Страховочные устройства под двойную веревку: на пути к идеалу
1. Доисторическая эпоха
Современные средства страховки прошли долгий путь. В начале двадцатого века золотым правилом было "Первый не должен срываться" ибо тогдашние веревки не были способны поглощать энергию рывка (они либо рвались сами, либо рвали вас). В 30-х годах 20-го века появляется "динамическая" страховка. Ее идея состояла в том, что веревка контролируемо скользит через руки страхующего и поглощает энергию падения (сама веревка оставалась статической).
Наконец, в 1935 году фирма DuPont синтезирует нейлон, а в 1951 Edelrid выпускает первую нейлоновую веревку современной конструкции. Вслед за этим появляются динамические веревки. Становятся возможными не смертельные падения с фактором рывка 2.
Улучшение веревок разумеется должно было вызвать появление новых устройств для страховки. Но, вопреки логике, вплоть до начала семидесятых годов во всем мире использовалась в основном страховка "через тело".
2. Средние века
В начале 70-х Franz Sticht изобретает свою знаменитую шайбу, которая является прообразом многих современных устройств. Немудреная конструкция, которую под силу изготовить любому фрезеровщику на заводе из листа дюраля, и, как следствие - широкое распространение, в том числе и в СССР.
В 80-е году еще большую популярность завоевывает традиционная "восьмерка" которая не сошла со сцены и по сей день, ввиду чрезвычайной простоты и дешевизны. Затрудняюсь сказать в чем были ее преимущества перед шайбой, быть может в появившихся позже "рогах" которые давали возможность зависать, намотав на них веревку? Так или иначе, восьмерка прочно утвердилась в восходительском арсенале.
3. Новое время
Наконец, в 1992 году Black Diamond представляет первую версию устройства ATC, которое смотрится вполне современно и сейчас. Началось новое время.
Какие требования предъявляются к современным страховочным устройствам? Я бы перечислил следующие:
-- быть надежными и простыми в использовании
-- работать как на двойной, так и на одинарной веревке
-- не крутить (и не портить иным способом) веревку
-- по возможности не иметь движущихся частей
-- иметь небольшой вес (около 100 грамм)
Ниже я рассмотрю только те устройства, которые удовлетворяют этим критериям, плюс, возможно, еще и нескольким другим.
Прежде всего - о восьмерке уже пора забыть. Солидный вес, малая функциональность и тенденция крутить веревку делает ее малоудобной для страховки и спуска. Плюс к тому - она мало приспособлена для двойной веревки. Двойная же веревка сейчас становится все более популярной. В самом деле - на двух "половинках" безопаснее идти по льду, они легче и на них удобнее дюльферять, чем складывая 50 или 60 м. пополам. Двойная веревка стала настолько популярна, что даже на чисто скальном рельефе первого часто сразу выпускают на двойной.
4. Эволюция на примере Petzl
Для двойной веревки актуальны именно "наследники" Шайбы Штихта. Мы рассмотрим эволюцию на примере знаменитого Petzl-евского устройства Reverso, которое успело пройти несколько модификаций до текущего состояния. Устройства других производителей претерпевали похожие изменения, так что обзор не потеряет общности от того, что мы с фокусируемся на продукте Petzl.
Первая версия Reverso изготавливалась методом штамповки из алюминиевого листа (с последующей сборкой). Устройство весило 82 грамма и было довольно удачным, хотя внешне вовсе не походило на шайбу. Кроме функции страховки лидера на одинарной и двойной веревке, оно имело еще одну немаловажную функцию - автоматическую страховку второго (отсюда - название?). Не то чтобы оно само подматывало веревку, но, в случае зависания второго на подъеме Reverso не требовало держать веревку руками. Аналогично, в случае срыва веревка блокировалась сама. Это был прогресс.
Однако, были и минусы. Усилие которое приходилось прилагать для страховки первого было слишком большим. Иными словами - веревка недостаточно тормозилась устройством. Мое первое Reverso было (а оно живо и сегодня) как раз таким. Держать веревку приходилось "с душой". Для решения этой проблемы фирма Petzl пошла простым путем - добавив "зубчики" на валик, вдоль которого двигалась веревка. Так появилось Reverso 2.
Со временем стало понятно, что нужна еще одна важная функция - выдача веревки второму при его зависании. Дело в том, что если человек зависал на Reverso, то ослабить нагруженную веревку было практически невозможно. Но и тут выход был найден - пытливая конструкторская мысль потребовала добавить к устройству еще одну ма-а-аленькую дырочку (на картинке - расположена снизу). Правда, штамповка для такой конструкции уже не годилась, и новое устройство (Reverso 3) выполнено методом горячей ковки (+ анодирование). Все это сделало устройство еще более стильным функциональным.
Использование веревок разной толщины поставило перед конструкторами еще одну задачу - и толстая и тонкая веревка должны блокироваться одинаково хорошо. Но и тут простое решение было найдено. Канавка, по которой проходит веревка сужается книзу, что позволяет устройству хорошо работать как с тонкими так и с толстыми веревками.
Казалось бы, тут можно и остановиться. Но очень скоро за Reverso 3 следует Reverso 4. Если проводить аналогии с миром автопрома, то изменения в устройстве можно назвать "рестайлингом". Функциональных изменений не произошло, зато убран "лишний" металл и вес снижен до 59 грамм. Зачем это было сделано? Быть может инженерам Petzl не давал покоя Ghost - конкурент от Kong с весом в 63 грамма? Неясно.
Тут как раз стоит вспомнить еще об одной важной функции Reverso - на нем можно спускаться по двойной веревке. И тут "лишний" вес вовсе не будет лишним (каламбур). Через некоторое время после первого Reverso я купил Kong Ghost, и как раз его легковесность порой пугала меня при спуске. Из-за нее устройство сильно грелось на длинных дюльферах, так, что его было не взять в руки.
Купив недавно Cassin Piu 2 (функциональный аналог Reverso 3 за меньшие деньги) я несколько успокоился, ибо при весе в 80 грамм оно грелось уже меньше. И вот Petzl идет в другую сторону - снижает вес устройства. Хорошо ли это? Думаю, не в данном случае.
5. Что дальше?
Казалось бы, все проблемы решены. Описанные выше устройства практически идеальны для использования в горах и на скалах. Кроме функций описанных выше они дают возможность:
-- "автоматически" страховать второго
-- работать как с толстыми (11 мм) так и с тонкими (8 мм) веревками
-- выдавать веревку второму даже при его зависании
-- спускаться по двойной веревке
Чего же не хватает? В общем-то простой вещи - функции самоблокирования для двойной веревки, на манер Cinch или GriGri для одинарной. Очевидно, что при такой задаче без движущихся деталей не обойтись. Понадобятся пружины или упругие планки, что усложнит устройство. Но - это и есть развитие.
Еще недавно мы не представляли других карабинов кроме муфтуемых руками, а теперь пользуемся twist и даже safelock без проблем. Очевидно, решение существует.
На данный момент, мне известно только одно самоблокирующее устройство дошедшее "до железа" - это Sirius TRE (вес - около 150 г.).
К сожалению, у меня нет личного опыта в его использования в горах, однако конструкция показалась мне довольно надежной. Отзывы пользователей также положительны, хотя некоторые недостатки имеются. По странному стечению обстоятельств, устройство перестало производиться несколько лет назад, и пропало из магазинов. Теперь его можно найти разве что на eBay. Причины прекращения выпуска непонятны. То ли были обнаружены дефекты, то ли планируется выпустить улучшенную версию. Информации по этому поводу я не нашел.
Таким образом Holy Grail среди страховочных устройств пока не найден, нам остается только ждать и надеяться на то, что конструкторская мысль не ограничится лишь рестайлингом, и рано или поздно мы получим необходимую функциональность.
113
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Похоже на Reverso 1 с длинной ручкой :)
Исходя из инструкции я не понял, чем оно круче reverso-подобных изделий. Функциональность декларируется та же. А с диаметром веревок какие-то непонятки. Неужели нужно два устройства на разные диаметры?
Или это у меня веревка такая была - не оочень??
Или руки не оттуда? :-)
пробовал я его - полный маразм....
Ну а Смарт от Мамута.... зачем сравнивать разные классы - в мамут влезет у вас только одинарная веревка, и он полуавтомат....
к тому же дежа-вю.... Было уже такое и у уалд кантри и Кемп делает.... неприжилось...
хвалят
есть пример (4:10). Ну, и в инструкции описано конечно.
Мой вес 112 кг и удержать свободный конец в натяжении (чтобы веревку подзакусило в спусковухе) я не могу.. Ну или могу, но недолго.
С остасткой как на картинке ниже все ок, потому как прусик нагружает веревку так и Reverso3 обеспечивает трение достаточное для спокойного спуска
Ссылка на картинку:
http://img708.imageshack.us/img708/9972/osnastka.png
Спускался на реверсо(3) на двойной Edelrid Apus (7.8 мм) (с прусиком снизу, как на вашей картинке) я - 72 кг + рюкзак 10 кг. Никаких проблем.
Только тема: На Петцль надейся, но пруссик (да и бахмана) - актуальна всегда...)))
П.С. Ну люблю я Петцль! ;)))))
А аналогов GriGri полно. Кстати, оно и есть форменный "автоблокант" как и Eddy, и Cinch...
P.S. И вот недавняя история с отзывом GriGri-2 тоже не в плюс репутации идет.
Сам пользуюсь гри-гри и атс-хр в спорте (ничего больше нехочу), ну и тред - атс-гайд... Просто у Петцля в реверсо не знаю для чего сбоку выемка, заскакивает постоянно веревка. Ну и у БД по моему лучший кабель, и не закусывает веревки!!!!
- для страховки в залах и на одноверевочных скальных маршрутах.
- для спуска "не последним" на многоверевочных (мультипитчах).