«Актуальная методика» или, как я прогнозировал лавины и что из этого получилось.

Пишет Марат, 16.11.2011 23:40

Как то зимой я с Шурой решил очередной раз прогуляться на ски-турах и сделать маленький поход. Было это в 199? , точный год не помню. Решили начать с Адыл-Су, потом через перевал Койавган-Ауш уйти в ущелье Адыр-Су, там прогуляться на Местийский, сделать пик МИИТ, и вернуться обратно через Гумачи .

Зима была снежная, мороз даже днем был 10-12 градусов. За 2-3 дня до выхода выпал хороший снег, и я как более опытный член двойки немного переживал за лавинную обстановку. Саша в этом плане всегда был пофигистом, а возможно просто доверялся моему опыту. Переночевав на Зеленой гостинице и прогулявшись в сторону Гумачи, мы наконец вышли в сторону перевала Койавган-Ауш. Но поскольку для облегчения рюкзаков мы не брали с собой палатки, то для начала переночевали, не доходя до перевала, в пещере. С утра вышли на лыжах вверх, температура наверху была за -15 , состояние снега: внизу пухляк, лыжи проваливались на 10 -15 см.

Со склонов вершины Виа-Тау лавинных выносов не было, и для того чтобы не тропить вверх без лыж решили обойти цирк и зайти на перевал слева направо. Подойдя слева по ходу перевала, начали траверсировать его вправо, крутизна склона 30-35 градусов, вверху появился наст, но проверять на ходу лопатой, какая это доска не хотелось. Пробив ее палкой и заглянув под наст, посчитал, что сцепление с подложкой нормальное и в этом месте доска не сойдет. Просто если все время тормозить для диагностики склона лопатой, то никакой горы не сделать. Единственное что все время сидело в голове, это спуск на той стороне. Он действительно был потенциально опасен в таком состоянии на всем протяжении вниз. Солнечная сторона, крутяк в начале спуска и потом боковые склоны внизу где негде спрятаться. В 1990 году, за несколько лет до этого дня на той стороне в лавине также на ски-туре погиб Протасов Андрей. Его тогда нашел Саша Шейнов. Рука была на поверхности, но лавина спрессовалась, и он не откопался. Кстати, по мокрым лавинам. В моей практике было, что с напарником попали в лавинку, каждый под свой грузовик снега. Только он был мокрый, я даже мог на нем сверху кувыркаться, но когда она остановилась, моя нога спрессовалась от колена вниз, а мой напарник продолжал еще движение вниз спрессованный по пояс. Веревка натянулась между нами и я почувствовал что нога в колене отрывается от тела. Повезло, лавинка у него тоже тормознула, но я долго еще выкапывал ногу ледорубом.
Но вернемся от грустного. Доска была свежо образованная, поэтому попросил Сашу, что бы он держал дистанцию метров 50, хотя он пошел метров через 30. На середине склона произошел хлопок, и пошла трещина выше меня метров на 5. Но поскольку сдвига сильного не произошло, я пошел дальше, хотя попросил, чтобы он увеличил дистанцию между нами. Я пошел вправо, траверсировав весь склон в сторону скального жандарма (или скальной грудки). В общем, до него дошли благополучно, до перевала около трех, четырех веревок, Я снял лыжи, прикрепил их к рюкзаку, сказал Саше, что дальше пойдем вертикально вверх. От этого скального жандарма вверх шел неярко выраженный снежный контрфорс. При крутизне склона 30-35 градусов снег передо мной был по грудь, я стал, по старой привычке, бить вверх траншею проламывая верхнюю доску сперва локтями, потом коленями, и добиваясь, чтобы она была, как можно ближе к скальному грунту. Толщина верхней, свежей части доски была 40-60 см, но ярко выраженной изморози не было, хотя граница между слоями присутствовала, и сама толщина верхнего слоя настораживала. Оценив все это, я повернулся к Саше и сказал что вероятность схода лавины большая, процентов 70, и чтобы он шел за мной ближе и пробовал пробить траншею еще чуть глубже. По практике доска должна треснуть перед нами, вверх от меня, и уйти лавиной вниз влево и вправо от нас, так как был еле заметный контрфорс, нам оставалось только пропустить ее немного через себя. Увлекшись пробиванием траншеи, я не обратил внимания, чем занят Саша. Через 10 минут я успел подняться еще метров на 15-20, когда доска треснула передо мной вертикально вверх немного сбив меня, так что я лег вниз головой в свою траншею. Оглянувшись я увидел, что Саша стоит внизу все еще на лыжах и любуется красотами. Он стоял в лыжах на верхушке скального уступа, лыжи за грузовой площадкой ног висели как бы в воздухе, и лавина, шедшая сверху, била его по концам лыж. Уже в таком положение вниз головой я, успел отчитать его за то, что он не снял до сих пор лыжи, а затем попробовал дать ему пару умных советов. Но так как поток снега увеличивался, а упора для палок спереди у него не было, то его стало засасывать в лавину. Возможно, я ему надоел своими нравоучениями, но через мгновение он исчез внизу, в этом снежном потоке. Я заставил себя встать и смотрел вниз, для того, что бы видеть, что происходит там, и не терять его из виду. Первые 50 метров с уступа вертикальные, потом еще метров 200 я ничего не видел за скальным выступом, и только через некоторое время, внизу на выкате показалась лавина. Я видел, что время от времени, появляется черная точка на поверхности и потом благополучно исчезает в снегу. Поскольку мы снимали фильм и во мне еще жил оператор, я инстинктивно пытался на ощупь рыться в рюкзаке, искал камеру, при этом боясь опустить глаза или моргнуть, чтобы не потерять его и запомнить место, где будет черная точка в последний раз. Лавина прошла метров 600 и остановилась. Черная точка была наверху, потом она зашевелилась. Я достал камеру и стал снимать. Зумм был хороший и я видел, что он смог сделать несколько шагов в сторону и потом остановился и сел. Я надел лыжи, закинул рюкзак за спину и поехал вниз. Уже через 5 минут я был внизу. Шура был похож на Карлсона. Весь взлохмаченный, штаны лопались от снега, который забился во все щели, куртка стояла от мороза или еще от чего колом на спине, как будто под ним был винт. На мой вопрос: «Ну как?», он сказал что нормально, только снег набился в трусы, при этом он был одет в полукомбинезон. Лыжи отстегнулись, но поскольку были привязаны к ногам, то не потерялись. Удалось найти рюкзак и одну палку. У нас были тогда лавинные датчики, но по-моему мы с утра забыли их включить, так как берегли батарейки, два комплекта надо было растянуть на 2 недели. Поговорив 5 минут, решили, что поиграли в альпинистов и хватит.

Пожив еще денек на «Зеленой Гостинице» и полюбовавшись горами, уехали на бочки, просто кататься.
В моей практике это была не первая такая ситуация. Я всегда при движении живцом по лавинно- опасным склонам пробиваю траншею. Будь, это движение вверх или вниз. Обычно это давало возможность, когда идешь вниз не быть утянутым в лавину, а немного отстояться в траншее. Также, когда выходишь со стены на крышу, то наверху стараешься искать снежный контрфорс и если есть доска, то пробиваешь ее до основания, при этом возможно дополнительно сделать страховку под доской внизу на льду или скале… Хотя, конечно же, что врать, я часто нарушаю это свое неписанное правило, если поджимает время.
При катании на сноуборде или лыжах гораздо труднее оценить его состояние на глаз, больше обращаешь внимание, сколько дней прошло после снегопада, был ли ветер, прикидываешь, сколько его нападало в последний раз, какой может быть толщина доски, и какова вероятность ее схода в этот раз. Но говорят, что даже «мэтры» попадают в лавины.
Ну вот, как то так …
Видео, которое снимал не нашел, хотя я снимал и сверху и когда спустился вниз к нему. Особых эмоций после лавины не было, по крайней мере у меня. То, что он не поломался – повезло, если бы посмотреть откуда он упал, то шансов мало. Но он в этом плане везучий. Я понял, что в начале его выручил рюкзак, прикрыл спину, потом он оказался с края лавины и ближе к концу лавинного выноса... Так что всем нам удачи.