"Are you ready for Piolet D'or?"

Пишет Nefedov Sergey, 24.11.2011 15:42

Первопроход маршрута в горах Синая. Тредовый мультипитч 110 м. 7в мах.

А также в этой серии:
-Впечатление от района и оценка его возможностей
-Пара описаний других пройденных маршрутов

Удобная полка в конце второй веревки

Все началось с семинара по йоге и фридайвингу в Дахабе, в Египте. Естественное желание альпиниста прибавить к поездке еще две недели и отправиться после нырялки в расположенный всего в 115 км лазательный район Сан-Катарина было сразу же поддержано второй половинкой.

Так после глубины в -25 метров мы оказались в кемпинге на окраине деревушки, со всех сторон окруженные гранитными горами с замысловатым рельефом, на высоте 1500 +/- метров над уровнем моря. Уже на следующий день я прошел свой первый местный маршрут с итальянцем Dario, который на следующий день уехал домой. И я оказался единственным клаймером в районе. Под конец пятого дня ежедневных треккингов с Гульнарой в разные ущелья, сетью расходящихся от деревни во все стороны света, я уже смирился с мыслью, что так толком и не полазал. Планировали на следующий день ехать опять на побережье, есть манго.

Но... Местный голландец дал телефон некоего швейцарца Марко, и каким то непостижимым образом на следующее после вечернего звонка утро мы оказались у него дома со всеми нашими вещами и снаряжением, обсуждая всевозможные аспекты нашего общего увлечения и вообще болтали о жизни. Мы оказались на одной волне.

Двухместная комната в кемпинге стоит примерно 300 рублей за сутки. Марко снимает двухкомнатный дом с душем, кухней и гостиной, а также удобной верандой с навесом и цветами за 3500 рублей в месяц. Нам он предложил жить бесплатно.

Его дом расположен на окраине деревни, прямо под красивой короткой стенкой горы (Jabel) Fara. Пока мы гуляли по окрестностям, я приметил для себя три стены, и одна из них была как раз Фара.

Наша стена и дом Марко

Оказалось, что Марко ни разу не лазал в этом районе, хотя имеет завидный набор снаряжения и вообще довольно опытный в техническом плане альпинист с уровнем лазания до 6в. Странно, учитывая что он тут был много-много раз и в этот приезд снял дом на 4 месяца. В итоге для "притирки" и наработки взаимного понимания мы прошли три простых маршрута, о которых речь пойдет ниже.
Постепенно мне удалось раскачать его сомнения и "робость" и затащить на первопроход.

Линия маршрута "Are you ready for Piolet D'or?"

Как появилась идея. На картинке с израильского сайта описаний маршрутов на этой стене есть пара линий, но очевидная система диагонального внутреннего угла была пуста. Я подумал, что наверное кто-то пролез, но просто не описания. Пока мы лезли "Faraon Chimney", по кулуару справа, я посмотрел на начало угла и понял, что он непролазный в традиционном стиле приключенческого расслабленного лазания, присущего здешним горам. Очень бедный, практически отсутствующий рельеф. Когда мы вылезли по Фараону на вершину, был еще час времени в запасе перед наступлением сумерек, закатное солнце, тепло - потому что нет ветра. Неудовлетворенный слабым маршрутом, куда я полез только потому что напарник давно положил на него глаз из-за "трех звездочек" в описании (крайне рекомендуется), я попросил Марко выпустить меня с верхней страховкой на верхнюю веревку предполагаемого маршрута, просто чтобы полазать и нагрузить мышцы. Веревка оказалась забористая, даже с верхней я не сразу разгадал ключ, пропустив мизер под левую руку, а в другом месте и вовсе отказался от попыток и обошел параллельную щель слева траверсом (если лезть прямо, не легче 7а+, а то и сложнее).

Так мне запала в душу мысль открыть для себя и других скалолазов этот питч и красивый угол ниже. Посовещавшись с Марко, мы решили что нижние несколько метров пробьем под перестежку, чтобы открыть путь на остальные 100 метров прекрасного рельефа.

В итоге на следующий день мы спустились с вершины, пробили две спусковые станции шлямбурами (сблокированными, с карабином для спуска), и начали думать, что же делать внизу.

Подход под стенку. А "Камин Фараона", по нашему общему мнению, своих звезд не заслуживает

Почистив камень от тонкой коррозионной корочки (от больших суточных перепадов температуры местный гранит очень сильно подвержен разрушению поверхностного слоя), несколько зацепов все же открылись. Попробовав их на применимость, мне показалось, что пролезть невозможно. Тогда я сказал Марко, что ни смотря ни на что мы обойдемся всего двумя болтами для перестежки. Его дрель дохла уже после двух 10 мм. дырок, так что эта новость была кстати.

Первая веревка - совпадает с "Faraon Chimney".

Пока чистил, пока пробовал, пальцы и мозги разогрелись. Нашел еще два мизера, и общая картинка расположения рук, ног и хвоста на скале сложилась в очень равновесный ход по "соплям". Мы очень обрадовались, я оставил пометки магнезией, куда ставить болты для страховки, и мы пошли домой. Когда прячется солнце, наступает дубак.

Итак, 20 ноября мы отправились на штурм.

Развешиваю снаряжения на станции перед началом ключевого участка.

Марко привязан к 4-точечной уравновешенной станции. "Bomb proof" - как я обычно шутил в ответ на его подозрительные взгляды на станции моей работы на первых двух маршрутах. Все же в степени доверия незнакомцу на стене - станции на своих точках имеют самый волнующий рейтинг.

Жесткий старт с пологой полки камина. С двух микро мизеров на вертикальную стенку. Пока в камин не забралось солнце, было очень холодно. С одной стороны, хорошее трение, с другой - пальцы холодные. Пришлось утром много разминаться и повисеть на пальцах рядом со станцией.

Шлямбур, мелкий камалот в щели, опять шлямбур - защита на ключевом траверсе от падения в глубокий камин.

Еще пара метров - и начнется легкий долаз (6в) до станции.

Принимаю Марко, он проитошил первую часть, и лез вторую. Опция обойти участок 7в хватаясь за оттяжки - присутствует.

Второй участок - по щели, местами хорошей а местами с некачественной породой, но очень красивой.

Ключ на этой веревке - траверс под "карнизиком".

На вершине. Пока страховал Марко, придумал название маршруту

Самое интересное было на последней веревке 7а. Я висел в жутком блоке на двух руках на сомнительной полочке, ноги в трение и сыпучем недорельефе, и тщетно пытался пристроить микростоппер в щель выше. Несколько раз моя нога съезжала, и Марко в ужасе вжимал правую руку в веревку, ожидая падения примерно на 6 метров (с его слов). Падение было бы метра на 4-5 (с моих слов).
Но форма щели была какая-то не такая, и мне пришлось бросить эту точку как есть (ни сколько не сомневаясь что она не выдержит даже вес тела), рвануть вверх.
Наверное, бессмысленно расписывать подобные переживания. Просто поверьте - это очень интересно.

Рвануть вверх из последних сил, а не вяло сдавшись упасть вниз - именно это потом задерживается в памяти как самые яркие переживания при восхождении. Так же было и с теми шестерками "ц" на Аксу. Да, задерживается.

Снаряжение, особенности:
R3 - средние камалоты и стопера, один камалот 3 и один-два 4 размера.
R4 - очень много мелких камалотов, до 0.5, пригодятся C3, мелкие стоппера. Один камалот "2".
И вообще, я бы взял молоток и 2-3 больших якоря - тогда не трясся бы на ключе последней веревки, а лез с нормальной страховкой.

О районе

У Марко помимо горы снаряжения и перфоратора с 30 болтами валялась куча профильной литературы: книги и журналы, которые я с удовольствием пролистал. А те, что были на французском - посмотрел картинки:)

Из 5 маршрутов, которые мне удалось сходить, расскажу еще о двух. Вместе с Piolet D'or-ом они показывают три основные вида рельефа:
1. Щели, углы (crack)
2. Плиты, катушки (slab)
3. Камины (chimney)

Итак, "Miguel's beautiful sister" route.

Типичная катушка. Там, где плита - около 50 градусов наклона.
Тот самый маршрут, что мы пролезли с Dario на следующий день после прибытия в район.

Ох уж эти хитрые итальянцы. На день раньше они ошиблись маршрутом (хотели левее), и вышли на станцию перед началом катушки. Следующий болт, 27? лет от роду, миллиметров 8 и очень похожий на крымские консервные болты, маячил в 6 метрах выше. Что дальше - не видно, и парни просто ушли влево маятником на тот маршрут, куда они и хотели изначально.

И мне предложили проверить, а что же там дальше.

Dario не может поверить, что гривелевая оттяжка все же из металла, а не из пластика. Слишком легкая.

А дальше - две таких консервы на 45 метров лазания по жиле из красной породы на абсолютно гладкой плите. Учитывая, что станция, с которой начинается это безобразие, наполовину состоит из такого же болта: это ужастный стресс для первого дня в районе, имеющего цель разлазаться альпиниста.

Пример такой жилы - в другой форме. Как я понял, в описании эти формации называются Dyke. На Бьютифул систер это была жила общей длиной около 70 метров, 10-20 см. шириной. Часто пассивная и скользкая.

Картинка в описании предписывала лезть по жиле до конца, но я уперся в "карниз", не нашел ни места для станции ни прохода, и полез вниз (очевидно, без страховки). Потом ушел вправо, но это кажется другой маршрут. Не суть.

"Guano chimney" route

Участок 6а по схеме

В этих дебрях обычно нужно искать спусковой кулуар.

Зимой погода в Сан-Катарине удивительно нестабильная: раз в месяц на полдня небо затягивается тучами. И очень холодно: как только уходит солнце, температура опускается с 15-20 градусов почти до нуля. Невозможные условия для зимнего лазания.

Формат маршрутов и восхождений типично крымский. От одноверевочного тредового маршрута до 10 веревок (думаю, стенная часть не выше 350 метров будет, несмотря на обещанные где-то 500). В основном маршруты легко ложатся на наши категории 3А - 5Б. Отличное место прозимовать зиму и налазать гиганстское количество объема для реальных гор.

Дорога, еда, проживание, что делать в выходные дни - все это легко находится в интернете.

Фанатам фиников:

Я первый раз ел огромные черные вяленые финики, свежие хрустящие красные и желтные: все размером с большой палец взрослого мужчины. Впервые ел вяленый финик, лежащий прямо на земле под пальмой, впервые сам сорвал себе финик. Видел, как свежие день за днем трансформируются в вяленые в коробках на фруктовых лотках, понял разницу вареных в глюкозном сиропе и сушеных в печке на вкус. Столько опыта! Фанаты фиников меня поймут.

Гуляя, мы побывали на горе Моисея, где бог надиктовал ему 10 заповедей. А в другой день я сходил на высшую точку Синая гору Катерины 2600 м. с небольшим. Из деревни путь наверх занял у меня 1.5 часа.

Здесь очень много возможностей хорошо погулять!

Марко занимается организацией путешествий по каньонам Синая и Иордании, скалолазных выездов и приключенческих программ в этом регионе. Редкой адекватности человек. Так что могу с уверенностью рекомендовать его услуги тем, кому хочется совместить пляжный отдых с активной деятельностью.
Сайт Мarco Richon:

------------------------------------Поддержка:--------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------

Спасибо тебе, Серега, за яркий солнечный рассказ :)

Просмотрел с удовольствием.Приятно что появятся "русские варианты" скалолазных маршрутов довольно высокой категории в святых местах.Удачи.

Прям blitzkrieg какой-то! ;) отличная линия и на виду!

Вот здесь не холодно в ноябре :) Южные стены Jebel Zibb - в пасти каменного ослика.

Отлично!:))

Только что прочитал на М.ру статью о скалолазании в Дахабе. Мужики две недели пробивали рядом со мной маршруты, а у меня было время им помочь и полазать (если сроки совпадали). Но я этого не знал.

Отсюда родилась идея: не знаю как это сделать технически, но было бы здорово иметь интерактивную карту для рисковчан. Чтобы каждый, кто этого хочет, мог отметить себя в поездке, или дома (если он не в Москве конечно).

Открываю это место, и вижу, что рядом свои. Связываюсь, тусим вместе.

Или: мой друг например едет туда-то. Но он может и не знать, что я уже там был и могу многое рассказать. Если иметь историю у этого инструмента, то можно было отследить перемещения субъекта (исключительно из отмеченных им в прошлом на той карте точек. То есть если человек не хочет, чтобы знали, где он, никто и не узнает, если он не отметит).

Как это может быть реализовано: на карте, или в таблице, не важно. Сама суть полезная может получиться.

Сережа, идея понятная и мне самой очень близкая.
Я предложу ее коллегам! Обсудим!
Спасибо!

Это кстати несложно. На базе Google map и какой-то матери легко делается. Ну, + простенький скрипт на серверной стороне. Правда вот как избежать наколок - типа, приехал, а там - никого. Ребята пошутили :)

Круто!:)

Serej, a photo kotorye v poste delal s GoPro?

ГоуПро было у брата в Италии.

Мыльница была у Марко на маршруте, и у Гульнары был большой Кэнон (фото с земли).

В районе Святой Катерины не принято колотить шлямбура. Это национальный парк. Там полно непройденных линий, которые можно пройти с организацией традиционной страховки.

В Катарину люди с уровнем свободного традовского лазания выше 7а приезжают довольно редко. Увидеть хорошую линию прямо над Деревней - нынче редкость. Поставить несколько болтов, чтобы не упасть совсем - чем плохо?

В Катарине, Вы правы - не принято, но чуть поодаль дорожки-то делают ;)

Wadi Kid, 7a+ (автор фото Дейв Лукас)

Надо уважать местные правила. Мы там - в гостях. Вам понравится, если к Вам домой придут, и начнут стены дырявить? И потом, что это за свободное лазание с перфоратором наперевес? А линий новых ещё много. У меня толлько на примете 3. Вопрос только напарника найти. В Дахабе - да, колоти сколько хочешь, все только рады, и вариантов там предостаточно.

Спасибо за публикацию!

Серега- респект! Молодцы!!!!
По поводу шлямбуров:

В районе Святой Катарины шлямбура бить запрешено - нац. парк.

Была идея пробить Саффсафы и несколько стен на Ст. Катарине, + сделать логичние конекчины между трешинами.

Спросили о возможности - не смогли пробится к местному Шейху, а когда прислали ему вопрос через представителя, то дело встало, ибо если делать- то делат масштабно - развивать весь район и главное инфрастрыктуру. Вообшем дело закисло на представителе..

так что - пермит и все путем.. там много классных стен и линий , множество конекшинов:-)