Смысл связки на снежном гребне?
В этом году открыл для себя альпийские снежные гребни, до этого нигде ни с чем подобным не сталкивался. Узкий снежный гребень с тропинкой различной степени крутизны, протоптанности, жесткости и многолюдности. Если "повезет" то и с порывистым ветром. Все идется ногами, но есть куда падать, поэтому ключевое слово снежный.
Tо есть, если говорить о попеременной страховке в связке, то ни о каких ледобурах там и речи быть не может, утром фирн - ледоруб рукояткой не забить, к обеду подраскисает, воткнуть ледоруб на какую-то глубину можно, но бессмысленно. Поэтому никто естественно там попеременно не ходит. Ходят в связках одновременно. Вот это и вызвало у меня удивление. Ну можно понять еще схоженную двойку, какую еще поискать, готовую к "комсомольской страховке", хотя при срыве заднего и это, на мой взгляд, та еще лотерея. Но люди там ходят даже"паровозиками" человек по 10! В чем смысл такого хождения мне совершенно не понятно. Мои сомнения подтвердились виденным срывом связки-четверки с предвершинного гребня Кастора. Причины срыва я не знаю, полагаю, что они пропускали встречных, сошли с тропы на склон и кто-то из них поехал, и сорвал остальных. Вроде все закончилось благополучно, хотя они проехали весь крутой снежный склон, но до берга не докатились, остановились на выполаживании, никто в связке друг друга кошками-ледорубами не поуродовал, сами встали и пошли. Повезло. Но у меня осталось твердое убеждение что на таких снежных гребнях надо развязываться, либо идти в схоженной двойке. Гиды с клиентами на веревочке понятное дело не счет, это их профессиональный риск.
Может кто-нибудь объяснить смысл этих многолюдных связок на гребнях?
Да, очень поразил плотный альпийский снег, который держит на склоне даже при большой крутизне. Он всегда такой или этим летом что-то аномальное?
179
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Посмотрели кино, что альпинисты с веревками всегда, вот и носят. Что ещё страховаться надо уметь, не все догадываются.
но повторюсь что через косичку как бы выигрываем не только время, но дальность полета (в смысле возрастает)
(косичка это энное количество пустышек на веревке)
что бы успеть разобраться куда прыгать между связующими вязали косичку, но это как бы не панацея, а проба и в итоге мы имели преимущество в 1-3 секунды, но длинна а веревки между связующими была довольно большая, (если память не изменяет то почти 20м) и это не хорошо на реальных склонах, хотя на снежных наверное не критично
(косичка это энное количество пустышек на веревке)
А связанные люди, просто чуствуют себя уверенней что-ли... Где-то так.
Насколько это безопасно- зависит от конкретных условий.
Задержать на снегу человека без тяжелого рюкзака, который сам активно старается тормозить, нетрудно.
смысл обычной связки из 2х- 3х человек, разумеется, тот же что и всегда- страховка.
А вообще да, вопрос забавный.
Дальше ИМХО:
Первому, при срыве второго, если не понятно куда бросаться лучше сесть/лечь на гребень свесив ноги по разные стороны. После этого пытаться опередить куда упал клиент и переваливаться на противоположную сторону. При таком подходе, по крайней мере, чуть раньше примешь более-менее устойчивое положение для зарубания.
При движении в двойке -веревку укорачивают, что значительно уменьшает глубину падения.
И падения (срывы ) на самом деле не так уж и неожиданны - всегда можно предупредить напарника - внимательней, придержи и т.д Если хотите - ходите без веревки- это может сократить число статей и отзывов на риске))). Я надеюсь , что через некоторое время , Вы набрав достаточный опыт восхождений выберете для себя правильный ответ на Ваш вопрос))
"несхоженная" во многом значит "неопытная". Тогда при срыве остается уповать только на божью благодать.
У друзей был случай срыва второго в двойке на сн.-ледовом гребне. Счастье, что первый был начеку и бросился на противоположную сторону склона. Хотя и не особо умудрен опытом, и связка практически не схожена, но второго (да и себя тоже) спас.
Так что - читать учебники, слушать инструкторов и не витать в облаках во время восхождений...
Связок было не видно...)
Не нравится - не читайте.
В.Кавуненко, "Как будут без нас...", рассказ об инциденте с Ушбой, 1965 г.
1) там нет никаких скал и льда, есть только снег.
2) там действительно немножко крутовато и островато, так что завление типа "на снегу задержание не представляет больших трудностей", в данном случае, является, на мой взгляд, опасным заблуждением. Желающие, в качестве иллюстрации могут посмотреть видео с подобного рельефа
ходят по альпам такие замечательные чудики с камерами, сам одного видел аж с двумя - одна на лбу, другая на груди.
3) И опять вопрос - чем на подобном снежном ноже поможет связка-"паровоз"? И большая просьба к знатокам - если уж об этом достаточно изложено в учебниках, не поленитесь тогда указать хотя бы название и автора, а страницу я уж сам как-нибудь найду :)
полагаю, что смысла в связке более, чем 3 человека , нет.
почему они так ходят - не знаю. может, падение евро-финансовый кризис-денег нет на снаряжение, может, гид так сказал, чтоб удобнее пасти было, может, так же где то на форуме спросили и им ответил сведущий человек, может, школа и традиции такие - вы ж читали у французов "один за всех и все за одного".
мир вообще бывает очень странным... нас, русских, тоже не всегда понимают.
" не логично, т.к. сорвавшегося задерживает все равно один человек, а не вся связка одновременно! А потом двоих улетевших тоже задерживает один человек и т.д."
- пострайтесь четко запомнить эту аксиому. С этой точки зрения связка-двойка должна быть надежнее. С другой стороны, редко, но бывает ситуация, что когда второй не успевает среагировать и тоже улетает, первый(или третий) порой может удержать двоих. Имено такая ситуация была у нас. Но это тоже нетипично. А вот связка из 4 и более - это уже камикадзе.
" Опасность в одновременном движении.Срывается последний и пока оглянешься,сообразишь куда прыгать будет поздно.Ледоруб в снегу держит около 100 кг,поэтому шансов мало.Нужны перила на всю веревку и движение под контролем."
- ледоруб в снегу держит и меньше, чем 100 кг. Делать на такой страховке перила - несерьезно. А направление рывка неизвестно. А льда на гребне может не быть для буров. Приходится идти одновременно. Мне кажется, что вот именно тут у второго может быть подсобранная часть связочной -5-8 м, чтобы выбросить ее при срыве и напарник успел отреагировать на короткий крик-команду "Срыв!" Или отреагировать самому.
"Задержать на снегу человека без тяжелого рюкзака, который сам активно старается тормозить, нетрудно."
-особенно, если есть перегиб гребня. Тогда остановить падение можно даже без ледоруба
" На не очень острых гребнях, если это возможно, наверное можно идти по разные стороны от него. Плюс если на гребне есть скальные выступы - закладывать верёвку за них змейкой.
это теоретически. Очень часто бывает снежный гребень с карнизом и первый интуитивно оценивает линию отрыва. Первому, при срыве второго, если не понятно куда бросаться лучше сесть/лечь на гребень свесив ноги по разные стороны. После этого пытаться опередить куда упал клиент и переваливаться на противоположную сторону. При таком подходе, по крайней мере, чуть раньше примешь более-менее устойчивое положение для зарубания".
На это у вас не будет времени. На все -про все у вас будет 1 секунда. Пытаться думать и определить не выйдет
"Веревка очень полезна. Снежный гребень он с карнизом обычно, и резкий срыв тогда человек вместе с карнизом срывается, второй при этом автоматически по другую сторону гребня находится и шанс удержать есть (не самоубийцы же они совсем по краю идти). Если же срыв не в сторону карниза (снег раскис, нога поехала) то это не быстро все происходит, можно успеть и зарубиться, и отче наш прочитать пару раз до рывка."
++
"при срыве в связке больше чем 3 чел - задержание не представляет больших трудностей."
- наибольшие трудности.См выше.
" При движении в двойке -веревку укорачивают, что значительно уменьшает глубину падения."
но и сокращает время для принятия правильного решения. Это палка о двух концах.
"И падения (срывы ) на самом деле не так уж и неожиданны - всегда можно предупредить напарника - внимательней, придержи и т.д"
- и да и нет. Срыв с карниза - это часто неожиданно. Причем не факт, что улетает первый. Я улетел, идя вторым след в след. И сорвал третьего....прекрасный вышел маятник. С удержанием наверху первым с лыжными палочками....
насчет самозадержания. Снежные гребни бывают растут на скальных гребнях и заканчиваться скальными сбросами в обе стороны. Притом высота снега меньше чем 25м. Ну их нахрен.
и по срыву, карниз внизу просто делает под ногами "хлоп" и вниз. там сначала секунду другую по ощущениям сам думаешь что это было и чем это закончится. Бывает там наддув и полость внутри а на внешний вид все цивильно и надежно.
"весь день на передних зубьях лицом к склону в 3 такта, а чтобы передохнуть – рубишь площадку в гребне, который если хорошенько пнуть, то пробьёшь сквозную дыру на родную северную сторону. А страховка – перекидываем верёвку на ту сторону карниза, чтобы если что – врезалась в снег, а уж до каких пор она (верёвка) его прорежет – одному Богу известно…"
Вот, как то так... С верёвкой всё-таки уютнее.
С., кинь мне свой номер мобильного в личку (здесь, в контакте или на почту)
Больше 3 уже не связка, а вязанка.
хотя название уже есть - "паравозик"
у нас тоже это было в 60-х. и теория была подведена под "паравозик" на скалах". и закончилось с гибелью почти всей группы Ерохина в Домбае
Я говорю, естественно, о тех случаях, когда идут связанные и в касках по ровному месту.
Частично это действует и на гребнях. Гиды связывают своих клиентов потому что, потому, а многие - на них глядя. Плохого в этом ничего нет, но и хорошего - когда между людьми 2-3 метра веревки - немного.
Если позволяет время, то подобные снежные гребни, однозначно, нужно проходить попеременно. И втыкающийся или невтыкающийся ледоруб тут совершенно непричем. Для организации вполне надежной страховки достаточно просто стоять не на карнизе и через спусковуху «на себе» (лучше gri-gri) выдавать/принимать напарника постоянно держа его в поле зрения. В случае срыва напарника просто прыгать в другую сторону. В таком варианте "комсомольская страховка" - это надега. И никакой лотереи.
Он не баран. Это закрытый ледник. А выше шел разговор об острых гребнях.
Если разницы не улавливаете, можно раскрыть шире, но , думаю, здесь достаточно опытные люди.
сразу видно, что за счет съемки нереально исказили крутизну склона
Я тоже думал пока на то склон не вылез + дуло, мы свалили
Из своего опыта - Кавказ(Домбай, Узункол, Баксанская), Алтай (Северочуйские), Шань(Северный+Каракол) выкопал только одну похожую фотку - как я тогда считал снежного ножа - перевал м. Жукова по пути на п.Джаловчат, теперь я воспринимаю это Невским проспектом + в длительности разница больше чем на порядок :)
Вниз что ли, в сторону Сунахет?
Эта фотка не с Жукова?
Если так то она зеркальна перевернута?
Или я ошибаюсь?
Снимал со стороны вершины Джаловчат Узловая в сторону Джаловчат Главная, caucatalog тоже со мной согласен :)
Южная седловина перевала м.Жукова
По склону Джаловчата траверс к Эрцогу помнится пешком, надо поискать фотки.
Южное седло Жукова при рождении было наречено пер. Свободы
потом естественно такое радикальное имя не прошло цензуры:)
ну это так. к слову:)
Фотки надо искать, давно было, не оцифрованы.
Все там было хорошо.
то что компе нашел:(
остальное где то в дебрях:(