КАПИТАН ГРАНТ И ЕГО ДЕТИ

Пишет Mindelevitsh, 12.07.2012 19:20

КАПИТАН ГРАНТ И ЕГО ДЕТИ (детский туризм)

Заниматься туризмом я начал лет в 17, в общем, случайно и неожиданно для себя, оказавшись однажды летом в туристском лагере московского Дворца пионеров и школьников им. Н.Крупской. Моя мать была тогда заведующей детским садом и летом выезжала с детьми на летнюю базу недалеко от Сходни. Я с 15 лет работал на заводе радиомонтажником, и как-то в отпуск приехал её навестить. А на той же территории находился детский турлагерь, однажды мать меня туда отвела и познакомила с его директором, который взял меня в поход на Селигер.
Лагерь назывался «Дети капитана Гранта». Думаю, не столько в честь героев Жюля Верна, сколько по имени бессменного начальника, заведующего отделом туризма Дворца Гранта Александровича Генженцева (на фото справа). Именно у него я, как и многие другие, постигал не только азы походных знаний и навыков, но и науку взаимоотношений в коллективе.
Обустройство лагеря было минимальным: деревянная кухня с кладовой, навес-столовая, «капитанская каюта» -- деревянная будочка 2 х 2 м, в двух крохотных комнатках которой жили «капитан Грант» и его заместитель (он же завхоз и мастер на все руки). Ещё были два туалета и около десятка больших армейских брезентовых палаток, стоящих на деревянных настилах. Одна палатка предназначалась для инструкторов (несколько летних сезонов я был одним из них), остальные – для школьников. В каждой палатке стояли по шесть раскладушек. А ещё в центре был бум – обтёсанный ствол дерева на двух опорах, один конец которого не был закреплён, -- служащий для отработки навыков равновесия.
К счастью, тогда не было нынешних невежественных СанПиНов, резко ограничивающих детское самообслуживание, и потому штат взрослых в «Детях капитана Гранта» был минимальным: начальник, его зам, повар и 3--4 инструктора (по одному на группу примерно в 15 школьников). Медицинское обслуживание обеспечивала медсестра из детского сада моей матери. Большинство работ в лагере делали подростки (чистили картошку, помогали готовить еду, мыли посуду, кололи дрова, убирали столовую и территорию, и др.), осваивая при этом нужные в жизни навыки, учась взаимопомощи, ответственности и дисциплине.
Старший инструктор Николай Александрович Пашинин (слева на фото), часто приезжавший в лагерь лишь на выходные (когда не удавалось отпроситься с работы), особенно «зверствовал», требуя безоговорочного выполнения указаний инструкторов. На всю жизнь запомнился мне такой случай. Ник Саныч в лагере выдал каждой группе карту с маршрутом, которые сходились на месте обеденного привала у какой-то речки. Пашинин строго приказал командирам групп и инструкторам: воду для приготовления еды брать только из колодца в расположенной неподалёку деревне. Но до неё надо было идти минут 15--20… Ник Саныч прибыл на привал, когда пища была уже почти готова. Обошёл группы и в каждой поинтересовался: «Откуда воду брали?». Командир одной честно признался: «Из речки». Пашинин спросил: «У вас лопата есть?». «Конечно». – «Вот здесь выкопать три ямки по полметра». Выкопали. «Теперь в первую ямку выливаете суп, во вторую – второе, в третье – компот». И вылили, несмотря на общее возмущение. «Самодур!» -- это самое мягкое, как ребята называли между собой старшего инструктора. Правда, голодным никто не остался – другие группы поделились. После привала Пашинин изменил маршрут и повёл всех вдоль речки вверх по течению. И через пару километров все увидели, как из фермы на другом берегу мутный жёлтый ручеёк тёк в реку. Нападки на Ник Саныча прекратились.
Приученный в лагере к дисциплине, я потом гораздо легче проходил службу в армии, нежели иные городские парни. Некоторые из них никак не могли смириться с тем, что надо выполнять приказы какого-то сержанта или старшины, и потому часто получали наряды. (Надо сказать, у Гранта Александровича тоже выдавали наряды проштрафившимся подросткам. Они должны были в этом случае убирать территорию или вне очереди дежурить по кухне. И никто не отлынивал.)
Обычно в первую смену лагеря, в которую приезжали самые молодые участники туристского кружка Дворца пионеров, они постигали азы туризма – учились разжигать костёр, ставить палатку, переходить речку по клади и др., ходили в однодневные походы и потом на несколько дней к Волге. В родительский день Пашинин устраивал соревнования, которые проходили на крутом берегу речки Сходни. На дистанции были и «кочки», и кипячение котелка с водой, и установка палатки, и тросовая переправа над оврагом, и подъём по крутому песчаному склону (в конце его, чтобы преодолеть 2-метровую стеночку и вылезти к зрителям, надо было встать на спину своего товарища по команде). Некоторые родители даже пугались за своих чад, но все оставались живы и здоровы.
Во вторую смену, кроме сказанного, обычно ездили на Селигер, где на острове Хачин устраивали лагерь и жили там с неделю, совершая экскурсии по острову или даже в монастырь Нилова Пустынь, находящийся напротив на другом острове. Однажды, помню, несколько дней шли пешком от Валдая до Селигера. Грант Александрович доверил мне нести его маленький аккордеон-«четвертушку» (говорил мне, что нигде не учился играть, но делал это очень прилично). При переходе через речушку по клади я оступился и свалился в воду (там было всего по колено). Шеф занервничал: «Аккордеон не намочил?»… Сам он обычно шёл, прихрамывая, впереди всех. Трудно было ему с раненой на фронте ногой водить в походы своих воспитанников. Но он не делал поблажек ни им, ни себе…
А в августе самые лучшие, самые подготовленные (не более 20 человек) отправлялись в дальние многодневные походы. И куда только не ездили по всей огромной стране! Капитан Грант умел находить общий язык с самыми разными людьми, и везде его питомцев встречали дружелюбно, старались чем-то помочь, угостить чем-то вкусным. И как жаль, что многие наши тогдашние маршруты путешествий ныне оказались за границей, куда уже так просто не приехать!
В походах, конечно, всем приходилось носить в полтора-два раза более тяжёлые рюкзаки, нежели требует для детей нынешний СанПиН. Но ведь походных «носильщиков» тогда неоткуда было взять… Прошедшие годы показали, что вреда здоровью это никому не принесло, наоборот – только его укрепило.
Много лет существовала традиция: вечером 1 сентября участники лагеря «Дети капитана Гранта» -- и нынешнего года, и прежних лет -- собирались во Дворце пионеров. «Капитан Грант» покупал пару десятков арбузов – на всех. Их дружно поедали, вспоминая обычно какие-то забавные эпизоды из лагерной жизни… По слухам, и до сих пор, спустя чуть ли не 30 лет, встречаются ежегодно участники каких-то смен. Но уже не во Дворце, где туризм оказался лишним…
Среди тысяч (буквально!) питомцев Г.Генженцева есть известные туристы, мастера спорта. Но и те, которые не стали заядлыми путешественниками, с благодарностью, нежностью вспоминают и наш турлагерь, и его начальника, отдавшего столько сил, чтобы пришедшие к нему мальчишки и девчонки выросли настоящими людьми. Всем им он дал «путёвку в жизнь»…
И потому полон был большой зал, где в начале 1983 г. отмечалось его 70-летие. Пришли даже те, кто занимался в кружке 20, 30 лет назад; многие со своими детьми, уже взрослыми. Я увидел знакомых из своего родного МИФИ, из Центрального совета по туризму и экскурсиям – оказалось, они тоже были питомцами «капитана Гранта». Радостным, весёлым оказался этот юбилей. И кто тогда мог предположить, что через несколько месяцев мы снова соберёмся в этом зале – проститься с нашим Учителем. Его сбила машина на Ленинградском шоссе недалеко от созданного им лагеря, куда он приехал, чтобы подготовить базу к очередному летнему сезону. Погиб, можно сказать, на своём посту, так и не уйдя на давно заслуженный отдых. Последним его походом (в 70 лет!) стала лыжная "единичка" на Кольском полуострове в марте 1983 г.
Но Грант Александрович, столь много сделавший для развития детского туризма в столице и во всей стране, не забыт. (Подробнее о его деятельности см. только что вышедший № 112 газеты «Вольный ветер».) В январе следующего года исполняется 100-летие со дня его рождения. Его жена и дети не дожили до наших времён, но живы многие воспитанники Генженцева. Они создали инициативную группу, в планах которой три проекта к юбилею: привести в порядок могилу Гранта Александровича на Востряковском кладбище, установить в его честь на Дворце мемориальную доску и провести торжественный вечер, посвящённый 100-летию нашего Учителя. Разумеется, все проекты осуществляются за свой счёт, в складчину. (Обещало содействие руководство Московской городской станции юных туристов.) Если можете – помогите тоже.
Хотелось бы собрать на вечере как можно больше грантовцев. Но со многими из них связь утеряна. Поэтому просьба ко всем: отзовитесь! Позвоните координаторам и скажите, каким образом послать вам приглашение на вечер. Вот их телефоны: Ольга Слободкина -- 8-910-487-43-90, Зоя Ремизова -- 8-905-740-33-70. До встречи!