Алий Анаев. Интервью Риск.ру
С участницами фестиваля "Ретро-Безенги" 2009 года
Не так давно Риск.ру и а/б "Безенги" проводили опрос на тему, нужен ли вертолет в Безенги. Мы решили пойти дальше и пообщаться с директором альплагеря о том, что ждет нас в наступающем сезоне.
Не так давно Риск.ру и а/б "Безенги" проводили опрос на тему, нужен ли вертолет в Безенги. Мы решили пойти дальше и пообщаться с директором альплагеря о том, что ждет нас в наступающем сезоне.
Алий Анаев отвечает на вопросы Риск.ру:
- Лагерь "Безенги" последние годы постоянно достраивался. К чему удалось прийти к новому сезону?
Удалось построить этно-уголок со своими башнями и саклями (красивейшие фото Владимира Копылова вот тут:)). Должен сказать, что это больше для души. Эти строения показывают, что есть народная архитектура, которая удачно вписывается в горный рельеф и не портит его. Есть надежда, что наше начинание будет подхвачено. Тому уже есть пример, для презентационного материала по обустройству "Большой кавказской туристской тропы" выбрали наши строения, привлекли нашего архитектора. Спасибо им за интерес.
Строительство и введение в эксплуатацию нового корпуса под привычным для безенгийцев именем "Теплый Угол" – уже коммерческие проект, ну и для души тоже:-). В новом корпусе, в номерах с удобствами могут разместиться до 140 человек. Это сняло нагрузку с тех же душевых общего пользования. Констатирую, в сезоне 2011 года не было ни одного нарекания на отсутствие горячей воды на базе.
Администрация базы, Учебная часть, КСП, Пункт проката, учебные классы, складские помещения, многофункциональный большой зал на двух ярусах с верхним светом – вот что разместилось под одной крышей. Обращаюсь к участникам, в этом году Саратова на прежнем месте не ищите, в конце сезона 2011 года они отметили новоселье в просторном помещении того же нового корпуса.
Конечно, нужно отметить и введенные в эксплуатацию очистные сооружения. Может, даже с них и надо было начинать. Про экологию нужно не только трубить, но и работать на сохранение чистоты.
- Расскажите подробнее об очистных сооружениях и что вообще в этом сезоне администрация планирует делать на фронте борьбы с мусором в районе Безенги?
Очистные сооружения сделаны по проекту, грамотно. Для этого изучили грунты и геологический паспорт предоставили проектировщикам. С мусором что будем делать? Будем бороться, призывать к сознательности, поощрять чистоплотных и клеймить позором негодяев. Очень надеюсь на наших инструкторов, что они на биваках будут активно проводить разъяснительные беседы, а про не очень аккуратных товарищей и руководителей УТС сообщать в администрацию базы. Инструктора все охватить не смогут, будем надеяться, что сознательных в альпинизме куда больше, и они будут впредь занимать более активную позицию в вопросах экологии.
Говоря про мусор на биваках и на тропе, с горечью отмечаю, что бытовая культура у нас лучше не становится. Все мы любим чистоту, но не всегда в этом вопросе требовательны к себе и к окружающим, что весьма важно. Введение возвратного экологического сбора (ВЭС) в прошлом году дало свои результаты и они не заключаются в том, что мы четко можем отслеживать возврат упаковочного материала на базу. Не смогли мы придумать четкий механизм, но сама поднятая тема заставляет участников смотреть на проблему другим взглядом, замечать его.
Мусор больше начали сносить на базу и выкидывать в мусорные баки. ВЭС в этом году останется, обязательно.
Каждый раз приходится объяснять людям, обращать внимание, что сбор возвратный, что это не поборы. Не нужно ставить нас в один ряд с поборщиками, которые взамен ничего не дают. Когда единственная предлагаемая услуга - поднятие шлагбаума и выписывание пропуска.
Знаете, когда отмечают чистоту в нашем ущелье, это нас не радует, значит в остальных местах хуже. Заинтересованным службам давно нужно понять, одним пропускным режимом, шлагбаумами и кордонами в уютных местах проблему экологии не решить.
- Думаю, пользователям Риск.ру интересно, о чем вы договорились с вертолетной компанией, о которой шла речь в опросе.
Вопрос обслуживание лагеря вертолетом – архиважная тема. К сожалению, на сегодня поисковые и транспортировочные работы выполняются спасателями и добровольцами из числа участников (низкий им поклон) в основном дедовскими способами. Прилет борта на следующий день после вызова считается оперативным. Теряется драгоценное время, спасатели на своем горбу выполняют работу техники, участники отрываются от своих спортивных и учебно-тренировочных планов. Обидно, что на весь Кавказ нет ни одного оборудованного борта с внешней подвеской, обученным экипажем и спасателями. Ведь это всё давно работает в тех же Альпах, где прилет вертолета к месту аварии после вызова исчисляется минутами.
На сегодня, имея базирующуюся в г. Пятигорск компанию «Вертолетное ПРОдвижение», где учредители энтузиасты и спасатели Александр Давыдов и Арсений Болдырев, у которых есть подобный вертолет, было преступно не проработать возможность дежурства вертолета в лагере.
Это пилотный проект, он родился в головах и разговорах руководства ФАР, «Вертолетного ПРОдвижения» и АУСБ «Безенги». Очень надеюсь, что вертолет летом будет дежурить в «Безенги» хотя бы один месяц. В этом вопросе, к сожалению, оптимизма на следующие годы меньше. Энтузиазма у вертолетчиков может хватить на разовое мероприятие. Себе в убыток они работать не смогут. Это сложная тема и в коротком интервью не охватишь все моменты. Надеюсь, найдутся единомышленники в т.ч. и юристы, которые помогут упорядочить и узаконить вопросы дежурства и возмещения расходов на эксплуатацию вертолета.
Преимущества неоспоримы. Как часто бывает, что и вертолет готов прилететь и погода в горах есть, а Нальчик в зоне низкой облачности или тумана, вылет не дают. Отметим, что вертолет в «Безенги» будет покрывать и соседние ущелья. Какая неоценимая помощь была бы спасателям Эльбрусского высокогорного ПСО.
Дежурство вертолета и будет основным нововведением этого года, остальное меркнет на этом фоне.
- На каких условиях удалось договориться с Вертолетным продвижением в наступающем сезоне?
В наступающем сезоне мы за свой счет будем в течение месяца содержать экипаж вертолета, обслуживающий его персонал и обеспечим стоянку. Остальные финансовые риски берет на себя «Вертолетное ПРОдвижение». Нужно поработать, нужно провести «разведку боем». Без метода «научного тыкания» в первый сезон не обойтись. Потом можно будет и выводами поделиться.
- На базе всегда работал прокат. Удается ли обновлять прокатную базу?
Прокат – необходимое и важное звено в инфраструктуре альпинистской базы. Ежегодно мы обновляем прокатную базу, улучшаем ее, хотим сделать образцово-показательной. Есть мечта, составить весь прокатный фонд из продукции, сертифицированной UIAA. Так оно должно быть, а мы ещё по пути туда. Приятно отметить, что наш отечественный партнер Vento подтягивает качество своей продукции и оно представлено в нашем пункте проката. В нашем пункте проката представлена одежда Marmot, железо Black Diamond и Petzl. В прошлом году у нас был совместный пункт с «Альпиндустрией» и ассортимент снаряжения и одежды был куда шире, чем в прошлые годы.
Жизнь идет, требования друг другу меняются, и на этот год может мы и потеряем партнерские отношения с каким-либо брендом, но это не сильно отразится на работе нашего пункта проката. Мы готовы сотрудничать с бренд-менеджерами, в т.ч. и в предоставлении торговой площадки на базе и непосредственно в пункте проката. От этого выиграют все. Если учесть, что клиентская база «Безенги» подразумевает участников новичковых смен и мастеров высотного альпинизма, в «Безенги» проводится ЦШИ и УТС различных министерств и ведомств, проводятся Чемпионаты страны по альпинизму и соревнования по скалолазанию – «Безенги» не плохой полигон для представления своего снаряжения.
- В этом сезоне в лагере будут организованы смены, как это делали прежде? Есть ли уже расписание? Когда планируете открыть лагерь в этом летнем сезоне?
Смены будут организованы, несомненно. Более того, участники проводимых нами смен самые важные наши гости, т.к. приобщаются к альпинизму и продолжают свое совершенство на нашей базе. Мы их очень любим :-)
Первая новичковая смена начнется 19 июня. Значкистов в лагере ждут уже 10 июня. Всего смен будет пять – до середины сентября. Для разрядников будет организовано три смены – первая начнется 30 июня.
Базу в этом году откроем 30-го апреля бэккантри-лагерем, на смену придут УТС спасателей по горной подготовке, с 10 июня начинает работу ЦШИ и наша первая смена.
2009-й год, фестиваль в Безенги
- Сколько альпинистов рассчитывает принять за сезон лагерь? Сколько база сейчас может вместить единовременно?
В этом году ожидаем около 2000 участников. Единовременно база может вместить до более 200 человек с удобствами в номерах и такое же количество в номерах с удобствами на улице + каркасные палатки на 80 человек + желающие жить в своих палатках на территории лагеря и пользоваться инфраструктурой лагеря (душ, туалет, камера хранения, КСП и Учебная часть, пункт проката, мед. пункт и т.д).
Скала "Шлем" в часе ходьбы от лагеря
- Будет ли в этом году продолжена работа по подготовке скальных массивов для лазанья? Будут ли пробиты новые маршруты и мультипитчи? В прошлом году Александр Юркин и Роман Брык пробили мультипитч "Запах ветра".
В этом вопросе мы стараемся действовать осторожно. Решения принимаем коллегиально, тщательно взвесив необходимость маршрутов для учебных или иных целей. Мы за оборудованные трассы и против пробивки их без ограничений. Стараемся не портить скалы без необходимости. Работа будет продолжена, если будет необходимость в скалолазных или в мультипичевых маршрутах.
Фотографии из архива Алий Анаева, Елены Дмитренко и ФАР
288
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
(сорри за оффтоп)
(два раза сорри за офтоп!)
"Вертолетное ПРОдвижение" берет на себя риски(финансовые) по всем вылетам на спас работы за время базирования в Безенгах(ориентировочно в течении 1 месяца), в независимости от того сколько летных часов будет вылетано и наличия у пострадавших "страховочная карты" – иными словами вылетать будет вертолет ко всем пострадавшим во весь период базирования вертолета в Безенгах(если будут позволять погодные условия).
Для повышения безопасности самих спасработ – «Вертолетное Продвижение» за свой счет организовывает стажировку для спасателей, которые будут работать с вертолетом, в компании AirZermatt в Швейцарии в начале лета этого года.
Heliaction team.
Есть несколько вопросов:
"Страховочная карта" оформляется на месте или заранее? Если на месте, то сколько стоит? Если заранее, то какие условия должны быть прописаны?
Чтобы было с чем сравнивать современный комфорт и уют в альплагере - одна "ретро-фотография" :)
Али Хусеевич, удачи вам в ваших начинаниях!
(Сумы)
С уважением и надеждой на новые встречи, А.Анаев.
Спасибо Вам за Вашу работу, за всё хорошее, что Вы делаете .
Скоро свидимся.
Игорь.
Эх, если сложится когда-нибудь, приеду снова, только уже, наверное, в качестве треккера:-)