Спеши, не торопясь – и все будет хорошо.

Пишет phph-1, 25.06.2012 07:18

Стариков Г.А., г.Москва (МХТИ).
Предлагается вниманию для нескорого чтения давно забытого.
Спеши, не торопясь – и все будет хорошо. (Альпинизм, страховка, нс, аварии)

Фото автора (сентябрь 1969 г., “значкисты” на Алибекском леднике).
Казакова Елена Алексеевна, кандидат технических и педагогических наук, заслуженный мастер спорта по альпинизму (в 1930 г. окончила МХТИ им. Д.И.Менделеева, как и Абалаков В.М.- ЗМС).
Из ее книги
Техника страховки в горах. Издательство ВЦСПС, ПРОФИЗДАТ – 1950, тираж – 10000, цена 5 руб.

Глава II. АВАРИИ ПРИ ГОРОВОСХОЖДЕНИЯХ (автор - Алексей Малеинов, ЗМС)
Восхождения на вершины – это спорт, в котором соревнование между спортивными командами альпинистов за лучшие достижения проходит в обстановке суровой борьбы с трудностями и опасностями горной природы. Чтобы выйти из этой борьбы победителем, альпинист должен иметь хорошую физическую и специальную техническую подготовку, должен обладать высокими моральными качествами: мужеством, смелостью, самоотверженностью, чувством коллективизма. Поэтому альпинизм заслужил всеобщее признание среди молодежи нашей Родины как вид физической культуры, полностью отвечающий задачам подготовки к труду и обороне, воспитания человека коммунистического общества.
Однако альпинизм в силу своих особенностей небезопасный вид спорта. Только тщательная физическая и моральная подготовка, прекрасное знание опасностей гор, умение на трудном горном рельефе найти безопасный путь, полное освоение основ техники и тактики альпинизма могут обеспечить полную безаварийность при горовосхождениях. Применение альпинистской техники во всем ее сложном и многообразном комплексе предполагает развернутое и сознательное использование различных приемов техники страховки как одной из основ, на которых базируется техника альпинизма.
Недостаточно серьезный подход к подготовке восхождения, легкомысленные поступки на маршруте, недооценка опасностей и трудностей, пренебрежение страховкой или неправильное ее применение – все это приводит к авариям, иногда с тяжелыми последствиями.
При той системе спортивной подготовки, которая существует в советском альпинизме, при тщательном контроле со стороны спортивных организаций и общественности мы имеем полную возможность предотвратить значительную часть аварий. Сталинская забота о человеке является основой, на которой мы должны строить работу наших организаций, связанных с подготовкой и проведением горовосхождений.
Большая, хорошо поставленная воспитательная работа в духе ответственности за свои поступки перед коллективом должна сопровождать весь процесс обучения молодого альпиниста.
Пренебрежение страховкой, недооценка опасностей суровой горной природы в равной степени могут пагубно отразиться как на начинающем горовосходителе, так и на давно занимающемся альпинизмом.
За последние годы нам удалось в значительной степени сократить аварийность в альпинизме, однако успокаиваться на достигнутом ни в коем случае нельзя. Серьезный контроль над подготовкой и проведением альпинистских мероприятий и анализ несчастных случаев являются самыми действенными мерами предупреждения аварий в альпинизме.
Несчастные случаи, даже относительно благополучно окончившиеся, должны быть предметом глубокого и всестороннего изучения широкого альпинистского актива и особенно спортсменов-разрядников – людей, имеющих право самостоятельного хождения в горах. Организационные меры, принимаемые при этом, должны способствовать борьбе за безаварийность.
Альпинизм уже немолодой вид спорта, и естественно, что история его развития неразрывно связана с вопросами безопасности. В самом начале развития этого вида спорта в Советском Союзе у нас встал вопрос о борьбе с авариями. Такая постановка вопроса могла быть лишь в нашей стране ввиду глубоко принципиального различия между советским альпинизмом и альпинизмом в капиталистических странах.
Альпинизм за рубежом является статьей дохода для различных предпринимателей, фабрикантов альпинистского снаряжения, владельцев альпинистских отелей и хижин. Частные предприниматели нередко занимают руководящие должности в альпинистских клубах. Зарубежный альпинизм характеризуется отсутствием государственной или хотя бы общественной системы организации горовосхождений и контроля над ними, полным произволом в выборе маршрутов вне зависимости от опыта восходителя, а часто нездоровой погоней за сенсацией.
При этих условиях понятно, почему в западноевропейских капиталистических странах имеется огромное количество жертв. Почти ежегодно в Альпах погибает около 200 альпинистов, тысячи горовосходителей получают ранения и увечья.
Принципиальное отличие советского альпинизма от зарубежного позволяет нам во всем объеме ставить вопрос о борьбе с авариями в горах. Государство ежегодно отпускает большие средства на развитие альпинистского спорта, который за последние годы достиг у нас больших успехов. Каждый год тысячи альпинистов штурмуют горные вершины нашей Родины, Наши мастера, многочисленная армия альпинистов-разрядников совершают труднейшие восхождения, перекрывая рекорды, поставленные лучшими зарубежными альпинистами. Альпинистские лагери и альпиниады в горных республиках воспитывают тысячи молодых альпинистов, дают им опыт горовосхождений, прежде чем они получают право на самостоятельный выход в горы. Организации, утверждающие восхождение, строго контролируя каждую группу перед восхождением, проверяя ее спортивную общефизическую и специальную подготовку, состояние здоровья, снаряжение, знание маршрута, предупреждают возможности возникновения аварий. Наши мастера, работая в лагерях, передают молодежи богатый опыт своих достижений, совершенных в прекрасном спортивном стиле, отличающем советского спортсмена.
Рекордные восхождения — на пик Сталина, пик Ленина, Хан-Тенгри, Шхару, Ужбу, Мижигри, траверс Дых-тау - Коштан-тау, Цурунгал-Шхара, всех вершин Джугутурлючата, подъем на северные стены Ужбы, Накры, Шхельды, пика Щуровского и т. д., несмотря на свою исключительную сложность и опасность, прошли благополучно, без каких-либо аварий. Естественно, что восхождения менее сложные – на вершины первой, второй и третьей категории трудности, которые посещаются основной массой наших альпинистов, также могут быть совершенно безаварийными.
Специальная научная бригада теоретически и практически проверила методику страховки и разработала нормы, гарантирующие надежность используемых приемов.
Правильно выбранный маршрут, меры предосторожности при прохождении лавиноопасных и камнепадных склонов в сочетании с опытом, знанием погоды, самообладанием и умением оценить обстановку того или иного варианта пути являются серьезными средствами борьбы альпиниста со стихией, с пресловутыми «объективными» опасностями.
Причины несчастных случаев в горах должны быть разбиты на две группы. К первой группе следует отнести несчастные случаи, непосредственными причинами которых явились неправильная техника передвижения и неправильное применение приемов страховки и самостраховки. Ко второй группе – случаи, явившиеся результатом неумения преодолеть или избежать те опасности гор, борьба с которыми связана с вопросами тактики горовосхождений.
Травмы и несчастные случаи в альпинистском спорте нельзя делить на «большие» и «малые». Каждый несчастный случай, причины каждой травмы должны быть предметом самого серьезного изучения, из каждого несчастного случая должны быть сделаны необходимые выводы для всех, кто совершает горовосхождения.
Если сравнить количество несчастных случаев на скальных и на снежно-ледовых маршрутах, то сразу становится очевидным, насколько последние опасней.
На скальные маршруты приходится около 30 процентов всех несчастных случаев, на снежно-ледовые – 58,4, то есть почти вдвое больше. Это должно приковать наше внимание к учебным и практическим занятиям по снежно-ледовой программе.
Однако в практике работы наших лагерей вследствие недостаточной организации занятий скальной тренировке уделяется значительно больше времени и внимания, нежели снежной и в особенности ледовой. В некоторых альпинистских лагерях недостаточно серьезно относятся к проведению учебных занятий на снегу, требующих учета характера снежного покрова и лавиноопасности склонов. Занятия на льду с рубкой ступеней в закрытой стойке и крюковой страховкой среди значкистов сплошь да рядом не проводятся. Тренировка инструкторов в лагерях также часто сводится только к отработке элементов скальной техники. Большинство наших альпинистов значительно уверенней себя чувствуют на скалах и предпочитают скальные маршруты снежно-ледовым. Поэтому отработке снежной и ледовой техники следует уделять значительно больше внимания, чем это было до сих пор.
Количество несчастных случаев, связанных с нарушениями правил страховки непосредственно на восхождениях, составляет до 60 процентов по отношению к общему количеству аварий. Поэтому необходимо обратить прежде всего внимание на технику страховки как на один из самых важных элементов всего комплекса горовосхождения. Это должен глубоко усвоить каждый инструктор, которому вверена жизнь молодых альпинистов. Он обязан правильно оценивать опасность маршрута и принимать все необходимые меры предосторожности.
На учебных занятиях и зачетных восхождениях был ряд несчастных случаев по вине самих участников, пренебрегших указаниями инструктора. Инструкторскому составу лагерей следует своевременно реагировать на проявления недисциплинированности, недопустимые в горных условиях, принимая меры вплоть до исключения из лагеря людей, пренебрегающих указаниями инструкторов и правилами безопасности в горах.
Характерно, что большая часть несчастных случаев происходит на спусках с вершин. Недооценка опасностей после того, как вершина взята, физическое утомление, спешка – причины, которыми главным образом объясняются аварии на спусках. Тактически восхождение рассчитывается обычно таким образом, что подъем при выходе на гребень начинается с бивуака в ранние часы, когда снег и фирн еще тверды, а замерзшая в скалах вода скрепляет плохо лежащие камни. Рассвет застигает альпиниста на гребне, где лавины и камнепады уже почти не опасны.
Спуск по пути выхода на гребень следует совершать при тех же условиях, что и подъем. Однако многие альпинисты нарушают основы тактики, спускаясь по лавиноопасным местам в середине дня при жарком солнце, когда опасность лавин и ледяных обвалов возрастает. Этому обстоятельству придают очень мало значения при расчете второй части маршрута, то есть спуска с вершины.
Поскольку количество случаев, связанных с нарушением правил и приемов страховки, значительно преобладает над несчастными случаями по остальным причинам, основное внимание мы уделяем именно приемам и правилам страховки. Если выделить несчастные случаи, непосредственными причинами которых явились срывы и падения в процессе передвижения из-за потери равновесия, непрочных зацепок, скольжения и т. д., то оказывается, что срывы со скал составляют 23 процента случаев, в то время как срывы на снегу, фирне, льду, и в том числе падения при глиссировании, – только 18 процентов. Эти срывы были причиной несчастных случаев только тогда, когда группа не организовывала правильной страховки и самостраховки во время движения.
Подъем по скалам предполагает для первого в «связке» нижнюю страховку. Пределы выдачи веревки страхующих определяют надежность организованной страховки. Сама веревка не всегда является прочным звеном в цепи «страхуемый – страхующий». Неправильное закрепление и выдача веревки могут привести к ее разрыву.
Приведем несколько случаев из горовосхождений альпинистов.
При восхождении на Южный Домбай группу вел младший инструктор лагеря. Однако крюки находились не у него, а в третьей «связке». Отклонившись от нормального пути и выйдя на сложный участок, который превышал вторую категорию трудности, он подвинулся на 5 метров вверх и на 6 метров в сторону от страхующего его через выступ товарища. Так как они были связаны слишком коротко, то последнему пришлось развязаться и выдать веревку дополнительно. Поднявшись еще на 1,5 метра вверх, шедший впереди сорвался.
Альпинисту удалось задержаться на горизонтальной площадке, и этим он избежал опасности.
Несмотря на то, что страхующий почувствовал только небольшой рывок, веревка порвалась.
После работы бригады Центрального научно-исследовательского института физкультуры и спорта (ЦНИИФК) по технике страховки в горах стало ясно, что страховка через плечо и выступ в сочетании с большим охватом выступа веревкой и отсутствием протравливания в момент срыва может создать явление жесткого натяжения веревки с последующим ее обрывом.
Необходимо отметить следующие нарушения в организации восхождения этой группы: 1) неправильная, слишком короткая завязка двух альпинистов, вызвавшая развязывание на трудном месте, что является совершенно недопустимым; 2) неправильный выбор скального пути, оказавшегося слишком трудным даже для младшего инструктора, а тем более для группы молодых альпинистов; 3) выход на трудном месте на 5 метров вверх и на 6 метров в сторону от точки страховки без применения промежуточного крюка (крюки должны были быть не у третьей «связки», а у первой, ведущий группу должен был применять их через каждые 1,5–2 метра); 4) слишком жесткое закрепление, исключившее возможность протравливания, что, по-видимому, и явилось основной причиной обрыва веревки.
«Связка» из двух альпинистов поднималась по трудному скальному маршруту. Веревка была продета через шесть карабинов. Шедший впереди альпинист сорвался. Веревка порвалась. Страхующий не почувствовал ни рывка, ни толчка.
Разрыв веревки почти во всех известных случаях является результатом того, что энергия падения сорвавшегося альпиниста не была должным образом поглощена работой трения при протравливании веревки страхующим.
Плечевая страховка без применения крючьев на отвесных участках, а при недостаточной тренировке страхующего и на сравнительно некрутых склонах не может обеспечить надежность страховки и в большинстве случаев приводит к срыву охраняющего. Опыты, проведенные бригадами ЦНИИФК на Кавказе в 1939 и 1940 годах, показали, что даже достаточно тренированный альпинист при хорошей стойке плечевой страховки и быстрой реакции на протравливание может потерять равновесие, если расстояние свободного падения тела по плите в 68° достигает 7–8 метров.
Верхняя страховка является надежной при хорошей организации. Только полным отсутствием ответственности можно объяснить случаи срыва всей «связки» при срыве нижнего. Это возможно только тогда, когда страхующий не налаживает самой элементарной страховки.
Одновременное движение связанных альпинистов на трудных участках может привести к срыву всей «связки» при срыве одного из участников.
Мы здесь опишем один достаточно характерный случай. В августе 1938 года три младших инструктора, закончивших за месяц до этого школу, совершили восхождение на вершину Передняя Белалакая по южному ребру (третья категория трудности). На обратном пути группа решила обойти главный «жандарм» по восточной стене, тогда как при подъеме, руководствуясь описанием, группа брала его в лоб.
По мере продвижения стенка становилась круче, а зацепки ненадежными. Группа располагала семью скальными крючьями, взятыми только благодаря настояниям среднего в «связке», вопреки своим товарищам. Однако, оказавшись на очень трудном месте, группа крюков не применила: они находились все время у последнего в «связке». Заканчивая обход «жандарма», первому перед выходом на гребень предстояло преодолеть участок, требовавший очень надежной страховки и подсаживания со стороны партнера. Несмотря на предупреждение обождать, пока товарищ к нему подойдет, первый альпинист начал пытаться преодолеть трудное место на одних руках. В этот момент вся «связка» находилась без всякой страховки; второй и третий расположились на одной горизонтали, а первый находился на 3 метра выше и на 4 метра в стороне от среднего в «связке». Предвидя срыв, средний поспешил накинуть веревку на маленький выступ, наклоненный книзу. В это мгновение первый сорвался. Страховка выдержала, но страхующий, с трудом удерживая упавшего, не мог что-либо предпринять, так как их третий партнер оказался неспособным к действиям.
Когда он, наконец, овладел собой и подобрался к страхующему, им удалось вбить крюк, спуститься к упавшему товарищу, который, к счастью, отделался только испугом, но двигаться вверх с тем, чтобы выйти опять на ребро, он уже не мог. И группа, использовав семь крючьев, организовала вынужденный спуск по веревке по опасной камнепадами стене, однако без репшнура, который был оставлен на перевале. После этого альпинистам предстояло в скальных туфлях преодолеть крутой участок ледника, чтобы выйти опять на перевал, где у них оставались горные ботинки, кошки, ледорубы и репшнур.
Этот случай является характерным для некоторой части наших альпинистов, которые, окончив курсы инструкторов, считают, что знание законов горовосхождений им нужно только для лекций в лагерях. Группа допустила ряд грубых нарушений техники передвижения и страховки и тактики горовосхождений. Перечислим их: 1) случайная организация группы и обезличенность в руководстве, пренебрежительное отношение к страховке – нежелание брать крючья и применять их на трудных участках; 2) самовольное изменение маршрута и выход при спуске с вершины на сложный участок, требовавший большей опытности; 3) недооценка трудности маршрута и отсутствие ответственности за себя и товарищей: первый альпинист начал преодолевать трудное место, отказавшись от помощи; 4) выход на вершину без горных ботинок и вспомогательной веревки.
Несчастные случаи при срывах на снегу, льду и скалах зачастую являлись результатом пренебрежения к страховке: альпинисты двигались либо развязанными, либо страховались, как говорится, на авось, без должного чувства ответственности.
Высказываемое иногда мнение, что веревка якобы «мешает» движению по несложному месту, встретившемуся между трудными участками, в корне порочно, оно послужило причиной многих аварий.
Чаще всего стремление развязаться на несложном участке в середине трудного пути объясняется неумением по-настоящему пользоваться веревкой. Развязывание в середине маршрута восхождения должно осуждаться самым суровым образом.
На ломких скалах, где легко может возникнуть камнепад, нужно предельно повысить осторожность и внимательно следить за веревкой. При поражении камнем всегда можно удержать упавшего, если альпинисты двигаются в «связке», что исключено в группе, развязавшейся из-за боязни скинуть веревкой плохо лежащий камень.
Единственный допустимый случай, когда приходится развязываться из соображений безопасности, – это при пересечении широкого лавиноопасного склона, и то лишь тогда, когда при падении по склону есть безусловная возможность задержаться.
Группа из трех человек под руководством младшего инструктора спускалась с перевала Кичкинекол. Траверсируя фирновый склон крутизной до 45° для обхода трещины, группа расположилась следующим образом: инструктор, выйдя на 5–6 метров вперед, вырубил ступеньки и забил ледоруб по головку. Затем он принял на страховку следующего товарища, который, в свою очередь, начал страховать третьего в «связке» через плохо забитый ледоруб. Когда подвигавшийся альпинист был на 2 метра выше и на 6–7 метров дальше от страхующего, он сорвался и увлек за собой плохо страховавшего его товарища. К счастью, альпинисты отделались легкими ушибами.
Движение группы было организовано неправильно. Руководитель группы должен был быть последним в «связке», средний в «связке», прежде чем страховать, должен был вырубить хорошие ступени и глубоко вбить в снег ледоруб. При соблюдении этих условий срыв третьего был бы легко задержан.
Одновременное движение по крутому склону без страховки является недопустимым. Веревка в случае срыва одного из участников «связки» не только не окажется средством страховки, но представит собой серьезную угрозу для срыва всей «связки». Группа, двигавшаяся по ледяным ступенькам, должна была прибегнуть к страховке через ледовые крюки.
При одновременном передвижении всей группы через снежные мосты может быть обрушивание мостика и падение в трещину.
К несчастным случаям, связанным с неправильной тактикой горовосхождении, следует отнести случаи аварий прежде всего от лавин, грозы, истощения и замерзания, затем от камнепадов и ледяных обвалов.
Лавины представляют собой основную опасность в горах не только зимой: они являются также значительной угрозой для альпинистов и летом, особенно в первой половине летнего сезона восхождений. В связи с этим изучению лавинной опасности в посещаемых альпинистами районах необходимо уделять много внимания.
При каждом горовосхождении и переходе на лыжах важно ознакомление со снегом, местностью и погодой, а в особенности с режимом погоды в предшествующий период времени, так как характер снежного покрова в значительной степени зависит от чередования температуры в сочетании со снежными осадками. Многие из обычных путей могут на следующий год оказаться чрезвычайно опасными из-за большого скопления снежных масс на гребнях и склонах гор. В каждом посещаемом альпинистами и горнолыжниками районе должны быть известны и обозначены на картах для альпинистов лавиноопасные склоны; кроме того, метеорологическая служба должна обеспечивать альпинистов и горнолыжников систематическими сводками о погоде в горных районах.
17 августа 1939 года вышла на вершину Казбека группа в составе пяти молодых альпинистов под руководством инструктора, который неоднократно бывал на Казбеке. Непогода заставила группу вернуться в Девдоракский лагерь. Вторично группа вышла 20 августа. Несмотря на ухудшение погоды, все шестеро захватили с собой от последнего бивуака палатку и спальные мешки, связались одной веревкой, решив взять вершину во что бы то ни стало. Завязаны они были очень коротко – на 1,5-2 метра друг от друга. Группа отклонилась от нормального пути и чуть не попала в пластовую лавину, шириной 100–120 метров и длиной 70–80 метров. Раньше лавин в этом месте – на северном склоне восточного конуса Казбека – не замечали. Следует также отметить, что в это лето на склонах Казбека было очень много снега, перегрузившего склоны.
Камнепад является весьма серьезной опасностью гор. Явление эрозии, то есть разрушения гор, происходит беспрерывно. Альпинисты, передвигающиеся по камнепадным участкам, должны знать часы более вероятного падения камней.
Альпинистам следует избегать движения по кулуарам, желобам, являющимся естественными путями для падающих камней, особенно в пределах опасного времени дня, а также движения под нависающими участками скал и в непосредственной близости от скальных стен. Маршруты на вершины по скальным стенам являются особенно опасными, и альпинисты, поднимаясь по стенам, должны выбирать путь, особенно тонко «чувствуя рельеф». Естественно, что движение по гребню является наименее опасным в смысле камнепадов и при прочих равных условиях его следует предпочитать другим.
Несчастные случаи, по данным статистики, чаще всего бывают на вершинах второй и третьей категории трудности. Именно с этих вершин начинается путь самостоятельного спортивного развития молодого альпиниста, и эти первые самостоятельные шаги в горах являются для него самым серьезным испытанием. Дальнейшие спортивные задачи – вершины четвертой и пятой категории трудности – могут быть успешно разрешены молодыми горовосходителями в том случае, если они сумеют в процессе освоения вершин второй и третьей категории трудности сознательно усвоить и последовательно применить весь запас знаний и арсенал технических приемов, которыми располагает современная техника и тактика альпинизма.
- - -

81


Комментарии:
4
Вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны все правильно, а с другой, кто и как может определить, например, когда уже можно развязаться, а когда еще нет? Я считаю, что все дело в регулярных тренировках. На тренировках я не боюсь ошибиться и наошибавшись там в волю приобретаю опыт, но это в другом виде спорта. С горами же все куда сложнее, их невозможно в полной мере смоделировать в ближайшем парке или спорт зале. Просто бегать и лазать на стенде не достаточно, нужно постоянно развивать реакцию и координацию, моделировать реальные ситуцаии в безопасных условиях на равнинке и отрабатывать их сотни раз. Уверен, что научиться рубить ступени, ходить в кошках и даже камнепад организавоть можно и вне реальных гор. Я люблю все сравнивать с вождением автомобиля. Согласитесь, что для того, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно, надо водить регулярно. Опять же, читать много надо и обязательно делиться своим опытом с другими.

2
на работе... Ниасилил... Хотя всё, возможно, и очевидно... Ну, может, для "продвинутых! Но... 1950 год... Техника очень сильно шагнула вперёд. Я и перевалы 3А-3Б (в альпинизме и побольше будут, у нас больше нет категорий) по ледопадам ходил просто в связках без проблем и промежуточных точек. Ступени давно уже(лет 30) не выбиваю - снаряжение и техника изменились.
А в общем - вполне полезная вещь для тех, кто умеет думать... Да и поностальгировало по старым временам...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru