Как я учился в Швейцарской школе горных гидов. Личные впечатления. Часть 1.
В августе 2010 и в апреле 2011 мне посчастливилось побывать на определенных этапах обучения гидов в Европе. Об этом мой рассказ.
История началась с того что в Киргизии организовали ассоциацию горных гидов, а затем и школу горных гидов при ней. На Риске уже писали об этом проекте. Всю предыдущую полемику и информацию об этом можно найти на Риске, в статьях у Pablo, Dmitry.Teplov и Владимира Комиссарова.
Как уже было ранее сказано другими ораторами, школа проходит при финансовой поддержке компании Mammut, а также при технической поддержке Швейцарской и Британской ассоциаций горных гидов. Т.е. стандарты обучения в Киргизской школе создавались исходя из опыта этих двух организаций. И преподаватели соответственно тоже были оттуда. И казалось бы все должно быть хорошо и понятно. Но, несмотря на высокий уровень преподавателей, часто в процессе обучения, возникало некоторое недопонимание со стороны студентов. Причины были разные, но по большому счету из-за сложившегося стереотипа правил и традиций горовосхождений принятых на постсоветском пространстве. Одной из самых больших проблем, в нашем понимании была техника шорт роупинга (short roping), когда гид ведет клиента в связке, на короткой веревке (от 1 до 4 меторов). Дискуссий было много на эту тему, как впрочем, и по сей день. Также, например, многие страдали от недостаточного высокого уровня лыжной техники.
Поэтому после сдачи аспирантских экзаменов, по планам проекта была стажировка трех человек в Швейцарии и в Северном Уэльсе. В Швейцарской и в Британской школах гидов соответственно. Идея заключалась в том, что эти трое человек, пройдя определенные этапы обучения гидов в Европе, смогли бы лучше понять эту профессию и разобраться в тех деталях, которые было сложно понять «нашему уму». А впоследствии должны будут донести до остальных участников школы. Также цель этой идеи заключалась в более качественной подготовке местных преподавателей школы, или экспертов – как их называют в Европе.
После коллективного голосования членов ассоциации, было решено отправить следующих товарищей: Павел Воробьев, Олег Тураев и меня.
Выбор пал на тех, кто лучше владеет английским языком, а также в равной степени альпинисткой и лыжной техникой. Затем была битва за визы. Паше английскую визу не дали, несмотря на наличие официальных приглашений. Британское посольство отказало ему два раза по разным и не совсем понятным причинам. Так что в Северный Уэльс поехали только Олег и я. Но основное обучение проходило в Швейцарии так что Паша, как мне кажется, не очень сильно расстроился. А цель поездки заключалась в прохождении летнего курса для аспирантов в Швейцарской школе гидов.
Аспирантский курс это, можно сказать, половина обучения в школе гидов. По итогам этого курса участники сдают экзамены. И, по словам тамошних экспертов, на этом экзамене происходит наиболее жесткий отбор кандидатов. Это связано с тем, что получив звание гид-аспирант, уже разрешается совершать восхождения и походы в горах с клиентами. Но пока только в качестве стажера у гида. Тем не менее, на стажера, возлагается уже значительная ответственность за безопасность клиентов. После сдачи аспирантских экзаменов у них следует, как минимум, двухлетняя практика, во время которой нужно совершить необходимое количество походов в горах. Обязательно с клиентами, но опять же, в качестве стажера. Для практики им выдают дневник. Что-то вроде нашей книжки альпиниста. Туда заносятся записи о месте, времени, участниках похода и, что наверно более важно, характеристика будущего гида. После практики следует уже заключительный экзамен, после успешной сдачи которого, выдаются чудная пластиковая карточка и значок с эмблемами IFMGAUIAGMIVBV.
В Швейцарии существует 3 школы гидов при Ассоциации Горных Гидов. Все они находятся в разных горных районах страны, а каждый очередной курс обучения гидов достается им по очереди. Сначала одной, потом второй и третей. Таким образом, за время обучения в школе каждый участник успевает побывать в каждой из школ. Сначала как кандидат в одной, затем как аспирант в следующей и в заключении, перед финальным тестом, попадает в третью.
На нашем курсе очередь выпала на школу, которая находится в районе Бернских Альп. Шефом в этой школе на тот момент был Эрик Соммер. И к тому времени он уже два раза приезжал в Киргизию проводить лыжные курсы в нашей школе гидов. А одним из экспертов был Адольф Шлунегер. Он же руководитель Киригизской школы гидов с начала её существования и по сей день. Так что с опекунами проблем у нас не было. После дружеской встречи в аэропорту Цюриха, Адольф отвез нас в небольшой хостел, находящийся в поселке Гринделвальд, у подножия грозной северной стены Эйгера. Там же находился штаб предстоящего курса для гидов. У нас для «раскачки» было два дня перед началом курса. Первый день мы провели на скалах вблизи поселка. Адольф нам сделал небольшое вступление, о том каким образом будут проходить экзамены, и показал трассы, которые ставили на предыдущих экзаменах. На следующий день была подготовительная тренировка для экспертов школы. Она проходила на леднике. Чтобы добраться до него нам пришлось ехать от поселка 30 минут и затем идти столько же. То есть, что бы сделать ледовые занятия, достаточно было потратить всего час времени на дорогу, и ты уже на естественном ледовом рельефе. А рельефа на этом леднике, сколько хочешь и какого хочешь. Огромное количество сераков позволяют найти практически любой крутизны склоны. Как подумаешь о том, сколько надо топать, до Ак-Сайского ледопада, что бы по льду полазить, сразу грустно становится. А тут все под носом.
На тренировке эксперты выбирали и подготавливали места для будущих занятий. Затем они поочередно давали уроки друг другу. На таких уроках обсуждались различные технические приемы ледовой техники, методика обучения, и прочие вопросы о которых нужно помнить эксперту. Во время и после каждого урока, те, кто слушали, делали замечания и дополнения или вопросы к теме. Таким образом, происходил обмен опытом, и повторение ключевых моментов, непосредственно перед курсом обучения. Ещё каждому эксперту выдавалась небольшая книжечка с памяткой. В ней были расписание и темы занятий, список участников и прочая необходимая информация, а также пустые страницы, куда эксперт мог делать записи во время занятий, о том или ином участнике.
Утром первого дня занятий все вышли на общее построение. Началось все с приветственной речи Эрика, а закончилось комическим выступлением с моралью. Эрик и еще один эксперт разыграли сценку застенчивого клиента и невоспитанного нахального гида. Выглядело это вполне реалистично и забавно. Думаю, это дало некоторую разгрузку той напряженной атмосфере, в которой находились участники перед курсом.
На курсе собралось 38 участников, не считая нас троих. Такое количество желающих стать гидами у них набирается почти каждый год. В Швейцарии профессия гида считается почетной и уважаемой, и к тому же хорошо оплачиваемой. А потому и столько желающих научится этому делу. Но не каждому по силам пройти необходимое обучение и сдать экзамен для получения международной лицензии. А без неё заниматься гидовской практикой там запрещено. По итогам заключительных экзаменов примерно 25% участвующих не прошли испытание. А это был только аспирантский экзамен, впереди у них еще экзамен на полного гида.
Каждые шесть-семь участников выделялись в отдельный класс, и у них был один эксперт, примерно такое соотношение у них соблюдается всегда. Можно меньше участников в группе, но не больше. Для нас троих специально выделили одного эксперта, который работал с нами на протяжении всего курса. Для этого было несколько причин. Первая, и пожалуй первостепенная, это язык. Обучение в Швейцарской школе ведется на двух языках – немецком и французском. Из нас троих никто упомянутыми языками не владел, а в группах других участников никто для нас специально переводить не стал бы. Это занимает уйму времени, да и не безопасно в плане коммуникации, особенно если ты работаешь на маршруте. Другая причина, это то, что под нас пришлось адаптировать программу обучения, что бы мы не только прошли данный этап обучения, но и вникли в саму методику обучения. А это остальным участникам на данном этапе не обязательно было делать, так как на экспертов в Швейцарии предусмотрено дополнительное обучение.
Имя нашего эксперта Бруно Шлаппи.
