Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга...

Пишет robinsya, 07.06.2012 20:14

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Денис Урубко продолжает радовать из Италии своими новостями... И сюрпризами, которые преподносят его семье друзья, или жизнь – кому как нравится. В итоге нам с вами остаются очерки, заставляющие задуматься о жизни, о близких, о вечном...

2 июня итальянцы вспоминают важные события, произошедшие в 1946 году, и отмечают День Республики (Republic Day in Italy). Этот день считается рождением новой системы правления в государстве.

2 июня 1946 года все население Италии (впервые включая даже женщин!) пришло на выборы, чтобы отдать свои голоса за Республику. А это значило навсегда распрощаться с монархией, перейти на республиканский строй правления и выбрать членов ассамблеи, на которых впоследствии была возложена важная обязанность создания новой Конституции Италии.
Праздник государственный. Обычно в этот день в крупных городах проходят военные парады. В Риме по проспекту Императорских форумов от Колизея к подножию Капитолия проходят праздничные колонны, в которые входят представители всех родов войск. В небе над центром Рима пролетают истребители «Еврофайтер», распыляя в воздухе цвета национального флага Италии.

Для меня День Республики Италия начался предыдущим вечером. Когда я лазил на скалах Миноландии, позвонил мой друг Франко Ачербис. Телефон взяла Ольга, и поговорив, объяснила мне, что утром в 08.30 надо быть готовыми к выходу. После многих лет общения с этим итальянцем я уже ничему не удивлялся. И в назначенный час на парковку подкатила черная тойота Приус, за рулем которой приветливо улыбался Франко.
- Куда едем-то? – поинтересовался я на всякий случай.
- Доверься!
- Но хотелось бы знать… - пожатие плечами получилось никаким. Мы с Ольгой уселись в машину, и приготовились лететь хоть на Луну.
Газанув, Франко весело подмигнул мне в зеркало заднего вида.
- Ты же знаешь, что я люблю сюрпризы. Потом все поймешь.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Путь наш лежал в верховья реки Серио. Долина тянется извилисто, по бокам поднимаются крутые скалы. Среди этого кажущегося хаоса очень уютно и гармонично устроена местная жизнь. Нарядные деревни пролетали за окнами одна за другой, мы едва успевали обмениваться впечатлениями.
- Здесь Маттео Занга живет, – ткнул я пальцем за реку. – В поселке Виале Донья.
- Парковка… тут у нас магазин местных продуктов… деликатесов, - сообщил Франко.
- А эту гору я помню, – оживилась Ольга. – Мы к ней ездили год назад.

Вдали поднимался склон пика Кока. Долина упиралась в него, как в стену. Собственно, отличие местных ущелий от тянь-шаньских заключено в профиле разреза. Азиатские долины напоминают формой букву “V”, никаких тебе приемлемых линий. Все усреднено. Зато в Альпах практически все долины имеют плоское дно… и буквой “U” поднимаются борта, крутые скальные стены. Так что легче обустраивать сельское хозяйство и дороги. А на бастионах огромный простор для воображения альпинистов.

Сама долина Сериана по сути является одной огромной коммуной, городом, где проживает около семидесяти тысяч человек. Растянуто население по всем притокам и всхолмьям окрестностей, зато прекрасно осведомлено о делах соседей. В силу привычного окружения альпинизм и другие «горные» виды спорта очень популярны среди местных жителей. Практически все здесь катаются на лыжах или совершают восхождения.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

- В общем, ты бежишь пешком, а мы с Ольгой летим на вертолете, – сеньор Франко решительно заглушил машину у небольшой церкви прямо в центре Вальбондионе.
- А что это за народ кругом? – спросил я, наблюдая всеобщее столпотворение.
- Это? Это соревнования по скайраннингу, – улыбнулся Ачербис. – Но тебе в них участвовать не надо. Сегодня ты всего лишь гость.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Честно говоря, здесь ноги у меня подкосились. Я почувствовал знакомый предстартовый мандраж. Сразу вспомнились забеги в ущелье Туюксу и на склонах других гор, где мне довелось выступать. На небольшой площади шумела толпа. Громкоговоритель метался эхом голоса – кто-то комментировал происходящее, звенела музыка, мелькали вспышки фотокамер… и надо всем этим праздником кружился вертолет, из которого пялились объективы видеооператоров.
Едва мы успели пробиться сквозь толпу и подойти к общему кипению энтузиазма, как прозвучала команда на старт. Ленточка, ограждавшая участников, упала, и лидеры гонки вихрем унеслись вверх по мостовой… а за ними бодрой командой двинулись все – от мала до велика, десятки людей.

Я со смешанными чувствами поглядел им вслед. Это можно было назвать тоской, помноженной на боевой азарт. Хотелось прыгнуть на трассу, и ломиться до предела… но мозгами я понимал, что в этом нет смысла, потому что к участию в таких соревнованиях надо специально готовиться.
- Выгружу из рюкзака скальные туфли с карабинами, и побреду следом, – подмигнул я Ольге. – Вряд ли они ТАМ понадобятся. А вы догоняйте.
- На вертолете только Симоне тебя догнать может! – улыбнулась она в ответ.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Тропа была знакомой. По ней около года назад я поднимался в сторону пика Кока. Здесь можно прочитать кое-что о попытке восхождения, когда я сбился с тропы. Но теперь, на удивление, бежалось неплохо. То есть, сперва я никак не хотел ускоряться. «Побреду медленно и печально, – весело подумалось мне. – Сегодня не мой день».

После зимней экспедиции на Нанга-Парбат я пытался восстановить скальную форму, чтобы снова выйти на уровень лазания сложных трасс 7а-7b… Поэтому функционалку отключил начисто. Однако, несмотря на минимум тренировок, организм не захотел тоскливо «скрипеть» позади спортсменов. И привычно «закусил удила». Так что сам себе начал удивляться.

По пути попадались пожилые люди, дети с мамами… отцы, наверное, выступали в скоростном подъеме до рефьюджа Кока. По тропе шлось очень легко, вокруг открывались все новые дали, ущелье было чистым и солнечным, лежало в ореоле, подобное романтической призме, преломлявшей мысли и чувства во все доброе. Хотелось лишь радоваться жизни… что я и делал. И за пятьдесят восемь минут от реки проскакал вертикальный километр дистанции.

У здания приюта Кока я… (хотелось написать «не поверил своим глазам», однако, трезво рассудив, я понял, что это было бы неправдой; после жизни в ущелье Сериана можно удивляться чему угодно, но не большому количеству увлеченных горами людей).

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Так вот, глазам я поверил, и с удовольствием узрел огромное количество зрителей и участников соревнования, приуроченного ко Дню Республики Италия. И стало красивым праздником, штрихом в свободе и мироощущении.

Удалось пожать руку давнему другу Марио Полети, который сам когда-то показывал берущие за сердце рекорды скорости в местных горах. Теперь он главный организатор соревнований. Успевал давать интервью нескольким телеканалам, поил и кормил присутствовавших. Президент Альпинистского Клуба провинции Бергамо сеньор Пьермарио Марколин здесь же на финише поздравлял участников забега.

Паоло Валоти, душа альпийского мира Преальп Оробие, много лет бывший президентом Альпклуба, счастливо улыбался, помогая всем, руководя «общим» процессом.

- Денис! Это было так прекрасно! И так страшно! – кинулась обнимать меня Ольга. – Вертолет крутил виражи… дух захватывало… мы за три минуты… нет! за две!
- Солнышко, определись. Страшно или прекрасно? – поцеловал я ее. – Где Франко?
- Там! – махнула она рукой в толпу. – Его друзья разрывают на части.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Победителем забега стал Бернард Дематтеис, паренек из городка Кунео. Наверное, в окрестностях Турина, где он вырос, да и вообще на севере Италии таких спринтеров выращивают по специальному плану. Потому что первое место с результатом 39 минут 38 секунд не сильно отличалось от второго 39.40, и третьего, и шестого – ноздря в ноздрю, что называется. Так что я тихо порадовался за местный альпинизм.

Зато мне удалось на деле подтвердить поговорку, что «под гору и свинья – рысак». Договорившись встретиться с женой и друзьями в поселке Вальбондионе, я ринулся вниз по тропе. Со свистом обгонял ветеранов альпинизма, детей… зато двойка спортсменов легко обошла меня на одном из поворотов. И еще я видел, как группа ребят помогала спускаться с горы обессилившей женщине – бережно вели под руки. А она улыбалась! Несмотря на видимое страдание и усталость. Так что праздник удался для всех.

А меня и Ольгу сеньор Ачербис повез в деревню Лиццола. Здесь долгие годы жил Марио Мерелли. Здесь теперь осталась его жена и мать. И гостиница в непальском стиле, которую так бережно обустраивал мой друг.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

- Сколько ты с ним экспедиций провел? – спросил Франко.
- Три… нет, четыре, – загибал я пальцы. – Эверест, Лхоцзе, Броуд, Дхаулагири… и что-то еще. Много. Это как несколько жизней вместе.
- Несколько жизней, – задумчиво повторил Франко. – Он лазил черте где! На восьми тысячах. А погиб у порога своего дома.

Денис Урубко: со скал Миноландии на трассу скайраннинга... (италия)

Пик Редорта, с гребня которой сорвался итальянец, грозными бастионами поднимался за спиной. Над долиной словно нависала зловещая тень, укутанная облаками. Синева и свет солнца не ложились в этот день на ее склоны.

Ольга притихла, и широкими глазами, казалось, смотрела куда-то внутрь себя. Марио Мерелли… очень многое из наших безумных проектов было за пределами привычных понятий. Но каждый волен выбирать по себе.

В этой красивой долине реки Серио, где любой шофер знает имена покорителей восьмитысячников, где ветер скручивает мысли сладкими запахами самбуки и уносит к граненым скалам, где продавщица в магазине первой расскажет вам результаты «вертикального километра», где быть альпинистом – это значит встречать понимание… здесь можно раскинуть всего одну жизнь. Но ее хватит на то, чтобы прожить прекрасно.