Пик Ленина 2011. Pamir Expeditions зарабатывает на погибших.

Пишет umpa-lumpa, 24.09.2011 04:00

Если вы собрались на Пик Ленина, хочу предостеречь связываться с компанией Pamir Expeditions.
В августе я ходил через них со сборной группой, в результате один человек из группы погиб. Гиды в компании некомпетентны, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций проявляли чудеса пофигизма и желания как либо действовать. При переходе с 1 лагеря 4400 во 2ой 5300, человек из группы потерялся. Гиды целый день переговаривались между лагерями по рации, пришёл ли он в какой- нибудь, поиски организованы не были. В результате он имел холодную ночёвку на сковороде ( в часе ходьбы от 2 лагеря), и через день умер.
Страховая фирма отказалась выплачивать страховку погибшему, он лежал около 10ти дней присыпанный снежком во 2м лагере. Когда наконец его спустили, Pamir Expeditions предъявили счёт родственникам за спуск и транспортировку на сумму 6100$ !!!
Там были например такие пункты:
Спуск тела из 2го лагеря в 1ый шестью(!) альпинистами- 1800 $. Я не профессионал, но мне кажется, что для спуска с горки груза по снегу 6 человек многовато.
Транспортировка в Ош на собственном микроавтобусе компании - 400$. Автобус их. Водитель тоже.
Чудный пункт- услуги нашей компании в Оше- 600$. Без комментариев.
А так же куча других пунктов с явно завышенными ценами. Напомню, что вина компании в гибели этого человека несомненно присутствует, и часть расходов она могла бы взять на себя. Действует же PE абсолютно цинично, зарабатывая на трупах.
Их смета: смета расходов.zip

Так же требуйте в компаниях письменного заключения договоров на оказание услуг. Мы ничего не подписывали, и сейчас родственникам доказать что- либо очень сложно.
И страхуйтесь в надёжных фирмах.

А в какой страховой компании страховались и под каким предлогам она отказала?

Ни одна страховая не страхует эвакуацию погибших. Не страхуют даже спас.работы. Только транспортные и медецинские расходы в обьеме страховой суммы(для раненых).Все работы с погибшими только за счет родных, спонсоров, альтруизма и т.д.Посмотрите посты о поисковых и спас.операциях.

ну хз. У меня в страховке стоит пункт о транспортировке тела к месту приписки. Правда, не проверяла, работает ли он, тьфу-тьфу-тьфу...

У Росгосстраха в 4-ой программе страхования есть пункт "Организация проведения поисково-спасательных операций".

Не хочу оправдывать ни по одному пункту PE, так как не в курсе всех обстоятельств, но вы сами ходили и спускались по этой "горке"? Ничего не замечали (трещины во льду и другие формы рельефа)?

Кстати, вот у меня такой (может быть риторический) вопрос ко всем. Допустим, среди этих 6 альпинистов, которые спускали тело, были добровольцы, то есть не работники этой фирмы, которые согласились участвовать в транспортировке. Им фирма в таких случаях вообще что-то платит? Кто-нибудь сталкивался с тем, что привлекают к работам посторонних людей (оказавшихся на месте), но никак им не компенсируют их затраты (временнЫе, физические, моральные и др.), хотя сами деньги с клиента или его родственников требуют?

Ситуация на Ленина дошла уже до того, что фирма рада спускать трупы и зарабатывать на этом. Что же за люди там работают?? Всегда, среди той толпы, что сейчас пасется на склонах горы и не понятно, как туда попавшей, можно найти людей, которые еще не утратили человеческий облик изнутри. Да, за лошадей нужно платить, но эти расходы РЕ мог взять на себя.
Уважаемые альпинисты и коммерческие восходители, пользуйтесь услугами Аксай-Тревел, которые и за вертолёт не всегда деньги берут (в случае ПСР), не говоря уж про спуск тела, и со страховыми компаниями сами решают все вопросы. Сначала вы пытаетесь выбрать вариант по-дешевле, а потом получаете такие "сюрпризы". Если бы дело происходило за бугром, за такое отношение к клиенту, как у РЕ, как минимум, лешили бы лицензии, как вероятнее всего - посадили бы. В западной школе гидов учат, что клиент всегда должен быть на поводке не длиннее 3-х метров и 24 часа в сутки под контролем (это же высота!!). На Ленина каждый год работают бишкекские гиды (Паша Воробьёв, Олег Тураев (Слон) и другие), обучавшиеся в швейцарской школе и имеющие огромный опыт (только положительный!) восхождений на этой горе. Договаривайтесь с ними зимой и будет вам счастье. А узбекской компании РЕ не долго осталось, с таким подходом.

Я наблюдал начало спуска из Л2. По-моему гидов было 4. Вообще немного печально слышать такие вещи про PE, если это правда( Из общения с гидами и руководством в Л1 сложилось впечатление что это хороший, сплоченный коллектив...

*** у меня такой (может быть риторический) вопрос ко всем***

Если к спасработам подключаются спортсмены, то они работают по правилам в которых написано, что каждый альпинист обязан оказывать помощь терпящим бедствие в горах. Об оплате в правилах нет ни слова. Я за все свои участия в спасах только в одном случае получил... Благодарственную запись в "Книжку альпиниста".
Фирмы при этом действуют, видимо, в соответсвии с Гражданским Кодексом, где предусмотренно возмещение расходов по ликвидации последствий НС. Эти работы в соответствии с ГК могут проводиться по акту с последующим составлением сметы и предоставлением счёта ... Вот тут то фирме и придётся поискать кому предъявить счёт. Не имея совести пробуют предъявлять родственникам. Если родственники откажутся, фирма(не имея мозгов) может пойти на три буквы - в суд. Если судья не рискнёт продать решение, то пошлёт фирму на другие три буквы. Дело для суда гнилое. По всем понятиям спасработы в этом случае являются коммерческим риском самой фирмы, который она не вправе перекладывать на своих клиентов, а обязана брать на себя. Этот риск фирма сама может застраховать, если не хочет терпеть убытки.
Но не всё так просто. Если фирма своим судоисковым жлобством вызовет праведный гнев родственников погибших, то они могут запросто подать встречный иск и скорее всего выиграют дело. Думаю, хороший адвокат сможет довести фирму до полного разорения.

Я сталкивался. Спускали француженку - клиента ЧУЖОЙ фирмы (я организовывал свою экспедицию). Участвовал я со своими клиентами и два москвича (сами по себе были). Не помню вот сейчас фирму (как бы ни та же самая), французы сказали потом, что нам передали тысячу долларов (мы ни о чем не просили и ничего бы не взяли, но у нас оказалась французская палатка, которую при спасработах оставили на сковородке, поэтому сама фирма нас нашла опять и связала с французами). Однако, никаких денег нам передано не было.

Друг как раз вчера вспоминал, как на Эльбрусе они увидели группу товарищей, спускающих иностранца. Ну они впряглись ес-но, старая советская школа ж... А потом в приюте им кто то сказал, что этого иностранца горняшка чуток прихватила, ну он типа испужался, заплатил соседям что бы его спустили (самому типа было как то не с руки шевелится). А друг то и не знал... никаких денег им не дали конечно.

Полный маразм...
Фирма предоставляющая услуги гидов-обязана спускать пострадавших!!!
Иначе это шарашкина контора...
Пусть гиды этой фирмы объяснятся и неплохо было бы узнать их имена....

Здраствуйте мальчики и девочки!!!!))))))
Меня зовут Александр. Был на пике Ленина с 7 июля и уехали в Ош с базы 27 июля. Нас было 2 человека, я ( Саня) и Эдик, Россия г.Пермь. Пользовались услугами Pаmir Expeditions (P.E.)
Заметил что некто каторые даже немогут написать как их зовут, в каком составе приехали, и где (в лагере какой компании остановились) обитали, поносят Р.Е. с его замечательным персоналом. Если Вам уважаемые не лень почитать рассказик правды, то добро пожаловать!!!
Когда весной надо было сделать выбор между фирмами каторые предоставляют услуги на Ленина выбор пал на Pаmir Expeditions . Если я не ошибаюсь это единственная кантора каторая предоставляет клиенту самому сформировать собственный пакет услуг по желанию.
Всех всегда интерисуют правдивые ценники. У нас было:
1. Встреча в аэропорту----7.5 $ с человека
2. Заброска на белом автобусике с досадкой на свободные места---Ош-Бл-Бл-Ош----100 $ c человека.
3. Оформление документов в погран зону----25 $ с человека.
4. Место под нашу палатку на территории Р.Е. ----1 палатка 5 $ cутки, мы брали на 4 суток=20 $ на двоих. Сюда входит пользование водой, выбрасывание мусора, туалет, электричество в юрте и зарядка гаджетов)))
С одного человека вышло по 142.5 $.

Так как до обратного самолета домой было предостаточно времени, мы очень не спеша проходили акклиматизацию, туды сюды))). Когда пришли первый раз с базы в первый лагерь на 4400 нас очень радушно и дружески встретили ребята Р.Е., напоили чаем с плюшками, что очень приятно людям (тоесть мне и Эду) каторые в своей жизни небыли выше 1800. «Все вспомнили свой первый раз набора высоты»))))). Да, многие дяди и тети скажут-- первый раз, да еще и со сноубордами, это ведь……… вы…….. спасибо за комплименты)))))
Потом все выше и выше и уже 22 июля, тоесть через 15 дней мы достигли вершины, ну как мы))), на официальной вершине был только Эдик, потому что мне вершина не нужна была а нужен был спуск с самой верхней точки. Пока Эд ходил на вершину я его ожидал примерно на 7000 в поиске места от куда можно скатится до так называемой взлетки, где провешанно три веревки. По высоте должен был потерять примерно 2500-2400 а по протяженности Х.З. )). В итоге Эд приходит с вершины и мы решаем что я качусь а он уходит на 6200, и на слейдующий день приходит в первый лагерь. Так и поступили, но я немного запарил с временем и начал спуск уже около 17.00, кактил катил катил катил, долго, и на взлетке оказался уже поздно поздно, пришлось спускатся с фонарем, так как было уже около 12 ночи, тоесть 00.00 . К лагерю вышел в районе 2-х часов ночи, немного заплутал на леднике))). И опять же радушный прием ребят в в Р.Е. , Степа, Ислам, и Димон накормили предоставили спальник (так как мой остался на 6200), хотя замете у нас пакет услуг был самый min., его и пакетом сложно назвать. В отличае от тех что берут профи, дяди и тети)))). Эд пришел на следующий день, и так как времени еще оставалось мы решили отдохнуть денек и снова сбегать на верх. Отдыхаем день и выдвигаемся, за день поднимаемся сразу на 6200 , на следующий день доходим до 6400, понимаем что физуха не вывозит(((. Решаем что Эд уходит на 6200 сворачивает третий лагерь, и со скарпом идет во второй и там ждет меня, я же в одного и с бордом дохожу до самой верхней точки откуда можно скатится (так называемый кулуар, если смотреть от первого лагеря то левый снежный кулуар который выходит на самый верх, его отчетливо видно снизу)высота примерно 7100 (могу ошибатся, я ведь не GPS))). Скатываюсь до начала сковородки, иду во второй, забираю снарягу и вместе с Эдом и всем снаряжением третьего и второго лагеря приходим на 4400, примерно в 19.30)))).
Вот такой небольшой рассказ про наш сезон на пике Ленина 2011.
Тем кому непонравился Р.Е.)))))
Вы спросите, как связан рассказ и то обсералово Pаmir Expeditions каторое устроили Х.З. кто. Мы с Эдом в горах первый раз, можно сказать новички или лузеры или…. да как вам будет угодно дорогие восходители и собирающиеся))))))))), если не ошибаюсь то всего три человека катнули в этом сезоне с пика,это два лыжника примерно в середине июля, и я на сноуборде (правда два раза))). Ребята работающие в Р.Е. (а в часности--- Виктор, Крней, Димон, Ислам, Денис, Никита, Саня, Вадик,Степа, Маша, Димон….) создают очень дужескую и сплоченную атмосферу в лагере, и относятся во первых как к людям и друзьям а уж потом как к клиентам. Просто надо быть самим собой, и люди потянутся, а амбиции и лажовые понты крутых альпинюг надо оставлять в городах, а это гры, а не блатной клуб к которому подъехал на Rolls Royce…..)))). Так что чуваки восходители, Pаmir Expeditions охрененская кантора, с очень позитивными и веселыми людьми. Гиды---а именно, Корней, Димон, Саня, Димон, у этих людей, мои дорогие люди-поносящие Pаmir Expeditions, Вам учится у них и учится. Потому-что это настоящие поростые веселые и открытые люди, без какого либо пафоса!!!!!!!!!)))))))))))))
Мой вывод))))
Истенное желание, свершения своей реальности- это наибольший процент вероятности реализации своей мечты.
Тайна для недовольных))))
Если у Вас в жизни, а именно на пике Ленина, что-то не вышло, Вы не поднялись, кончилась вытиралка в туалете, Вы голодный, ху……ое настроение и т.д., тоесть недовольны происходящей вокруг реальностью ….))) виноват, виновата, виноваты…….никто)))) Просто поменяйте отношение к происходящему и реальность изменится—вот такой фокус, очень просто. И не надо ругатся и рассказывать о плохом, тоесть о негативе. Разве больше нечего рассказать, людям, каторые в этом сезоне не были на Ленина, разве так мало хорошего смешного и позитивного??????!!!! Или всех только интерисует неготив и сколько трупов оттаяло на леднике, или сколько словили спасы в этом сезоне, и за какую сумму…….. Люди, дорогие, хорошие, Вы чего??? Самим не стремно такие темы качать???? Или только такие темы сейчас актуальны???, и об этом модно говорить…….где же романтика, радость побед, наслаждение от того что ты там……на верху, внизу, на глубине, хоть где………. Ну да, сри, все мы разные и каждый живет как хочет )))))))))))))))))))
P.S. Выбирай себе соперника каторый может тебя победить, только тогда ты сможешь чему-нибудь научится.
Огромное спасибо Pаmir Expeditions его гидам и работникам каторые поддерживали и помогали в достижении цели.
Саня и Эд, не альпинисты, а просто, Саня и Эд.

Мой mail, ( zima.44@mail.ru ) Саня.

как это странно, что мы не пересеклись .. вы в этом году были ? Со сноубордами людей вообзе у Помер Экспедишн не наблюдалось..

Смертельный номер... А вы принимали во внимание возможность улёта в трещину?

p.s. думаю крутым дядям и тётям восходителям данный отзыв не украсит PE.

Интересная ситуация получается, что живым клиента с горы отпускать экономически не целесообразно...

ГЛАВНОЕ не спуск тела и сколько это стоит, а то, что ГИДЫ дважды бросили клиентов!
Конечно, нужно выслушать и гидов, но не представляю ситуацию в которой ты оставляешь одного человека(клиента) на горе. Напиши имена гидов, сопровождавших группу их должны знать все.

Здравствуйте. Я Корней, меня реально запарила вся эта писанина, поэтому отпишусь, чтобы всем все стало понятно. Специально сверху ибо до низа многие не читают. Только факты, как вы все и хотите и я просто уверен, что ни по какому суду теперь, после моего выступления родственники НИКОГДА не получат никакой страховки. Я просто попрошу вас всех прочитать ОЧЕНЬ внимательно. Далее по пунктам писанины от umpa-lumpa
1. «При переходе с 1 лагеря 4400 во 2ой 5300, человек из группы потерялся.»
Никто не сможет опровергнуть тот факт, что выход был назначен мной на 5:00, однако группа вышла в 5:27 (я смотрел на часы), когда встал вопрос за Валерия никто из группы не пошевелился узнать, что и как, хотя вчера сами помогали собирать ему рюкзак???? И это человеку, который якобы был на umpa-lumpa «Погибший обладал достаточным опытом- Монблан, Мустаг Ата, Ама Даблам, горы Чили». А где же он был??? Ну конечно в палатке спал, между прочим с хорошенькой итальянкой. Я конечно свечку не держал, я написал – спал, просто спал, чтож вы его не разбудили? Вот так гиды бросили клиента!!! Где???
2. «Гиды целый день переговаривались между лагерями по рации, пришёл ли он в какой- нибудь, поиски организованы не были.»
Ваша группа поднялась на 5300 в районе 14:00, и связь у нас планово была назначена на 15:00. Да было непонятно на этой связи – где Валерий, или он ушел наверх, но никаких подтверждений не было, либо он ушел вниз в БЛ, и опять никаких подтверждений, либо он пошел на акклимуху, опять так же. А почему? Отвечу – никому Валерий ничего не сказал, хотя в лагере на 4400 уже не спал человек, который вас же и кормил завтраком, и этот человек не спал уже вообще, просто по утрам интернет на 4400 хорошо работает, что же мешало Валерию обозначиться хоть как-то – даже просто спросить – почему ушли без него, хотя и так понятно. Нет он НИКОМУ НИЧЕГО НЕ СКАЗАВ, ВЗЯВ ПАЛАТКУ БЕЗ СТОЕК ОТПРАВИЛСЯ ПОКОРЯТЬ ГОРУ!!! Абсурд!!! И где его надо было искать? По трещинам бегать, или убежать обратно вниз на 4400 искать – вы бы (ваша группа) развонялась бы – куда делись гиды. Или я или Ольга должны были в одиночку (вас же нельзя оставлять) должны были бегать по трещинам? Никто же не будет отрицать, что к вечеру погода еще и испортилась. И вечерней связи не было. Ну давайте добавим трупов, лишь бы вам было хорошо!!! Абсурд!!!
3. «В результате он имел холодную ночёвку на сковороде ( в часе ходьбы от 2 лагеря), и через день умер.»
Ума нет – считай калека, если не смог дойти – ну поверни назад, сколько же он шел? Порядка с 8:00 (или во сколько он стартанул0 - до вечера, примерно 12 часов??? Что с такой подготовкой делать на семитысячнике? Он же ходил на акклимуху на Петровского и там все видели – ну не идет человек. И могли кто либо предполагать, что у вроде адекватного человека хватит ума хватать холодную и почему холодную???
4. «Страховая фирма отказалась выплачивать страховку погибшему»
А почему бы и нет? Вы думаете я злой? Нет, я был на вскрытии и в ментовке и отправлял груз-200. И вот, что сказал мне паталогоанатом делавший вскрытие (практически дословно):
- Как же он мог пойти на гору, он же был больным человеком?
- В смысле, - сказал я.
- Ну во-первых у него было «бычье сердце», сильно увеличенная печень… - дальше не помню, что-то про легкие…
- А что такое «бычье сердце»? поинтересовался я, - только по-проще…
- у человека его роста и габаритов сердце весить должно 300, максимум 350грамм, а у него все 800… - ну и дальше были термины, которые я не понимаю, но и внимания уже не придавал… - но для страховой компании мы написали ему «отек легких, горная болезнь», но пойми – это только для страховки.
- Ну вот за это спасибо сказал я, а на алкоголь его проверять будут?
- Будут, но уже не мы.
Знаете, я как работник фирмы, которая вам всем вдруг стала так не нравится очень надеялся, что страховку хоть родственники получат и даже результаты биопсии мы просили написать такие, чтоб страховка была, а не реальные.
Конечно я отлично понимаю, что после моих слов, даже если родственники подадут на страховую фирму в суд – проиграют легко, всего за 1000 баксов адвокат слетает в Ош и возьмет РЕАЛЬНЫЕ справки. Вот такая игра, и вы обвиняете нашу фирму. А кто возместит наши потери? Какой уж тут заработок, сплошные убытки. Ну ладно – не мое это дело. Я просто гид.
5. «Спуск тела из 2го лагеря в 1-ый шестью(!) альпинистами- 1800 $. Я не профессионал, но мне кажется, что для спуска с горки груза по снегу 6 человек многовато.»
Да, ты не профессионал, и этим все сказано, одного Эльбруса для профессионализма маловато, зато по клавишам стучать – хватает. Да нас было 6 человек, а когда мы наконец-то спустили тело парни были просто в хлам, проспали до следующего завтрака. Тело то 188см роста и около 90кг веса, да по снегокаше, - поверьте – это очень тяжело. Но самое смешное, что это уже не были спасработы, это была транспортировка тела. Кстати, никто за нее деньги не получил, а лично я считаю – моей вины в смерти Валеры ни прямой, ни косвенной нет!!! Почему??? Читайте ниже. Пока только ответы на наезды.
6. «Спуск в базовый лагерь на двух(!) лошадях -500$. Для справки- киргизы берут за рюкзаки максимум 2 $ кг. Одна лошадь перевозит 80 кг груза.»
На двух, потому как на одной едет киргиз, на второй везут тело. А на форс-мажоре киргизы ОЧЕНЬ любят нагреться. Правда говорят, по их повериям, после того, как на лошади покатается труп – лошадь становится негодной. Такие дела вот.
7. «Чудный пункт- услуги нашей компании в Оше- 600$. Без комментариев.»
А вот комментарии – на изготовление документов, взятки, договора с причастными, мотания по всяким инстанциям, ушло около 5-ти, ПЯТИ дней, 2 ДВА человека в мыле бегали, ездили, разговаривали, убеждали. Или это все пофиг? Вы говорите фирма хочет нагреться? На чем? На том, что неодекват подставил неподетски своим… нехорошим поведением (стараюсь выражаться по-корректнее). Повторюсь – нет нашей вины в его смерти, ни прямой ни косвенной. Мы не должны ему ничего, если учесть, что ничего он и не заплатил, не успел, но ВСЕ его деньги были отправлены родственникам.
Ну и от себя на эту тему. У меня есть по крайней мере 3 свидетеля, которые подтвердят, что Валерий покупал водку на 4400, но ни с кем он ее не пил, значит пил сам. Возможно Это сыграло с ним злую шутку, не знаю. Однако я лично могу утверждать, что утром, когда он поднялся на 5300, он был в нормальном состоянии. Да и я и Ольга говорили ему, что надо спускаться, я даже сказал ему, что он кандидат на спасработы, но он ответил категорическим отказом. В то день мне пришлось идти вниз, спускать 2-х человек, у одного сердце стукануло, у второго горняшка и легко бы забрал и третьего, но нет же, наш клиент – самый умный. Хм. А группа? А группе было глубоко пофиг до Валерия. Под руководством umpa-lumpa понеслись наверх, - отряд не захотел замечать потери бойца. Ну и Ольга конечно ушла с ними. А на следующий день… что вы думаете, я забыл про Валерия, нет же, я опять пошел наверх, но уже не успел. Так вот.
Вы хотите обвинить меня в бездушии? А у меня в этом сезоне было четверо спасработ и одна транспортировка тела, и бегал я наверх без отдыха практически каждый день. И как вы думаете сколько я на спасах заработал? Непрекращающуюся кровь из жопы заработал в простонародье – гемор. А почему спросите вы? Да потому, что вы мегапокорители Эльбрусобелух считаете себя самыми умными и способными на ура залезть на пик Ленина. Меня можно обвинить только в излишней мягкости, ну не смог я раздать пинков в нужное время нужным людям, а надо было. Вы не понимаете нормального отношения. На памяти стоит человек, не из моей группы, которому с утра я лично говорил – иди вниз, у тебя горняшка, нет же – не пойду, - тут отлежусь, как я сейчас жалею, что не дал ему в рог и на пинках не отправил его вниз, ведь вечером его же уже нес, да нес на горбу, так меня же у вас на Риске и обвинили, я де плохо обращался с ним. Но почему-то никто не говорит, что спуск происходил вечером, закончился в сумерках, по подгнившим мостам, что один из них провалился и я влетел. Всем же пофиг, вы же крутые, вы все знаете!!!
Вы сейчас хаете хорошую фирму, у нее де некомпетентные гиды, а не мы ли вас таскали, не мы вас консультировали и ведь многие зашли и по моим консультам. В чем же выражается моя некомпетентность? Мне что надо просить ребят вступиться за меня, да не буду!!!
Вы хаете хорошую фирму, что она де наживается на трупах? А почему фирма должна платить из своего кармана за суицидников, если вы не дружите со своими мозгами и телами. Я перед выездом на пик Ленина сходил 6 маршрутов, я натренирован, почему вы считаете, что вы не тренируясь сможете легко подняться на семитысячник?
Почему вы хаете гидов, если сами не хотите слушать их рекомендаций?
И еще, я старательно не упоминал имен, может просто людям, какими бы они не были, было бы не приятно услышать свои имена в таком контексте.
И еще еще тут все говорят, какие де хорошие и опытные гиды в Аксае, выложить список? Посмеетесь или поплачете, но не хочется заниматься антирекламой, поэтому прошу рекламщиков Аксая успокоиться, не надо обсирать нас… Ну вы надеюсь поняли.

Надеюсь большое количество букв не остановило никого от прочтения данного креоса.
Кому чего непонятно пишите на мыло akornei@inbox.ru отвечу, а тут на все эти злобные нападки как-то не хочется отвечать. Спасибо за внимание!!!

"Но самое смешное, что это уже не были спасработы, это была транспортировка тела. Кстати, никто за нее деньги не получил."
Так значит 1800 $ забрал себе начальник, а за транспортировку вам не заплатил ?

Написал в личку.

Вот потому и предлагал сначала ответного мнения дождаться. А то уж больно всё складно у ребят выходило. Ссылку на данный ответ нужно пихнуть в 1-й пост.

Поскольку я один из первых наехал на некомпетентность РЕ:
***aborig 11:15 24.09.2011***
Теперь и мне придётся отозваться.
Но если до сих пор я высказывал только предположения, то после вашего освещения фактов подтверждение правильности моих выводов уже не вызывает сомнений.
РЕ некомпетентна в проведении комерческих мероприятий для клиентов. Её "гиды" - непрофессиональные самозванцы.
Почему?
Давайте по путктам:
По п.1.
*** факт, что выход был назначен мной на 5:00***
Ввиду непринципиальности не берусь обсуждать. Стиль руководства, групповая этика не влияют на безопасность. А клиент имел право заплатить за то, чтобы поспать в лагере с хорошенькой итальянкой. Будить его в этом случае бестактно.
По п.2.
***поиски организованы не были***
Правильность ваших действий не вызывает нареканий. Вы не должны были рисковать безопасностьтю группы своих клиентов, и оставлять их уходя на поиски. Как и были не вправе допускать к участию в поисковых работах своих клиентов.
По п.3.
Ну вот тут и начинается:
*** Он же ходил на акклимуху на Петровского и там все видели – ну не идет человек.***
Почему клиента, который не идёт на акклимухе вы включили в общую группу???
Гид-профи просто обязан был принять в отношении него повышенные(а возможно и очень повышенные) меры безопасности! Перечитайте:
***aborig 14:21 25.09.2011***
По п.4.
***дальше были термины, которые я не понимаю, но и внимания уже не придавал***
А вот эти моменты надо определять не у патологоанатома, а до выезда в горы. Почему ваша фирма не провела элементарное обследование своих клиентов в каком-нибудь физкультурном диспансере? Тогда бы применение мер безопасности, по п.3., могло стать обоснованным ещё в городе. Без допуска врачей ваша фирма могла поставить условие сопровождения клиента двумя или более гидами с участием врача. К слову сказать, сам лично видел как наши гиды водили двоих, возможно сомнительных, клиентов на Талгар(всего 5017н.у.м.) вчетвером! Каждый из них мог справиться с такой работой в одиночку, но в целях безопасности они поделили оплату на четыре части. Да каждый из них заработал меньше, но без проблем.
***Ума нет – считай калека***
И будете абсолютно правы, когда поймёте, что это про вас.
По п.5.
***ты не профессионал***
6 спасателей минимально допустимый состав! Но если вы идёте работать гидом в условиях, когда даже такой спасотряд существует только фиктивно, т.е. в него тупо для галочки записаны все гиды занятые на работе со своими клиентами, ваш профессионализм не далеко ушёл от оппонента.
По п.6.
***Такие дела вот.***
Киргизы, по закону, вообще никому ничего не обязаны. Тот уровень гостеприимства, который они оказывают в силу национального менталитета, просто поражает. А насчёт 500 дол. - читайте выше:
***aborig 11:15 24.09.2011***
Никто вас не принуждал заниматься таким рискованным бизнесом.
По п.7.
Сюда же:
***aborig 11:15 24.09.2011***
И не надо мне треньдеть про свою невиновность. Я всё-равно не судья. Если у вас до времени получается обманывать самих себя, ваше дело. Хватило мужества обо всём честно рассказать, уже хорошо. Может быть, если верить Жеглову, легче станет.

За сим не прощаюсь. Продолжение следует. После перекура.

***Вы хотите обвинить меня в бездушии?***
Лично я - нет! Только в не профессионализме.

***заработал в простонародье – гемор. А почему спросите вы?***
Я - не спрошу. Потому, что знаю.
Вместо того, чтобы стремиться к профессиональному образованию, и набравшись опыта работы объединяться с себе равными гидами, для отстаивания перед работодателем общих профессиональных интересов, вы погнались за химерой простоты и найдя себе хозяина с раболепием холуя стали покрывать хозяйское раздолбайство и алчность, за "дружеское" похлопывание по плечу, разрывая собственную задницу на немецкий крест. При этом ощущая себя избранным, способным заработать больше всех. И клиенты здесь совершенно не причём.
Но доходить до ваших мозгов через задницу это начнёт только когда вы будете подыхать дома, никому не нужным инвалидом, а ваши сегодняшние хозяева будут мазать вас дерьмом, типа: "Спился. Сам дурак."
***Вы сейчас хаете хорошую фирму***
Я не хаю. Пытаюсь анализировать факты и определять профессиональный уровень фирмы. И вижу планку на уровне вполне достаточном для оказания логистических услуг подготовленным спортиным командам в проведении самостоятельных сборов. Но ни в коем случае не для работы с клиентами.

Если под влиянеим эмоций вы воспримите мои коментарии только как злобные нападки, переписку через мыло считаю излишней. Но на вопросы в личке отвечу.

P.s. Для тупых минусёров: "Да е..л я свою карму!"

1. Валерий спал не с хорошенькой итальянкой, а в палатке с ребятами, с хорошенькой итальянкой предполагалось, что он будет спать на 5300. Он встал вместе со всеми, ребята проснулись по будильнику Валеры. Куда он потом делся на выходе- до сих пор загадка для всех. Когда его ждали, его сосед и пошёл посмотреть в их палатку, попутно осмотрев кухню и туалет.
2. Опять: я не профессионал, и , если на 5300 вы, ограничившись переговорами по рации, действительно сделали всё возможное, что можно было сделать в этой ситуации, хорошо.
3. Да, к тому моменту абсолютно все знали, что Валерий идёт очень и очень медленно.
4. Допустим, весь этот прайс абсолютно честный. Но почему компания проявила такую щепетильность и прагматизм в подсчёте всего что можно, с точностью до копейки, посчитав каждый килобайт и каждую секунду переговоров? Это был клиент ПЭ! И не он, а ПЭ виновата в том, что он не заплатил- ПЭ не потребовала расчёта по приезду. Мы сносили наши денежки сначала на 6100, а потом уже отдали ПЭ. На сколько это нормально- требовать оплаты работы ПЭ за спуск клиента ПЭ? Ну это зыбкая моральная сторона, если относиться к клиенту, даже мёртвому, как к кошельку- абсолютно нормально.
Откуда взялись расценки ПЭ на свои услуги в ЧС? С потолка?В Москве, самой дорогой столице мира, арендовать автобус Ритуал чужой фирмы на весь день, в среднем- 300$. В бедной Киргизии перевезти фирмой тело своего клиента на своём автобусе- 400$. Как рассчитывалась цена спуска с 5300? Цена дежурной машины в Оше? В смете указано- две лошади, два погонщика. Даже если киргиз едет на второй лошади, хотя по-моему, просто идёт рядом с единственной, откуда взялся второй погонщик? И почему за вторую лошадь надо платить- она не везёт груз!
5. Да, если не рассматривать запутанную историю на 5300, как гид Корней проявил себя с хорошей стороны.
Но мы забываем другую историю, потому что она разрешилась благополучно. Насколько компетентны гиды, которые вели на вершину и, по истечении всех контрольных сроков выхода на вершину, в портящуюся погоду, позволили плохо чувствующему себя участнику, находящемуся в 1.5-2 часах ходьбы до неё, продолжить восхождение, а сами ушли вниз?

Корней заело, что в команду Аксая не попал в этом сезоне ?

Все так, все правильно. Друзья! Альпинисты! Давайте смотреть правде в глаза, для того чтобы совершить восхождение на семитысячник надо дома попахать.. побегать, поплавать и т.д. Работать надо над собой, а не поносить гидов за их некомпетентность. Я честно признаюсь не пользовался услугами этой компании и вообще ходил в одиночку.. Но я знал куда я иду и что меня ждет.. а также знал, что ума мне хватит после 15 00 повернуть обратно даже если до вершины будет оставаться немного. Все вышесказанное Корнеем - не наказание а лишь обычная суровая правда жизни встречающаяся не только в горах, но и в жизни. Нежелание понимать происходящее, отсутствие объективной оценки своих возможностей, и на мой взгляд самое страшное - поиск ВИНОВАТЫХ. Вы когда в горы поехали, вы о чем думали?! Дома на кухне попивая пиво наверное размышляли о том - "а! бабло есть, - остальное гиды вывезут на себе, мы за это им платим... давай! наливай еще за успешную поездку!" Так что "мегапокорители Эльбрусобелух" в своем сообщении Корней вас не наказал правдой а пожалел, а кого-то и предостерег..
Потом ГОРЫ НАКАЗЫВАТЬ НАЧНУТ - ОНИ НЕ ПОЖАЛЕЮТ...

Рекламщиков Аксая я не знаю, зато ты Корней их знаешь хорошо, это ваши
клиенты Р.Е.
О гидах Аксая. Выкладывай список, какие проблемы, ты их и так обосрал.

На Риске уже было обсуждение ситуации на п. Ленина по сезону-2011, и мы писали об этом в последнем номере

(на фото А. Батуриной - погибший рядом с палатками Л2).
Тут - появились новые подробности (жаль только, что всё это - за анонимным ник-неймом, что, безусловно, позволяет списывать критикуемым любую критику на происки конкурентов, обиды неудовлетворенных клиентов и т.д.).
Исходя из всего узнанного, создается впечатление, что в плане безопасности и помощи, ситуация в лагерях под Ленина - неуправляема и неподконтрольна.
В аналогичных случаях, когда в какой-нибудь стране ситуация становится неподконтрольной правительству и несет опасность для туристов, то делаются заявления госдепартаментов, МИДов - о нежелательности поездок в такие страны.
В данном случае таким "МИД"ом могла бы (если не должна) выступить ФАР.
Федерация должна своим инфополем и своим авторитетом предупредить российских любителей гор об перспективной опасности таких поездок и сотрудничеств с той или иной фирмой.

Несколько лет назад на экспертных совещаниях ФАР уже высказывалась идея рейтинга альпинистских лагерей, создаваемого и озвучиваемого ФАР. И такой рейтинг доверия и качества можно было бы распространить на турфирмы, работающие в горной сфере с российскими клиентами. Но, как и многие неплохие идеи, эта была похоронена...

Не хочу, чтобы мое высказывание было воспринято как обида на Pamir Expeditions из-за неудавшегося сотрудничества (я ездил этим летом работать у них высотным гидом). Но из песни слов не выкинуть... Подробно сейчас писать не могу, подам готовые выводы, за которые отвечаю своей репутацией.
1. Гиды не компетентны. Да, сами они поднятся могут, но сделать, чтобы поднялся клиент - нет! И именно их безграмотность во многом является причиной НС.
2. Руководство не способно составить элементарный график необходимых работ по обустройству и обеспечению лагерей. Предлагаемй на сайте график восхождения заведомо невыполним, то-есть это просто обман.
3. Все дешевые пакеты составлены так, чтобы клиенту потом пришлось доплачивать, ибо обойтись лишь входящими в них услугами нереально!
4. Ни каких договоров не заключается - ни с клиентами ни с работниками! Что бы не случилось, фирма всегда отмажется и ни каких претензиий вы ей предъявить не сможете!
Вывод - пользоваться услугами Pamir Expeditions мжно только как частью удобств, если вы сами готовы к восхождению и кроме проезда-питания-бани и т.п. вам ни чего не надо. Если же вы хотите, чтобы вас, что называется, привели на вершину, чтобы сделали всё для успешного восхождения - выбирайте другую фирму.
Андрей Троицкий, Москва.

Как Вам описывали ваши обязанности?
-Поставить лагеря, разметить маршрут
ИЛИ
-Сопровождать клиентов, обеспечивать их безопастность и комфорт?

Всё-таки интересно в какой страховой компании страховались и под каким предлогам она отказала?

Большенство росийских фирм под любыми предлогами отказывают в выплате страховки ( а с адвакатами у них гораздо лучше чем у нас).Страховая система У нас не работает.Поэтому спасение в горах РФ проблема. МЧС-же проще запрещать чем решать эту проблему на государственном уровне.( В этом сезоне Аксай-Тревел имел 8-9 неоплаченых сан.рейсов ...)

Поясните подробнее почему проблема спасение в горах РФ. МЧС пока еще бесплатно всех вытаскивает. То что техники нет так это работа страховой вряд ли сможет решить.
На счет того что отказывают в выплате страховки. Так это работа у них такая - минимизировать затраты на выплаты любой ценой. Сталкивался уже с работой отечественных страховых.

Анонимность исправлена.
Погибший застраховался в Питерской местной конторе, названия не помню. Отказала по предлогом того, что страховка может быть выплачена при гибели, не связанной с хроническими заболеваниями, а чтоб узнать причину, нужно вскрытие. Насколько я знаю, после вскрытия ничего выплачено также не было.
"С горки", как и "под горку"- лишь указывают направление движения. а не свидетельствуют о характере маршрута.
Гиды: Ольга и Андрей Корнеев БЛ- 5300
Ольга и Максим 5300 -7134
Договора мы не заключали, поэтому, соответственно, фамилий не знаю.

Ольги и Максима случайно нет на этой фотографии?

Насколько мне известно, барышня на фото гидом на Ленина не работала...

Ольга в центре, Максим слева второй.

меня не покидает один вопрос, хорошо гиды оказались не компетентны, но там же была группа, что они предпринимали? с лагеря 5300 весь участок траверса просматриваетс хорошо, больше чем на час пути, можно было пропинать гидов чтобы они как то шевелились , самим что то предпринять, и потом после случившегося вы опять идёте с ними на верх, где же логика, понятно что в критической ситуации вас спасать никто не будет а просто бросят. А потом скажут то он сам так захотел. Или впервом случае никто ни кого не бросал? А если гиды виноваты почему вы сразу не отказлись от их услуг.

Т.е. договора с компанией не было. Что они вам обещали, если вообще что то обещали не известно. Были ли те ребята "Гидами" или просто попутчиками и советчиками (разница неоднократно объяснялась) неизвестно.
Нуу сам себе "Злобный Буратино".

Добавлю только, что наша помощь в транспортировке погибшего была отклонена со стороны РЕ. Мы с напарником только помогли перенести человека из палатки, в которой он был оставлен, на склон и присыпать снегом. От фотографий погибшего персонал РЕ отказался.

Поскольку в инете сейчас довольно много вбросов (не вполне верной информации со специфически расставленными акцентами), можно выложить скан этого счета к родственникам? Кем счет подписан (у кого рука поднялась ТАКОЕ подписывать, интересно)? И фамилии руководства РЕ в студии тоже не помешали бы...

вы понимаете что если речь зашла о вбросах то таких сканов можно десяток за полчаса наляпать? (к сожалению)

Раз уж вы ратуете за ФИО, сканы и достоверную информацию, то начните с себя - заполните профиль на Риске.
Не усмотрите в моих словах какой-либо наезд, я далека от этого. И все же, профиль заполнить не трудно. И я, хотя бы, смогу обратиться к вам по имени!

*** И все же, профиль заполнить не трудно.***

Может я чего-то не понимаю в таких замечаниях?
А в чём смысл логина, если в профиле будет полное досье? Сам то я не шифруюсь. Как оказалось меня и без профиля здесь многие знают.

Ну во первых моя скромная персона ИМНО тут не представляет ни для кого такого интересу, что бы пытаться узнать мои ФИО, кто со мной знаком те узнают. Но по Вашей просьбе - я таки профайл заполнил (кстати поля ФИО там нету). Обращение ко мне по нику меня никак не задевает, мой компьтер ко мне так же обращается, а я с ним общаюсь куда больше чем с близкими (увы мне, работа такая).

Во вторых, как Вы понимаете все что человек о себе в профиле пишет может быть (или не быть) полным фуфлом, кроме e-mail и IP.

В третьих и главных - и тут, и в той достославной ветке парамаунта, ТС обвиняет совершенно конкретных людей в довольно тяжких на мой взгляд деяниях, и при этом есть некая асимметрия. Хотелось бы что бы было таки симметрично, если ты скрылся под ником так и пиши что ник такой то творит то то на просторах инета (троллит на Риске скажем, или посещает порносайты), а если пишешь про нехорошие действия конкретных людей в реальной жизни - так и сам представься по крайней мере.
Даже в СССР анонимки не рассматривались, а тут получается что кто угодно может зарегистрироваться на Риске и писать о людях все что угодно (это я о парамаунте, извините что здесь, ну просто к слову пришлося).

В данной ветке я umpa-lumpa как то верю (и кстати он представился, я его правда не знаю), хотя и в голове описываемые события укладываются с трудом. Но публикация того же скана снимет какие то либо вопросы у кого либо вообще. Человека конечно не вернешь, но ИМНО наврядли РЕ стала бы такие счета подсовывать, зная что это может быть придано огласке. И в след раз знание того, что твои пакости предадут огласке -> возмутят сообщество-> твой бизнес в этой сфере накроется, м.б. кого то остановят?

У РЕ на сайте кстати ни каких данных о руководстве/сотрудниках вообще... наводит на мысли.

сканы размещу только с согласия родственников

– Я очень прошу выдать мне удостоверение, – заговорил, дико оглядываясь, Николай Иванович, но с большим упорством, – о том, где я провел предыдущую ночь.

– На какой предмет? – сурово спросил кот.

– На предмет представления милиции и супруге, – твердо сказал Николай Иванович.

– Удостоверений мы обычно не даем, – ответил кот, насупившись, – но для вас, так и быть, сделаем исключение.

И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:

– Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши «боров». Подпись – Бегемот.

– А число? – пискнул Николай Иванович.

– Чисел не ставим, с числом бумага станет недействительной, – отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл печать, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово «уплочено» и вручил бумагу Николаю Ивановичу.

Вообще в т.н. "коммерческом" альпинизме сейчас творится откровенный бардак. Самое печальное, что это напрямую влияет на безопасность. С течением времени все больше убеждаюсь что коммерция (тупое зарабатывание денег) и безопасные восхождения не совместимы.
Однако, хочу обратить внимание что туристический бизнес в России один из счастливых примеров, где проводится политика коллективной ответственности.
Поэтому предлагаю силами общественности создать единую базу туроператоров по горам с указанием их рейтинга, дабы лишить фирмы работающие на "одноразовых" клиентах их опасного заработка. Считаю информирование потенциальных клиентов о реальном положении дел первоочередной задачей в деле обеспечения безопасности коммерческих восхождений. Считаю так же портал Риск.ру вполне подходящей площадкой для этого. Дальнейшее слово за общественностью.
P.S. Полагаю в этом проекте будут заинтересованы все за исключением фирм с очень ограниченной ответственностью.
P.S.S. Всегда заключайте пожалуйста договора. Не редко уже при прочтении договора можно составить впечатление о фирме и вовремя отказаться от ее услуг.

Судя по соседней теме - лучше подождать реакции представителей, чем слепо верить:)

В этом конечно, есть здравый смысл. Хотя... У нас уже был случай, когда спасённого пострадавшего в больнице, где он переломанный лежал на растяжках, навестили руководители СО МЧС и попросили оплатить примерно 2000 баксов за вертушку, на которой его вывозили(знаю достоверно, т.к. один из них "плакался мне в жилетку" дескать, мы вас - альпинистов, спасаем, а вы нам денги зажимаете:-( ). Правда эти руководители на своих должностях уже не работают. Но как знать?...

Проясню свою позицию по поводу гибели:
Валерий действительно отстал от группы по собственной вине, а точнее вышел из лагеря самостоятельно. Когда мы пришли в лагерь 2 , и у них оказалась связь с 1ым, стало ясно, что Валерий вышел, они не организовали поиски. Я виню их лишь в этом. Но мой пост направлен не на конкретных гидов, а на всю ПЭ. Велись переговоры по рации, наверняка, и Артамохин был в курсе ситуации, ПЭ не предпринял ничего.
Когда Валерий пришёл на следующий день, ему действительно предлагали спускаться с другими участниками, кто чувствовал себя неважно. Он только поднялся, провёл ночь, завернувшись в палатку,- был очень усталым, поэтому естественно, что он отказался, ему был нужен отдых. Он предполагал спуститься на следующий день, когда часть группы пошла бы вниз с 6100.
Прямой вины гидов и ПЭ в гибели нет, она косвенна, но она присутствует.
Почему участники группы ничего не предприняли? Конечно и мы виноваты в бездействии. Являясь новичками( у всех опыт- Эльбрус+ Белуха максимум),мы не понимали всю серьёзность ситуации, доверились гидам. Раз они считали, что всё обойдётся, значит так и есть. Жираф большой- ему видней.

Во сколько была та радиосвязь, на которой вам стало известно о том, что участник вышел из лагеря 1?
Были ли объективные причины для гидов не выходить на его поиски, скажем, сопряженные с риском для их жизни - а у них еще клиенты, которых нужно вернуть вниз живыми, сидят рядом....

Про новичков... Вы сами, очевидно, считали свой опыт (Эльбрус+ Белуха) достаточным, чтобы пойти на пик Ленина!
Я не перекладываю вину за происшествие с гидов на вас! Но, очевидно, что опыта вам не хватает, чтобы совершать восхождение на такую гору, раз уж вы сами называете себя новичками. Или вы верили, что в случае чего (опасностей на такой горе предостаточно) вас спасет фирма?

всё предусмотрено. в кошках внизу потренировался - и готов.

Конкретно у меня- лишь Эльбрус. Начитавшись в интернете про лёгкость и доступность Пика Ленина, считал достаточным. Коммерческий альпинизм изначально рассчитан на новичков, потому логично предположить что он и "заточен" под них,разве не так?
Точное время радиосвязи назвать не могу, но до захода оставалось много времени, 4-5 часов дня. Погода была хорошая.
Погибший обладал достаточным опытом- Монблан, Мустаг Ата, Ама Даблам, горы Чили

Коммерческий альпинизм рассчитан на тех, кто честно натаскался всего сам, оставив при этом немалую часть здоровья и моральных сил и мотивации, а теперь хочет сходить на горы (на те, на которых уже был, или на другие), и при этом дать заработать тем, кому повезло достаточно "дешево" в смысле здоровья, моральных сил и мотивации, вырасти до гидов...

Готов вступить в дискуссию посредством Скайп, АйСиКью или ЛС.
С уважением, Вадим Семин.

Коммерческий альпинизм изначально рассчитан на новичков
С этим полностью согласен.
Концепция предполагает за деньги показать людям прелести и красоту гор.
Для новичков - новичковые маршруты.
Категории 1Б после прохождения цикла занятий.
Эльбрус - категория 2А с популярных сторон.
Поэтому я в душе кривлюсь, когда ко мне приходит новичок и гордо заявляет, что он уже был на Эльбрусе.
И все равно считаю его новичком, который в принципе мало что знает и умеет, хоть бы и был.
В моей практике был у меня новичок, в активе у которого был пик Ленина.
Я его по наивности определил к разрядникам, ходить двойки-тройки.
Через два дня вернул к новичкам.
Ну не умеет он, и не тянет на разрядника.
А пик Ленина - 5А категория.
Надо понимать, что не зря ему такую категорию присвоили.
И это при всеобщей тенденции "раздевать" маршруты.

4 гида с хорошей подготовкой могут затащить и на Эльбрус, и на пик Ленина бабушку в инвалидной коляске.
И спустить вниз.
Это если с погодой повезет.
Потому как если не повезет, так и бабушка и гиды вполне могут там и остаться.
Ну, поправлюсь, если гиды грамотные, так этот фактор они всегда учитывают, и так просто в ловушку не лезут.

Как мы видим, вполне грамотные тенденции могут быть извращены.
У людей создан образ, что пик Ленина - для новичков.
Если в группе есть гид.
Но гид - не бог.
Он не может погрузить на плечи 10 человек и спустить вниз.
Для того, чтобы затащить безопасно новичка наверх нужно 4 гида.
И не стоит обольщаться, что многие ходят поодиночке - и ничего.
Это риск до поры, до времени.
Есть хождение на везении, а есть на умении.
Извините, что отнимаю ваше время, говоря вобщем-то прописные истины.
Все это пройдено, написано и размусолено.
И эти грабли все равно продолжают забирать жизни.

Коммерческий альпинизм рассчитан на зарабатывание денег в первую очередь. А уж с каким контингентом он работает это уже вторичный вопрос. А вот концепция этого самого зарабатывания денег разнится в зависимости от приоритетов, которые выставляет менеджмент компании. У кого то это безопасность, у кого то прибыль. Факт, что героев нужно знать в лицо.
Хотя, конечно, по данному посту необходимо знать историю с разных точек зрения. IMHO водить людей после Эльбруса на п. Ленина - большая ошибка, если не сказать больше.
P.S. Аудитория вполне может не разделять мою точку зрения, я это пойму, но сам останусь при своем мнении.

Категорию 5А этому маршруту на п. Ленина дали только потому, что по методике определения категорий трудности маршруты низшей категории трудности ограничены меньшей высотой. Например:
Маршруты 4Б категории трудности: восхождения и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой 2500—7000 м, протяженность собственно маршрута 600 м и более. Маршрут в основном состоит из участков II и III категорий, но должен включать 40—80-метровые скальные участки IV категории, или 3—5-метровые участки V категории, или 300—400-метровые (не менее) ледово-снежные участки IV категории. Продолжительность маршрута 8—10 часов и более. При организации страховки необходима забивка 8—10 и более крючьев. Траверсы должны включать не менее двух маршрутов 4А к/тр, один из которых может быть заменен (см. маршруты 4А к/тр).

А так, если смотреть описание 5А категории сложности:
Маршруты 5А категории трудности: восхождения и траверсы скального, ледово-снежного и комбинированного характера на вершины высотой 3000—7500 м, протяженность собственно маршрута 600 м и более. Маршрут в основном состоит из участков III и IV категорий с немногочисленными участками I, II категории, но должен включать 10—40-метровые скальные участки или 300—400-метровые (не менее) ледово-снежные участки V категории. Продолжительность маршрута 10—15 часов и более. При организации страховки требуется забивка 20—40 крючьев.

Написано ведь, что маршрут должен включать 10—40-метровые скальные участки или 300—400-метровые (не менее) ледово-снежные участки V категории..
Теперь вопрос: есть ли такие участки на маршруте 5А на Ленина через Раздельную? Нет.

Так что, в этой методике есть противоречия: Маршруту не может быть присвоена категория ниже 5А из-за высоты (более 7 км), но и не может быть присвоена категория 5А и выше из-за отсутствия необходимых технических сложностей (участков скал или льда 5-ой категории).

Это маршрут высотный, а не технический или высотно-технический. Тем более - классика. О чем речь?

Может я пропустил,но не указана причина смерти.То что на высоте всем плохо фактор очевидный,но после холодной ночевки конечно нужно уходить вниз,но в этом случае гиду придется заворачивать и остальную группу.Тактический план должен бить согласован внизу.Много просчетов,но они неизбежны.

В этом году был у меня такой новичок( клиент ) . По его словам в начале января сходил на на зимний Эльбрус , температура была -53 градуса . Он второй раз в жизни в горах из за этого нанял гида , но сразу сказал что у него нет опыта и он будет слушать гида . Мы полностью расписали маршрут (время выходов, контрольное время для штурма и т.д. ), клиент согласился. Первые дни Он делал все как ему и говорил , по после 5300 начал учить и говорить что он все знает ему советы не нужны так как он ходил на Эльбрус . Когда мы поднялись на 6100 у нас был маленький конфликт после чего Он мне сказал Я (клиент) заплатил не малые деньги что бы сходить на Ленина и мне твои советы по барабану , при любом раскладе Я приехал ради горы. все такие диалоги передавал начальству в базу или первый лагерь . Когда Мы вышли на штурм темп был так себе , после мое предложения идти чуть быстрей поступил ответ Я могу идти сам, нах мне гид который Меня учит жизни . Все это передавал по связи с первым и базе. Да Мы взошли на вершину почти по времени, а после спуска в первый лагерь и после в базу клиент ходил и рассказывал , что он такой крутой поднялся на вершину и поднял гида , что гид слабак . Тоже самое написал в отзыве . Вывод , многие КЛИЕНТЫ думают что Ленина это маршрут для прогулки после Эльбруса где фирма и гид дадут гарантию того что клиент будет стоять на вершине и спустится в базу живой , хотя даже и не знают как ходить с веревкой .

Дима досталось тебе, мне всё время было интересно чем это всё закончится.

мощная у вас выдержка, респектище.
А клиент - кандидат на спасы, по ходу...

Этот клиент слушал только свое я . Советы очень известных альпинистов и гидов были в пустую .

Все мы, с некоторой вероятностью, кандидаты на спасы...
Такое случается. И не всегда по причине человеческой ошибки (если не считать ошибкой выход на территорию, потенциально опасную для жизни - зону оледенения). Не стоит вешать ярлыков...

Вспомнился случай, когда я спускалась с Раздельной в Л1, в 2007 году, захватила с собой буржуйского клиента тогоже ПамЭксп. Клиент был ни петь-ни рисовать, мне пришлось тащить его вещи, время было послеобеденное (утром из-за нулевой видимости спускаться не могли). На 5300 я попросила гидов РЕ, чтоб они как-то своими силами продолжили сопровождать парня вниз, но им на это было совсем пофиг. У клиента были легкие обморожения, полное отсутствие сил и расстройство координации. Пришлось его привязать к себе на поводок и еще часов шесть спускаться, в сумерках и по темноте. Благо у меня была и аптечка, и веревка, и рация, и хорошее знание горы. Начальником Л1 в тот год была девочка, не способная ничего организовать, девочка хорошая, но не опытная. Аксай-Тревел (в котором я работала) регулярно занимался спасами Памирских клиентов. Так вот, приведя того буржуя в Л1, я даже благодарности не услышала, им вообще было все равно, кто и в каком состоянии у них по горе шляется.

Один из гидов готовил двух (слабых или больных) к спуску в первый лагерь , при мне был разговор гидов и ребят с этой группы что Валере тоже надо идти вниз он отказался . Что делать гидам большая группа , один гид собирает двух вниз у одного из них очень сильные головные боли , второй тоже слаб что то болит и Валера который отказывается идти вниз что делать подскажите нет единого мнения . По правилам фирм мы должны спускать больных или
пострадавших в низ. Остальная часть группы хочет идти наверх , так кстати и получилось . В таких группах нет единого мнения, каждый сам по себе )))))))

Как-то раз на моих глазах на одном весьма популярном почти-7000-ке на высоте 6400 клиент-буржуй ругался с гидом-буржуем. Дело было в штурмовой день для той группы. Клиент дошел до этого места и сказал, что дальше не может. Окей. Его и еще одного ослабевшего оставили с одним гидом ждать возвращения группы. Мужик отдохнул и опять захотел наверх. Гид отказал ему - он был один, а ослабевших клиентов - двое. Одного пришлось бы оставить. А по контракту - оставлять нельзя. Мужик поругался-поругался и затих - оказалось, его ситуация была прописана в контракте и он обязан остаться.
Так что правильно составленный контракт решает такие проблемы. Если прописано, что гид решает, в каком случае клиенту идти вниз - проблема исчезает. А если клиент откажется - ответственность с гида снята. За бугром еще нарушение клиентом контракта часто еще и отменяет страховку, что действует заметно сильнее. Но у нас это не сработает.
С другой стороны, на одной большой горе, где найм гида обязателен, наша группа часто шла не так, как требовали гиды, а так как считали правильным. Все-таки наш опыт был существенно больше, чем у тех гидов. Так что проблем не возникло, а гиды постепенно успокоились. А если бы мы при этом нарушали подписанный контракт с последующими неприятностями - нам бы было сильно тяжелее безопасно взойти и спуститься.

Зная условия работы турфирм Узб-на, сильно удивлюсь, если узнаю, что у их клиентов (в горах Киргизии и Таджикистана, во-всяком случае) на руках есть контракты с ними. Может, потому и отмалчиваются. Не открою секрета, что обычно все расчеты - кэшем, без всяких обязывающих бумаг. То же и в отношениях гид (портеры, повара и т.д.) - турфирма. Поэтому гиды (сам не раз сталкивался) часто оказываются крайними в ситуации, когда все эти недоговоренности и недоработки, иногда просто вопиющие, всплывают уже на маршруте, а четкого контракта нет в принципе. И не всегда ситуацию удается разрулить, - особенно, когда клиенты не вполне адекватные. Думаю, исходить в таких случаях стоит из принципов выбора из двух зол меньшего и - по-любому - безопасности. В прошлом году в Фанах, помнится, один из питерских гидов, Андрей, в разговоре за чаем обмолвился, что в его практике был даже такой случай, когда он на высоте (на Котопакси, кажется) силой заставил спускаться перед бурей отказывавшегося клиента(заехал в ухо), и остальные клиенты его вполне поддержали. А если еще и "гиды" неопытные - то тогда просто "туши свет".

Дмитрий!
А что сами участники не могут написать как было?

Наверх идти, оставляя в лагере больного не совсем правильно.
Спускать надо всех, а потом заниматься подъемом остальных на гору.

Если по мнению гида, кто-то должен идти вниз, но не хочет, надо дать по табакерке...
несильно, обычно это помогает...и человек живой останется...

Участников клиентов я поименно и не знаю , а че молчат гиды мне самому интересно .

Поднимались на Ленина с товарищем в 2008. Заезжали, оформляли документы с помощью РЕ, но были т.н. бичпакетниками - т.е. услугами гидов и носильщиков не пользовались, шли самостоятельно, палатки ставили свои и тд. К фирме претензий нет.
Что касается компетенции гидов, то тут ситуация типична для подавляющего большинства туроператоров - происходит подмена понятий. Гидами называются все, кто знает дорогу до вершины. В это же время для туристов из "империалистических" стран существуют раздельные понятия "guide" и "passfinder". Единицы из тех, кто водит людей на высоте оканчивали школу гидов. Никого не выгораживаю, но я разговаривал в том же 2008 в лагере на Раздельной с парнем (гидом. не знаю, какой фирмы), который приехал работать сразу после получения значка "альпинист", т.е. - имея в активе одну или две "единички". Как-то резануло.
Вообще, на Ленина бардак в целом. Из палатки на Раздельной украли заброшенные туда теплые вещи. В палатке на 5300 кто-то жил, причем весь вход истоптали кошками (это - ладно, мало ли в каком состоянии человек пришел, но вот на заброску наверху я рассчитывал). Тот же случай с чехом, которому на Раздельной никто толком не смог оказать доврачебную помощь, хотя в это время там находилось много "гидов" с группами. И тд, и тп...
Никого не очерняю. В большинстве своем они отличные ребята и девушки, сильные спортсмены и тд. Но, гид - это сильно другое, нежели просто "хороший альпинист"...

Pathfinder, не passfinder.

Да, простите. Заработался.
Спасибо за исправление

"""Гидами называются все, кто знает дорогу до вершины. В это же время для туристов из "империалистических" стран существуют раздельные понятия "guide" и "passfinder""" Видел французского гида с группой 10 человек ,он их повел на Ленина.Выше Монблана не был нигде-никогда,имеет сертификат(шамони).Нескольких его клиентов снимали с горы,одного в лежачем положении.Так лучше?

Если спустил живыми - конечно лучше. А вообще - о чем вопрос - "гид" - это не количество схоженных гор, а профессия. Т.е. - комплекс специфических навыков и приемов.

Жалко погибшего. Спасибо, что подняли эту тему. По моим прикидкам у Памир Экспедишенс - самый многолюдный лагерь на горе. Надеюсь, популярность этой фирмы упадет в новом сезоне.

Девушка-гид Оля из группы погибшего Валеры, как я узнала от нее самой, на Ленина была впервые. Это нормально для гида, нанимаемого под конкретный маршрут? !

Сами жили у ПЭ. Не пакетники - но даже при таком варианте наблюдений накопилось немало. Запросто отменяют заказанный и подтвержденный накануне трансфер из БЛ в Ош. В лагере нет аптечки (если не считать бочки, на дне которой валяются какие-то просроченные таблетки и порошки от диареи). И вообще было ощущение, что дальше Л1 фирма о своих клиентах забывает. Гиды еще как-то с ними возятся. Но в нижних лагерях дела нет никому до людей - деньги за пакет уже заплачены, а пивом и жратвой в Л2 не поторгуешь.

Нам Оля говорила, что уже работала на Ленина.
Снова привет ПЭ, за то, что набирает людей, не знающих гору, вести группу. Выходит, на вершину нас вели два гида, оба на ней ни разу не бывавшие.

Видимо, клиентам неудобно было говорить, что на Ленина она впервые, или проинструктирована так была начальством ПЭ - тем более, что второй гид тоже там не был.

***Эльбруса на п. Ленина - большая ошибка, если не сказать больше.***

Это не ошибка, а сложная профессиональная задача.
Если клиент хочет заплатить за её решение, это его право(купить для себя возможность поработать безопасно в запредельном режиме). Для её решения надо правильно разработать экслюзивную программу, обеспечить необходимое количество гидов и спасателей, и т.д. За что получить с клиента полную оплату, причём без гарантии его восхождения на гору(ну если клиент не хочет, чтобы гиды его труп на вершину занесли).
Если фирма не умеет работать на таком уровне, но тем не менее берётся, это просто преступление.

Это даже логично, посли Эля идти на Ленина. Ну, не после Победы и Коммунизма же? Вопрос общей физической формы, адекватности и навыков. Проблема в другом - не надо так активно пиарит по всему интернету гору, на которой столько уже погибло и погибает.

++Проблема в другом - не надо так активно пиарит по всему интернету гору, на которой столько уже погибло и погибает.++
То же самое и про Эльбрус можно сказать, с не меньшим основанием.
А что делать? Клиенты нужны, а люди с опытом могут и сами подняться. Вот и приходится убеждать, что это любому доступно. "It s only business."

А может проблема в том , что многие здесь относятся к всему этому как к альпинизму - поэтому столько эмоций - на самом деле это "только бизнес" - как справедливо было замечено выше - со всеми вытекающими отсюда следствиями.
Будете воспринимать таким образом - будет всё ясно и понятно. Почему там дохнут и как.

Фирмам нужно делать договора с КЛИЕНТАМИ и ГИДАМИ и расписывать от А до Я . Ежегодно проблемы , ежегодные проблемы происходят , на горе могут остаться как клиенты так и гиды. К примеру в том году на Победе два клиента и один гид .

По Победе - не совсем так, не два клиента и гид. Строго говоря, все они не были ни клиентами ни гидами в том восхождении, насколько я знаю. Кирилл Мохов был в составе спортивной группы (уфимская команда), а Байназаров и Ефремов были "сами по себе", хотя и примкнули к команде под рук-вом гида Андрея Федорова. В любом случае, если говорить формально, последние обладали инструкторскими званиями и были КМС-ми, а Андрей Байназарови сам работал гидом в других восхождениях, но не на этом (насколько я знаю, но могу ошибаться).

Байназаров был сильным гидом на Ленина, сам его два раза нанимал. По квалификации - МС

Насколько я знаю, Байназаров в данном случае был именно гидом, а Ефремов - клиентом. Дело в том, что Ефремову (опытному альпинисту) было далеко за 50 лет.

но это факт что даже опытные люди остаются в горах ))))))))))))))))))))

Еще мне кажется существует одна проблема,собираются случайные люди во временные грууппы знакомятся напосредственно под горой, по сути никто не за кого не отвечает в моральном плане, к сожалению в трудный момент всем наплевать на друг друга, выживает сильнейший. Данный случай тому пример, а за этот сезон это не единичный случай.

Меня зовут Тимур Смирнов, город Москва.
С автором поста был в одной группе. Смету расходов на спуск тела Валерия видел своими глазами.
Да, действительно, вина гидов очевидна, но это дело десятое. Я никак не могу понять, что за непробиваемые мужики сидят на этом форуме. Ребят, вы чё, реально в танке ? Вам русским по белому написали КОМПАНИЯ PAMIR EXPEDITIONS ЗАРАБАТЫВАЕТ ДЕНЬГИ НА ТРУПАХ !!!
Какая к чёрту разница по какой причине отказала страховая ? Мне начальник PE сказал, что такое впервые, страховая до этого всегда платила. Они брали такую же смету расходов (только тысяч на 20, наверно) , высылали страховой, та платила, родственникам пофиг (чего, тело привезли, ни копейки не заплатили, они довольны). А теперь страховая отказалась, ну ребята из PE, как до этого надували страховую, также решили надуть родственников.
Там также есть пунк "сопроводительные хозяйственные расходы - 200 $" - больше всего меня порадовало. Родственникам погибшего первые несколько дней из PE звонили, заливали в уши всякой чепухи, рассказывали как тяжело его оттуда вытащить, как дорого всё это стоит, киргизы народ суеверный, на лошадь труп не взвалят. Ну, короче, просто врали и выбивали из них деньги, они и заплатили часть. Согласен, что надо бы выслушать другую сторону, ну пожалуйста, пусть пишут. Смета расходов будет здесь опубликована, если разрешат родственники погибшего. Вышодит, PE просрали свою репутацию за 6100 $ . Моральные уроды.

ПО какому пакету вы ездили?

Уважаемый Тимур Смирнов, разрешите обратиться к Вам с вопросом, раз уж Вы были в одной группе с погибшим - почему ни Вы, ни кто-либо из вашей "группы" не вышел на поиски участника после того, как на связи стало ясно, что парень вышел с 4400? Элементарно пройти навстречу, помочь донести рюкзак. Наборы высоты над ледопадом смешные, в связке по тропе на сковороде перемещаться можно достаточно безопасно. Могли бы поступить так, раз уж гиды не вышли на поиск. Просто, если уж грести такой гребенкой, то всех. Потерявшемуся не "гиды помощи не оказали", а "НИКТО ее не оказал". Понимаю, Вы платили деньги за то, чтобы Вас завели на гору, остальное обязанности гидов, потому (в той или иной степени) Вы и вменяете им это в вину. Но, чисто по человечески, помочь должен был любой человек, имевший возможность. Людям с мало-мальским альпинистским опытом этого объяснять не нужно...
Кстати, насчет вины гидов тоже неоднозначно. Нет расшифровок радиопереговоров, сами гиды не отписались, да и многое еще указывает на то, что не все так просто и однозначно, как считаете Вы.
По поводу "надувания страховой компании" - не нужно так шуметь. Если кто кого и надует, то скорее страховая с ее адвокатами, которые съели на этом деле не один десяток собак разных пород и расцветок. Раз страховая платила до этого - значит была вынуждена, и - значит - было, за что.
По поводу киргизов с лошадьми - вообще темный вопрос. На участке "4400-БЛ" это единственный транспорт. Киргизы это понимают и при каждом удобном случае ломят цену. Сам был свидетелем. Чем аргументируют - суевериями или несвежим завтраком - дело десятое. К тому же - если говорить Вашими словами - лошадники тоже зарабатывают деньги на трупах...
Опять же - никого не выгораживаю. Просто хочу, чтобы обсуждение было конструктивным. Камнями забить всегда было проще всего.

в этом году у Чеха была проблема с ногой с первого лагеря его спускали в базу , лошадки были с другой фирмы ( Аксай ) погонщики ему зарядили не малые деньги ,он с трудом договорился за спуск 200$. Погонщики киргиза там на всем делают деньги .

Ура ! Есть ! Уважаемые тролли, буду кормить вас по очереди, конструктивно и по пунктам.
1). Когда Валерий шёл и ночевал на сковороде, я в этот момент валялся в полуживом состоянии в палатке. Периодически блевал и стонал от головной боли. Я бы не отказался, если меня бы кто спас. Но, спасибо Корнею, он меня вытащил. Единственно жалею, надо было похоронить трупы, которые лежат около первого, принести крест снизу.
2). С киргизами ситуация след. Они там, конечно монополисты, но и они сильно зависят от ПЭ. Потому что всё оборудование ПЭ - газ, уголь, все палатки, вся жрачка и много другое, идёт на тех же лошадках, поэтому ПЭ раза в три - четыре дешевле отправляет свои грузы наверх, нежели туристы. Сам разговаривал с одним киргизом, он мне сказал, что за голову верёвку привяжет, и за ноги под брюхом у лошади. Вобщем, я всё не буду описывать, что он мне сказал, но поверьте, что никаких предрассудков у них нет, и рядовой киргиз за 500 баксов готов на своём горбу допереть и ещё и маму свою родную продать заодно.
3). Лошадники, гробовщики, похоронные агенства, водители катафалок - ну это нормально (блин, как в детском садике), а когда альпиниста в горах снимают и на этом делают в 6 раз больше денег, нежели он приехал бы домой живой и здоровый - другое дело. А теперь, перечитайте библию, поговорите с психологом, почитайте эту статью http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C и найдите пять отличий между двумя, описанными выше, ситуациями.

Сходите на их сайт. Вот расценки ПЕ:
• VIP пакет »» - от 3520 USD.
• Бизнес пакет »» - от 885 USD.
• Восточный пакет »» - от 520 USD.
• Стандарт пакет »» - от 395 USD.
• Эконом пакет »» - от 295 USD.

Теперь внимание: ТОЛЬКО ВИП пакет включает услуги гида.
По какому пакету ездил погибший?
Вот что включает Бизнес:
• встречи и проводы в аэропортах;
• все переезды по программе тура «Пик Ленина» (...);
• перелёты (г. Бишкек - г. Ош - г. Бишкек);
• размещение в гостиницах 3* с завтраком в Ташкенте, Бишкеке и в Оше;
• оформление необходимых документов (регистрация в ОВИРе, пропуск в пограничную зону)**;
• питание во время переездов г. Ош - Базовый Лагерь - г. Ош;
• высотные продукты на период восхождения со склада Базового Лагеря;
• услуги в Базовом Лагере (12 суток) и Лагере 1 (4 суток) пика Ленина...
ВСЕ. Ничего больше

Как видите - никаких гидов, никакого сопровождения.
Бесплатный сыр бывает в мышеловке...

Да вы что несёте ? Ок, я был на этом сайте, как вы сами думаете, если я был в группе погибшего ? Пакет был стандарт.
Вы прежде, чем херню полную нести, сами получше почитайте этот сайтик, который вы кинули. Гид оплачивается отдельно ! Там это написано русским по белому, для тех кто в бронепоезде. За гида мы все платили отдельно, причём не мало !

Потом, мы вроде вообще говорим не об этом. Чтобы предупредить ваши гневные комменты (которые, конечно же будут), нарисую картинку, как в детском садике, ну чтоб совсем стало понятно, даже имбицилу (это я про абстрактного). Ритуальные агенства зарабатывают на смерти людей, это коммерчески выгодные предприятия, и это их бизнес, никто не имеет ничего против. А тут зарабатывает на смерти туроператор, который предоставил профессиональных гидов. Их вина, не 100%, однозначно, но она ЕСТЬ, пусть косвенная, да об этом можно долго спорить.

Но тут дело в другом, они ввели в заблуждение родственников погибшего, и наварились на его смерти. Далее вы мне скажете, ну они же предложили услуги по спуску за данную цену, могли бы родственники и сами спустить, если не хотят раскошеливаться. На что я вам отвечу, что вы, во-первых, такой же аморальный человек, как и эти люди, а во-вторых они ввели в ЗАБЛУЖДЕНИЕ родственников, сказав им ,что спуск очень дорог и очень сложен, хотя он стоит копейки.

Аргументированно. Особенно про абстрактного имбицила.

Вам объясняли что будет для вас делать гид а что не будет?
(сам гид наверху [AndTroitskiy 16:34 24.09.201] на такой же вопрос почему то молчит)

Да с этой конторой ПЭ вроде как все понятно. Дело то не в гидах и не в бардаке.

Есть у меня знакомый, редкая сволочь (кидала) и за счет этого весьма успешный бизнесмен от промальпа. Так даже он, несмотря на свой сволочизЪм, когда у него на работах кто то бился (обычно по собственной дури, типа пошел пописать с края крыши и оступился), и то добровольно брал на себя все расходы по похоронам + родственникам погибшего как то помогал. А тут...

Такое дерьмо в жизни часто встречается, но в горах такого не было. Коммерческий альпинизм стал по-настоящему коммерчески выгодным, со всеми вытекающими коммерческими "издержками". Но я не понимаю одного, ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО ПЭ ? они зарабатывают там огромные деньги, заработать лишние 6 000 баксов и пожертвовать своей репутацией ? это же финансово убыточно для них .

В ПЕ с основания компании цены ниже чем в других компаниях из за этого у них хаус .
А такое как перенос груза и услуги гида всегда оплачиваются отдельно и это во всех компаниях.

Какой-то бред про отдельную оплату гидов. Может, вы хотели сказать, во всех компаниях под пиком Ленина? И даже в этом случае - бред.

Да, скверная история
И всё же 3 вопроса остались неотвеченными:
1. был ли договор заключен в доказабельном порядке (хотя бы устно, но четко со свидетелями, готовыми подтвердить)?
2. были ли в договоре оговорены услуги гидов и/или другого персонала и если да, то в каком объёме?
3. в лагере 2 на 5300 другие альпинисты, способные помочь отставшим, кроме этой группы - были?

1). Письменного договора никто там не заключает, факт оплаты никак не подтверждается письменно.
2). вы вообще хоть раз в горах бывали ? Как бы очевидно всем, что когда ты платишь за гида 450 $, то у тебя будет гид. НО ПРИЧЁМ ТУТ ЭТО !! Гиды у нас были. Да всё было обговорено, пожалуйста с сайта ПЭ

Каждая группа будет сопровождаться высотным гидом. Стоимость его услуг для данной опции - 450$ для каждого из участников группы.

Полная стоимость вашей программы будет складываться из двух следующих сумм:

Стоимость выбранного вами пакета (один из четырёх вариантов: «Бизнес - полный пакет», «Восточный», «Стандарт» или «Эконом»);
Ваше долевое участие за услуги горного гида - 450$.

3). Были, но если вы хоть раз бывали на такой высоте, то должны понимать, если там человеку плохо, он лежит в своей палатке, то другой альпинист, лежащий в соседней палатке, не сможет узнать об этом, пока тот не попросит его. Ну они ему в итоге и помогли, когда он вышел из палатки и упал.

Насколько я понимаю, человек не лежал в соседней палатке, он к ней просто не пришел.
Вы, или кто-то еще из Вашей группы сделали хоть что-то для того, чтобы найти его? Подойди к нему хоть кто-то еще вечером - парень бы на 99% остался жив. А кто подойдет - гид или участник группы - не имеет значения.
Будь у вас вместо денег и гонора опыт, то сложить в уме 2 факта (я на месте, а товарищ - нет) не составило бы труда. Как и получить результат сложения - человека надо искать.
Так что я повторю свой вопрос и расширю его - что делали (не делали) гиды для спасения погибшего и что для этого же предпринимали (или нет) Вы и другие участники группы?

1. Насчет "никто" - это вы зря. В нулевые - заключали причем в БЛ и письменно (но на группу, по крайней мере на нашу)
2. Бывал, в том числе на Ленина. Без гида (не было необходимости, у нас была достаточно подготовленная для этого группа)
То что на сайте - всего лишь коммерческое предложение. Вряд ли сойдет за оферту. Ещё раз: договор хотя бы в устной форме заключен был? Свидетели есть?
3. Если в соседней палатке человеку плохо и это понятно (хотя бы по кашлю) - нормальные люди предложат хотя бы таблетки. И я спрашивал не про помощь когда он пришел в таком состоянии после холодной и ночь провел на высоте, а когда выяснилось что он из Л1 вышел, а в Л2 не пришел. Кто-то кроме вашей группы и ваших гидов в Л2 был? Кто-нибудь кого-нибудь попросил или предложил сходить на ледник до места спуска с него и посмотреть, где находится тот? Там ведь с ледника-то видно всё почти до Л1.

вы вообще хоть раз в горах бывали ? Как бы очевидно всем, что когда ты платишь за гида 450 $, то у тебя будет гид полный вперёд...

На все три ваших вопроса есть один ответ - а зачем это вам? Если вы не собираетесь подавать на фирму в суд, эти вопросы не актуальны. Если речь ведётся об общественном порицании в адрес фирмы, всё сводится к вашей вере автору. Верите - порицайте. Не верите - можете пользоваться услугами этой фирмы как клиент и доказывать, что автор не прав.

По высказываниям присутствовавших там в этом году получается, что на Ленина стыкуются: клиенты, ничего не знающие о горах и контрактах; гиды, тоже ничего не знающие и к тому же голодные и кидающиеся на любую работу на любых условиях; и фирмы, тоже ничего не умеющие, экономящие на всем и надеющиеся как-нибудь выкрутиться из возможных неприятностей. И чего можно ожидать от такого сочетания? Именно ситуаций, похожих на происшедшую.
Горько, конечно. Но что с этим можно сделать? "Строить" клиентов - нереально. "Строить" гидов - тем более. "Строить" фирмы ? Как? При всем моем уважении - это все же Азия. С часто совсем другим подходом к бизнесу.
Получается, что остается только публиковать такие истории максимально широко. А при малейшей возможности - судиться. Постепенно может начать получаться некий "естественный отбор" всех трех сторон.

Публиковать надо- однозначно. Но, начинать надо с официальной информации. Про разборы НС в коммерческих восхождениях вообще ничего не известно.
С.А.Шибаев в соседней ветке очень точно заметил: "Смотрите, что творится сейчас на Ленина. Анархия, "поле чудес", коопоративная порука... Копни - назови конкретные фирмы и имена - недовольных будет немало. Не копай - 3-4 трупа в сезон так и будет нормой не один год."
Что и подтверждается данным обсуждением. Как и то, что на данный момент 3-4 трупа, к великому сожалению, являются нормой.

Показать комментарий

А, ну тогда простите а неуместные вопросы. Я уж грешным делом вообразил, что Вас волнует произошедшее.

Показать комментарий

В этом сезоне был на Ленина незадолго до описываемых событий и как раз в лагере РЕ. Сразу скажу, что сам я зашел только на Раздельную, после ночевки в Л3 у меня обострилось воспаление в горле и после спуска, при здравом размышлении в Л1, решил не рисковать и на вершину не пошел (особенно посмотрев на то, что творилось вокруг). Ехали мы с напарником и гида изначально не заказывали, понимая что такое понятие "гид" на просторах СНГ и чем такие "гиды" отличаются от гидов в Альпах. При этом мой напарник, оставшись один вследствие моего выбытия, договорился с гидом и на вершину таки сходил.

Не берусь никого судить, ибо впечатления и ситуации на горе и о РЕ весьма двойственные. Поэтому просто изложу то что увидел, а там уж решайте:

- о Pamir Expedition
Ехал с пакетом "Бизнес" и, честно говоря, никаких особых претензий не имею. Встретили, проводили, житье-бытье в БЛ и Л1 обеспечили именно так, как и договаривались. А больше, собственно, никто ничего и не обещал. Более того, представители РЕ сразу предупреждали, что если нам будет необходим гид, то надо предупредить как минимум за пару месяцев, ибо с гидами напряг. Поэтому мне не совсем понятны претензии тех, кто рассчитывал на гидовскую помощь -
с чего бы им взяться на горе в массовом порядке, если подавляющая часть восходителей решила что может подняться самостоятельно?

- о гидах РЕ
На моей памяти "гидов" в РЕ было то ли 3, то ли 4. Это при том, что клиентов в Л1 единовременно (без учета тех кто был выше или ниже) не было меньше 30-35 человек. Мы с гидами особо не общались, поскольку рассчитывали подняться самостоятельно. Но в прошлом году ходили на Хан-Тенгри через Валиева и контраст между валиевскими гидами и гидами РЕ был потрясающим и не в пользу РЕ. При всем при том, не могу я их в чем-то упрекать. Эти то ли 3, то ли 4 человека уже к моменту моего отъезда были заезжены непрекращающимися спасами и ждать от них каких-либо чудес не приходилось. Это кстати, также было одной из причин моего решения не сходить на вершину. Имея в наличии проблемы со здоровьем, было совершенно ясно, что даже при наличии желания, никаких сил у гидов РЕ к 1 августа (когда мне надо было принимать решение о выходе наверх или спуске в БЛ), для быстрого реагирования на НС, не осталось.

- о НС
как сказано выше, к моменту моего отъезда на горе уже случилось 3 НС со смертельным исходом. И, насколько я понимаю, все с клиентами РЕ. При том, что непосредственной вины организаторов ни в одном случае не было (это все уже здесь обсуждалось несколько ранее).

- о графике акклиматизации
да, график акклиматизации у РЕ весьма жестокий. Но с одной стороны, никто ведь вас не гонит. Инфы по акклиматизации в интернете много - если вы хоть капельку думаете о себе драгоценном, что мешает вам составить график под себя и пойти по собственным ощущениям? Как раз в РЕ в Л1 всех приходящих пытались охладить и уговорить не рваться на 5300 на второй день после прилета в Ош. Но, ведь у них нет права отправить клиента под конвоем вниз вопреки его желанию, не так ли? С другой стороны, достаточно много народа, имевшего в активе один Эльбрус, таки доходит до вершины, придерживаясь графика РЕ. Так что не такой уж это убийственный график. Очень рискованный - да. Но, повторюсь, никто его клиентам не навязывает.

- о зарабатывании на трупах
Да, все это очень нехорошо с точки зрения морали. И очень некрасиво выглядит когда с этим сталкиваешься лично. Но представьте ситуацию, когда необходимо будет снять тело откуда-нибудь с Монблана и отправить его в Россию. И какой за это выставят счет высокоморальные европейские спасатели. Тут уж извините, надо вспомнить в каком мире мы живем. Времена СССР закончились 20 лет назад, если что.

Лично я для себя после Хана и Ленина сделал следующий вывод: если у вас нет опыта высотных восхождений, а сходить очень хочется - нанимайте профессионального гида заранее и, крайне желательно, не через фирму, организующую поездку, а самостоятельно. Да это будет дорого стоить, но жизнь - дороже. Если денег нет - набирайте опыт самостоятельно и потихоньку, а не суйтесь после Эльбруса на семитысячники СНГ. Если же у вас нет ни денег, ни терпения - будьте готовы к тому, что происходило на пике Ленина в этом сезоне, и не вините в этом никого, кроме себя

Поддерживаю, полностью. Про высокоморальных европейских спасателей - верно. С этим не поспоришь, но от этого только хуже.

По прочтении темы складывается устойчивое ощущение типа-

ну и дерьмо же этот коммерческий альпинизм.

что то весьма схожее с проституцией.

ну, не накручивайте:) просто всплывают только плохие случаи. а о хороших никто не пишет.
просто это сложные "услуги" для продажи, с многими нюансами, поэтому так все непросто.
а большинство наших гидов и фирм отлично работают, знают свое дело и стараются.

ну, не накручивайте:)
*****

Я?
Мне не нравится сам принцип.
Почему я и сравнил с проституцией.

Проститутка обнимает тебя, как родного, а на деле ей только деньги нужны.

ну и дерьмо же этот коммерческий альпинизм.

Иногда этот коммерческий альпинизм - единственный способ сходить в горы.
Конечно, всякое бывает.
Конечно, можно сказать, что горы - не для дилетантов-непрофессионалов.
Конечно, можно сказать, что меньше дилетантов в горах - это меньше НС.
Но...
Я, можно сказать, как раз тот самый дилетант. Есть объективные причины, почему я не могу стать разрядником и т.д. Но я люблю горы. И этим сказано все.

Проститутка обнимает тебя, как родного, а на деле ей только деньги нужны.

Мне, наверное, очень повезло с моим гидом. Потому что эта девушка, с которой я собираюсь пойти в горы уже в 3-й раз, действительно на вершине обнимала меня, как родную, и у нее в глазах была такая радость за меня. И деньги тут совсем ни при чем - вспомните, что они нужны не только для з/п гида, но и для организации поездки.
Вот сейчас я читаю книгу Джона Ханта "Восхождение на Эверест". Как Вы думаете, смогла бы та экспедиция окончиться успешно, если бы не помощь очень многих шерпов, работавших там? Но их помощь ведь не была безвозмездной, правда (я ни в коем случае не хочу сказать ничего плохого, просто как факт)? Это же тоже в какой-то степени коммерческий альпинизм. Но я почему-то уверена, что эти шерпы радовались успеху ничуть не меньше самих восходителей и совсем не из-за денег (деньги они бы и так получили).
Короче, считать коммерческий альпинизм "дерьмом" (с) - как минимум, некорректно. ИМХО.

как факт, если хотете идти на такие горы а денег не так много, то потренируйтесь потретте немного вашего времени на подготовку, чтобы можно было надеяться хотябы на самого себя если нет уверенности в том что вам помогут друггие, либо копите больше денег.
много разных случаев наблюдал, но чаще всего проблемы бывают когда собирается группа людей знакомых с горами по фильмам и фото, которые просто сидя в городе накопили на поездку но не уделили не минуты времени личной подготовки и когда в группе большинство таких участников то им пофиг друг на друга, максимум покрасоваться друг перед другом в базовом лагере, так что ходите с проверенными товарищами которые в беде не кинут

Хочу обратиться к людям, которые полагают, что маршрут второй категории может считаться подготовкой к маршруту пятой. Представьте, что вы начинающий боксер. С вами провели одну тренировку, научили наматывать бинты, надевать перчатки и шнуровать футы. Также, вы конечно по фильмам и журналам знаете, что в боксе надо бить противника руками по голове и куда-то там еще. И вдруг вы решаете принять участие в бое, где вашим оппонентом будет мастер спорта, да еще и не в вашей весовой категории. В случае с п.Ленина не чемпион мира, конечно, но призер районных соревнований - точно. Чем это грозит лично вам - понятно и вы, осозновая опасность сами или просто находясь в струе, нанимаете опытного боксера, который знаком с тактикой и "фирмнеными" приемами вашего противника и обещает вам помочь выстоять эти 4, предположим, раунда. Во время боя ваш помощник будет отвлекать вашего оппонента, толкать, виснуть на ногах, выдергивать вас из под его ударов и загораживать в случае чего собой. Но, всегда есть вероятность, что вас все таки зацепит неожиданный удар, который не смог предусмотреть ваш помощник. В случае с боксом - это травма. В случае с горами - возможная смерть. Категории трудности придумали не дураки, хотя сейчас есть тенденция считать имено так. И систему поэтапной подготовки к этим трудностям придумали тем более не дураки. И, как бы ее не ругали, она работает. Потратьте пару лет, чтобы хотя бы формально выполнить второй разряд. При этом в вашем техническом арсенале будет уйма приемов, в вашей голове множество знаний, которые помогут вам действовать самостоятельно в сложной ситуации, а не слепо доверяться гиду.
Прочтите и запомните вот этот эпилог. И вспоминайте перед каждым выходом на маршрут.
Извините за многословие и сумбур.

Друзья дорогие, ну очевидно - сложилось уже за годы - клиент - лох, после Эльбруса хочет на Эверест, если не получается - хотя бы на Ленина. Горы для него часть модного экстрима, о котором рассказывают глянцевые журнальчеки, ибо других он и не читает. У клиента нет понятий не только о высоте и технике, но и об этике взаимопомощи в горах...
Всё так.

Но!!!!!!!!!

Эту ситуацию, разве, клиент создал?
Разве клиент размещает везде зазывы - "Ты только приди, хоть после Эльбруса, хоть до него, и дай бабла - мы тебе всё устроим"?
Разве клиент манкирует договорами и предпочитает наличку без квитанций и накладных?
Разве клиент согласе брать любого лоха и имитировать восхождение?
Разве клиент рассчитывает "поблюет да вниз покатит"?
Разве клиент брал на работу "гида" с 3-м разрядом или экс-повара?

Эту ситуацию создали жадные до легкого бабла турфирмы.
Что ж тут, в основном, всё ставится с ног на голову, прессуют клиента и предъявляют ему неучастие в спасах?

Честные гиды возмущены, в первую очередь, именно безответственностью таких фирм и их стяжательским отношением к горам и к людям.

Все правильно.

Вообще то... вон после Булгарии кого то закрыли в СИЗО за "оказание услуг ненадлежащего качества...". ИМНО тут тот самый случай, статья то в УК есть.
Но:

1) Не РФ, ХЗ че там у узбеков за законы.

2) Сразу сделают из гидов стрелочников (что ИМНО не будет соответствовать), а под статью попадает именно руководство PE (до сих пор неназванное).

Да и репрессивные меры, как показывает практика, дают в точности обратный эффект... будет в стране нормальная ситуация - будет и в коммерческом альпинизме нормально. При ныненшнем вселенском бардаке ожидать, что конторы организующие такие мероприятия все как одна будут белыми и пушистыми по меньшей мере странно.

Не РФ, ХЗ че там у узбеков за законы.
Вот именно!, да и это и правда АЗИЯ, отмазаться с деньгами там очень реально, а стрелочниками и правда гидов бы по полной сделали

Да, конечно Вы правы. С этим спорить сложно. да и бессмысленно. Именно так это все и преподносится - с голубой каемочкой - плати и забирай. К сожалению.
Просто хочется, чтобы люди, идя на это, понимали, что на 90% их жизнь зависит все таки от них самих. Почему-то никому и в голову не приходит после скальной "двойки" идти на скальную "пятерку". Хотя, возможно. я чего-то не знаю. Свою жизнь и здоровье надо ценить и беречь. И - в первую очередь - самому.
P.S.: (возможно, было адресовано не мне, но раз участвую в теме) клиента никто не обвинял в неучастии в спасах. Просто хотелось понять, в каком состоянии была группа и как получилось, что никто не хватился человека. Подробности узнал, свое мнение сформировал. Сложно требовать от людей чего-то, о чем они не имеют ни малейшего понятия.
P.P.S.: я не гид и никода в шкуре гида не был. а спортивные руководства - это сильно другое. потому и задаю столько вопросов. потому и так много вижу странного.

Отвечаю:и который помер,и который блевал всю ночь-оба смертнички.Одному просто повезло побольше.А все остальное-се ля ви.

обе стороны (турфирмы и клиенты) создают эту ситуацию.

спрос рождает предложение. некачественный спрос рождает некачественное предложение.
если клиент согласен работать без договора, чтобы съэкономить сотню баксов - кто ему доктор?
если клиент питает иллюзию что его за бабки (да еще и за эконом-пакет) заведут на вершину - кто ему доктор?
и т.д.

---
в оценке ситуации со счетом на сумму 6100$ я думаю особых разногласий нет.
даже ЕСЛИ клиент погиб по собственной вине - не дело зарабатывать на спасах.

не дело зарабатывать на спасах.
это не спас работы - а транспортировка тела, то есть совсем другое. И если это рассматривать как бизнес( а это он и есть ) - платишь - получаешь услугу, не устраивает -ищи других поставщиков этих услуг, или делай сам

По пункту 2- именно Клиент готов согласиться на люьую фигню лишь бы подешевле.

Вы рюкзак покупаете- берете самый дешевый и маленький или все таки посмотрите, лямочки подергаете, прикините сколько литров?

Выкладываю счёт ПЭ
смета расходов.zip

Да, отсутствием финансовых фантазий ребята из пэ не страдают.
И что, к этой калькуляции было сопроводительное письмо с просьбой или требованием оплатить?
Или есть какие-то другие договоренности?

Спасибо. А подписавший эту бумагу Артамохин Виктор Викторович человек то видимо в узких кругах известный... грустно все это.

По результатом судмедэкспертизы, Валерий умер от отёков лёгких и мозга. Алкоголя в крови не было.(ходили слухи, что он пил на 5300)

Фирмы обычно пугают клиентов, заставляя подписывать бумагу о том, что спасработы - за счет пострадавшего. Это обычно делается чтобы клиенты настроились на серьезный лад и слушались дядю- гида. И это, наверное, правильно.
И упаковывать по высшему классу и отправлять тело за свои деньги на родину фирма, наверное, не обязана.

Другое дело - снести страдальца, или тело в базлаг. По-моему, это дело чести-совести для гида и никакие деньги за это брать нельзя. Это как-то подразумеваться должно, что ли.
PS
Кстати, если клиент уже оплатил трансфер в цивилизацию - тело нужно доставить туда. Конечно, для этого там должны встречать родственники, или близкие.

Прочитал эти сметы на транспортировку...

Стыд и позор всему руководству и всем гидам этой компании...
Всем без исключения!!!

Мало того что просто приписаны (украдены) деньги, так еще и свои прямые обязанности по транспортировке погубленного клиента пытаются повесить на родственников...
Со своей прибыли надо оплачивать свою некомпетентность!!!

Я бы на месте альпинистов-"гидов", вообще не стал бы больше работать в такой компании...

а чё бы вам не покритиковать действия турфирм в Танзании, Гаити, Мадагаскаре ит.д)) Там Вас возможно? так же нажарят, продадут просроченные продукты и местные мальчишки втюхают вам сувениры в 10 раз дороже чем на рынке. Те кто критикует деятельность узбекской фирмы работающей на терриритории Кыргызстана - до сих пор не могут понять что там не действуют законы вашей страны, мало того - если отбросить все морально-этические сопли - в договоре нет пункта о транспортировке тела за счет фирмы - и ничего она никому просто так не должна. А должны -Вы - наивные и упертые клиенты часто начинающие свою альпинисткую карьеру с п.Ленина, покупающие минимальные пакеты)) - понять, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих- и наверно это самая большая ценность этой статьи

Да потому, что они - загнивающий Запад, ну или Юг там... А тут - наши же. Наши!

> если отбросить все морально-этические сопли

Дык а любые претензии могут иметь либо юридический, либо морально-этический характер. Поскольку бумаг никаких не писалось, и родственники вроде как не собираются возбуждать против ПЭ дело, то акромя морально-этических соплей ничего не остается. Сопли эти опять таки у каждого свои, дело совершенно субъективное. Кто то считает что нужно вывозить чужого клиента с отеком легких на вертушке за счет своей фирмы, кто то берет деньги с родственников за транспортировку тела своего клиента.

Ну а дальше опять таки, при выборе фирмы учитывается насколько свои сопли коррелируют с соплями фирмы.

вы совершенно правы - бизнес по разному они строят - и люди в который раз покупают дешевую паленую вотку, травятся ей и все равно покупают.

Конечно расписать затраты дело спорное,но гораздо хуже было оставить тело на склоне,а такая практика существует.Вот потом все организовать будет намного дороже.Вывод один-не погибать.

:( вообще п...ц

Восхождения, когда возможно преобладание любого фактора над жизнью человека - извращение, а в коммерческом альпинизме, как видно, такое возможно. И тот факт, что "сотоварищам" по группе может быть похер на самочувствие участника... нет ничего более низводящего такое прекрасное занятие, как альпинизм. Из всего спектра ощущений и нового опыта, получаемых при НОРМАЛЬНОМ восхождении - окружающие пейзажи, ощущение собственных сил, плечо друга и свое плечо для друга, взаимопонимание, совершенствание своих навыков, определение тактики, доля риска и, наконец, желанная вершина, во много раз более приносящая счастье от ощущения, что вы это сделали вместе, заслуженно, подготовившись, контролируя себя и имея силы на помощь другим - выбирается только один-единственный, не самый важный пункт - собственно, вершина, - и ради него, как в черную дыру, летят все принципы и традиции. Я не могу понять: НАХ.Й НУЖНО КОМУ-ЛИБО ТАКОЕ ВОСХОЖДЕНИЕ? ОНО ЗАЧЕМ?
Уважаемые люди, которые не ходили на горы, но подумывают о варианте с коммеческими раскладами такого рода, к вам обращаюсь. Вы готовы взять в жены резиновую женщину? А заниматься любовью через подушку? А слушать Баха в пересказе человека, лишенного слуха? А видеть лето и море только по телевизору? Так вот: быть затащенным на гору в полуживом, зеленом и блюющем состоянии, и пинками спущенным вниз - НЕ есть альпинизм, а вы - НЕ покоритель. Вы просто мясо, которое притащили и утащили. Вы НЕ покоритель, потому что сильно, сильно недекватно подготовлены к этой горе, и из 100 возможных ситуаций на этом маршруте вы оказались в наиболее безопасной только благодаря гиду, конролирущему остальные 99. Вы НЕ покоритель себя - то, что вы считаете преодолением себя - сделать очередной шаг в 30 см и потом задыхаться полчаса - это НЕ победа, это тупой, опасный для здоровья и жизни, риск, в котором львиную долю ответственности за него, а также еще сто других обстоятельств - перемен погоды, временнОго регламента, вашего, кстати, самочувствия, и других - берет на себя гид, который, тем не менее, НЕ обеспечит вам 100%-ю выживаемость. Даже если это очень крутой гид.
То, что вы окажетесь на Эльбрусе, Ленина или Эвересте, в подавляющем большинстве случаев будет означать не то, что вы альпинист, а то, что вам не дали сдохнуть в расплагающих к тому условиях. И если вы человек честный и работаете на самосовершенствование, а не понты в обществе, то вы вернетесь и скажете друзьям: "Я был на Ленина. Благодаря уважемым гидам и удаче, я там не сдох, мой организм выдержал". Не тешьте себя мыслью, что это сделали только вы сами или обладали хотя бы 10% необходимых знаний - это не так.
Коммерческие восхождения ради достижения как-то высокой точки не тренируют в вас ни опыта, ни навыков, ни работы в команде, ни умения использовать снаряжение, ни способности трезво мыслить, ни умения прогнозировать погоду, ни умения ходить по какому-либо известному виду рельефу, ни выносливости (более того, они конкретно курочат организм), ни способности быть автономным, ни выживанию, ни, собственно, восхождению и спуску. Вы не альпинист и не покоритель, вы - мясо, на которое одели побрякушки, иногда - пушечное мясо, к сожалению. И лучше не упоминайте про такое восхождение как про достижение, если в компании слушателей будет хоть один человек в теме. В лучшем случае вас ожидает снисходительная улыбка.
Очень, очень жаль, что стал возможен такой извращенский альпинизм. Коммерческие восхождения, коммерческие гиды, инструкторы и услуги - норм, они нужны. Только совсем не нужны мероприятия, которые приносят трупы - настоящие или в перспективе. Друзья, нет ничего лучше осознания, что ты ДОСТОИН этой горы, а не говно на костылях, чудом попавшее на склон.
Когда мои амбиции немного поутихли, самым главным для себя на Эльбрусе я нашел потрясающий рассвет - когда окружающие горы за считанные минуты обретали цвет, а косая тень от Горы разрезала пополам облака и горы, и медленно ползла вперед. Самым прекрасным в восхождении на Гвандру, когда на спуске мы не успели в лагерь, было проснуться утром в 2-местной палатке в компании еще 6-х любимых, родных друзей, и выпить с ними единственную на всех чашку кофе с видами на бескрайний, удивительный, девственный Кавказ. Самым главным в восхождении в двойке на Уилпату было чувство напарницы и друга, с которой были связаны одной веревкой, и где все зависело от каждого из нас. И так далее. Вершины? Я даже не помню их высот.
Я не буду лезть в финасовые тонкости коммерческих отношений и оказываемых услуг - я там не был и не собираюсь быть. Сам факт того, что существуют коммерческие механизмы изобразить альпинизм без любви к горам и друзьям, неприемлем.
Друзья, у вас есть возможность получить гораздо большее, чем головную боль на вершине. Намного большее.

На этой ноте стоило бы и закончить тред...

*******

Дима. +100500

именно поэтому я сравнил коммерческий альпинизм с проституцией.
в нем вроде бы, все есть, но самого главного-не хватает.

Дима - респект и уважуха за написамнное!!!

Сам я много лет проработал гидом на Эльбрусе.
Очень запало высказывание в одном из комментов сравнение работы гида с проституцией.
Ничего опровергать не буду. Сам после работы с одной из групп, получив довольно жёсткую предъяву по поводу не совершённого в гадостную погоду (полная ж...) восхождения (дошли до Седловины), сформулировал примерно следующее : "КЛИЕНТ ОПЛАТИЛ ПОЕЗДКУ С СЕКСТУР, А ЕМУ ТАМ НИКТО НЕ ДАЛ".

мне тож запало это сравнение, и именно тем, что близко к правде. Вы даете потрогать, но не даете любви :)))
Ну, если серьезно говорить, то гид гиду рознь, разумеется.

А разворот перед вершиной как нельзя больше похож на настоящий альпинизм - клиенты должны это знать!

я не в теме, а вы объясняете клиентам всё так же как в фильме про кракауера? где клиентов собирают в кружок и объясняют им их права и обязанности, а так же обязанности гида, который в любой момент может повернуть всю ораву вниз...

Джим, респект!!!

Поддерживаю:))
Иногда, в мечтах, хочется заняться гидством высотного альпинизма. Благо, возможности для этого есть.
Чтобы с ехидством смотреть на зеленых блюющих людей, которые за такую возможность заплатили немалые деньги.
Ведь странности человеческой натуры нет предела!
Но потом вспоминаю, что удовольствие то это ниже среднего, и быстро переходит в отвращение.

Дима слишком эмоционально подошел к теме.Греков уже поднимал тему-точка возврата.Вот ее должен определить опытный инструктор или гид.Но вступает в силу правило-за что уплачено,должно быть съедено.Как это правильно назвать я не знаю,может быть жадность.Но ставя себя на место клиента тоже рубился бы до конца.Волна или мода пошла и ее не остановить.Спасибо за воспоминание о Гвандре,одна из моих любимых гор.

сорри за эмоционльность :) надеюсь, мысль понятна
> Вот ее должен определить опытный инструктор или гид.Но вступает в силу правило-за что уплачено,должно быть съедено
вот именно, это глобальное противоречие и мешает.

Но вступает в силу правило-за что уплачено,должно быть съедено
****

это, мне кажется,как раз, разрешимый вопрос.
Достаточно все расписать в контракте. в том числе оплату поставить в прямую зависимость от достигнутой высоты.

А вот насчет любви-сложнее.

Может быть, если бы гид вел не кучу незнакомых людей, а одного-двух ,
за которых может и хочет реально взять всю ответственность,было бы иначе.

впрочем, это-слишком отдаленные от реальности материи.
А пока- есть спрос- есть и предложение.

Ну и это обращение было в 1-ю очередь к потенциальным клиентам, а не к гидам. Лучше пешком подняться на Демерджи, будучи готовым к ней, чем на 5642 еле живым.

Вы забыли "Для меня" :)

Прочел... Много смелых... Говорят (вернее пишут), не задумываясь, каково это читать, к примеру, близким погибшего.
Самому есть, к сожалению, что рассказать. Но духу не хватает. Слаб. И про 200. И про спасы. И про страховые компании.
Одна просьба к тем, кто еще будет писать: Подумайте, пожалуйста. Может, женщина погибшего все же хочет верить, что ее мужчина был преданным. И в горы пошел - потому что не мог без них. И не было никакой "хорошенькой итальянки" - это лишь мираж, вызванный высотой и фантазиями гида на фоне спермотоксикоза (ничего личного) и белой зависти.
Может, родители и дети его, хотят считать, что он честно занимался тем, что было его призванием - и погиб при любимом деле - такое бывает!!!
Не думайте о себе - Вы живы, и перед Вами открыты все двери в будущее - Вам нужно лишь выбрать по предпочтениям, да не ошибиться. А ошибившись - не сожалеть об ошибке...
Подумайте о погибшем - о нем осталась только слава. И как мы ее будем хранить - такой она и будет.
Подумайте о его близких: они потеряли кормильца, отца, сына, мужа, брата (нужное подчеркнуть). Они потеряли предмет надежд и перспектив. Можете и хотите помочь - низкий Вам поклон. Нет возможности или не считаете нужным - хотя бы не делайте больно.
За сим откланиваюсь.
Не имеющий ни капли отношения к происшествию, не знающий лично ни кого из участников событий. Просто читатель.

Вы все правильно сказали...
Но где же еще ребятам обсуждать свои болячки, профессиональные проблемы, как не здесь?
Для друзей и близких надо создавать тему-некролог, где вспоминать всё доброе и светлое. И, желательно, не на этом сайте...
А тут - очень жестко, бывает, стелют - и это правильно. Закрытых форумов для спецтем у нас нет.

спасибо большое.

Надеюсь - на этом все закончится, хотя очень сомневаюсь, уж очень многие тут реализуют свои планы. На очень хочется, чтобы это был конец. Спасибо за понимание.

На пике в это время побывало много людей и одним из самых известных стал не кто иной, как Валерий. Фотография, где он лежит, присыпанный снегом, очень не понравилась. Спасработы должны быть живых людей, а трупы - экологический сбор, родные не должны за него платить. При страховании надо быть дотошнее.

Почему никто не написал, что Валерий мог быть трезвенником, это внешне, высота дала по шарам.

Без разницы-трезвенник или алкаш,человек был категорически не готов,легкомысленно отнесся к своей жизни.Л2 не то место,где надо ложится и помирать,планируя поднятся на 7000.Чудят каждый год между первым и вторым лагерем.На Ленина народу полегло,больше чем на каком нибудь Нанга-парбате,а всё считают,что это халява.

это внешне, высота дала по шарам
******

точно.
отсюда и поведение,100%

на меньших высотах люди гонят, когда не хватает акклиматизации.
профессионалам надо бы это знать...

На самом деле трупы нужны, это часть игры. Если их не будет турфирмам придется их придумывать, инсценировать или организовывать. Это повышает статус горы, крутизну что-ли. Выжившим будет потом о чем друзьям рассказать, девчонок попугать. А чтоб выжить, на серьезную гору идти надо с проверенным другом (подругой) лучше родственником, которые про тебя никогда не забудут. А если нет таковых, значит рано еще, сходи чего попроще. Хотя я бы сейчас и на единичку с незнакомыми людьми не пошел, лучше уж в одиночку...

Будучи сам инструктором и занимаясь горным туризмом более 25 лет, так и не смог понять - как гид может увести куда-то группу, оставив кого-то из туристов на произвол?
Какая бы для этого не была причина!
И после этого громогласно здесь заявлять: «Повторюсь – нет нашей вины в его смерти, ни прямой ни косвенной»?
Бред какой-то!!!

И если в группе каждый делает, что хочет: хочу - иду с группой, хочу – продолжаю спать – то грош цена «гидам» и «руководам» такой группы.
Если ты привёл людей в горы, то ты (именно ТЫ) и ОБЯЗАН их ВСЕХ привести обратно!!!!
Независимо от того, что написано в договоре.
А демократия (то есть - анархия и бардак) в группе, вот как раз и приводят к подобным ЧС.

Кроме того, не понял – почему поиском пропавшего в горах туриста должен заниматься один бедный и несчастный гид?
Во всех нормальных группах, с нормальным руководством, ВСЯ группа поднимается на поиски!!!

Уважаемый,гид свои обязательства как перед погибшим господином,так и перед другими клиентами выполнил,время подъема и время выхода было оговорено заранее.Погибший господин свои обязательства перед гидом и перед остальными участниками мероприятия не выполнил.Они вышли на гору без него,так он может с этого времени и не клиент вовсе,как Вы думаете?Сидел бы в лагере,был бы жив.

Странно, что именно на этом сайте приходится объяснять такие очевидные вещи!
Обязанности руковода группы - привести всех назад живыми и здоровыми!!!!
Именно ЭТО ЕГО главная обязанность!!!!!
А для этого, в первую очередь, необходимо организовать группу так, чтобы в ней был чёткий порядок, а не анархия, когда каждый делает, что хочет!
И нет ничего удивительного в том, что всё закончилось именно так, если "гид" бросил своего туриста и увёл куда-то группу.

Честно говоря меня эти пояснения Андрея (Корнея), что мол "ждали полчаса - участник не появился - ушли" очень удивили. Т.е. никто не поинтересовался почему нет человека в положенное время? Если бы участники и гид рассказали что-нибудь типа "его будили, но он отказался идти и с ним договорились, что он ждет в лагере или с кем то идет вниз", то не было бы вопросов. А так... А если он уже в палатке помирал в это время? Правда Андрей намекал на некую итальянку, но как мне кажется, если заранее не был оговорен "невыход" участника на маршрут, по крайней мере выяснить что с ним, надо было до выхода. Это же не Чимган все-таки. Я никого не обвиняю, но для меня этот момент был удивительнее всего.

Независимо от того, что написано в договоре.
****

как видно, в коммерческом альпинизме другие принципы.

"Коммерческий", или "не коммерческий" не имеет к этому никакого отношения.

И они думают, что водить людей по горам, это так просто - взял, и повёл!
А всё от того, что, к сожалению, давно уже потерян один из принципов инструкторов "старой школы", что группу нужно не просто вести за собой как стадо баранов, а с ней нужно РАБОТАТЬ!
И только в этом случае слово руковода будет иметь вес и безоговорочно подлежать выполнению!

И ещё...
Я уверен, что нормальный руковод группы отвечает за людей, доверившихся ему (не важно, за деньги, или нет) ни перед руководством турфирмы, ни перед родственниками туристов, ни перед милицией и прокуратурой, а в первую очередь ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ!!!!

И ВСЕГДА в горах безопасность людей ставится превыше всего!
Независимо, что написано в путёвке, или договоре!

Мыло-мочало, начинай сначала

Побывав всего 1 сезон гидом на Эльбрусе, не могу понять, как инструктор может бросить группу на перевале и уйти, типа, достали вы меня все. А ведь было и такое. И не такое.
Я это к чему? у меня нет никаких особых претензий ни к гидам вообще, ни к инструкторам вообще. Поражают только отдельные личности. К счастью, они в меньшинстве.
Правда иногда они собираются компанией, например, тур. компанией.

Хорошо, если у родителей пострадавших есть деньги, а не то совсем издевательски получается.

Друзья могут помочь. В договоре: живой после проведения спасработ прописать, а не просто спасработы человека.

Друзья могут помочь. В договоре: "живой после проведения спасработ" прописать, а не просто "спасработы человека".

||||Я сам уже несколько лет вожу коммерческие группы и это никаким образом не влияет на моё отношение к ним, и на том порядке, который я устанавливаю в группе с первого же дня!

Просто в последнее время развелось всяких "гидов", как клопов в коммунальной квартире!|||| :)))) Шарман!!!
/////на меньших высотах люди гонят, когда не хватает акклиматизации.
профессионалам надо бы это знать.../////- Аналогия-большой город,человек с сердечным приступом валяется за остановкой в час пик.Вокруг сотни людей.Все хорошие милые люди.Человек через час умирает. На Ленина на 50 один может сразу определить,сидит чел-отдыхает,или у него голова уже как дыня.Причем такие во второй половине дня ходят только по делу.Таковы реалии.Так,что-дуркуйте больше,быстрей умрёте.

В данный момент сижу на балконе отеля "Альпина." в Шамони. Если завтра, я выйду куда либо на гору, то администрации гостиницы это глубоко по барабану. Искать меня ни кто не будет, если САМ не попрошу. А если попрошу, то мои спасы гостиница не оплатит. Если я найму гида и мы договоримся встретиться в 6.00. на станции "эгюй де миди" и я просплю, гид меня искать не будет. А если я начну мудить на маршруте и базлать, что я умный и все знаю и умею, то гид возьмет с меня маляву, что я отказываюсь от его услуг и пойдет спокойно домой. Дикий Запад однако. Памир Экспедишн, как и другие фирмы, это гостиница. А гидам советую с умников расписки брать за подписью двух сведетелей. И в прокуратуре канают, и родственникам есть что показать. Проверено.

Блин - единственный правильный и полезный пост во всем этом балагане. Равняйтесь на "Аксай-Тревэл"))))

На мой взгляд не верная аналогия - отель не имеет никакого отношения к восхождению, не он предоставляет гида!
Правильней так - Вы встретились с гидом внизу, вместе поднялись на канатке и пошли ночевать в космик.
Если с утра вы не вышли в столовую(и далее на совместное восхождение) - я уверен - гид БУДЕТ Вас искать,
и если не найдет в приюте - сообщит спасателям. И это абсолютно нормально!

В этом году были в Церматте и жили в кемпинге.
Перед выходом на Маттерхорн, нас попросили записаться в Книге выходов. Шли сами, без гидов.
Кемпинг ведь не предоставляет гида, да и отношение к восхождению лишь косвенное, но...

Тоже были в Шамони. Опоздали на один день при возвращении в гостиницу, так администрация позвонила в полицию, а те на наше место работы, а там узнали, что мы звонили домой и с нами все в порядке. Так что, вроде ищут и беспокоятся...

+1000000000000. это только русские думают, что им все обязаны и спасать и жопу подтирать. Соболезнования родственникам они не виноваты и их жаль, что на них это все вылили. Дима пиши почаще, думаю с тобой многие согласятся.

Я вот представил такую сцену, начало восьмидесятых например, альплагерь, ну скажем шхельда, подходит новичок страшно сильный, аж пятнадцать раз подтягивается, к инструктору и говорит на денюжек и пошли завтра на Ушбу! А вот теперича угадайте с трех раз кудыб он новичек пошел бы!!!

А новичок швед и хорошо платит и приставят трех инструкторов с КСП и протянут.

Dobroj nochi vsem. Ja Olga, kotoraja vmeste s Korneem byla gidom u etoj gruppy. Ja ves sentjabr puteshestvuju, poetomu na risk i drugie sajty ne chasto zahogu, tolko email proverjaju. Sejchas iz Greece pishu, izvinite za latinskie bukvy.
Vot takoe pismo ja otpravila 2 September rodstvennikam Valerija. zdes ego zitiruju:

"Здравствуйте.

Меня зовут Ольга, я работала гидом в группе, с которой приехал Валерий. 2 дня назад я вернулась домой, увидела в интернете на Риске Вас и Вашу просьбу написать всех, кто что-то знает. К сожалению, до этого не было возможности выйти в интернет, поэтому пишу сейчас.

Большую на Риске в комментариях дискуссию о п.Ленина развели, однако факт состоит в том, что приезжают туда много людей, физически и технически неподготовленных, сходивших хорошо если на Эльбрус, не знающих, как через трещины перешагивать..

Технического опыта Валерию для пика Ленина хватило бы, но вот только при его скорости хождения он бы на вершину зайти не успел. (Разве что, если бы он пошел со своим личным гидом и они ночевали бы где-то очень высоко под вершиной, чтобы сократить время подъема от последнего лагеря до вершины до минимального). На акклиматизационные выходы (их было 2) Валерий выходил с группой, но почти сразу сильно отставал и шел сам по себе где-то позади, говоря мне, что ждать его не надо. В самой важной части снежно-ледовых занятий он так и не принял участие, т.к. не успевал дойти к месту ее проведения и просто не пошел туда в конце концов. В группе у меня было еще 9 участников, ходящих с более или менее нормальной скоростью и примерно в одном темпе, в дальнейшем нам было бы просто не возможно дожидаться Валеру. Не знаю, успел ли он это осознать.

Это было предисловие, а теперь про тот день, когда мы ушли на 5300. Валеру бросать мы явно не собирались, как некоторые пишут. У нас был план просто приставить к Валере второго гида (корней), а я бы с остальными пошла в более быстром темпе. Однако на выход утром Валера не явился. В комментариях кто-то, кстати, очень точно изложил все события. Я этого человека не знаю, но под его словами подписываюсь. Цитата:

„Далее - погибший на 5300 россиянин Валерий. Это не упущение гидов, он сам не вышел вовремя с группой хотя они его ждали долго и решили что он не идет. А с утра он самовольно, никого не предупредив, вышел на второй лагерь. В первом его обыскались. Стоек от палатки не было у него из-за несогласованности с теми, кто не пошел на гору - он отдал стойки участнице группы, которая тоже не пошла на гору. Мог бы перед выходом об этом подумать, коль уж самовольно решил идти наверх и отвечать сам за себя. При том что подъем от 4400 до 5300 занимает 6-8 часов, ему понадобилось 18 часов для подъема. Тут уж ни один гид не подстроится под него, только если личного брать. Странно конечно что его вниз не отправили сразу же. Да и вел он себя странновато. Перед выходом на 5300 активно пил, на 5300 говорят тоже искал алкоголь. Я не обвиняю погибшего (куда уж, да и зачем), я только пишу то что знаю наверняка. Знаю что гиды, когда он дошел-таки до 5300, ему посоветовали спускаться вниз, чего он не послушался. В общем, поведение погибшего было не самым лучшим.”

К сказанному могу добавить, что, когда Валера через сутки пришел сам на 5300 и я его спросила, почему же он не вышел утром и не пошел вместе со всеми, он мне ответил, что никого в лагере не нашел. Ну как взрослый человек может не найти 10 активно собирающихся и громко разговаривающих альпинистов (в самом центре лагеря) в промежуток времени 4.30 – 5.30 я не понимаю. Валеру ребята утром перед выходом искали, но не нашли. В палатке его не было. Выход у нас был назначен на 5.00, но некоторые из группы ко мне подошли и сказали, что не успевают собраться, поэтому вышли мы в конце концов примерно в 5.30. Все, кто хотел, вышли. Одна клиентка предупредила, что не пойдет. Спасибо ей. Я считаю, что работа гидом не должна быть похожа на работу нянечки в детском саду, хотя часто именно такое ощущение складывается, особенно с русскими клиентами. Европейцы гораздо более организованные. Если взрослый человек не может собраться утром к назначенному сроку, значит на гору ему лучше вообще не ходить. Из этого правила могут быть исключения, но о них надо сообщать гиду. Обычно так люди и делают.

Утром, примерно через 2 часа после того, как Валера поднялся один на 5300, наша группа разделялась. Большая часть группы шла со мной на 6200, а 2 человека шли со вторым гидом вниз, они сами решили, что по их самочувствию им наверх не надо (уважаю их за такое решение). Я лично (и другие) неоднократно советовала Валере пойти с ними вниз. Он не послушался и сказал, что останется на 5300. Насильно заставить взрослого человека в здравом уме идти вниз я не могу. Это не в моей компетенции, при том что Валера находился на вид в абсолютно адекватном состоянии и отвечал на все вопросы быстро. Т.о. мы пошли наверх, второй гид и 2 клиента – вниз, а Валера остался на 5300 и через сутки примерно умер. Когда я с клиентами спустилась на 5300, он уже был мертв.

Еще по поводу спиртного. Я лично не видела, пил ли Валера водку сам, но я видела, как он ее в 1м лагере на 4400 покупал, как раз вечером перед выходом наверх. По словам других альпинистов, на 5300 он тоже искал спиртное. Нашел ли он его, я не знаю, это должна была мед.экспертиза показать. В горах нельзя пить, но многие, к сожалению, это делают. Вообще лучше нигде не пить..

Я приношу Вам свои соболезнования по поводу случившегося. В прошлом году умерли мои очень близкие друзья в горах, правда, на очень сложном маршруте, под лавиной. Они находились в отличном физ. состоянии, но это им не помогло… С альпинистами такое случается достаточно часто, тут уж ничего не поделаешь.

Если у Вас есть какие-то вопросы или что угодно, пишите. Со мной можно и в скайпе поговорить: stix7738, только я скоро опять в горы…

С уважением,

Ольга"

"...Валерий выходил с группой, но почти сразу сильно отставал и шел сам по себе где-то позади, говоря мне, что ждать его не надо..."

Каким образом такое возможно?!!! - Физически слабый человек идёт один, а группа с руководами где-то впереди!

"...примерно через 2 часа после того, как Валера поднялся один на 5300..."

Во блин! Опять "один поднялся"!
Физически слабые люди из группы в одиночку бродят по горам на 5300, а их гиды утверждают, что за собой не чувствуют никакой вины "ни явной, ни косвенной"!
Да здесь предпосылок для ЧП - выше крыши!!!!

"...Насильно заставить взрослого человека в здравом уме идти вниз я не могу..."

Извините, Ольга - не "не могу", а "не умею"! Это далеко не одно и то же!
И влиять на людей из своей группы, и приучать их к тому, что слово руоковода - ЗАКОН, нужно с первого дня тура, а не когда жаренный петух в задницу клюнет!

В общем, каждый имеет право на свою точку зрения.
Моя, исходя из полученной информации, такая:
упомянутые гиды проявили полную неготовность как к руководству и управлению группой коммерческих туристов, так и к действиям в ЧС.

Сергей,а Вы сами были на "высоте"? растянутая группа это обычная практика.А вот собрать всех и проконтролировать это уже руководство и ответственность.

Извините, Ольга - не "не могу", а "не умею"! Это далеко не одно и то же!

Да, вроде все верно сказано, но...
Во-первых, ваше "умею" приходит с возрастом и опытом руководства, а не возникает в какой-то момент (с которого видимо по вашему человек имеет моральное право руководить).
Во-вторых, руководитель в спортивной группе (в походе или на восхождении) и гид это все таки не одно и то же, согласитесь. Отношение участников к руководителю и клиентов к гиду к сожалению отличается. Чтобы слово гида было "законом" нужны четко расписанные договора/контракты, которых (опять же к сожалению) пока нет.

Сергей, вы упорно отказываетесь понимать специфику коммерчески-матрасных высотных восхождений. Возможно, сказывается остутствие собственного опыта восхождений на подобного рода вершины... либо не совпадение реальной ситуации с вашей картиной мира :)

На мой взгляд, одна из причин данного НС - отсутствие четкой договоренности (в идеале - договора) между участником и фирмой/гидами, регламентирующий права и обязанности каждой из сторон. В т.ч. обязанности клиента (речь идет не об оплате услуг).

Если говорить про коммерческие восхождения (эконом класса) - не задача гида "И влиять на людей из своей группы, и приучать их к тому, что слово рукоковода - ЗАКОН". Если клиент не принимает правила игры - он идет лесом.

Ольга, а не могли бы Вы озвучить свою позицию по поводу выставления родственникам погибшего счета за транспортировку тела?

я думаю вопрос не по адресу - ведь не Ольга рисовала этот счет.
Или вы предлагаете человеку публично обсуждать деятельность руководства?

vopros sostoit v tom sobstvenno, esli chelovek ne vyhodit s gruppoj, nachoditsja li on voobshe v gruppe, za kotoruju gidy nesut otvetstvennost?

Chisto po-chelovecheski, esli by my ob etom znali, konechno by kto-to iz nas spustilsja. Odnako Valerij SAM ne vyshel s gruppoj, ne predupredil nikogo v 1m lagere, chto uhodit naverh. My chto, dolgny byli idti vniz s myslju: "A vdrug tam kto-to na seredine nochujet?" On s takim ge uspehom, nichego ne skazav, mog reshit povernut vniz ili voobshe kuda-nibud guljat pojti.

Ochen hotelos mne na moment raboty imet takuju bumagu, gde bylo by ukazano voobshe, chto klient, ne vyhodja so vsemi vmeste, neset sam za sebja otvetstvennost. a takge gde bylo by propisano, chto proishodit ofizialno, esli klient otkazyvaetsja slushat ukazanija gida. V naruchnikah vniz chto li vesti klientov, esli oni upirajutsja. U PE takoj bumagi poka net.

Polnostju soglasna s poslednim postom Dimy Grekova. V Europe vse imenno tak. Ja s evropejzami v gorah rabotaju, poetomu mogu sravnit. U menja naverno evropejskaja logika po etomu povodu. Ne javilsja utrom na vyhod - znachit ne idet. V palatke 1-go lagerja utrom bolnym obnarugen ne byl, znachit ne trup. I vse.

po povodu "otstaval i govoril, chto ego gdat ne nado"- eto i byl kak raz den znakomstva i akklimatizazionnyj vyhod pod Petrovskogo. Valera tam eshe postojanno fotografirovat ostavalsja. Tam prosto tropa po morene. Po doroge nazad my ego zabrali.
U nas eshe byl odin "uchastnik", kotoryj vnachale voobshe na akklimatizazionnyj vyhod ne zahotel vyhodit. Potom pravda s nego taki potrebovali bumagu, chto on uge ne v nashej gruppe, a sam po sebe brodit. Takih "brodjashih" na Lenina dostatochno. Za vseh nesti otvetstvennost ne vozmogno. Horosho hot kto-to vovremja predupregdaet, chto nameren delat, no eto, k sogaleniju, ne vsegda tak.

Po povodu "ne mogu ili ne umeju". Ja ge s ljudmi, a ne s obezjanami rabotaju. Pochemu v Evrope v gorah dostatochno prosto skazat, i vse s pervogo raza ponimajut, a tut nado dressirovat ljudej? Mne eto stranno.

A chto, esli by ja kak v Alpah, chestno skazala Valere vo 2roj ge den posle priezda, chto emu pora uezgat domoj, t.k. on do vershiny ne dojdet, t.k. hodit slishkom medlenno? Stali by obvinjat v otpugivanii klientov ili eshe bog znaet v chem, tipa: malo li, kto kak hodit. Vot ja i hochu chtob v Azii toge byli dogovory, gde, naprimer, ukazano, v kakom sluchae i kak gid vprave otkazatsja ot klienta po prichine nepodgotovlennosti (naprimer, fizicheskaja forma) klienta.

Viny ne chuvstvuju za soboj absoljutno nikakoj, poskolku pogibshij vposledstvii chelovek, kak uge mnoj vyshe napisano, ne poschital nugnym voobshe nikomu nichego soobshit o svoih dejstvijah i s gruppoj ne vyshel.

vot zdes kstati eshe pisali pro grafik akklimatizazii. On u menja takoj byl s gruppoj:

1 den. priezd
2 den. vyhod pod Petrovskogo
3. do 1go lagerja
4. snegno-ledovye zanjatija
5. podjem do 2go lagerja.
Dlja normalnyh trennirovannyh ljudej absoljutno realno.

"...Pochemu v Evrope v gorah dostatochno prosto skazat, i vse s pervogo raza ponimajut, a tut nado dressirovat ljudej?..."

Ну, очевидно, потому, что мы с Вами находимся не в Европе.;)
Здесь, чтобы группа стала управляемой, с ней нужно постоянно работать. А если рассчитывать, что с ними можно просто песни по вечерам петь, а потом, в случае экстрима, всё само собой получится то... :)

Po povodu "ne mogu ili ne umeju". Ja ge s ljudmi, a ne s obezjanami rabotaju. Pochemu v Evrope v gorah dostatochno prosto skazat, i vse s pervogo raza ponimajut, a tut nado dressirovat ljudej? Mne eto stranno//// Не Европа. Надо было при клиенте начать поднимать спасотряд под свою ответственность и под деньги клиента(тех же самых 6 чел. и те же самые 1800).При нем же предложить спасам при транспоровке сломать ему ногу,а можно и две,чтоб он гарантированно получил страховку,ну и они за хлопоты.Человеческая жизнь превыше всего,не правда ли,господа моралисты?

Извините, если совсем не по адресу вмешиваюсь. Но у нас в Беларуси есть парочка достойных платформ, где обсуждаются "черные" фирмы. А вот на одной площадке - "Поле чудес" - пока "кидков" не было .
"Поле чудес"

Если заглянуть на сайт ПЭ там можно много интересного найти, что судя по этому посту совершенно не соответствует действительнос

15 ПРИЧИН ВЫБРАТЬ УСЛУГИ НАШЕЙ КОМПАНИИ
ДЛЯ ПОЕЗДКИ НА ПИК ЛЕНИНА

На первый взгляд все лагеря кажутся практически одинаковыми, но … вот Вам 15 объективных фактов, выгодно отличающих лагеря Pamir Expeditions от других, а там уж, как говорится, думайте сами, решайте сами… Что есть у нас и чего нет у других (можете проверить ;-) ).

[b]4.Команда спасателей. О крайних случаях думать никогда не хочется, но, тем не менее, спасатели всегда наготове.

А где была команда спасателей которая всегда наготове, когда Валере нужна была помощь?.....

15. Ну и самое главное, чем мы можем гордиться без лишней скромности - это наша команда! А она у нас ЛУЧШАЯ!!!

Да уж. лучшие из лучших. А почему собственно сам Артамохин ВВ отмалчивается

И вот еще интересное на сайте ПЭ

Сборные группы
..........

Если судить по датам то в группе от 6 до 13 человек. Вопрос сколько гидов планируется на такую группу в 13 человек. И есть ли толк вообще от таких гидов. Что они могу? А если сразу всем 13 клиентам станет плохо?

Но еще больше удивляет, что клиенты ведутся на это. Извините ребята если блин вы сами лохи, и рассчитываете за 450 долларов поиметь персонального гида, то пожалуйста вам таких офигенных гидов. Поинтересуйтесь для интереса, сколько стоит нормальный, профи гид, который никогда и не под каким предлогом не бросит вас на горе.

"...Поинтересуйтесь для интереса, сколько стоит нормальный, профи гид, который никогда и не под каким предлогом не бросит вас на горе..."

Во блин! Скоро и спасработы никто задаром проводить не захочет!
Дожили! :)
Забавная политика: "За эту сумму я буду порядочным, а за меньшую - полупорядочным".
"За эту сумму я приведу всех людей назад, а за меньшую - ... как получиться!" ;)

А интересно, такие гиды предупреждают своих клиентов, что в случае экстрима на восхождении они их бросят, потому как им мало денег платят? ;)

вот что бы вякать по поводу как надо было и "А вот у меня А вот я "- ит.д надо хотя бы пару сезонов на горе(на Ленина ) отпахать гидом - и тогда вы сможете что то кому то советовать. И может Вас послушают. Ну не лезут ведь к вам с советами гиды из РЕ как по алтаю водить и тд. Извините за резскость.

А по вашему мнению, что гиды должны еще и бесплатно на гору людей водить. Типо это не профессия а фан, может еще и гидам надо клиентам доплачивать, только пусть приезжают а скучно им.

undefined

Доброго времени суток всем участвующем в дискуссии! Моё имя Максим, я один из тех трёх гидов, которых обвиняют в (цитирую) "некомпетентности, "... в случае возникновения чрезвычайных ситуаций проявляли чудеса пофигизма и желания как либо действовать..." а также (субъективно) в смерти Валерия Зубцова.
"Не судите, да не судимы будите..."нагорная пр.,
Буду отвечать за себя по порядку:

1. Некомпетентность.
Что конкретно подразумевается под этим словом и как она определяется? В данном случае некомпетентность определилась отсутствием в моём багаже горного опыта восхождения на п. Ленина.
Да, на п.Ленина раньше не был, планировал в 2010, но сорвалось по известным причинам. Да и собрался на него только для акклимухи перед Победой. Классический маршрут через Раздельную был тщательно изучен по описаниям и фото, единственное смущало "страшное место с которого все слетают" это "Нож"(как оказалось снежный склон 70гр. на пол-верёвки), но в целом технически всё просто. В Л1 имел разговор с Виктором Артамохиным, в котором он сообщил, что 2 гида с которыми он договорился за пол-года до сезона и на которых расчитывал, неожиданно свалили из баз.лага без объяснения причин (думаю, что этим двоим надо не Артамохина и РЕ абсирать здесь на риске, а о себе и своих поступках подумать) а также попросил помочь и сводить несколько клиентов. Учитывая, что есть риск опоздать на Победу, всё же согласился. Цели заработать не стояло. Просто из человеческой солидарности. На Победу я всё же не успел, точнее на вертолёт 19.08, поскольку остался спускать тело Валеры назначенное на 18.08. И о цене, замечу, вопроса не стояло, просто надо было и всё. Подтверждаю, спускающих было четверо. А вот высказывание непрофессионала о "...спуске с горки груза по снегу" считаю проявлением истинной некомпетентности.

2. О существовании Валерия Зубцова и его смерти узнал по рации в Л3 на 6100, поскольку он был не в моей группе и никакого отношения ко мне не имел.
По поводу его подготовки к высоте могу судить о его снаряге (собирал и спускал его вещи в л1), - не был он готов к горе. Да и вообще, высказывания о его высотном опыте у меня вызывают недоумение. Без подробностей.

3. Цитирую: "Так же при восхождении был брошен ещё один участник группы. Он шёл медленно, когда группа уже спускалась с вершины, ему оставалось ещё как минимум 1.5 часа до неё. Погода портилась, началась метель, гиды его не повернули. На обратном пути в метели он заблудился, чудом нашёл палатку и так же имел холодную ночёвку без спальника, вернулся в лагерь 3 на 6100 на следующее утро."
Уважаемый "непрофессионал", прежде чем такое писать, поинтересовались бы у самого "участника", как всё было на самом деле.
Вроде бы всё так, но суть в деталях. А дело было вот как. Все участники группы были предупреждены о "точке возврата" и назначено время 14.00 после которого участники, где бы они не находились на пути к вершине, должны были повернуть назад в Л3. Кстати, двое участников из моей группы так и сделали, (причём, находясь в ста метрах по высоте от вершины) за что им большой респект и уважение, с пожеланием в следующий раз обязательно достигнуть вершины.
Далее события в день восхождения. С самого начала восхождения группа сильно растянулась. Сказывалась слабая физ.подготовка некоторых клиентов. Шли Длинной цепью, я в начале, Ольга замыкала. У тура был в 12.45. Подождал всех, фотографировал и отслеживал состояние зашедших. Дождался Ольгу, узнал о повороте вниз пары клиентов. Ольга ушла с частью группы вниз, а я остался дожидаться остальных и в 14.10 пошёл вниз. По пути встретил Олега (того самого "участника") заметил ему что уже 14.30 а до вершины час, не меньше, и что надо идти вниз. На что получил ответ: - я что, зря сюда поднимался? (только тоном, типа: - а не пойти ли тебе..., явно давая понять, что дальнейшее убеждение бесмысленно и может довести до конфликта) В целом его состояние было адекватным, без подозрений на худшее. Просто человек такой упёртый. Всё же договорились, что мы подождём его ниже, на плато и второй "крайне нежелательный" вариант, что он переночует в Л4 на 6400 у иранцев. На плато я, с двумя клиентами (Дима и Гоша) ждали час с лишним, раговаривал с ними, морально подбадривал. После заметил что клиенты стали подмерзать. Решил спускать их вниз, учитывая, что Олег не один(!!!), а в комании шести иранцев, двух немцев и ещё кого-то. Здесь на фото Олег первый.
С иранцами он кстати и переночевал в их лагере на 6400 и никакого "чуда" здесь нет, единственное, что нервов нам с Ольгой попортил. Как выяснилось, Ольга тоже убеждала его повернуть, но он категорически отказался.
Итог. Налицо явное пренебрежение рекомендациями гидов, а также неуважение к другим участникам группы, которые были вынуждены ждать из-за его прихоти. Клиент вроде бы всегда прав, но, извените, это не даёт ему право шагать по головам других клиентов.
А по поводу наличия чёткой инструкции для гидов (для клиентов это надо прописывать в договоре) и подписания отказной бумаги клиентом согласен на 100%. Не редко вижу как у людей на высоте "крыша едет", иногда не узнать людей. Зашли на 5300 и уже готовы на любые "подвиги".

4. Довелось почитать страховой договор Валерия. Если не изменяет память, страховая компания "АСК" СПб сумма 15000долл. (мне кажется, сумма маленькая. я обычно страхуюсь на 30000долл.) Советую всем внимательно читать договор страхования, есть несколько пунктов которые оспаривают Ваше право на получение страховой суммы.

В свете всего изложенного, большая просьба, готовьтесь более тщательно, не лезьте на высоту "на авось", и не надейтесь, что если Вы заплатили деньги за гида, то это гарантирует Вам полную безопастность. Гид не ангел-хранитель, он лишь проводник и советчик. А если хотите быть уверенным на все 100 - нанимайте ангела, только вот денег они не берут. :)

P.S. И ещё, крайне неуважителен Ваш поступок, umpa-lumpa. В лицо радужно улыбаться, а за глаза писать нелестные отзывы (книга отзывов РЕ) и вешать позорные клейма, это есть банальное лицемерие. Если есть честь, можно было и разбор полётов устроить и высказать своё недовольство в глаза и прояснить ситуацию на месте, по горячим следам, так сказать. На риске.ру не появляюсь и зарегился только что бы отписаться по теме. Пишите в личку, отвечу по почте или по телефону. Всего наилучшего.
P.P.S Диме Грекову привет. Расчитываю на следующий год к Вам в гости. :)

Максим, спасибо за привет. Приезжай на Южный, будем рады. Все толково изложил. Каждый год такие клиенты встречаются. Боремся. На следующий год буду с каждым клиентом подписывать контракт, что за территорией лагеря за него ответственности не несу. Гидам в обязалову дневники, где любой конфликт с клиентом или не повиновение будет фиксироваться и подтверждаться подписями двух свидетелей из числа группы(пусть потом эти умники сами спасаются). На гида, максимум три клиента. Товарисчу Сергею который 63. СССР-умер. Не лезте со своими совдеповскими понятиями в сферу в которой ничего не понимаете и не давайте "умных" советов и замечаний. Сереге Лавренченкову: Таких, как Сергей63 близко к клиентам подпускать не надо. Были такие. Выгнал нахрен. По гостинице: Южный Иныльчек - это гостиница, но я стараюсь обезопасить своих клиентов как могу. Кто был, тот знает. Но если клиент сам себе враг, то я ему не доктор. Всем удачи. Греков.

По словам самого участника, которыми,я естественно, интересовался: Когда он встретил гидов, они его не отговаривали идти на вершину. Они сказали- пойдёшь дальше? молодец, давай! если что- заночуешь на 6400. Если бы они его остановили,немножко поднажали, он бы отказался от вершины, сам понимал, что это будет верное решение, но никто не настоял на этом. На обратном пути иранцы обогнали его - шёл он очень медленно. Дальше он долго плутал в метели- все следы замело. Но когда вышел на 6400, было ещё светло, решил идти дальше. На Раздельную поднялся уже во тьме и снова в непогоде. Не нашёл в темноте лагеря на 6100- надо было идти правее, спустился обратно и заночевал в пустой палатке на седловине между Раздельной и 6400. Так что почти весь путь с вершины он шёл в одиночку, в непогоде, то и дело сбиваясь с пути.
К восхождению уже все понимали, что гиды не обладают умением контролировать группу, о чём и сообщили конторе, написали коллективный отзыв в книге отзывов.

Опять: "соседи" - одно, гиды - другое, товарищ - молчит... Если было СОГЛАСОВАНО ВСЕМИ конкретное крайнее время начала спуска - 14-00, то проблема - не в гидах. Детский сад, блин.

Из его слов (привожу подробно) - "Мы с иранцами целый час "нож" искали..." делаю выводы, что он шёл всё же с иранцами. От скал до лагеря не более 50метров, пройти на Раздельную и не найти лагерь сложно.
или он всё же не ходил, а ему это только показалось.
Метелило в основном наверху, на 6100 всё было чисто, с утра я выходил около четырёх, тропа была не заметена, скаты палаток слегка припорошены снегом. Так что информация о плохой погоде ночью это уже чистая "деза".
В 05.05 появился первый человек на спуске с Л2 до седловины с Раздельной. Но это был не Олег.
Вполне возможно, что он переночевал на седловине. Значит он дважды нарушил рекомендации и договорённости. Знаете, уже были мысли за ним стартануть на 6400. И если бы его не оказалось там, начались бы спас.работы. Хорошо, что он вернулся до 8.00. Не маленькие дети, должны же понимать.

Прошу прощения за ошибки в прошлом комментарии, перечитал пост и немного дополню, но уже по поводу спуска тела и сметы.
Насколько помню, спуск тела долгое время откладывался, из-за неопределённостей по оплате страховой компанией денег за репатриацию тела, да и нечего ему жарится в Л1, в Л2 его хоть иногда снегом закидывали.
К решению спускать пришли после общения с родственниками, в ходе которого они подтвердили оплату, а также дали понять, что у них есть рычаги воздействия на страховую компанию и сумму они точно получат. И скорее всего, данная смета была составлена именно для страховой.

Вопрос ко всем участвующим в дискуссии и в частности к Вам, уважаемый umpa-lumpa: - Вы когда-нибудь организовывали погребение или репатриацию тела? У Вас есть с чем сравнивать стоимость? У меня лично такого опыта нет и сравнивать мне не с чем. Поэтому осуждать руководство РЕ в завышении цен и "циничном зарабатывании на трупах" не имею право. К тому же, это Ваше высказывание подразумевает прямую заинтересованность фирмы в НС (не понятно почему во множественном числе, насколько мне известно, только один из трёх относится к РЕ). Каждый подобный случай это беда, нервы и седые волосы для ответственных лиц. Или Вы считаете, что в турфирмах работают нелюди, довольно потирающие руки при НС? Знаю только, что эта сфера услуг недешёвая изначально. Кстати, если у Вас есть примеры подобных смет, пожалуйста приведите - сравним. Только не указывайте название фирмы, дабы не сочли рекламой ;) А разводить дискуссию о чрезмерной дороговизне после соглашения с ценой и выполнения работы, не порядочно, что ли. Тем более, что дискуссия подразумевает наличие аргументов, а у Вас их нет. С таким же успехом можете уличить все похоронные бюро, работников кладбища, морга а также судмедэкспертов и пр. в том, что они наживаются на смерти и трупах. Это прежде всего работа и приятной её назвать невозможно. Но делать это всё-таки кому-то надо.. :(

По гидам ПЭ: Ребята просто попали под раздачу. На их месте мог оказаться ЛЮБОЙ и в моей конторе. Их единственная оплошность, что не взяли маляву с клиента на 5300м. о том, что он отказывается спускаться с гидом, хотя тот настаивает. В остальном все толково. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы все еще учимся. Давайте работать грамотнее.

СССР умер, это правда, а горы остались.
А чем отличается высотный альпинизм, от технического? Или от обычных походов на равнине?
Высотой, которая дает по голове. Холодом и другими неприятностями. Эти неприятности, все вместе влияют на гидов так же, как и на клиентов. Поэтому, руководить кучей человек становится значительно труднее, и эта трудность переходит в невозможность.
Гиды ПЭ, судя по их же рассказам, попали под раздачу совершенно закономерно. И если остальные гиды, других компаний работают по таким же принципам, то их судьба попадать под раздачи совершенно такая же.
Если на группу есть два гида, то что мешает одному идти с сильными, а другому с слабыми? Сопровождая и тех и других? Не вышел клиент к назначенному времени, так один пошел со всеми, а другой пошел с этим недисциплинированным. Или остался разобраться с ним, а потом пришел в следующий лагерь. Только ведь это надо напрягаться и разбираться. И по хорошему, списывать его. А как же деньги? О, вот в чем загвоздочка. Ну, а если не разбираться с отстающими, и разбираться жестко, для их же блага, так в чем работа гида?
Так что зря вы на Сергея 63 гоните. Как раз он правильные вопросы задает. А то, что специфику якобы не понимает, так объясните. Заодно и мне, такому же тупому. Я думаю, в основе смертей лежит тривиальная жадность, которая не позволяет вчистую списать клиента, не тянущего нагрузку. Та же жадность не позволяет приставить к таким клиентам по два гида, только они и смогут затащить его и туда и обратно. И не оставить без помощи. Вот и вся специфика.
В СССР на той же высоте ходили без гидов. Но подготовленными, абы кто не попадал в группы. И ходили так же растягиваясь на километры, и люди терялись. Но такие случаи осуждались, хотя бы. Тем самым формировался нравственный микроклимат альпинизма. А теперь, прикрываясь тем что другие отношения, поступки безразличного отношения к людям вы возводите в ранг нормы.
Крайне согласен с призывом работать грамотнее. Есть проблема - гид не может уследить и построить клиентов. Она требует решения. И в решении заинтересованы как гиды, так и клиенты. Одни не хотят быть трупами, а другие не хотят эти трупы таскать.

насчет Сергея63 - он непросто не понимает)) он не хочет это понять(то есть отрицает полностью) и пытается свой свою точку зрения представить как единственно правильную на все времена, без опыта работы на Ленина с коммерческими клиентами.
Да горы остались - люди изменились, квартирный вопрос их испортил))). Насчет жадности - я бы не стал так говорить - есть нехватка гидов и наплыв клиентов. И никто уже не может запретить человеку самостоятельно передвигаться там - СССР то умер))
То что происходит, имеет отношение к альпинизму как морская свинка к морю))
Вот это многие и не понимают - которые ратуют за высокие идеалы и готовность прийти на помощь ценой своей жизни и т.д.

Специфика в том, что гид - это сфера услуг, а инструктор - сфера образования.

Кто б стал спорить!
Если гид подрядился оказать услугу - отвести на вершину, так разве при этом он не должен хотя бы знать где его клиент находится? Иначе - где услуга? Или должен как-то озаботиться и расторгнуть договоренность в услуге. Как я понимаю, ни того, ни другого сделано не было, при этом еще и человек помер, а гиды в один голос твердят - а мы ни при чем, он сам такой!

в принципе да, но это вопрос к конторе, а не к конкретным гидам. Они, я так понимаю, действуют в рамках поставленной задачи. Грубо говоря, вдвоем вести групп из 10(?) человек, при этом:
а) таки завести тех, кто в состоянии
б) вовремя завернуть кто не в состоянии.
согласитесь, это не так просто, особенно если находяться умники, которые прут не взирая на предупреждения.

к таким клиентам по два гида - это совсем другие деньги. клиент согласится? - не уверен.

Есть проблема - гид не может уследить и построить клиентов
проблема,ИМХО в том, что
1. нет вообще никакого входного контроля. по хорошему - безнадежно не готовым к восхождению либо отказывать в услуге сопровождения гида, либо как вы пишите "к таким клиентам по два гида" - за соотв. деньги.
2. большое количество клиентов на одного гида.

все эти вопросы - к конторе, отнюдь не к гидам.

Если смотреть на вещи реально - пока будет спрос на некачественные услуги - они будут предоставляться.

ну вот вы кое -что начали понимать)) - работа фирмы - это производство - и как на всяком производстве бывают проблемы. А что касается некачественных услуг))- давно ли вы перестали газетой подтирацца)) и пе5решли на мягкую бумагу в рулонах?)). То бумаги не было . а иногда и деньги экономили. так и здесь - клиенты сами стремятся к экономии - ведь прайс это вершина айсберга + перелет, пиво, шашлыки, сувениры - и люди сами начинают выбирать...газету)). Это не значит . что она не качественна - она стоит столько сколько за неё платят.
А сколько стоит день работы сертифицированного гида??)) да умножить на 15-18 дней мероприятия)) - есть люди которые могут заплатить, но их еденицы

все эти вопросы - к конторе, отнюдь не к гидам.
Разве гиды не являются представителями конторы?
И непосредственными проводниками политики конторы?
Естественно, контора отвечает за действия своих гидов, а гиды отвечают за правила поведения диктуемые им конторой.

Если Вы,поев чесночную котлету,зайдете в автобус,и пассажиры дружно спишут вас с автобуса,как Вы на это посмотрите?Кто должен приставить к клиенту двух гидов?Наймите хоть десять.Все,кто с головой дружит,следует рекомендациям экспертов(гидов,или как вам угодно),как минимум-все заходят и спускаются без инциндентов.Нет никаких проблем в коммерческом альпинизме,проблемы у людей в головах.

По статистике, большинство НС происходит с поляками, иранцами и нашими, СНГшниками. Почему? С иракезами все ясно. Им за отмороженные пальцы лычки и очередные звания присваивают, а наши с поляками? Вот вам и отношение к горам. Почему буржуи более ответственны? Культура однако. А про коммерческий альпинзм скажу: Он зародился когда Бальма, за бабки Соссюра, Паккара на Монблан сводил, а до этого небыло этой заразы в альпинизьме.

главно не сцать))) в шамонях жандармы бесплатно спасают)) Не всех канешно))
шучу я)) сам знаешь наш юмор)) удачи вам близко к краю не ПАДХОДИ))))

Вся дискуссия от незнания, что такой настоящий гид. При сертификации гида навязчиво учат всякой психологии: как работать с группой, как оценивать состояние участников, создавать мотивацию к необходимой деятельности, методики управления группой в различных стадиях её развития и мн.другое, напрямую влияющее на безопасность восхождений. И всё это он ДОЛЖЕН уметь (по крайней мере на экзамене). И пока случайны(может и хорошие) люди будут называться громким словом ГИД, другие случайные участники коммерческих мероприятий будут обмануты по поводу их квалификации.

у вас в россии гид может просто по музеям водить)) а вы всё слово гид ассоциируете с шамонийским или канадскисм)) может проблема в определении?)))

Что то мне подсказывает, что в игре «А ну-ка ГИД, найди меня утром», гиды проиграют. Даже если им предложат в качестве поощрения поиграть в игру «Если не нашел утром, поищи меня вечером», все равно на гида, даже супер-сертифицированного, я бы не ставил. На пике Ленина достаточно мест, где можно спрятаться. Даже на вершине можно спрятать десяток футбольных команд, ни один гид не найдет.
Жаль победителей подобных игр и жаль обвиняемых в проигрыше гидов.

""""""При сертификации гида навязчиво учат всякой психологии: как работать с группой, как оценивать состояние участников, создавать мотивацию к необходимой деятельности, методики управления группой в различных стадиях её развития и мн.другое"""""""- То что вы перечислили можно назвать опыт,и при сертификации не учат,а проверяют.Вспомните,с какой квалификацией того же Бабанова взяли на первый этап школы.А любое обучение есть вложение в башку определенных штампов и моделей поведения.Не раз отмечал,что у господ иностранцев ,образно выражаясь,одно полушарие хорошо загружено,а второе не положено.Действуют их гайды строго по штампу и прилетает им ,бывает, не оттуда,откуда они ждут. И,кстати,Ваше мнение-тоже расхожий штамп.:))) Зато они очень хорошо подкованы,как при любом раскладе отбить свою маржу, опу прикрыть распиской, при авариии отпрыгнуть - действовал,как прописано в учебнике,штатными средствами,прописанными в учебнике и тд.Нашим учицца и учицца.

И,кстати,Ваше мнение-тоже расхожий штамп - моё мнение на основе общения с преподавателем канадской школы UIAA, знакомым с программой подготовки гидов не по-наслышке...давняя совместная работа с гидом из Шамони на Эльбрусе укрепила моё мнение, они хорошо умеют работать с людьми именно в плане психологии. Но, я думаю, это отдельная тема, не для этого поста, поэтому закончим.
Кстати, после подобного случая, несмотря на прикрытие всех своих оп, у гида мало шансов продолжить свою профессиональную деятельность...может, лишь в СНГ

*** СССР-умер.***

В 1991г.

*** Мы все еще учимся.***

Сейчас уже 02:56 29.09.2011. Стремление к учению похвально! Кого-то мне это напоминает?...
А-а-а! Вспомнил. Горбачёв строил коммунизм с человеческим лицом, руководил СССРом и учился этому "без отрыва от производства".

***На следующий год буду с каждым клиентом подписывать контракт***

Ещё в 2006г. твой ученик - Урубко заявлял:
- Нах нужны какие-то договора-контракты с клиентами?...
Быстро умнеете!:-\
Но лучше поздно чем никогда.

***На гида, максимум три клиента.***

А это, Димон, без балды радует.

Прочитал все обсуждение. Что могу сказать. Грустно, товарищи.

Для ясности скажу, что я как раз такой клиент-чайник. На Ленина еще не ходил, но в планах, путь и отдаленных он значится. И, конечно. хотелось бы еще и обратно вернуться.

Если говорить про непоследственно гибель Валерия. Я лично считаю что это вина гидов на 100%. И никакие оправдания тут не помогут. По ним плачет зона, как минимум.
В день его гибели 1 гид повел часть группы наверх, второй гид повел людей вниз. Перед выходом Валерия никто в глаза не видел. Т.е. визуального контакте не было. И вообще было не ясно живой ли он на момент выхода.
И так было дважды кстати. Первый раз пронесло просто.

***Далее - погибший на 5300 россиянин Валерий. Это не упущение гидов, он сам не вышел вовремя с группой хотя они его ждали долго и решили что он не идет. А с утра он самовольно, никого не предупредив, вышел на второй лагерь. В первом его обыскались. Стоек от палатки не было у него из-за несогласованности с теми, кто не пошел на гору - он отдал стойки участнице группы, которая тоже не пошла на гору. Мог бы перед выходом об этом подумать, коль уж самовольно решил идти наверх и отвечать сам за себя. При том что подъем от 4400 до 5300 занимает 6-8 часов, ему понадобилось 18 часов для подъема. Тут уж ни один гид не подстроится под него, только если личного брать. Странно конечно что его вниз не отправили сразу же. Да и вел он себя странновато. Перед выходом на 5300 активно пил, на 5300 говорят тоже искал алкоголь. Я не обвиняю погибшего (куда уж, да и зачем), я только пишу то что знаю наверняка. Знаю что гиды, когда он дошел-таки до 5300, ему посоветовали спускаться вниз, чего он не послушался. В общем, поведение погибшего было не самым лучшим.”

Валеру ребята утром перед выходом искали, но не нашли. В палатке его не было. Выход у нас был назначен на 5.00, но некоторые из группы ко мне подошли и сказали, что не успевают собраться, поэтому вышли мы в конце концов примерно в 5.30. Все, кто хотел, вышли.***

Т.е. клиента нет, что с ним не понятно. Из этого делается вывод, что он не идет, и группа уходит. И так 2 раза. У вас, ребята с головой вообще как?! Может он пошел по малой нужде и упал куда-нибудь, или просто плохо стало. В палатке нет, ну и хер с ним. Отлично!

Пост Корнея разбирать не буду. Но, как говорится, спасибо поблевал. Интересно, так о своих клиентах отзываются все гиды или это исключение?
С таким количеством пафоса в горах делать нечего, я считаю. Даже самому, не то что людей водить. В каждой строке читается "я - профессионал, а вы говно". Так отзываться о людях, которые тебя кормят - это верх свинства. Да идут неопытные, да считают что после Белухи/Эльбруса могут попереться на 7000. А кто всех убеждает, что это просто? Кто берет в горы клиентов, видя заранее что человек не пройдет? Если такой умный так отказывай еще внизу. А если уж взялся то высказывания про "мегапокорителей" нужно засунуть в какое-нибудь физиологическое отверстие :)

Подход Сергея-63 безусловно вызывает уважение. Но он, действительно, не до конца понимает специфику коммерческого туризма/альпинизма. А специфика проста - упрочено.

То что такие люди оказываются в группе - это только жадность организаторов. Соответственно никто из участников не хочет оплачивать эту жадность из своего кармана.
Это проблема организаторов, которая должна решаться не в ущерб остальным участникам. и единственное решение - это иметь 2-3 гида, чтобы разделять группу, чтобы те кто может, продолжали маршрут, а кто не может шли назад. И естественно в сопровождении.
В противном случае тем кого развернули так назад нужно как минимум деньги возвращать. Бизнес - это не только деньги с людей собрать, их еще отработать нужно.

Тут довольно чётко разобрали случаи, когда вы должны идти назад. А про "уплочено" - посмотрите Into thin air.

И судя по обилию слов "уплочено", "должны", "бизнес", из данного топика вами понято немногое.

Из того что я написал, вам похоже тоже мало что понятно.

Как может оспариваться тезис, что восхождение не должно срываться по вине организаторов. А если уж это произошло - они обязаны возмещать ущерб?
Не важно еду они не подготовили, гида не прислали или группу абы как собрали. Все одно.

Отсутствие фильтра на участие - это одна из таких причин. Соответственно организаторы обязаны создать условия, для продолжения восхождения тем кто может, и спуска тех кто не может. И обеспечения безопасности обеих категорий участников. Это их работа.
А если они не в состоянии это обеспечить, то хотя бы они должны заранее об этом сообщать своим клиентам.

Продолжать восхождение подвергая кого-то риску, само собой не допустимо. Но и отказывать в оказании услуг по вине организаторов без компенсации также не допустимо.

Интересные противоречия в вашем посте, получается гиды должны были дать отбой всей группе так как не нашли одного клиента???, ну тогда конфликтная ситуация со всей группой, получается возмещение всей группе?, а если клиент ( сам видел такое бывает), в гости вечером в другой лагерь ушёл, его по всем лагерям бегать искать?, опять таки срыв восхождения! всей группы, возмещение опять всей группе, да какой тур-оператор пойдёт на такое?, дешевле выйдет не работать чем заморачиваться, Дима правильно говорит что они только учатся, после развала союза азиатским республикам вообще в плане туризма ни черта не осталось кроме гор, а если сейчас задушить те фирмы которые пашут там, то свято место пусто не бывает, сами все будете плати не по 4000 гривен!!! ИМХО

****Проблема в том, что в коммерческие походы берут всех подряд зачастую. И иногда еще до выхода на маршрут здравомыслящий человек может понять, что те или иные участники будут не в состоянии пройти.
Почему я должен идти назад, если я могу, и заплатил за это деньги, причем не малые, только потому, что организаторы насобирали народ без разбора?**** А Вы себя чем от других отличаете?Вы не жадный,Вы хотите гарантированно на гору попасть? Так в чем проблема?Персональный гид,пара портеров и вперед! За Ваши деньги,масса,любой каприз! Уплочено!
*****и единственное решение - это иметь 2-3 гида, чтобы разделять группу, чтобы те кто может, продолжали маршрут, а кто не может шли назад. И естественно в сопровождении*****----Есть такие группы,собраные из кого попало :),они наняли 2-3 гидов и вперед! уплочено! *****В противном случае тем кого развернули так назад нужно как минимум деньги возвращать.*****---В противном случае,идя по экономклассу,Вас могут возвернуть со штурма в 2 пополудни,с какой стати Вам должны возвращать деньги?Вообще,поезжайте поныряйте в Красном Море.

А Вы себя чем от других отличаете? Вы не жадный,Вы хотите гарантированно на гору попасть? Так в чем проблема? Персональный гид,пара портеров и вперед! За Ваши деньги,масса,любой каприз! Уплочено!

Нет не отличаю. И как и любой другой считаю что в праве требовать сервиса за который заплатил. А вы похоже считаете что имеете право распоряжаться чужим временем и деньгами по собственному усмотрению.
Я не хочу гарантированно попасть на гору. Для этого действительно нужны персональные гиды. Я хочу гарантированной возможности на нее попасть. Естественно при условии нормальной погоды, собственной физ кондиции и т.п. Бывает форс-мажор (погода, травмы, и многое другое), а бывает косяк организаторов.
И разворачивать всю группу потому что организаторы взяли 80 летнюю бабульку на 7000 (я утрирую)) - это именно косяк.

А причем тут тариф? Эконом или вип, или какой угодно еще. Вы сторонник цветовой дифференциации штанов? )))

И давайте не путать 2 совершенно разных ситуации.
Развернуть в 14-00 - это безопасность, и в первую очередь моя. Речь ведь о точке не возврата, я полагаю. Это нормально. И не взойти на вершину в такой ситуации - это проблема клиента, и никого более.

Почему-то все думают, что взяв с клиента деньги можно дальше крутить как хочешь. Ну это рашн бизнесс, понятно. Однако, надеюсь, что есть в природе адекватные гиды и компании, которые понимают, что водить коммерческие группы - это ответственность. Причем на порядок большая, чем даже спортивные группы водить.

Кстати нырялка на Красном Море тоже далека от идеалов безопасности.

***А вот даже не выйти на штурм, потому что организаторы понабрали абы кого, и развернуться потому что их нужно спускать, а спускать некому, кроме как другим клиентам - это называется кидок. И не важно какой там пакет у кого. эконом или платина.***

Я Вам и говорю---наймите себе,любимому,двух гидов и двух портеров,Вам выставят все лагеря,оборудуют их и вперед! Если что,они Вас и будут транспортировать вниз,четверых достаточно,хоть и тяжело.И других Вы никого не побеспокоите,совесть Ваша будет абсолютно чиста.Вы же никого не кинули.Вот только пакет Ваш будет называтся Платина в стразах от Сваровски,вот тут Вы не правы,это важно.И насчет Красного Моря-если Вы с гидом ныряете,это одно,а если Вам зад откусит акула,когда Вы сами ныряли,под свою ответственность,с акулы и взыскивать будете.

Сам, под свою ответственность мы тут не обсуждаем. Оно к коммерции отношения не имеет. Хоть нырялка, хоть прыгалка, хоть лазалка)) Про Красное Море я имел ввиду именно ныряние чайников с гидом. Именно потому что там отношение гидов, а иногда и квалификация не всегда на уровне. Но это офтоп.

Я очень надеюсь что вы не гид, и не организатор коммерческих восхождений. Если же вы он и есть, то хотелось бы знать какую компанию вы представляете, чтобы обходить вас стороной.

Потому что подход, когда якобы, только тот кто отвалил кучу денег за индивидуалку имеет какие-то права, а остальные - никто и звать - никак, на том лишь основании что они меньше заплатили (по заранее оговоренному прайсу, кстати) - это верх цинизма и непрофессионализма.

Вам сколько лет? В смысле,к 80 -ти деньжат поднакопите,я бы Вас сводил на 7000,спустил бы вниз и пыль бы с Вас сдул.:)))Мог бы ,конечно,и раньше,но Вы вона что пишите.:((( Теперь серьёзно.И та и другая сторона имеет как права,так и обязанности.Так,что свою интерпритацию событий(последний абзац) припишите своей воспалённой фантазии,а не мне.Остальное-как Вам угодно.Лучше отпишитесь,какую из фирм Вы выберите.

Уверен схожу намного раньше 80. И надеюсь что с ответственными людьми, а не просто с желающими срубить денег по-быстрому.

Хотя уже виднеются проблески сознания)) Это радует.
И та и другая сторона имеет как права,так и обязанности.
Золотые слова. Вот только когда вам пишут про обязанности организующей стороны вы в упор не желаете о них слышать.
Эти права и обязанности нужно оговаривать внизу, т.е. заранее, а не ставить клиентов перед фактом на маршруте, когда им уже деваться некуда.

Так и говорите заранее, что данный пакет включает одного гида, напимер, и если 1 участник не сможет взойти, ВСЮ группу придется развернуть. Но вы же так не сделаете, потому что денег хотите. А на таких условиях с вами никто не пойдет.

Когда с кем-то схожу отпишусь. не тут так в ЖЖ. Хотя честно могу забыть))) Не на ближайшее время планы то))

Вы,прежде чем писать,сами то "покеты"изучали?Что куда чего включает? Откуда гид у Вас возьмется,откуда портер и пр. бла-бла?Желаю здравствовать,слив защитан.

Конкретно PE ? Нет не изучал. Все равно с ними не пойду. Так что изучать не вижу смысла. То что у других компаний по-разному... где-то гид включен, где-то за отдельную доплату видел и что? А при чем тут портеры вообще не понятно.

слив защитан.
Падонкафский сленг приберегите для своих дружбанов с семками.

В общем и вам не хворать.

Получился разговор глухих с немыми.
Никто никого услышать не хочет - всем главное свое высказать. А точнее - излить. Ибо наболело с обеих сторон.
Гиды под свой один плащ теснятся - клиенты сбились в кучку на другой стороне.
Что говорит об одном - всё так дальше и будет - по крайней мере, в ближайшее время :-(

***О том, что именно руководители турфирм создают эту ситуацию, мало, кто понимает и озвучивает.***

Понимающих всегда мало. Озвучивающих ещё меньше.
Но ведь они есть?

есть, но делают ли они погоду?..

Заметьте, я говорю именно об "организаторах", а не гидах исключительно.

ну, не слышат вас, значит...

"""... где-то гид включен, где-то за отдельную доплату видел и что? А при чем тут портеры вообще не понятно."""
Важно!!! Еще про услуги спасотряда уточните обязательно!,бо таскать бесплатно не хочут уже.Полный пакет-понятное дело,всё включено,а бичей-задолбались.

ещё необходимо трезво оценить свои как физические так и финансовые возможности, всё таки наверное больше физические, так как они всё таки являются решающими, хотя у каждого свои критерии оценки..

Но при всем при этом, организаторы доже поидее должны оценивать. на случай переоценки клиентом своих способностей.
Да и не всегда клиент сможет реально оценить пока не попробует. Даже если будет стараться быть объективным.

Ну вот занимается человек спортом, плавает там, бегает и т.д. А как он себя почувствует на высоте 7000, а хрен его знает.

Ну а как вы видите отбор организаторами участников по подготовке? Допустим, вы описываете себя как спортсмена, вносите предоплату, приезжаете в лагерь. А гид смотрит на вас и ставит диагноз: незайдет. Часть предоплаты вам не возвращают(ну на вас же расчитывали) , группа "лосиков" под руководсвом гида уходит на верх, а вы за весьма немаленькие деньги прогуливаетесь по базлагу. Получается так? Это просто предположение.

ЗЫ просто реально интересно как бы выглядела ситуация с отбором клиентов по уровню подготовки.

если не мудрить, главных критерия- два

чтоб все живы.
и-чтоб -все довольны,
идут ведь, в конце концов, и деньги платят именно за это.

а что тут получилось- вот оно.
и теперь не очень важно, кто и что говорит...

Всем привет.

Я был участником 3-ей сборной группы организованной PE.
По поводу смерти Валеры.
Всё достаточно точно описала Ольга(гид).
Уровень подготовки Валеры был настолько низок,что пройти маршрут от 1 до 2-го лагеря за день он не смог бы даже с личным гидом.У меня создалось впечатление,что он вообще с трудом представляет куда идёт и все его заявленные вершины, это не восхождения ,а треккинг у подножия.
Если человек сам объективно не может оценивать свои возможности, то вряд ли кто то сможет ему помочь.В горах в первую очередь надо прислушиваться к своему организму и надеяться только на себя,а не на гида и сборную группу,которых ты в первый раз видишь.
Наша вина в том,что мы не разыскали его в лагере 4400, перед уходом(хотя и пытались).Это вина и гидов и нас клиентов.Лично я был уверен что он не пошёл,как не пошли ещё двое участников нашей группы(Лаура и Карим).
Что касается обвинений в том что группа не пошла его спасать,на ночь глядя из лагеря 5300.Так куда идти и зачем?Ну нашли бы мы его где нибудь на подходе к "сковороде".И что дальше?Разбудили,взяли на руки и понесли в лагерь.Какая разница где ночевать,на сковороде или в лагере 5300.Уровень комфортности одинаков.Никто же не знал,что он дуги от палатки с собой не взял.Они были у Лауры,почему он их не забрал не понятно.
По поводу моего одинокого восхождения.
Шлось очень тяжело ещё начиная с 1-го лагеря(на аклиматизации просто бежал).Видимо сказалось недостаточное восстановление в БЛ(отдыхали 1 день).Это один из множества косяков PE,там нет никакой информации о погоде.Ориентировались по прогнозу какого то чела,который никогда не ошибается.Пришлось выйти на день раньше.В итоге чел ошибся.
На восхождении сил просто не было.Отставал от группы примерно на 2 часа.В начале 3-го встретил спускающегося Макса на 6900.Далее наш диалог:
"Сколько ещё до вершины"?-я
"Твоим ходом часа полтора".-Макс.
"Я пойду вверх".-я.
"У тебя времени мало."-Макс.
"Я что сюда зря поднимался,я на вершину."-я.
"Ну и правильно,молодец."
Это практически дословно.Я безмерно рад был этому ответу.Макс в письме вспомнил только об одной фразе.
Да и агрессии у меня никакой не было.Я два раза спускался с седловины Эльбруса из за тумана,так что опыт досрочных возвращений имел достаточный.
Далее я встретил Ольгу,которая сказала мне что 7000-это итак огромное достижение и надо идти вниз.На что я ей ответил, что если не вернусь в лагерь 3,значит я ночую на 6400.
Когда спускался вниз, 2 раза заблудился в тумане,в темноте поднялся на Раздельную,не у видел лагеря и что бы не попасть в очередной надвигающийся туман спустился на седловину в пустую палатку.
И тогда и сейчас считаю свой поступок по меньшей мере глупым.Хотя адекватно оценивая обстановку можно было рискнуть,что я и сделал.Я знал куда иду и что меня ждёт,так что психологически был готов на все 100.
Ничего не буду говорить про работу гидов,они отличные ребята,ну а профессионалы или нет,судить можно из написанного.
Ребята позвонили,попросили написать правду о моём восхождении.Вот она,описана выше.
Возвращаясь к началу всей этой дискуссии,хотел бы cделать вывод:
Pamir Expeditions-полное дерьмо во всех его аспектах.Мне есть с чем сравнивать.

Макс отправил тебя одного на вершину. Профессиональный гид. Ничего не скажешь.

(Хотя адекватно оценивая обстановку можно было рискнуть,что я и сделал
- ну да ну да. Гиды были бы более профессиональны, если бы дали в чайник ещё на подходе к вершине.

Судя по тому, что ребята в контакте не успокаиваются и приводят сюда всё больше и больше ребят - всем не хватает финансовой компенсации.

Букреев был классным спортсменом.

Уважаемые господа!
Позвольте оставить свой комментарий по поводу этой ситуации.
Я тоже работал в 2004-2005гг. на под пиком Ленина в турфирме «Asia Travel». Кто не в курсе, тогда РЕ еще не существовало, а начальником лагеря был нынешний директор РЕ – он в Азия Тревел уже не первый год курировал направление по экспедиции на пик Ленина.
В 2005г. был похожий НС: иранцу на 6100 стало плохо, он лежал без сознания и только на второй день его товарищи по группе сообщили об этом по связи в Л1. Гида группа не нанимала. В этот же день персонал турфирмы (гиды, портеры) стали готовиться к выходу на спасработы, была сильная непогода – снег с метелью даже на 4400 и мы одетые, собранные сидели наготове чтобы в случае улучшения погоды стартонуть. Ссылаясь на непогоду товарищи пострадавшего отказались от попытки спустить его вниз (хотя бы в Л2). Погода улучшилась только ночью, ранним утром несколько человек вышли из Л1 с расчетом как можно раньше дойти до 6100 (Л3) и как можно быстрее спустить пострадавшего до Л1. Т.е. 2 лагеря за день вверх-вниз. Это, кстати, о «недобросовестности и непрофессионализме» персонала турфирмы….в общем, деталей там много, долго писать. Короче, когда дошли до 6100 пострад был уже в глубокой коме, при транспортировке его вниз, под Раздельной, (на взлете), он начал уходить. Оказание первой помощи не спасло, пострадавший скончался. Спускало его от 4 до 5 человек (иногда кто-то по пути помогал, основной состав – 4 чел).
4 человека – это БЫЛО КАТАСТРОФИЧЕСКИ МАЛО, несмотря на то, что это уже не спас работы, а транспортировка. Народу не хватало! Особенно остро это ощущалось на участке от 5200 до начала ледника. Перетаскивать тело через трещины, по мостам (снега после непогоды немерено) было и тяжело физически и страшно и с риском для спускающих.
В теме прозвучал коммент относительно того, зачем нужно было привлекать для этого шесть человек? мол так много! Не правда, участок этот далеко не простой и небезопасный и шесть человек - не излишество!!

По поводу оплаты: если не ошибаюсь, то стоимость была примерно такая же как указывалось в данной теме. ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ: вознаграждение в полном объеме было выплачено гидам, принимавшим участие в спасработах-транспортировке, никакой процент компания себе не оставила. Это к ТОПИКУ темы – что турфирма зарабатывает на трупах.
Оплатят или не оплатят клиенты указанное вознаграждение, подобным вопросом никто не задавался. В любом случае были готовы к спасработам, несмотря на жуткую загнанность, на то, что предстоит работа с клиентами. Основной мотив – это долг сотрудника компании, альпиниста, да и просто человека. Так было.
Может быть на сегодняшний момент ситуация иная, но если же нет (что не исключается), то согласится с автором топика, при всем уважении к нему, сложно.
Затем последовали такие же проблемы с организацией: оплатить лошадникам за транспортировку в БЛ, оплата машины за перевоз груза 200 до Оша, оформление документов, объяснение с органами следствия и т.п. Не могу вспомнить точно размера этих расходов, но учитывая бюрократичность и коррумпированность тамошних инстанций/чиновников, не думаю что сумма была незначительной.

То что касается претензий о некомпетентности и непрофессионализме гидов РЕ. В коментах ссылались на сравнение их с другими турфирмами, мол школу гидов прошли и т.д. То что гид, работающий под п. Ленина не окончил школы гидов, еще не факт что он может оказаться хуже тех, кто окончил. Поскольку здесь много различных факторов. Это и наличие высотных навыков, и опыт непосредственно на той или иной горе, знание особенностей района, умение работать с людьми и т.д. В иных случаях было, что гид, не разу не побывав на вершине горы, успешно справлялся со своими обязанностями и вместе с клиентом в первый раз был на вершине. Просто гид был хорошо подготовлен в целом: и как альпинист, и имеет хорошие навыки взаимодействия с людьми, что тоже принципиально в данной работе. Аналогичные случаи бывали, вроде, и в Гималаях.

Не подумайте что пытаюсь выгородить турфирму РЕ – я там уже не работаю, мотивов нет :)
Просто хотелось бы, чтобы видение рассматриваемой ситуации было максимально всесторонним.
Попытайтесь понять, что на сегодняшний день требовать в Средней Азии отношения к коммерческому альпинизму в полном соответствии (аналогии) с западной школой гидов – НЕВОЗМОЖНО, УТОПИЧНО!!! ЭТО СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕАЛИИ и не учитывать их, пускай даже самыми требовательными и неподготовленными клиентами – ошибочно!
В период моей работы было много примеров когда европейские профессиональные гиды, приезжая на гору со своими клиентами, нанимали дополнительно гидов турфирмы. Потому как последние знают обстановку непосредственно на этой горе.
Если не ошибаюсь, в Гималаях тоже не все гиды оканчивали французскую школу гидов, и этот фактор тоже не является ключевым. Я имею ввиду в высотном альпинизме.

Именно в высотном альпинизме, с понятными для всех вытекающими последствиями. Поэтому упрекать целиком гида или турфирму в том что он не оказал помощь клиенту, обвинять фирму в необоснованно выставленных счетах, не учитывая объективных причин, на мой взгляд, как минимум не этично и не честно. Не в обиду не кому.

Хотелось бы привести еще параллель между рассказанным мной случаем и топиком. Клиенты – товарищи погибшего тогда иранца безо всяких вопросов оплатили все выставленные ей счета. Поскольку даже не пытались отрицать своей вины в случившемся. И понимали и то, что все расходы, которые им пришлось понести – небезосновательны.
На следующий же день группа иранцев, в которой погиб человек, обратились к фирме с заказом двух гидов для штурма. В группе 18 человек. 2 гида на 18 человек!! 18! Когда группа с гидами вышла из 6100 на штурм начался шквальный ветер, когда вышли на 6400 он усилился, не дойдя до «ножа» пришлось разворачивать группу, поскольку было абсолютно понятно, что дальше ловить нечего, глухо. Почти никто не возразил. Нашлись парочка тех, кто были против и им свои же чуть по ушам не дали, так что те быстро унялись:) На спуске с 6400 на 6100 одному поплохело и пришлось его транспортировать. На 6100 ему стало легче и он пошел дальше сам.
Сейчас я в полной мере осознаю, насколько правильным было это решение! Не прими его вовремя, неизвестно сколько трупов было бы еще. САМОЕ ПРАВИЛЬНОЕ то, что клиенты послушались гидов и, благодаря этому удалось избежать беды и многих проблем.
Это я к тому что, отношение людей (в данном случае- клиентов) к произошедшей ситуации разное. Это касается и оплаты расходов в связи с НС. И того, что в этом году если клиент бы послушал своих гидов, наверное удалось бы избежать беды.

Поэтому делать выводы о турфирме, судя по одному инциденту и, исходя из недовольства клиентов (несмотря на то что и их можно понять) и заносить эту фирму в черный список, наверное, не совсем правильно.

В целом ваша позиция понятна. Но хочу заметить что обсуждение тут уже давно отошло от корневой темы, а именно обсуждения сметы. Со сметой то как раз все более ли менее понятно.
Но что более важно, так это 2 описанных тут инцидента.
1. Группа ушла оставив человека в лагере одного. Причем не видя этого человека и его состояние. Его не было в палатке, его не стали искать и ушли. Этот участник умер.
2. Гид отпустил участника одного на вершину.Сам с ним не пошел и не развернул. Участник выжил, потому что повезло.

Вот этих двух инцидентов, на мой взгляд, достаточно не только для занесения в черный список, а для намного более серьезной ответственности.

1. участник умер ещё до восхождения. Как и второй претендент, он сам "адекватно оценил риск".
2. человеку были даны указания спускаться. он, естественно, адекватно оценив риск, пошёл вверх.

mikmouse: подписываюсь под каждым словом. Работал в 2005м начальником "Ак-Сай Трэвел". Греков.

Поэтому делать выводы о турфирме, судя по одному инциденту
Доброе имя нарабатывается годами, и теряется с одним случаем.
Это общеизвестное правило, работающее в повседневной жизни.

***делать выводы о турфирме, судя по одному инциденту и, исходя из недовольства клиентов***

Вы, похоже в конце обсуждения с луны свалились? Выводы о турфирме здесь делались исходя из кучи информации, в которой недовольство клиентов практически не учитывалось! В основном базу для выводов составили рассказы самих "гидов"-участников события. Именно их рассказы и явились главным подтверждением их некомпетентности.

***на сегодняшний день требовать в Средней Азии отношения к коммерческому альпинизму в полном соответствии (аналогии) с западной школой гидов – НЕВОЗМОЖНО, УТОПИЧНО!!! ЭТО СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЕАЛИИ***

Даже не понятно, как с таким чётким пониманием объективных причин вы упорно не желаете понять следствие - полный непрофессионализм азиатских фирм.

"...полный непрофессионализм азиатских фирм." Ну ты, Серега, загнул. Казбек 20 лет на рынке. Обслуживает клиентов от Японии до Америки, и люди едут снова и снова. Или Далмата это уже Европа?

Димон, есть человек, который пол Далматы уже не менее четверти века снабжает левым спиртом. Его, по-твоему тоже считать проофессионалом рынка алкоголя? Можно подумать у Казбека есть возможность работать как он хочет.
Давай пока не трогать "священных коров".:)
Кста: насколько помню географию - между Жапонией и Америкой только острова в Тихом океане?:)))

И потом, Димон, а чо ты так со мной бодаешься? Ты же сам понял (и уже не один раз здесь заявил), что гарантированно можешь оказывать только услуги гостиницы. Ну и дополнительно - консультации и посредничество между клиентами и гидами.

Много написано. Я потенциальный клиент, правда с кем идти уже выбрал, тока опыта пока не набрался на 7000 идти.
Один гид тут сказал, что до этого сам ни разу не был на пике Ленина. Это мне не понятно. Как ты можешь вести неподготовленных (в плане каких-то технических навыков) людей туда, где сам ни разу не был, при этом говоря: "Я - гид". Прозвучало еще, а где его искать было? (погибшего). Конечно, как искать человека на горе, на которой ты сам первый раз.
Лично я с гидом, который сам ни разу не был на вершине, не пойду.

Это если гид в этом честно признается.

Ну так надо читать перед поездкой, узнавать с кем идешь. Если и отзывов о гиде не найти, то я бы задумался. Я им кстати как-то писал в ПЭ о сборах в Чимгане. Они про конкретных инструкторов не ответили, типа пока не знаем. Ну, узнавайте, а я поехал на другие сборы, где знают.

А таксист может везти на улицу где ни разу не был?

Не корректное сравнение я считаю.

""Один гид тут сказал, что до этого сам ни разу не был на пике Ленина. Это мне не понятно. Как ты можешь вести неподготовленных (в плане каких-то технических навыков) людей туда, где сам ни разу не был, при этом говоря: "Я - гид"""

ну когда макс писал что он не был на Ленина, это не предполагает что он не был на высоте, у него за плечами достаточно 7000.

а по поводу был-небыл, вопрос в професионализме гида, вы думайте Шаманисских готовят только по альпам шариться? или на Монблан ходить? в том же 05 году на ленина, один такой шамонийский гид (не помню как зовут, может Дима вспомнит) очень даже неплохо справился с привезенной им группой.

принципы везде одинаковые, условия разные.... но на то ты и професионал чтоб условия учитывать!

Я ж не про шамонийского гида, который приехал под своих клиентов. А про гида фирмы, которая позиционирует себя как лидера в организации восхождений для клиентов на семятысячники СНГ.
И потом я не навязываю свое мнение. Не все, кто любит горы - спортсмены. И не у всех есть время в 33 года им стать, работа, дети, сами понимаете. Я на сборы езжу, чтоб научится, чтоб самому что-то знать, а не просто гид на веревке тащил. Но когда пошел на первую свою гору, на Эльбрус, взял индивидуального гида с более, чем 100 восхождениями туда.

А какой смысл убеждать кого-то что "и так сойдет" ? Вы просто перед подписанием контракта говорите гид с таким-то опытом, но на данной конкретной горе еще не был ни разу. А клиенты сами решат идти с ним или нет.

Да наверху многое ( НО НЕ ВСЁ!) зависит от гида, но и клаент должен быть в адеквате. как раз гид и ДОЛЖЕН оценивать одекватность клаента , и в случае чего тащить его в низ, возможно даже на пинках... Сие надо прописывать в крнтрактах, или как Дима Греков правильно предлагает в дневниках.В данной же ситуации как мне видится виновато рукводство ПЭ.

Про пинки - это чересчур, пожалуй. Авторитетом нужно давить. Если авторитет гида перевесит желание продолжать идти вверх в три часа дня - слава и почет такому гиду и фирме, его нанявшей на работу. А если мне говорит "Иди вниз" девушка, ни разу не бывавшая на этой горе - я легко смогу убедить свою больную голову, что осталось совсем чуть-чуть и я обязательно дойду, несмотря на вялый темп и близость темноты. Но: авторитетный гид стоит дорого. А всем хочется заплатить гидам мало. Отсюда и проблемы с персоналом. Гид, который не был на горе - нонсенс, применительно к пику Ленина, ибо ходивших на него - тьма.

По поводу авторитета девушки: Если она Вам тут же подсунет бумагу, в которой будет написано, что всю ответственность за свои действия и их последствия Вы берете на себя, а так же добровольно отказываетесь от поисковых и спасательных работ по Вашу душу, то ее авторитет быстро вырастет. А по поводу нонсенса про гида который не ходил на Ленина скажу: Лучше КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ гид с высотным опытом не ходивший на Ленина, чем тьма ходивших якобы "гидов".

То стетс . В соседнем посте (Пабло) Вашего голландца можно было бы отнести к "спортсменам",в кавычках,разумеется.:) По мне так-колокольня у Вас была самая правильная.Человек путешествовал,сменил обстановку,"хапнул ветра",Человеком себя снова почувствовал.:)))).И домой приехал живой-здоровый.Плюс-опыт поимел.А если бычится-его проблемы.Обычно так и бывает,из тех,кто не поднялся,всегда будет достаточно большой процент людей,которые будут винить в этом всех и вся.Да пусть им будет хорошо!:)

Читаю и слышу только одно, кто кого куда отвёл и отказался ли клиент от восхождения.
Но ничего не слышал о том, чтобы человек всегда должен быть здоров.
Я заметил, что современный проводник в горах на первое место ставит деньги, которые он заработает.
А человек?
Кто такой человек?
Это шмакодявка, которая платит и, если он заплатил, то не важно, что с ним будет, важно что идёт процесс.
Гнать надо всех, для кого ничего не значит жизнь человека.
Я балдею от фмлософов, кто такой инструктор, кто такой гид.
Человеческая жизнь должна быть на первом месте.
А если к вам идут бараны на убой, а вы берёте бабки и балдеете, то всё понятно.
Лежащий погибший создаёт ореал крутости происходящего, поэтому вы его не убираете.
Оставшийся в живых расскажет всем, что там сложно и я это видел.
И туда где круто, побежит ещё масса баранов, которые принесут массу денег.
Всё что вы делаете таким образом, вам воздастся с лихвой.
Михайло Василич открыв "Закон сохранения..." знал, что выдавший много дерьиа всегда получит его назад и наоборот.

Ну и кто по-вашему более достоины, преуспевающие фирмы или инструкторы и гиды не желающие работать в таких условиях?

Очень занятно-люди,называющие клиентов "баранами"(и считающие их "баранами" в глубине своей широкой альпинисской души),Они же и обвиняют коммерческий альпинизм в негуманном отношении к этим самым "баранам".:)))

Ну что Вы на девушку набросились, она как гид с задачей справилась, народ сходил, она сопроводила, рекомендации сказала, не важно какой компетенции гид. професиональных гидов(у тех кого есть образование навыки, опыт, и это их профессия) у нас в СНГ думаю человек 10 наберется, так что исходим из реалий. с реалии таковы: проблема глобальнее. по телику по инету везде такие крутые мужики, по горам лазюют, потом с блондинками внизу спят! вот тебе 30-40лет, активная молодость прошла, деньги вроде зароботал, в египте и турции надоело, а в детстве легоой атлетикой, например, занимался, так что спортивный опыт имеется. надо социальный статус поднимать!!! стать Альпинистом самая тема!!! а вот и предложение в инете, сходить на 7000, одну из высших вершин СССР. круто! а вот и гид есть, значит зайду, а не зайду дак заташут, и раз гид есть значит относительное чувство безопасности присутствует!!! только к сожалению забывается главное. гора это не атракцион. альпинизм это спорт, а Ленина - это 5а(пусть и не техническое), и 7000м. нету понимания, что это условия отдаленные от привычных. нет понимания что после 2а(эльбруса) 5а это не следующий этап! и что нужна ежедненвная пахота в подготовкке организма и сознания, о здоровье подумать, о том вообще "зачем тебе это?". а к сожалению происходит, равнение на спортсменов(которые "в теме" с детства) и на улыбающихся мегамужиков с картинок на фоне гор! так что надо начать с себя прежде чем требовать с других, руководствуясь принципами потребления и увереностью "заплатил должны".... там ценности другие, горы сами все подправят!!
зы: посыл не для кого то лично, так общее положение на мой взгляд.

Во как раз по Монтань ТВ такую рекламу Норд Фейс в день раз 30 гоняют, с такими мужиками))))

Я ездил в составе другой сборной группы в этом году и видел как работают гиды, ничего криминального с их стороны не заметил, в отличие от того что видел со стороны участников. Например, из моей группы каждый был уверен, что гид должен заниматься исключительно им, хотя вроде как все были в равных условиях, ну это не говоря о том, что трое из пяти вообще никак не готовились к восхождению, кроме как закупая снаряжение. Один был испанец, так даже на английском не говорил, не то что на русском - это была не группа, а ходячая катастрофа. И только благодаря тому, что гиды P.E. Глеб и Корней проявили максимум внимания обошлось без серьезных последствий в данной конкретной группе. Тот же самый Корней, на которого все накинулись, бегая на спасы, успевал сделать так, чтобы его клиенты остались в безопасности. Проблема, в том, что клиенты путают понятия "гид" и "нянька", а большинству клиентов сборных групп в этом году нужна была именно нянька.

+1!
попадаются такие клиенты. Я даже случаи с участниками видел, когда они видели в инструкторах няню.

К сожалению, из-за таких клиентов, которые потом распространяют инфу со своего субъективного ракурса (типа гид=нянька), портится репутация нормальных людей. А свои аспекты и понятия эти распространители не всегда хотят раскрывать. Вот и получается отсутствие объективной картины:((
А между прочем, перед тем как отправиться в серьезные экспедиции, сознательные люди стараются собрать побольше информации, в частности об отношениях гид-клиент, что требуется от клиента, в чем обязанности гида ну и так далее. Слава Богу, такие тоже есть, и немало!
Лично для меня абсолютно не понятно, как, собираясь в высотную экспедицию, пускай даже наняв дюжину гидов, люди могут считать что им не требуются базовые технические навыки и физподготовка (которой на высоте требуется немало)?????
Наблюдал подобную закономерность на том же п. Ленина: когда люди совершают вышеуказанную ошибку, как правило с ними бывает немерено геморроев и успеха они не добиваются, а некоторые еще и в ЧП попадают. Даже если с ними дюжеопытные гиды. А если человек более серьезно подходит к вопросу, адекватно оценивает свои возможности как до поездки, так и непосредственно вовремя восхождения - с ним и работать приятно, и вероятности достичь ему успеха гораздо больше.

P.S. даже не пытался перейти на личности, никому не в обиду

Чего то сообщение сначала разместил в начале форума, сейчас продублировал сюда.

Здраствуйте мальчики и девочки!!!!))))))

Всех всегда интерисуют правдивые ценники. У нас было:
1. Встреча в аэропорту----7.5 $ с человека
3. Оформление документов в погран зону----25 $ с человека.
С одного человека вышло по 142.5 $.
Вот такой небольшой рассказ про наш сезон на пике Ленина 2011.

Тем кому НЕпонравился Р.Е.)))))

Мой вывод))))

Тайна для недовольных))))

Саня и Эд, не альпинисты, а просто, Саня и Эд.
Привет всем кто меня знает или видел на Ленина))))

Мой mail, ( zima.44@mail.ru ) Саня.

Это же троль! :) Да и манера на Корнея похожа...
Помер Экспедишн многих людей уже кинула, а ваши липовыми отзывы всё равно погоды не сделают. Да и своих пранеё из Ташкента вы здорово мучаете - ребята впервые в жизни на 4400..площадки ровняли, лагерь ставили без акклимухи, и с утра до вечера на кухне..
Грамотный народ уж точно к вам не пойдёт.

ваш коммент похож на недобросовестную конкурренцию. взгляд со стороны, так сказать. фразы уж больно троллинговые.

Не думаю, что пост фейковый, просто он честно говоря не совсем в тему. В этом обсуждении часто путают или подменяют разные понятия: "опытный/профессиональный гид" и "отличный/ая парень/девушка" или "сильный альпинист". Для первого и второе, и особенно третье весьма желательно, но недостаточно. Я не могу судить насколько хорошие или плохие гиды те ребята, которых тут обсуждают - я с ними не ходил, да и с другими гидами тоже. Но в этом обсуждении уже было в ответ на пост о непрофессионализме гидов написано что-то типа - "зря накинулись - они отличные ребята". Вот и пост просто Сани и Эда ровно о том же. Возможно ребята они и отличные, но представления о том, что эти ребята думают в первую очередь о безопасности клиентов, такие посты не дают, IMHO.

Да чувак, тоесть ты мыслишь что это все неправда)))) да чел, твое право, твоя реальность.
Если я не ошибаюсь тебя саша зовут? когда говоришь ты был на пике, и в качестве кого?
И еще, твоя вот эта первая усмешка со смайликом это как расценить, поведай пожайлуста!!!

по моему отличный взгляд у господина "snowboard", хочется пожелать только успехов, и чтобы всегда с собой была хорошая страховка. а то органика то ладно, а вот пластик со сноубордов и материалы одежды очень долго разлагаются и мешают остальным созерцать красоты. каждый имеет право, главное другим не мешать))).
а вообще восхищаюсь такой позицией и чувствую себя полным "ссыклом"...

Привет!!!
Да)))) сноуборд и шматье разлагаются наверное долго, зачетный комент))))) респект Denis))))))))))
Главно не "ссыкать", взялся, заявился значит кати))) а там по ситуации)))))))

Сане -респект! Но особенно Эдику! Где бы найти такого, чтоб барахло тащил, пока напарник на доске кайфует.. Хоть бы по очереди катали... Интересно, что у Сани было с собой на спуске (связь, палатка,горелка) или чисто "на удачу"?

насколько я помню - у Эда своя доска была %))

Здрасте))))
Выше второго ходили в сноубордических ботинках, на них же и кошки. При обоих спусках за спиной было: рюк. маленький, кошки, вареги, палки, термос, и еще всякая хрень))) рация была в кармане, в руке при спуске ледоруб а вось потащит....))) горелки палатки и еды небыло, часть мозгов оставил в базовом))))))) зато было огромное желание катнуть, видео смонтирую дам ссылку))))))))))))

в руке при спуске ледоруб а вось потащит....)))
А ледоруб то вам зачем был нужен?
Сноуборд - понятно, вы что, так с ледорубом и ехали?
Или не по русски написано...

Хотите кандидатов на спасы? Их есть у меня.
Вчера, на одном из сайтов по поиску попутчиков, наткнулся на объявление о сборе группы на Ленина. Ради интереса написал. Сказать что я в шоке - ничего не сказать.
Привожу выжержки из писем полученных от "организатора" сего мероприятия.

Я не гид, но хороший организатор. Много путешествовал по Байкалу, Эльбрусу и Непалу. Моё предложение по пику Ленина основано на его посещении этим летом, где я освоил высоту 6200, т.е. ночевал. Взойти не удалось из-за дефицита времени на дальнейшую акклиматизацию.
О деньгах. Вы их потратите столько, сколько посчитаете нужным и необходимым. Они будут у вас на руках. Я же возьму $100 за организацию группы, покупку билетов, договорённости о трансферах и проживании, а также объяснениях об особенностях маршрута и оптимизации нагрузок. Что-то вроде играющего тренера.

На этой вершине не был. Да и на других, кроме Эльбруса, тоже.
Если считать, что альпинизм начинается с отметки 7000м, то опыта нет.

D Непале в базовых лагерях Аннапурны и Эвереста, а ещё в долинной части страны (забыл название) и Тибете.

После летнего пребывания, мне уже гид не нужен (это про Ленина прим.)

Т.е. чувак с опытом Эльбруса и треккинга в непале, собирает группу на 7000+, на которую в крайний раз не зашел, и собирается объясненять об особенности маршрута и оптимизацию нагрузок. И считает что ему гид не нужен.

Без комментариев.

Отличный ОрГаНиЗаТор значится))), это значит если я под Ханом и Победой пошарахался, под перевал Открытый прогулялся, то я могу группу на Инельчек вести с восхождением на Хана и Победу???))).
А так всё ясно как два пальца об асфальт, человечек не зашёл, так надеется на следующий год зайдёт, да ещё и лохов разведёт чтобы своё восхождение оплатить.

Я конечно не великий специалист, и горы знаю не со стороны "альпинизма", но!!!
Читаю и поражаюсь! Ну каким надо быть чтобы не понимать элементарных истин - что при условии гид на 5-6 человек гид может быть ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КОНСУЛЬТАНТОМ. Не более того!!!

Ну не может просто быть по другому. А если и бывает - то уже это исключительно заслуга ГИДОВ и все...
Чтобы где не было написано - это реклама. Вы же глядя на рекламу стирального порошка - типа "отстирывает все на свете бла-бла"... надеюсь не верите что это АБСОЛЮТ и так оно и есть...

Почему тут должно быть по другому?

Берите голд пакет - и пожалуйста...