Страховочные устройства под двойную веревку: на пути к идеалу

Пишет ajelly, 03.10.2011 19:45

1. Доисторическая эпоха


Современные средства страховки прошли долгий путь. В начале двадцатого века золотым правилом было "Первый не должен срываться" ибо тогдашние веревки не были способны поглощать энергию рывка (они либо рвались сами, либо рвали вас). В 30-х годах 20-го века появляется "динамическая" страховка. Ее идея состояла в том, что веревка контролируемо скользит через руки страхующего и поглощает энергию падения (сама веревка оставалась статической).



Наконец, в 1935 году фирма DuPont синтезирует нейлон, а в 1951 Edelrid выпускает первую нейлоновую веревку современной конструкции. Вслед за этим появляются динамические веревки. Становятся возможными не смертельные падения с фактором рывка 2.

Улучшение веревок разумеется должно было вызвать появление новых устройств для страховки. Но, вопреки логике, вплоть до начала семидесятых годов во всем мире использовалась в основном страховка "через тело".

2. Средние века


В начале 70-х Franz Sticht изобретает свою знаменитую шайбу, которая является прообразом многих современных устройств. Немудреная конструкция, которую под силу изготовить любому фрезеровщику на заводе из листа дюраля, и, как следствие - широкое распространение, в том числе и в СССР.


В 80-е году еще большую популярность завоевывает традиционная "восьмерка" которая не сошла со сцены и по сей день, ввиду чрезвычайной простоты и дешевизны. Затрудняюсь сказать в чем были ее преимущества перед шайбой, быть может в появившихся позже "рогах" которые давали возможность зависать, намотав на них веревку? Так или иначе, восьмерка прочно утвердилась в восходительском арсенале.


3. Новое время


Наконец, в 1992 году Black Diamond представляет первую версию устройства ATC, которое смотрится вполне современно и сейчас. Началось новое время.


Какие требования предъявляются к современным страховочным устройствам? Я бы перечислил следующие:

-- быть надежными и простыми в использовании
-- работать как на двойной, так и на одинарной веревке
-- не крутить (и не портить иным способом) веревку
-- по возможности не иметь движущихся частей
-- иметь небольшой вес (около 100 грамм)

Ниже я рассмотрю только те устройства, которые удовлетворяют этим критериям, плюс, возможно, еще и нескольким другим.

Прежде всего - о восьмерке уже пора забыть. Солидный вес, малая функциональность и тенденция крутить веревку делает ее малоудобной для страховки и спуска. Плюс к тому - она мало приспособлена для двойной веревки. Двойная же веревка сейчас становится все более популярной. В самом деле - на двух "половинках" безопаснее идти по льду, они легче и на них удобнее дюльферять, чем складывая 50 или 60 м. пополам. Двойная веревка стала настолько популярна, что даже на чисто скальном рельефе первого часто сразу выпускают на двойной.

4. Эволюция на примере Petzl


Для двойной веревки актуальны именно "наследники" Шайбы Штихта. Мы рассмотрим эволюцию на примере знаменитого Petzl-евского устройства Reverso, которое успело пройти несколько модификаций до текущего состояния. Устройства других производителей претерпевали похожие изменения, так что обзор не потеряет общности от того, что мы с фокусируемся на продукте Petzl.

Первая версия Reverso изготавливалась методом штамповки из алюминиевого листа (с последующей сборкой). Устройство весило 82 грамма и было довольно удачным, хотя внешне вовсе не походило на шайбу. Кроме функции страховки лидера на одинарной и двойной веревке, оно имело еще одну немаловажную функцию - автоматическую страховку второго (отсюда - название?). Не то чтобы оно само подматывало веревку, но, в случае зависания второго на подъеме Reverso не требовало держать веревку руками. Аналогично, в случае срыва веревка блокировалась сама. Это был прогресс.


Однако, были и минусы. Усилие которое приходилось прилагать для страховки первого было слишком большим. Иными словами - веревка недостаточно тормозилась устройством. Мое первое Reverso было (а оно живо и сегодня) как раз таким. Держать веревку приходилось "с душой". Для решения этой проблемы фирма Petzl пошла простым путем - добавив "зубчики" на валик, вдоль которого двигалась веревка. Так появилось Reverso 2.


Со временем стало понятно, что нужна еще одна важная функция - выдача веревки второму при его зависании. Дело в том, что если человек зависал на Reverso, то ослабить нагруженную веревку было практически невозможно. Но и тут выход был найден - пытливая конструкторская мысль потребовала добавить к устройству еще одну ма-а-аленькую дырочку (на картинке - расположена снизу). Правда, штамповка для такой конструкции уже не годилась, и новое устройство (Reverso 3) выполнено методом горячей ковки (+ анодирование). Все это сделало устройство еще более стильным функциональным.


Использование веревок разной толщины поставило перед конструкторами еще одну задачу - и толстая и тонкая веревка должны блокироваться одинаково хорошо. Но и тут простое решение было найдено. Канавка, по которой проходит веревка сужается книзу, что позволяет устройству хорошо работать как с тонкими так и с толстыми веревками.

Казалось бы, тут можно и остановиться. Но очень скоро за Reverso 3 следует Reverso 4. Если проводить аналогии с миром автопрома, то изменения в устройстве можно назвать "рестайлингом". Функциональных изменений не произошло, зато убран "лишний" металл и вес снижен до 59 грамм. Зачем это было сделано? Быть может инженерам Petzl не давал покоя Ghost - конкурент от Kong с весом в 63 грамма? Неясно.


Тут как раз стоит вспомнить еще об одной важной функции Reverso - на нем можно спускаться по двойной веревке. И тут "лишний" вес вовсе не будет лишним (каламбур). Через некоторое время после первого Reverso я купил Kong Ghost, и как раз его легковесность порой пугала меня при спуске. Из-за нее устройство сильно грелось на длинных дюльферах, так, что его было не взять в руки.


Купив недавно Cassin Piu 2 (функциональный аналог Reverso 3 за меньшие деньги) я несколько успокоился, ибо при весе в 80 грамм оно грелось уже меньше. И вот Petzl идет в другую сторону - снижает вес устройства. Хорошо ли это? Думаю, не в данном случае.


5. Что дальше?


Казалось бы, все проблемы решены. Описанные выше устройства практически идеальны для использования в горах и на скалах. Кроме функций описанных выше они дают возможность:

-- "автоматически" страховать второго
-- работать как с толстыми (11 мм) так и с тонкими (8 мм) веревками
-- выдавать веревку второму даже при его зависании
-- спускаться по двойной веревке

Чего же не хватает? В общем-то простой вещи - функции самоблокирования для двойной веревки, на манер Cinch или GriGri для одинарной. Очевидно, что при такой задаче без движущихся деталей не обойтись. Понадобятся пружины или упругие планки, что усложнит устройство. Но - это и есть развитие.

Еще недавно мы не представляли других карабинов кроме муфтуемых руками, а теперь пользуемся twist и даже safelock без проблем. Очевидно, решение существует.

На данный момент, мне известно только одно самоблокирующее устройство дошедшее "до железа" - это Sirius TRE (вес - около 150 г.).


К сожалению, у меня нет личного опыта в его использования в горах, однако конструкция показалась мне довольно надежной. Отзывы пользователей также положительны, хотя некоторые недостатки имеются. По странному стечению обстоятельств, устройство перестало производиться несколько лет назад, и пропало из магазинов. Теперь его можно найти разве что на eBay. Причины прекращения выпуска непонятны. То ли были обнаружены дефекты, то ли планируется выпустить улучшенную версию. Информации по этому поводу я не нашел.


Таким образом Holy Grail среди страховочных устройств пока не найден, нам остается только ждать и надеяться на то, что конструкторская мысль не ограничится лишь рестайлингом, и рано или поздно мы получим необходимую функциональность.

113


Комментарии:
2
видимо вам платит петцль :)) - кроме них есть масса интересных устройств

3
Да я сам Petzl не очень люблю, но развитие их модельного ряда познавательно. :)

1
А почему не написал про http://www.mammut.ch/en/productDetail/221000970_v_0193/Smart+Alpine+7.5+-+9.5.html ?? Реверсо и реверсино тихо курят за углом.

0
Я сам им не пользовался, потому и не написал. Отчеты правда читал.
Похоже на Reverso 1 с длинной ручкой :)
Исходя из инструкции я не понял, чем оно круче reverso-подобных изделий. Функциональность декларируется та же. А с диаметром веревок какие-то непонятки. Неужели нужно два устройства на разные диаметры?

1
Самая главная фишка Маммута - самоблокировка. Но прусик я бы все равно навязал.


7
в Reverso 3 не устраивает, то что набухшая или промерзшая веревка не влезает или с большим трудом. с BD ATC-Guide таких проблем нет.

0
Зависит от верёвки. Лажу с половинками 7.8 мм и 8.3 (два разных комплекта), всё ок. Скорее, страшно использовать другое страховочное - без зубов или с большими дырками.

-1
А я гри-гри оплавил оплетку на новой динамике... :-(((
Или это у меня веревка такая была - не оочень??
Или руки не оттуда? :-)

2
насчет ТРЕ - похоже число несчастных случаев перевалило все разумные пределы....
пробовал я его - полный маразм....

Ну а Смарт от Мамута.... зачем сравнивать разные классы - в мамут влезет у вас только одинарная веревка, и он полуавтомат....
к тому же дежа-вю.... Было уже такое и у уалд кантри и Кемп делает.... неприжилось...

0
мамут сделал и под двойную
хвалят

0
Да, уже увидел... до нас ещё не дошло... Но думаю что даже и пробовать не буду - для трэда желательно девайс, которым легко можно динамическую страховку организовать (со смартом проблема выдать верёвку...), да и второго удобнее страховать со станции ;-) ... Ну а в спорте ничего лучше ХР или гри-гри нет ;-)

0
Про несчастные случаи - где бы посмотреть статистику о TRE?

3
Проясните , пожалуйста, как маленькое отверстие для разблокировки работает.

3
Там довольно забавно. Вставляете кончик карабина в дырочку, и тянете. Вот тут



есть пример (4:10). Ну, и в инструкции описано конечно.

1
Спасибо, все гениальное - просто, оказывается :)


1
Пробовал спускаться на Reverso3 и новой веревке Beal ICE Twin 7.7.
Мой вес 112 кг и удержать свободный конец в натяжении (чтобы веревку подзакусило в спусковухе) я не могу.. Ну или могу, но недолго.

С остасткой как на картинке ниже все ок, потому как прусик нагружает веревку так и Reverso3 обеспечивает трение достаточное для спокойного спуска

Ссылка на картинку:
http://img708.imageshack.us/img708/9972/osnastka.png

0
Не очень понял. Пробовали спускаться на одинарной?

0
На двойной новой веревке Beal ICE Twin 7.7.


1
Не понимаю- почему некоторые не любят Петцль...лично я уважаю эту фирму боле всех...т.к. есть за что.
Только тема: На Петцль надейся, но пруссик (да и бахмана) - актуальна всегда...)))

0
Просто кроме Петцля есть ещё фирмы.... Да и страховалки БД получше будут....

0
Я вот не люблю за чрезмерно задранные цены при вполне рядовом (для индустрии) качестве. Впрочем - выбор есть.

1
А о каких страховалках БДшных речь? Особенно для промальпа интересует... Мне по-душе пришелся АСАП петцелевый, Ни у одной фирмы подобного девайса не знаю. Жюмар, петцелевый, показал себя много лучше, чем тот же от Конг, а БДшный стоит как ракета, хоть и расстегиваться может на узле...Вообще, мы для себя тестируем снарягу довольно давно, а в результате использования разных беседок в промальпе- Петцль мне пришелся наиболее удобным из Навахо (Варио) и Фалькон...Карабины- да, космоцены, в два раза превышающие цены того же Конга, беседки для альпинизма- взял себе в прошлом году Сиджн Рок- плевался на Казбеке- затягивается совершенно неудобно. Теперь Петцеля взял- и в хвост и в гриву- удобнее стократ. Я, кАнеш, понимаю- выбрать можно все, что угодно, но аналог Гриши подскажите??? Не надобно только Эдди и всякие автоблоканты- ненавижу, вот кроме нашенского Ориона (Ваньки-Встаньки) нет ничего доступного... Как-то так! ;)
П.С. Ну люблю я Петцль! ;)))))

-1
Удобство, как вы понимаете - понятие относительное. Кому-то удобно одно, кому-то другое.
А аналогов GriGri полно. Кстати, оно и есть форменный "автоблокант" как и Eddy, и Cinch...

P.S. И вот недавняя история с отзывом GriGri-2 тоже не в плюс репутации идет.

-1
Всю сознательную жизнь в промальпе висел с петцелевым стопом - для монтажа, при правильно подобранной мягкой веревке (делала вроде коломна специальную альпинисткую статику) ИМНО лучше зверя нет. Даже в горы с ним ходил, не лень же было таскать такую чушку. Но при грязной веревке это конечно полный трындец...

0
Тема была о страховочных и спусковых девайсах для двойной веревки в спортивных делах.... Насчет промальпа все подругому....
Сам пользуюсь гри-гри и атс-хр в спорте (ничего больше нехочу), ну и тред - атс-гайд... Просто у Петцля в реверсо не знаю для чего сбоку выемка, заскакивает постоянно веревка. Ну и у БД по моему лучший кабель, и не закусывает веревки!!!!

0
Ну, дык, отзыв продукции может позволить себе только серьезная контора с именем и репутацией...ну а цена и Синча и Эдди- поболе будет, чем старый-добрый Гриша...

0
А, поправлюсь- не автоблокант, а антипаник...Так вот эти антипаники нерпеть ненавижу...

0
Господа, принципиально ли у страховочного устройства должны быть отделения для двух верёвок? Не понимаю, зачем выпускают ATC для одной верёвки?)

1
зачем выпускают ATC для одной верёвки?)

- для страховки в залах и на одноверевочных скальных маршрутах.

- для спуска "не последним" на многоверевочных (мультипитчах).

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru