Тестирование горелки PRIMUS Gravity II EF

Пишет moomin, 20.09.2011 17:29

В 2011 году наш турклуб «Мумми-тролли» организовал пеший поход на плато Маньпупунёр на Северном Урале. Наш маршрут проходил по самому гребню Уральского хребта на водоразделе Печоры и Оби, прямо по границе Европы и Азии. Условия путешествия в зоне горной тундры и альпийских лугов заставили задуматься о комплектации группы мощными горелками, способными приготовить пищу на относительно большую группу в условиях сырости, холода и сильного ветра.

Наш клуб уже имеет опыт в проведении тестирования различного походного снаряжения. В этом году магазин «КАНТ» предоставил для тестирования нашему клубу газовую горелку PRIMUS Gravity II EF 327993. Мы рассказали о планируемом путешествии на Маньпупунёр, об условиях и составе нашей группы (9 человек) и специалисты «КАНТа» порекомендовали нам именно эту горелку. Также в походе использовалась горелка фирмы Kovea Camp 1 TKB-9703-1S.

Информация от производителя:
«Мощная и простая в использовании газовая горелка для тех, кому необходима устойчивая горелка и для тех, кто предпочитает использовать в качестве горючего сжиженный газ. Благодаря наличию системы предварительного нагрева топлива, данную модель можно использовать при низких температурах. Модель Gravity™ II EF очень устойчива, что позволяет использовать посуду большого диаметра. В комплект поставки входят: ветрозащита, теплоотражатель и упаковочный мешок из нейлона».
Мощность: 3000Вт
Время закипания 1л воды: 3 мин
Тип топливной емкости или газового баллона: резьбовой баллон
Пьезоподжиг: есть
Ветрозащита: есть
Размер: 101x101x40 мм
Поступила в Россию: с 2008 года
Страна производитель: Эстония
Вес: 0.264 кг.
Оптимально для: 1-4 человек.
Потребление газа для баллона на 450г: 3-6 часов, ок. 30 л воды.

Отличия от предыдущих горелок данной серии:
Мы использовали горелку PRIMUS Gravity прежнего образца в 2009 году в парусном походе по Онежскому озеру к петроглифам мыса Бесов Нос. Мощность горелки порадовала нас еще тогда. Первое отличие новой версии – кнопка пьезоэлемента установлена на одной из лапок горелки, а не на шланге. Второе существенное отличие – отверстие для подсоса воздуха на инжекторе, подобное тем, какие бывают на бытовых газовых плитах.

Внешний вид, комплектация, упаковка:
Красочная и довольно большая коробка PRIMUS Gravity II EF располагает к использованию её в качестве подарка к Новому году. А сама горелка удивляет малым размером, в коробку можно было бы прикладывать 230-граммовый баллон.
Первое несоответствие, которое мы увидели, это разные характеристики горелки в инструкции и в описании на коробке: по инструкции расход газа ок. 195 г/ч, мощность ок. 2,7кВт при давлении в 1 атм., на коробке же указана мощность в 3кВт, расход газа при пересчете в граммы ок. 213 г/ч. К тому же, русской инструкции в комплекте мы так и не нашли, к счастью, она есть на сайте дистрибьютора PRIMUS в Санкт-Петербурге компании «Петропримус» (не торгует в розницу).
Горелка и ветрозащита («щечки» и «донышко») помещаются в очень небольшой плотный синтетический мешочек, обтянутый сеткой. Сама горелка удивительно легкая для стационарной (не набалонной), что объясняется вырезами в ножках и отсутствием всяких теплоотражающих и ветрозащитных экранов на корпусе.

Условия тестирования:
Поход к каменным столбам на плато Маньпупунёр группа туристов нашего клуба проводила с 16 по 29 августа (ходовых дней 12). Поход был заявлен как 2 категория сложности в виду умеренного количества чисто технических препятствий (переправ, каньонных участков, подлесков без троп), однако двухнедельное путешествие получилось весьма напряжённым из-за суровых климатических факторов Северного Урала.
Горелка эксплуатировалась в погодных условиях от 0С до +12С, сам поход проходил в температурном диапазоне от -2С до +18С. Температуры замерялись часами Casio. Фактически 11 дней нас сопровождала 100% влажность или близкая к ней: группа двигалась в плотной облачности с видимостью от 150 до 500 метров. При спуске ниже уровня облаков нас настигала морось, два раза мы попадали под сильные снежные заряды. Путешествие происходило в условиях сильных ветров, на озере Лунгхусаптур нас накрыло ветром порывами до 20 м/с, выгибало алюминиевые каркасы палаток.
В связи с погодными условиями нам пришлось корректировать высотный график: вместо движения четко по линии хребта по осыпям мы спускались ниже зоны облачности, придерживаясь тропы, для облегчения ориентирования и чтобы избежать растягивания группы в тумане. Поэтому горелка PRIMUS Gravity II EF эксплуатировалась в высотном диапазоне от 520 до 820 метров. При помощи калькулятора http://planetcalc.ru/275/ для наших погодных условий (от 0С до +12С) и высот получаем среднюю температуру кипения воды в походе +97,75С, округляем её до +98С.
Начальная температура воды в истоках рек Тупмья, Печора и Ауспия, где проводился эксперимент, составляла от +5С до +10С. Так как измерить химический состав воды мы не могли, теплоёмкость воды принимаем за 4200 Дж/кг*К.
Наша группа пользовалась овальными стальными котлами (канами) фирмы «Роза Ветров» с плотными крышками объемом 4,5 и 6 литров, марка стали AISI 304, весом 750г и 900г соответственно. Теплоёмкость пищевой «нержавейки» 504 Дж/кг*К, однако при нагреве до 600-700С возрастает до 670 Дж/кг*К. Расчетная теплоёмкость котлов, таким образом, составляет 502 Дж/К и 603 Дж/К.

Наша полевая кухня, на снимке видно, что шнур на PRIMUS Gravity II EF потемнел в месте, где он приближался к конфорке.


Походная кухня из двух горелок PRIMUS Gravity II EF и Kovea Camp 1 заворачивалась в отрез стеклоткани вместе с баллонами, которые устанавливались на безопасном расстоянии от горелок, но так, чтобы до стенок баллонов доходило тепло, не обжигающее руку без перчаток.
В качестве топлива использовались газовые баллоны GC-450 фирмы ЭКОС объемом 1 литр и начальной массой газа 450 грамм. Смесь корейского производства составом:

- Этан 0,78% - Пропан 26,62% - N-бутан 43,86% - Изобутан 28,74%

позиционируется производителем как всесезонная с диапазоном использования от -20С до +35С, удельная теплота сгорания 32,7МДж/кг.


Результаты количественных экспериментов:
Лабораторными условия эксплуатации горелки на Северном Урале не назовешь, поэтому мы в качестве основных параметров, способных показать производительность PRIMUS Gravity II EF решили для простоты и наглядности использовать КПД и удельное время закипания 1 литра воды.

Котёл бьёт ключом!


Исходя из данных, приведенных в предыдущем разделе, мы при помощи уравнения теплового баланса Q1 = c*m*(t2-t1) и исходя из формулы определения мощности P = Q2/t определим КПД следующим образом: КПД = Q1/Q2. Удельное время закипания 1 литра воды сравним с заявленным производителем значением путем вычисления среднеэкспериментального времени закипания воды в походе и умножим это время на экспериментальный КПД.

1) В первом случае котел 6л вскипел за 20 минут (от +5,3С до +98С).
Получаем КПД = 67%.

2) Во втором случае котел 4,5л вскипел за 15 минут 30 секунд (от +8,3С до +98С).
Получаем КПД = 62%.

Таким образом, в условиях похода средний КПД = 64,5%, среднеэкспериментальное время закипания t = 3 мин 24 секунды, что сопоставимо с t = 2 мин 15 сек в идеальных условиях.
Если расчетный КПД, используемый инженерами PRIMUS можно вычислить исходя из расхода газа (450г на 30 литров), то лабораторный КПД составляет 77%. Тогда заявленное время закипания 1 литра за 3 минуты при пересчете сопоставимо с t = 2 мин 18 сек в идеальных условиях.
Все заявленные производителем цифры по мощности и нагреву оказались подтвержденными экспериментально с погрешностью 2,5%, что не может не радовать.

Результаты качественных экспериментов:
Фактически первое же включение горелки PRIMUS Gravity II EF на истоке ручья Поритайтсори показало необходимость использования нижнего рефлектора (кружок из жести). Мох под горелкой потемнел и выгорел даже через стеклоткань. Это серьезные потери тепла. Тогда же пострадал и пьезоподжиг: термоусадка сжалась от выделявшегося тепла, и кнопку стало невозможно нажимать. Ремонт в походных условиях не производили.
Дальнейшее использование нижнего рефлектора на Gravity II EF становилось все труднее с каждым разом: он рвался по линии сгиба, превращаясь из кружка в ромашку, горелка ножками скользила по рефлектору, грозя опрокинуть котёл. В дальнейшем мы просто подкладывали под горелку двойной-тройной слой стеклоткани.

Щёчки и рефлектор после похода


Выводы типовые: закреплённый на ножке пьезоподжиг пригоден только для кемпинговых горелок в благоприятных климатических условиях, для экстремальных мощных горелок это ненужная деталь. Для примера, пьезоподжиг на нашей горелке Kovea Camp 1 сгорел в аналогичных условиях в 2010 году на Приполярном Урале на подступах к перевалу Кар-Кар. Поэтому советуем покупателям скрутить пьезоподжиг с PRIMUS Gravity II EF и использовать его просто как зажигалку. Нижний рефлектор, видимо, всё-таки стоит встроить в конструкцию, хотя он и утяжелит саму горелку. К тому же, он может быть сконструирован как дополнительный элемент жесткости.
Фирменная ветрозащита, судя по всему, рассчитывалась шведскими конструкторами на круглый котел литров 5 максимум. Простая идея «замка» посредством обжима краев на ветрозащите была бы хороша, если бы не качество жести, из которой ветрозащита изготовлена. Мы старались для чистоты эксперимента ставить и нижний рефлектор, и ветрозащиту всякий раз, но, в итоге, отказались и от того, и от другого. Вывод: обжать один раз под конкретный котел и возить на машине или держать в кемпинге.
Что касается прочности и возможности установки больших котлов, то на этот счёт в ходе эксплуатации PRIMUS Gravity II EF сложилось двойственное впечатление. Горелка в штатной упаковке все 14 дней похода пролежала у одного и того же человека. Несколько раз мы замечали, что ножки были перекошены, приходилось выгибать их обратно. Усилие для этого требовалось небольшое, соответственно, и сгибались ножки, судя по всему, достаточно легко. Конечно, объемный и весомый пластмассовый футляр Kovea Camp 1 занимает место в рюкзаке, но защищает горелку от механических повреждений.

Горелка в работе, не смотря на слабые язычки пламени жар сильнейший


Поначалу нам пришлось проявить сноровку, чтобы 6-литровый котел «Роза Ветров» устойчиво стоял на горелке, незначительный наклон поверхности грозил опрокинуть легкую и тонкую конструкцию горелки. Однако вертикальные нагрузки PRIMUS Gravity II EF переносила с легкостью, стоило установить её поровнее.
Несколько раз мы проверяли вентиль. Он очень плотно сидит на баллоне, попытки «свернуть ему башку» в рамках теста «от дурака» показали, что вентиль при наворачивании на баллон, вращается вокруг оси своего шланга, что предотвращает скручивание последнего. У нас уже был печальный опыт срыва вентиля на другой горелке, поэтому качество PRIMUS порадовало.
Длина шланга и его эластичность показались нам вполне приемлемыми – большой 450-граммовый баллон в случае необходимости можно как отнести подальше от горелки, так и водрузить на крышку 6-литрового котла в холодную погоду. Однако расположение самой точки крепления шланга к трубке предварительного разогрева топлива расположено не очень удачно: она загнута по касательной, а не направлена радиально прочь от горелки. Из-за этого шланг загибается вдоль конфорки и приближается к ней довольно близко. При условии, что PRIMUS Gravity II EF выжигает мох и траву сквозь стеклоткань, как дюзы стартующей в космос ракеты, нам приходилось разворачивать баллон со шлангом в сторону, противоположную той, куда направлена трубка предварительного разогрева. Впрочем, такая предосторожность не доставила нам заметных неудобств.

Рис. 5
Инжектор с отверстиями для подсоса, виден язычок пламени на жиклёре и отогнутый для безопасности шланг


Серьезным достоинством является продуманное расположение 4-х крупных отверстий подсоса воздуха в инжекторе. Благодаря ним происходит моментальное выключение горелки при завинчивании вентиля: остатки газа в шланге выходят в атмосферу, а не продолжают питать конфорку. Особенно остро это удобное новшество можно ощутить, когда котёл уже кипит, а варежки под рукой не оказалось, или нет ровного места, чтобы поставить котел, кроме самой горелки.
Конечно, все мощные горелки, а не только PRIMUS Gravity II EF, сейчас снабжаются системой предварительного разогрева топлива перед подачей на конфорку. Хочется сказать, что 450-граммовые баллоны нам фактически ни разу не пришлось подогревать в руках, теплой воде, на крышке котла при дожигании остатков топлива. Более того, все баллоны, которые начинали использоваться на Kovea Camp 1, мы дожигали на Gravity II EF, хотя у Kovea более длинный и узкий канал предварительного прогрева топлива, что, казалось бы, должно создавать более высокое давление газа.
При первых включениях, особенно на полных баллонах, нас поразил космический гул горелки. Возникла мысль, что название gravity – «гравитация» возникло при сравнении горелки с НЛО на ножках, стартующим в космос. В результате проверки на попадание сжиженного газа на конфорку мы убедились, что «пыхать» PRIMUS Gravity II EF не будет, даже при отрицательной температуре: отверстия подсоса на инжекторе, который попутно выполняет роль газосмесительной камеры, подмешивают воздух к газу и предотвращают попадание сжиженного топлива на рассекатели конфорки.
Мы не подтягивали резьбу жиклёра, не разбирали и не чистили горелку в течение всего путешествия. В результате в последние дни мы заметили появление маленького язычка пламени на корпусе инжектора в месте крепления форсунки. Вначале это обеспокоило нас, но затем стало ясно, что это не влияет на безопасность, вся система подачи топлива выполнена из жаропрочной латуни, лишь возникли некоторые потери мощности. Несмотря на обилие мелкого мусора в виде засохшего мха, торфа, веточек голубики, грибных очистков на руках и одежде дежурных по кухне, нагара на котлах не было никаких засоров форсунки: плотный чехол при транспортировке и стеклоткань во время приготовления пищи защищали горелку от грязи. Конструкцию мы оценили, как защищенную от внешних воздействий.

Общие выводы:
Горелка PRIMUS Gravity II EF – качественная продукция, полностью соответствующая заявленным техническим характеристикам по мощности и производительности, что лишний раз подтверждает солидность фирмы Primus. Основными недостатками являются непродуманные аксессуары. К счастью, облегчение веса горелки не сделало конструкцию хлипкой, а система подсоса воздуха через инжектор резко улучшает эксплуатационные свойства. При имеющейся мощности и низкой цене (3 300 рублей) Gravity II EF может вполне конкурировать с бензиновыми горелками и превосходит по производительности горелки Kovea того же класса при небольшой разнице в цене (2600 рублей) и MSR (4000 рублей).
В целом, создалось ощущение, что PRIMUS позиционирует Gravity II EF как мощную горелку, которую могут использовать и экстремалы в горах, и туристы-кемперы на несложных маршрутах. Разница только в аксессуарах и стиле использования. На кемпинговом столике в 2-метровом шатре PRIMUS Gravity II EF можно поставить на штатный рефлектор, окружить штатными щёчками, сохранить целостность пьезоподжига и варить рагу на косточке в 10-литровом котле. В горах же горелка позволяет очень быстро вскипятить воду на группу в 6-8 человек для оперативной организации горячего питания и сэкономить вес в рюкзаках.


[i]Благодарим магазин «КАНТ» за предоставленное для тестирования оборудование![/i]

49


Комментарии:
0
Сейчас горелка едет в Абхазию, ребята посмотрят на неё в других условиях,
но, конечно, 6 литров кипятка за 20 минут при температуре воздуха +6 градусов - это отменный показатель для любого завхоза пешего похода))

1
У меня в Primus Eta Solo сломалась пьеза. Пошел обратно в магазин, рассказал, показал... Заменили полностью горелку на новую!
Вот такая вот хорошая компания Primus и персонал магазина. :-)

0
Спасибо за отличный отчет! Пришла пора покупки новой шланговой. Решил брать Primus . Теперь вот думаю что выбрать из Primus: EasyFuel или Gravity EF? Использование котлов такого большого объема не предполагаю, соответственно незначительный недостаток (скорее даже не недостаток, а особенность конструкции не рассчитанной на такой вес котла) в виде подкашивающихся на неровностях ножек исключен.
Кто-нибудь использовал EasyFuel? Жжет ли она поверхность под собой также сильно? Внешне похоже на то, что этот момент в ее конструкции лучше продуман. Есть ли проблемы с оплавлением пластика пьезоэлемента, с опасностью подгорания шланга?

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru