КАК Я ХОДИЛА НА МОНБЛАН

Пишет ksverdlova, 19.09.2007 17:18

КАК Я ХОДИЛА НА МОНБЛАН (Альпинизм, шамони)

Идея была, конечно, авантюрная. В моем духе. Но, находясь в Москве, я не сомневалась, что все получится.

Началось, правда, все не очень удачно. Все 3 дня, что я была в Швейцарии (по делу, а не то, что вы подумали) поливал дождь. Дороги закрыли. Дело кончилось тем, что из Гриндельвальда народ эвакуировали вертолетами. Вдобавок я простудилась. У меня слезились глаза, текло из носа, болела голова, возможно, была температура, но нечем было померить. Пришлось пропустить все (!) званые ужины, вместо этого валяясь в койке в гостиничном номере. Зато я добросовестно посещала все рабочие мероприятия, зажав волю в кулак. К концу третьего дня, когда нужно было переезжать во Францию, я почувствовала себя лучше, тем не менее, у меня были весьма серьезные сомнения по поводу Монблана.
Крошечный поезд (2 вагона) вознес меня из швейцарского Мартини на головокружительную высоту над потрясающей красоты ущельем, а потом опустил на вокзале Шамони-Монблан. На перроне меня уже ждала Аньес. Она сразу объявила, что мы едем не домой, а на подведение итогов только что прошедшего фотокросса. Зато там удалось поесть.
Утром выяснилось, что погода в Шамони все последние дни стояла такая же, как в Швейцарии, что торопиться особо некуда – наверху полно снега. Чтобы не терять время даром (надо же активно акклиматизироваться!), я подхватилась и понеслась наверх по прогулочным тропам. Правда, сначала Аньес поставила меня перед фактом, что она со мной никуда (на Монблан) не пойдет, потому что у нее много работы – это означало, что идти на вершину мне не с кем; потом мы зашли в бюро гидов и попытались найти по книге записей кого-то, кто ищет напарника. Никого. Я махнула рукой, решив, что время покажет, и пошла гулять.
Погода стояла туманная, зато она пробила мой нос, и у меня затеплилась надежда, что все еще будет. Я даже решила, что надо идти завтра, не откладывая. Поэтому спустившись вниз и сообразивши, что мне надо что-то там будет наверху жрать, я полетела в супермаркет запастись продуктами. Добравшись с полными пакетами до дома, я, конечно, поняла, что половину упустила, а купила вобще все не то… Аньес созвонилась с приютами и забронировала мне место. Отдышавшись, мы сели ужинать и стали соображать, что спешить-то мне вобщем-то некуда. Тут еще пришел Бабанов и тоже стал говорить, что наверху много снега, нечего спешить, пусть народ потопчет. Сообща мы решили, что завтра я еще проведу в прогулках, а послезавтра уже точно пойду. Ну, слава Богу, у меня еще целый день на сборы!
КАК Я ХОДИЛА НА МОНБЛАН (Альпинизм, шамони)

На следующий день я решила прогуляться к приюту Альберт 1-ый над Ле Туром.
Погода все лучше и лучше, нос все чище и чище. К трем часам дня я была уже внизу в Ле Туре на автобусной остановке, с удивлением обнаружив, что следующий автобус в Шамони через полтора часа. Терять полтора часа, причем стоя на жаре, мне совершенно не улыбалось, и я позвонила Аньес, чтобы она меня встретила на машине. Но машину забрал Дени и неизвестно, когда он вернется! Аньес тут же успокоила меня, сказав, что она обязательно что-нибудь придумает. Через 20 минут она перезвонила, чтобы сообщить, что Дени пока не вернулся, но она найдет решение. Еще через полчаса она позвонила, чтобы сообщить, что Розиты нет дома, поэтому взять у нее машину не получится. Еще через 20 минут она появилась на бордовом пежо 207.
- Где взяла?
Гордо: - У Бернара!
Вечером собираю рюкзак. Горелка, еда.. О, ёлки! Еще ж какую-то кастрюлю надо! Нашли кастрюлю. Кошки, каска, ледоруб. Дени дает 2 ледобура и пару оттяжек. Сомневаюсь, что мне это понадобится. Ладно, возьмем. Дени примеряет мой рюкзак – тяжелый. Да выкладывать вроде и нечего. Хором уговаривают меня не брать спальник – в приютах дают одеяло. Нет, на это пойтить я никак не могу.
Утром Аньес отвозит меня на станцию канатки в Лез Уш. Мы слезно прощаемся и тут выясняется, что канатка не работает. Незадача. Альтернативный вариант – подняться на соседней канатке, но оттуда надо полчаса идти до станции «трамвая Монблан», на котором мне дальше ехать. Идти, правда, вниз. (На обратном пути «вниз» превратился «вверх» и дал мне прикурить). Ну что делать. Еще раз слезно прощаемся и я отбываю.
По плану за полчаса дохожу до перевала Коль де Воз, где мне надо сесть на «трамвай». Оп-па! На крошечной платформе толпа народу. Подозреваю, что поезд – не более чем 2 вагона… Так и есть. Подходит игрушечный поезд, машинист смотрит на толпу, выпучив глаза. Потому что поезд УЖЕ полный. Размахивая абонементом на все канатки, который мне милостиво выдал Антуан, я ухитряюсь продраться к вагону. Но нет, эту карточку еще надо зачем-то зарегистрировать в кассе. Быстро метнуться туда-обратно, неожиданность броска, так, заходим сбоку, никто ничего не успел заметить, я уже у вагона. На этот раз мое одиночество дает мне преимущество. Меня берут! Н-да, трудновато начинается восхождение…
Игрушечный поезд не спеша ползет по живописному гребню и незаметно вползает на вполне взрослую высоту 2000м. Это конечная станция Нид д’Эгл. Выходим. Толпа туристов потихоньку растягивается по тропе к приюту Тет Русс на 3100 м. Это мой первый флажок на карте. Вдоль тропы гуляют дикие лани. Лениво смотрят на нас, сумасшедших, потеющих и тяжело дышащих.
Через пару часов показался приют. Первый презрительный кивок какого-то французского гида в мою сторону – ходят тут всякие в одиночку, тут с веревкой надо… Уж я потом наслушалась этих реплик!
Приют – довольно большая современная конструкция, о двух этажах. Подползаю ко входу, надо отдышаться, осмотреться. Может я у вас тут и не буду ночевать, а пойду сразу выше. Куда там, говорите, дальше идти? Что-то я не понимаю. Мать честная! Тропа от приюта поднимается немного по снежнику до скального гребня, а потом, вероятно, уходит на сам этот гребень. Только это уже не тропа, а неизвестно что. С трудом различаю там копошащихся людей. Ёлы-палы. Очень круто. Нет, сегодня я никуда не пойду. Будем действовать по плану. А по плану у меня ночевка тут.
КАК Я ХОДИЛА НА МОНБЛАН (Альпинизм, шамони)

Располагаюсь в большом дортуаре, человек на 20. Пока там никого, кроме женщины с ребенком. Русские! Ну надо же. Чуть выше приюта в палатках расположилась группа из московского детского клуба Робинзонада. Оказывается, говорить по-русски приятно… Детки от 13 до 15 (по виду). Уже были на Килиманджаро. Но на кошках ходить не умеют. С ними 2 инструктора, собираются вверх прогуляться до начала скал. Вот и славно. Пойду и я посмотрю, что день грядущий нам готовит. А готовит он 700 метровый перепад по высоте, который просматривается снизу весь, от начала до конца. Для затравки надо пересечь камнеопасный снежный кулуар, который снизу выглядит устрашающе. Но вблизи несколько мельчает. Один из инструкторов – Алексей – сообщает, что на подъеме в самых неприятных местах провешены тросы. Вот надо было обвязку брать! Ну ладно, что ж теперь. Поскольку я никуда не тороплюсь, все равно мне ночевать в следующем приюте на 3800, то мы договорились с Алексеем, что пойдем завтра вместе, я помогу им поднять детей.

Подробности ночи опускаю. Ночь среди 20-ти храпящих мужиков – это не для слабонервных.
Утро встречает хмуро. То ли разойдется, то ли насупится. По прогнозу сегодня неважно, а завтра уже много лучше. Хочется верить.
Выход затягивается – дети. Однако я не спешу, справедливо полагая, что делать наверху все равно нечего. Потихоньку двинулись. Первый трос, провешенный над траверсом, оказался абсолютно бесполезным, т.к. висел очень далеко. После траверса тропа вышла на гребень, который я вчера вечером рассматривала от приюта, и который почему-то все местные называют кулуаром. Дети идут медленно, устают. Отдохнуть всем вместе не получается – дорога узкая, и мест, где можно присесть всей группе, нет. Поэтому отдыхаем по очереди. Я иду впереди, за мной самые слабые, замыкает группу Алексей. Постепенно гребень набирает крутизну, начинаются элементы лазания. Под ногами хорошо просматривается весь склон, до самого низу. В смысле – до Шамони. Виден и перевальчик, по которому наверно сейчас ползет трамвайчик… Это уже из области фантастики, потому что трамвайчик разглядеть с такого расстояния невозможно. Хорошо, что висят тросы, за которые можно придержаться или даже подстраховаться. Если, конечно, есть чем. Дети в системах, но идут без веревки. Когда лазание начинает казаться мне достаточно сложным, я предлагаю Алексею достать веревку и связать детей. Он, однако, настроен героически и говорит, что и так нормально. Н-да, зря я ввязалась в эту историю. Сама-то ничего, а вот дети. Они ж еле идут. Мало ли что. Плюс к этому каждый проходящий мимо (а практически по нашим головам) французский гид, чуть ли не матерясь, заявляет мне, что идти без веревки тут никак невозможно. Особенно детям. Сам-то гид ведет на веревочке двоих-троих клиентов и максимум, что он этой веревочкой делает – тянет их наверх, когда они, высунув языки, норовят отвалиться в сторону. Короче, я, никакого в сущности не имея отношения к этим детям, трясусь за них от страха, выслушиваю в свой адрес массу неприятных вещей (никто из группы больше не понимает французского, поэтому отдуваться приходится мне), и таким образом мы все-таки выходим наверх.
Приют Агюий дю Гуте, 3800 м. Тут мне с детками приходится все-таки расстаться, потому что уже поздно, надо сготовить пожрать и пораньше лечь спать. А у деток завтра дневка. Хотя вся их затея с восхождением уже кажется мне довольно рискованной. Дети виснут на мне и не хотят отпускать. Но им еще ставить палатки, а погода портится.
Приют приткнулся на краю крутого обрыва. Два корпуса: один – столовая, второй – спальный. Двухэтажные нары человек на 40. Заранее запасаюсь берушами.
Еду готовить негде. Везде надписи – no gaz. Гады. Хотят, чтобы мы у них в столовой питались. На улице холодно, поэтому я иду в предбанник спального корпуса и там готовлю. Наплевать на все таблички. Да никто и не возмущается.
Как-то незаметно пронесся слух, что русская альпинистка в одиночку совершает восхождение. Команда чехов уважительно смотрит в мою сторону и интересуется, пойду ли я завтра наверх.
Ладно, укладываемся спать. Ненавижу ранние подъемы.
Да! Я ненавижу ранние подъемы! Особенно когда 40 человек одновременно начинают копошиться, одеваться, светить фонарями. И еще я не люблю эти французские приюты, где нельзя оставить просто так свои вещи – надо их собрать, унести из спальной комнаты и положить в открытый стеллаж при входе. Потому что у тебя оплачена только ночь, и зайти днем в дортуар, чтобы, например, переодеться, ты уже не можешь.
Пытаюсь запихнуть в себя какую-то еду, но она не лезет. Ну и не надо. Берем с собой термос с чаем и сухофрукты. Одновременно со мной в предбаннике пьют чай два испанца. Тоже собираются выходить.
На небе звезды, но сильный ветер. Начинаю, как всегда, не спеша, но почему-то довольно быстро оказываюсь в первых рядах. Все, спешить больше не буду. А то придется топтать. За нами – длинная река огоньков. Народу вышло много. Снег свежий, ночью наверно выпал. Неожиданно обнаруживаю себя посередине между двумя испанцами, на которых обратила внимание перед выходом. Я им, вроде, не мешаю, разговаривать все равно на таком ветру невозможно. Так и идем.
Неожиданно тропа выполаживается. Ага, это значит, что мы на Дом дю Гуте. Пошел сильный снег. Метель. Все стоят. Пронесся клич – кто-нибудь знает, куда идти? Никто не знает. Стоим. Вдруг по рядам прошелестело – погоды нет, надо поворачивать. И часть (довольно большая) действительно, повернула обратно. Ну что ж, думаю я, наверно надо возвращаться. Однако некоторая часть народу все еще стоит. Так что спешить пока не стоит. Вдруг, когда мысли о возвращении, наверно, стали посещать многих, мимо нас незаметно прошмыгнула связка гида с клиентами и скрылась в темноте. За ними сразу же устремились некоторые из стоящих, в том числе испанцы. Ладно, пойдем пока. Дорога вроде ровная, широкая, повернуть всегда успею. Догоняю испанцев, так и идем втроем.
Через некоторое время впереди из темноты показался приют Валло, абсолютно нежилой с виду, да вроде он такой и есть. Вдруг шедшие впереди куда-то исчезли, как сквозь землю провалились. И стоим мы с моими испанцами на жутком ветру одни, и понимаю я, что так долго мы не простоим. Показываю им знаками, что надо попробовать забраться в приют и там переждать непогоду. Пошли искать вход. Оказалось, что входом служит люк, который ведет в помещение снизу, из-под пола. Ба, а в приюте-то полно народу! И все, кто шел впереди, уже здесь. Здесь, в приюте, второй раз меня посетила мысль, что наверно придется вернуться…
Но нет! Слава французским метеорологам! Нам обещали хорошую погоду – нам ее сделали! С рассветом кончилась метель, от нее остался только ветер, но это уж как-нибудь. Так и идем с испанцами. Познакомились, наконец. Утритесь, французские гиды – я не одна, у меня есть испанцы!
Подъем проходит через «верблюд» - два горба, и выводит на довольно острый гребень. И вот – мы на вершине! Непосредственно в день моего рождения, 14 августа. О чем я и докладываю испанцам на спуске. Мы вместе радуемся этому чудесному событию и не спеша топаем вниз.
Да, а испанцы-то, собственно, оказались каталонцами, из-под Валенсии. Один очень плохо говорил по-французски, а второй – тоже очень плохо – по-английски. Однако это не мешало нам вести оживленную беседу и расстаться вполне довольными друг другом.
У приюта встречаю «деток». Они вешают мне на рюкзак воздушные шары. Эдак меня унесет куда-нибудь в Италию… Алексей спрашивает, как там наверху, а я пытаюсь убедить его в том, что им туда ходить не надо. К тому же оказалось, что одна девочка из группы лежит с температурой, так что все одно к одному.
Спуск проходил стремительно вплоть до трамвайчика, где повторилась старая история. Толпа народу на два вагона. Усталость давала себя знать и мне не удалось проделать все необходимые движения в нужной последовательности и с нужной скоростью. Поэтому пришлось пустить слезу, объяснив, что пропустив этот поезд, я не попаду вовремя на перевальчик, с которого мне еще хрен знает сколько идти вверх до канатки, а если я не успею до ее закрытия, то мне придется ночевать незнамо где, и вобще я могла бы прибавить еще кое-что по-русски, но не стала, тем более что меня пожалели и пустили в вагон. Тут я расслабилась, и неожиданно оказалось, что на улице жара, а я плотно упакована в гортекс и термобелье. Поснимав с себя все, что можно было снять, не приводя в шок публику, я упаковала это в рюкзак и он значительно потяжелел. Ну вот. А теперь ключевой участок маршрута – от трамвайчика до канатки. Проходящие мимо смотрели на меня с жалостью… Могу сказать точно, что этот кусок дался мне тяжелее, чем все восхождение.
Потом был замечательный день рождения, который мне устроили мои друзья. На следующий день мы поехали в Мартини на выставку Шагала, и на обратном пути меня задержали пограничники и чуть не посадили в тюрьму, потому что моя виза оказалась с ошибкой. Но это уже совсем другая история. Потому что сейчас я рассказываю про то, КАК Я ХОДИЛА НА МОНБЛАН.