В Швейцарии он известный гид и к тому же хороший альпинист, в спортивном плане. Одно из его наиболее известных достижений за последнее время, это рекордно скоростное восхождение по северной стене Эйгера, которое он совершил в паре с другим известным Швейцарским альпинистом , Ули Штеком. Инструктором Бруно был строгим и требовательным. Кроме того, специально по просьбе Адольфа, он нам не давал никаких скидок, и мы в полной мере ощутили сложность и стандарты обучения в школе. Еще очень хорошо ощущалось та моральная обстановка и давление, которому подвергаются участники школы. Многие эксперты намерено создают ситуации, когда участник, выполняющий роль гида, чувствует себя крайне некомфортно, если ему нужно сделать правильный выбор между тем или иным решением. Это своего рода психологический тест, который играет немалую роль в окончательном вердикте на пригодность к работе гидом. Надо сказать, что Бруно был замечательно подготовлен в этом плане. За редким случаем вечерний разбор полетов, а порой и сразу на маршруте, обходился без очередных нареканий и подзатыльников. Но, в то же время, он никогда намерено не подвергал группу опасности. Безопасность на первом месте - это важнейший девиз профессиональных гидов. И это в первую очередь пытаются донести до участников школы.
Программы занятий каждого класса примерно одинаковые, в том смысле, что количество ледовых, скальных занятий или восхождений для каждого класса одинаково. Но место проведения и их последовательность почти у каждого класса различно. Это для того, чтобы не было одновременного скопления нескольких команд в одном районе. Так же места проведения занятий адаптировались под экспертов. То есть если один эксперт лучше знает определенный район, то его программа строилась так, чтобы он проводил занятия в этой местности. Таким образом, формально все учились в школе расположенной в Бернских Альпах, а фактически некоторые группы были в отдаленных от этого места районах. Но на экзамен все вновь собирались в исходном вместе.
По этапам программа всего аспирантского курса делится на три части. Первая - вступительная часть. Она длится около 3 дней. За это время участники в основном только слушают и наблюдают за тем, что показывает им эксперт. Во второй части участники больше работают сами, а эксперт помогает им исправлять ошибки. Но и в тоже время он наблюдает за работой участников, и делает пометки о каждом из них. Третий этап – экзаменационный. В течении недели каждому участнику дается одна-две возможности проявить себя в той или иной дисциплине. Оценки полученные за эту неделю идут в графу опыт (experience). Это оценка играет очень важную роль при подведении итогов. Ну и в заключении третьего этапа сдаются два экзамена, скальный и ледовый. И соответственно оценка за каждый из них.
Первая неделя у нас началась со скальных и ледовых занятий. Ледовые занятия проходили на том же леднике где мы были с экспертами перед началом курса. Бруно начал занятия с простейшего, того чему обычно учат новичков. Это техника хождения в кошках по некрутым склонам, как с ледорубом, так и без него. Кошки и техника хождения в них ничем особенным не отличается от того к чему мы привыкли. Поэтому здесь я особого внимания уделять не буду. А вот про ледоруб, с которым мы работали, думаю, стоит рассказать больше. Это достаточно тяжелый, сделанный вручную ледоруб с дубовым древком. Клюв и лопатка у этого ледоруба очень прочные, так как сделаны воедино из толстой кованой стали. На клюве полностью отсутствуют зубья, он имеет большую конусность и расположен почти перпендикулярно к древку. Лопатка заметно шире, чем и большинства современных ледорубов, и более изогнута. На конце древка острый тонкий штык. Многим этот ледоруб покажется старомодным и бесполезным. Однако это не так. У швейцарских гидов этот инструмент является одним из важных при работе с клиентами. Благодаря его свойствам, им легко вырубать ступени во льду и на фирне, а также обрабатывать или срубать ледовый рельеф. Эти действия, в нужное время, значительно облегчают передвижение клиентов в горах, и в свою очередь дает им знать о том, что гид заботится о них. Острый штык на конце древка хорошо врубается в лед и служит надежной опорой при прохождении относительно некрутых снежно-ледовых склонов. Во время обучения в школе нас, также как и всех остальных участников, учили вырубать ступени этим ледорубом и преодолевать несложные препятствия с помощью него. За счет того что клюв у ледоруба абсолютно гладкий, его почти невозможно использовать при лазании так как используют современные ледорубы. И поэтому нас обучали особым приемам лазания с этим ледорубом. За все время в Альпах я видел такие ледорубы сделанные в Австрии (Stubai) и в Швейцарии (Bend). Делают их под заказ. Для вас персонально подберут необходимую длину древка и выкуют головку нужной массы. Все это делается вручную, оттого и цена за такое устройство – 450 франков.
Помимо простейших навыков передвижения по льду мы рассматривали также лазание с одним современным альпинистским ледорубом, сложное лазание с двумя техническими ледорубами, спасение и самоспасение упавших в трещину, организацию страховки подручными средствами (проушина Абалакова, столбик и т.п.).
На скальных занятиях наше внимание было уделено работе с веревкой, технике шорт роупинга и организации простейшей страховки на скалах (с использванием рельефа, петель и т.п.), технике лазания спортивных трасс (с подготовленными точками страховки), и лишь немного организации страховки с использованием снаряжения и традиционному лазанию (стопперы, френды, крючья и т.п.). В Швейцарии традиционное скалолазание не слишком популярно и на этом не делают большого акцента. Причина в том, что большинство скалолазных и альпинистских маршрутов, на которые часто ходят с клиентами, оборудованы станциями и точками страховки. Во время занятий нам пришлось пройти много таких маршрутов. Больше всего мы ходили в районе под названием Энгельхорн (Engelhorn), который часто еще называют Швейцарскими Доломитами. Это поистине рай для скалолазов. Огромное количество «пробитых» одно и мультипитчевых скальных маршрутов. Здесь есть как сложные маршруты для спортивного лазания так простые, пройденные много лет назад пионерами этих гор. Наше время уходило большей частью на прохождение именно этих несложных маршрутов, так как в этом заключается основная деятельность гидов в Швейцарии. Как правило, такие маршруты проложены по гребням и некрутым (60-70 градусов) стенам. Мы совершили три маршрута в районе Энгельхорна – траверс вершин Симелишток, траверс Мидлгруп (вершины средней группы) и траверс от вершины Розенлауи до вершины Саттелшпитц. Несмотря на то, что это были восхождения ориентировочно 2-3 категории трудности (по системе UIAA), они принесли нам массу впечатлений. Это были острые гребни с падающими вниз на 300-400 метров крутыми стенами.
Бруно частенько заставлял нас двигаться по ним с одновременной страховкой, что сильно влияло на наше психологическое состояние :) Вообще этот район для нас был выбран не случайно. Как было упомянуто выше, каждый эксперт адаптирует свою программу под тот район, где ему удобней работать. А Бруно жил всего в получасе езды от Энгелхорна, и знал все эти маршруты как свои пять пальцев. Там где мы организовывали страховку, он свободно лазил freesolo и мог наблюдать за работой каждой из связок, или переходить из одной связки в другую. Как правило, мы работали в связках 1 гид – 1 клиент или 1 гид – 2 клиента. Такое соотношение рекомендуется на технических маршрутах стандартами IFMGA.
Спортивное скалолазание мы отрабатывали недалеко от поселка Майринген. Этот день мы специально запланировали на день с плохой погодой. Известняковые скалы, на которых мы лазили, сильно нависали и скрывали нас от дождя. Бруно говорит, что в дождливую погоду они могут простоять несколько дней сухими, и лишь позже становятся мокрыми. Так же в порядке исключения нам провели занятия по технике скалолазания в тренажерном зале Майрингена. Исключение, потому что эти занятия не входят в курс для аспирантов. Для желающих их проводят как отдельные тренировки перед курсом. Для занятий Эрик специально пригласил другого эксперта из района Юрских гор. Имя его Дани, он профессиональный скалолаз и являясь экспертом Швейцарской школы гидов, часто проводит занятия для будущих гидов. На занятиях мы обсуждали основы скалолазания и методику обучения начинающих скалолазов. И затем немного поиграли. Дани показал, как можно разнообразить скалолазные занятия в зале, что бы клиентам было не скучно.
После Энгельхорна мы вернулись обратно в Гринделвальд. Отсюда мы пересели с машины на поезд и поехали по знаменитой железной дороге, проложенной в туннеле через гору Эйгер. Поезд доставил нас в верховья самого большого ледника Альп – Алетч глетчер. Конечная станция железной дороги это огромный туристический центр, подвешенный на выступающей из ледника скале под названием Сфинкс. Рестораны, сувенирные и прочие магазины, расположенные в нем нас не интересовали, поэтому мы миновали это место достаточно быстро. На самом леднике специально для беспечных туристов накатаны ратраком дороги, что бы те могли спокойно прогуливаться по бескрайним снежным полям, не опасаясь, провалится в трещины. Мы последовали по одной из таких дорог к подножию горы Мёнх. И совершили восхождение на неё, а точенее траверс, поднявшись по западному гребню и спустившись по классическому пути на северо-восточном гребне. Путь подъема я бы оценил как маршрут 2Б кат.сл. Было много небольших стеночек которые мы преодолевали используя технику микропитчинга используя лишь рельеф скал для страховки.
Микропитчинг (micro-pitching) подразумевает прохождение непродолжительных (10-20 метров) участков скал, обычно II-III кат.сл. Эта техника удобна если вы двигаетесь с клиентом на короткой веревке (short roping) и вам необходимо преодолеть что-то, где эта техника неприменима. Например, стенка, крутой камин или гребень. Тогда гид отматывает от смаркированой на его плечах и шее, лишь необходимое для этого участка количество веревки, и ставит на самостраховку клиента, при необходимости. Затем пройдя этот участок, он принимает клиента, и практически сразу начинает дальнейшее движение на короткой веревке или готовится к прохождению следующего подобного участка. Такая техника сильно экономит время, и вполне оправдана даже на более сложных и продолжительных маршрутах, так как клиент находится в непосредственной близости и гиду легче контролировать ситуацию если что-то пойдет не так. Поэтому часто можно увидеть гида с клиентом, идущих на небольшом расстоянии от друг друга и делая короткие питчи, там, где любительские спортивные группы проходят по 50 метров с попеременной страховкой.
Перед вершиной мы получили очередной нагоняй от Бруно. Весь маршрут мы втроем совещались о том, куда и как двигаться. Бруно это сильно не нравилось. Он говорил, что гид самостоятельно должен принимать решения. В реальной ситуации, когда рядом с ним только клиенты, с небольшим опытом в альпинизме, подсказать что и как делать будет некому. Поэтому на протяжении всего обучения эксперты заставляют участников, выступающих в роли гида, принимать любые решения самим, и всячески пресекают любые попытки советов со стороны товарищей. Что собственно и случилось в нашем случае.
Спуск не занял у нас много сил и времени и вечером мы очутились в уютной хижине на перевале Мёнх. Хижина так и называется – Monchsjoch Hutte. В тепле и уюте, за кружкой хорошего пива все трения забылись, и мы уже готовились к следующему восхождению. В наших планах был подъем на Юнгфрау по классическому пути. Выход был ранним. В пять утра мы уже брели по леднику, обходя громадные трещины. Путь на вершину несложный, 2А по-нашему, но местами объективно опасный. Бруно рассказал нам, как год назад с маршрута смело лавиной восемь альпинистов. При возвращении мы срезали обычный путь и спустились по ледопаду от середины гребня. А когда замешкались и провозились с веревкой на дюльфере с тридцатиметрового нависающего серака, то незамедлительно получили по шее. Медлительность и ошибки в потенциально опасных местах стоят участникам жирной неодобрительной пометки в блокнотике эксперта. Но все обошлось благополучно и в 2 часа дня мы уже сидели в поезде на Гринделвальд.
Двухнедельные сборы подходили к концу. За это время мы совершили шесть восхождений, провели несколько дней занятий на скалах и льду. Впереди нас ожидали еще два дня экзаменов. Один день был полностью посвящен ледовым экзаменам, затем один день передышки, и день экзаменов на скалах.
Ледовый экзамен проходил на уже хорошо запомнившемся нам леднике. Экзамен состоял из пяти дисциплин. Каждая оценивалась по шести бальной шкале, и затем выводилась средняя оценка за экзамен по итогам каждой из дисциплин.
-Первая дисциплина, это паркур (parkour – полоса препятствий) с классическим ледорубом. Тот, который я описывал в этой статье. На трассе длинной около 100 метров были спуски и подъемы по не крутым (до 50-60 градусов) стенкам, траверсы и прохождение узких гребней. Эксперты в этой дисциплине смотрели больше на то, как уверенно и технично участник ходит в кошках. Ледоруб здесь играет роль лишь незначительной опоры.
- Вторая дисциплина, это еще один паркур, но уже с современным альпинистским ледорубом. Ледоруб один. Трасса длиной 150-200 метров, с отвесными стенками и сложными переходами. Ледоруб здесь уже необходим как средство само задержания, и тот факт, что он всего лишь один в ваших руках, делает задачу более сложной. На всей трассе провешены перила, и участники проходят трассу на самостраховках для виа-фератты. Так как есть куда падать. На этой трассе помимо оценки техники лазания, также учитывалось время прохождения.
- Третья дисциплина, это лазание спортивной трассы с двумя техническими ледорубами. Трасса проходится с нижней страховкой. Часть трассы ограничена и в этой части специально насверлены дырки, куда разрешается вставлять инструменты. Вбивать ледорубы в этой части трассы не разрешается. Остальная часть трассы проходится, без каких либо ограничений. Оценивается только техника лазания.
-Следующая дисциплина это спасение из трещины. Условно она поделена на два этапа – задержание и организация полиспаста. В первом этапе оценка достаточно ясна и прозрачна, если удержал, то хорошо, не удержал, то плохо, минус балл. Второй этап гораздо запутанный, так как в нем много условностей и правил. На экзамене разрешается иметь ледоруб, несколько прусиков разной длинны, кордлет (реп шнур длинной около 6-7 метров), пара ледобуров и необходимое количество карабинов. Первая задача организовать станцию из ледобуров, перенести нагрузку на эту станцию и затем организовать полиспаст. По желанию эксперта вам могут дать дополнительное задание, например: изменить выигрыш в усилии полиспаста, поменять узел автоблока в системе или пропустить через систему узел, завязанный на основной веревке. При этом эксперты обращают внимание на большое количество нюансов, например то что необходимо организовать станцию из двух сблокированных буров, или то что все операции по организации полиспаста проводятся только через центральный карабин в станции. Короче непросто, но после неоднократного инструктажа и работы над ошибками становится гораздо проще.
-Ну и заключительной дисциплиной, внимание, наберитесь сил побольше, была рубка ступеней. На это занятие отводится 20 минут. За это время необходимо прорубить 20 ступеней (5 вверх, 5 траверсом влево, 5 траверсом вправо и 5 вниз) и 2 лоханки для разворота. Проверяется работа очень просто. Эксперт снимает кошки и идет по вашим ступеням. И если он почувствует себя некомфортно хоть на одной из них, баллы срубаются мигом. Так что приходилось делать все идеально как на картинке в учебнике по альпинизму. Еще в заключении этого этапа давалось маленькое задание, организовать импровизированную страховку в месте указанном экспертом. Это мог быть столбик, проушина и любое другое средство на которое хватит фантазии. Главный принцип это безопасная работа данного сооружения.
Между ледовым и скальным экзаменом, что бы как то занять участников, проводили инструктаж по работе на виа фератте с клиентами. В этот день нас заливал дождик, и все спешили закончить занятия поскорей. А вот на следующий день погода нас порадовала. После утреннего сбора половина участников поехала сдавать экзамены на спортивных трассах, а половина на другую дисциплину.
В числе последних, мы прибыли к скале высотой метров сто. Отступающий ледник веками полировал её и в настоящее время она представляет форму бараньих лбов крутизной до 45-50 градусов. Цель этой дисциплины спуститься со скалы и при этом продемонстрировать свои личные способности передвижения по скалам. Эксперты смотрели на то как человек ставит ноги и руки, меняет позицию, разворачивается, и может ли спускаться спиной к склону где это возможно. Образно Адольф мне объяснил это так – чем быстрее ты двигаешься, уверенней себя чувствуешь, и чем больше времени пройдешь спиной к склону, тем выше будет оценка. Звучит не так сложно. Но на деле оказалась иначе. На некоторых участках приходилось идти по мизерам, а то и вовсе на трение. А в альпинистских ботинках это было сделать не просто. По регламенту все участники должны были пройти трассу в жестких альпинистских ботинках. Некоторые участники срывались, повисая на подготовленных экспертами перилах. За что и получали штрафные баллы. После прохождения трассы мы втроем отправились на следующий этап экзамена. Лазание на спортивных трассах с нижней страховкой. Всего трасс было четыре. Первые две нужно было пролезть в жестких (под кошки) альпинистских ботинках, и в довесок на старте выдавали еще рюкзак с бухтой веревки и аптечкой. Сложность этих трасс была 5c. Две другие трассы мы лезли в туфлях. Сложность одной была 6а+, а второй 6b+. На всех трассах оценивалась техника лазания, ну и конечно же срыв ставил большой минус к оценке. Но не жирный крест. Я например сорвавшись на одной из трасс почти полностью вылез её, а срыв произошел из-за того что нога поскользнулась на гладкой плите присыпанной мелким песком. И все же я получил четыре балла за эту трассу.
На следующий день после экзамена проводились персональные беседы с каждым из участников, где он получал конверт со всеми оценками и решение о том прошел он или не прошел на следующий этап обучения. Итоговая проходная оценка проходная оценка составляет 4 балла из шести возможных. Она складывается из трех составных – скальный экзамен, ледовый экзамен и опыт. Последняя оценка достаточно субъективная и она выставляется после коллективного обсуждения среди всех экспертов.
Те, кто не сдавал испытание, обычно проводили долгие беседы, на которых эксперты вежливо объясняли, почему тот или иной участник не готов к работе гидом. Но иногда делались исключения, если, к примеру, у кого-то все шло хорошо и человек имеет большое желание и потенциал учится дальше, но скажем на спортивных трассах потерпел неудачу, или нужно еще немного поработать на шорт роупинге. Тогда эксперты делали условие, что за время практики он должен подтянуть свои недостатки и перед финальным испытанием доказать это на курсах проводимых для других групп.
Так и закончились наши занятия в Швейцарской школе гидов. Но впереди было еще небольшое путешествие по Швейцарии и финальный тест на получение лицензии IFMGA и курсы гидов в британской школе гидов. О чем будет следующий рассказ.
172
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Теперь понятно, почему Греков акцентировал внимание на Олеге Тураеве как на швейцарском дипломированом гиде.
Ждем продолжения.
Хорошо, сказано :)
Увидимся.
А еще финансовая сторона обучения интересует. Подскажете, где можно посмотреть?
Насчет финансовой стороны. Очень приблизительно, все обучение в школе гидов стоит 20-25 тыс их денег. Но думаю это даже не самое главное. Сложней наверно будет уговорить их что бы кто то из СНГ вообще у них учился. Для нас они сделали большое исключение. Т.к. проект школы гидов в Киргизии сами Швейцарцы затеяли.
Сейчас они больше заинтересованы что бы Киргизская школа гидов развивалась.
Так, ради интереса, какая им разница из каких стран у них студенты будут учиться, откуда такая информация?
Но ведь не спроста создают школы гидов в России и Киргизии. В случае с Киргизией это даже больше инициатива IFMGA и компании Mammut, нежели чем наша. Они много усилий в это вложили и поэтому им интересно что бы люди из СНГ учились у нас а не в Европе. Тогда будет больше шансов что наши школы будут развиваться, и их труды не пропадут даром.
Всем кому интересна Школа горных гидов в Киргизии, то на сайт:
http://mguide.in.kg/school
Рубка ступеней, это не дань традиции. В особенности среди гидов. Все это для заботы о драгоценном клиенте. Где то подрубить лед что бы он не вставал на передние зубья. Вырубить лоханки на станциях, если вы лезете длинный ледовый маршрут - и клиент скажет вам спасибо. Вырубить ступени на короткой ледовой стенке, для того чтобы клиенты не одевали кошки, и прошли её в просто в ботинках со страховкой. Вариантов еще много.
Не уверен что это практикуют в других школах гидов. Но в Швейцарии обязательно. И они этим кстати гордятся.
Ступени рубить реально даже на зимнем льду, если у вас вышеописанный ледоруб. Простым техническим ледорубом рубить ступени не легко даже летом.
Да и сам себе скажешь спасибо, если там полчаса стоять. :)
"При спуске по льду есть возможность дистанционного выкручивания" - если вы про самовыкруты, то швейцарские гиды эту технику не любят, считая её ненадежной. Но и не запрещают. Так что это на усмотрение гида. Столбики и проушины в нашей школе применяют.
"Какие требования к клиенту?" - не понял вопроса.
http://www.risk.ru/users/yorik/193494/
parkelbrus 09:48 03.05.2012
***Почему Вы думаете, что гиды НП будут "недогиды"? Нет, есть перечень квалификационных требований обязательных для гидов, в соответствии с которым, кто попало, как это могло быть до этого, не будет сопровождать туристские и альпинистские группы. Перечень этих требований очень качественный, и несответствие этому - запрет на сопровождение. ***
фото - Matmaster: