Шеститысячники хребта Улугарттаг

Пишет Leb, 10.05.2012 12:47

Шеститысячники хребта Улугарттаг (Альпинизм, таблица вершин, шеститысячники памира)

Если киевляне еще не полностью сформировали свои планы на Китайском Памире летом 2012 г., то, возможно, им поможет моя табличка шеститысячников хребта Улугарттаг.

В отличие от хребта Конгурмузтаг, который регулярно посещается альпинистами и туристами из России, Украины, Литвы, Латвии, Финляндии, Японии, США, Великобритании и множества других стран, хребет Улугарттаг посещается крайне редко. Впервые россияне забрались в этот горный район в 2002 г. Через 2 года я сломал там ногу, и экспедиция была свернута. В 2011 г. в районе побывал киевлянин Дмитрий Шаповалов.

А ведь район исключительно интересен! Высочайшая вершина (пик Чакрагиль) достигает высоты 6760 м. Непокоренная самостоятельная вершина Чакрагиль Восточный превосходит 6500 м. На остальные шеститысячники также не ступала нога человека.

А еще там очень красиво! В долинах северных склонов хребта раскинулись леса из тянь-шанской ели - уникальное явление для Памира.

В долине Бостанарчасу. Фото Андрея Лебедева, 2002.

Первым европейцем, который посетил Улугарртаг, стал Клармонт Скрин. В сентябре 1924 г. он пересек хребет через простой перевал Арпа Бель, следуя из ущелья Гёздарьи в долину Ойтага. В 2011 г. Дмитрий Шаповалов повторил его маршрут с точностью до возможной ошибки в идентификации седла перевала.

Еловые леса на моренах ледника Ойтаг. Фото Клармонта Скрина, 1924.

В 1948 г. на высочайшую вершину района пик Чакрагиль (6760) попытались взойти Эрик Шиптон и Билл Тилман. Восхождение проходило по северному гребню вершины и было прервано из-за болезни участника восхождения - местного жителя Махмуда.

Пик Чакрагиль (6760). Слева к вершине подходит северный гребень. Фото Павла Демещика, 2002 г.

Заезд в район очень быстрый и удобный - от Кашгарского аэропорта на автомобиле в зависимости от точки старта от 2 до 3 часов. Заехать можно под южные склоны в долины Гёздарьи и Моджису, или к северным склонам к селению Бостантерек или в урочище Елчимайнок. Наконец, можно заехать в середину района по долине реки Ойтаг.

Однако вернемся к "нашим баранам".

Вот эта таблица шеститысячников

опубликована в Энциклопедии Риска ВОТ ЗДЕСЬ.
В виду малой освоенности района комментарии, как видите, немногочисленны.

Чтобы посмотреть шеститысячники хребта Улугарртаг с помощью программы Google Earth достаточно раскрыть ВОТ ЭТОТ KMZ-файл.

Фото в заголовке: пик Чакрагиль (6760), фото отсюда.

Еще в тему:

1. Shipton, Eric. The Six Mountain-Travel Books. Mountaineers' Books, 1997.
2. Leb. Улугарттаг и самая высокая непокоренная вершина Памира.
3. Leb. Перевалы, Улугарттаг.

Спасибо. Очень хорошая информация.

гуглоковыряние помогло достать информацию об прогулках там вот такие ссылки. Может они что-то прояснят по восхождениям и экспедициям там.
Судя по всему словенцы(или как их правильно?) отсюда http://china2005.ho-vsetin.com/ там походили.
Я так понимаю, что русские в 2001 году - это реально вы в 2000...

Но к сожалению статьи http://www.summitpost.org/mountain/rock/153445/kingata-tagh-father-of-clouds.html и http://web.archive.org/web/20070523152723/http://www.summitpost.org/mountain/rock/153445/kingata-tagh-father-of-clouds.html не открываются уже.
Остались наши переводы, которые для себя делали.

По поводу планов. Походу нас Олег тормознул с вариантами, а китайцы уторговались до относительной вменяемости на Конгурмузтаге. Так что мы настраиваемся только на пару акклиматизационных перевалов в Ойтаге.
Для более опытной группы в Улугарттаге вообще раздолье. Все таки честной 3Б там нет, только для п.п. Там к северо-западу есть еще пара массивов, судя по всему, не хоженных и под 5,5к.

Леш, я что-то в твоих ссылках не нашел про русских в 2001-м...
Спасибо за первую ссылку на большой материал.

Уточню, в 2000 г. мы были только в Конгрурмузтаге.
А в Улугарртаг попали впервые в 2002 г.

да, я опечатался. подозреваю что имелся в виду 2002.

Взято это отсюда
(http://web.archive.org/web/20070523152723/http://www.summitpost.org/mountain/rock/153445/kingata-tagh-father-of-clouds.html)
тут выборки из статьи, которую переводили для себя.

"...Кингата Таг известен под несколькими местными именами. Его часто называют обманчивым и сбивающим с толку именем Конгур - некоторые местные называют этим именем все снежные горы. Здесь я называю его так, как нашел на ONC (operational navigation chart) и нескольких других картах.
Насколько я смог добыть информацию от киргизов, живущих у ее подножия, название означает "Отец облаков". С практической точки зрения, это имеет смысл - в Кингага Шан значительно больше осадков чем в хребтах на юге и на западе и очень часто высокие пики прячутся в плотных облаках.
Кингата - гора, к коротой тяжело подобраться. Попытки делались с трех сторон. С северо-запада подход к подножью очень сложен, так как на всю ширину склона протянулись громадные, очень разломаные трещины. С запада нужно сначала пройти через предгорья гряды, потом в узкую долину потока, который вытекает с западного ледника, вверх по протяженным и хаотичным конечным моренам, потом несколько километров вдоль правой (righthand, похоже, что это справа по ходу) боковой морены ледника.
Путь значителько более доступный чем с северо-запада, но он подводит к западной стене (face), которая, наверное, самая тяжелая для восходжения. Кажется, лучший путь - по моренам юго-восточного ледника, длинного, но не такого тяжелого. Потом длинный путь по ЮВ леднику, довольно неровного и в трещинах, но ничего невозможного. ЮВ склон кажется самым легким для восхождения.
Характер горы очень разный в зависимости от того, с какой стороны смотреть. Наиболее зрелищный вид открывается с (северо)запада. Здесь она имеет форму тонкого шпиля, полностью покрытого льдом. В нижней части находиться большой висячий ледник, по бокам когорого чуть ниже есть два больших ледопада.
Если подходить с Севера, ничего не остается от картины тонкого шпиля. Отсюда гора выглядит очень массивной, с очень широкой и крутой стеной, также с значительным оледенением, но с большим количеством выходов скал. Вид с востока пока неизвестен...
С наиболее доступной стороны, юго-западной, вид такой - большая, теугольной формы стега, полностью покрытая довольно хаотичными ледниками. Те, кто видели гору почти исключительно ведили ее с этой стороны, так как юго-западный склон видно с небольшого отрезка Каракорумского шоссе недалеко от селения Булунгкол (Bulungkol, Bulunkou Cun, Bulunkouxiang на карте гугля). Но она все еще довольно далелеко, и в несколько раз, когда она не скрыта в тучах, не много деталей можно разглядеть...."

"...Пишет, что не очень много внимания уделялось пику. Про восходжения 1988 и 2001, похоже, не знает. Пишет, что первым, кто проявил интерес к пику была российская экспедиция в 2001 году с севера. Они подошли близко к горе, но не смогли подобраться к подножию из-за очень разломаного и опасного ледника. Зато они собрали ценный фотографический материал..."

A little reserve must be kept, as the ridges remain to be researched into detail, but it looks that the easiest route to the summit has to be found in the Southwest face, most likely somewhere in the centre of it. - на сколько я понял, имеется ввиду то, что гребни еще толком не исследованы, то, кажется, самый легкий путь будет проходить по юго-западному склону, наиболее вероятно по его центру. Здесь средний уклон всего 50-55 градусов, но значительное количество больших зон сераков и возможна опасность лавин, не очень безпасный маршрут.

"...В недалеком будещем, возможно, политика пермитов может измениться, так как частная компания стала обладателем 70% акций бывшей государственной China Xinjiang Mountaineering Association (СХМА), и похожие случаи в других провинциях уже привели к переменам.
Кингата Таг - пик высотой от 6000 до 7000 и за первовосхождение власти могут запросить от 1000 до 5000 долларов. Стоит рассчитывать на 3000 долларов, исходя из наших текущих переговоров.
Можно заказать пермит прямо через СХМА или черех одно из ее региональных отделений, таких как Kashgar Mountaineering Association, Akto Mountaineering Association и т.п. Но это может быть не лучший путь. Имея традицию государственной организации они могут не хотеть продать только пермит или ограниченое обслуживание, а вместо навязать переоценненный полносервисный пакет, который они сами создают.
Много лучше получить пермит через одного из местных туроператоров, которые специализируются на обслуживании восходителей или через одну из международных компаний, которые регулярно берут участие в восходжениях в Синцзяне. Будучи современным частным бизнесом, они имееют большее понимание желаний отдельных клиентов и обычно предоставят тот уровень обслуживания, который вы попросите. Все эти бизнесы имеею нужные контакты и, скажем, за две-три недели подотовят все нужные бумаги.
Отдельно от пермита нужно будет заплатить экосбор, налог на очистку территории и т.д. Хотя сейчас большинство туристов проходит черех пропускной пункт в Гезе без них, официально турист должен иметь особое разрешение на посещение, официально закрытого для иностранцев, района Акто, где находить гора. Если вы попробуете взойти на гору с востока или северо-востока, никакого специального разрешения не нужно. Подход находить в районе Вупал (Wupal), который открыт для туристов.
Пермит на непокоренную вершину стоит значительно больше, чем за покоренные. Цена может зависить от того, находиться ли она в закрытом или открытом районе, точной высоты, сколько к ней выявлено интереса и т.д. Сейчас о размере платы можно как то торговаться, зависит от того с кем вы имеете дело.
Официально новые маршруты на уже покоренные вершины стоят в два раза больше обычной цены, но на счет этого тоже можно торговаться."

"По поводу Кингата Таг - точно непокоренная вершина. Будучи 6780 метров высотой, за нее могут попросить от 1000 до 5000 долларов. Несколько признаков, что скорее будет дороже, чем дешевле: Кингата самая высокая вершина в своей группе и хребет находиться в приграничной территории. 2600-3000 долларов упоминались как возможная сумма за восходжение. Но в Китае обо всем можно торговаться: сводите человека на хороший обед и обсудите все еще раз в частной атмосфере."

"Погода. Получить детальную информацию о прогнозах и прошлых метеоусловиях - большая проблема. Погода на Кингате часто хуже, чем на близких, но более низких горах. Я несколько раз наблюдал, как солнечная, хоть и ветренная, погода на дальних пиках Караджира (восточный гребень Кингаты) соседствует с снежной бурей на Кингате. Гряда Кингаты и близкий Аклангам - хорошо известные притяжатели плохой погоды. Если даже в окружающих долинах держится хорошая погода, вершины гор часто находятся в послеобеденных бурях. Будучи высшими горами в неоктором регионе, Кингата, вместе с, но в менишей степени Аклангамом, преимущественно притягивают плохую погоду на себя, в то время как горам пониже достается послабее."

Как то так. В почте полный текст.

Какой-то шибко недостоверный текст.
Народ не в теме.

Их Кингата-Таг - это и есть Чакрагиль (6760). На плохой карте или ксероксе 60 прочитали, как 80. Такое часто случается. Других вершин выше 6600 в районе нет. На Чакрагиль, кроме японского первовосхода, в 2000 г. было совершено соло, это есть в AAJ:

Подобраться к горе легко.
И т.д.

Неквалифицированный текст. :(

Вот про соло:

Chakragil, West Ridge. While taking advantage of a free week during a visit to the far reach-
es of Xinjiang Province in northwestern China, I climbed the west ridge of Chakragil
(22,071’). I took no map or altimeter and am therefore uncertain of the elevations of my
camps. The roundtrip, from the Karakoram Highway and back, took six days. I had long been
intrigued by Eric Shipton’s account, in his book Mountains of Tartary, about his attempt with
Bill Tilman in 1948 on the north ridge.

I took three days to ascend to a high camp. My route ascendedthe northerly of two gla-
cier basins. A deep gorge with a swift, muddy stream exits the southerly of the two. A clear-
er, mellower stream and a substantially shallower gorge exits the northerly. It’s an easy hike
up the northerly basin, onto the terminal moraine of the glacier and along the lateral moraine
on its north-northwesterly flank.

From a second camp on the lateral moraine of the glacier, I ascendedabout 2,000 feet to
a high camp on the rim of a small, glaciated basin that leads to the west ridge. The ascent to
the summit took six hours from my high camp, first along a sharp, sometimes corniced ridge
and then up a broad, well-rounded ridge with a few false summits. New snow along the first
two-thirds of the ascent hampered progress, but the upper third was blown relatively free of
snow and made for easier travel. The summit is a broad dome of ice with no well-defined sin-
gle highest point.

After summiting, I descendedpast my high camp to the next camp down. The next day I
hiked south across the glacier and over a saddle, dropping about 2,000 feet down the south
side of the saddle to the southerly of the two glacier basins. I followed a goat path out the nar-
row mouth of this basin and hiked to a hidden meadow not far from the Karakoram Highway.
The next morning I hiked out to the highway and caught a ride into Kashgar.

MARK NEWCOMB

Привет, Андрей! Интересный материал. Только исправь, плз, очепятку 2912 на 2012 - я думаю, за 900 лет туда кто-нибудь, да доберется ;))