Эльбрус-2012: спасательная хижина на Седловине

Пишет lucas1972, 08.08.2012 14:20

Редкое посещение новых мест обходится без впечатлений.
Когда ты едешь в горы, это справедливо вдвойне или втройне: помимо эстетической и спортивной составляющих в горах есть еще что-то, называемое «энергетикой места» и энергетика эта многократно усиливает и обостряет все чувства и впечатления. И, разумеется, без впечатлений не обошлась и моя нынешняя поездка: правда, несколько иных, отличных от расчетных. Местный колорит, горные склоны, чистый воздух, физические нагрузки и высота – все это было более-менее ожидаемо и, возможно, именно из-за разделения на ожидаемое/предполагаемое и неожиданное/непредвиденное, самым ярким впечатлением от минувшей поездки на Эльбрус стала не природа и даже не восхождение, а – вы не поверите – строительно-монтажные работы и общение с их участниками.

Меня сложно удивить какой-то стройкой или классическим монтажом, начиная с 2003г я плотно вращаюсь в строительно-монтажной среде, вернее – в той её части, которая касается высотных или антенно-мачтовых сооружений. За это время довелось побывать в разных регионах и поучаствовать в монтаже и обслуживании различных конструкций. Но я еще никогда не видел, чтобы монтаж осуществлялся на высотах более 5000м и чтобы грузы на эти высоты завозились вертолетом…
Итак, хватит предисловий: в конце июля 2012г я стал свидетелем монтажа высотной спасательной станции «Red Fox 5300»

На Эльбрус я приехал в некотором смысле неожиданно для себя самого: в июле было получено несколько очень интересных предложений, одно из которых – от старого знакомого по приключенческим гонкам – касалось нон-стоп забега вокруг Монблана с последующим восхождением на него. Чувствуя себя в неплохой физической форме я, тем не менее, решил немного потренироваться на горном рельефе и заодно набрать высотную акклиматизацию, а Эльбрус, оставивший о себе чертовски приятные воспоминания после Фестиваля Red Fox Elbrus Race , является очень удачным местом для тренировок, аклимухи и, чего уж там, отдыха.

Заехав на поляну Азау утром 23 июля я заселился в отель и сразу же убежал на тренировку: подъем по трассе «Вертикального Километра» совсем не был похож на весенний: палящее солнце, пыль под ногами и иностранные альпинисты, идущие пешком наверх. В остальном, тренировка была довольно обычная и некоторое разнообразие в окружающий пейзаж внесло только увиденное внизу, после спуска обратно в Азау: уже недалеко от отеля шумом в небе привлекло вот это:
Эльбрус-2012: спасательная хижина на Седловине (Альпинизм, альпинизм, приют, redfox 5300)

А когда ближе к вечеру пришел пешком в Терскол, то невдалеке от базы МЧС наблюдал следующую картину:

Подивившись тому, как далеко шагнула техника МЧС, вернулся в отель и на следующий день с утра поднялся до Приюта-11, где снова увидел вертолет (да не один!), таскавший какие-то конструкции. Вот тут уже стало любопытно, я стал задавать вопросы и узнал, что «…да это Рэд Фокс строит спасательную хижину на Седловине…» (цитата). А дальше вы все понимаете сами: мне очень сильно захотелось познакомиться с людьми, занимающимися стройкой, и, по возможности, внести посильный вклад в процесс.

Несколько отступая от темы скажу, что идея строительства высотной хижины-приюта муссировалась в альпинистских интернет-кругах последние лет пять: посещаемость Эльбруса растет с каждым годом, а ведь несмотря на то, что на вершину уже начали забегать бегом в кроссовках, она остается все такой же сложной и опасной и если часть несчастных случаев связана с технической стороной восхождений, то другая часть развивается по сценарию «спускались с вершины, попали в непогоду, видимость упала до нуля, не знали куда идти» и так далее; наличие приюта на Седловине смогло бы по крайней мере решить вопрос «куда спасаться с Седловины, если ситуация становится аварийной». Понятно, что однозначных ситуаций не бывает и известны разные мнения на этот счет, однако, после весенней трагедии 2006г, когда на Седловине погибло сразу несколько человек, мнение «быть или не быть высотному приюту» стало приобретать все больше сторонников.
На мой взгляд человека из околоальпинистской среды, спасательный приют на Седловине нужен: каждый день на вершину идет почти непрерывный поток восходителей совершенно различного уровня подготовки и как знать, у кого из них хватит сил спуститься, а кому понадобиться аварийный отдых…

В течении следующего вечера я искал способы познакомиться и пообщаться со строителями: к счастью, в наше время интернета и мобильной связи нет ничего невозможного и на следующий день я уже разговаривал по телефону с координатором и руководителем монтажных работ спасательного приюта «Станция Red Fox 5300» Сергеем Ведениным.

Строители, кстати, обычные люди, альпинисты, спасатели… Волонтеры, между прочим, то есть люди, оторвавшиеся от работы и увлечений и приехавшие на Кавказ для того, чтобы потратить свое личное время на строительство высотного приюта, и вот, пожалуйста: Красный Лис и рядовые альпинисты общими усилиями строят «Станцию RedFox 5300» - так официально называется спасательная хижина, рассчитанная на то, чтобы приютить от четырех (смогут разместиться лежа) до двенадцати (сидя) человек, и представляющая трапецевидную конструкцию с тамбуром и жилим помещением, стоящую на ажурном основании с пригрузом из нескольких тонн каменных обломков, растянутую тросами к анкерным элементам в каменных глыбах. Дверь в хижину – герметичная, закрывающаяся кремальерой.

Дальнейшее стало известно благодаря общению с Сергеем Ведениным и волонтерами. Понятно, что в реализации проекта принимало участие большое количество людей – организации, проектировании, доставке, строительстве и узнать о всех малореально, однако о нескольких умолчать было бы невозможно и неправильно.
Непосредственно в высотном монтаже было задействовано пятнадцать волонтеров:
- Кривошеев Максим, г.Иркутск, МЧС России
- Коншин Александр, г.Краснодар
- Бережко Ярослав, г.Москва
- Веденин Сергей, г.Москва

Я не буду здесь описывать в деталях стадии развития проекта. Скажу, что проектированием конструкции занималась организация «Техносервис» из г.Боровск. Ярослав Бережко обеспечил программные испытания конструкции на сопротивление ветровым нагрузкам: приют должен выдерживать нагрузки при воздействии ветра до 80м/сек включительно и опрокидывающий момент в две тонны. (для справки: работавшая около года высотная метеостанция, расположенная на Западном плече Эльбруса, зафиксировала ветер скоростью 67м/сек).

10 июля детали конструкции были доставлены на базу МЧС в г.Терскол. В период с 11 по 17 июля на базе МЧС высотники отрабатывали сборку конструкции, благодаря чему монтаж основных эелемнтов непосредственно на Седловине был выполнен менее чем за один день.

23 июля на вертолетную площадку МЧС в г.Терскол прилетели два вертолета компании «Heliaction.ru». К этому времени силами волонтеров был установлен высотный лагерь на Седле, а так же подготовлена строительная площадка для установки Приюта.
Приют располагается в северной части Седловины, в начале каменной гряды, вдоль которой осуществляется подъем на Восточную вершину

В течении 23 и 24 июля вертолеты завезли все элементы конструкции и монтажное оборудование на Седловину
фотография предоставлена командой волонтеров

Замечу, что доставка груза вертолетом на Седловину – уникальное мероприятие, осуществленное впервые: даже детям понятно, что подъем вертолета на высоту 5000м – дело непростое, а доставка груза на фактическую отметку 5300м – вообще уникальная операция, в силу разреженности воздуха и сложно розы ветров на Седловине: по словам Сергея Веденина на седле дуют не только типичные для перевалов «продувные» сквозьняки, там достаточно силен «стекающий» с Западного плеча воздушный поток, создающий прижимающие нагрузки…

После захода на Седловину пилот вертолета каждые 10 секунд получал от координатора информацию о превышении груза над поверхностью Седла и расстоянии от вертолета до точки отцепки груза.
Это – круто, это нужно было видеть…
В последующие дни силами волонтеров были произведены монтаж, закрепление и отделка высотного приюта, и даже я принял некоторое участие, занеся на Седловину кое-какие мелочи для строителей

В начале августа, когда меня, к сожалению, уже не было в Приэльбрусье, высотная станция RedFox 5300 приняла первых, протестировавших ее альпинистов.
Нам всем известна незавидная судьба, постигшая предыдущую хижину-приют, однако, без ошибок и поражений не бывает и успеха. Как говорят организаторы «без опыта полученного при строительстве и эксплуатации предыдущей хижины, было бы невозможно построить нынешнюю».

И еще две фотки, без которых постинг был бы не полным:

Это я на Скалах Пастухова, акклиматизация

А это (так мне сказали в лагере волонтеров на базе МЧС) - координатор и руководитель монтажных работ Сергей Веденин в процессе руководства и координации

Высотная станция RedFox 5300 – действует! ;)

Все фотографии, за исключением предоставленных командой волонтеров, сделаны с помощью телефона Nokia N8
Вот здесь можно прочитать о том, как развивались события после моего приезда на Эль, он-лайн трансляции так сказать:
Часть 1
Часть 2
Часть 3 или 5642-28072012

Не очень понятен выбор места.На месте старой хижины куда ни шло,а вот на отшибе...Хотя и скептически отношусь к проекту,но организаторам и строителям мое почтение.

По словам Веденина - выбрано самое безопасное место

Молодцы! Хижина необходима.

Круто. Как я понимаю, при проектировании обратились к профессионалам. Это очень радует.
Безмерная уважуха всем без исключения энтузиастам, принимавшим участие в строительстве первой и этой хижины !!!

Леха, я гляжу ты подсел на Эльбрус ездить :)

есть такое) теперь хочу на Ушбу, честно говоря ;)

Ушбу? Хех, тоже понимаю :)
Я вот уже хоть куда хочу, чего-то пока сезон совсем мимо..

Хорошо и понятно написал. Молодца! Хижина там нужна, лишь бы не стали ее юзать не по делу, а просто как удобное жилье.

В качестве "тестера" был приглашен на ночевку (как я понял, первую) в ночь с первого на второе августа. Роману и Сергею из Екатеринбурга спасибо за теплый прием! Все было отлично!

Встречали Рому и Серегу у спасателей. Отличные ребята! Спасибо им

полностью согласен) и Аркадий отличный парень, да и все остальные тоже)

Внутри

Утром у приюта с Сергеем

круто!!)

Только поправьте фамилию - Михаил СтЭмпковский.

сделано)

Работали с экипажем этого вертолета на следующий день на транспортировочных работах в Адырсу...
Ребята молодцы, отработали ювелирно, сделали всю работу за МЧС...
Особенно впечатлил момент высадки "координатора" на узкий гребень...
Спасибо Вам!

Необходимое дело сделали.
Но.
1. Судя по фото (3-я снизу), строительство не закончено? Нет оттяжек. Хотя, "уши" для них, на фото видны (?). А про устойчивость хижины (без оттяжек) при ветре 80 м/с (80 м/с ?) ...
2. У каждого "объекта недвижимости" должен быть хозяин, у которого объект был бы на балансе; С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТРОКОЙ В БЮДЖЕТЕ. Наиболее подходящим хозяином спас.хижины может быть только Эльбрусский спасотряд. Но, его участие в создании этой хижины не видно (судя по тексту заметки).

Оттяжки сделаны

я на Седловине был ДО окончания всех работ, если читали внимательно - то в тексте это видно. а по сему и фотки (мои) хижины в "процессе отделки" (см).
в комментах парни выложили фотки готовой конструкции.
вопрос "кто хозяин хижины" - не ко мне вообще, не в курсе и мне даже не пришло в голову строителей об этом спрашивать...
вопрос "кто МОГ БЫ быть хозяином хижины" - риторический.

lucas1972,
Наверное, я не совсем удачно высказался. К ВАМ – только СПАСИБО. Вы написали очень хорошую заметку о новой спас.хижине.
Мои вопросы-пожелания – это, конечно, не претензии. Каждому хочется, чтобы спас.хижина БЫЛА! И чтобы она была так же надёжной, как Приют 11, в советские времена. А надёжность и функциональность объекта обеспечивается как его конструкцией, так и повседневной заботой о нём.

Особенно мне понравилась последняя фотография и комментарий к ней.

ок, спасибо за отзыв)

Не в курсе, то что осталось от предыдушей хижины убрали с места?

не знаю...

К нашему сожалению, в данный момент разобрать купол старой хижины не представляется возможным-он полностью скрыт снегом

Организация производившая хижину называется "Технополис" г. Боровск. Есть ли замечания к конструктиву?

время покажет.
но, на месте пришлось переделывать многое
например дверной проем.
щель щакрыта жестяной пластиной.
мы не раз об нее бились головами, даже после того как обработали наждачным кругом - узкий профиль представляет опасность.

сама люк-дверь выгнулась наружу, образовалась щель снизу (частично исправлено на месте, сменой конструктива ручки

конструктив ручки был полность.ю переделан и переварен на месте,, т.к. дверь невозможно было плотно закрыть.
(доработано на месте)

не было упора для отбоя ручки от панели двери. при полном открывании элементы ручки повреждали бы стенку. (доработан ои устранено на месте)

крепление люка для акьи во внутренней перегородке - было бы правильно сделать с петлями снизу и накидными барашкаими сверху, чтобы люк открывался вниз. (частично доработано на месте)

ну и наш французский не может выразить степень нашего удивления, когда у фермы основания оказались порезанными балгаркой, для того, чтобы было возможно запихнуть их в имеющуюся машину.
были отрезаны все фаргменты конструкции, которыми 2 половины основания стыкуются друг с другом. местами отрезаны под корень, исключая возможность восстановления перестыковкой. (сварочные работы и подготовка к ним отняли много времени)

волею судеб, проведения, провИдения в нашей команде оказался Сварщик высочайшего класса, а у одного из участников в машине случайно завалялся сварочный аппарат с маской. если бы так не сложилось - сборка хижины в этом году была бы невозможна

хотя это все мелкие недоработки, в основном связанные с безответственностью волонтеров как таковых.
могли бы еще до экспедиции приехать и провести тестовую сборку еще в москве.

в целом конструкция должна быть удачнее старого купола.
если будет потребность - конструктив будет тот же. с небольшими изменениями и дополнениями в фурнитуре.
и в конструктиве основания надо бы кое что доделать.

мы установили доплонительные подпорки между верхними и нижними профилями основания. тем самым устранив прогибание пола, понятно что там танцевать и прыгать никто не будет. но так лучше.

Спасибо за столь объёмный ответ! Я просто директор компании Технополис , которая учавствовала в проектировании и производстве хижины, поэтому мне очень важны все замечания и выявленные проблемы. Сложность была в том, что среди наших сотрудников не было ни кого, кто был бы знаком с альпинизмом и мог предупредить ошибки в изготовлении. Хижина была изготовлена в прошлом году, и целый год она стояла у нас в производственном цехе , ожидая отправки. По плану волонтёры должны были приехать к нам в Боровск, разобрать её на месте и подготовить к транспортировке. При этом мы могли на месте исправить ошибки конструктива и внести изменения по их рекомендациям. К сожалению так не получилось, с отправкой резко заспешили, и к нам пригнали автофургон в который хижина НЕ ВХОДИЛА!! Время не ждало, и нам сказали что бы мы резали основание под габариты фургона .....Даже рабочие расстроились...
Мы очень рады, что не смотря на все трудности, проект состоялся и наш труд, благодаря Вам, не пропал даром. Надеемся, что хижина послужит людям.
P.S. А мы её на производстве звали "Эльбрусом".....Удачи всем, пусть число восхождении равняется числу возвращений...

Ночевали в ней одни из первых. Показалось странным, что напрочь отсутствует система вентиляции. Ребята-волонтеры сказали, что так правильнее. Я не совсем понял почему. Все-таки хижина маленькая, воздух выгорает в ней. Мы, боясь угореть, оставляли маленькую щель в наружной двери.

да, вентиляция отсутствует. оставляйте щель.
подскажете нам метод, при котором пустая хижина не будет забита снегом до потолка через вентиляцию?

Ролик в новостях пятого канала: http://5-tv.ru/news/60044/. Моя книжка и орехи в целостности и сохранности! Коллеги-восходители, пусть книжка будет талисманом этой хижины. Расписывайтесь на последней странице! =)