В альплагере «Безенги» прошло обучение инструкторов альпинизма по канадской системе подготовки
С 6 по 21 августа 2011 в альплагере «Безенги» прошло обучение инструкторов альпинизма по канадской системе подготовки. Одним из курсантов стал таганрогский альпинист Андриян Спичка:
"Телефонный звонок от Ивана Трофимовича Душарина (вице-президент ФАР, отвечающий за обучение) был для меня совершенно неожиданным, т.к. в этом году я не собирался ехать в горы. Но еще более неожиданным было предложение Ивана Трофимовича. Оказалось, в августе ФАР организует обучение инструкторов альпинизма по системе UIAA на конкурсной основе. Посоветовавшись с близкими, я попросил Душарина вынести на рассмотрение мою кандидатуру. И в тот момент, когда надеяться, казалось, было не на что, позвонил только что вернувшийся из Пакистана Иван Трофимович.
Через 2 дня поезд вез меня в любимый альплагерь Безенги. Впереди ожидало 14 дней обучения по канадской системе подготовки инструкторов. Когда все 9 курсантов собрались в лагере, нам представили преподавателей, Рональда Уайтхеда и Бенуа Валлера (заочно, т.к. он прибыл в лагерь на 2 дня позже). Рональд и Бенуа – президент и вице-президент канадской национальной школы скалолазания в Квебеке (ENEQ)"Телефонный звонок от Ивана Трофимовича Душарина (вице-президент ФАР, отвечающий за обучение) был для меня совершенно неожиданным, т.к. в этом году я не собирался ехать в горы. Но еще более неожиданным было предложение Ивана Трофимовича. Оказалось, в августе ФАР организует обучение инструкторов альпинизма по системе UIAA на конкурсной основе. Посоветовавшись с близкими, я попросил Душарина вынести на рассмотрение мою кандидатуру. И в тот момент, когда надеяться, казалось, было не на что, позвонил только что вернувшийся из Пакистана Иван Трофимович.
Как любой вид спорта, мировой альпинизм не стоял на месте и постепенно претерпел изменения. В нашей же стране, в связи с политической ситуацией, альпинизм развивается по старой системе альплагерей и спортивных разрядов. Но в то же время страна живет уже совершенно новыми рыночными интересами. Связь российского альпинизма с UIAA была на какой-то момент даже прервана. Желая вернуться в полноправные члены мирового альпинистского сообщества, руководство ФАР решило усовершенствовать систему обучения инструкторов. Ведь именно инструктора смогут постепенно внедрить её на территории РФ, для того, чтобы система обучения альпинизму в нашей стране соответствовала мировым требованиям.
Наши занятия начались сразу в день приезда непосредственно с момента знакомства. А уже через три дня занятий мне показалось, что больше я не выдержу, захотелось уехать. Каждый день учеба начиналась сразу после завтрака (8.00), а иногда и до него, а заканчивалась, в лучшем случае, в 22.00. Целый день мы участвовали в теоретических и практических занятиях, которые настолько отличались от традиционных, что требовали от нас полной отдачи сил и постоянного концентрации внимания и планирования. Обучению нас планировать преподаватели отводили особую роль и считали его основной всей системы обучения. В этом заключалось принципиальное отличие от российской системы обучения, т.к. основные технические элементы в основном у нас совпадают, хотя и есть некоторые отличия в их применении. По началу, мы не до конца понимали, что от нас требуется. От части, это был языковой барьер, хотя с нами работала прекрасная переводчица Елена Овчинникова. С другой стороны преподаватели нарочно ставили нас в такие условия, которые способствовали принятию собственных решений по планированию дальнейших действий на несколько дней вперёд.
Напряженный курс обучения завершался экзаменами: теоретическим, практическим по педагогике, который проводился для клиентов, и практический по технике альпинизма, оценки за который выставлялись в процессе обучения. Самым важным из перечисленных был экзамен по педагогике. В нем оценивалась способность инструктора передать знания обучаемым (клиентам), а не только личные знания технических приемов. Требования к экзаменуемым были очень строгими. Можно было провалиться на экзамене за один незамуфтованный карабин (всего более 10 критериев отрицательного исхода экзамена), в отличие от российской школы инструкторов, где за подобные нарушения можно получить замечание, либо дополнительную смену стажировки. Кент, зять, сват, почти сестра, знакомый Душарина – чисто по-братски. Эти категории при сдаче экзамена тоже не проходят. Не все курсанты смогли удачно сдать экзамен с первого раза.
Хочется отметить, что наши преподаватели всем своим видом и поведением подавали нам образец того, каким должен быть инструктор альпинизма: всегда чистым, аккуратно одетым, душистым, доброжелательным и веселым. Занятия были больше похожи на выступление актеров, чем на лекции. Назывались наши занятия не уроками, а презентациями, т.е. Рональд и Бенуа творили все возможное и невозможное для того, чтобы нам было интересно и мы легко усвоили материал. Атмосфера во время обучения была необыкновенно свободной. По окончании обучения у меня появились не только новые знания и иной взгляд на альпинизм, но и большое желание стать во многом таким, как наши преподаватели Рональд и Бенуа и передавать свои знания всем, кто действительно хочет их перенять".
Спичка Андриян.
98
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Во первых Рональд Вайтхед - один из лучших в мире преподавателей. Это мнение UIAA и оно относится как минимум к разделу "Подготовка инструкторов".
Во вторых Канада нам сильно ближе по размерам страны и гор, климату, инфраструктуре. Много места, относительно "дикие" горы, экспедиционный стиль, опора на собственные силы, относительная неразвитость спасательной службы ( т.е. она есть и хорошо работает - но до нее обычно далеко).
И если не секрет.
У кого и где получал знания автор и в каком году?
Когда я закрывал третий разряд, нам не дали сходить после этого 3А. Вместо этого мы устроили занятия. Некогда не знал, что тогда мы работали по канадской методике.
а весь остальной мир кроме б. СССР - ходил и ходит в горы не в клеточку, а для удовольствия....
специально не учили - но когда все построено на клеточках - это автоматом подразумевается....
Как страшно жить!
Не устаю поражаться, как повезло мне с инструктором пятнадцать лет назад и как не повезло всем тем сотням тысяч, что были загнаны в клетки по перилам на двойки.
Результат работы канадского(нпр) инструктора - полученное участником удовольствие от восхождения
И ещё от Великого Мао: "чтобы сделать человека счастливым, нужно всё отнять, а потом немного вернуть"
обещают не научить, а сводить в клетку... и вперед на 2а гималайский стиль с поголовным перилингом....
Вот нашел эти же места в электронной версии:
cтр. 42-45 абзац про отношение к инструктора к своим обязанностям, как педогога. Это вообще один в один то, что ты говоришь про клетки и желание сходить гору любой ценой
стр. 179 и далее внизу про зажимы. Это как раз то, что ты пишешь про массовый гемалайскийский стиль и перилинг.
Так что если опустить описание технических приемов, то вы с ППЗ и канадскими специалистами исповедуете одно и тоже. Хочешь я тебе принесу бумажную книжку (там приемов почти нет)? Трудно видеть всё, когда намеренно закрываешь один глаз;)
ЗЫ: вставить цитаты сюда не могу из-за того, что при копировании виснет Acrobat Reader
я то разбирал как раз версию 2009 года. и да в книгах ППЗ много разумного и адекватного, но колличество грубейших ошибок достигло уже критичекой величины - и рекомендовать эти книги можно только в целяж обучения инструкторов на курсах повышения квалификации - квест - кто найдет больше ошибок.
зы. школа альпинизма старая у меня есть
Я говорю это на примере нашей высшей школы. У нас сейчас (после 90-х) с ней те же проблемы, что и с инструкторами в альпинизме. И студенты также хотят только "красный диплом", а не знаний и навыков. Но, к сожалению, замена всех программ на западный манер и смена специалистов на магистров ничего этого не поменяет. Потому, что проблема не в программах обучения, а в
1) низкой мотивации студентов учиться (потому как им нужна бумажка);
2) низкой мотивации преподавателей научить (потому, как за свою работу они не получают ни должной зарплаты, ни должного уважения).
ЗЫ: я тебе в личку письмо скинул
...В магистрах, в докторах хожу
И за нос десять лет вожу
Учеников. Как буквоед,
Толкуя так и сяк предмет.
Но знанья это дать не может.
И эта мысль мне сердце гложет...
Однако: Гётте, "Фауст".
Во-первых, вопрос направлялся к автору, а не к Вам, молодой человек.
Во-вторых, этот критерий придуман Вами и не имеет никакого отношения к получению знаний в клубе, по крайнем мере в нашем, где мы готовим уже более 4-х десятков лет.
И всё-таки автор ответит на вопрос?
Обучение проводилось ФАР
З.Ы. Как же у нас любят смотреть за океан, и тупо копировать все Западное- не видя своих отечественных достижений и разработок :(
Мы в него верим ;)
Разработки есть у П.П.Захарова. Или они тоже плохи? Тогда опубликуйте список литературы, на русском языке которая соответствует по вашему мнению "современному альпинизму". Или может у вас полно собственных трудов? ;)
Своих трудов у меня хватает.
В какой библиотеке можно посмотреть их? :)))
Из методических помню(ещё пока) 90-го года И.Хариняка и др.(УМЦ "Эльбрус", меньше 100 страниц, тираж скорее не больше сотни), из той же серии ситуационные задачи, опубликованные как-то здесь да днепровский сборник 89-90 года программ подготовки с некоторым количеством проблемных статей во второй части тиражем 500 экз. Были ещё более тоненькие методички по вопросам страховки управленияальпинизмапрофсоюзов ещё более древних годов.
Нет современной литературы на русском, даже грамотных переводов...может я не знаю?
Вся доступная информация в архивах Риска в разрозненных постах энтузиастов...ищите
Если сделать скидку на корявый перевод и давность, то информация, изложенная в нем, подана в том же ключе.
Зато будут миллионы российских зрителей на очном ЧР...
Страшнее представить тот альпинизм, который захотят смотреть у телеков миллионы наших зрителей, запивая чипсы пивом...
А канадцы бесплатно делились своими знаниями?
На мой взгляд бывшего преподавателя они великолепны...заставили всех не просто смотреть-слушать, а напрячь все извилины и думать
да и работа по 12-14 часов в день - не очень похожа на "стариковские посиделки"
Все, о чем мы говорим есть и было, но у нас возможны исключения, а инструктор UIAA никогда (никогда!!!!!!) не позволит сделать то, чего делать нельзя, потому что нельзя. А у нас, если очень хочетя, то все можно, хоть и опасно, хоть и неправильно.
А как инструктор в отсутствии разрядов и нормативов определяет уровень практических навыков и теоретических знаний клиента, которого не он учил? Путём тестирования в неформально-личном общении с последующими авторитарно-субъективными выводами?
Считаю характеристики пережитком советской системы.
А вот рекомендации - необходимы. И если не рекомендую - то почему тоже должно быть.
Не каждый готов меняться...
http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2011/06/21/2571
http://www.alpfederation.ru/journal/centernews/2011/08/03/2726
а лучшие итоги - отзывы участников ;)
:))))))))
И как вообще получить это тайное знание? И когда это тайное знание станет общедоступным, чтобы все, кто занят в учебном процессе могли бы найти для себя что-то новое?
Думаю, сейчас можно больше узнать о "тайных знаниях" на сайте ENEQ, правда, тоже не по-русски...
Неизвестно, где в какой Российской школе училась эта альпинисточка, но даёт обобщающую диагностику всех Российских школ, о которых, как видно, не имеет никакого представления.
А главное заступник в виде Веденина, который пытается ответить на вопросы, которые ему не задают.
Старательно рекламируете канадских мальчишей?
Что за непонятный антагонизм?
Особых учебников и методичек не помню. Потом с опытом просто поимаешь, что показывать и говорить,
включая в конце занятий что-то от своего опыта хождения.
Сейчас все забылось, пытаюсь вспомнить, но недавно наблюдал занятия новичков современными молодыми инструкторами, вроде все логично было. Так что если ФАР предлагает что то, то я думаю что они понимают что и как... Все таки идет обучение инструкторов, в том числе и военнослужащих, а значит есть и свои методички (или как?). А к любым новым предложениям отношусь как к курсам повышения квалификации, или как минимум всегда есть что то новое. НО МЕТОДИКА - ШКОЛА НЕОБХОДИМА
А про клеточки и разряды.... Грустно наблюдать что в Узунколе все в очереди только на Доломиты. Но с возрастом это проходит. Если вспомнить себя в том же возрасте, то выбор гор больше зависил от инструктора и его мудрости, а мы действительно думали о клетках.
(да, еще про методики) Если кто то этим занимаеться или думает что занимаеться, возможно взять что то в письменном виде от старшего покаления, проанализировать и с их разрешения сделать свое, отвечающее более современным требованиям, к сожалению у старшего покаления наблюдается максимализм юношеский и шоры на глазах.
заодно и канадцев можем приплюсовать.
это толстая пачка бумаги которая не имеет ничего общего с реальным миром и которую никто не выполняет... ну и нафиг она тогда нужна?
Но это никак не методика...примерный объём всреднем необходимых часов занятий; главное в ней - требования к уровням подготовки("знать" и "уметь", причём без уточнения критериев усвоения)...конечно, простор для творчества, только творчеству особо не обучали на ШИ
Всё творчество в последнее время направлено на сокращение занятий в бройлерских программах
кому нужна бумажка на которую все давно наплевали и забыли? бумажка не содержащая в себе не одного конкретного ответа ни на один вопрос?
в других реалиях те самые матрасники (о которых что-то как-то с пренебрежением) своими членскими взносами, бабками, которые они тратят на снаряжение, платят за хижины и за те самые курсы, короче всем этим денежным потоком, дают возможность развивать спорт высоких достижений. за свои бабки теперь мало кто реальные маршруты ходит, большинство таки рвуться проспонсироваться. и система неплохо работает.
а у нас похоже жажда ничто, имидж все. все в погоне за золотым ледорубом, от значка до качка. а кто не попал, тот лох (с)
ну, не знаю, правильно ли это.
Да. Так и назвал их: спортЦмены.
И тем самым дал урок современного отношения к предшественникам.
"Плюнь в прошлое. И, по законам Менделя, получишь, на свою голову, ведро гуано из будущего"
Это вы о трудах Кисилева и Душарина?!
А в лицо им эти слова, слабо повторить?
Такое отношение безусловно правильно.
Но здесь ИМХО наблюдается явление - "Дураков заставили молиться Богу". Т.е. то, что можно было дать инструкторам в виде дидактического материала, для общего развития, пытаются зделать основой всей системы обучения, при этом полностью разрушиая собственную школу.
Не мной придумано, что понимание фомируется в словах. Здесь же видно, что люди прошедшие обучение по канадской методике не могут внятно объяснить в чём её смысл и в чём собственно отличия от нашей школы. Максимум до чего они дошли это:
*** Да бог с вами... Не хотите - не учитесь***
Похоже, что от прохождения курса, вместо знаний у них остались только впечатления, как после бурной интимной ночи - "Бы-ы-ыло хорошо-о-о!" А почему так было? Как это повторить? Ответов нет.
Но молодцы, что радуются как дети хоть какой-то информации, которую получили не тем образом каким получали в начальной школе.
Я ж тебе говорил, трудно сформулировать в двух словах, даже не стоит пытаться(ты бы смог о в двух строках о своей методике в промальпе?я помню..). По-хорошему нужно поработать, аккуратно применить, соединить с прежними методиками (по мере возможности). А требовать сейчас - расскажите всё! - несолидно для зрелого человека, это вон пацаны жаждут подробностей о бурной интимной ночи
Бог с вами. Какой там всё? Хоть пару слов свяжите без наведения теней на плетени и без агрессии.
Ну... Если вы - солидный человек не дозрели до маразма.
А за пацана... Спасибо за комплимент.
Советская школа была - есть и будет...
Обидно что пришедшие к власти пытаются все разрушить до основания . А потом"мы наш мы новый..."
Да-а-а..." Высокий уровень образования" даёт канадская система!:)))
Эллочка "людоедка" отреагировала бы на советскую систему альпинизма большим количеством слов!:)))
Хотя... "Обалдеть" - длинние чем "кю".
работаю в европейской системе.***
Отсюда поподробнее. А что в этом нового? Только то, что уровень участника-клиента будет определять инструктор единолично(возможно руководствуясь корыстью), а не коллектив инструкторов с начальником учебной части с учётом мнения группы? Разве при обучении по нашей системе нет возможности отделить от процесса участника с явно купленным разрядом, либо имеющего большой перерыв в восхождениях. Для чего по-вашему в системе существуют "открывашки", подтверждение разрядов, восхождения на схоженность.
ту фразу я написала скорее не для вас, а для других людей, что бы они были в курсе, что дела обстоят не так, как вы представили. когда говоришь лично с вами, создается впечатление, что говоришь с бесконечной вселенной... :))))))))
Ну дык... Не мной придумано, что внутренний мир каждого человека это целая вселенная.:) Поэтому и общение между людьми всегда считалось одной из высших ценностей. Хочу только надеяться, что Вы не воспринимаете общение со мной как крик в пустоту...:)
Цель нашего курса: аттестовать действующих инструкторов по нормам УИАА для дальнейшего преподавания в ШИ. Соответственно задачи ставились с учётом уже полученной в России квалификации, опыта и и цели - показать методики преподавания. Техника служила скорее методинструментом, демонстрацией уровня требований.
Конечно, много времени потеряно на переводы, Рональд хотел убедиться, что его поняли правильно и ничего не упустили.
Было мало прямых указаний, что делать; чаще давались задания(по организации занятий) на самостоятельную работу с использованием своего опыта и консультаций, их можно было получать чуть ли не в любое время суток. Результаты долго разбирались, потом канадцы показывали свои демонстрации уроков и снова задания.
Теория была, большое внимание уделено управлению и психологии группы(в т.ч. попытка и на нашем примере) и методике планирования всего...планировали много, в жёстких временных рамках, с постоянными запасными вариантами и разборами результатов выполнения планов.
По самой аттестациии: требования к спортивной форме высоки, о них уже писали(а переаттестация каждые 3 года), требования к безопасности жёские(включая подготовку мест занятий, Бенуа на подготовку места под драйтулинг потратил день).
Об отличиях инструкторов наших и УИАА: разный уровень ответственности...инструктор УИАА несёт полную(т.е. и уголовную) ответственности за свои действия и подготовку группы, в т.ч. за снаряжение участников, полноту информации о маршруте(и подходе, трек GPS и кроки с азимутами, а также знании её участниками), наличие у себя всего необходимого(список более 20 позиций), разумеется, соотвествие подготовки участников маршруту..."участник сам виноват" не прокатит, по крайней мере карьере конец.
При этом, повторю, значительное число инструкторов - волонтёры, т.е. общественники. Быть инструкторм в клубе очень почетно.
Ещё раз повторю - давали мало готовых решений, ко всему толкали приходить самостоятельно, поэтому и результаты курсов каждый должен оценить сначала сам. Конечно, хотелось бы по итогам собрать методику в бумажном виде, но пока не готов, да и нужно сначала опробывать. За помощь буду благодарен, на пустые бла-бла даже не обижусь.
ЗЫ:Чтобы отсечь всякие дальнейшие разговоры о ППЗ: будучи в его время Узунколе, хорошего о царьке сказать не могу...кто был, поймёт. О его книгах уже сказал.
Что касаемо книг, то автор к моменту их написания уже давно забыл собственно работу инструктором, всё царевал
ЗЫ: кто хотел помочь, тот понял...в этом и есть канадский метод)))
Как Вы знаете, с 21 августа по 11 сентября в альпинистском лагере «Безенги» работала Центральная Школа Инструкторов (ЦШИ). Именно там мне удалось пройти полный курс обучения в этом году, и под руководством именно тех инструкторов, которые в начале августа прошли описываемую в данной статье аттестацию по курсу «Alpine Instructor” (по канадской методике).
Хотелось бы поделиться некоторыми своими впечатлениями, что я получил в результате окончания Школы:
o Конкретную и эффективную методику подготовки, построения и проведения практических занятий. Основной упор на интенсивность обучения - одновременное обучение всех участников группы, без потери качества и безопасности.
o Чёткое понятие «критериев освоения» обучающимися правильного выполнения технических приёмов (по каждому техническому приёму набор признаков их корректного выполнения, Fly Check, FeedBack и т.д.).
o Жёсткий подход к обеспечению безопасности на всех этапах обучения и используемому снаряжению.
o Стандартизация техник работы на различных формах горного рельефа.
Ну и многое другоое, что, по-моему, и кроется в словосочетании “стандарты обучения UIAA” (UIAA Training Standards).
В течении самой Школы свободного времени фактически не оставалось – практические и теоретические занятия проводились по 9-10 часов каждый день. При этом по умолчанию подразумевается, что Вы должны уже на хорошем уровне владеть основными техническими приёмами. Акцент в основном делался на то, как и в каком виде построить практический урок, чтобы максимально эффективно преподать эти приёмы другим.
Процесс обучения был построен таким образом, что после каждого этапа необходимо было подтверждать свои знания и умения зачётами и экзаменами. Причём на проведение практических уроков время всегда было жёстко ограничено, и Вы должны успеть за данное ограниченное время (около 40 минут) максимально отработать с группой «виртуальных» учеников выпавшую Вам по жребию тему. При этом Вы сами заранее определяете, с группой какой квалификации Вы работаете.
Я не знаю, как шла подготовка в старой Школе инструкторов, поэтому мне сложно с чем-то сравнивать. Но по моему подготовка по так называемой канадской методике логична и продуктивна, и это конкретно чувствовалось в процессе обучения в Школе.
Конечно, отдельное спасибо тренерам ЦШИ, прошедшим подготовку по данной канадской методике и постаравшихся передать её нам – Мариеву Андрею, Веденину Сергею, Аккаеву Азнавуру, Козлову Александру. Они все оставили в нас частичку своей души.
Рональд Уайтхед и Бенуа Валера также остались в Безенги и на период работы ЦШИ, где осуществляли "жёсткий" контроль за её проведением тренерами Школы. Именно может даже больше за тренерами, чем за нами... Хотя, наверное, за теми и другими одновременно. Как то это у них очень профессионально получалось ...:)
Я правильно понимаю, хотя почти ничего непонятно?
Учащимся рисовали ситуацию и они должны были самостоятельно пытаться разрешить все вопросы связанные с предлагаемой задачей.
Причём, учашиеся всё это делали под жёстким контролем преподавателя.
То-есть между ними существовала жесткая обратная связь.
При этом на каждом следующем занятии учащиеся должны были показать собственные знания с предыдушего занятия.
Так?
Конечно, принципиально революционного в этой методике нет, скажешь ты...все стихи уже написаны Гомером.
Конкретно интересует: Техника «короткая веревка»
• использование данной техники, принимая во внимание особенности рельефа
• технические аспекты данного метода передвижения
• место участников и дистанция между ними во время передвижения
Хотелось бы,чтоб пояснили по поводу таких пкнктов,как• выбор методов обучения и инструктирования в зависимости от клиента и цели
• проявление сочувствия и сопереживания к ограничениям и обеспокоенности своих студентов, клиентов и людей в связке
• соблюдение баланса между лидированием и сотрудничеством
(из программы УИАА) . Не видел таких вещей,как:*Организация и тактика проведения восхождений новичков и значкистов.
*Организация и тактика спортивных восхождений разрядников.
Короче,из раздела "Знать и уметь": основы организации и тактики проведения восхождений, составления тактических планов, правила решения тактических задач; Организовывать взаимодействие связок и тд.И не надо цеплятся к словам-новичок,значкист,разрядник.
Техника короткой веревки из категории "интересное"(в отличии от "необходимого" и "важного"), а серьёзно изучается при подготовке на гидов.
• методы обучения - нпр., лекция-семинар, командный, руководимое открытие, решение проблеммы, обучение ч/з задание, взаимообучение в малой группе (перевод терминов приблизительный)- и выбираются в зависимости от клиента и цели.
•в контексте принципов пирамиды Маслоу
•в контексте стилей лидерства - дерективный, продажа(буквальный перевод), сотрудничество, делегирование - выбор(баланс) стилей от ресурса группы и степени риска.
Отсутствие тактики можно объяснить тем. что изначально подготовка опирается на нашу программу, т.е. на их взгляд вопросы тактики у нас достаточны; вот, нпр, транспортировку пострадавшего больше мы им показывали да и в первой помощи их дополнения касались в основном юридических моментов - как оказать помощь без риска судебной тяжбы...крепко тяжбами грузит страна юристов и адвокатов(((
Кроме того, вопросы планирования выхода(большая часть тактического плана) рассматриваются отдельно и очень подробно.
И по поводу взаимодействия: жумары и перила только на бигволах...не готов лезть - не лезь, тренируйся, сходи, что по силам. Перед их клиентами не стоит задача сходить в клетку...тока для удовольствия (в анкете, заполняемой участником, нет вопроса "как самый маршрут сходил"...вопрос "на какой категории лидировал")
Задачи должны всегда решаться в режиме блица.
И все занятия должны происходить и они всегда эффективны, когда преподаватель знает и не только знает, но и чувствует, кто перед ним сидит.
Потомучто информация всегда должна знать какой перед ней объект сидит иначе она не сможет быть переработана объектом. Она всегда должна быть в той форме какой её максимально правильно воспримут.
А в горах блиц очень часто встречается.
Альпинизм всегда требовал и требует высочайшего интелекта и наверное ребята молодцы, заставляя энергично работать мозги, выводя их из коматозного состояния путём самостоятного решения соответствующих задач.
Приэтом преподаватель получает максимальную информацию, даже иногда порой ту о которой и не имели представления.
То есть самообразование за счёт неожиданых решений, пусть не совсем подготовленных в методическом смысле.
Такие школы проводились в 60-х годах, причём в уникальной обстановке высокогорья.
Поэтому, Виктор, Я и заставляю свой народ играть в блиц и всё подобное делал всегда.
Ты угадал: "...все стихи уже написаны Гомером"
Речь, скорее, идет о способе подачи информации, в другом подходе к общению со своими курсантами и полной стандартизации методики преподавания.
сложно отрицать очевидные вещи - сейчас преподается зачастую "кто в лес, кто по дрова", уровень знаний и степень отработанности навыков у курсантов в зависимости от клуба и конкретного инструктора могут сильно отличаться. При стандартизированной системе преподавания эта проблема решается. ( Сужу по личному опыту работы в немецком альпклубе и по их методике преподавания, схожей с уиаашной). Плюс добавляется "психологический" момент - не все инструкторы ведут себя корректно и уважительно к своим курсантам, и это к сожалению тоже печальный факт.
Так вот мне, лично, кажется что этот опыт очень полезен и говорит не о том что в России нет хороших преподавателей, а о том, что структура и стандарт дают возможности лучшего контроля, и тем самым способствуют повышению безопасности. Ну и молодые инструкторы начинают смотреть иначе на свои взаимоотношения с курсантами.
все ессно личное мнение
Результат работы канадского(нпр) инструктора - полученное участником удовольствие от восхождения"" К тому же ---"Плюс добавляется "психологический" момент - не все инструкторы ведут себя корректно и уважительно к своим курсантам, и это к сожалению тоже печальный факт"" = ""если он полный идиот - то смотрит в книжку альпиниста и ей верит, если нет - то ведет людей на занятия и смотрит..."",причем,хамство не только к курсантам,но и к "коллегам по цеху".
Скажите прямо: приобретаем аргументы - "корочки" о знании-владении правил UIAA.
Конечно, советская/российская школа подготовки отличается от заморских. У каждой есть своя история и свои особенности.
Конечно, желательно, изучать опыт коллег. Но, зачем ихним опытом попирать свой.
>>> Как любой вид спорта, мировой альпинизм не стоял на месте … . В нашей же стране, … альпинизм развивается по старой системе альплагерей и спортивных разрядов.
>>> Желая вернуться в полноправные члены мирового альпинистского сообщества, руководство ФАР решило усовершенствовать систему обучения инструкторов …, чтобы система обучения альпинизму в нашей стране соответствовала мировым требованиям.
>>> Атмосфера во время обучения была необыкновенно свободной. По окончании обучения у меня появились не только новые знания и иной взгляд на альпинизм, но и большое желание стать во многом таким, как наши преподаватели Рональд и Бенуа
Вы им еще кошки наточите. И за "водкой-селёдкой сбегайте.
=================================.
Да. Раньше была «система альплагерей и спортивных разрядов». Именно, СИСТЕМА:
- Сначала, с инструкторами, осваивались БАЗОВЫЕ знания-навыки. Которые закреплялись соответствующими маршрутами.
- Затем, рост квалификации продолжался в составе спортивных групп.
В такой системе, предыдущие маршруты были основой для прохождения последующих маршрутов.
В такой системе, альпинист, также, осваивал необходимые знания спортивной медицины и спасательных работ.
А, вообще, средства соответствуют цели:
- Раньше, альпинизм был относительно массовым видом спорта. Поэтому, нужна была СИСТЕМА.
- Сейчас, альпинизм – спорт для немногих. А для "относительно многих" - это развлечение. И "гидам", которые обслуживают развлекающихся, наличие общедоступной СИСТЕМЫ невыгодно.
И эту СИСТЕМУ добивают. Под корыстные вопли о «клеточках». Под аллилуйя "заморскому уровню".
не был этот спорт никогда массовым - сейчас ходят в горы примерно тоже количество людй, что и в 80-90.
И в 80-90годы 90% составляли новички по халявным путевкам с соответствующим уровнем мотивации ... из них не более 1% - дальше ходили
Индустриальная система советского альпинизма, это программа, как инструктору за 21-24 дня из 10 немотивированых новичков выбрать одного ,который может быть станет спортсменом, судьба и чувства остальных его волновать не должна - у него есть ПРОГРАММА! ( и пожалуйста не надо мне про исключения - они только подтверждают).
В этом и отличие, для советского альпинизма - главное - ПРОГРАММА, команда и результат - для нормального ЧЕЛОВЕК! И тоже не надо мне про командный дух советского альпинизма и индивидуализм западного - это все тоже не более, чем истерика.
Мечты о госфинансировании и стоны, как раньше все бло лучше - это обычные стоны, с ними даже разбираться не интересно.
Еще более опасное для альпинизма - это увереность, что альпинизм это спорт, и все должны играть по одним правила - т.е. ходить в клеточки.
НЕ ДОЛЖНЫ! Люди имеют право ходить в горы, а игры в клеточки, звания и разряды это только игры, но при этом игры по устаревшим и негодным правилам.
и учиться и заполнять клеточки это совсем не одно и тоже, а скорее противоположное.
повторюсь - когда целью процесса обучения является достижение вершины ( любым способом) то ни о каком обучении ( в смысле качественном и для всей группы) говорить не приходится - один вылез , перила повесили и вперед - все с разрядами - продолжайте
НО!! критерием достижения цели, т.е. выполнения задачи, в учебном альпинизме является - достижение вершинв/прохождение маршрута, как хотите так и называйте - вот в этом и состоит проблема - есть благая цель - НАУЧИТЬ, но оценивается она по заполнению клеточек - и вышестояшим начальством и участниками. Что первично, а что вторично это не очень важно - важен резульбат - толпы второразрядников с устойчивым навыком жумаринга - я то не против - мне только работы больше. Но некоторые говорят, что это единственно правильный и верный путь.
А что, канадская система даёт возможность беспредельного самодурства единоличного сертифицированного инструктора?
Да и делать инструктор может все, что угодно - пока в суд не пойдет. Ибо по тамошним правилам инструктор несет полную ответственость за участников, а не как в наших правилах - ТОЛЬКО ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ.
И в 80-90годы 90% составляли новички по халявным путевкам с соответствующим уровнем мотивации ... из них не более 1% - дальше ходили***...
Это просто оголтелая клевета, расчитанная на незрелую молодёжь родившуюся в 90-е.
Во-первых, если делается попытка сравнивать сегодняшнюю массовость с каким-то периодом надо точно определить о 80-х годах речь или всё-таки о 90-х. Два этих десятилетия по массовости альпинизма отличались как небо и земля! Падение массовости(почти до нуля) произошло почти одномоментно с развалом союза.
Во-вторых, в 80-е на халяву предоставлялась клубам-секциям только каждая пятая путёвка, т.е. 20%, а никак не 90%!
В 90-е годы путёвки канули в лету.
Зачем так нагло врать.
***Еще более опасное для альпинизма - это увереность, что альпинизм это спорт, и все должны играть по одним правила - т.е. ходить в клеточки.
НЕ ДОЛЖНЫ! Люди имеют право ходить в горы, а игры в клеточки, звания и разряды это только игры***
Люди имеют права избираться президентами государств, летать в космос туристами, погружаться в морские глубины... Только непонятно зачем качать эти права брызгая слюной???
Каждый альпинист для тренировки бегает на любительском уровне, но мы ведь не е...м мозги федерациям лёгкой атлетики, чтобы они нами занимались. Почему же федерация альпинизма - федерация по виду спорта, должна заниматься пузогреями не признающими даже правила игры???
Хватает вам понимания горовосхождений на пузогрейно-клубном уровне, ну и создавайте школы для чайников, обучайте матрасников правильному поведению в горах. И Удачи вам в получении безопасных удовольствий!
знаете - раскажите. я знаю - но сейчас нет под рукой цифр, могу ошибиться ( несильно), поэтому - завтра. Посмотрю в бумаги управления альпинизма СССР.
Про халявные - ну были они платные - ценой в одну стипендию - это , что не халява?
А отношение к основной массе людей , которые ходят в горы вас очень качественно характеризует, может поэтому и нет у вас альпинизма.
Заодно, если нетрудно, уточните года, когда а\лагеря впали в "ступор".
А альпинизьму у нас... Да откуда взяться. Так... Трое конченых спортиков прошли все 8000-ки, но это ж не достижение! В СНГ уже никто и не хочет выполнять эту "программу позавчерашнего дня". После Месснера она уже не котируется!:-))))))))))))))))))))))))))))))
Нет клубов, но образуются самодеятельные сообщества любителей. Раз канадская система развивается без разрядов, то в ней, видимо наши сильные любители тоже могут на что-то претендовать?
а так смотрите по др. документам - по путевкам было еще меньше...
В решении Пленума Совета Федерации альпинизма СССР от 19.03.1988 г. написано:
«Количество занимающихся по альпинизму и скалолазанию на 01.01.1987 года – 34.236 человек (на 01.01.1985 г. – 37.636 человек)
Любопытный документ обнаружен – «Список для определения делегатов на отчетно-выборную конференцию Федерации альпинизма СССР (утвержден на президиуме Федерации альпинизма ССР 05.09 и 23.10 1989г.)
Республика Кол-во заним-ся кол-во заним-ся
по альпинизму по скалолазанию
(Ш разряд и выше) (Ш разряд и выше)
РСФСР 7053 4443
Украинская ССР 3058 2879
Белорусская ССР 685 15
Узбекская ССР 886 670
Казахская ССР 1381 759
Грузинская ССР 283 178
Литовская ССР 159 72
Азербайджанская ССР 76 44
Молдавская ССР 129 54
Латвийская ССР 178 119
Киргизская ССР 311 305
Таджикская ССР 251 148
Армянская ССР 110 124
Туркменская ССР 51 93
Эстонская ССР 147 42
г.Москва 805 530
г. Ленинград 1444 980
Итого: 17007 11455
Примечание: - кол-во занимающихся дано по отчетам республиканских федераций»
вперед - слабо спорить с цифрами?
А вы ещё видите здесь тему для спора??? Эти цифири полностью подтверждают мою правоту!
Это вас канадцы так зомбировали, что вы перестали воспринимать и оценивать очевидные вещи.
У-у-у, батенька... Да вам не учиться, вам лечиться надо. Поберегли б вы свою психику от новомодных методических течений.
Выздоравливайте!
скромная современная оценка ФАР - в Росии около 10 000 человек, что непорнятно и в каком месте ошибки? ( в официальных альпмероприятиях понятно, что меньше) - ну и фраза "количество занимающихся" - это тоже не вся правда - выгодно было слегка завысить кол-во.
Значек альпинист России и 3й разряд в 2010 году выполнили 1572 человека. Количество людей, которые ходят в горы независимо от фар - по разным оценкам от 40 до 60% ( оценки Эльбрусской ПСС).
продолжайте....
PS давно известно , что спорить с цифрами сложно, и когда совсем уж нечего сказать - то остается только хамить. увы...
И главное, что это, видимо никому не нужно. Попытайтесь изучить математику хотя бы до четвертого класса и понять, что по вашим же данным: (на 01.01.1985 г. – 37.636 человек), 23.10 1989г - 17007 по союзу.
За четыре года массовость упала в два раза. Очевидно и в России пропорционально. Про 90-е годы (ваши же слова:***сейчас ходят в горы примерно тоже количество людй, что и в 80-90.***) вы вообще "скромно" умолчали.
Сейчас массовость стала расти после развала 90-х и количество совпало с данными на 1989год. Локальная точка спада совпала с точкой возрастания(ой куда это я? это ж высшая математика:), гораздо выше 4-го класса). Ну и что вы пытаетесь доказать своим некорректным жонглированием цифрами?
И какое отношение эта статистика имеет к вашему пустозвонству:
***И в 80-90годы 90% составляли новички по халявным путевкам с соответствующим уровнем мотивации ... из них не более 1% - дальше ходили***
???
читаем - «Количество занимающихся по альпинизму и скалолазанию на 01.01.1987 года – 34.236 человек (на 01.01.1985 г. – 37.636 человек)
далее -
Кол-во заним-ся кол-во заним-ся
по альпинизму по скалолазанию
Итого: 17007 11455
сложить цифры сами сможете или помочь?
и 87-89 год это не упадок это рассцвет альпинизма в СССР - учите историю , СССР просуществовал до 26 декабря 1991 года.
спад наступил гораздо позже уже в начале 90-х и до их конца
Себя имеете ввиду? Даже не предтавляете как трудно, когда человек даже писать не научился в читабельной форме, и информацию вываливает как мусор в разных форматах.
*** 87-89 год это не упадок это рассцвет альпинизма в СССР***
Снижение показателей на четверть это признак рассцвета??? Обратитесь к специалистам. Может не все хорошие психиатры из России за бугор разбежались.
***спад наступил ... уже в начале 90-х и до их конца***
Эту мысль я и старался вам вдолбить. Только зачем вы делаете вид, что поняли это самостоятельно?
Похоже у вас не осталось ни одного аргумента, кроме ослинного упрямства.:-\
во воторых статистику собирал Шатаев, и тогдашние ФА - я тут не причем :))
в третьих - горы раньше были выше, трава зеленее а девушки моложе и симпатичнее..
...Наши девушки и сегодня о-го-го! Но вы видимо и тут не причём!:)))
Предлагаем не упрямится, а двигаться вперед, развиваться, брать лучшее и отвергать все отрицательное.
Или болото лучше?
Это раз.
Да и Альпинисточка бедненькая, загнана режимом совковым по клеточкам, без опыта, без навыков. В погоне за разрядами... И какие были у нее инструктора??? А это как-раз я. Выше уже упоминал. Мне стыдно за себя. Дальше постараюсь исправляться. Какие наши годы.
Это два.
И наконец собственно о статье. Довольно объемная. А информации в ней только то, что состоялось событие. В общем немного и размыто. Не могу сказать, что понравилось
как-то так
а те, кто ходит 2ки и 3ки 20 лет, когда-то тоже начинали и их мотивации хватило на то чтобы всю сознательную жизнь в горы ездить. а инструктор с Вашим взглядом на происходящее слил бы их на начальном этапе, за "мучение ануса". и получились бы из них великие пианисты и известные ученые, а не лузеры вроде нас :)))))))))
Вы чего, народ? какой спорт? Какая нацеленность на результат? Вы всерьез считаете что это основная составляющая альпинизма?
Хотя это, конечно, бесконечный оффтоп...
я говорю, что для альпинизма как понятия, целью является восхождение на гору, или прохождение конкретного маршрута. просто пойти под горой посидеть изначально без цели, имхо не совсем альпинизм.
но то, чем мы занимались пару месяцев назад - альпинизм безусловный, потому как был запланирован обязательный выход на вершину с целью встречи многочисленной группы чайниц, для дальнейшего их сопровождения к пиву, виски и покеру. а тот факт, что альпинизм, как зачастую случается, закончился треккингом, не умаляет наших безусловно боевых заслуг ;)))))))
Вова, а я давно хотел бы заняться этим, как его - ах да, "паркетным альпинизмом"!
Ты, эта, как нибудь вспомни о нас с Лёхой! (Ну, ты надеюсь понял, про какого Лёху)))) Короче, нас этому надо научить и направить.
И треккингом тоже с удовольствием занялся бы, и безусловным альпинизмом, как в комментарии уважаемой паниКа!
все остальные правила спорта в альпинизме не выполняются - это я о соревнованиях
Спорт - составная часть физической культуры - комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнования по таким упражнениям и комплексам, а также система организации и проведения этих соревнований.
знаете, мне именно этим и нравится уиаашная система обучения - она отнимает у таких вот "спорцменов" как вы право решать - кому быть альпинистом, а кому нет, ну и над курсантами изголяться.
• выбор методов обучения и инструктирования в зависимости от клиента и цели
• руководство, проверка усвоения материала и навыков, отслеживание прогресса у отдельных людей . В УИАА правом решать,кто альпинист,а кто "треккер",как Вы же выразились,кто занимается?Неужели сам Папа Римский!?
Успехов Вам в измерениях.
СПОРТ это деятельность направленная на ДОСТИЖЕНИЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ и ЗАПРЕДЕЛЬНЫХ результатов. Состязательность входит в него как естественная органическая составляющая. А уж будут ли это соревнования, фестивали, хит-парады... Не принципиально.
Noun
alpinism (uncountable)
Mountain climbing, especially in the Alps
Где:
Mountain climbing = The activity of climbing mountains, or scaling rock faces
Кстати с тем, что это activity я согласен :)
Ну, или, для кого-то - образ жизни.
Ну и книги, если петцль - за свои рекомендаци несет полную юридическую ответственость, то авторы типа ППЗ - пишут "советы самоубийцам" и ничего - на свободе.
по школе - прости - шас доделаю одну работу - много букв - пришлю.
Ну дык... Школы всякие нужны...
Даже не представляете как радует появление ещё одной системы, напоминающей финансовую пирамиду, позволяющей не списывать чайников с "волчьим билетом", а сливать их к "канатцам".:)))
В общем теперь можно не травить байки про чёрного альпиниста. Достаточно новичкам перед сном рассказывать страшилки про инструкторов УИАА.:)))
А людей, которые сильно и надёжно ходят мы тоже регулярно наблюдаем.
посмотрела профайл - вы же из Казахстана, а вашей системе совершенно ничего не угрожает ;))))))))))
всего наилучшего
Это высказывание можно считать признанием???
Сознаётесь, что российской системе вы всё-таки угрожаете реально?:)
А нам очень интересно, с кем интегрироваться для развития постсоветской системы! Согласитесь, очень большая разница, объединиться с единомышленниками в рамках СНГ и влиять на развитие системы УИАА или иметь дело с диссидентами тупо импортирующими западные "ценности" к нам.
я то лично кому угрожаю реально??? в рамках чего???
как руководитель секционной подгруппы и инструктор обучавшийся и обучающий по схожей системе, я пытаюсь донести, что на вопрос можно посмотреть и иначе, чем хаить, не зная на самом деле о чем точно идет речь. и все. у меня нет абсолютно никаких резонов. у вас кругом враги? пожалуйста, только без меня плиз.
в чем проблема? сделайте красивую стройную систему, которая будет с удовольствием перениматься не только соседними странами, но и по всему миру, а может быть даже в соседних галлактиках. a шоколадом поливать из-за угла проще всего.
давайте уже закроем тему, нет в нашем разговоре смысла.
узнаю много нового :))
Это будет самым милосердным шагом.:)
А то у вас уже начинаются такие болезненные реакции на шутки со смайликами... Того и гляди недалеко до проблем со здоровьем, как у SVedeninа.:)
А доставать я лично никого не собирался.
Владимир Кавуненко, как и другие наши товарищи, с которыми мы ходили на вершины, — это эпоха в альпинизме. Вторая половина XX века. Она ушла, и вместе с ней исчез советский альпинизм. Явление уникальное и неповторимое. Тысячи и тысячи наших соотечественников ежегодно занимались этим видом спорта за счёт профсоюзов. Система наших альпинистских лагерей с обязательным начальным обучением технике аль-пинизма и профилактикой несчастных случаев, регламентацией постепенного спортивного роста, определяемого спортивными разрядами, делали наш альпинизм беспрецедентным. Нигде в мире такого не было и ничего подобного не будет. Наше поколение начинало в конце 40-х годов. А перестали мы ходить на вершины уже в 90-х годах. В последнее десятилетие не только сама организация альпинизма, но и вся техника его изменились. Мы смотрим теперь старые альпинистские фильмы «С добрым утром, горы снежные» или «Синие горы», с чувством сладкой ностальгии и грустной улыбкой, ибо техника альпинизма нынче уже иная, нет советской организации нашего вида спорта. За восхождения теперь надо платить большие деньги, они стали недоступны студентам и всем простым людям. Правда, наши ребята — люди с большим напором. Они находят спонсоров и совершают восхождения на вершины Гималаев и Каракорума, такие восхождения, о которых мы и не помышляли. Но это единицы, а не тысячи.
Вроде бы альпинизм нашего времени — уже история. Но неизменно главное — дух. Стремление к вершине, освоение новой техники восхождения. Выработка тактики и стратегии в достижении цели. Самоутверждение. В этом весь альпинизм. Так было вчера, так оно сегодня и таким будет всегда.
p.s. тут где-то сказано было, что модно нынче отрицать всё иностранное, но тема ясно показывает что как-то приятнее теперь заляпывать говном наше, былое.
Владимир Кавуненко, как и другие наши товарищи, с которыми мы ходили на вершины, — это эпоха в альпинизме. Вторая половина XX века. Она ушла, и вместе с ней исчез советский альпинизм. Явление уникальное и неповторимое.
ушла и не повторится, и слава богу - почему, кто-то должен иметь возможность/право запрещать людям ходить в горы? с какого?
"а вы в курсе, что смертность в горах, где не заполняют клеточки меньше, чем в наших в этой гонке за висюльками?"
Это попытка статистического просвещения? Хорошо-бы в цифрах и годах посмотреть. Например я физически не мог ездить .
SVedenin 23:29 09.10.2011
вот вы знаете сколько было продано в самом начале 90-х ( а это расцвет советского альпинизма )
В эти годы одна знакомая женщина пыталась покончить жизнь самоубийством. Причина-нечего кушать, негде работать, нечем кормить грудного мальчика. Слава богу, ее в этот период нашли друзья, помогли.
Мы в гости на праздники ходили друг к другу со своим хавчиком (было понятно, что хозяева не смогут прокормить гостей).
Наверное Веденин совсем жизни не видел... Зато умеет поучать налево-направо.... даже трудно остановиться, после того, как почитал его опусы. "90е... расцвет..." Я-бы назвал 90-е закатом советского. А далее, кто смог приспособиться к новым условиям - приспособился. Но очень многие инструктора (из цвета нашего альпинизма) уже не вернулись в горы.
В 90-х - все силы тратились на то, чтоб накормить детей. Это у БОЛЬШИНСТВА населения нашей страны.А молодежь без инструкторов ходила. Или по крайней мере в колоссальном их дефиците.
Может надо относительно массовости глянуть на цифры (я в курсе, что Вам не нравится это слово).
Статистика штука тонкая )))