Как я провел тем летом

Пишет prussik, 29.06.2012 20:13

Как я провел тем летом (Путешествия)

В последнее время на РИСКе появилось много прекрасных материалов о Камчатке. И она,поверьте мне ,того стоит. Я же хочу рассказать вам о Камчатке образца далёкго уже 1976 года. Тогда мы, два инструктора-горника из Ташкента,летели на Камчатку работать на легендарной турбазе" Долина гейзеров".

И вот уже позади 6ти часовой перелёт до Хабаровска на нормальном ИЛ-62 и затем 2х часовой до П-Камчатска на реликтовом( как они только здесь сохранилсь!) ТУ-104. Мы как будто попали в другой мир! Прежде всего-разница во времени - 9часов. На Камчатке ночь, а Москва передаёт-С добрым утром! Люди совсем другие,чем на материке,доброжелательные (например, водители подвозят,денег не берут). Несколько дней до теплохода мы жили у Кости Лангбурда,местного краеведа и знатока полуострова,МС по туризму,а ведь мы были совершенно не знакомы! Сам город вытянут вдоль берега Авачинской бухты. С одной стороны-океан,с другой-сопки.Интересные названия,как помню,сопка Любви,рыболовецкий колхоз с нежным названием-Сероглазка! Над городом парят две сопки-Авачинская и Корякская в белоснежных панамках.По местному радио звучит камчатский гимн-туристкая песенка "Вальс в ритме дождя" (солнца не будет жди,не жди,третью неделю льют дожди...).Погода здесь,бывает, полностью соответствует тексту! Город моряков,рыбаков,военных.Здесь нас застал День Рыбака. Это что-то! Город напоминал резиденцию винницкого комиссара после визита к нему батьки Махно! И вот мы уже в порту, нам надо плыть на теплоходе до Жупаново-там турбаза. Здесь уже чувствуется дыхание высоких широт.Музыкой звучат названия:Усть-Камчатск,Чукотка,Уэлен,Певек,бухта Провидения,ледовая обстановка! На верхней палубе-какие-то экспедиции,ящики под брезентом, привязанные лайки,бородатые мужики в штормовках. Пограничники,заметив фотоаппараты,предупреждают-берега бухты, Трёх Братьев снимать нельзя! На следующий день высаживаемсся на берегу Кроноцкого залива,у Жупаново.Теплоход подойти к берегу из-за осадки не может.Сходящих на берег перевозят в плашкоуте-небольшой самоходной барже.Когда на море волнение, и трап на плашкоут спустить нельзя,пассажиров пересаживают с помощью большой сетки-авоськи с деревянным круглым настилом внутри,прикреплённой к мачте палубного крана.В авоську помещается человек десять с вещами.Её опускают(с людьми внутри) на палубу пляшущего на волне плашкоута. Соответственно и люди в сетке на палубе плашкоута то сбиваются в кучу, то разлетаются в стороны!. Зрелище уморительное, но не для находящихся внутри! База стояла на берегу лимана. Несколько деревянных корпусов,столовая,генераторная и служебные помещения. Рядом было с десяток домов. Там располагались управление Кроноцкого заповедника,лесники,егеря и рыболовецкая бригада, заготавливающая красную икру в лимане(считается,что лучшая икра из лосося,уже вышедшего из океана, но ещё не вошедшего в реку).Сам посёлок Жупаново был в паре километров от турбазы. Заброшенный рыбкомбинат,брошенные дома, только магазинчик и почта.Люди почти все уехали,а собаки остались.Их там было много.Лайки.Красивее собак я не видел,хвост колечком!Надо сказать, что турбаза "Долина гейзеров", была единственной в своём роде! И вовсе не из за самой Долины Гейзеров (она тогда уже была закрыта для туризма,туда ходили только инструктора(вот за труды тебе награда!), и "блатные" группы.Уникальность её была в арендованном вертолёте. Это и по сей день несбыточная мечта а/лагерей! Вертолёт МИ-4 базировался на берегу океана неподалёку от турбазы.Чтобы принять сводку погоды из Петропавловска,он взлетал метров на 200, и садился.Сводка,бывало,разительно отличалась от реальной погоды!Грузы до базы перевозили по единственной дороге на странном сооружении, бывшем когда-то грузовиком ГАЗ-63.Сейчас это было шасси с кузовом,мотором и сиденьем.Прочая ерунда(кабина,щиток,фары и т.п.) отсутствовали!Инструктора,в основном, были ленинградцы,водники.Случалось, они плутали(тайга и сопки-это не речные меандры!),их искали вертолётом и сбрасывали пакет с коробкой конфет и запиской-поторопитесь, теплоход уже на рейде!Снаряжение было довольно неплохим-абалаковские рюкзаки,штормовки,вибрамы.Исключение составляли только сп.мешки(,гей славяне!)-ватные,старые,раздрызганные и с деревянными палочками застёжками!Может то-то ещё помнит! Были и новые мешки,но тонкие,поролоновые,уместные разве что в Крыму.На первый,технический выход я,сдуру,взял ватный,но вернувшись,заменил его на поролоновый и засунул внутрь байковое одеяло.Получилось сносно.Ходили мы там в высоких охотничьих резиновых сапогах-броднях.Это самая удобная на Камчатке обувь.Частые дожди,переправы,высокая(до 1.5м)мокрая трава, делали прочую, привычную обувь нерелевантной! А профилированная подошва сапог хорошо держала и на снегу(лесные овраги склоны сопок до сентября были забиты снегом), и на камнях.Речки на Камчатке называются ручьями.На карте обозначен какой-нибудь ручей Безымянный.Подходишь,а там шурует речка шириной метров двадцать.Правда неглубокая,но быстрая и холодная!А вот как выглядел инструктор на маршруте.Т.к. он шёл первым по заросшей,высокой,мокрой от дождя и росы траве,то он,естественно, собирал всю воду! Поэтому сапоги поднимались доверху,а на штормовку сверху надевался самодельный фартук из полиэтилена,от горла и до колен.Видок был ещё тот,(как мы шутили-то ли баба,то ли мужик!),но эффективный! Эту картину маслом дополнял топор в руках(без него там никак!),вместо привычного ледоруба.Маршрут был кольцевой,пятнадцатидневный.В середине,у вулкана Карымский,был деревянный дом-приют со складом. На маршруте,на расстоянии дневного перехода,мы во время первого выхода, поставили временные приюты-10ти местные армейские палатки на дощатых настилах(палатки и доски предварительно забросили вертолётом.) Т.образом, участники несли только сп.мешки и недельный запас продуктов.Маршрут был слабо маркирован.Тропа,которую постоянно приходилось подрубать,сразу за базой ныряла в лес и через реликтовую рощу пихты грациозной(маленькие малиновые шишечки,как фонарики!) шла с переправами,лесом до подножия вулкана Малый Семячик.

Тут был радиальный выход-восхождение на этот потухший вулкан с кислотным озером бирюзового цвета в кратере.Вулканологи рассказывали,что когда они плавали на резиновой лодке по озеру,у них упала в воду собака.Её сразу вытащили,она не пострадала,но на следующий день она вся облезла! После М.Семячека маршрут выходил на кустарниковое плоскогорье и обходя болота и кедровый стланник (сибиряки знают,что это такое-ближайший родственник колючей проволоки и спирали Бруно!) выходила к приюту Карымский, около одноимённого вулкана.
Как я провел тем летом (Путешествия)

Вулкан этот, знаменит своей постоянной работой,впрочем,без катастрофических извержений.Видимо поэтому здесь стоял стационарный дом-лаборатория вулканологов. Его обитатели с нетерпением ждали приходов групп,чтобы сыграть в футбол,да и просто полюбоваться на девочек! Тут были радиальные выходы на лавовый поток Карымского и на расположенное в нескольких километрах от приюта в кальдере потухшего вулкана Карымское озеро.Оно было довольно большое и имело на берегу горячие источники,в которых купались туристы.Когда я привёл туда первую группу,там по берегам ещё лежал снег,а вокруг источников
была зелёная трава и яркие цветы! Картина была сюрралистическая...
.Вообще,необычная природа Камчатки производила ошеломляющее впечатление.Отравляло эту лепоту только обилие комаров.Были у нас Дэта, Ангара ит.п.но они были хороши только на привалах,ночёвках.А при хотьбе, работе,репеллент смешивался с потом и обжигал кожу.Лицо защищала хорошая борода(когда я прилетел домой,мать открыла мне дверь и спросила-Вам кого?).Впрочем, сибиряки,а их в группах было много,говорили,-это разве комары? вот у нас-двухмоторные! Группы были человек по 30-35. Три четверти состава-женщины! Наверно, они по натуре ,более романтичны! Группа считалась хорошей, если состав был приблизительно одного возраста и без военных. За год до этого,произошел тот злополучный НС на Кавказе,когда из-за непогоды и инструктора на плановом маршруте погиб 21 человек.А ведь Камчатка-это не Кавказ! Когда с утра льёт дождь,участники садятся и клацая зубами,говорят-всё,мы до нитки,сил больше нет,мы здесь все умрём,как те,на Кавказе! Причём начинали,как правило,мужики,вот что удивительно!Бывало, что и пинками приходилось поднимать. Но чаще, я разводил костёр,для таких моментов всегда носил с собой пару бутылок солярки,ведь сушняка не найдёшь.Заваривал чай,говорил им-мол это сейчас тяжело,зато воспоминаний потом на год хватит, а может и на больше!Они потихоньку оживали и смертный час как-то отодвигался! Но зато, уже на выходе (всё уже позади!),сидя у костра эти мужики говорили-эх, не уважаем мы вас, инструкторов!-Почему?!-А вы костёр соляркой разводите! К счастью, такое случалось не часто. Было и другое. Досталась мне как-то группа школьников, 10й класс,16-17лет. Всё бы ничего,но в то время,школьники могли путешествовать только в сопровождении учителей! И,разумеется , они были-двое,директор тюремной школы(оказывается есть и такая!) и вобла сушёная-физкультурница.Вот с ними то у меня и были проблемы! Они оспаривали все мои решения,мол ты не знаешь детской психологии!Апогея противостояние достигло перед восхождением на М.Семячик, когда они устроили разборку с ребятишками.Мол, ты слабый,останешся внизу,а этот сильный-он пойдёт и т.п.Представляете, парню при сверстниках,девчёнках,говорят такое! Я, конечно, прекратил эту вакханалию, обьявив, что пойдут все ,без исключения! И взошли все, а когда на спуске я ещё им показал как бегом спускаться напрямик по мелкой сыпухе, они были в восторге! По пришествии на базу,учителя накатали на меня телегу,прочитав которую,гл.инструктор Коля принял соломоново решение-а я на них напишу! Тем временем шли инструкторские будни. В первые дни маршрута,вечером, у инструкторской палатки выстраивалась очередь болезных. Мозоли,потёртости,водянки,причём на таких местах,о которых я и подумать не мог!(например на спине,боку и даже на шее!).А ведь был предпоходный инструктаж по укладке рюкзака.Во всяком случае, я обогатился знаниями об особенностях человеческого организма, г.образом женского. Почти каждое утро проходило небольшое траурное собрание,посвящённое сгоревшим или скукоженным ботинкам, оставленным сушится на ночь у костра(для сушки у костра одежды и обуви надо работать!).Переправы тоже проходили весело.Дело в том,что на турбазе резиновые сапоги-бродни были только 43 разм. и выше(у меня есть подозрение,что в Союзе такие сапоги меньшего размера просто не выпускали!). Т.образом женщины топали ,и переправлялись в вибрамах и кедах.В самом начале я ещё перетаскивал на переправах девочек(не всех конечно, тех кто покрасивей и полегче). Однако довольно скоро выяснилось, что "избранные" становились обьектом бойкота со стороны всех остальных, и я прекратил перетаскивание,во избежание..В первые дни маршрута, самый часто задаваемый вопрос был-а сколько нам ещё идти сегодня? Отвечаю-ещё 3км. Через 2 часа вопрос повторялся. Повторялся и ответ. Действовало безотказно-спрашивать переставали! Ещё в каждой группе находился натуралист, который на каждом привале приносил неизвестный мне цветок, и спрашивал-что это такое?-Ты фикус видел?-Видел!-Так это-не фикус!. И вообще, красоты маршрута искупают недостатки инструктора! Вёл группу я, обычно в режиме 45мин+15мин. привал. Когда я произносил это заветное слово, вся группа падала как подрубленная, на том месте, где их застала команда,причём на рюкзаки. Из-за этого конфеты и шоколад я носил сам,чтобы они не деформировались! Когда группы выходили на маршрут,лесники и егеря,живущие около турбазы, привязывали своих собак. Дело в том, что охотничьих собак летом почти не кормили,они сами в лесу находили пищу,в основном евражек(камчатский суслик). И поэтому,они очень любили ходить на маршрут с группами,девчёнки их там закармливали, И со мной один раз ходила маленькая лаечка.Она не выдерживала,бывало, больших переходов(ведь собака пробегает в 3раза больше хозяина), ложилась на спину и скулила. Я её сажал под клапан рюкзака,где она смирно сидела. В благодарность, она притаскивала зайцев! Живности в лесу было великое множество и вся она была в движении.Бывало выскакивал заяц, и слаломными галсами мчался вдоль группы. Все кидались на него-кто с топором,кто с рюкзаком, ну да куда там! Речки кипели от идущего на нерест лосося. Надо было видеть как он поднимался по водопадам! Было множество грибов(особенно около вулканов),ягод,до толе мне неизвестных-голубика,княженика,шикша,жимолость. Последняя мне нравилась больше всего! Погоды особо не радовали,часто шли дожди, и в привычку вошло два раза в день сушится. Часто наверху, у Карымского,наваливались туманы(их там называют выносами). Камчатский туман особенный. Мало того,что видимость сокращалась до метра,так в нём ещё глохли все звуки,можно было кричать и в 10ти метрах не было слышно! В такой туман невозможно было идти по азимуту, и я если и вытаскивал компас, так это только успокоения участников,а шёл чисто по наиию. В коротие пересменки инструктора брали у поварихи на ночь ключ от столовой и готовили что-нибудь вкусненькое-жаренную картошку с грибами,лепили вареники. Из выпивки в жупановском магазинчике было только шампанское,причём Горьковского з-да шампанских вин! Чёрт возьми,я и не подозревал,что нижегородская земля так богата виноградниками!Поэтому приходилось пить шампанское и закусывать красной икрой(за неимением гербовой,пишут на простой!).Нам повезло,что повариха оказалась нашей землячкой(каким ветром её занесло на Камчатку!) из той самой песенной Бричмуллы,которая тогда была известна многим горным туристам СССР,т.к. там начинались и заканчивались майские единички,двойки и тройки (Ю-З Тянь-Шань был на май чуть ли не единственным открытым районом!).Еще раз убедился,как мир тесен. Разговорились со ст.инструктором Валентиноми нашли общего знакомого-гляциолога с СЛС "ледникАбрамова" Б.Кислова. Я приехал из Ташкента, Валентин-из Терскола! Тем временем, на турбазе появились стажёры. Мне тоже достался шустрый парнишка-студент из Свердловска. Он сразу прославился тем, что обязательную предпоходную лекцию для туристов "Опасности на маршруте" начинал фразой-Однако Камчатка край совсем дикий! Это словосочетание стало настолько крылатым, что мы стали советовать гл. инструктору Коле написать её над входными воротами,вместо красовавшегося там изречения Прежевальского" А ещё жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать!". Мы вдвоём с Серёжей повели группу на маршрут.В ней,кроме других,было человек десять из Литвы. Кстати,они были единственными,кто здоровался по утрам. И вот где-то на маршруте,вечером их старший подходит ко мне-у нас,мол, сегодня день рождения,мы отмечаем, подходите через час к нашей палатке, мы с собой кое что привезли! Когда я сказал Серёже об этом,он расстроился-а как же я? Я ему говорю,давай сделаем так: я к ним войду,а ты через полчасика заходи и спроси уменя что-нибудь, мол во сколько завтра выход,или что ещё. Они люди вежливые,обязательно тебя пригласят! Ну куда там,пропал мой инструктаж! Не успел я войти к литовцам, почти следом за мной,влетает мой стажёр! При виде явств,разложенных на одеяле,(типа охотничьих колбасок в миске,облитых спиртом,и горевших синим пламенем), он впадает в ступор и,не отводя глаз от дастархана, что-то мямлит про пропавший топор! Ну, конечно же, его пригласили! С этими литовцами была ещё одна история. По возвращении на базу, они выбили себе ещё разрешение(у них было ходатайство от СовМина Литвы) на посещение Долины Гейзеров.Ст.инструктор Валентин водил их туда. По возвращении,я с ними столкнулся на турбазе. Они обрадовались и говорят-а там,в Долине ваше озеро есть!-?!- Да,да, Валентин сказал-это Двухбанное озеро!(примечание. фамилиё моё-Двухбанный...ну,бывает) Потом уже выяснилось,что на Узоне есть Банное озеро,где все купаются, там горячие источники! Так незаметно пролетело лето,наступил сентябрь. И вот уже последний заезд. Туристов было немного и мне группы не досталось.Гл.инструктор Коля мне говорит-бери оставшихся инструкторов,девочек-официанток и топай в Долину Гейзеров,вот тебе карта и маршрутка! Наконец наступает момент истины-Д.гейзеров!(из-за чего мы здесь!) Но тут я вспомнил,что мой друг и земляк В.Бутусов ушёл на маршрут! Говорю Коле,что без него не пойду в долину!- А где он сейчас?- По времени должен быть на Карымском,дай мне вертолёт и инструктора, я его привезу! После продолжительной душевной беседы, Коля соглашается. На удачу Петропавловск даёт пару часов погоды,и мы летим на Карымский! Вертолёт садится в 100 м. от приюта,двигатель не выключает, мы с инструктором выскакиваем,сопровождаемые ласковым напутствием командира(мы его между собой называли-неЧкалов)-у вас три минуты,перевал закрывается,ждать не буду! У приюта Володя сидит с гитарой в окружении девочек.- Бери рюкзак и в вертолёт,идём в Долину! Он срывается в приют,а я представляю оторопелой группе нового инструктора! Через две минуты мы уже в воздухе! Следующий день прошёл в беготне за разрешением на Долину в управлении Кроноцкого заповедника и на заставе у погранцов.И вот мы уже идем в Долину,душа поёт! Весь этот маршрут многократно описан в Сети,нет смысла повторять , да и словами трудно передать это буйство природы! Только там я понял,почему закрыли Долину для массового туризма. Тропа там,местами,была глубиной до 30 см! В самой Долине,а это был каньон, не было оборудованных смотровых площадок. Тропа по каньону,больше напоминала козью,только кое-где висели верёвочные и тросовые перила. Около одного из гейзеров я нашёл большое слесарное зубило! Кто-то не поленился притащить его сюда,чтобы сковырнуть кусок гейзерита! В Долине мы жили у "короля" Долины-В.Николаенко, егеря и фотографа,большого знатока и хранителя Долины и его истинных хозяев-медведей!
Как я провел тем летом (Путешествия)
Мы там даже задержались ещё на день,чтобы посмотреть всё, даже долину Смерти! Поэтому нам на след. день пришлось сделать двойной переход в 42 км. через перевал, на приют у речки Шумной,где она впадает в океан. Пришли туда уже в 2 ч.ночи. У меня был фонарик-жучёк(может кто ещё помнит!),без батареек,с динамкой. Ручку надо было всё время нажимать,и чем быстрее и сильнее, тем ярче он горел! Так вот, на следующий день после этого перехода, я пальцы не мог разжать! Приют Шумная-очень красивое место,лес,речка,недалеко берег океана. Вокруг бродит много медведей, их видно тут за годы, туристы прикормили! После ужина, кастрюлю бросили в кусты около избушки-оттуда выскочил медведь, и наутёк!
Утром кастрюлю нашли метрах в тридцати, идеально чистую(язык у медведя-что наждак!). Лес кончается в километре от берега, и сразу начинается ягодная тундра,до самого океана. Это медвежья столовая! Они тут целые дороги протоптали, промаркировав их отходами жизнедеятельности! Возвращение на базу проходило по берегу океана,полного диковинных вещей. Тут валялись китовые позвонки,размером с кресло (да и сидеть в них было также удобно!),разноцветные шары-поплавки из железа,плассмасы,стекла, размером от 10см. и до 1,5м.,обрывки сетей и тралов,бутылки всевозможных форм! Я даже нашёл небольшой медный колокол-рынду от парусника. В волнах прибоя маячили любопытные, усатые морды каланов...

Вместо эпилога
У читателя, набравшегося мужества дочитать до конца этот опус,неизбежно возникнет вопрос-а где же фотографии? Это моя незаживающая рана! Я отснял на Камчатке пять плёнок слайдов ОRWO XROM,причём одну- с вертолёта! Т.к. в Ташкенте тогда не было пункта проявки орво, я их отправил в Ленинград, где они и были утеряны. Годовая переписка с минсвязи закончилась пятирублёвой компенсацией. Мне до сих пор...
На следующий 1977г. я получил приглашение на работу в т/б "Долина гейзеров", но вслед за ним пришло письмо ст.инструктора о том, что турбазу закрывают военные. Якобы через туристов идёт утечка информации. Как я думаю, это было количество заготовляемой в лимане красной икры!