В альплагере «Безенги» прошло обучение инструкторов альпинизма по канадской системе подготовки

Пишет AlpinisTochka, 03.10.2011 20:16

С 6 по 21 августа 2011 в альплагере «Безенги» прошло обучение инструкторов альпинизма по канадской системе подготовки. Одним из курсантов стал таганрогский альпинист Андриян Спичка:
"Телефонный звонок от Ивана Трофимовича Душарина (вице-президент ФАР, отвечающий за обучение) был для меня совершенно неожиданным, т.к. в этом году я не собирался ехать в горы. Но еще более неожиданным было предложение Ивана Трофимовича. Оказалось, в августе ФАР организует обучение инструкторов альпинизма по системе UIAA на конкурсной основе. Посоветовавшись с близкими, я попросил Душарина вынести на рассмотрение мою кандидатуру. И в тот момент, когда надеяться, казалось, было не на что, позвонил только что вернувшийся из Пакистана Иван Трофимович.
Через 2 дня поезд вез меня в любимый альплагерь Безенги. Впереди ожидало 14 дней обучения по канадской системе подготовки инструкторов. Когда все 9 курсантов собрались в лагере, нам представили преподавателей, Рональда Уайтхеда и Бенуа Валлера (заочно, т.к. он прибыл в лагерь на 2 дня позже). Рональд и Бенуа – президент и вице-президент канадской национальной школы скалолазания в Квебеке (ENEQ)
Как любой вид спорта, мировой альпинизм не стоял на месте и постепенно претерпел изменения. В нашей же стране, в связи с политической ситуацией, альпинизм развивается по старой системе альплагерей и спортивных разрядов. Но в то же время страна живет уже совершенно новыми рыночными интересами. Связь российского альпинизма с UIAA была на какой-то момент даже прервана. Желая вернуться в полноправные члены мирового альпинистского сообщества, руководство ФАР решило усовершенствовать систему обучения инструкторов. Ведь именно инструктора смогут постепенно внедрить её на территории РФ, для того, чтобы система обучения альпинизму в нашей стране соответствовала мировым требованиям.
Наши занятия начались сразу в день приезда непосредственно с момента знакомства. А уже через три дня занятий мне показалось, что больше я не выдержу, захотелось уехать. Каждый день учеба начиналась сразу после завтрака (8.00), а иногда и до него, а заканчивалась, в лучшем случае, в 22.00. Целый день мы участвовали в теоретических и практических занятиях, которые настолько отличались от традиционных, что требовали от нас полной отдачи сил и постоянного концентрации внимания и планирования. Обучению нас планировать преподаватели отводили особую роль и считали его основной всей системы обучения. В этом заключалось принципиальное отличие от российской системы обучения, т.к. основные технические элементы в основном у нас совпадают, хотя и есть некоторые отличия в их применении. По началу, мы не до конца понимали, что от нас требуется. От части, это был языковой барьер, хотя с нами работала прекрасная переводчица Елена Овчинникова. С другой стороны преподаватели нарочно ставили нас в такие условия, которые способствовали принятию собственных решений по планированию дальнейших действий на несколько дней вперёд.
Напряженный курс обучения завершался экзаменами: теоретическим, практическим по педагогике, который проводился для клиентов, и практический по технике альпинизма, оценки за который выставлялись в процессе обучения. Самым важным из перечисленных был экзамен по педагогике. В нем оценивалась способность инструктора передать знания обучаемым (клиентам), а не только личные знания технических приемов. Требования к экзаменуемым были очень строгими. Можно было провалиться на экзамене за один незамуфтованный карабин (всего более 10 критериев отрицательного исхода экзамена), в отличие от российской школы инструкторов, где за подобные нарушения можно получить замечание, либо дополнительную смену стажировки. Кент, зять, сват, почти сестра, знакомый Душарина – чисто по-братски. Эти категории при сдаче экзамена тоже не проходят. Не все курсанты смогли удачно сдать экзамен с первого раза.
Хочется отметить, что наши преподаватели всем своим видом и поведением подавали нам образец того, каким должен быть инструктор альпинизма: всегда чистым, аккуратно одетым, душистым, доброжелательным и веселым. Занятия были больше похожи на выступление актеров, чем на лекции. Назывались наши занятия не уроками, а презентациями, т.е. Рональд и Бенуа творили все возможное и невозможное для того, чтобы нам было интересно и мы легко усвоили материал. Атмосфера во время обучения была необыкновенно свободной. По окончании обучения у меня появились не только новые знания и иной взгляд на альпинизм, но и большое желание стать во многом таким, как наши преподаватели Рональд и Бенуа и передавать свои знания всем, кто действительно хочет их перенять".
Спичка Андриян.

Источник: http://alpclub-tagan.ru
98


Комментарии:
-4
Что-то никогда я не слышал об успехах "канадских альпинистов"

1
а я о ваших....

5
а если серьезно почему именно канадские ?


2
Уже послышались однообразные возгласы « А ты кто такой?»

3
Я что-то не понял об основном отличии Российской школы и Канадской.
И если не секрет.
У кого и где получал знания автор и в каком году?

-1
Основное отличие в том что в процессе обучения альпинизму в России принято считать критерием достижения цели - достижение вершины(схоженые горы), а не полученные студентами знания и навыки. Отсюда и перилинг и яростный жумаринг начиная чуть ли не с 2а

4
Вообще, я не уверен, что принципу "достижения вершины - главная цель обучения" специально учили в школе инструкторов. Этот принцип скорее исходит из потребностей рынка: новичку хочется быстрее закрывать разряды, а не учиться. Почему? Потому, что это на первый взгляд более легкий путь стать крутым, чем научиться хорошо лазить. И здесь бесполезно винить школу. Здесь надо винить конкретных организаторов, которые обещают людям 3-ий разряд за 2 недели.
Когда я закрывал третий разряд, нам не дали сходить после этого 3А. Вместо этого мы устроили занятия. Некогда не знал, что тогда мы работали по канадской методике.


3
Для SVedenin 14:28 04.10.2011
Во-первых, вопрос направлялся к автору, а не к Вам, молодой человек.
Во-вторых, этот критерий придуман Вами и не имеет никакого отношения к получению знаний в клубе, по крайнем мере в нашем, где мы готовим уже более 4-х десятков лет.
И всё-таки автор ответит на вопрос?

1
"яростный жумаринг" понравился. Приму на вооружение. :)

1
Об отличиях в двух словах не скажешь, Слава, отличаются методические приёмы обучения, меньше показывают-рассказывают, больше заставляют участников самим ломать голову...мучили 2 недели...буду в Мск, расскажу

-1
С 6 по 21 августа 2011 в альплагере «Безенги» прошло обучение инструкторов альпинизма по канадской системе подготовки
Обучение проводилось ФАР

-4
По поводу отличий. Их, безусловно, много. Но основное заключается в самом подходе. Инструктор должен иметь не просто теоретические знание, но уметь планировать подачу материала так, чтобы все было хорошо усвоено. Кроме того, материал подается не сухо, не так, чтобы клиент видел твою крутизну и превосходство, а напротив так, чтобы клиент почувствовал полную уверенность в своих силах. И еще, инструктор никогда (и ни за что!!!) не разрешит совершать восхождения, если клиент не имеет необходимых практических навыков и теоретических знаний для выхода на данный рельеф. У нас же часто бывает так, что сперва группу выводят на восхождение (потому что погода может испортиться и надо срочно сходить гору для закрытия разряда или получения значка), а потом уже в лагере начинают объяснять теорию; причем необязательно все эту теорию все усвоят и никто не станет проверять каждого новичка, насколько классно он усвоил ту или иную технику.

6
Мне вас очень жаль- видимо вам не попадался нормальный российский инструктор. Всё что вы перечислили есть и было в советском (российском) альпинизме.
З.Ы. Как же у нас любят смотреть за океан, и тупо копировать все Западное- не видя своих отечественных достижений и разработок :(

-3
а у вас есть разработки? - поделитесь подалуйста


-2
Мне кажется, больше всего у нас любят ругать все новое и жить по старинке. Работать и меняться никто не хочет.
Все, о чем мы говорим есть и было, но у нас возможны исключения, а инструктор UIAA никогда (никогда!!!!!!) не позволит сделать то, чего делать нельзя, потому что нельзя. А у нас, если очень хочетя, то все можно, хоть и опасно, хоть и неправильно.


2
*** И еще, инструктор никогда (и ни за что!!!) не разрешит совершать восхождения, если клиент не имеет необходимых практических навыков и теоретических знаний для выхода на данный рельеф.***

А как инструктор в отсутствии разрядов и нормативов определяет уровень практических навыков и теоретических знаний клиента, которого не он учил? Путём тестирования в неформально-личном общении с последующими авторитарно-субъективными выводами?

-1
если он полный идиот - то смотрит в книжку альпиниста и ей верит, если нет - то ведет людей на занятия и смотрит...


3
У них свежо, красиво и пахнет. А у нас инструктара как советские воины в американских боевиках - в ушанках, свирепы и тупы. Мне стыдно за себя, ведь это я Вас учил. Видать не все еще у меня получается :((((.

0
undefined

7
Если все так ,то вначале канадцам надо подучить наших президентов, ментов, судей, прокуроров ...

-1
Чем оглядываться кругом и винить всех, надо начать с самих себя.
Не каждый готов меняться...

4
Удивительно, что такое довольно значимое событие, которое может повлечь за собой изменения в системе обучения альпинизму, не анонсировалось на сайте ФАР. Может, это секре-е-етная информация... :)

2
Это же не анонс проведенного мероприятия, а рекламная информация. Сведений же о том, как дело было, я не нашла...


-3
"Знание русского языка – обязательно"
:))))))))

0
"""Требования к экзаменуемым были очень строгими. Можно было провалиться на экзамене за один незамуфтованный карабин (всего более 10 критериев отрицательного исхода экзамена), в отличие от российской школы инструкторов, где за подобные нарушения можно получить замечание, либо !!!дополнительную смену стажировки.!!! ....... Не все курсанты смогли удачно сдать экзамен с первого раза..."""" Гы-гы-гы.:))))

5
А есть вообще какие-нить методические материалы в печатном(электронном виде)? Очень хотелось бы посмотреть на учебники, которыми пользуются эти канадские профи.
И как вообще получить это тайное знание? И когда это тайное знание станет общедоступным, чтобы все, кто занят в учебном процессе могли бы найти для себя что-то новое?

1
Методические материалы пока не переведены на русский язык. Переводятся. Надеемся, скоро станут доступны.
Думаю, сейчас можно больше узнать о "тайных знаниях" на сайте ENEQ, правда, тоже не по-русски...

-2
если интересно - пишите в почту svedenin гав gmail.com

7
""""",могли бы найти для себя что-то новое""""---- ""каким должен быть инструктор альпинизма: всегда чистым, аккуратно одетым, душистым, доброжелательным и веселым. Занятия были больше похожи на выступление актеров, чем на лекции. Назывались наши занятия не уроками, а презентациями""""":)))))Всё,извиняюсь,ухожу,ухожу....

1
Какая-то пустая болтовня.
Неизвестно, где в какой Российской школе училась эта альпинисточка, но даёт обобщающую диагностику всех Российских школ, о которых, как видно, не имеет никакого представления.
А главное заступник в виде Веденина, который пытается ответить на вопросы, которые ему не задают.
Старательно рекламируете канадских мальчишей?

2
Да бог с вами... Не хотите - не учитесь, кто ж заставляет-то? Яда-то откуда столько?
Что за непонятный антагонизм?

2
По дальним "советским" воспоминаниям готовили занятия по "рыбам", которые давал командир отряда.
Особых учебников и методичек не помню. Потом с опытом просто поимаешь, что показывать и говорить,
включая в конце занятий что-то от своего опыта хождения.
Сейчас все забылось, пытаюсь вспомнить, но недавно наблюдал занятия новичков современными молодыми инструкторами, вроде все логично было. Так что если ФАР предлагает что то, то я думаю что они понимают что и как... Все таки идет обучение инструкторов, в том числе и военнослужащих, а значит есть и свои методички (или как?). А к любым новым предложениям отношусь как к курсам повышения квалификации, или как минимум всегда есть что то новое. НО МЕТОДИКА - ШКОЛА НЕОБХОДИМА
А про клеточки и разряды.... Грустно наблюдать что в Узунколе все в очереди только на Доломиты. Но с возрастом это проходит. Если вспомнить себя в том же возрасте, то выбор гор больше зависил от инструктора и его мудрости, а мы действительно думали о клетках.
(да, еще про методики) Если кто то этим занимаеться или думает что занимаеться, возможно взять что то в письменном виде от старшего покаления, проанализировать и с их разрешения сделать свое, отвечающее более современным требованиям, к сожалению у старшего покаления наблюдается максимализм юношеский и шоры на глазах.
заодно и канадцев можем приплюсовать.

1
Так она не куда и не делась,эта "рыба".Программа подготовки альпинистов.

-7
Показать комментарий


9
***А к любым новым предложениям отношусь как к курсам повышения квалификации, или как минимум всегда есть что то новое. НО МЕТОДИКА - ШКОЛА НЕОБХОДИМА***

Такое отношение безусловно правильно.
Но здесь ИМХО наблюдается явление - "Дураков заставили молиться Богу". Т.е. то, что можно было дать инструкторам в виде дидактического материала, для общего развития, пытаются зделать основой всей системы обучения, при этом полностью разрушиая собственную школу.
Не мной придумано, что понимание фомируется в словах. Здесь же видно, что люди прошедшие обучение по канадской методике не могут внятно объяснить в чём её смысл и в чём собственно отличия от нашей школы. Максимум до чего они дошли это:
*** Да бог с вами... Не хотите - не учитесь***
Похоже, что от прохождения курса, вместо знаний у них остались только впечатления, как после бурной интимной ночи - "Бы-ы-ыло хорошо-о-о!" А почему так было? Как это повторить? Ответов нет.

6
+10000000

3
+1000. Как могут люди что-то сравнинивать, так как о советской школе они не имеют никакого представления.
Но молодцы, что радуются как дети хоть какой-то информации, которую получили не тем образом каким получали в начальной школе.

-2
Слава, я то могу сравнивать...или у тебя нелюбовь ко всему канадскому?
Я ж тебе говорил, трудно сформулировать в двух словах, даже не стоит пытаться(ты бы смог о в двух строках о своей методике в промальпе?я помню..). По-хорошему нужно поработать, аккуратно применить, соединить с прежними методиками (по мере возможности). А требовать сейчас - расскажите всё! - несолидно для зрелого человека, это вон пацаны жаждут подробностей о бурной интимной ночи

5
***А требовать сейчас - расскажите всё! - несолидно для зрелого человека***

Бог с вами. Какой там всё? Хоть пару слов свяжите без наведения теней на плетени и без агрессии.
Ну... Если вы - солидный человек не дозрели до маразма.
А за пацана... Спасибо за комплимент.

-1
у Федора Фарберова на риске было хорошо всё это описано - очень высокие входные критерии и на выпуске тоже. По моему главное отличие - там готовят профессионалов(те кто потом этим зарабатывает на хлеб) - у нас больше любителей

2
значительная часть инструкторов в Канаде(нпр) - волонтёры, т.е речь не о хлебе

8
У канадцев надо спросить-может они по Захарову учились.
Советская школа была - есть и будет...
Обидно что пришедшие к власти пытаются все разрушить до основания . А потом"мы наш мы новый..."

0
Обалдеть!

1
***Обалдеть!***

Да-а-а..." Высокий уровень образования" даёт канадская система!:)))
Эллочка "людоедка" отреагировала бы на советскую систему альпинизма большим количеством слов!:)))
Хотя... "Обалдеть" - длинние чем "кю".

3
***paniKa 21:06 05.10.2011
работаю в европейской системе.
***

Отсюда поподробнее. А что в этом нового? Только то, что уровень участника-клиента будет определять инструктор единолично(возможно руководствуясь корыстью), а не коллектив инструкторов с начальником учебной части с учётом мнения группы? Разве при обучении по нашей системе нет возможности отделить от процесса участника с явно купленным разрядом, либо имеющего большой перерыв в восхождениях. Для чего по-вашему в системе существуют "открывашки", подтверждение разрядов, восхождения на схоженность.

0
а где конкретно я написала, что в этом есть что-то новое? и все остальное кстати тоже?
ту фразу я написала скорее не для вас, а для других людей, что бы они были в курсе, что дела обстоят не так, как вы представили. когда говоришь лично с вами, создается впечатление, что говоришь с бесконечной вселенной... :))))))))

-1
***когда говоришь лично с вами, создается впечатление, что говоришь с бесконечной вселенной... :))))))))***

Ну дык... Не мной придумано, что внутренний мир каждого человека это целая вселенная.:) Поэтому и общение между людьми всегда считалось одной из высших ценностей. Хочу только надеяться, что Вы не воспринимаете общение со мной как крик в пустоту...:)

0
Как принадлежащий к старой школе, попытаюсь передать своё впечатление от курса.

Цель нашего курса: аттестовать действующих инструкторов по нормам УИАА для дальнейшего преподавания в ШИ. Соответственно задачи ставились с учётом уже полученной в России квалификации, опыта и и цели - показать методики преподавания. Техника служила скорее методинструментом, демонстрацией уровня требований.

Конечно, много времени потеряно на переводы, Рональд хотел убедиться, что его поняли правильно и ничего не упустили.

Было мало прямых указаний, что делать; чаще давались задания(по организации занятий) на самостоятельную работу с использованием своего опыта и консультаций, их можно было получать чуть ли не в любое время суток. Результаты долго разбирались, потом канадцы показывали свои демонстрации уроков и снова задания.

Теория была, большое внимание уделено управлению и психологии группы(в т.ч. попытка и на нашем примере) и методике планирования всего...планировали много, в жёстких временных рамках, с постоянными запасными вариантами и разборами результатов выполнения планов.

По самой аттестациии: требования к спортивной форме высоки, о них уже писали(а переаттестация каждые 3 года), требования к безопасности жёские(включая подготовку мест занятий, Бенуа на подготовку места под драйтулинг потратил день).

Об отличиях инструкторов наших и УИАА: разный уровень ответственности...инструктор УИАА несёт полную(т.е. и уголовную) ответственности за свои действия и подготовку группы, в т.ч. за снаряжение участников, полноту информации о маршруте(и подходе, трек GPS и кроки с азимутами, а также знании её участниками), наличие у себя всего необходимого(список более 20 позиций), разумеется, соотвествие подготовки участников маршруту..."участник сам виноват" не прокатит, по крайней мере карьере конец.
При этом, повторю, значительное число инструкторов - волонтёры, т.е. общественники. Быть инструкторм в клубе очень почетно.

Ещё раз повторю - давали мало готовых решений, ко всему толкали приходить самостоятельно, поэтому и результаты курсов каждый должен оценить сначала сам. Конечно, хотелось бы по итогам собрать методику в бумажном виде, но пока не готов, да и нужно сначала опробывать. За помощь буду благодарен, на пустые бла-бла даже не обижусь.

ЗЫ:Чтобы отсечь всякие дальнейшие разговоры о ППЗ: будучи в его время Узунколе, хорошего о царьке сказать не могу...кто был, поймёт. О его книгах уже сказал.

0
Чтобы отсечь всякие дальнейшие разговоры о ППЗ:Любой начуч,не говоря уж-начспас,представлял для человека с неокрепшей психикой и не задавленным комплексом собственной неполноценности огромную проблему.;). ЗЫ:"""Конечно, хотелось бы по итогам собрать методику в бумажном виде, но пока не готов, да и нужно сначала опробывать. За помощь буду благодарен, на пустые бла-бла даже не обижусь"""" ---Не понял-как Вам помочь то?Подбодрить?:)))Хотелось бы тоже опробовать,только я не совсем понял-а что?

2
За почти 30 лет видел разных начучей и начспасов, есть с кем сравнить. 10 лет работаю ст.тренером на сборах до 150 человек...конечно, пример работы ППЗ мне помог)))
Что касаемо книг, то автор к моменту их написания уже давно забыл собственно работу инструктором, всё царевал
ЗЫ: кто хотел помочь, тот понял...в этом и есть канадский метод)))

-2
"Но это никак не методика...примерный объём всреднем необходимых часов занятий; главное в ней - требования к уровням подготовки("знать" и "уметь", причём без уточнения критериев усвоения)..."+"кто хотел помочь, тот понял...в этом и есть канадский метод)))"" -----:))))))).

3
Наверное, самая лучшая проверка чего-то – это практика.
Как Вы знаете, с 21 августа по 11 сентября в альпинистском лагере «Безенги» работала Центральная Школа Инструкторов (ЦШИ). Именно там мне удалось пройти полный курс обучения в этом году, и под руководством именно тех инструкторов, которые в начале августа прошли описываемую в данной статье аттестацию по курсу «Alpine Instructor” (по канадской методике).

Хотелось бы поделиться некоторыми своими впечатлениями, что я получил в результате окончания Школы:

o Конкретную и эффективную методику подготовки, построения и проведения практических занятий. Основной упор на интенсивность обучения - одновременное обучение всех участников группы, без потери качества и безопасности.
o Чёткое понятие «критериев освоения» обучающимися правильного выполнения технических приёмов (по каждому техническому приёму набор признаков их корректного выполнения, Fly Check, FeedBack и т.д.).
o Жёсткий подход к обеспечению безопасности на всех этапах обучения и используемому снаряжению.
o Стандартизация техник работы на различных формах горного рельефа.

Ну и многое другоое, что, по-моему, и кроется в словосочетании “стандарты обучения UIAA” (UIAA Training Standards).

В течении самой Школы свободного времени фактически не оставалось – практические и теоретические занятия проводились по 9-10 часов каждый день. При этом по умолчанию подразумевается, что Вы должны уже на хорошем уровне владеть основными техническими приёмами. Акцент в основном делался на то, как и в каком виде построить практический урок, чтобы максимально эффективно преподать эти приёмы другим.

Процесс обучения был построен таким образом, что после каждого этапа необходимо было подтверждать свои знания и умения зачётами и экзаменами. Причём на проведение практических уроков время всегда было жёстко ограничено, и Вы должны успеть за данное ограниченное время (около 40 минут) максимально отработать с группой «виртуальных» учеников выпавшую Вам по жребию тему. При этом Вы сами заранее определяете, с группой какой квалификации Вы работаете.

Я не знаю, как шла подготовка в старой Школе инструкторов, поэтому мне сложно с чем-то сравнивать. Но по моему подготовка по так называемой канадской методике логична и продуктивна, и это конкретно чувствовалось в процессе обучения в Школе.

Конечно, отдельное спасибо тренерам ЦШИ, прошедшим подготовку по данной канадской методике и постаравшихся передать её нам – Мариеву Андрею, Веденину Сергею, Аккаеву Азнавуру, Козлову Александру. Они все оставили в нас частичку своей души.

3
спасибо за отзыв о моих друзьях, им выпала тяжелая задача - первыми применить полученное на курсах, ещё и под надзором всевидящего Рональда...молодцы!

4
Ну да ...
Рональд Уайтхед и Бенуа Валера также остались в Безенги и на период работы ЦШИ, где осуществляли "жёсткий" контроль за её проведением тренерами Школы. Именно может даже больше за тренерами, чем за нами... Хотя, наверное, за теми и другими одновременно. Как то это у них очень профессионально получалось ...:)

2
Витя, к тебе вопрос
Я правильно понимаю, хотя почти ничего непонятно?
Учащимся рисовали ситуацию и они должны были самостоятельно пытаться разрешить все вопросы связанные с предлагаемой задачей.
Причём, учашиеся всё это делали под жёстким контролем преподавателя.
То-есть между ними существовала жесткая обратная связь.
При этом на каждом следующем занятии учащиеся должны были показать собственные знания с предыдушего занятия.
Так?

0
Ну предварительно определялись рамки, граничные условия - общий алгоритм, время, требования к безопасности и т.д. Жёсткий контроль в основном на безопасность + по желанию консультации при подготовке, всё в условиях жесткого лимита времени; выводы после разбора всей командой(часто затягивались до 11 вечера). В качестве примера были демонстрации, выполняемые с артистизмом преподавателями(особо понравился изяществом Бенуа, одно слово - француз!). Опора на студентов, прошедших предыдущих(скальный) курс год назад.
Конечно, принципиально революционного в этой методике нет, скажешь ты...все стихи уже написаны Гомером.

2
А то... Программа Инструктор альпинизма УИАА(на сайте ФАР,ссылка выше по тексту) и Программа подготовки инструкторов-методистов по альпинизму(там же).Различия,конечно,есть.


Конкретно интересует: Техника «короткая веревка»
• использование данной техники, принимая во внимание особенности рельефа
• технические аспекты данного метода передвижения
• место участников и дистанция между ними во время передвижения
Хотелось бы,чтоб пояснили по поводу таких пкнктов,как• выбор методов обучения и инструктирования в зависимости от клиента и цели
• проявление сочувствия и сопереживания к ограничениям и обеспокоенности своих студентов, клиентов и людей в связке
• соблюдение баланса между лидированием и сотрудничеством
(из программы УИАА) . Не видел таких вещей,как:*Организация и тактика проведения восхождений новичков и значкистов.
*Организация и тактика спортивных восхождений разрядников.
Короче,из раздела "Знать и уметь": основы организации и тактики проведения восхождений, составления тактических планов, правила решения тактических задач; Организовывать взаимодействие связок и тд.И не надо цеплятся к словам-новичок,значкист,разрядник.

2
А повторите ссылку на программу Инструктор альпинизма УИАА на сайте ФАР.
Техника короткой веревки из категории "интересное"(в отличии от "необходимого" и "важного"), а серьёзно изучается при подготовке на гидов.
• методы обучения - нпр., лекция-семинар, командный, руководимое открытие, решение проблеммы, обучение ч/з задание, взаимообучение в малой группе (перевод терминов приблизительный)- и выбираются в зависимости от клиента и цели.
•в контексте принципов пирамиды Маслоу
•в контексте стилей лидерства - дерективный, продажа(буквальный перевод), сотрудничество, делегирование - выбор(баланс) стилей от ресурса группы и степени риска.
Отсутствие тактики можно объяснить тем. что изначально подготовка опирается на нашу программу, т.е. на их взгляд вопросы тактики у нас достаточны; вот, нпр, транспортировку пострадавшего больше мы им показывали да и в первой помощи их дополнения касались в основном юридических моментов - как оказать помощь без риска судебной тяжбы...крепко тяжбами грузит страна юристов и адвокатов(((
Кроме того, вопросы планирования выхода(большая часть тактического плана) рассматриваются отдельно и очень подробно.
И по поводу взаимодействия: жумары и перила только на бигволах...не готов лезть - не лезь, тренируйся, сходи, что по силам. Перед их клиентами не стоит задача сходить в клетку...тока для удовольствия (в анкете, заполняемой участником, нет вопроса "как самый маршрут сходил"...вопрос "на какой категории лидировал")

3
Всё правильно.
Задачи должны всегда решаться в режиме блица.
И все занятия должны происходить и они всегда эффективны, когда преподаватель знает и не только знает, но и чувствует, кто перед ним сидит.
Потомучто информация всегда должна знать какой перед ней объект сидит иначе она не сможет быть переработана объектом. Она всегда должна быть в той форме какой её максимально правильно воспримут.
А в горах блиц очень часто встречается.
Альпинизм всегда требовал и требует высочайшего интелекта и наверное ребята молодцы, заставляя энергично работать мозги, выводя их из коматозного состояния путём самостоятного решения соответствующих задач.
Приэтом преподаватель получает максимальную информацию, даже иногда порой ту о которой и не имели представления.
То есть самообразование за счёт неожиданых решений, пусть не совсем подготовленных в методическом смысле.
Такие школы проводились в 60-х годах, причём в уникальной обстановке высокогорья.
Поэтому, Виктор, Я и заставляю свой народ играть в блиц и всё подобное делал всегда.
Ты угадал: "...все стихи уже написаны Гомером"

8
мне кажется, речь в данном случае идет не о каких-то прорывах и открытиях, не о том, что советская система обучения плохая и регрессивная, а уиаашная буквально открывает глаза на ранее неизвестные факты и методы. имхо - совсем нет.
Речь, скорее, идет о способе подачи информации, в другом подходе к общению со своими курсантами и полной стандартизации методики преподавания.
сложно отрицать очевидные вещи - сейчас преподается зачастую "кто в лес, кто по дрова", уровень знаний и степень отработанности навыков у курсантов в зависимости от клуба и конкретного инструктора могут сильно отличаться. При стандартизированной системе преподавания эта проблема решается. ( Сужу по личному опыту работы в немецком альпклубе и по их методике преподавания, схожей с уиаашной). Плюс добавляется "психологический" момент - не все инструкторы ведут себя корректно и уважительно к своим курсантам, и это к сожалению тоже печальный факт.
Так вот мне, лично, кажется что этот опыт очень полезен и говорит не о том что в России нет хороших преподавателей, а о том, что структура и стандарт дают возможности лучшего контроля, и тем самым способствуют повышению безопасности. Ну и молодые инструкторы начинают смотреть иначе на свои взаимоотношения с курсантами.

все ессно личное мнение

2
Т.е. - принципиальных разногласий нет. ""инструктор никогда (и ни за что!!!) не разрешит совершать восхождения, если клиент не имеет необходимых практических навыков и теоретических знаний для выхода на данный рельеф.""-объективность,"" у нас же часто бывает так, что сперва группу выводят на восхождение (потому что погода может испортиться и надо срочно сходить гору для закрытия разряда или получения значка), а потом уже в лагере начинают объяснять теорию""-субъективность.А об чём тогда спорим?Зачем все вот эти наезды - ""Результат работы нашего инструктора(за который участник платит свои, пусть и невеликие, деньги) - выполненый разряд(см. отчёт об АМ)
Результат работы канадского(нпр) инструктора - полученное участником удовольствие от восхождения"" К тому же ---"Плюс добавляется "психологический" момент - не все инструкторы ведут себя корректно и уважительно к своим курсантам, и это к сожалению тоже печальный факт"" = ""если он полный идиот - то смотрит в книжку альпиниста и ей верит, если нет - то ведет людей на занятия и смотрит..."",причем,хамство не только к курсантам,но и к "коллегам по цеху".

2
а я не знаю обчом вы тут все спорите.:)))))))) об этом и написала

4
Дык,нерастраченные самцы...:)) Ну ладно,пойду дальше,сарай чистить....

Таким образом, произошла реинкарнация "канадских мальчиков" в гуру альпинизма.
Скажите прямо: приобретаем аргументы - "корочки" о знании-владении правил UIAA.

Конечно, советская/российская школа подготовки отличается от заморских. У каждой есть своя история и свои особенности.
Конечно, желательно, изучать опыт коллег. Но, зачем ихним опытом попирать свой.

2
Скажите, а кокое место в статье попирает опыт россиско-советского альпинизма?

Моё замечание относилось, скорее, к сообщениям. Но, и в статье есть примеры «попирания»:

>>> Как любой вид спорта, мировой альпинизм не стоял на месте … . В нашей же стране, … альпинизм развивается по старой системе альплагерей и спортивных разрядов.

>>> Желая вернуться в полноправные члены мирового альпинистского сообщества, руководство ФАР решило усовершенствовать систему обучения инструкторов …, чтобы система обучения альпинизму в нашей стране соответствовала мировым требованиям.

>>> Атмосфера во время обучения была необыкновенно свободной. По окончании обучения у меня появились не только новые знания и иной взгляд на альпинизм, но и большое желание стать во многом таким, как наши преподаватели Рональд и Бенуа

Вы им еще кошки наточите. И за "водкой-селёдкой сбегайте.
=================================.

Да. Раньше была «система альплагерей и спортивных разрядов». Именно, СИСТЕМА:
- Сначала, с инструкторами, осваивались БАЗОВЫЕ знания-навыки. Которые закреплялись соответствующими маршрутами.
- Затем, рост квалификации продолжался в составе спортивных групп.

В такой системе, предыдущие маршруты были основой для прохождения последующих маршрутов.
В такой системе, альпинист, также, осваивал необходимые знания спортивной медицины и спасательных работ.

А, вообще, средства соответствуют цели:
- Раньше, альпинизм был относительно массовым видом спорта. Поэтому, нужна была СИСТЕМА.
- Сейчас, альпинизм – спорт для немногих. А для "относительно многих" - это развлечение. И "гидам", которые обслуживают развлекающихся, наличие общедоступной СИСТЕМЫ невыгодно.
И эту СИСТЕМУ добивают. Под корыстные вопли о «клеточках». Под аллилуйя "заморскому уровню".


3
Одной из задач инструктора на начальном этапе подготовки-дать новичку разобратся и сделать выбор,а нужен ли ему весь этот альпинизм или нет.И это абсолютно правильно.Альпинизм-это СПОРТ.И вышеупомянутый Фулер,не признающий соревнований и конкурсов принципиально,и третьеразрядник,пишущий в "клетку"горы-СПОРТСМЕНЫ.Они мотивированы "на РЕЗУЛЬТАТ",а результат в альпинизме-достижение вершины(прохождение маршрута).Или Вы считаете,что Фулер,Бонингтон просто получали удовольствие от ползанья по каким попало горам? Эстеты,"ля.Если у человека в горах нет мотивации на "результат",а только на "процесс"-он НЕ альпинист.Но он,ессно,имеет право ходить в горы и им надо заниматся.Но если в первом случае человека надо обучать,то во втором случае-"инструктировать".Разница понятна?

2
про ориентацию на результат в альпинизме - согласна. если вершина (маршрут) не являются целью, то это имхо - треккинг,т.е. прогуляться, понаслаждаться. Обучать человека надо имхо во всех случаях, вопрос чему и насколько глубоко. Но вот в чем штука - люди ориентированные на "карьеру" в альпинизме, на рост и на выход в область спорта высоких достижений и люди, ходящие по 20 лет свои 2-ки 3-ки и абсолютно этому радостные, они ВСЕ - альпинисты. и ими всеми надо заниматься и обучать АЛЬПИНИЗМУ. не зависимо от того, какие цели в будущем они себе ставят.

как-то так

2
"люди, ходящие по 20 лет свои 2-ки 3-ки и абсолютно этому радостные" сами кого хошь научат,их то чему обучать?:))А вообще,если человек не мотивирован,то его и не научишь.Я написал-инструктировать... и пасти,дабы сам не убился и других не убил.Пардон,не хочешь какать-не мучай анус.


8
Оба на... а я - треккер, оказывается.
Вы чего, народ? какой спорт? Какая нацеленность на результат? Вы всерьез считаете что это основная составляющая альпинизма?
Хотя это, конечно, бесконечный оффтоп...


1
А, кстати, почему альпинизм - это спорт?

-1
потому что есть разряды и клеточки :))
все остальные правила спорта в альпинизме не выполняются - это я о соревнованиях


-2
"а вы в курсе, что смертность в горах, где не заполняют клеточки меньше, чем в наших в этой гонке за висюльками?" Причем здесь альпинизм - это менталитет такой. Просто среднестатистический СНГовец ценит свою жизнь (и других) ниже чем среднестатистический европеец. Концовка старого анекдота: "а на фига мне нужна такая жизнь". Боюсь, что канадцам этого не понять.

0
Очень сомневаюсь! Скорее дело в другом. в качестве обучения, снаряжения, гайдбуков, воспитываемом с детства осознании, что ты должен расчитывать на себя, хождению с гидами - да много чего еще. Если не ценить жизнь то есть гораздо более простые способы с ней растаться, чем альпинизм.
Ну и книги, если петцль - за свои рекомендаци несет полную юридическую ответственость, то авторы типа ППЗ - пишут "советы самоубийцам" и ничего - на свободе.

1
Уговорили - не будем проводить "соревнования" на Алтае - уезжаем все жить в Канаду.


2
2ksas: а на аватарке карабинчик то...по стандартам UIAA недопустимая ошибка, get out!

-2
Да, провернулся, незаметил - извините.


-1
Не имеют права гетаутать:) Не тот менталитет

3
""Ну и книги, если петцль - за свои рекомендаци несет полную юридическую ответственость, то авторы типа ППЗ - пишут "советы самоубийцам" и ничего - на свободе"" - Не помню дословно,что писал по этому поводу Омар Хаям,что то типа-у мудреца можно и чашу с ядом взять из рук,а у дурака не стоит брать и все знания мира.Про дурака-это я не про петцель,это я про Вас,Веденин.

1
2SVedenin: чем тратить время на кормление азиатских троллей(непонятно, чё их так глубоко беспокоят прошедшие курсы в далёкой Раше? осень..), лучше бы всё таки прислал мне материалы с сентябрьской ШИ.

3
да ладно - не переживай я развлекаюсь - они так прикольно заводятся и пухнут от злобы :)
по школе - прости - шас доделаю одну работу - много букв - пришлю.

-1
Вы бы лучше поинтересовались у своих потенциальных "участников",зачем им Азия.Или теперь все ислючительно в Канаду поедут?

1
***не знаю, запланирован ли переход именно к этой системе, или ФАР решила просто инструкторов обучить***

Ну дык... Школы всякие нужны...
Даже не представляете как радует появление ещё одной системы, напоминающей финансовую пирамиду, позволяющей не списывать чайников с "волчьим билетом", а сливать их к "канатцам".:)))
В общем теперь можно не травить байки про чёрного альпиниста. Достаточно новичкам перед сном рассказывать страшилки про инструкторов УИАА.:)))
А людей, которые сильно и надёжно ходят мы тоже регулярно наблюдаем.

1
знаете, мир это не обязательно два враждующих лагеря. но, к сожалению, не для всех.
посмотрела профайл - вы же из Казахстана, а вашей системе совершенно ничего не угрожает ;))))))))))

всего наилучшего

0
*** а вашей системе совершенно ничего не угрожает ;))))))))))***

Это высказывание можно считать признанием???
Сознаётесь, что российской системе вы всё-таки угрожаете реально?:)

А нам очень интересно, с кем интегрироваться для развития постсоветской системы! Согласитесь, очень большая разница, объединиться с единомышленниками в рамках СНГ и влиять на развитие системы УИАА или иметь дело с диссидентами тупо импортирующими западные "ценности" к нам.


2
Приведу слова А. Кузнецова из книги о В. Кавуненко

Владимир Кавуненко, как и другие наши товарищи, с которыми мы ходили на вершины, — это эпоха в альпинизме. Вторая половина XX века. Она ушла, и вместе с ней исчез советский альпинизм. Явление уникальное и неповторимое. Тысячи и тысячи наших соотечественников ежегодно занимались этим видом спорта за счёт профсоюзов. Система наших альпинистских лагерей с обязательным начальным обучением технике аль-пинизма и профилактикой несчастных случаев, регламентацией постепенного спортивного роста, определяемого спортивными разрядами, делали наш альпинизм беспрецедентным. Нигде в мире такого не было и ничего подобного не будет. Наше поколение начинало в конце 40-х годов. А перестали мы ходить на вершины уже в 90-х годах. В последнее десятилетие не только сама организация альпинизма, но и вся техника его изменились. Мы смотрим теперь старые альпинистские фильмы «С добрым утром, горы снежные» или «Синие горы», с чувством сладкой ностальгии и грустной улыбкой, ибо техника альпинизма нынче уже иная, нет советской организации нашего вида спорта. За восхождения теперь надо платить большие деньги, они стали недоступны студентам и всем простым людям. Правда, наши ребята — люди с большим напором. Они находят спонсоров и совершают восхождения на вершины Гималаев и Каракорума, такие восхождения, о которых мы и не помышляли. Но это единицы, а не тысячи.
Вроде бы альпинизм нашего времени — уже история. Но неизменно главное — дух. Стремление к вершине, освоение новой техники восхождения. Выработка тактики и стратегии в достижении цели. Самоутверждение. В этом весь альпинизм. Так было вчера, так оно сегодня и таким будет всегда.


p.s. тут где-то сказано было, что модно нынче отрицать всё иностранное, но тема ясно показывает что как-то приятнее теперь заляпывать говном наше, былое.

1
Меня все-таки очень интересует, где в статье наше было перепачкано этим коричневым месевом? Неужели вы считаете, что менять ничего не надо?

0
забей - тут уже спорят не с написаным а с идеями, которые сами за других придумывают.

-3
вот этого то люди и никак не могут понять
Владимир Кавуненко, как и другие наши товарищи, с которыми мы ходили на вершины, — это эпоха в альпинизме. Вторая половина XX века. Она ушла, и вместе с ней исчез советский альпинизм. Явление уникальное и неповторимое.
ушла и не повторится, и слава богу - почему, кто-то должен иметь возможность/право запрещать людям ходить в горы? с какого?

0
забиваю :)

1
Другими словами-пигмеи,бродящие по стране ушедших в прошлое гигантов,чья эпоха "ушла и не повторится, и слава богу ".Человек есть то,что он ест.

5
Чисто практически. Пацаны, кто учились в нашей киргизской школе маммута, стали работать значительно грамотнее. И клиенты это отмечают. Выводы делаю на основании сезона 2011 года на Южном Иныльчеке.

5
Правильно,и надо брать все лучшее и полезное и у маммута,и у канадцев и прикладывать к нашей системе подготовки.А также учёта подготовленности,т.к. :""есть курсы с конкретным наполнением, после которых люди должны продемонстрировать конкретные знания и навыки. если демонстрация удалась - значит они имеют право на продвинутый курс по этой тематике или курсы из других областей, но для которых обязательным требованием являются те самые, продемонстрированные знания""(Паника).Те же самые "клетки"(Обязательные экзамены,зачёты) в недоразвитом виде.К слову,у нас,"совков",гораздо меньше разногласий с западными наработками,чем у некоторых "новаторов" со сказочными драконами и тоталитарными режимами(профнепригодность).А кому интересно ностальжировать на "депрессняк девяностых"( слова А. Кузнецова из книги о В. Кавуненко),,\так они давно закончились.

7
SVedenin 21:22 09.10.2011
"а вы в курсе, что смертность в горах, где не заполняют клеточки меньше, чем в наших в этой гонке за висюльками?"

Это попытка статистического просвещения? Хорошо-бы в цифрах и годах посмотреть. Например я физически не мог ездить .

SVedenin 23:29 09.10.2011
вот вы знаете сколько было продано в самом начале 90-х ( а это расцвет советского альпинизма )

В эти годы одна знакомая женщина пыталась покончить жизнь самоубийством. Причина-нечего кушать, негде работать, нечем кормить грудного мальчика. Слава богу, ее в этот период нашли друзья, помогли.
Мы в гости на праздники ходили друг к другу со своим хавчиком (было понятно, что хозяева не смогут прокормить гостей).
Наверное Веденин совсем жизни не видел... Зато умеет поучать налево-направо.... даже трудно остановиться, после того, как почитал его опусы. "90е... расцвет..." Я-бы назвал 90-е закатом советского. А далее, кто смог приспособиться к новым условиям - приспособился. Но очень многие инструктора (из цвета нашего альпинизма) уже не вернулись в горы.
В 90-х - все силы тратились на то, чтоб накормить детей. Это у БОЛЬШИНСТВА населения нашей страны.А молодежь без инструкторов ходила. Или по крайней мере в колоссальном их дефиците.

Может надо относительно массовости глянуть на цифры (я в курсе, что Вам не нравится это слово).
Статистика штука тонкая )))

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru