Размышления о клетках (без размышлений как таковых)
Очень много в последние дни обсуждается на Риске, про восхождение в клетку. Обсуждается в основном инструкторами, реже участниками. Вот и подумалось, что неплохо было бы привести пару случаев клеточничества из своей практики.
Смысл изложенного ниже, это попытка понять почему мы так делаем, может кто-нибудь и задумается в следующий раз.
Эпизод первый, новичковый. Уллу-тау, Койавган 1Б
Выход на восхождение с ночёвок в 6 часов утра, облачно. Первая ошибка на подходе к горе: свернули с тропы «чтобы срезать» по сыпухе. Вторая ошибка: не знание маршрута ни одним из участников привело к уходу в сторону от маршрута на живые скалы с последующим выходом на гребень маршрута 3А. Ухудшение погодных условий: усиление ветра, дождь, на гребне снег.
Большинство участников без теплой одежды и с кол-вом снаряжения 1Б, никак не 3А. Т.е. только беседка и пара карабинов, 1 веревка на 4 человека.
Комент: вот там мы все и научились руками-ногами на станциях махать, «держать станции, сделанные из того, что было», спускаться на УИАА, вязать узлы среднего на перебитой веревке не гнущимися руками и т.д. и т.п.
Результат: восхождение совершено за 18 часов 30 минут (спуск в лагерь к 00:30) все живы, заболело всего 2 человека из более чем 20.
Эпизод второй, третьеразрядный. Узункол, Гвандра В 3А
Первоначальный план: 3 отделения третье разрядников выходят в массив Гвандры. Два идут траверс на встречу друг другу (3А), одно идёт на Гвандру В по В ребру 3А.
Погодные условия: восхождение предваряли 2 дня не погоды со снегом.
Выход: одно отделение в 4 утра, остальные в 5 утра.
Уже под взлетом на плато ледника Гвандра выясняется (где два более резвых отделения почти догнали бывшее впереди), что у одного из инструкторов (МС, инструктор 1 кат.) слетает кошка и он никак не может её нормально пристегнуть. Инструктора принимают решение: два отделение объединяются в одно (11 человек!!!) и идут с одним инструктором на Гвандру В, которая в плане у отделения этого инструктора. Оставшийся инструктор идёт на Гвандру В по 1Б с перевала Ак-Тюбе. Погода: ясно, безветренно.
При подходе к снежному кулуару в начале маршрута выясняется, что на маршруте уже идёт отделение, которое должно было идти траверс. К этому моменту резко ухудшаются погодные условия: налетает облачность, начинается снег. Снежные условия в кулуаре: много свежего снега. Отделения продвигаются с крючьевой страховкой на краю скал.
На перемычке инструктор «сдвоенного отделения», оценив обстановку (разрушенные скалы III к.с., засыпанные снегом, большое отделение, ухудшающаяся погода), принял решение уходить вниз.
Комент: та часть отделения, что находилась внизу, была сильно против. Ещё бы, ведь им так нужна их первая 3А!!! Собственно мы упинали их вниз втроём, пока наш инструктор уговаривал идущее впереди отделение тоже вернуться.
Оставшееся на горе отделение, ничего не слушая, ломится вверх. Мы уходим и на ночёвках находимся в 15 часов, где встречаем инструктора «с кошкой».
Через полчаса, оценив моё состояние (3 дня на амоксиклаве после простуды), меня отправляют вниз с двумя девушками, горой не нужной снаряги (планировали 3-4 горы на выходе, но не сходили по погоде) и заданием доложить (кто был там, тот знает, что в углу Гвандры плохо со связью, особенно в непогоду) обстановку (отделение на горе в непогоду) ст. тренеру и начспасу.
Пердячим паром с рюкзачком под 40кг спускаюсь в альплагерь к 16:30. В этот момент полным ходом идут спасы на Трезубце (на Риске этот НС потом долго перетирали) и на Доломитах. Нахожу пьяного в драбадан ст. тренера, который меня матом посылает куда подальше. Через полчаса в альплагерь с чатских ночёвок спускается наш нач. спас со своим отделением. Рассказываю про наши дела и вместе с его ребятами ухожу вверх по тропе на Трезубец.
Отделение с Гвандры в этот день не спустилось. На следующий день, оставшиеся на ночёвках наши ребята в условиях тумана организуют поисковые работы: Безрезультатно. За весь день удаётся один раз выйти на связь с отделением на горе. Они в тумане и не могут найти спуск в нужное ущелье. Прямой связи у них с лагерем нет. На леднике сидят две девчонки из оставшихся, которые транслируют вышедшей в ущелье двойке (видимо мне больше всех надо было с температурой 38 таскаться по Мырдам).
Ночью измотанные поиском по пояс в снегу парни спускаются в альплагерь.
Утром выходит поисковый отряд в составе 2 инструкторов и 4 перворазрядников, которые обнаруживают «потеряшек» на ночёвках. Они сумели найти свою же записку в контрольном туре на перемычке на В ребре и спустились уже по темну.
Итог: разбор не проводился, никаких выводов не делалось, восхождение на Гвандру засчитано.
Комент от меня. Всё это время в лагере сборов происходил бухич, так что всем было глубоко пох, кто и где ходит. Спасибо инструктору (2 разряд по альпинизму, но опытный турист), который нас завернул, который организовывал поиски и т.д. и т.п. Ну и сам хорош, что скрывать, шарохался на таблетках, лишь бы поскорее разряд закрыть (что и обернулось по возвращении домой поездкой на скорой в больницу)
Эпизод третий, 2011 год
В данном районе практически не сохранилось описаний, поэтому на маршрут шли прочитав в классификаторе: по расщелине З стены и комментарию старшего тренера: «Я точно не помню, но там должна быть большая расщелина, идущая с права на лево». Собственно при подходе к стене увидели подходящую по описанию трещину, а зайти за угол стены и увидеть огромную расщелину не догадались. За что и огребли. Первые же метры дали понять, что тут нифига не 3А. Ушли вправо, вроде поположе. Ещё через верёвку стена снова встала под 70 градусов. Попытки глянуть влево вправо ни к чему не привели. Полезли прямо. Снаряжения было впритык, т.е. работать позволяло, но очень медленно. В 16 часов мы поняли, что ночуем на горе. В 20 часов стемнело, но мы уже были «на крыше», которую вследствие темноты и усталости, всё же провешивали. На ночь устроились на большой зелёной полке. Утром за 25 минут с попеременной страховкой вышли на вершину. По пути увидев ту самую щель.
Коменты: радиосвязь с наблюдателем, вышедшим под стену, ясности не внесла (сказано: «идёте на 20 метров правее щели», а шли на 20 метров левее). Основной проблемой в ночёвке было отсутствие воды (с собой было 4 литра на четверых, но жаркая таджикская погода…), но спасла росшая на полке, где ночевали, кислица. Еды тоже было не густо, но терпимо. Тёплых вещей по минимуму, но всё же были, т.к. выходили по темну, когда ещё свежо. Так же от холода замечательно помогли спонсорские флаги, которыми укрывались. Полка была прикрыта от ветра с трёх сторон.
Итог: восхождение засчитано, все живы, здоровы.
Причины ночёвки: отсутствие описания и желание сходить «в клетку», а не дюльферять.
Может кто прочитав задумается, а нужно ли мне гробиться и ходить в клетку. Я лично для себя решил, что все мои попадосы от недостатка тренировок, а разряды мне интересны. Значит и буду больше уделять внимания своей подготовке. Однако и гробиться при этом не собираюсь.
Собственно спасибо за внимание
129
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
В том то и проблема, что у нас всё формально: к выпуску подходят формально, к зачётам формально и т.д. А потом кричим, что плохая система. Это мои давно накипевшие вопросы к руководящим органам на местах.
По поводу моего подхода к клеткам: я тоже не постеснялся повторить программу на 3 разряд. И дело дело тут лишь в том, что чем старше становлюсь, тем больше жить хочется
Хочется больше жить? Вы что хотите, что бы горах Вам было безопасно? Горы это место повышенной опасности, и если Вы приехали в них, то уже сам себя в первую очередь подвергли опасности, далее если Вы пошли в горы не имея достаточной квалификации, Вы подвергли себя опасности еще больше, по этому вывод один, если уж так нет сил отказаться приезжать в горы и оградить себя от этой опасности, готовьтесь ходить в горах безопасно. Почитайте программу подготовки альпинистов, может вам поможет разобрался, в вашей подготовке, на сколько вы соответствуете своему разряду. Многие, наделили разряды чем то сверхъестественным, а на самом деле, это всего лишь оценка квалификации. Иногда эта оценка бывает, несоответствующей действительности, в следствии пофигистичного отношения инструктора к уровню участников.
Хорошая статья. И очень правильный вывод!
Удачи!
Результат: восхождение совершено, все живы, заболело всего 2 человека из более чем 20.
...у одного из инструкторов (МС, инструктор 1 кат.) слетает кошка и он никак не может её нормально пристегнуть. Инструктора принимают решение: два отделение объединяются в одно (11 человек!!!) и идут с одним инструктором на Гвандру В...
...в начале маршрута выясняется, что на маршруте уже идёт отделение, которое должно было идти траверс. К этому моменту резко ухудшаются погодные условия...
...моё состояние (3 дня на амоксиклаве после простуды)...
...Пердячим паром с рюкзачком под 40кг спускаюсь в альплагерь...
Итог: разбор не проводился, никаких выводов не делалось, восхождение на Гвандру засчитано.
Первые же метры дали понять, что тут нифига не 3А.Ещё через верёвку стена снова встала под 70 градусов.Полезли прямо. Снаряжения было впритык, т.е. работать позволяло, но очень медленно. В 16 часов мы поняли, что ночуем на горе.
Извините,а как вам еще нужно тренироваться,чтобы не было таких "попадосов"?
Мое мнение ,возможно и грубое -"включайте мозги".
Как говаривали мои обожаемые инструктора :
"Используй мозг, детка !!.." &@))
Насчёт нежелания руководить мотив понятен – неохота заниматься бумажной работой. Бывало в ходящей для души компании, когда каждый имел право руководства на любые категории, мы бросали жребий для назначения несчастливца руководителем, который угрюмо брёл в учебную часть оформлять документацию :)
Лично я как и два отряда новичков (!!!!) на первой своей горе небыл.... Прикол да? Все значкисты! (погода....)
Зато как-то совершенно случайно вместо 4б сходили на 5а.... Причем очень быстро. Результат - незащитанно ни 4 ни 5...
Если народ будет знать что могут незащитать из-за ошибок, думаю резвиться меньше будет...