Я вернулась в Сванетию...

Пишет Veronika, 26.05.2011 20:19



Прошло 5 лет.
«В Местии построили канатную дорогу!»
«В Местии строят гостиницы!»
«В Местию строят автомобильную дорогу!»

Такие сообщения получала я всю зиму от своих сванских друзей. И мне очень захотелось вернуться в Сванетию, пока туда не пришла цивилизация.



Я опоздала. Цивилизация пришла.

С одной стороны, это хорошо. Людям становится легче жить. У сванских детей появилось будущее.

С другой стороны, мне безумно жаль этого ощущения, будто я попала в Затерянный Мир…где время остановилось столетия назад… где старенький самолет приземляется в поле с зеленой травой…где нет суеты, а есть тишина и покой…где живут удивительные люди…живут совсем по-другому…не так как принято жить в городах.

Но отчего-то мне казалось, что именно они живут правильно. И, возможно, более счастливо. Хотя и очень трудно.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

И если в прошлый раз Местия напомнила мне Красную Поляну своей широкой долиной и лесистыми склонами, то сейчас мне Местия тоже напомнила Красную Поляну, только уже грандиозной стройкой, преображающей все вокруг в считанные дни…

5 лет назад я закончила свой очерк о Сванетии словами: «Эти два часа мы провели в размышлениях об этом удивительном месте. Сваны мечтают о канатной дороге. О гостиницах, о горнолыжных трассах, о гостях со всего мира».

Тогда, 5 лет назад, это казалось далеким будущим… А сейчас это реальность. Мечта сванов сбылась. В Местии появилась и канатная дорога, и гостиницы, и горнолыжная трасса.

Гостей со всего мира в Сванетии сейчас очень много. Только русских нет. И не потому что им не рады. Вовсе нет.
- Ты откуда?
- Из Москвы.
- Ай! Молодец!

Создавалось такое ощущение, что русским тут рады гораздо больше, чем другим туристам.

Во-первых, с русскими можно поговорить. А с иностранцами нет. Старикам в Сванетии уже поздно учить английский язык…

Во-вторых, сванам просто приятно видеть тех русских, которые не испугались «образа врага», который русская пресса создала Грузии.

Примечательно, что русских в Грузии "иностранцами" не называют. Иностранец - это европеец или американец. А русский - это русский.

Молодые сваны могут ни знать ни слова по-русски, но среди грузинской и сванской речи я вдруг слышу: "Здарова!" Удивленно оборачиваюсь. Но это не ко мне обращаются. Просто это приветствие прочно вошло в сванский обиход еще с советских времен, когда сюда через перевалы Главного Кавказского Хребта ходили толпы туристов со всего Союза.

Меня не интересует политика. Ну, вообще, никак. Но говоря о Грузии, не говорить о политике невозможно. Поэтому скажу очень коротко. Для информации:

Это только наше государство не радо видеть граждан Грузии в России и создает им всяческие препятствия. Получить визу в Россию гражданину Грузии крайне сложно, почти невозможно.

Что касается Грузии, то она открыта для всех туристов. В том числе и для русских. Туристические визы оформляются прямо в аэропорту. Стоят 30 долларов сроком на 1 месяц.

Вопрос: «А в Грузии не опасно?» - сначала меня смешил, потом надоел, теперь он меня очень злит. В Грузии не опасно. Опасно меня об этом спрашивать!

И еще поделюсь одним наблюдением. Взрослые, умные, интеллигентные москвичи меня нередко спрашивают: «А грузины христиане? А сваны?»

Крестный ход на Пасху в Местийской церкви

«Да, - отвечаю, - грузины – христиане. И сваны тоже. Православные христиане. Причем, христианство они приняли гораздо раньше, чем русские. В 4 веке. И весь мир сейчас ездит посмотреть на древние сванские церкви, где сохранились фрески и иконы 10-12 веков».

«Как мы можем враждовать с нашими братьями по вере?» - искренне удивляются грузины. А у меня, когда я приехала в Москву и стала рассказывать про Грузию, сложилось впечатление, что 80% граждан России даже не подозревают, что мы с грузинами – братья по вере. Ну, ладно, может, я преувеличила. Может, не 80%. Я не знаю, как это можно точно подсчитать. Но этот вопрос мне задают так часто, что мне становится от этого очень грустно…

Церковь рода Нижарадзе в Ушгули

Встретила голландского архитектора и фотографа Бастиана Кваста.

И вот что он мне сказал:
«"Я поражен, насколько хорошо грузины относятся к России и к русским. Даже несмотря на военные действия в августе 2008 года. Я был в Телави пару недель назад. Узнав, что я нерусский, маленькая девочка сказала мне: "Я люблю русских". Это очень трогательно. Мне удивительно, что происходит в России с так называемым "патриотизмом".

К вопросу о безопасности.

Я ездила в Сванетию одна. Конечно, я приехала к друзьям. Но они не всегда могли сопровождать меня в горах. И много треккинговых маршрутов я прошла одна. Гуляла по горам и перевалам,

фотографировала башни
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

и молодых жеребят,

заходила в маленькие сванские деревни, куда туристы пока не ездят, и цивилизация туда еще не пришла…
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

И если 5 лет назад сами сваны просили меня далеко одной не ходить, то сейчас говорили: «Иди, куда хочешь. У нас теперь все спокойно».

Все маршруты в Сванетии промаркированы. Везде стоят указатели. Как в Европе. Даже если хочешь – не заблудишься.

Полиции в Местии и вообще в Сванетии много. Но работы у нее мало. Это симпатичный молодой человек охраняет сокровища местного музея в деревне Ушгули – христианские иконы 12-14 века.

А вот что мне ответила на вопрос «Рады ли в Сванетии русским людям?» Руководитель Национального Агентства Грузии по туризму Майя Сидамонидзе:

«Грузия славится своим гостеприимством. Мы рады туристам со всего мира, независимо от их национальности. Количество русских туристов в Грузии с каждым годом увеличивается и это дает нам основание говорить, что они хорошо себя чувствует в нашей стране. Сванетия и Местия – это уникальное и очень специфическое туристическое направление. И каждый, кто там побывал, хочет вернуться туда снова».
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)


Многое изменилось в Местии за 5 лет.
Аэропорт… Раньше это было зеленое поле, на которое, слегка подпрыгивая на кочках, садился «кукурузник». А местные коровы жадными глазами смотрели на аэродром, где росла сочная, вкусная трава…

Теперь его «укатали» в бетон.

И по идеально ровной взлетной полосе разгоняется новый канадский самолет…



Центральную площадь в Местии раньше украшал «скелет» разрушенного здания администрации.

Сейчас на его месте новая гостиница.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)


А вот такого заведения даже в нашей Олимпийской деревне – Красной Поляне – до сих пор нет… Я уже не говорю про Приэльбрусье и Домбай.

Здесь вы можете получить всю интересующую вас информацию по маршрутам, достопримечательностям, транспорту, а также телефоны и адреса частных гостиниц.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Все меняется…
Подрос немного сванский мальчик...

Лука Гоштелиани 2006 г.


Лука Гоштелиани 2011 г.

И сваны больше не хотят уезжать за «лучшей жизнью» в Тбилиси, Москву или Европу. А многие возвращаются к родным домам и к своим родовым землям.

В Сванетию приезжают удивительные люди… Норвежский турист, приехавший в маленькое сванское село Мазери, и через полчаса решивший построить здесь гостиницу… А через два года – построил. Назвал Гранд-Отель Ушба. И переехал сюда жить.

Канадец Тони Ханмер, два года обучавший сванских детей английскому языку в самой высокогорной деревне Ушгули, где зимой из-за сильных снегопадов можно на два месяца остаться отрезанным от внешнего мира…

Русская девушка Ксения, которая вышла замуж за свана и вместе с ним оставила благополучный город Новосибирск. «Настоящая жизнь здесь. Мне хорошо там, где хорошо моему мужу. Он десять лет жил в Москве, у него был хороший бизнес. Но приехал сюда и понял, что нужно возвращаться к своим корням». У Ксении экономическое образование и большой опыт работы, который, без сомнения, здесь сейчас очень востребован. Но и настоящей сванской жизнью она тоже живет: «Корову могу подоить, если свекровь в Тбилиси уезжает».
В ее блоге www.svaneti.livejournal.com есть много интересной и достоверной информации об истории и культуре Сванетии.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)


Но вернусь к туристам.
Сванетия в данный момент развивается как популярное направление для любителей древностей, истории, для любителей экзотики, которые выпрыгивают из современных автомобилей и… оказываются в Средневековье.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)


Сейчас любители посмотреть на башни и церкви 10-12 века – главные туристы в Сванетии.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)


К сожалению, горный потенциал района пока не используется. Потому что раньше сюда приезжали туристы и альпинисты со всего Союза. Потом наступили 90е годы – черные годы для Сванетии. Разруха, голод, бандитизм… Казалось, Бог забыл об этом месте.

Люди покидали свои дома и уезжали навсегда. О Сванетии ходили дурные слухи. И сваны этого не скрывают. Так было. Но, к счастью, это осталось в прошлом. Возрождение Сванетии началось с привлечения туристов – любителей средневековой экзотики, истории и искусства. Их мало интересуют горы и треккинговые маршруты, которых в Сванетии изобилие. Они приезжают посмотреть на фрески и иконы 10-12 веков, зайти в старинные сванские церкви…

Но в Сванетии есть и горы! Да еще какие!

Южная Ушба. Фото Заура Чартолани

Что делать в Сванетии альпинистам?


То же, что и двадцать лет назад. В Нижней Сванетии до сих пор работает альплагерь "Зесхо". А в Верхней Сванетии альплагерей больше нет. Но горы – все те же.

Ушба. Фото Вахо Навериани

Красноярцы в этом году сделали зимний первопроход.
Из Местии она не видна. Но где-то в пределах 5 часов можно подойти почти под самые ее стены с юга.


По дороге в Бечо она видна в профиль. Завораживающее зрелище...

В деревне Мазери, откуда всегда начиналось большинство восхождений, можно остановиться в Гранд-Отеле «Ушба».

По сравнению, с окружающими строениями – это, действительно, Гранд-Отель. Хотя на самом деле – уютная маленькая частная гостиница.
Если идти на Ушбу с севера, то удобнее всего заходить на «подушку» именно из Мазери. И никаких проблем с незаконным пересечением российско-грузинской границы. Так как Ушба целиком находится на грузинской территории.

Шхара
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Вот она… Так выглядит «Безенгийская стена» с юга, со стороны Сванетии. А внизу деревня Ушгули. До выхода на маршрут можно остановиться в одном из гестхаузов. Там же можно и отдохнуть после восхождения.


Тетнульди.

Фото Вахо Навериани

Невероятно красивая, завораживающая гора. Когда солнце окрашивает ее снега в багровый цвет, оторвать глаз от Тетнульди невозможно…

Фото Вахо Навериани

Восхождения начинаются из деревни Жабеши. Остановиться можно в гостевом доме Авгана Навериани. От него же можно получить исчерпывающие консультации о маршруте.
- Сколько раз вы были на Тетнульди?
- Ой! Не знаю. Не считал!
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Авган Навериани, альпинист, горнолыжник, спасатель, хозяин гостевого дома
Тел. +995599301336

А вот так выглядит Бжедух

Фото Вахо Навериани

В Сванетии есть горные гиды, которые работают на самых сложных маршрутах - Тетнульди, Ушба Северная, Ушба Южная, Шхара, Лайла.

Это Афи Гигани и Идрис Хергиани.

Афи - трижды снежный барс, восходитель на Эверест, Дхаулагири, Лхоцзе. 12 раз поднимался на Хан-Тенгри. Договариваться с ним нужно заранее. Потому что в летний сезон он много работает гидом в Средней Азии.

Идрис Хергиани - 5 раз был на Ушбе, дважды на Шхаре, совершил много восхождений в Средней Азии.

Более подробная информация здесь

Обязательно сходите в музей Михаила Хергиани.

Там вы увидите старое снаряжение, уникальные фотографии и документы, комнату Михаила, старый сванский дом – где жила семья Михаила в 40е годы.
А в родовой башне висит веревка, которую перебил камнепад в Су-Альто…

Музей находится в красивейшем месте Местии – Лагами.
В летний сезон он отрыт всегда. Если вы окажетесь в Местии в межсезонье или по какой-нибудь причине музей будет закрыт, обязательно позвоните сестре Михаила Хергиани – Назо (тел. +99595974134).
Она с удовольствием откроет его для Вас.


А еще я Вам очень советую навестить другого известного альпиниста советского времени – Джумбера Кахиани (+995591316090).
Он ходил вместе с Михаилом Хергиани «Зеркало Ушбы» и совершил много других сильных восхождений.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

У него дома тоже небольшой, но очень интересный музей, где можно видеть очень старые вещи, которые сваны использовали в быту, старое альпинистское снаряжение, которое уже мало где можно встретить. На стенах – уникальные фотографии Тенцинга Норгея, когда он приезжал в Приэльбрусье, Михаила Хергиани и других альпинистов прошлых лет. А еще военная карта, составленная немецкими географами, приезжавшими в Приэльбрусье до начала войны…
Джумбер просил передать всем русским людям, что он будет очень рад гостям из России.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Сейчас он пишет книги. Готовится к изданию на русском языке настоящая летопись советского альпинизма - «От Тетнульда до Эльбруса». Джумбер очень переживает и расстраивается от того, что «закрыли на замок» кавказские перевалы из Балкарии в Грузию. У него самого очень давние связи с Северным Кавказом. В Тегенекли стоит дом, который построил его отец. Да и сам Джумбер прожил там значительную часть своей жизни.

Что делать в Сванетии туристам?


Для туристов – это рай.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Фото Заура Чартолани

Во-первых, там есть 14 однодневных промаркированных маршрутов. Это значит, что вы можете жить в Местии, или в Мазери, или где вам больше понравится, и совершать однодневные походы.
Но лучше все же совершать походы на несколько дней по кольцевым маршрутам. Палатку и еду с собой нести не обязательно. Потому что можно жить в сванских деревнях, в каждой из которых есть гостевые дома, где за 50 лари в день вас ждет ночлег и невероятно вкусная домашняя еда. Ничуть не хуже, чем в альпийских хижинах. А может, даже лучше. Во многих гостевых домах есть горячий душ.


Все владельцы гостевых домов прошли обучение на семинарах, где их обучали основам гостиничного бизнеса и английским словам, необходимым для общения с иностранцами.

При желании – можете помочь местным жителям по хозяйству…

Доить корову несложно и интересно.

А, вот, пахать – очень тяжело.

Гостевые дома, чьи хозяева прошли обучение, включили в перечень домашних гостиниц, рекомендуемых туристам. И этот перечень можно получить в офисе по туризму.

Эти же маршруты можно проехать на лошадях.


В следующем посте я подробнее расскажу о Зауре Чартолани, альпинисте и очень хорошем человеке, искренне любящем Сванетию, который проделал эту огромную работу по маркировке маршрутов.
А пока вы можете ознакомиться с маршрутами на сайте: www.svanetitrekking.ge

На этом сайте много и другой интересной информации об истории и культуре Сванетии на русском языке.

Тем, кого интересуют более сложные и интересные маршруты, могу порекомендовать треккинг вокруг Ушбы. Если не уверены, что ваша квалификация позволяет пройти такой маршрут самостоятельно, обратитесь к Афи Гигани и Идресу Хергиани. Они работают на этом маршруте. Их контакты я давала выше.

Что делать в Сванетии ски-туристам?



То же самое, что и туристам. Только пораньше. Конец марта-апрель.
Если вы задумаете ски-турный поход, маркировок вы не увидите, они будут под снегом. Хотя указатели в некоторых местах смогут вам помочь. Но можно идти по карте. Правда, для этого нужен определенный опыт.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Среди сванов есть горные проводники, которые тоже прошли курс обучения. Правда, они работают, как правило, на летних маршрутах. Но можно договориться и о зимнем.
Ночевать, конечно, же тоже можно в сванских деревнях. Или в палатках. Кому как нравится.
Консультации по маршруту вы, конечно, всегда можете получить совершенно бесплатно в Центре по туризму у Заура Чартолани (+995551419353)

Не могу решить, какой бренд выбрать на следующий год…

Что делать в Сванетии лыжникам?


Кататься! В это сложно поверить, но в Местии есть канатная дорога!

Хотите покататься на курорте с таким потрясающим видом на Ушбу?

Технические характеристики курорта:
Высота нижней станции Хацвали: 1865 м
Высота верхней станции Зурульди: 2347 м
Длинна подъемника: 1462 м
Перепад высот: 482 м
2 трассы: 2600 и 1400 м
Подъемник кресельный Leitner
Пропускная способность: 1000 человек в час

Местия зимней ночью...

Это только начало. В будущем планируется строительство трасс прямо под стенами Ушбы. В следующем году добавятся два бугельных подъемника на уже действующем горнолыжном комплексе. Планируется строительство подъемников в районе Тетнульди и в Ушгули.

А сейчас это идеальное место для начинающих лыжников и для тех, кто хочет встретить Новый год и Рождество в уникальном, ни на что не похожем, красивейшем уголке Грузии…

Фото Вахо Навериани

Для тех, кто не мыслит свой отдых без европейского комфорта и готов за это платить соответствующие деньги – гостиница Тетнульди.

Для тех, кто хочет пожить в настоящем сванском доме – список гостевых домов в офисе по туризму.

Что делать в Сванетии фрирайдерам?

Одну из трасс специально не укатывают ратраком. Ее оставили для нас – фрирайдеров.
Тем, кто привык к Альпам, Приэльбрусью или Красной Поляне, этого будет мало.
Но в следующем году, возможно, в Местии будет хели-ски.

Кроме того, там рай для первопроездов. Экспедиции со всего мира время от времени приезжают Сванетию с этой целью. В этом году я там встретила французов, которые пытались съехать с Тетнульда.

А потом проехать кулуар Шхары.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Они поднялись на Шхару и проехали этот кулуар. Подробнее об их экспедиции напишу в следующем посте. У меня теперь будет много постов про Сванетию…

Что делать в Сванетии велосипедистам?


В этом году в гостинице Тетнульди появилось 17 велосипедов для кросс-кантри.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Маршруты… Те же маршруты, что и для треккинга.
Могут порекомендовать съездить к леднику Чалаади.
Или съездить в Мулахи. Мулахи – это одна из общин Сванетии. Мулахи состоит из нескольких деревень. В одной из них – Лахири – сохранилось 14 башен!

А доехав до деревни Жабеши (тоже одна из деревень в Мулахи), вы окажетесь перед тропинками на два перевала в Балкарию. Один из Твиберский ведет в Чегемское ущелье. А другой – Цаннер- в Безенги.


Но на велосипеде вы там не проедете, придется возвращаться обратно в Местию…

Можно съездить из деревни Мазери по очень красивой лесной дорожке с небольшим набором высоты в сторону Ушбинского ледника и перевала Бечо.

Завершить прогулку придется у моста через реку Долра. Дальше довольно крутой подъем. Для велосипеда не годится.

О других возможностях для велосипедных прогулок можно поинтересоваться у Заура Чартолани.

Пограничники


Очень милые и доброжелательные люди. Никаких пропусков заранее оформлять не надо. Но на пограничном пункте все отметиться нужно. Там перепишут ваши паспортные данные и пожелают счастливого пути. Дойти можно до перевалов, посмотреть на родные просторы Приэльбрусья и спуститься обратно в Сванетию. Границу пересекать вне официальных пунктов (а горные перевалы – «пункты неофициальные»), конечно же, нельзя.
Домик пограничников в Твиберском ущелье:


Спасслужба


Если в горах случается ЧП, вызывают спасателей МЧС из Тбилиси. Но это слишком далеко. И в случае плохой погоды не эффективно. Планируется создание профессионального отряда спасателей, приобретение необходимого спасательного оборудования, а также вертолет, который будет постоянно находиться в Местии. Спасателей из числа местных альпинистов будут обучать горные гиды из Шамони. О подробностях создания спасательной службы буду сообщать по мере поступления информации.

Тетнульди. Фото Вахо Навериани

Где жить в Сванетии?


С этим все понятно.
Обращайтесь в офис по туризму. Там вас все расскажут.
Но с некоторыми хозяевами гостевых домов, которых я знаю лично, я бы хотела познакомить и вас.
Гостевой дом семьи Гоштелиани
Это и есть мои друзья, которые стали мне очень близкими людьми.

http://www.guesthouselanchvali.blogspot.com/
Дом находится в центре Местии, в одном из самых старых местийских поселений – Ланчвали.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Хозяин дома – Адоли Гоштелиани – начальник спасслужбы на канатной дороге.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Это Женя. Его мама. Самая умная бабушка в Сванетии! А для меня – и самая любимая! Она умеет пользоваться интернетом и учит английский язык, чтобы общаться с иностранными туристами.
«Старший внук сказал, что никто в моем возрасте не разбирается в интернете. А младший – Лука – меня научил!» - с гордостью говорит Женя.
А еще у Жени золотые руки! Она невероятно вкусно готовит сванскую еду!

В доме Адоли звучат четыре языка. Со взрослыми я говорю по-русски. С детьми - Лукой и Нини - я говорю по-английски. А между собой они говорят по-грузински и по-свански.

Дети Адоли - Лука и Нино

Сандро – старший сын Адоли. Собственно говоря, с ним и нужно, главным образом общаться по поводу жилья, транспорта и всего, что вам нужно для путешествия в Сванетии. Говорит по-русски и по-английски.
Телефоны:
+995551809090 (Сандро, русский, английский)
+995590470002 (Женя, русский)

Гостевой дом семьи Маргиани

Лариса Маргиани.

Русская женщина, в 1985 году вышла замуж за свана из рода Маргиани (родственника известного альпиниста Шалико Маргиани). И родила ему трех сванов.
Лариса обязательно пригласит вас в старый сванский дом-музей необыкновенно увлекательно и с большой любовью рассказывает на русском языке о быте и обычаях древних сванов.
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Рядом с домом 4 башни семьи Маргиани. Не в каждую башню в Сванетии можно подняться туристам. В одну из башен Маргиани подняться можно. Обязательно это сделайте!
Тел. +995595974138

Гостевой дом Назо Хергиани и Нугзара Нигуриани.

Назо – младшая сестра Михаила Хергиани. Альпинистка в прошлом, она до сих пор тренирует детишек в секции скалолазания. Назо и сама успела родить Нугзару четырех детей и при этом продолжала ходить в горы!

Нугзар – альпинист, 10 раз был на Ушбе, был руководителем спасательной службы.
Дом у Нугзара очень красивый, все сделано из натуральных материалов, своими руками.
В их замечательном доме словно окунаешься в историю советского альпинизма.
Очень теплые и добрые тогда были отношения между людьми. И очень хочется их вернуть…
Телефон Назо - +995595974134

Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)

Возвращаясь домой, я вспоминала, как поют сваны свои народные песни, как сливается красивая мелодия с облаками и поднимается ввысь…
Я вернулась в Сванетию... (Бэккантри/Фрирайд, тетнульди, шхара, местия, сванетия, ушба)


А еще вспоминала, как замечательно звучало «Если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера…» в исполнении сванских жителей, и думала о том, что народная дипломатия самая искренняя и самая правильная… И я в нее верю.

722


Комментарии:
20
Хороший пост! Спасибо, Вероника.

27
Что ни пост про Грузию-Сванетию, то каждый написан очень эмоционально и с обалденно красивыми фотографиями!=) Вывод: надо ехать! Пока планирую на начало сентября...

-4
Альпклуб «АЙЛАМА» предлагает:

Альпинистские туры (любительские, полупрофессиональные и профессиональные восхождения)

Туристические путешествия

Детальная информация

www.ailama.ge

С нами осуществимы любые желания, связанные с горами - от встречи в аэропорту Тбилиси и проводами в аэропорту Тбилиси

30
Я там три недели была... пишу-пишу и с удивлением обнаружила, что уже 10 страниц написала, а материала еще осталось на маленькую книжку... Это даже не мои впечатления, это просто такой путеводитель... Настоящие рассказы будут позже...

А начало сентября - отличное время! Лучше - не придумаешь. Фотографии, как вы поняли, не только мои. Все осенние фотографии - это фотографии местных жителей - Вахо Навериани, Заура Чартолани и норвежского "свана" Рихарда.

0
Привет! А как добираться? Из Самары отменили авиа- и железнодорожные маршруты, даже автобус.

1
Куда отменили? т.е. у вас вообще больше самолеты не летают и поезда не ходят? Я не знаю, как из Самары добираться.

Из Москвы - на самолете.

Из Сочи - на комете по морю.

Из Минеральных вод - на машине через Верхний Ларс.


17
Ты осилила этот труд! Спасибо тебе за пост!!!:)))

И ждем настоящих рассказов))))

11
ооо! так долго! офигеть просто! Но хотелось, чтобы много фотографий было. Чтобы все всё увидели своими глазами. Вернее, моими :)

1
Странно. А нам сказали, что в Тбилиси есть полноценная спасслужба, которая имеет спасателей-альпинистов и доступ к вертолету и по страховке или по прямой оплате может проводить спасы в горах. В том числе и в Сванетии. Назвали даже руководителя. Какое-то противоречие.

9
Кто сказал? Телефон спаслужбы? Если это так, то я внесу изменения.

Вертолет, может, и есть. А спасателей с альпинистской квалификацией нет. Зимой погиб парень на Тетнульди. Его транспортировали с Цаннерского ледника с помощью вертолета. Но спасатели в Тбилиси - не альпинисты.

Так мне сказали местные, сванские альпинисты. А именно, Нугзар Нигуриани. Он же и переживал из-за того, что взять тбилисских спасателей на спасработы - это означает подвергуть их жизнь опасности. И парня этого искали всем миром, всем селом. У кого хоть какой-то опыт был, те и пошли искать со щупами и лопатами. Когда нашли, тогда вертолет подключился.

0
Отправил в личку.

3
Вы правы. Со спасательной службой не все так плохо. Возможно, уже этим летом отряд спасателей будет в Местии постоянно. В текст внесла изменения, а подробности сообщу, когда все буду точно знать.

1
В моём путеводителе есть эти телефоны.

3
У тебя телефон полиции. И ссылка на сайт МЧС. Никто не отричает, что МЧС в Грузии существует. Но по мнению местных альпинистов толку от спасателей МЧС не много.

14
Вас радостно читать. И еще, вы оч привлекательны.

3
Спасибо:)

13
Вот, как надо говорить про места, которые любишь! Спасибо!

6
Вероника, спасибо за пост, очень романтично и красиво написано. Тетнульд невероятно красив, но вот кулуар Шхары... как ты думаешь это реально съехать от туда? Очень интересно твое мнение. На сколько я слышала вроде бы от туда уже спускался то ли француз то ли швейцарец на лыжах, но вот отчетов об этом так и не нашла... Понятно что вопрос еще туда подняться, но так хочется помечтать)

4
Ксюша, я же написала - кулуар проехали. Французы, которых я там встретила, его и проехали. Причем, на Тетнульд они не поднялись. А на Шхару поднялись. Хотя Тетнульд проще. Подробности они мне позже напишут.

1
Ок, напиши если что узнаешь в личку. спасибо.

5
Маняще и завораживающе:)

5
В 1958г. впервые перевалил из Балкарии, дошёл до села Гуль - и влюбился в Верхнюю Сванетию. Села этого уже нет, и про Гиви Цередиани, мазерского друга челябинцев, в посте ничего не сказано. Неужели...
Оставили мы на Южной Ушбе новый, челябинский маршрут в 1978г. - и уехали. Но вот, оказывается, молодым уже пора собираться...

3
В Сванетию нельзя не влюбиться!

Про Гиви Цередиани слышала. Но не знакома с ним.

Молодым давно пора в Сванетию собираться! да и вам тоже почему бы не съездить? На Ушбу, может, и не обязательно подниматься. Там много интересного еще есть!

4
Гиви Цередиани жив и здоров! В прошлом году встретил его в лагере Зесхо.

-6
Показать комментарий

2
Спасибо!

8
Да, действительно, так вдохновенно рассказывать про Сванетию, можно только полюбив ее всем сердцем:) Спасибо!

Красавица Ушба! Красавица Тетнульди! Царица Тамара - Майя Сидамонидзе!!!

2
да, Майя очень похожа на нее...

3
Класс, Вероник, спасибо!
Я, Бог даст, в июле поеду!
Ты в Москве будешь в июне?

1
надеюсь, что нет;

звони, как соберешься, московский номер у меня работает всегда.

Нила бери с собой. Там очень хорошо и для детей тоже!

4
Вероника, спасибо!
Обязательно вернёмся в Сванетию!

5
Вероника-это ЗАЧЕТ!!! Спасибо .

4
Ой,как здорово! Мы ( 7 чел) уже взяли билеты Киев- Батуми на 27 июня. Хочется посмотреть Сванетию и сходить на Тентульд. Пока еще не ясен маршрут восхождения. Может подскажите?

2
только ТЕТНульд,....по ЮЗ гребню 2А-2Б (в классификаторе - ЮВ гребень)

-2
Лучше обратитесь к местным в Местии, к Адоли...могу чуть позже сообщить варианты связи...по поводу Тетнульд!А то с Вероникиной помощью можете долго не прожить!

3
Спасибо! Прежде чем идти на восхождение на ТЕТНУЛЬД надо продумать 1.маршрут 2. снаряжение и т.д.
Мне хочется это сделать дома а не в Сванетии. Буду благодарен за информацию

10
На Тетнульд много маршрутов. От 2 до 5. С разных сторон. Смотря какие у вас амбиции.

Самый простой выглядит так:


Читайте внимательно пост. Там телефон жителя Жабеши Авгана Навериани. У него получите исчерпывающие консультации. У него же в Жабеши можно переночевать перед восхождением.

Можно также поговорить с Нугзаром Нигуриани. Он живет в Местии. Тел. +99595974134

3
Спасибо Вам за потрясающую инфу!
Мы туристы и выбираем маршрут попроще.
А все же где почитать технический отчет восхождения на Тетнульд?


3
Ай да Вероника!...

14
Спасибо! Лучший пост на Риске за последние несколько месяцев на мой взгляд!!

1
Спасибо!!!!

9
Супер, прочитал несколько раз и поставил в избранное! Очень здорово..

20
Дай Бог, чтоб как можно быстрее, русский и грузинский народ поняли... вся грязь которая льется с телевизоров, рождена нашими политиками. И чтоб это никак не отображалось на отношениях простых людей! Давайте жить дружно :)

10
Не совсем в тему, но.
Всегда было интересно, почему таким удивительным образом сложилось, что с несколькими народами, живущими через перевал друг от друга, у русских такие разные отношения... Южный Кавказ - по большому счету, никаких проблем, а с некоторыми даж глубокая любовь, а с Северным...
Предчувствую: "почитай историю, сынок". Да, историю я знаю плохо.
Если домом считать то место, где тебя ждут или хотя бы хорошо относятся, то "чужая" Грузия мне куда ближе, чем "свои" Дагестан/Чечня/Ингушетия.

3
skvoznik
Всегда было интересно, почему таким удивительным образом сложилось, что с несколькими народами, живущими через перевал друг от друга, у русских такие разные отношения... Южный Кавказ - по большому счету, никаких проблем, а с некоторыми даж глубокая любовь, а с Северным...

Причин может быть много. Вот одна.
На Северный Кавказ последние 20 лет приезжают новые русские альпинисты, которые "немножко" отличаются от старых, доперестроечных. Местные с Южного Кавказа с ними не встречались и помнят только старых, потому и относятся к русским хорошо.... пока.

0
вся грязь которая льется с телевизоров, рождена нашими политиками.
***

Извините ерунда.

Вся "грязь" это результат конфликтов между народами Кавказа.
Все это простые люди натворили.
Которым очень хотелось подраться и прибрать к рукам имущество соседа.

Это не о политике, тк автор поста просила об этом не говорить.
Это просто уточнение.
Не люблю пафос-он дезинформирует и дезориентирует:)

5
Вся "грязь" это результат конфликтов между народами Кавказа.
Все это простые люди натворили.

Ты неправ. Сделано действительно руками простых людей. Но кто им показывал врага, кто всю свою несостоятельность списывал на происки врагов?
А как наше телевидение формирует образ врага? Кто при этом пилит деньги?
Я 25 лет там прожил и немного знаю людей.
Рад, что там все стабилизируется!


-1
Народ в ответе за своих политиков, особенно в империи россия, которая стремится поссорить и завоевать соседей, будь-то Кавказ или Украина.
И если россияне не протестуют против войны Путина в других странах, пусть будут готовы к ненависти и войне по отношению к себе.

1
Россия вас поссорила?

Да пока Россия руководила, везде был мир.
А как ушла, все передрались.

Задрали уже своим инфантилизмом, скакуны.

11
Если почитать историю, то Северный Кавказ мы завоевывали. А Грузия сама к нам присоединилась.

Но самая главная причина, как мне кажется - у нас с грузинами одна вера.

4
Ну, я, в общем, за отсоединение завоеванных, но недовольных.

11
а я за мир со всеми. Я воинствующий пацифист))

8
> воинствующий пацифист
это я писал в графе про военнообязанность при поступлении в инст =)

9
:)) Рада, что я не одна такая!

7
Просто прекраснейший пост. Прочитав, хочется все бросить и поехать туда - написано с Душой и Сердцем. Спасибо Вам, Вероника! Согласна с одним из предыдущих комментаторов - за последние месяцы, считаю, лучший пост на Риске.

9
Нельзя такие посты с утра читать)) Мысли только об Ушбе теперь. Спасибо автору за отличное настроение)

0
То есть теперь не обязательно с "Авторитетной Семьей" договариваться? можно так ехать?

1
зачот вероника! ;)

3
Очень душевно, спасибо! Обязательно приеду!

1
Молодчина! А как сейчас добираются в Местию? Вы как добирались? Напрямую из Москвы в Тбилиси, а оттуда в Местию? Самолетом? Во сколько обошлась поездка? Если не трудно...

2
Есть самолет Москва - Тбилиси.

Билет на него дорогой. И я летела через Киев. В два раза дешевле...

В Местию можно самолетом (за перевес, кстати, платить не надо). Но это если погода хорошая. В плохую погоду самолет не летает. 70 лари.

50 лари - 1000 рублей.

Можно на маршрутке за 30 лари. Маршрутки от ж/д вокзала каждый день ходят.

Можно трансфер заказать, если багажа много.

Полезная информация здесь

5
Прочла на одном дыхании. С душой написано. Хочется, вот прям сию секунду, собрать рюкзак и рвануть в Сванетию, не забыв при этом ваш пост распечатать как путеводитель. Вероника, спасибо! =) Такие посты как ваш на Риске нынче на вес золота, большая редкость.

3
спасибо большое.
После такого поста так и хочется "да ну их, эти чемпионаты и фестивали! с их бюрократией и возней"
Вместо этого с большей радостью хозяевам в хозяйстве помочь на их земле, и горы - те же, рядом!

3
Зачот.
Были в Местии в 1985 году, ходили горную пятёрку (Ставропольский политех). Точно не помню уже, но спустились со стороны Башиля, а ушли в сторону Лекзырского креста, на пер. Чатын сев. или ложный.

2
Круто! Сейчас там такие маршруты мало кто ходит...

У молодого грузинского альпинизма - одна проблема - денег нет. В эту сферу деньги пока не вкладываются. Альплагерь только в Зесхо функционирует.

Иностранцы-альпинисты туда не ездят, потому что мало информации об регионе.

Русские - по этой же причине.
Плюс политика наших государств. Но политику можно игнорировать. Пора возвращаться в Грузию!

1
Несколько ребят из Эстонии ездили в Зесхо.
А я 09.07 прилетаю из Таллинна(через Киев-дешевле,чем из Риги) и на Казбек. А потом тур по Грузии и Армении


1
Вот всё, что осталось от когда-то прекрасного лагеря Айлама :( Был там в далёком 78ом году в отряде у Ш.Маргиани.
Может быть ещё восстановят. Дорога есть, маршрутов хватает.


5
+1000000
Всё СУПЕР,
и текст, и фотки, и автор. Сказка!!!
"Тетнульди. Фото Вахо Навериани" (с луной) - Шедевр!!! - её одну можно бесконечно смотреть!

4
да... У Вахо много таких шедевров! Попрошу его выложить свои работы на Риск.

1
Извиняюсь, может я конечно ошибаюсь, но на фото не Бжедух, скорее на Уллукару похоже.

1
Мне сказали, что это Бжедух. Уточню.

3
Вероника, спасибо огромное за пост ) за контакты, за руководство к действию
Думаю, тебя можно официально принимать на работу в сванский офис по туризму )

P.S. Фотография, где ты в длинной юбке у башни - особенно хороша )

4
Спасибо:) Про сванский офис по туризму думаю... Не исключено. Там сейчас много работы во всех областях.

А это я написала даже не для сванов. У них нет недостатка в туристах.

Для русских. Чтобы они знали, что есть такое место на земле.

1
Спасибо !!!

1
Спасибо большое за такой замечательный пост!

2
Огромное спасибо за пост!
Благодаря Вам сегодня я опять побывал в Сванетии.

2
Супер душевно и информативно! Веронику за такую рекламу теперь во всех отелях Сванетии должны бесплатно размещать.

3
Меня пригласили в Тетнульди. Но я решила остаться в сванском доме у своих друзей. Там интереснее и веселее :))

5
Очерк тронул до глубины души. Слава Богу, что все налаживается в дорогой Сванетии.
Спасибо вам Veronika.

1
А есть ли там валуны для болдеринга? Я имею в виду не один два, а что-то, что может стать скалолазным районом?

2
Надо у Авгана Навериани спросить. У него, к сожалению, нет интернета. Только телефон.

Он мне показывал на входе в Твиберское ущелье пробитые маршруты. Там соревнования по скалолазанию проводятся. Может, и для болдеринга что-нибудь есть. Наверняка, есть.

Вот фотография этих скал, правда, не очень удачная.

0
Авган команду тренирует, как раз 23-го июня должен был начаться скалолазный чемпионат памяти Хергиани, он ребят вез выступать. Тренируются в Жабеши, говорит болдеринговый камень облюбован ими, предлагал потягаться с молодежью, да ночевать в деревне мы незахотели, к Ушбе спешили т.к. наладилась погода.

3
Огромное спасибо за чудесный рассказ об удивительном месте и замечательном народе!
Вы просто молодец!

2
Захотелось плакать. Вероника это супер. Огромнейшое спасибо

(Немного не в тему)
В Турции встретил женщину из Москвы, которая работала там типа посудомойкой. Она несколько лет назад переехала в Грузию с мужем и лишилась рос. гражданства. По ее словам, в Грузии работу найти не получилось из-за дискриминации. Захотела вернуться, но даже документы на рос. гражданство подать не может, т.к. в Тбилиси больше нет российского консула, занимающегося этим вопросом. А для поездки в Россию (чтобы сдать документы) нужна виза, которую еще хрен получишь.
И таких, по ее словам, в Турции дофига.

2
Не плачь, Майк! Мы там с тобой еще покатаемся!

Не верю, что женщина не смогла найти там работу посудомойкой. Это такая работа, где даже знание грузинского языка не требуется. Просто не верю. Наверное, не очень хотела.

Российского консульства там, действительно, нет. И визу в Россию гражданам Грузии очень сложно получить. Туристические визы не выдают. Только рабочие или по приглашению близких родственников.

Русским же, наооборот, визу в Грузии выдают прямо в аэропорту, как я уже говорила.

7
Спасибо всем за добрые слова! Мне очень приятно, что вам понравилось!

3
Прекрасная статья! Вы, молодец, Вероника!

3
Великолепно!!! Спасибо Вероника за такое отличное повествование. Очень хочу поехать осенью в Грузию и в Сванетию обязательно заскочу. А когда в Сванетии "золотая осень"?
Интересно, что примерно месяц - два назад был так же отличный рассказ о Грузии и Сванетии от Svanko. Так тогда были и негативные коментарии. А Вам, Вероника, удалось "собрать" только положительные отзывы. Молодец!!!
В Местии был в 1978 году, ночевали в палатках на территории аэродрома. Действительно удивительное место. Как будто опять там побывал.

2
Ха ха! В палатках на территории аэродрома! Круто! 5 лет назад там тоже можно было поставить палатку. А сейчас не разрешают! :))

Золотая осень в Сванетии в конце сентября - начале октября.

6
И всё-таки просто не верится! Здорово, что у них всё обстоит именно так. Те, кто думает, что отгородившись от кого-либо, накажет этим других, опять в пролёте. Очень рад за сванов. Хочется увидеть всё собственными глазами. "Наш" Кавказ без сванской части стал кастрированным каким-то, много потерял. Всё, что ни задумаешь, выглядит убогим без Лекзыра, Чалаата,Цаннера, без выхода в Местию. Спасибо огромное, ещё раз.

7
Всё, что ни задумаешь, выглядит убогим без Лекзыра, Чалаата,Цаннера, без выхода в Местию.
******\
точно.
Горный туризм без южных склонов ГКХ на Кавказе потерял 2/3 содержания, и это очень, очень хреново.

А что Сванетия поднимается, это здорово.

5
Мне тоже не верится... Пять лет назад там была настоящая "дичь". А сейчас - почти как Европе. Но гораздо лучше. Потому что это сочетание настоящего Средневековья (не декораций! не стилизованных зданий под старину!) с вполне хорошим сервисом - это что-то!

3
Еще вспомнил о Сванетии. Много раз ходил через перевал Донгуз-Орун в Накру. Работал инструктором на турбазе Терскол, водил группы Терскол - Сухуми. Так вот всегда поражался на сколько больше зелени на южной стороне. А какие шикарные вноговековые ели возле Накры. Удивительная страна. Решено, осенью еду.

2
Дааа... Зеленью мне Сванетия Красную Поляну напоминает! А суровыми вершинами - Приэльбрусье. Такое уникальное сочетание. Все есть! А в Накре я не была. Очень хочу съездить. Далековато она от Местии.

3
Спасибо горомное! В избранное однозначно! Я так понимаю, что церковые календари у нас со сванами одинаковые и Роджество в одно время? Коплю деньгу и с семьей кататься на досках в праздники.

2
Да. Церковные календари одинаковые. Рождество там волшебное. Его по-настоящему празднуют. И очень красиво. Сваны - очень верующие.

3
Спасибо! Хорошие новости!

6
Ай, молодчинка, Вероника! Ай молодца! Ну прям, вся молодца - и фото, и слог, и сама красавица,умница...
Я пополню этой информацией свой путеводитель, ладно? Можно?
Сейчас я тебя пропиарю...

4
Конечно! Неужели я что-то такое написала, о чем у тебя еще нет информации? Горжусь! А то я, наоборот, людей отсылаю к твоему путеводителю. Потому что у тебя он очень подробный и в нем есть все, как мне кажется:)

Надо нам объединиться и создать иллюстрированный путеводитель :))

0
Это у точно.

2
Давай, Вероника, Давай! Только чуть-чуть потерпи, я сейчас делаю одну интересную вещь, ещё совсем чуть осталось-там и пригодится всё. Я обязательно дам знать! Держи руку! Юрий/Георгий.

0
многие иллюстрации уже есть, некоторые фотки в календаре

2
Очень позитивный пост! Спасибо! Если в следующем году поеду на Кавказ, то в Сванетию. И ещё, я за любовь ко всему Кавказу, без исключений. Хотелось бы, чтобы это чувство было так же взаимным, без исключений :)

Фото сделано на стоянке под пер. Балкарский

4
Всем этого хочется!"...только не читайте за обедом большевис...(помните, у классика,да!?) Фото классное! Я утащу в коллекцию?

0
Конечно берите! Для таких, как Вы, хоть все мои кавказские фото не жалко! :)

-5
Отношение к русским может у грузинов и хорошее, в принципе, по другому и быть не может,
но внешняя политика Грузии с Саакашвили во главе направлена абсолютно в другую сторону
и понятно по чему, кто платит, тот банкет и заказывает... это грустно. Таблички стали на грузинском и анлийском...))

12
Да. Таблички стали на грузинском и английском. Ну и что? И для грузинской молодежи английский язык сейчас гораздо актуальнее, чем русский. И я их понимаю. И мне не грустно. Грузия - это не российская территория. Они имеют право жить, с кем хотят. И как хотят.

Мне все равно с кем Грузия "дружить" будет. Главное - чтобы Грузии было хорошо. В Грузии сейчас людям стало гораздо легче жить. Они увидели перспективу. Да, на деньги Европсоюза, Америки, Азиатского Банка Развития и т.д. Но я не могу их за это упрекать. Мне кажется, что было бы хуже, если бы они сидели нищие и голодные.

По крайней мере, деньги расходуются по назначению, а не разворовываются. И это радует.

-4
Главное, чтобы было хорошо, это точно)) А таличку можно и поменять со временем..)) Гестхауз так гестхауз)) В России кстати, сейчас аналогично людям стало гораздо легче жить, и тоже увидели перспективу.)). Только почему там много народу из Грузии переезжает в Россию?..)) Ответы то очевидны. В 90-е куча нашего народу ринулась на запад, большинство из них сейчас об этом горько сожалеет и старается вернуться.


3
У нас в Украине таблички на украинском и на английском. И что?

-11
Показать комментарий

-16
Показать комментарий


2
Ух ты вот это повествование!!! Спасибо!

4
Да, сильный репортаж!
Опять хочу в Сванетию!

2
Почему опять? Уже хотел? или уже был? ))

1
В 88 году, осенью, на отгулы, за две недели прошли хороший поход через поля Эльбруса, Донгуз-Орун в сторону моря. Порадовало огромное количество в Сванетии минеральных источников.

9
Очень хороший материал. Больно за российскую сторону Кавказа. Наши пограничники охраняют ГКХ от россиян.
Тоже собираюсь осенью в Грузию. Правда на Казбек. А может и в Сванетию завернем...

3
Да. Мне тоже больно. Уж очень бросается в глаза разница. В Сванетии сейчас - все для туриста. Это делает государство, но курируют этот процесс иностранцы.

Обучили владельцев гестхаухов, подготовили горных проводников из местной молодежи, промаркировали маршруты, офис по туризму построили...

На Европу становится похоже... А на Северном Кавказе за столько лет - никаких перемен.

Да и в Красной Поляне офиса по туризму до сих пор нет. Мне кажется, такое заведение должно быть на любом цивилизованном курорте. В этом смысле Местия гораздо ближе к цивилизации подошла...

-11
Показать комментарий

-6
Показать комментарий

0
XChoco
Если бы Кавказ оставили в покое, можно было бы за 20 лет его превратить в мировой альпинистско-горнолыжный курорт БЕЗ ГРАНИЦ, как в Европе.

Вопрос: Нужно ли это Европе?


0
Если бы Кавказ оставили в покое,
*****

интересно как?
Предлагаете всех нас выселить отсюда? :)

Другого способа "оставить Кавказ в покое" нет.

Проблемы Кавказ-это проблемы Кавказа,
имеющие исключительно внутреннее происхождение и глубокие исторические корни.

Ни США, ни Европа не имеют к ним ни малейшего отношения.

1
точно

1
Спасибо!
В былые времена каждый дом в Мазери был как Гранд-Отель. Помнится, так лихо поднимали стаканы за мир, за дружбу с гостеприимными хозяевами! Хочется снова попасть в эти горы.

4
Стаканы поднимают и доныне! И тОсты практически те же!

3
:)) Да, Svanko! Это точно! Тосты те же! Мой друг, который забирал меня из Мазери вечером, когда я спускалась с Ушбинского ледника, говорит: "Я в деревню заезжать не буду. Ты выйди из деревни. Я тебя тут подожду". "Почему?" "Да потому что нас поймают и опять будем барашка есть и вино пить. А я уже не могу!" Сванское застолье - это что-то! Перечитываю книгу "Внизу Сванетия" 1971 г. издания и убеждаюсь, что эта традиция у сванов сохранилась без изменений!

0
Хороший материал,но несколько преувеличено гостеприимство сванов.В зимнем репортаже красноярцев отмечено что очень трудно торговаться со сванами,не уступят ни копейки.И ближайшие соседи абхазы их лютые враги.Попробуйте возразить...

5
Мне кажется, что связь между гостеприимством и желанием торговаться не очевидна:)

9
О! Ленка, ты меня опередила! Мне эта связь тоже не кажется очевидной:) Поэтому возражать irik-у не буду.

Могу посоветовать ему попробовать поторговаться в Европе, например. В этом смысле европейцы гораздо менее гостеприимны, чем сваны.

Кстати, про гостеприимство я в статье вообще ничего не писала. Напишу попозже. В других постах.

А пока маленькая иллюстрация гостеприимства:

В Грузии, если я окажусь в кафе с грузинами, даже если мы малознакомы или встретились поговорить о делах, интервью, например, мне не придет в голову за себя заплатить. Обидятся!

А в Европе мне не придет в голову за себя НЕ заплатить. Обидятся!

2
Ирик, здесь подобное трезвое благоразумие неуместно...:)

Здесь преобладает экстатическое состояние духа:)

Все таки-горный народ чертовски сентиментален... :)

1
Очень красиво. Спасибо.

1
Спасибо Вероника!!!

Замечательно все описали, с любовью.....

Ушба бесподобна!!!

2
Интересно, как долго это пост будет в самых верхах. Уверен, что долго. Потому что написано здорово и с любовью.

6
Спасибо! И я очень боялась, что пост будет в верхах из-за того, что все опять непременно начнут друг друга "кусать" по политическим мотивам. Но этого не случилось. И потому спасибо всем большое!

9
Любовь - она ж спасает мир. Вот примерно так, как ваша :)

0
Здорово
Спасибо

1
Спасибо Вероника!
Целая Гора положительных эмоций
Привет из Сургута!

0
Привет! Надеюсь, когда-нибудь в горах встретимся... Я теперь в Сургут редко приезжаю...

3
Присоединяюсь ко всем благодарившим! Спасибо огромное за проделанную работу, Вероника! Так задолбали уже эти СМИшные, сплошь чернушные "новости", что Ваш пост, как глоток свежего сванского воздуха!!! Благодарен судьбе, что довелось побывать в тех местах! Жаль с погодой тогда не повезло. Но помню, как сваны извинялись за непогоду! А на аэродромном поле, где-то с краю бил нарзан, к которому мы частенько наведывались. Сохранился ли источник сейчас? Замечательные фото, нужная информация и вообще куча позитива!!! Пишу и улыбаюсь :))))))))))))))))))))))))))))

1
Когда я была там 5 лет назад, нарзан был на месте. А сейчас - не знаю.

Сваны..да...за непогоду извиняются! А еще они ее, эту погоду, лучше всех метеорологов предсказать могут. В Ушгули один дедушка давал гораздо более точное прогнозы, чем интернет. Раз сказал дождь - будет дождь.

1
Ай молодец! Убедила, решил сам поехать - взял билет на следующую пятницу....

2
Сильно. Удачи! Я, вообще-то, тоже быстро приняла решение. Проходила по Сочинскому морвокзалу и увидела надпись: "Комета Сочи-Батуми". За ней и последовала. Думала, на 10 дней поеду. Вернулась через 3 недели.

0
Спасибо!

А можно немного практической информации: сколько стоит паром, может быть расписание его известно? Виза после парома делается на месте? (если ехать на машине через Северную Осетию - то вроде как нет). Спасибо!

2
Это не паром. Это комета.

Стоит 3500 руб. в один конец.

Расписание по средам и пятницам.

Отправление декларируется в 10.30, реально выехали в 12.30

Виза делается по прибытии в морпорт г. Батуми. Стоит 1100 руб. на один месяц.

Прибытие - по состоянию моря. Штормит...не штормит...

От 4 часов (если не штормит) до 10 часов (если штормит).

Я ехала 7 с половиной часов.

Довольно мучительно, должна сказать. Особенно если у вас морская болезнь.

Если есть возможность, лучше из Москвы на самолете в Тбилиси или Кутаиси прилететь.

Более подробная практическая информация по всей Грузии, и в частности по Сванетии и Казбеги, здесь

1
Вероника,очень подробно,от а до я,присоединяюсь Спасибо))Уверен,после этой информации людей жаждующих путешествовать,на сванской земле будет больше!

1
Да это просто в избранное, однозначно. Честно говоря, я читал и плакал почему-то... Не стыжусь этого, очень захотелось туда поехать с женой и 3-х месячной дочкой... Спасибо Вероника.

1
Какой ты сентиментальный:)))) так вас поздравить можно?%) прекрасно)))

0
Да Ленк, 15 февраля доча родилась, и кстати Вероника зовут :)

1
Поезжайте в сентябре. И дочка подрастет к тому времени!

3
Так, к слову. Ходили в 2010м месяц по Сванетии. Стало точно лучше. Давно уже не грабят, просто цены на проживание, подъезды высоки и не соответствуют ожиданиям. Тропы заросли, хотя дорога от Мазери, через тот самый отель, нарзан и погранцов на Ушбинское плато интенсивно топчется. Тропа к Лекзыру заросла, есть только местами. Через приток с Нюрмиша моста нет, натянули переправу и не сняли. Лекзыр укоротился и теперь нет проблем при заходе на язык ледника. Топтали Башиль с Ласхедара, но маршруты давно не хожены и не чищены, много живья.
Сванетия хороша, надо ездить, пока цивилизация только подбирается, а то лет 5ть и колорит поблекнет.

3
Ну, что вы жалуетесь, что тропы заросли? Вот, поезжайте и протопчите их заново!

Те маршруты, которые промаркированы, см. сайт www.svanetitrekking.ge, - они в хорошем состоянии. За ними следят. Их уже 14. Будет больше.

Но они для легкого треккинга. Это не категорийные походы. И даже по ним мало людей ходит. Потому что, как я уже говорила, возрождение Сванетии началось с туристов-любителей башен, музеев и церквей. Не ходят они по горам. Не могут, не умеют и не интересуются.

Конечно, тропы на более сложные маршруты никто не чистит. Тропа на Цаннерский перевал тоже не маркирована. Хотя она есть. И очень красивая. Нет денег на все сразу. Все постепенно происходит.

Про цены. Тот контингент туристов, который туда приезжает, готов платить эти цены. Они платят за то, что оказываются в таком уникальном месте. В Альпах такого нет и уже не будет никогда. И поскольку туристы готовы платить такие деньги, цены и сохраняются достаточно высокие.

Хотя...смотря как на это посмотреть... Проживание стоит 40-50 лари с трехразовым питанием. 50 лари - это тысяча рублей. Можно договариваться о двухразовом питании и цене пониже. Все индивидуально.

А сами сваны - разные. Как и все люди. Некоторые прониклись коммерческим духом и никогда не снизят цену. А многие - наоборот. Они стесняются брать деньги!

"Как это мы будем брать деньги с гостя! В советские времена все у нас жили и никто денег не платил!" - говорит мне хозяйка дома со слезами на глазах!

Я ее успокаиваю. Говорю: "Это нормально. Так происходит во всем мире. Это ваш единственный источник дохода. Скоро сюда будет еще больше туристов приезжать. И вы к этому привыкнете".

А голландский турист кладет 50 лари под старую книгу на трюмо и уходит, попросив меня сказать хозяйке о деньгах, когда его не будет...

И уж точно, если вас где-нибудь в селе пригласят зайти в дом незнакомые люди и накормят, и напоят - денег с вас никто не возьмет.

3
Топчем Вероника, топчем. Спасибо за совет. Долру топтали, Местиачалу, Твибер. На всесоюзном маршруте сохранилась отдельная маркировка. Цаннер не топтали. Да и Цаннерского перевала нет, есть Верхний, Средний и Нижний. Жить можно за 30-35 лари, а если и есть, то 40-45. Лошадь от того самого отеля в Мазери до погранцов под Ушбой - 50 лари ( 2 часа). Торг везде уместен, мы не голландцы. Желателен спец с грузинским разговорным, хотя и жестами тоже можно.


-1
Замечательные пейзажи, очень понравились!

-11
Показать комментарий

4
Отличная статья! Тоже очень хочу туда съездить!
А интерес к этим местам появился ещё после прочтения книги "Восходитель" Ю. Бурлакова, написанной о Михаиле Хергиани.
Спасибо, Вероника!

-1
Да... Талантливый человек книгу написал... И я узнала про эти места из книг. Правда, сначало была "Внизу Сванетия" А. Кузнецова, а потом "Восходитель". Сейчас невероятно интересно перечитывать! Потому что я уже могу себе все это представить! С 70х годов мало что изменилось.

Но торопитесь! Цивилизация идет! Планируются подъемники на склонах Тетнульди и в Ушгули. Кстати, к осени обещали закончить асфальтированную дорогу до Ушгули. Пока только грунтовая.

2
Вероника, большое спасибо за статью, за возрождённую Сванетию! Та, давняя, Сванетия с её удивительными людьми и горами была и есть!!!

0
BRAVO! Мне етот было очень полезно!

5
Эх, Вероника, Вероника... Что-ж вы делаете??? Ну как вот после такого можно не поехать в Сванетию? Придётся ехать! :)
Огромнейшее вам спасибо!

3
Мне после первой моей поездки в горы, друг на день рождения подарил свою фотографию со сванской башней. И произнес тост по-грузински длинный и красивый. За давностью я, конечно, не помню его, за исключением слов.
- Что к этим камням надо прикоснуться руками....

0
К ним страшно прикасаться руками... Башням 800-1000 лет...И они сохранились не только, потому что их хорошо построили. Сваны по-настоящему берегут их. Как могут. Хотя не всегда получается. Не у всех есть возможность их вовремя ремонтировать. Государство сейчас выделяет много денег не ремонт башен.

0
К башням даже очень легко прикасаться руками. Ну и ногами. По башням можно полазить, при желании, правда все делать надо аккуратно, некоторые камни дышат.

1
а еще лучше - в сопровождении местных скалолазов :)

2
любопытно, что эти памятники разобщенности, вражды и кровавой мести,
вызывают у туристов такой гламурный восторг.

Как сказал кто то мудрый, трагедия истории повторяется в виде фарса.

1
Это не только памятник вражде и кровной мести. В башнях хранили иконы и другие ценности со всей Грузии. Сванетия, поскольку она была самая недоступная, была сокровищницей Грузии.

А башни вызывают восторг, во-первых, потому что они очень красивые.

Во-вторых, потому что они очень старые. И они до сих пор стоят. Хотя им так много лет. Восторг они у меня, например, вызывают, потому что это памятник людскому труду, в первую очередь. Когда многие народы еще кочевой образ жизни вели, сваны уже умели строить такие башни. Это еще и памятник расцвету Грузии. Башни строились, в-основном, в 10-12 веках. А после 14 века башни больше никто не строил.

И башни использовались для обороны, главным образом, а не для нападения.

То, что их использовали исключительно для кровной мести - это легенды для туристов.

Вокруг церквей сваны тоже часто строили башни.

И для обороны сванам не так уж много башен нужно было. Просто это была такая традиция - башня в каждом доме.

1
для обороны сванам не так уж много башен нужно было.
Просто это была такая традиция - башня в каждом доме.
******

Так это была оборона друг от друга.
Хорошо что нам не приходится прятаться в башнях от соседей.:)

В известной книге Кузнецов пишет об этом определено- масштабы кровной мести были такие что народ стоял на грани гибели.

Иноземным захватчикам, там, собственно, и захватывать было нечего.
Ушба в те времена ни малейшей ценности не представляла, а больше там ничего нет.
Земля горная,скудная, жизнь суровая.

1
Кандидат исторических наук, которого я встретила в местийском музее, сказал, что Кузнецов немного преувеличил. Масштабы кровной мести, действительно, были огромными в начале 20 века. Только башни тут ни при чем. Башни построили в 10-12 века. Предполагают, что с целью обороны. Земля ценности не представляла. А сокровища, которые в башнях прятали, та же Царица Тамара, очень даже представляла ценность. Да и князья Дадешкелиани требовали от сванов дань и время от времени приезжали ее получить. Но так и не получили, разумеется.

И сосед с содем не воевали, как написано у Кузнецова. Это просто невозможно было. Посмотри на фотографии, как башни близко друг к другу стоят. Да они бы просто поубивали друг друга - каждый из своей башни. И толку бы от башен никакого не было.

4
Вероника. Я не буду повторять все прекрасные слова, сказанные в Ваш адрес. Просто к ним присоединюсь.
Обратите внимание, какая восторженная и благодарная реакция! А ведь это наши соотечественники, которым Вы хотели открыть глаза на современную Грузию.
Мне искренне все понравилось, но примите критику. Со стороны Грузии Вы говорите от лица народа Грузии, а со стороны России - от лица официальной политики.
Глубоко убежден, многие россияне, как и грузины полностью понимают и отдают себе отчет, что, где и почему происходит. Народы, как правило друг с другом не враждуют, враждуют их правители и то, порою договорившись друг с другом, чтобы отвлечь своих же сограждан от внутренних проблем.
Так что Грузию мы любим, грузинский народ обожаем, у нас здесь много друзей, самые светлые воспоминания юности!!!
Из Местиа уехать трезвым просто нереально! Гостеприимные, доброжелательные, бескорыстные люди. Сдачу не давали никогда! Это было как подтверждение святого правила. Могли деньги не взять, угостить, отдать. Но сдачу не дать - это святое.
Спасибо еще раз за прекрасные минуты, проведенные благодаря Вам, в далекой-близкой Грузии, далекой-близкой Юности.

1
Смысл моей критики в том, что Вы несколько раз настоячиво писали, что грузины любят руских, а русские не отвечают им темже, или относятся не так хорошо, как они. Может мне это показалось. Но я говорю о своем впечатлении. Поэтому отвечаю, что мы также любим и уважаем грузинский народ и весь негатив между нашими народами результат политики наших правителей.

0
Вам это показалось. То, что грузины русских любят, это я, действительно, говорила.

А то, что русские грузин не любят, - не говорила. Я лишь заметила, что очень многие русские не знают, что мы с грузинами - "братья по вере".

Я не говорю про среду - туристы-альписты. Те, кто был в Грузии, грузинские церкви не забудут.

Я говорю про общество в целом. Для большинства граждан нашей страны работает стереотип: кавказец=мусульманин=религиозный фанатик или террорист.

Вы проведите эксперимент. Попросите своих знакомых, друзей, родственников назвать 3 христианских народа на Кавказе. Сами увидите.

Русские не любят Саакашвили. А грузины не любят Путина. И в этом мы с грузинами похожи.

А вообще, политические дискуссии в Сванетии у меня просто не возникали. Было о чем другом поговорить.


1
Спасибо за добрые слова. Только про критику ничего не поняла. Я не говорю от лица народа Грузии. И от лица официальной политики России тоже не говорю. Ни народ Грузии, ни "официальная политика" меня на это не уполномочивали. Политика вообще меня не интересует. Хоть официальная, хоть "неофициальная". Я не поняла смысла ваших слов.

Я говорю от СВОЕГО лица. Что увидела, то и рассказала.

О Сванетии и о Грузии было мало информации. Я поделилась информацией со всеми. Только и всего.

Кстати, сдачу сейчас везде дают. Туда же сейчас одни европейцы ездят. Попробуйте европейцам сдачу не дать... А деньги не взять или угостить могут. Это правда. Меня вот сванские полицейские отвезли из Ушгули в Местию. И денег не взяли.

1
Доброе утро!
Только проснулся и сразу на РИСК - а может там что новенькое появилось?
Грузию мы туристы ( в плане спортивного туризма) , Украина город Сумы открыли ( по новой - не считая советский период) для себя уже несколько лет назад. Вначале была зима , потрясающее катание на горных лыжах в Казбеги. А в прошлом году было восхождение на Казбек. Я не смог . Как раз в это время - ровно год назад- трагически погиб мой младший сын Толянчик.
Ну а ребята приехали с Грузии ну просто с горящими глазами - ИМ ВСЕ ПОНРАВИЛОСЬ. И горы и и природа люди. (И политика - лоялное отношение чиновников и полиции)
Поэтому в этом году куда ехать летом вопрос даже не стоял - конечно Грузия. И конечно Сванетия.
А ваш пост Veronika дал нам много полезной информации .Спасибо еще раз.

1
Спасибо огромное, вот такие замечательные посты должны висеть "в ТОПе" Риска. Именно так! :)

-4
Автор на протяжении всего очерка пытается внушить: "Какая прекрасная страна Грузия! (да и мы и сами прекрасно знаем об этом - я имею ввиду природу). А какие замечательные люди!" И всё такое. У нас что, в Кремле дураки сидят? И куда подевались те "милые разбойнички", которые совсем недавно грабили наших ребят под Ушбой и Шхельдой? Неужели перевоспитались? Известная поговорка гласит: "Горбатого могила исправит".

0
Alexeich, семья не без урода! А этих уродов в Сванетии больше не осталось, Слава Богу! Приезжайте, как Вас встретят, потом расскажете. А в Кремле? ну в Кремле не дураки сидят, но у них своя политка и интересы.... но это скучно и не интересно.
Успехов!

0
И куда подевались те "милые разбойнички", которые совсем недавно грабили наших ребят под Ушбой и Шхельдой?
***

Мне тоже это интересно.
Может, их пристыдили? :)
Или реально зарплату повысили погранцам,
так что снимать барахло с альпинистов им стало неинтересно... :)

2
куда подевались "милые разбойнички"? Кто в перестрелке погиб, кто "сидит" надолго... а остальные... сделали выводы.

6
Большое спасибо Вам, Вероника за потрясающий пост про соседнюю моей Балкарии - Сванетию! Каждый раз, стоя перед "Безенгийской стеной" меня гложело сильнейшее любопытство: что же находится за пределами моего взора, как выглядит "Безенгийская стена" с южной стороны? Благодаря Вам я увилела, хоть и на фотографиях, обратную сторону Кавказского Хребта и деревню Ушгули! К сожалению, сегодня наши границы со сванами закрыты и мы, - балкарцы не можем, как раньше, поддерживать тесные дружеские отношения.

3
Балкарская пословица "Свану горы не преграда" говорит об интенсивности межэтнических контактов. И сегодня балкарцы-старики часто упоминают о людях, которые "так быстро переходили через перевалы, что хичины (пироги) горячими доставляли в Грузию".
Спасибо ещё раз, Вероника за интереснейший репортаж! Желаю удачи!

0
А как вас, балкарцев, сваны вспоминают! Очень тепло! И тоже очень расстраиваются, что не могут к вам прийти...

Кстати, Вы, балкарцы, в Грузию можете приехать через Верхний Ларс. Жителям Северного Кавказа (место жительство подтверждается пропиской) разрешн въезд в Грузию БЕЗ ВИЗ. Через КПП Верхнего Ларса. Подробности в Верхнем Ларсе можно узнать.

3
Как я понял из комментариев к этому посту, в это лето в Сванетию собираются десятки альпинистских и туристских команд. Очень хотелось бы по окончании сезона увидеть где-нибудь их отчеты. Наша команда обдумывает возможный поход туда летом 2012 года, если политическая обстановка не обострится. Поэтому нам теперь уже важны не столько цены на жилье и транспорт и подтверждения, что там не грабят, сколько технические описания конкретных маршрутов. При всем глубоком уважении к альпинистам Сванетии, к сожалению, мне трудно поверить, что маршруты совершенно не изменились с тех пор, как Наумов опубликовал свою книгу, и даже с тех пор, как были написаны последние отчеты по району (80-е годы). По крайней мере снежно-ледовая обстановка по северную сторону ГКХ за это время изменилась очень сильно. Подозреваю, что и по южную сторону все слегка поменялось.
Поэтому очень надеюсь увидеть хотя бы 10-20 свежих технических отчетов по Сванетии по итогам предстоящего лета. Это позволит хотя бы приближенно оценить изменения снежно-ледовой обстановки в целом.

0
Да... хорошо бы было...

Тем, кто туда пойдет, советую получить консультации у Заура Чартолани в Центре по туризму (+99551419353), Афи Гигани, Михаила Гоштелиани, Авгана Навериани, Идриса Хергиани. Их там, в Местии все знают. Выходите на центральную площадь, и спрашиваете, где найти такого человека. Они могут рассказать о состоянии маршрутов, потому что ходят по ним.

1
К сожалению, сегодня наши границы со сванами закрыты и мы, - балкарцы не можем, как раньше, поддерживать тесные дружеские отношения.
Вот по поводу дружеских отношений между балкарцами и сванами. В нашем альплагере "Адыл-Су" завскладом был Тахир Адамович, в посёлке Эльбрус в местной мечети занимал должность что-то типа старосты. Вы бы слышали, как он отзывался о сванах, которые поселились в Приэльбрусье после выселения балкарцев в Среднюю Азию. Возратившись в места своего проживания балкарцы с негодованием увидели, что на месте их кладбища сваны устроили свинарник. Кровопролитию помешали МВДшники. Сваны потом практически все свалили на историческую родину.

0
Речь шла о XVIII-XIXвв. К сожалению, в истории свано-балкарских отношений, как и между любыми другими народами, были и сложные периоды (не буду вдаваться в историю), но они всё же не были определяющими. Взаимовыгодные куначеские отношения балкарцев со сванами и рачинцами толкали обе стороны на мирные способы разрешения конфликтов.
Вероника, мне очень приятно что сваны до сих пор помнят и тепло вспоминают наших предков!

3
Ну, не переживайте так, не все балкарцы перестали общаться со сванами :) Просто в районе Безенгийской стены ГКХ очень высокий и сложный, а немного восточнее они до сих пор общаются, как мне сами общающиеся рассказывали ;)
Кстати, балкарцы мне тоже во всех походах попадались бескорыстные, отзывчивые и приветливые. На айран всегда звали, угощали, через реки на лошадях переправляли, БЕСПЛАТНО подвозили (иногда очень далеко, а от денег отказывались). Но, вот что-то в Приэльбрусье у Вас в этом году совсем стало неспокойно.... Жаль.

1
Написано красочно, красиво и убедительно. Суть такова: в Грузии люди доброжелательны, транспорт и туристическая инфраструктура налаживаются, а альпинистской инфраструктуры пока не предвидится.

0
Тут еще важно не путать инфраструктуру для "культурного" и "спортивного" туризмов. Для "культурного", наверное, действительно, все уже есть. Для "спортивного", кроме "общей" инфраструктуры (транспорт, визы, погранпропуска), нужны еще спасслужба и свежая техническая информация. И с тем и с другим - пока небогато. Пытаемся выяснить. После опубликования данного поста в комментах к нему несколько десятков групп сообщили, что, прочитав его, решили в этот сезон идти туда. Такое везение редко бывает! Будет замечательно, если все они отпишутся по возврашении. Фактически район будет сразу описан чуть ли не полностью.

0
А то, что все эти группы не опишут, опишем мы в следующем году, да Вадим? ;) Эх, только бы здоровья на осуществление такого хватило бы....

0
Все верно. Если понимать под альпинисткой инфраструкторой альплагеря. Но в горы можно и без альплагерей ходить.

0
Экспедиционное альпинистское мероприятие - очень хлопотное дело.

0
На самом деле, не такое и хлопотное.
То, чем мы занимаемся, уже давно подпадает под такое определение.
Разница только в том, есть помещение под снаряжение и поддержка в виде МЧС в данном районе, или нет.


0
Ну, в Альпах же тоже нет альплагерей. А люди как-то делают восхождения... В Альпах есть гиды. Но в Сванетии они тоже есть. Они не обучались в Школе гидов в Шамони. Но они есть. И есть те, кто могут водить на Шхару, Ушбу. Афи Гигани, например. Но клиентов нет. Поэтому он работает летний сезон в Средней Азии гидом. Я позже выложу интервью с ним. Нет времени на все сейчас.

0
Кстати для информации! Здание администрации в Местиа выглядело таким еще в далеком 1980г. Только асфальта было поменьше. А то ведь народ подумает что это последствия военных действий.

0
Мне сказали, что был пожар. Оно и сгорело. А денег восстанавливать не было.

2
От Вероника дала, так дала. Не помню темы так живо обсуждающей на Риске.

2
Спасибо! Отличный пост! Мы в прошлом году, тоже проехались по Грузии, автостопом из Украины через Россию (С. Осетию) по военной грузинской дороге в Тбилиси и в Сванетию. Там так хорошо, что до сих пор отойти не могу. Недавно выложили статью: Двое в однослойке...

2
А чего ж раньше не было на риске этой статьи хотя бы ссылкой?

Товарищи! Сходили что-то интересное, фоткайте и не поленитесь выложить хоть как-то! :)

1
Прочитала ваш рассказ. Понравился! :)) Как я вас понимаю! Меня Ушба 3 недели дразнила. То один рог, то другой покажет... Один раз сидела на озере Корульди (над Местией) 40 минут. Ждала. В Мазери 3 раза ездила! Говорю местным: "Не любит она меня!" А они отвечают: "Оставайся жить здесь - полюбит!"

Показалась-таки в день отъезда

3
Да, Вероника,зажгла,спасибо!

2
СПАСИБО! За гостеприимную Сванетию.

Вот рассказ Саши Пирогова(где-то рядом с Ушбой) ВЫНОСЛИВЫЙ ППУТЧИК.

-Тащит?
-Ага, да еще как!
-Ты смотри- какой тщедушный, а лезет как танк!
-Маленькие и худенькие всегда выносливые,- ответил я ,задыхаясь.
-Крутизна такая ,я уже взмок, а ему хоть бы что! Да и груз у него тяжелее, чем у меня.
Помоги-ка снять рюкзак!
Мы сбросили рюкзаки с ноющих от усталости плеч.
-А он что, не хочет отдохнуть?
-Нет. Видишь, дальше лезет. Двухжильный,даже не перекуривает. Наверное оттого , что питается не как мы?
-Конечно! В основном у него растительная пища. Мясо, жиры строго ограничены. Дозы умеренные, на ночь не наедается до кошмаров.
Не курит, пьет воду.
-А как насчет крепкоблагородных?
-Да ты что! В рот не берет , Трезвенник!
Мы замолчали ,задумчиво глядя на третьего. Он все также невозмутимо продолжал взбираться по крутому склону, не обращая никакого
внимания на наши реплики.
-Ну что? Ползем и мы дальше ?
-Полезли, а то вон он куда забрался, почти и не видно.
Кряхтя мы взвалили на себя рюкзаки и вскоре все-таки обогнали муравья ,тянувшего вверх по склону высохшего кузнечика.
Мир Путешествий 1991г.

-11
Показать комментарий

1
Ась?
Поменьше зомбоящик смотрите и мозги почаще включайте. И прийдет вам счастье и станете добрее.

12
Полностью согласен - хорошо автора "обработали".
Хочется пожелать, чтобы и по эту сторону ГКХ гостей и просто туристов обрабатывали бы и встречали так же хорошо. Так, чтобы потом, приехав домой, людям захотелось бы сесть и написать такую же прекрасную статью.

0
люди скажите название вузов если кто знает за рубежом где готовят спасателей

-7
Показать комментарий

3
Так случилось, что мы в прошлом году, во время путешествия в Сванетию (Двое в однослойке), не рассчитывали останавливаться в гостиницах или постоялых домах, ну и денег у нас на это не было, но несколько раз, в отвратительную погоду, люди с которыми мы знакомились давали нам кров над головой и даже делились едой не требуя за это ничего взамен. Вам и вашему необразованному, но "умному" другу есть чему поучиться сванов и грузин.

2
Вы правы. Я тоже поражаюсь этому искреннему желанию помощь от совершенно незнакомых людей. Как долго это продлится? Не знаю. Цивилизация придет. И люди изменятся. Туристов будет слишком много. Нельзя же будет к каждому относиться, как к родному... Но пока это так. И это безмерно удивляет европейцев.


1
Спасибо за интересный рассказ и фото! Класс!
Воспоминания поглотили...: был в Местии в 84-ом, а в Мазери в 86-ом. И в 87-ом: Накра, Местия, Жабеши. Незабываемые впечатления. Очень хочется ещё там побывать. Даже маршрут продумывал.
К слову о Зесхо.
В прошлом году были на леднике Фытнаргин (Агаштан) и с него видели два дня подряд довольно много альпинистов, совершавших со стороны Грузии восхождение на в. Марджаношвили. А за ГКХ там а/л "Зесхо". Видно во всю работает.
Старая генштабовская карта тех мест здесь.

Фото с ледника Фытнаргин. Вершина Марджаношвили с альпинистами (на фото не рассмотреть) справа.

1
В "Зесхо" в 2010 стояла киевская "Вертикаль", и еще кто-то был... По слухам в этом году лагерь тоже пустовать не будет.

1
еще кто-то это Львовская "Вершина"


4
Ужба жи хацид миж, Лахбар Шванер!!!

Над Ушбой по-прежнеу восходит солнце, Братья Сваны!!!

3
Поехали в Мазери! Там им и скажешь! А то сюда они вряд ли заглядывают :)

0
Ссылки на фото Донгуза...
http://www.photosight.ru/photos/3667941/?from_member

http://www.photosight.ru/photos/2918452/?from_member

http://www.photosight.ru/photos/2177812/?from_member

http://www.photosight.ru/photos/2171074/?from_member

http://www.photosight.ru/photos/2121333/?from_member
http://www.photosight.ru/photos/1493350/?from_member
http://www.photosight.ru/photos/1458765/?from_member
http://www.photosight.ru/photos/1422853/?from_member

0
Володя, спасибо большое! Сейчас сделаю.

-4
Альпклуб «АЙЛАМА» предлагает:

Альпинистские туры (любительские, полупрофессиональные и профессиональные восхождения)

Туристические путешествия

Детальная информация

www.ailama.ge

Любые отчеты и возникающие в связи с маршрутами вопросы можно решить с нами - наш клуб объединяет известных грузинских альпинистов - будем рады переписке и сотрудничеству

0
Знаете, даже в этой ветке, где люди ищут контакты в Сванетии, Ваш комментарий могут удалить, если Вы будете множить его. Здесь не любят спам. А если оставите в единственном экземпляре, может, кому-то и поможет. Нам, например, через год.

1
Я внесла информацию о вас прямо в текст статьи. Да и в путеводителе svanko вы тоже есть.

2
потрясающие горы, очень захватывающе.

7
Не то, чтобы путевые записки по Сванетии всколыхнули меня - я до ситх пор не могу забыть Сванетию 1989 года, когда сванские друзья пригласили организовать работу нового лагеря "Сванетия". Целое лето в Сванетии - это стоит дорогого! А тут на Ваших фото такие знакомые и добрые лица чудесных друзей (жаль, что всех нет возможности показать!). Да, это было не простое время и для Сванетии и для сванов. Но не смортя ни на что, все они остались в душе и споминаются по случаю и без случая. Иутко хочется хоть мельком их увидеть! Но... Спасибо Вероника за столь волнительный рассказ о сегодняшней Сванетии! Спасибо!

2
Здравствуйте! Павел Павлович! Очень рада, что и Вам тоже понравилось!

-1
Читаю, читаю... Какой-то массовый грузино-сванский психоз.

3
Люди склонны к массовым проявлениям эмоций...
это знает любой, кто был на футболе или хоккее :)))

7
Массовый АНТИгрузинский психоз уже был. Пусть теперь позитивный психоз побудет))

-8
Показать комментарий

1
Рассказ очень-очень!! Сразу туда захотелось! Спасибо :)

1
спасибо вероника

8
я живу сванети желаю принимат гостеи из рассии. адресс-местиа. улица в.гоштелиани №17. нази калдани.

2
Замечательная статья. Пронизана искренней любовью к действительно прекрасному краю, Сванетии. В каждой строчке чувствуется глубокое сожаление того, что очень мало россиян едит погостить к сванам, что бы лично убедиться что в Сванетии действительно рады гостям (в том числе и русским).
Спасибо за материал, Вероника. Такие статьи действительно делают мир немножечко лучше.

1
...очень понравился Ваш материал...при возможности, с дочерью воспользуемся и маршрутом, и телефонами, указанными в Вашей статье...

5
Спасибо, Вероника! Большое спасибо за такую любовь и отношение к Сванетии и сванам. Прогулка по вашей странице сайта для меня превратилась в Праздник, получила много положительных эмоций от чтения Ваших рассказов и не менее радостно настрой читателей, который ясно видно из комментариев от посетителей сайта.
Отдельное спасибо за то, что благодаря Вам я "побывала" у себя дома и видела многих моих родственников на Вашем сайте...
Я живу в Москве, работаю в Финансовом университете при Правительстве РФ, но Домой (в Сванетию, Местию) езжу каждый год и провожу там по 2 месяца (весь отпуск).
Будете в Местии летом - загляните к нам в гестхауз Фадаленд, который находится в ахалшени напротив службы скорой помощи.
Я буду очень рада с Вами пообщаться и подружиться.
А пока можете несовсем завершенный сайт посмотреть: inmestia.com и написать мне по адресу: inmestia@gmail.com или через сайт.

С уважением, Аза Давидовна Иоселиани, доктор наук, профессор.
Всего наилучшего.

1
Благодарю!
Прекрасный пост.
Вспомнилась поездка в Сватени в 60-х.
Дай Бог попасть туда в следующем году.
Сванетия как курорт в районе Ушбы на порядок лучше Приэльбрусья.
Сложности только с дорогой. Но и она устаканится.

1
Вероника, СПАСИБО ВАМ! очень душевный и информативный пост.

Если можно, по следам, вопрос: готовимся к походу по Сванетии. Пришли слегка в тупик - не можем найти карты-топохребтовки Сванского хребта. Нет ли у Вас, случайно, под рукою? Или, вдруг, Вы знаете, к кому можно обратиться с этим вопросом. Поход у нас не очень альпинистский, точнее - 1ка с элементами 2ки (т.к. группа разношерстная, есть те, кто были в серьезных выездах, а есть те, кто только Крым/Карпаты некатегорийные ходили и это их первый выезд в серьезные горы). По изучению материалов о местах, поняли, что нашей категории там найти сложно перевалов и маршрутов, все более для матерых туристов-альпинистов... А попасть в_туда - очень хочется. Мой эл.адрес: gall_zh(собака)ukr.net
Спасибо в любом случае!

3
Вероника, спасибо большое за статью. С огромной теплотой вспоминаю ребят-альпинистов из Сванетии, с которыми приходилось встречаться в горах. В 89-м году училась в школе горнолыжных инструкторов в "Эльбрусе". Приехали сваны. У них в группе был парень. Звали Заури, фамилию, к сожалению, не помню. Он был любимцем всей школы. Никогда не забуду, как стоит НАШ Заури на склоне, весь в лыжах, ботинках, с палками в руках и так философски:"Ну что, лыжи дали, палки дали, в ботинки обули - осталось научиться кататься!" И ведь научили. Не тот ли это Заури, которого Вы упоминаете в статье? Я этих ребят, открытых, веселых до сих пор помню. Они очень тепло ко мне относились. Зовут меня Тамара и живу я на Западной Украине. Поэтому как-то сразу сестрой назвали))) Кстати, у нас меня часто спрашивают, не боюсь ли я ездить на Кавказ. Отвечаю - нет, не боюсь. Везде живут люди, нормальные, простые, которые работают, растят детей, с которыми можно найти общий язык. Интересно, а знает кто, как лучше всего добираться в Грузию из Украины? Еще раз спасибо, Вероника. Желаю дальнейших творческих успехов!

1
Тамара, про Заура я отдельно пост сделаю. И там будут его фотографии в молодости. Вполне возможно, что это тот самый человек...

7
Здравсвуйту Тамара, Вы не ошиблис, ета я, большое спосибо за тёплие слова. Очен рад, Что кто то нас помнит.
Мой адрес: z.chartolani@gmail.com
Напишите а вас, всё интересно. С уважением, Заури Чартолани
P.S. Спосибо Вероника, всё супер.

1

0
Ой! Спасибо! Очень хорошие новости! Теперь все граждане России могут получать визу в Грузию на КПП "Верхний Ларс".

3
Мамочка моя родная! Заури, помнишь? А как в выходной день мы "случайно" всей школой оказались в Долине Нарзанов? В кафе. Там курсантов собралось почему-то больше, чем на лекциях)))))) И бутылку шампанского от вашего стола представителям Западной Украины, детям хоть маленьких, но все же гор я до сих пор помню!

4
Ой! Я чуть не плачу! Прямо как в передаче "Жди меня" ))) Напишите Зауру на его личный адрес. Он не активный посетитель интернета. Сюда во второй раз может и не зайти...

0
Уже написАла)))))

2
Вероника, вот огромный Вам поклон, до самой земли, за такие посты. И читать приятно, и много интересного про район, и людей знакомых вот так находишь

0
Здравствуйте !
Щас понятно много туристов,но 5 лет назат девушка из России в Сванетию ...... ?! ))

0
а что было бы? не, правда любопытно.

0
а что было бы?
****
Да ничо... она там и пять лет назад была :)

0
Скорее всего ничего,потому что для Грузин и тем более для горцев гость - святое,но имидж был страшного региона,где люди живут средневековыми традициями ...


-2

я восторге.слов не хватаеть.всиё так красиво и умно написанно что после этого статии даже враг и то захочеть прпежать в сванетию.


-3

мой веб страница.www.mectiatour.com


2
Поправьте - http://www.mestiatour.com/

0
Великолепно, спасибо большое... Все хочу в европы на лыжах покататься, вот теперь думаю - может лучше в Сванетию?

1
Может и лучше... Сегодня смотрела сколны горы Тетнульди, где планируется построить канатную дорогу на 3800 м. С потрясающим видом на Ушбу и Чатын. Если это сделают, то это будет лучшее место в Европе во всех смыслах...

Для тех, кто боится злых сванов и все еще думает, что в Сванетии опасно:

Сегодня взяла в прокат машину (есть теперь и такой сервис в Сванетии), по пути в Жабеши подвезла двух сванов...с топорами. )))

1
Вероника, спасибо за отличную страницу! Вы прекрасно чувствуете предмет и достойно его излагаете.
В Сванети я был много раз так просто (исторический снимок прилагается), а также участником альплагерей Айлама и Зесхо. Мне посчастливилось: инструкторами были у меня Вахо Сабанидзе ("Чингачгук") и легендарный Шалва Мобилович Маргиани.
А больше я в тех краях не могу появиться, потому что мне дико стыдно за соотечественников, учинивших варварский разгром в Грузии. Пользуюсь случаем покаяться за русских. Правильнее было бы не народам драться меж собой, а учинить дуэль меж Саакашвили и Путиным. Потерь и варварства было бы меньше.

1
Пользуюсь случаем покаяться за русских.

Лучше покайся за своих новых земляков, разбомбивших Югославию, Ливию, Ирак и т.д.

ЗЫ: к сванам ничего кроме уважения не имею

0
Лучше покайся за своих новых земляков, разбомбивших Югославию, Ливию, Ирак и т.д.
******

речь вроде про Грузию.
ее эти гадские изобретатели самолета не бомбили, скорей наоборот, помогли материально.

ЗЫ интересно, в Солт лейк-сити можно быть многоженцем, или это в прошлом?
(сорри за офф:( )


0
да уж... я тоже думаю, хорошо бы их посадит на необитаемый остров и выдать по бейсбольный бите. Пусть себе мочат друг друга. Но вы можете спокойно приезжать и не надо каяться. Сваны - вполне умные и деликатные люди. И прекрасно понимают, что Путин не консультируется со своим народом по поводу кого бомббить, а кого нет, равно как и Саакашвили.

0
Отличное описание :=) ,имею на руках билеты до Батуми думаю что доберусь и до Сванетии, вопрос только на какую погоду расчитывать в мае месяце?

0
Лучший репортаж за три месяца!

Мне в тему, т.к. давно в Сванетию собираюсь...
Большое спасибо!
Как будто сам там побывал...

Veronika пишет (21:06 26.05.2011):
Я там три недели была... пишу-пишу и с удивлением обнаружила, что уже 10 страниц написала, а материала еще осталось на маленькую книжку...

СПАСИБО, Veronika.
Сванетия – уникальный район!

По геологии, Кавказ образован «наездом» северной плиты на южную. Поэтому, получился мощный «обрыв» на юг. Поэтому, с юга, подъезды-подходы к ГКХ – короткие и лёгкие. Поэтому, НЕТ на Кавказе другого такого района, в котором так легко можно добраться к такому большому количеству сложных и простых вершин; сложных и простых перевалов. Поэтому, Сванетия – это РАЙ для альпинистов и горных туристов.
С ГКХ хорошо виден Сванетский хребет. Видно, что там маловато воды летом. Но, зимой, наверное, там мог бы быть РАЙ для лыжников.


Veronika, ПИШИТЕ, пожалуйста. У Вас хорошо получается.

0
Спасибо, много полезного и интересного! В связи с открытием нового направления Киев-Кутаиси, количество туристов значительно увеличится, Сванетию увидят, и надеюсь полюбят! Собираюсь быть там в начале октября, как с погодой в это время?

0
Хорошая статья. Был в Сванетии в сентябре этого года. Ехал своей машиной. Дорога хорошая, никаких затруднений не вызвала, если не обращать внимание на серпантин. От поездки только положительные впечатления. Три дня пребывания в Сванетии маловато, хотелось посетить Адиши, Ушгули, но за неделю до нашего приезда размыло дорогу, ехать не посоветовали. Погода была супер, все время солнечно и тепло. Народ дружелюбный. Все ждут когда русские туристы поедут, пока с этим проблемы (довольно мало по сравнению с другими иностранцами). Если кто сомневается ехать или нет, езжайте однозначно, не пожалеете.
Будут вопросы, задавайте, что знаю расскажу.
Всем удачи.
Валерий.

0
Все отлично!. Спасибо всем

2
На майские снеговая линия начиналась с 2300-2400 на южных склонах (ниже обычного на 300-400м). Остальное по-прежнему...

2
Если не секрет, поделились бы отдельным постом (фото)репортажем о поездке. С описанием, где встречали мосты, где гестхаузы какие, или магазинчики в удаленных деревнях, где ловила связь, и т.д. - что может быть полезно для поездки в Сванетию и еще не освещено в этом посте...

1
Если кому необходима информация, в этом году рейс Сочи - Батуми - Сочи из Морского порта:
Экспресс-Батуми
(судно на подводных крыльях)
Сочи-Батуми
Взрослый – 4000 руб.
Детский (до 12 лет) – 1750 руб.
До 2 лет – 500 руб.
Отход: ВТ, ПТ
10:30-12:00 (МСК)
Время в пути – 4 часа 30 минут
Приход: ПН, ЧТ (17:00)
Сочи:
+7-918-409-12-96
Батуми:
+995-93-333-966
Бронирование билетов осуществляется по телефону.
Билеты продаются в кассе за 1 день до отправления.
http://www.morport-sochi.ru/lines/

0
а как просиходит оформление визы,Вы не в курсе?

0
Никак не происходит. Виза не нужна.


1
Из темы http://www.risk.ru/users/rust/198476/:
появился автобус Москва-Тбилиси: http://www.avtovokzaly.ru/avtobus/moskva-tbilisi/

Позвонил по номеру, результат:
- отбытие не ежедневно, а среда/суббота;
- время (36 ч) на проход границы не учитывается, но учитывая, что КПП теперь круглосуточно, большой очереди быть не должно;
- багаж 20 кг, далее 100р/кг;
- кондиционер есть;
- туалет на остановках;
- цена, да 3000р.

0
>> КПП теперь круглосуточно.
На Крестовом перевале? Это точные сведения? Мы после нового года едем на машинах в Гудаури, для нас это очень важная инфа. Подтвердите пожалуйста!

1
В октябре знакомые ездили - КПП работал круглосуточно, но очереди все-равно были большими.

0
Всем доброго дня, есть к любителям Сванетии простой вопрос, на который наверняка сложно найти ответ?!)

Когда лучше ехать, чтоб угадать с погодой для восхождения на Донгуз? Июль или август ?
Заранее спасибо !

0
Гыгы! Человек (или организация), который сможет стабильно делать ПРАВИЛЬНЫЕ долгосрочные метеопрогнозы, станет самым богатым на планете!
Этот сезон практически на всей территории Евразии - замечательный пример!

0
Но все же, есть в каждом районе свой идеальный месяц или 20 дней наиболее вероятно стабильной погоды. Я грешным делом думал что на Кавказе хорошо только в августе, но вот читаю отчтеты по Сванетии и часто замечаю в августе плохая погода, в июле получше...


0
По поводу покататься в Сванетии. Как я понял из инета, гостиница у подъемника давно забронирована, из Местии туда только на джипе , с жильем в Местии туго. Учитывая длину трассы - не вариант. Будем ждать развития инфраструктуры.

1
Про круглосуточность КПП 100% не могу сказать, т.к. знаю только теоретически.

Про канатку (текущую) - я летом поднимался. Минус - ехать из Местии 10 минут на машине (любой - асфальт). Трассы вполне длинные (по ощущениям метров 600-700 перепада), канатка с хорошей пропускной способностью. Жилье в Местии думаю не проблема совсем. Увы, ехать туда очень долго и ради одной канатки зимой смысла нет. Вот построят Тетнульди, буду думать.

1
" На Крестовом перевале? " --А что.границу перенесли ?

0
Ага. На 50 км. к северу. Скоро в Цее будет нормальная Горнолыжка!

0
Вероника, спасибо за эту статью.
Сванетию (впрочем как и всю Грузию) очень люблю..
Я много фотографировала в поездках по Грузии. .если что надо будет - поделюсь обязательно))
спасибо)

1
Не сочтите за рекламу, нашли адекватную цену по машине, трансферу Аєропорт- Мазери под летний поход, делюсь инфой:
bus@gi-travel.ge
скайп: sky-queen-

1
И здесь половина фото "эдельвейсы" :(

0

Регулярные поездки Харьков -Одесса https://starbus.com.ua/buses/Kharkiv/Odessa/


Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru