл оба окна снаружи. Здесь внутри кнопка выключателя света. Стало светло. Весь душ – мой. Я все снял, развесил по всем вешалкам, поставил термос и варенье на скамейку.

Быстрее!
Я открыл кран. Она полилась. Горячая Вода. Вы знаете, что такое горячая вода? Нет, вы этого не можете знать. Откуда вам знать это? Я стоял под ней целую вечность. Она длилась больше часа. Я не особо согрелся, потому что мысль о том, что мне надо выйти и пройти несколько метров до термоса, по воздуху, а не по горячей воде, мне не нравилась. Но я вылез. Быстренько схватил термос, варенье, миску, ложку. Быстро поставил под душ один стул, второй поставил перед ним, чтобы разместить там мою «кухню»…

Я сидел под горячим душем и пил чай с вареньем. В данный момент если бы мне предложили повторить наш недавний поход на Эльбрус с Востока, я бы повторил его дважды, только не эта ночь. Не эти десять часов спуска. После «Русских Ночевок» я понял, что Эльбрус тоже был, относительно, детским садом. В тех условиях, во всяком случае. И я бы тоже мог променять поход на эти «Русские Ночёвки» на полтора-два похода на Эльбрус по длиннющему маршруту с Востока со всем грузом. «Русские»… они в этом сезоне для меня были самым существенным событием. До этой ночи. Эта ночь оказалась покруче всяких «Русских ночевок» и мыслей о Моей Горе. Отличная ночка. По мне. Вот только отойду сейчас, отогрею кости и тут же начну ее любить всем сердцем. И мигом она станет моей любимой ночью этого сезона.

Полчаса я, сидя на стуле под душем, пил горячий чай с вареньем. Потом чай закончился. Я отодвинул стул. Меня начало клонить в сон. Я решил не сопротивляться. Я задремал подставив руки под голову, попытавшись полностью уместиться под струями воды. Вышел из анабиоза, когда уже начало светать. Дождь не прекращался. Но за окном стало виднее. Решил прополоскать одежду и кроссовки. Из них вывалилась целая куча камней и всякой травы, как и из носков и из маек…

-Доброе Утро!
-Доброе Утро! – стою, как памятник посреди душа с кроссовком в руках. Сколько сейчас? Полшестого? Шесть. Не важно. Это начальник учебной части зашел освежиться утром. Не знаю, что он обычно видит здесь по утрам в столь ранний час, но сейчас здесь всё напоминало последствия ядерной войны между какими-то альпинистами. По всей раздевалке лежат и висят петли, камалоты, карабины, обвязка, какой-то маленький вещмешок «кока-кола», стоит миска, термос, лежит бутылка с какой-то непонятной субстанцией, валяется ложка, и… человек с драным ботинком в руках. А может быть, ему всё это показалось незначительным, может он всё это и не приметил. Вот уж точно не важно, как оно показалось начальнику учебной части в этот момент. Наверняка он спал этой ночью, и еще не до конца проснулся. Никогда не важно, как выглядит твой мир со стороны, важно, какой он изнутри. Это было здорово. Это была песня.

А потом была сухая одежда. Люди, вы знаете, что такое сухая одежда? Да откуда вы можете это знать! Но, поверьте, сухая одежда – это нечто. Горячая вода – это нечто. Несколько часов горячей воды… Чай – это наше всё. А Горы? Горы – это люди, а никакие не камни со снегом, и уж тем более не куча каких-то там камней с травой. Они не страшные, они не злые, они не враждебные… Во всяком случае… во всяком случае не страшнее, не злее и не враждебнее, чем ТЫ САМ!

Жалко!!! Что спасатели не выполнили свое обещание набить морду и предъявить счет, когда летали на вертушке за этим «взрослым младенцем» на Русские ночевки. Тогда может не было бы таких хвастливых «героев» и трагедий, из-за которых спасатели тратят свое время, здоровье и государственные деньги.

Показать комментарий

Жаль - ЖАЛЬ, что автор так ничерта и не понял.
Даже если это стёб на самого себя - найдётся немало молодых, которые полезут за подобной РОМАНТИКОЙ. Романтизация пустой головы в горах. И это на фоне последних событий.

Показать комментарий

Юдит ты такое же дерьмо, как и тот кем ты восхищаешься.

Витя, обещайте только, что мы не найдем Вас в рубрике "мы помним", хорошо? Пожалустаа...

обещаю, что лет через очень много найдете...)) но не теперь... не сейчас... моск все же периодически присутствует, как бы я ни старался от него отречься))

Не пугайте меня, неужели кто-то на Риске желает Виктору оказаться в этой рубрике?(((

Да уж, автор в своем развитии остановился где-то на возрасте 16 лет. С таким выскочкой в связке ходить опасно.

не вижу ничего плохого в шестнадцатилетнем возрасте, большинство в этом возрасте умирает, и так и продолжает существовать до самого конца - жить, но как бы мертвыми...
"в связке ходить опасно" - походите, сначала, а потом глагольте...не вещайте того, о чем имеете представление только по субъективно прочитанным буквам...

По поводу курения. Это как про суслика. Если ты его не видишь - это не значит, что его здесь нет. Приведу слова знакомого фармаколога:

Никотин - одновременно слабый и сильный наркотик.
"Слабый" потому что не вызывает физической зависимости. То есть от него нет ломки. К тому же, вопреки распространенной пословице о том, что капля никотина убивает лошадь, в тех количествах, в которых он содержится в сигаретах, он не приносит выраженного вреда. Да, 40 мг никотина, полученного лабораторным способом, смертельны для человека. Поэтому порошок никотина необходимо взвешивать в маске - чуть-чуть вдохнешь, и прощай мама. Содержание никотина в сигарете достигает 1 мг, но при сгорании 90% его процентов разрушаются. Поэтому основной физический вред курильщику приносит вдыхание дыма а не никотина.

Однако, никотин является сильным наркотиком в том отношении, что даже те 0,1 мг, которые попадают в кровь при курении, способны активировать систему "награды" головного мозга и сформировать у человека психическую зависимость. Психическая зависимоть от никотина при любых способах измерения равняется или даже превосходит психическую зависимость от героина (см. публикации проф. Натта).
Система "награды" активируется каждый раз, когда человек получает подкрепление. Ее нейрональные контуры участвуют в формировании условных (павловских) рефлексов и инструментального (скиннеровского) поведения. Проще говоря, все стимулы (в том числе контекстные), которые окружают человека в момент выкуривания сигареты, запоминаются мозгом как "важные". Поэтому в следующий раз, когда человек видит сигарету, пачку, слышит запах дыма, видит как кто-то курит, у него возникает труднопреодолимое желание закурить самому - примерно так же, как у крысы возникает желание нажать на педаль ради получения вкусного корма.
Никотин - единственное вещество в сигарете, которое вызывает реакцию внутривенного самовведения у животных (как любой наркотик, его можно не курить, а просто вводить в кровь).

Попытаюсь оппонировить этой симпатичной выдержке. Сам я уже 1.5 года не курю , но это конечно же не главное. Обращу внимание на явные несуразицы.
1. Никотин никаким образом не относится к наркотикам. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения наркотик — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. То есть это прежде всего сильный обезболивающий. А никотин - это сильнодействующий нейротоксин и кардиотоксин. Он токсичен для нервной ткани и сердца. В малых дозах ( в сигарете) он является психостимулятором. При курении токсичность никотина минимальна. Это принципиальная разница.
2. Сравнение никотина и героина просто смешно. Не буду это объяснять - это ясно как день.
3. Психическую зависимость от никотина никто не отрицает. Именно поэтому , потому что всё дело в голове , никотиновую зависимость можно вылечить за один день. Например по Аллену Карру и т п. Героин отдыхает.
4. По поводу внутривенного введения. Существую так называемые Н-холинорецепторы. И препараты , влияющие на них. Никотин своего рода медицинский препарат , но с отрицательным влиянием. И в целом мало кому придёт в голову ввести себе его внутривенно. Как и мало кому придёт в голову ввести себе внутривенно воду из под крана - будет хороший озноб ( в лучшем случае).
5. И по поводу изображений на пачках сигарет. Они несомненно в целом вредны. Но говорить о том , что у всех будут такие отрицательные результаты как на изображении будет преувеличением. К сожалению , если человек не будет курить он всё равно рано или поздно умрёт.

Позвольте по пункту 1-му. Пройдусь по определению ВОЗ:

narcotic A chemical agent that induces stupor, coma, or insensibility to pain. The term usually refers to opiates or opioids, which are called narcotic analgesics. In common parlance and legal usage, it is often used imprecisely to mean illicit drugs, irrespective of their pharmacology. For example, narcotics control legislation in Canada, USA, and certain other countries includes cocaine and cannabis as well as opioids (see also conventions, international drug). Because of this variation in usage, the term is best replaced by one with a more specific meaning (e.g. opioid).

Как видите, термин наркотик включает в себя не только анальгетики (да это и очевидно в прочем, марихуану и гашиш ещё никто не отменял).
То, что наркотик никотин (каким бы лёгким он ни был) ещё не запрещён государством - хреново для государства. Но больше это, пожалуй, ничего не значит.

По пункту 2. Сравнение никотина и героина нарочито. Оно показало абсолютно одинаково работающую "систему награды" даже у крыс.

Выкурить сигаретку бывает так прятно.
А бычки на пепелищах старых стоянок... это может понять только курящий.

Жаль я не могу выкуривать одну- две сигареты, еслиб мог- курил бы.:)
А курить пачку в день- это действительно, слишком вредно, вред перевешивает удовольствие:(

Интересно, тот "солист" на Ушбе чем сейчас занят? Пишет слово "СВОБОДА" оставшимся ледорубом на склоне?
Думаю, наоборот - мечтает оказаться внизу, хоть бы и в тюрьме за хулиганство...
Автору - не вОвремя ваша пропаганда свободы... Почитайте выше - сколько пацанов и девченок пропало за 2 недели...

Показать комментарий

А воспевать жизнь, одевая при этом каску, можно? Сделайте нам любезность...

Показать комментарий

В вашем высказывании невольно проскочило слово "тусовка". Может, в нем объяснение? Массовая культура сейчас адаптировалась к новым реалиям. Если раньше достаточно было джинсов модной марки Ливайс и сигарет Мальборо, сейчас "тусовка" требует гораздо более существенных доказательств причастности. Покажи, какой ты рисковый, экстримный. Тогда девочки тебя полюбят..

Хорошо читается, особенно за чашечкой чая и особенно про ночной спуск при дожде.
Не надо никого учить, нужно попытаться понять.
Возможно, именно люди с таким взглядом на жизнь были первопроходцами.

Люди с таким взглядом на жизнь чаще всего становятся клиентами спасателей МЧС и вертолетчиков...

может меня поправят, но там где вы шли есть вполне себе описанная 4а на пик Брно. ее просто не ходит никто, потому что сыпет сильно камнями... советую время от времени заходить в учебную часть!

Показать комментарий

т.е. вы были в учебной части и изучали район? и знаете что 4а на Брно не проходит пик Брянский?

вы просто слишком много написали текста (имхо), но таких мелочей не описали. а ведь Безенги ой как не хватает легких маршрутов...

Описание 4-ки на пик Брянский лежит на КСП в Безенги, собственно, пару дней назад как раз там листал его...

... а вообще, благодаря моим новым нальчикским друзьям, побывал сегодня в еще одном ущелье - Чегемском. Увидел эти самые Чегемские водопады. Это нечто. Сделал массу неплохих фотографий, снял отличный ролик. Скоро предоставлю. Потрясающее место. Кабардинобалкарское же гостеприимство и вовсе может служить примером для всеобщего подражания. Много узнал о культуре этих двух народов, об укладе, обычаях, языках. Все больше приростаю к этим местам и людям, так не хочется опять отдирать... Теперь будет еще труднее отдирать.... очень долго потом заживает...

Предлагаю циничный тотализатор:
автор "соскочит" с альпинизма раньше чем убьется или нет?

это альпинизм?

Ну в широком смысле слова - да. Ведь лезли на вершину вроде как. В узком смысле - это не альпинизм, а ребячество.

это альпинизм?
********

это пиар и неплохой литературный опыт
не Pussi riot, но все же :)

а можно поставить сразу и на красное и на черное???

А есть кто-то, кто в детстве не пробовал совать пальцы в розетку? Несмотря на то, что всем было строго наказано, что нельзя, что ударит током. И ведь всё равно совали, получали удар током и только тогда понимали, что это больно и неприятно. Ну так устроен ЧЕЛОВЕК, что он должен САМ всё попробовать, проверить. А как иначе узнать, где предел? Люди разные. Кому-то бывает достаточно услышать, что этого нельзя, того нельзя. А кому-то нужно САМОМУ это пройти, чтобы понять, почувствовать. Мне кажется, что именно благодаря таким, не верящим в догмы, идёт прогресс.
Прочитала рассказ. Он не о горах, не о правилах хождения. Он о том, что чувствует человек. Странно, что этого многие не увидели.
Многие из нас, вольно или невольно, нарушали и нарушают правила. Даже те, кто негативно восприняли пост. А многие могут в буковках выразить то, что чувствовали при этом?
Видно, что человек думает, анализирует. В следующий раз он пойдёт на гору, вооруженный тем опытом, который уже получил, учитывая все ошибки, имея в багаже уже полученный им САМИМ опыт.

Если вы приводите аналогию с розеткой, то на ум приходит такая ситуация: взрослый мужчина сует туда пальцы, чтобы посмотреть – трахнет током, или нет. Заметьте разницу – не 2-хлетний ребенок, а взрослый мужчина.
О каком пределе вы говорите? Эта парочка едва не погибла на маршруте, соответствующем категории 2Б-3А. И едва не погибла исключительно из-за своей безалаберности. Про таких говорят: без царя в голове.
Пошли задолго после полудня, без касок, без теплой одежды. Если бы им пришлось дожидаться утра, этот ковбой в велотрусах запросто мог умереть от переохлаждения. Вся эта затея от начала и до конца осуществлялась наперекор самым элементарным правилам горовосхождений. И это были люди, у корых уже есть, ну или они близки к закрытию 2 разряда по альпинизму.
Вы, tamarius, видимо, еще не попадали в неприятные ситуации, потому и говорите, что альпинист должен учиться на своих ошибках. Это полная глупость, причем к тому же и опасная.
А автору опуса дельный совет: завязывайте с альпинизмом, это не для вас; завязывайте, иначе это плачевно закончится.

Показать комментарий

Ага, красный свет, зеленый свет - это все теория. Пока на собственной шкуре грузовик не почувствую - НЕ ПОВЕРЮ!
Будем ждать когда в Чайку грузовик прилетит... или будем настойчиво рассказывать про теорию?

однажды, когда я учился в музыкальном училище я попал под грузовик на площади. Я ездил на велосипеде в училище. Ну и вот решил вщемиться между грузовиком и бордюром.. ну и в общем малость переехало мой велосипед, я успел выскочить.. велосипед погиб... весовые категории были не равны... но я выжил... говорят, дуракам всегда везет... наверное это этот случай... умным быть вредно..

Добавлю - взрослый мужчина в плавках и по колено в воде сует пальцы в розетку ))) а потом радуется, что не убило

Показать комментарий

Моё кредо: Любой, самый негативный опыт, после которого остаёшься живой автоматически становится позитивным.
По моему прекрасный рассказ с адекватным самоанализом и нормальной рефлексией.
Чётко разобрано с какой мотивацией обычно попадают в жопу молодые и дерзкие. И как не просто из этой жопы выбраться.
По моему полезно почитать всем.

puchinin, спасибо. Наконец-то хоть кто-то смог правильно сформулировать то, что я, по женски нелогично и эмоционально, пытаюсь сказать. Думаю, что Вашему опыту многим просто нечего противопоставить. А минуса - да и пусть)))))

Великолепный рассказ!!!
Для кого-то Альпинизм игра, для кого-то это образ жизни.
Есть два качества в Альпинизме- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и САМОРГАНИЗОВАННОСТЬ, а это лучшая иллюстрация этих качеств...

...и каждій для себя сам решит, что это- пример для подражания или пример того, как делать не надо :)
;))

Осечка, но когда-нибудь в барабане окажется патрон. И вместо многобукв будет только многоточие.

Читать не интересно. Стоило так изнурительно тренироваться? А в результате ни техники, ни выносливости ни мозгов. И не стыдно на 2-х ресурсах размещать этот бред? Зачем Минск позоришь?
Название зачетное!

Та же мысль была - стоило ТАК тренироваться, что-бы выдать какой-то "пшик" - не смогли вдвоем сходить на 3500 за 10 световых часов по маршруту уровня 2Б-3А имея нормальную акклиматизацию. Лошары. Был бы автор более адекватен и попал бы в нормальную команду, то могли бы сделать из него серьезного альпиниста. А так - постоянная рефлексия и самолюбование, отсутствие серьезных стратегических целей и полноценной подготовки - в первую очередь в голове.

отлично сказано!

Показать комментарий

искренне удивляют комментарии об опыте, ответственности, самоорганизованности, анализе и учете ошибок. ГДЕ вы это увидели?

«… доставив своим пребыванием там, а также желанием куда-то «позалазить», массу хлопот народу. Такую массу, что сообщение о том, что мне неплохо бы спуститься на базу, мне привезли спасатели на вертолёте. Собирался залезть на Большую гору один, да вот, трезво оценив свои силы после… решил оставить эту гору на следующий раз…»
«Меня же слишком рано вернули оттуда, откуда НЕ НАДО БЫЛО МЕНЯ ВОЗВРАЩАТЬ, куда я стремился весь год, и потому мне опять надо куда-нибудь залезть.»
«Закрытые локти и колени считаю бредом… У меня в голове слабо вообще укладывается, как такие суровые люди, как альпинисты, например, могут бояться каких-то там ободранных коленей, локтей, да обожженного лица.»
«Бодро шагаем, надеемся, нас никто особо не видел, и никому нет до нас дела.»
«Думание о близких – не более чем притворство на любом этапе. Не более чем вывеска, которой ты пытаешься прикрыться, боясь быть собой.»
«Кто-то скажет, что нужны основания для принятия решений, что горы – опасность, и не место для экспериментов. Но он будет далек от истины в этом своем высказывании. Горы – не опасность.»
«Правила альпинизма написаны кровью!» - кто это придумал? Что за бред? Гибнут люди? Ну, так гибнут люди.»
«Счастливые касок не надевают, да и не берут их с собой на такие «уютные» горки. А камни вдоль веревки периодически проскакивают. Веселье! Камешки, для веревки они угрозы не представляют, и этого достаточно, остальное – мелочь.»
«Раз есть вершина, и есть перо в заднице, почему бы не долезть до самого верха, забив на престижность, правильность и веками прописанные чьей-то кровью ЧУЖИЕ правила?»

все печально. сначала автор пишет, что трезво оценил свои силы, потом – что его не надо было возвращать. далее заявляет что нормально одеваться – удел несуровых трусов)) старается по-тихому покинуть лагерь - и правда, зачем кому-то знать когда вы ушли, куда направляетесь и во сколько должны вернуться? о близких тоже думать незачем – это самое что ни на есть коварное притворство) горы – вовсе не опасность, забирайтесь чем повыше, где покруче и эксперементируйте. а правила для идиотов. если вы их соблюдаете, вам никогда не стать свободным, не почувствовать жизнь и не достичь уровня парня в желтых трусах. и не стоит говорить нечто вроде «кто же не нарушал правил?» все нарушали, но между «нарушать» и не признавать надо видеть разницу. Viktor4aika, искренне желаю вам удачи, потому что только она вам и сможет помочь.

Подумалось - видимо он никогда (хотелось бы чтоб и впредь) не сталкивался с гибелью кого-то вблизи. Ибо крайне неадекватное суждение.

В спасотряд бы парня, на недельку-другую.... Мозг вправляется быстро.

Есть такое слово-САРКАЗМ.
И действительно этот рассказ лучшая иллюстрация этих качеств (их отсутствия) :))

коли так - прошу прощения, просто вы были крайне убедительны:)

Показать комментарий

После просмотра поста возникло ощущение, что поговорка "умный в горы не пойдет" близка к полной реализации, умных там все меньше

Народ, да вы что?

Все ОК, и предыдущий пост был популярен, и этот тоже.
Написано хорошо с прицелом на разрыв шаблона.

Ну и что?
Из за чего волненья ? :)

желтые трусы - это всегда повод для волненья))))

Таких людей не бывает!
Вы, что не видите, что это просто развод...
Вы где–нибудь в жизни встречали таких людей? А тем более в горах...?
Это же вымышленный персонаж, чтобы всех подразнить!
А сколько народу повелось....
Ну автор — МОЛОДЕЦ !
Признайся, ты пошутил ?

Почитайте его предыдущие перлы. Рэмбо отдыхает.

Показать комментарий

если честно, я не шутил... все написано как было... только раза в два холоднее было, так мне кажется... фото ночью как-то не довелось поделать.. как-то не до них было... но поймите, суть то не в этом... это для меня важно, было это или нет (было)... это - рассказ.. вовсе не главное в нем, что он написан по абсолютно реальным событиям... важно то, о чем он... лучше его воспринимать вообще, как будто это художественный (вымышленный) рассказ.. это не отчет о восхождении. не описание маршрутов... этого итак хватает и здесь, и в жизни и в мозгах... мне об этом не интересно ни читать ни, тем более, писать...
признаюсь - я НЕ пошутил... но это не важно... я не собираюсь занимать какую-либо ячейку в вашей тусовке... мне просто захотелось написать, то что было внутри, я написал.. ну а кто как относится - это дело не мое... меньше всего я хочу соответствовать чему-либо... мне бы свой путь пройти... вот о нем и пишу... здесь, на портале есть и много другого, вполне возможно более вменяемого и необоходимого для Вас, в таком случае можно просто не читать мои посты...но, допускаю, что кому то покажется близким то, о чем я пытаюсь написать...

"......допускаю, что кому то покажется близким то, о чем я пытаюсь написать........"
Вот это и страшно.

Виктор Чайка, я твой поклоник ! Зовут меня - Иван Дрозд. Я ТОЖЕ НОШУ ВЕЛОСИПЕДКИ! И считаю что лучше ниче нет. Моим кумиром до Тебя был Порферий Иванов! Но что такое черные семейные трусы по сравнению с велосипедками ( не та органомика)!!!( Только одно меня бесит - твоя РОЗОВАЯ повязка. Ты же МуЗЧина!!! Я был в безенги в прошлом году, но мысль о первопроходе на это суровый пик Брянский меня не посетила (погода над пиком не стабильна и все 3 недели с него сыпало(((.). Виктор, хотелось бы узнать как можно связать с Вовчиком из Красноярска(если он еще жив), что бы он тоже поделился своими впечатлениями о Вашем Певопроходе???
С уважением, Иван за Дрозд.

Простынь, поди стащили из хозяйства "Безенги"? Очень некрасиво. Да и мусор в горах надо бы убирать за собой.
Нет, это не альпинисты.

Показать комментарий

Прочитал повнимательней, оказывается это не первое геройство автора в этом сезоне.
Для него уже организовывали спасработы с применением вертолета.
Кто–нибудь знает, это правда?
Или это для красного словца, чтобы потроллить наивных читателей?

Таки да. Было дело :) Геройский пацан!

Ну расскажите хоть вкратце:
куда залез, что покорил, как давно ?

Ещё раз прочитала всё, что написано в посте и комментах Чего то я не могу понять. Что обсуждается? Технический отчёт восхождения или рассказ? Герои рассказа или автор? Кто из комментаторов знаком лично с автором, чтобы в такой, мягко говоря, невежливой форме, вешать ярлыки на человека? Кстати, по ходу можно и Достоевского посмертно привлечь к ответственности за убийство бабушки. Слабо?
Народ, как то нечестно получается. Человек нам - рассказ, а публика ему - разбор на молекулы автора, которого, как мне кажется, никто толком и не знает.
Видать, что автор очень уж раздражает кого-то. Может личное что-то? Стоит только написать что-то позитивное - сразу минусуют.
Кстати, автор не прячет лицо и то, откуда он. В отличие от многих комментаторов. Как то не это есть гуд...
P.S. С автором лично не знакома. Я за справедливость)))))))

Раскольников мог быть справедливым не с топором, а с ледорубом.
Некоторым сочинителям не мешало бы слегка по каске постучать. Если под этой каской что-то есть.
У старухи хоть деньги были...

Позерство, бахвальство, безрассудность, нарушение ЭЛЕМЕНТАРНЫХ правил (и это после учебных сборов).
Статья отлично смотрелась бы в Плейбое...
Горы нужно уважать и любить - а тут только одно самовосхваление.

кажется, я довольно справедливо высказался?

Обсуждаются и осуждаются, конечно, ГЕРОИ рассказа.
Но так как автор пишет все от первого лица и ни где не предупреждает, что все герои вымышленные, а совпадения имен и событий носят случайный характер, то создается впечатление, что ГЕРОЙ рассказа и АВТОР одно и тоже лицо!
Отсюда и все выводы...
Или я второпях, что–то пропустил, и вся эта история все–таки художественный рассказ...?

Думаю, если бы АВТОР сходил на какие-нибудь спасработы (увы, их было в этом сезоне), его отношение к альпинизму поменялось бы... Может, не было бы и этого "художественного" произведения.
Вообще, я считаю, что тот, кто не сталкивался со смерью в горах воочию - незрелый альпинист.
Звучит жестоко. Но это так...

Пашка, не могу с тобой не согласится. Когда твой друг в гробу - это ужасно. И у каждого альпиниста, кто дожил до седины, есть свое кладбище друзей в горах. И до сих пор не могу понять, как и кого выбирает судьба .Один наш общий знакомый до сих пор ходит без каски(догадываешься, о ком я?)))) и ничего. Дай ему долгих лет. А другому камнем по каске и разбило голову. Не пойму я эту штуку - судьба

Наш общий знакомый не стебается на всю страну тем, что он без каски )))
Да и у Фантика, если я не ошибаюсь, никогда каски не было, у него другие достижения. В этом разница...
Про судьбу - согласен. Нам её не понять...
Меня другое сейчас волнует - что будет с душой после смерти? И как её участь зависит от того, во что верил человек, и во имя чего он себя загнал в смертельно опасные условия?
Интересно бы с этим разобраться. Но лучше в отдельной теме...

Интересно, а кому я на мозоль так наступила? Удобно высказывать своё отношение к человеку с помощью безликих минусов? А в открытую слабо?

**...если бы АВТОР сходил на какие-нибудь спасработы...**

В плавках.

Показать комментарий

tamarius - не стоят минусы даже упоминания об них. Я тоже пару поставил - потому что такие опусы защищать, это недальновидно. Кроме почти грамотного письма, ведь других положительных качеств не наблюдается. Смысл повествования - хоть как-то попытаться оправдать свое более чем глупое поведение. Хотя бы перед собой. Рад, что многие понимают это. Возможно, и Вы поймете.
Ребят, как писал сам автор, обоих, выперли из всех коллективов, и похоже поделом. Кто с ними станет ходить, с такими-то мировоззрениями в голове? Только такие же сумасшедшие.

1. Если бы мишки был пчелами, то они бы нипочем.... но они - Мишки...
2. МЫ вернулись живыми, и с нами не надо ходить... мы уж как-нибудь сами... можно ведь, да? Горы ведь общие? На них изначально ведь не висит инструкции? Можно мы сами решим, что с ними делать? Как и Вы?

Разве ж я запрещаю? С чего это Вам показалось? Горы не общие, они вообще ничьи. Ну за некоторым исключением. Там, где они пограничниковы.

Показать комментарий

.. а почему бы просто не воспринять рассказ, как рассказ? Просто прочитать, или не прочитать? В нем либо можно что-то для себя найти, либо нет. Все что должен сделать автор (является ли он участником событий, не я вляется ли - не суть) - это постараться написать честно, то что ему хочется написать.. Вот и все.. Всего - то. Сам по себе репортаж- не интересен ни для автора, ни, тем более, для читателя. Сам факт - это скучно и пресно. Факт хорош сам по себе, смысла в его описании мало, так как он свершился, и больше уже ничего не даст. Он прошел. Факт не интересен, интересна точка зрения автора или участника. Которую ты можешь либо принимать,находить в ней что-то, либо не принимать. НО! Вот наверное интеллигентностью, цивилизованностью, что ли, и можно назвать ПРИЯТИЕ, допускание, спокойное отношение к тому, что может существовать ДРУГАЯ точка зрения. Иная. Отличная от твоей. от Вашей. коллективной ли, частной ли. Если точка зрения существует, значит это куму-нибудь нужно. Правил - не существует и вовсе. Неужели это так трудно понять. Правила придумывают люди. Кто-то следует общепринятым, кому-то они неловки, неуютны, неприятны. И потому он поступает иначе. Ведь не допускаете же вы, что существование лишь единственной точки зрения, и единственного подхода (в альпинизме, допустим) есть истина?

И вот уж точно ни автор, ни участник не должен стремиться соответствовать чьим-либо ожиданиям или принципам. Мне видится, что это путь вникуда. Так ничего толком не создашь, не сделаешь, не почувствуешь. Но у каждого свой путь. Путь участника в отделении - хорош, потому что он куда-то ведет. Но это не единственный путь наверх (или вниз... от "вниз" никто не застрахован, каким-бы он опытным, или не очень не был... мне кажется я доступно выразил эту мысль в основном посте...странно, что у всех слюни и пена заслоняют глаза и уши)

Интеллигентностью тут, конечно, попахивает, но больше - в штиль. Когда штормит, пахнет, как на седловине Эльбруса. Тихий голосок интеллигента легко затыкается другими людьми. Вспоминается кстати даосский текстик с говорящим названием "полные суровых дум". Это полезно почитать.
-----------
Полные суровых дум и возвышенных дел покидают мир, отвергают [все] пошлое; рассуждая о высоком, возмущаются и порицают [других] — надменные и только. Так любят поступать мужи, [скрывающиеся] в горах и долинах, презирающие современников, высыхающие, словно дерево, или уходящие в пучину.
...
Но все [самое] прекрасное последует за тем, кто [способен] стать возвышенным без суровых дум, совершенствоваться без милосердия и справедливости, править, не добиваясь заслуг и славы, пребывать в праздности, не [удаляясь] к рекам и морям, живя долго, не проводя пути, забывать обо всем и всем обладать, становиться безмятежным без предела. Таков путь неба и земли, таковы и свойства мудрого. Поэтому и говорится: «Безмятежность и безразличие, покой и уединение, пустота и недеяние — таково равновесие неба и земли, [такова] сущность природных свойств».

Поэтому и говорится: «Мудрый в покое». В покое, поэтому ровен и свободен.

Да, как ни странно, допускаем, что есть истина, и есть единственная точка зрения. Особенно в альпинизме. А также в разминировании объектов. Ну еще, в некоторых видах деятельности, цена за ошибку и отступление от правил может быть жизнь. И не только своя.
Все ведь просто.
Мастер - это тот, кто досконально выучил правила и научился применять на практике приемы. Который знает, что до него все уже придумано и попробовано. И незачем наступать на уже давно пройденные грабли.
Лох - это тот, кто считает, что вот он, именно он, особенный, сейчас придумаю новый приемчик, и всех мастеров обставлю. И незачем учить правила, проще придумать новую философию, в которой не существует правил! Ура, общественность рукоплещет!

Это может в танцах проходит, да и то, не на соревнованиях, а при выпендреже перед девочками. А в альпинизме не проходит. В альпинизме, как оказывается, тоже можно нарушать правила. Как говорил мой тренер, нельзя - но если очень хочется, то можно. Только это можно, если до конца осознаешь последствия поступков. И выбираешь из всех худших вариантов наиболее приемлимый.

Рассказ - не бесталанный, в художественном смысле. Прочитал весь, с пропусками повторяющихся философских пассажей (как говорили – не Чехов, но уровень не хуже многих, а может и лучше).
Но возникает несколько вопросов.
1. Для чего он опубликован на «Риске»?
Учитывая выдающие умственные способности автора реакцию можно было легко предугадать (% совсем уж «безбашенных», даже здесь, ограничен).
Он ищет единомышленников? (Они уже есть).
Хочет подразнить «плебс»? (Так это должно быть ниже собственного достоинства такого Человека).
2. Зачем автору жалкие альпбазы, начучи, инструкторы и т.д.?
Мир большой, гор много – вперёд, только без средств связи, чтобы не дёргать этих самих презренных спасателей с их вертолётами.

1. Он ПРОСТО опубликован на Риске. Чтобы его прочитали. Поняли, или нет. Поняли то, что я хотел сказать, или что-то свое. Опубликовать рассказ на риске - пара минут. Даже если из ста людей, которые польют меня грязью и напишут "идиот полный" найдется хоть один человек, которому будет понятно, то, о чем я, то значит уже оно здесь не зря. Да и: собаки лают, караван идет...Если собаки залаяли, значит караван двинулся... Наверное будет не скромно, но мне было радостно, когда несколько людей в оффлайне на базе ко мне подходили и говорили, что им помогли мои советы по тренировкам (не на риске), что они помнят тот или иной рассказ, что где-то они прошли определенную часть пути под мою песню.. я говорил, что ведь много воплей вокруг этого периодически поднимается на тех или иных порталах.. они сказали - делай, потому что кому-нибудь это нужно, а остальный - пускай вопят....при этом мне не важно: вот я мол чего-то значу, раз то что яделаю находит отклик и потому я - крут. Нет. вовсе не это. То, чтомне удается найти, отыскать, пережить в себе и переплавить во что-то, оно чего-то стоит, потому чтоя работаю над этим порой отдавшись полностью. И когда ты, как тебе видится, что-то сумел отыскать, создать, постичь, для тебя однажды становится этого много и ты хочешь это передать, разделить... хотя бы еще на кого-нибудь.. тебе одному этогомного... вот потому здесь этот рассказ... Мне нет дела, что тут считается правильным, нужным и т д. Портал в моем сегменте - про горы, альпинизм, скалолазание, людей с этим связанных. Каждый волен здесь писать что-то и размещать фото так, как ему нравится (а здесь, как вы понимаете, только это и можно делать). Зачем мне делать что-то не так, как я задумал? Затем, чтоб мне стадо сказало - ура, мы тебя признаём, ты клевый, ты наш кумир? Одобрение стада - ничто, по сравнению с чистотой открытий.. Люди, критикующие других людей - слабы. Этим они расписываются в своей недалекости. И, конечно же, никогда этого не поймут. Потому пускай клацают своими зубами, это действует только на других подобных же... Они пытаются достать и укусить, зачем-то, но для этого неплохо бы вылезти из клетки... а это им не светит...

2. Мне нравится альпбаза "Безенги", например, с ее замечательными людьми. Очень тепло ко всем относятся. Там возникает такое чувство "дома", которого у меня здесь, на равнине, вроде бы дома, не бывало. Нравится с выходов возвращатся в бар, там Тоня, всегда рада гостям, там уютно. Я по ним скучаю. Мне там очень нравится, на Базе. База - это не только начучи и инструкторы. Ты можешь ходить с инструкторами, можешь не ходить. Можешь приезжать своим отделением (как мы и делаем), можешь приехать на смену. Можешь жить в палатке за сто рублей в день, можешь в саклях или башне... Есть палитра красок - выбирай любую...Рисовали когда-нибудь ведь? Так и здесь. Мне нравится на Базе то, что нравится. Кто-то находит там еще что-то свое. Но это вовсе не означает, что каждый художник должен рисовать траву именно зелеными красками, или работать только маслом...

3. Вникни, автор коммента. я еще не написал про своё соло. Но я пошел без рации и телефона. я готов был к тому, что могу не вернуться. К тому, что из любой ситуации нужно будет вылезать самому, или не вылезать...Самое сложное, я как раз прошел - я достиг того уровня сознания, когда я делаю то чтоделаю не в угоду и не на глазах человечества, а потому что это нужно мне. Как когда ребенок что либо делает не для того, чтоб похвалили, а потому что ему интересно и любопытно. Если у тебя есть рация - это не соло. Если кто-то, кто может затеять поиски, знает где ты - это тоже не соло. Ты должен быть последним человеком на земле в этом мероприятии. При экстремальном полжении у тебя должно быть только два выхода - умереть, или сделать еще одно усилие. Резервов у человека - вагон. Наличие рации уменьшает этот вагон вдвое. Точнее у тебя вообще только один вариант - делатьследующий шаг. Если случится, что вагон закончился, ты умрешь. Но ты не должен стремится к этому раньше. Рация, средства связи - самообман. Это не соло. Тебе уже нужны люди, раз ты на них изначально надеешься. Десять раз отмерь - и подумай, стоит ли резать.И в моем случае с вертолетом я никого не дергал, я потому ничего никому и не говорил, если эти люди могут хоть как-то повлиять на ход событий. Откуда пошел кипиш в "той ситуации", вынужден умолчать. но это точно не тема моего рассказа приведенного выше.

Попробуем "сублимировать" ответы автора.

1. Как я понял, главный ответ на первый вопрос – поиск единомышленников.
Примечание к ответу.
Из ответа Viktor4aika: «Люди, критикующие других людей - слабы. Этим они расписываются в своей недалекости.»
Исходя из того, какое количество людей одновременно критикует автор, следуя его логике, получаем вывод … Нет, я ничего не говорил, это сказал Сам …

2. Ответ на второй вопрос – место хорошее, но начуч, спасатели и т.д. - не очень (кроме бара).
Так хороших мест в горах море (но с баром бывают заминки).

3. Про соло желательно поподробнее. Народ в предвкушении. А «кипеш» с вертолётом это очень существенный момент в данной истории.
Кстати, на брудершафт мы с Вами не пили.

А кто тогда не лошары?
Выйти в 6 утра, нормально одевшись - и золотой ключик наш! Вот это было бы не по лоховски. Сами себе все испортили.

ЗЫ: А вообще гребневые тройки ходятся в любую погоду. Нормально подготовленными группами.

Про выйти в 6 утра...как по мне - чем раньше, тем лучше. Запас времени никогда не помешает. Нормально одевшись - дело вкуса. Я, например, мерзлявая. Пуховку и в +30 в Карпатах ношу. Мало ли что...
Кто оценил категорию маршрута? Откуда инфа? Вы там были? Ходили?

Давайте как не будем перевирать мои слова. Точка возврата - это редкое из адекватных действий во всем рассказе. Подозреваю что если бы ее не было то результат был бы совсем другим. Я ,как и Вы, считаю восхождение вместе со спуском и 10 часов на такое восхождение должно хватать, если не тупить. Как пример - в прошлом году с отделением новичков там же в Безенги мы ходили восхождения с высоты 3200-3400 до высот 4000 - 4200 и нам на все (вместе со спуском) хватало 6-7 часов. Новички у меня были конечно здоровые, но физухи у них такой как у Виктора не было, значит у него есть другие проблемы.

Про навешивание ярлыков - Вы тоже фактически обвинили меня в непрофессионализме, да и приписали мне всякое.
По поводу "гору любой ценой" - мне приходилось принимать решение о спуске моей команды со стены с парочки 6А - с одной которой закрыл бы вожделенного тогда КМС, с другой - с "телевизора" на Свободной Корее, которая является мечтой для большинства альпинистов бывшего СССР и моей (все еще) тоже. Так что не выдумывайте того чего нет.

Вместо чистой физухи еще нужна техника и опыт, чего у Виктора нет и обучаться он не очень то и желает. Как нет и адекватной цели, для таких впечатляющих тренировок.
"Лошары" - это очень мягко сказано. Я впечатлился подготовкой Виктора, которую он описывал в своем недавнем рассказе, думал что у парня серьезные цели. Оказалась какая-то фигня.
"На Бога надейся, а сам не плошай" - такой подход он ближе к моей метафизике.

А почему тройка? Выше писали 4а. А то скоро уже единичка станет. Так-то скалы там нешутошные

Так вот поэтому. Я спросила у автора коммента, откуда инфа про категорию. Он не ответил. Почему то...

Показать комментарий

К сведению: нет там - где поднимались герои данного триллера - никакой ни тройки, ни четверки, ни двойки, ни единички. Как официально нет и никакого Брянского пика. Любители поспорить берут справочник "Классификатор маршрутов на горные вершины России" последнего издания 2011 г и удостоверяются.

Брянский пик - пупырь в гребне Брно - придумали к юбилею города в 2008 г брянские альпинисты, чтобы получить денежек на бесплатную поездку в горы. За полдня занесли доску, о чем тогда с извинениями предупредили альпинистскую общественность - чтоб не насмехались. Альпинистского смысла в этом "восхождении" не было никакого.

На фото мы видим скалки 1-2 к.сл. На гребне Брно, конечно, есть участки и 3, и 4 кат., но до них нужно еще дойти.

Четверка, о которой кто то упомянул выше, находится совсем в другом месте данного массива.

я что-то вообще перестаю пониамать человечество. Так что, лазить нужно только на то, где есть названия? Лазить нужно, куда скажут или что? Вот стоит перед тобой гора. тебе до жопы. как она называется. сколько в ней метров, круто или не круто этосчитается.. погладят ли потом по голове.. поставят ли тыщу "спасибо"... брянский это, или ишо какая хрень. Тебе просто на нее хочется залезть и ты берешь и лезешь. Какая разница, какой категории скалы на фото?...

- Она плохая женщина!!!
- Почему?
- У нее грудь маленькая...

Я попробую пояснить. SSh имел в виду, что Ваш яростный и бесшабашный прорыв к свободе на деле был никому не интересным блужданием в окололагерных огородах.
Так примерно.

Виктор, народ-то здесь оппонирует Вам не потому, что выбран именно этот маршрут (что тут плохого?), а в основном - из-за афишируемого "стиля" - в общем смысле - его прохождения "на грани", причем, создается впечатление, что:
а) очутишься, практически гарантированно, в заднице;
б) бравируется , как это круто - когда ты из нее (з-цы) вылазишь (такое, извините, создалось у меня впечатление).
Кто-то уже писал, что Вашу энергию бы - да в нужное русло. Лично меня, например, очень впечатлили нагрузки тренировочного периода. Только на выходе результат ... скромный, не обижайтесь уж...

А можно по подробней про историю с названием горы. Она действительно на одной карте не имеет названия, а в гайдбуке есть у неё свое имя. Так как? Она имеет право географически быть горой? Какие условия для принятия положительного решения должны быть соблюдены?
А категорию пока рано присваивать... Не дошли, туман, описания нет, всему свое время.
И просто для всех читателей. Не понятно что так накинулись на человека. Как будто никто не делал ошибок? А выводы все вслух проговаривали?
Напишите если можете лучше написать, напишите на любую интересную тему для вас.

Не понятно что так накинулись на человека.
Ну РИСК все-таки не литературный кружок, где оценивалась бы исключительно жанровая новизна. Поэтому и критика соответствующая. Представьте себе какого-нибудь новатора, который бы написал на сайте биологов развернутую статью о том, как он пытается скрестить черепаху с игуаной с целью выведения нового вида рептилий. Приведенная параллель на самом деле не так уж и далека от настоящего - в своем опусе автор на полном серьезе пытается совместить несовместимое. Что самое смешное: судя по высказываниям автора, он твердо уверен: раз рассказ вызвал столь бурный резонанс, раз ему уделено много внимания, значит это успех. Какой резонанс – положительный ли, или отрицательный – это не важно. Есть внимание – есть успех.

Просмотрев ещё раз комментарии читателей и ответы Viktor4aika, пришел к выводу, что ещё не «всё пропало, шеф» - какие-то, пусть минимальные, результаты титанических усилий общественности всё-таки есть. (Может, это я зря и лучше было промолчать?)
Или мне кажется?

результаты в чём?

Почитал новые ответы, наверное «минусуют» в данном комментарии меня правильно.
Народ, виноват - исправлюсь. Поторопился, расслабился. Бывают редкие минуты, когда как у кота Леопольда …

я думаю многие из присутствующих по молодости пороли такие косяки.

Я как то с Сулахата с женой умудрился спуститься в 3 ночи :)-правда, гору прошли засветло, плелись медленно по долине тк она только недавно гипс сняла.
Так вот, о чем я.

О том что многие подобные а то и похуже глупости делали, только потом сделали разумные выводы.
И не писали о них пафосных рассказов с криками "какой я крутой и свободный" :)

Не трогайте солистов,они тоже имеют право на жизнь.

как и все остальные - тоже имеют шансы на смерть...

Гм-м-м... Недавно вернулся с Памира... Хоронили там убитых во время конфликта.. Что сказать-то хотел..

Все - молодые. Все по дурости полезшие в конфликт. Ща вот прочел данное творение - и серьезно, не вижу разницы. И те и эти лезут на рожон, думая, что это круто, что их мнение - это последняя инстанция...

Каждый в горы ходит со своими целями, со своей идеей. Только вот как правило потом жертвуют собой, чтобы спасти или, не дай Бог, тело снять другие. И это уже не свобода...

Кто в этом рассказе лезет на рожон?
Два парня захотели залезть на гору, которая им приглянулась. Взяли и попробовали. Никто, кроме них на тот момент об этом не знал. В ситуации, когда два парня лезут на какую-либо гору - их мнение это последняя инстанция. Мне кажется, это воообще-то естественно. Никогда не доверю сохранность моей задницы мнениям каких бы то ни было третьих лиц. ВОобще весьма странно, что кто-то считает, что собственное мнение человека не должно быть для него последней инстанцией.. Жизнь то его собственная, и нет такого другого человека, для которого эта жизнь будет важнее, чем для ее обладателя...

Подумайте. Просто над моментом: а в горах можно умереть не по-дурости? Кто -нибудь ходит в горы не по дурости? Это не необходимо для жизни. Далеко. Это не нужно совсем для жизни. Выходит, что есть те, которые "правильно занимаются бредовым занятием" и те "кто не правильно", вроде нас. И всё это с серъезными лицами, потому что там видите ли гибнут люди.. их туда насильно гонят плетью... они туда лезут за последним куском хлеба, потому что больше ведь хлеба нигде нету... жить они могут только там, в этих горах... у них нет иного выхода, и, понимаете, гибнут... и потому все это надо делать с серьезными лицами и четко выверенными правилами, которые пишутся кровью каждый час, каждую секунду... вместо слов: "светлая память, у него была такая большая мечта, что он в ней полностью растворился... он будет покоится с миром, потому что с миром жил...".. куча лицемерия и выдуманных соплей... кому грустно, чтокто-то погиб? Только двум или чуть больше людям - матери, отцу, жене, детям. ВСЕ. Остальные проецируют это все на себя или на своих близких, если таковые тоже ходят в горы. И от этого им неловко, что оно всегда где - то рядом и может коснуться... Если это не твой близкий друг, или родственник скорьб - НАИГРАНА. Если же друг, то терпи, просто спокойно терпи, твой ушедший товарищ не хотел бы своим уходом омрачить тебе жизнь, потому держись, хоть у тебя теперь и возникла пустота в некоторых участках сердца. Но ты больше уважишь память о товарище, если будешь стоек и не будешь СКОРБЕТЬ. Он бы этого не хотел. И уж тем более он бы не хотел, чтоб это как-то повлияло на ход твоей дальнейшей жизни. Он бы хотел, чтобы ты продолжал это, пусть трижды бредовое, пусть опасное, ДЕЛО.

**...а в горах можно умереть не по-дурости?...**

Запросто: спасатели, к примеру.

На попытку этого восхождения были потрачены определенные усилия. Альпинисты могут пожелать повторить пройденный путь. И завершить его.
Будет правильно, если автор выложит здесь: схему в знаках УИАА , перепад высот, ориентировочную трудность , нитку маршрута, раскладку по времени. Вот от этого будет реальная польза.

маршрут то ведь не окончен. До вершины мы не дошли. Потому его пока нет. А так как раз и была идея в случае удачи сделать описание со всем тем, что вы здесь привели.

Есть вещи, которые можно писать не думая.
Надеясь, что тебя, дурака, простят и не заметят всей фальши высказывания.
Только режут слух и разум такие высказывания.
У меня друг погиб в тех же Безенгах.
Погиб, потому что пошел вытаскивать поломанного своего же товарища.
И попал под камнепад вместе с ним.
Не было другого выхода, не очень-то побегаешь с поломанным на руках.
И вся его "дурость" состояла только в том, что не мог не пойти, просто таким уж был.

Показать комментарий

И что? Какое мне дело до вашего друга в Безенгах?
Это вопрос риторический?
Трудно разговаривать с человеком, который элементарно не желает понимать, что ему говорят.
А разговаривает сам с собой.
Попробую еще раз довести мысль - человек погиб вытаскивая своего раненого товарища. Это к заявлению, что в горах можно погибнуть только по дурости.
Так понятно?
А он мог бы жить. И тебя, тоже пошел бы вытаскивать, потому что иначе не мог, был так воспитан. И был спасателем не за деньги. Да-да, есть и такие, открою секрет. И таких много, у НАС в горах. Поэтому, предложение не нравится спасать - смени работу, тоже не проходит.
Так это нашим везет, или вашим не везет?
Учитывая, что мы земляки, так наши, это те же ваши.
И половина тех кого ты знаешь, знала и его.
Если для тебя альпинизм - бред, так не правильней ли будет перестать бредом заниматься?
Собственно, судя по высказываниям, ты еще и не начинал.
В мыслях и понятиях сквозит зеленый новичок.
Как-то так показалось.

один дурак может задать столько вопросов, что на них не найдут ответ даже сотня мудрецов

:)))))

Ничего личного.:)

Я имела счастье наблюдать молодого человека в розовой повязке, очень мускулистого и спортивного, недели две назад в лагере Безенги. Виктор Чайка, теперь будем знать Вас по имени. У меня от Вашего рассказа волосы на голове зашевелились. Особенно жутко читать Ваш жж. С огромной горечью также читаю, что спасатели потратили на Вас свое драгоценное время и силы, снимая с героического соло.

Ваш напарник, Владимир, не буду называть фамилии, не прошел отбор на сбор нашего клуба, позже получил очень нелестную характеристику от инструктора, с которым он ходил на смене, в лагере Безенги, куда он самостоятельно приехал. Владимир регулярно опаздывал на тренировки в городе, пропускал их, в течение подготовительного сезона показал себя неготовым к горам. Мы не взяли его в отделение с рекомендациями повторить подготовительный курс и отложить поездку на год.

вышли в двенадцать... без теплой одежды... об аптечке и рации я уже не говорю. разделились... снаряжение-то зачем взяли? без него ведь круче! где ваши уши были, когда вас на смене всему учили??!!!

В общем, две беды нашли друг друга... и полезли искать приключений. Я очень рада, что нам не пришлось вас спасать!!!

К сожалению, автор не понимает, что ему пишут в комментариях, в том числе опытные и уважаемые люди. Стыдно, что один из петербуржцев запятнал себя в этом посте. Я искренне надеюсь, что у сообщества сложилось определенное мнение об обоих персонажах, и что ни один, ни второй не появятся снова в лагере Безенги (и не будут портить имущество!), да и в других альпинистских лагерях, а будут удовлетворять свои позывы к свободе иными законопослушными способами.

Показать комментарий

Я не имею привычки комментировать подобные посты, но в конкретном случае речь идет о людях, которых я недавно наблюдала в лагере Безенги. Просто не смогла пройти мимо. Также отвечу на Вашу просьбу и прокомментирую подробнее данный пост. Надеюсь, это будет полезно.

Я бы хотела, чтобы молодежь понимала, что сначала бегать от руководства лагеря и по кустам пробираться к маршруту, а затем открыто публиковать такие посты на Риске - стыдно. Это не геройство, а демонстрация своих неопытности, неумения, неподготовленности.

Не буду переходить на личности и анализировать каждого из участников данного восхождения. Попробуем кратко разобрать ошибки. Скажу свое личное мнение - пост вызвал у меня сугубо негативную реакцию, как опус человека, пока еще не понимающего, что такое горы и как к ним следует готовиться. Для того, чтобы безопасно ходить в горы, мало романтического настроя и просто хорошей физухи. Нужно многое знать и многому учиться.

1) Объект восхождения. Гора над лагерем, на которую есть один официальный маршрут - 4А на п. Брно. Не вижу ничего предосудительного в том, чтобы проложить новый маршрут. Однако, восходители не ставили перед собой такую цель, насколько я понимаю. Они не имели представления ни о предполагаемой трудности, не консультировались в КСП. На фотографиях (1,2 и 3 в данном посте) нет предполагаемой линии маршрута.

2) Выпуск на восхождение. Официальным руководящим документом в современном альпинизме являются "Правила проведения АМ". Этот документ составляли и редактировали не один десяток лет, опытные люди, которые знают, о чем пишут. Западный вариант поведения в горах, когда люди самостоятельно оценивают свой уровень подготовленности, у нас в стране не работает.
По действующим Правилам оба участника, не имея 2 спортивного разряда, не могли совершать самостоятельное восхождение. (Да, можно совершать руководство 2а или 2б после трех "троек", однако ни один здравомыслящий инструктор не отправит своих подопечных на первую самостоятельную гору на первопроход. У меня нет сведений о количестве схоженных гор Владимиром и Виктором). В данном случае на это восхождение они должны были идти с инструктором, этот момент было необходимо согласовать с начальником учебной части лагеря.

Бывает и так, что люди не желают выпускаться официально, тогда маршрут не засчитывается и не записывается в книжку альпиниста. Но и в этом случае нужно согласовать свой выход с КСП.

Перед восхождением необходимо выпуститься в КСП, проконсультироваться по маршруту, предоставить маршрутный лист, предоставить тактический план восхождения, нарисовать схему движения, обозначить пути спуска, согласовать с ответственным за безопасность контрольный срок, позывной и время связи. Также необходим допуск врача.

В конкретном случае на маршрут нужно было выходить рано, как только рассветет, поскольку подход короткий, и через полчаса от лагеря начинается непосредственно маршрут.

В лагере Безенги ведется огромная работа по организации спасения в горах. В этом году альпбаза сотрудничает с частной вертолетной компанией "Вертолетное PROдвижение", силами которой удалось провести несколько спасательных операций, в том числе и с участием автора. Алий Хусеевич, директор базы, заботится об альпинистах, вкладывая в базу, КСП и спасотряд очень много, за что ему и всем сотрудникам базы огромное человеческое спасибо! Хотелось бы, чтобы гости лагеря поддерживали эти начинания, регистрировались, вступали в вертолетный клуб, а не бегали от КСП, рискую жизнью своей и своих возможных спасателей. Но это отдельная тема.

3) Подготовка к восхождению.
Снаряжение, рация, аптека, одежда, паек, бивачное - все прописывается в маршрутном листе не случайно. Ни на один маршрут в Безенги нельзя выходить без пуховки!
Маршрутный лист - отличная вещь! Он очень помогает организовать восхождение, ничего не забыть, получить рекомендации КСП и врача. Особенно важно учить начинающих альпинистов составлять маршрутный лист, это составляющая обучения.

Стоит предварительно подумать: хватит ли физической подготовки, выносливости? Не придется ли спасателям снимать вас с маршрута из-за вашего переутомления или высокого давления? Хорошо ли вы ориентируетесь в горах и на маршруте? Понимаете ли вы все риски, на которые идете? Готовы ли вы взять на себя ответственность за жизнь и здоровье напарника?

Умные люди придумали обучение на этапы НП и СП, занятия с инструктором. Ответить вопросы выше можно только набравшись опыта.

Восходители не понимали, сколько времени займет восхождение, если Виктор полез в велосипедках. Он явно не осознавал, что с заходом солнца в горах заметно холодает. Также он не рассчитал свои силы, решив, что они поднимутся и спустятся по светлому, выйдя в 12 часов.

4) Совершение восхождения. (раз уж пошли)
Тактика совершения восхождения значит очень много. Автор не продумал изначально маршрут. Не ясно, кто руководитель в команде. Кто лидер - тоже не ясно. В какой-то момент восходители решили разделиться. Судя по фотографиям они также не страхуются на потенциально опасных участках, хоть лазание и простое (фото 1,5,6,9). Не одели каски.
Курение - дело личное каждого взрослого человека. Демонстрировать свои вредные привычки ни к чему, а в группе вообще следует курить в стороне.
Погода в Безенги портится после обеда. После почти двух смен в лагере это не должно быть новостью! Однако, туман в три часа дня оказался сюрпризом.
Начинать спускаться в половине шестого - опять тактический просчет. У них оставалось всего 3 часа светлого времени на спуск, когда на подъем затратили 5,5 часов. Выходя из лагеря в 12 (мы рассматриваем конкретное восхождение) спуск нужно начинать хотя бы в 3 часа дня, да и с учетом погоды.

Гражданам восходителям просто повезло. Немного здравого смысла все-таки было, да и инстинкт самосохранения сработал. За отсутствием опыта, им пришлось включить все ресурсы, навыки, жизненный опыт, все, что было, этого хватило. Но не было ЗАПАСА ПРОЧНОСТИ. Данная публикация - наглядное пособие "как загнать себя в опасные условия (в простонародье ж...), а потом мужественно оттуда выбираться".
Судя по посту, пошли они на гору за эмоциями, получили сполна, им повезло вернуться, но в другой раз может не повезти.

Успех восхождения - это на 90% подготовка и на 10% случай. Очень многое можно просчитать заранее. Для этого построена система обучения альпинистов.

В нашей стране на данный момент действует немного доработанная система советского альпинизма. Она не без изъянов, но систему лучше еще не разработали. По действующим Правилам соло восхождения не засчитываются.

Я не против соло. Я против безбашенности и неподготовленности. Перед тем, как идти соло, нужно пройти сотню маршрутов в команде, набрать годы опыта. И после этого подумать, по силам ли вам такое предприятие.

Все, что я написала, есть в классических книгах П. Захарова, А. Мартынова и И. Мартынова и других, в документах на сайте ФАР. Этому учат на сменах в лагерях, на сборах, в клубах. Только учитесь!

Безопасных вам восхождений и красивых гор.

P.S. За "специалиста" и "официальное лицо" спасибо, конечно)))) старалась ответить Вам лично и как инструктор. Надеюсь, "маститые товарищи" согласятся с моей точкой зрения. :)

Читаю я комменты к рассказу и становится грустно. Откуда столько злобы в людях? Ведь тут много инструкторов написало. Коллеги, скажите, а как вы разговариваете со своими участниками, когда те делают что-то против правил? Таким же тоном и эпитетами? Как вы объясняете людям, что по вашему, они неправы? Как учите их?

А потом мы удивляемся, что люди, второй раз(!) приехавшие в горы, хотят ходить вне системы.
Хотя, когда Месснер шёл свои соло, то никто не ругал его, не кричал, что ему нечего делать в горах. Не сердитесь за такое сравнение. Просто я всё чаще за последние годы встречаю ребят, которые не хотят ходить на разряды, в альпмерприятиях. Вначале я пробовала убеждать их, что так нельзя, что это может плохо закончится. А потом стала задумываться, а почему ребята не хотят ходить так ,как ходят все, как ходит основная масса народа. Что их не устраивает?

Наблюдая систему выпуска на базах, попытку совместить коммерцию с системой подготовки альпинистов, понимаю таких вот парней и девчонок. У ребят, как не прискорбно это сознавать многим, совсем другой тип мышления. Почему же многие не хотят с этим смирится и принять? Почему сразу ярлык и что "лучше в горы не ходи"?

Как можно что-то запретить взрослому человеку? Если чел настойчивый, то он все равно пойдёт на гору так, как считает нужным. Рано или поздно пойдёт, или хотя бы попробует. Может все таки лучше не ругать, не унижать, а рассказать, как можно сделать всё то же самое что сделали парни, только, чтобы не было косяков?

Прошу заметить, что я не даю никаких технических оценок восхождения. Меня про это никто не спрашивал. Спросит автор - отвечу. Думаю, что выводы ребятами были сделаны. Опыт они получили еще тот.

Меня больше волнует моральный аспект, я вижу проблему в самой системе подготовки альпинистов.
Извините, что отняла время своими рассуждениями. Вите и Вове - удачи и позитива!

Тамара, вы же сами понимаете, что тут дело абсолютно не в злобе. У вас самой от описанного мероприятия какие ощущения? Восхищение дерзостью? Или, все-таки, удивление глупостью?
Речь идет не о хождении вне или внутри системы. Речь идет об адекватности знаний и подготовке конкретным условиям и целям.
Соло-восхождение на Дых для человека с опытом Виктора в горах - это как? Адекватная оценка себя? Черт знает что (ну, восхождением язык не поворачивается назвать) на пик Брянский (то есть, предвершина Брно, на самом-то деле) - ну это же просто показатель того, что люди не хотят учиться, разве нет?
Еще раз - тут не стоит вопрос о проблеме ходить в клетку или нет. Разговор о том, что любому делу нужно учиться - а тут шапкозакидательство.

Честно признаюсь, после первых постов Виктора тут был весьма позитивно к нему настроен... но неспособность обучаться - это печально.

Jen, я не берусь судить о мероприятии(забавно звучит)))) только по рассказу, написанному на риске. Это непрофессионально. Чтобы сделать какие то выводы ,нужно послушать в личной беседе или переписке обоих участников, посмотреть все фото и т.д. Я вообще очень осторожна в оценках. Про причину такого отношения могу Вам в личку написать написать. На всеобщее обсуждение не вынесу. Боюсся))))
Оценить техническую подготовку Виктора тоже не берусь по рассказам. Что мы знаем о человеке? А о Вовчике что знаем? Всё только из написанного в рассказе или от третьих лиц.
Физически Витя подготовлен отлично. Это я говорю с абсолютной уверенностью.
А вот про систему... Тут позвольте не согласится. Я сама до мозга костей инструктор. Причём, совковой школы. И с огромным удовольствием учу ребят. И мне больно от того, что творится сейчас в альпинизме. От полного отрицания всех правил до тупого "невыпуска" на гору из-за прихоти выпускающего. Я отвечаю за каждое сказанное мной слово. Есть конкретика.
И как в этом всем быть тем, кто просто хочет ходить в горы? Ну не хотят ребята ходить строем. Я с этим сталкиваюсь сплошь и рядом. Как им дать то, что поможет им выжить в горах и не попасть в ..опу?
А герои рассказа не такие уж плохие ребята. Но они не такие, какими многие хотят видеть примерного участника. А вдруг это будущие Ули Штеги?)))))

Несоответствие в желании усидеть на двух стульях-ходить "в клеточку" ,но ходить свободно.

а в желаниях вообще не бывает никаких соответствий, разве вы не замечали?

пора завязывать с этой темкой, всё тут понятно, вроде... да и уже практически готова следующая...
но вот напоследок у меня вопрос возник:

почему в среде неальпинистов, в среде людей, которые читают данный рассказ в других местах, я не услышал ни одного осуждения, ни одного плохого высказывания, всем нравится рассказ, все отмечают, что они прочувствовали эту ночь, они не выносят оценки действий, им интересно, они понимают то, чего я хотел рассказать. В общем просто берут, читают, как рассказ, от первого лица непосредственного участника событий. И им он нравится. Они не берутся обсуждать действия, они уверены, раз так было, значит так было. Было и прошло, оставив у них след и возможность встрепенуться и задуматься о каких -то вещах, о которых они задумываются редко..И

Почему в среде альпинистов ЗДЕСЬ возникает подобная реакция? Неужели знание каких-то правил, или тот факт, что кто-то куда-то из них однажды залез, залезет, хочет залезть, позволяет им СУДИТЬ других людей????

Ответ я знаю..... какие у Вас варианты?

Так неальпинисты не понимают какой вред вы наносите.
Потому и не осуждают.
А насчет хороших отзывов... Вы попробуйте рассказ пристроить в приличное издание - вот тут и получите грамотную критику и оценку. Хороший рассказ - получите гонорар, плохой, так и будет вам сказано. Наверное, сейчас рецензий не пишут, собственно, отсутствие гонорара уже оценка.
Вы можете ходить куда угодно, и как угодно.
Просто, в горах еще одной опасностью станет больше.
С этим можно жить, а вот мириться не хочется.
Потому и пишем, пока других способов нет.

не понимают какой вред вы наносите.
****

И какой вред он наносит? :)

Впечатление что дело происходит при совке, такая реакция, что даже любопытно.

Ну залез он куда то или не залез, кому какое вообще дело до этого?
Я в этих постах ничего кроме хлестаковщины и самолюбования не вижу.
Ну и ладно, быть самовлюбленным- не преступление а особенность личности.
Имеет право.
А может, я ошибаюсь... да и фиг с ним.:)

Мне интересно, из за чего такой переполох в курятнике?
Из за украденной простыни?
Неужели когото действительно волнуют приключения на пике Брянском? :)

Чета тут не то... :)))

В литературном плане написано коряво. Неинтересно. В соседней теме есть рассказ армянского солиста. На ломанном русском. Читается гораздо приятнее. Автору желательно прежде чем писать, почитать хорошую литературу. Набокова например. Но учится у классиков явно не его стиль...

Так это давно известно - среду, которая ничего в предмете не смыслит, гораздо проще впечатлить. Вот людей разбирающихся - да, тут требуются какие-то реальные достижения, а это уже чуть посложнее... =))

Показать комментарий

а зачем вам варианты, если вы ответ уже знаете, а мнение людей вас не интересует?

" Автору желательно прежде чем писать, почитать хорошую литературу. Набокова например"
- Витя не наадааа... А то в добавок к желтым труселям ещё на эротику потянет, так тут у некоторых сердце не выдержит, возраст все-таки... ))) Всё хорошо у автора со стилем и изложением материала, такой талант пичкать Набоковым( или ещё скажете, Достоевским) вредно )))

Давай КЛОУН пиши еще, пока жив и молод!Мы хоть поржём отдуши:)

Злые вы(((

Да не:) автор как истинный альпинист - туп и бесстрашен:)

Многое сказано. Все остались "при своих".
Добавлю еще одно свое наблюдение...
Возможно, как выразилась Тамара, это "будущие Ули Штеки" ))
Но почитайте интервью Штека, Хубера, Ханнольда и пр.
Они ж не бросают вызов обществу? Типа, мы уникальные и нам плевать на то, что вы о нас думаете. Не видел, чтобы кто-то из них делал "козу" на каждом фото.
По сути - очень адекватные и даже скромные ребята, конечно с чувством собственного достоинства.
Здесь же - просто провокация и гламурный ПиаР.
Напоминают Борю Моисеева и Сережу Зверева.
А мы всерьез повелись )))

нет-нет, мы не повелись. Просто очень интересно следить за приключениями, последующими статьями и комментариями Виктора.
А к тебе, Виктор, просьба: пиши статьи чуть короче, а то тяжело читать

Экстрим - модно! Вот и потянулись в горы гламурные хамоватые мальчики. Потусуются и свалят.

Вспомнил. Стиль автора напоминает короткий рассказ "Как погибнуть на Эльбрусе". Тут.

Автору не откажешь в последовательности. Ходит как может, куда может и с кем может, системы не признаёт, чужих мнений тоже. Это его выбор и его право, запретить никто не может и не будет запрещать. Здесь только один факт выпадает: собственно публикация на Риске. Зачем этот ненужный самопиар, зачем пытаться с чёрного хода влезть обратно в систему, из которой демонстративно ушёл и которую демонстративно дистанциируешь от себя любимого? Единственная адекватная причина здесь уже названа - выдернуть из системы ещё кого-то а тем кто ещё не в системе показать что "никакая система нафиг не нужна, а я Д'артаньян". А вот это уже вредоносное действие. Потому что действительно юные (иногда и не юные) и по юности ещё глупые мальчики и девочки начитавшись таких рассказов попытаются повторить и не обладая возможностями автора (которого лично не знаю, поэтому склонен допустить вероятность того что для данного маршрута он был физически и технически готов) тупо убьются. И их жизни будут на совести написавшего. Собственно это главная причина "травли". Не раздолбайство в горах (это в основном личное дело автора), а эффектная реклама в сети этого самого раздолбайства.
Да, кстати, не было бы этого обсуждения, не было бы свободы выбора (за которую так ратует автор) у тех горемык которые ведутся на красивые слова и не обладая должным опытом решат предпринять нечто подобное. Теперь - есть. Хоть какая-то. И дальше уже каждый выберет для себя.

Показать комментарий

Мне понравилось. Рассказ прочел, комментарии осилил не все.
Почему-то здесь многие автора ругают последними словами, а рядом солиста на Ушбе - хвалят. События, кстати, не равного порядка: здесь просто дурость (а у кого ее нет?), а там - глупость.

Почему-то
*******

Андраник саморекламой и позерством не занимался.
Просто переоценил свои силы.Все.
А на сайте немного отгавкивался, что по человечески вполне понятно.

Ура, хвастливым героям!
Ура, разгильдяям и выскочкам!
Позор - сидячим снобам и трусам!
Долой - этику, мораль и устои!
Каноны - дурацкое слово!!!
.........

Второй вариант! Только второй вариант!
......

это писал развитый четвероклассник, который увлекает друзей залезть на трубу или крышу школы.
абсолютно детские речи.
Я таких наслушался:)

Оно б ничего, но горам то пофиг в какой класс ты ходишь.
Поэтому лучше бы направить эту энергию в другую сторону.
Чтоб не умножать печали.

Бог бережет дураков и безумных. Так что с тобой ничего серьезного не случится в горах. Но если вдруг рядом с тобой на маршруте окажутся люди, то они могут пострадать. И таких примеров масса. Ходи только соло. Тем более, что ты по результатам выезда сам никуда пока залезть не в состоянии, так что ты в безопасности =)
Ну а вообще с таким режимом тренировок - у тебя колоссальный потенциал. Тут ты молодец. Только восхождения - это во многом умение предусмотреть мелочи и различные варианты развития событий, которым вы при планировании вашего приключения не пользовались. Сила не всегда решает. Сколько сильных парней так ничего за жизнь и не сходили, потому что считали, что они умнее всех и все знают. Можно и самому всему научиться, только это кучу времени займет.
Ну и зачем плевать в колодец из которого воду пьешь? Альпинистский мир тесный. А ты создаешь себе дурную славу. Может в будущем ты и станешь великим горовосходителем, но это еще ой как не скоро...

Отличный рассказ)) Желтые плавки, простыня из альплагеря со словом "свобода", величественный пик Брянский, на гору без каски в велоформе (жаль что не в велотуфлях), "ранный" выход в 10 утра, фонарик один на двоих, который не понадобится, и который нужно выключить в темноте, чтобы не засекли. Чуть подредактировать и будет шедевр. Жаль только, что всё по-настоящему. (Хотя, честно говоря, как-то слабо в это верится.)