ОСКАР КАДИАК: Я БЫЛ ПЕРВЫМ!

Пишет liana, 02.07.2007 10:41

14 июня 2007 года удачно завершилась очередная экспедиция на Эверест. Восхождение проходило в свободном стиле по северо-восточному хребту. Все бы ничего, если бы не вышедший несколько дней спустя пресс-релиз участников экспедиции, который произвел эффект взорвавшейся бомбы.

В официальном заявлении, в частности, говорилось: "Американец Конрад Анкер и британец Лео Холдинг стали первыми, кто смог подняться в свободном стиле по северо-восточному хребту до вершины Эвереста". Но на самом деле, подобный подвиг был совершен 22 года назад другим именитым альпинистом – испанцем Оскаром Кадиаком. Причем тогда Кадиак не пользовался кислородом, как это делали участники минувшей экспедиции.

- Оскар, признайтесь, в 1985 году вы тоже прошли вторую ступень* в свободном стиле?

- Да. Это было 28 августа 1985 года. В тот день я добрался до вершины после нескольких лет подготовки. В тот же день родилась и моя первая дочь Ода. В те минуты, когда она появилась на свет, я спускался вниз и находился на высоте в 8000 метров.

- Были ли веревки и лестницы на второй ступени, когда вы добрались до нее?

- Была только на половину повисшая в воздухе алюминиевая лестница. Веревок я не заметил.

- Почему вы тогда не воспользовались лестницей, чтобы преодолеть вторую ступень?

- Ну, прежде всего, потому, что тогда был самый разгар муссонов. Лестница была покрыта ледовой коркой и снегом. Воспользоваться можно было только тремя ступеньками. Но самое главное – чтобы добраться до нее, нужно было уйти далеко вправо от оптимального маршрута, спустившись в широкую расщелину. Тогда Эверест был совершенно иным. Тогда почти ничего не было известно о второй ступени – о том, как она выглядит, каковы особенности горы в ее окрестностях, с какими трудностями можно столкнуться. Теперь разрешены восхождения по северному склону. Но только две китайские экспедиции достигли вершины, поднимаясь по северному хребту, а также японец Юсуро Като. Кроме того, я был один. Рядом со мной находился только шерп Шонбу Таманг. Дополнительного кислорода не было вообще. Я согласился с членами экспедиции шерпов в том, что они, возможно, уничтожат тропу ко второй ступени, и до самой вершины мне придется идти одному. Когда я дошел до конца тропы, то понял, как преодолеть вторую ступень.

- Где именно вы поднимались?

- Сначала я установил страховку – правда, у меня был всего один болт, но все же он мне помог. Кроме того, во время подъема меня должен был страховать Шонбу. После нескольких шагов вверх, мне пришлось лезть по покрытой льдом и снегом наклонной плоскости. Я поставил метку и карабин на одной из выдававшихся вверх, видимых ступенек лестницы. Потом взял резко влево по направлению к горной расщелине. Пришлось очень много работать левой рукой и ногой, чтобы перейти через широкую расщелину. Так я добрался до снежного карниза, свисающего с вершины второй ступени. Затем пришлось вынуть ледоруб и с его помощью доползти туда. Однажды на самой вершине второй ступени я зафиксировал веревку для своих приятелей, которые серьезно отставали от меня. У меня ушел час на то, чтобы преодолеть отрезок длиной в 50 метров. Я думал, что еще через два часа окажусь уже на самой вершине, но разрушенная тропа в рыхлом снегу, в конце концов, растянула это удовольствие на целых шесть часов.

- А во время прохождения второй ступени и выше вы тоже не пользовались дополнительным кислородом?

- Нет. У меня с собой был только небольшой рюкзак, в котором лежала бутылка воды и камера. Кстати, этот рюкзак я оставил, пройдя вторую ступень. А бутылку воды переложил во внутренний карман куртки. Однако если быть до конца честным, мы очень сильно переживали, из-за того, что организаторы экспедиции все время настоятельно рекомендовали нам пользоваться дополнительным кислородом. Поэтому каждый из нас к четвертому – самому высокому горному лагерю (8450 м) – добирался с бутылкой кислорода. Ночью мы устроили себе кислородный душ. То есть каждую бутылочку мы открывали несколько раз подряд и таким образом переодевались в костюмы, меняли маски, стараясь двигаться как можно меньше. Но не думаю, что из-за этих моментов можно говорить, что мы пользовались дополнительным кислородом во время восхождения. Примечательно, что той ночью я покинул лагерь, оставив там весь свой дополнительный кислород. Я не пользовался им ни при переходе через вторую ступень, ни на самой вершине Эвереста. И во время спуска меня страховал только Шонбу. В его палатке мы провели ночь непосредственно перед второй ступенью.

- В 2004 году, когда вы руководили командой, которая впервые смогла пройти Волшебную линию на К2, вы отмечали в горах день рождения итальянского альпиниста Вальтера Бонатти. Было ли нечто необычное в самом этом человеке?

- Ну, не знаю… Наверное, можно и так сказать, хотя Бонатти недолюбливали в Италии. Почему? К великим всегда относятся неоднозначно.

- Почему вы осуждаете тех людей, которые сегодня называют себя "первыми", кто оказался способен на подобное?

- Вам, наверное, интересно, собираюсь ли я подавать на них в суд. Нет, у меня есть более важные дела в жизни. Но, тем не менее, я буду очень рад, если это интервью будет опубликовано. Но то восхождение – одно из самых серьезных вех в моей жизни. Это были одни из самых важных дней в моей карьере альпиниста. И мне хотелось бы, чтобы альпинистское сообщество тоже знало об этом. Или хотя бы раз прочло про это в прессе.

- Что вы можете сказать об амбициях Анкера?

- В те годы было несколько дорог к вершине Эвереста. Можно было сесть на вертолет и долететь или просто долезть своим ходом. В более поздних случаях можно было запастись большим количеством искусственного кислорода, что вызывает лично у меня гораздо больше уважения. Кроме того, вы можете подниматься без него, что гораздо сложнее. Экспедицию Анкера и Холдинга, вне зависимости от того, преодолевают они вторую ступень в свободном стиле или нет, я не могу считать серьезным достижением, так как они всегда обязательно пользуются дополнительным кислородом.



ДОСЬЕ "СЭ-ЭКСТРИМ"

Оскар Кадиак принимал участие в пяти экспедициях на Эверест. Дважды оказывался на его вершине, добираясь до нее каждый раз по разным склонам. Кроме того, он покорил еще шесть 8-тысячников - Нанга Парбат (1984 год), Шиша-Пангма по южному склону (1993), Чо-Ойю по новому маршруту "Свободный Тибет" (1996), Макалу (1998), Гашербрум 2 (1999) и Лхоцзе (2001). Весной 2007 года Оскар попытался подняться на вершину Канченджанги (8586 м), но плохая погода заставила его вернуться, не достигнув цели. Незадолго до этого испанский альпинист Иниго де Пинеда оказался на вершине, но во время впуска он трагически погиб.

*Примечание. Вторая ступень - 30-метровая секция, расположенная на высоте 8600 м и считающуюся ключевым участком маршрута на Эверест.



А В ЭТО ВРЕМЯ

Не стало Эрнеста Хофтстеттера

Швейцарский альпинист Эрнест Хофтстеттер, член экспедиции на Эверест 1952 года, открывшей маршрут на Южной седловине скончался 1 июня в возрасте 95 лет.

Поминальная служба не проводилась. Родственники рассыпали по ветру пепел альпиниста и его жены Жанны в горах южной Швейцарии.

А теперь вернемся на полвека назад. Экспедицию, в которой принимал участие Хофтстеттер, возглавлял Эдуард Висс-Дунант. Основная команда поднялась на высоту 8500 метров, но потом повернула назад. Они не использовали дополнительного кислорода после того, как резервуар с ним был поврежден на высоте 8000 метров. Хофстеттеру пришлось ждать команду на Южной седловине и присоединиться к ней во время спуска. Но плохие погодные условия и усталость заставили остававшихся членов команды начать самостоятельный спуск. Команда вернулась, не достигнув вершины, но при этом ни один из ее членов не пострадал от обморожений. Год спустя более многочисленная и лучше оснащенная экспедиция из Великобритании под руководством Колонела Ханта впервые добралась до вершины Эвереста. Оказавшись дома, британские альпинисты послали в Швейцарию телеграмму: "Вам достается половина славы".

Алексей и Наталья СЕРГУНИНЫ

По материалам сайта http://www.mounteverest.net

67


Комментарии:
3
Колонел Хант - это типа имя такое ;)

Про "метку", "болт" и т.п. вообще молчу. Профессионализм переводчиков так и прет :)

0
СЭ-экстрим в ударе. Неудачный перевод это мелочи по сравнению с тем как они на полном серьезе 4 апреля опубликовали перевод первоапрельской новости extremesports365.com про пересечение атлантики на велосипеде по дну, а потом их эстафету подхватили "женщины европы". Вот такая получилась теплая компания. :)

-4
Magic line вообще-то и не испанцы вовсе первыми прошли в 2004, они ее повторили, а первопроход сделали 3 августа 1986 года поляки Peter BOGНIK, Przemyslaw PIASECKI, Wojciech WRУZ (последний погиб при спуске)

1
С этим "первопроходом" Второй ступени вообще скандальчик знатный у них получается.
Вплоть до того, что Кадьяк на самом деле тоже пользовался лестницей и того что Вторую Ступень без лестницы и кислорода прошел Тотмянин.

Могу нормальный перевод всей истории сделать и выложить, если кому интересно :)

2
Могу вас попросить сделать это для меня?
Спасибо.

1
сейчас выложу

0
That meant we used one bottle with a multiple pitch in order to attach three masks, turned it on to the minimum flow, and sipped some gas for awhile that evening - это значит "То есть каждую бутылочку мы открывали несколько раз подряд и таким образом переодевались в костюмы, меняли маски, стараясь двигаться как можно меньше". Жаль даже , что перевод не везде такой прикольный

На счет Мэджик Лайн - это на совести перевода, в оригинале:
"the first repetition of K2’s Magic Line..."

4
Извините за мой не самый лучший русский. Чтоб все било точно должен сказать, что Петер Божик бил из Словакии, словацким альпинистом. Потом, в 1988 г., погиб (пропал без вести) во время попытки перейти дорогу Бонингтона на Юго-Западной стене Маунт Эвереста.
Всего вам доброго.
Петр

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru