1960: ХИЖИНА ПОД АМА-ДАБЛАМ

Пишет ssh, 19.03.2011 04:22

1960: ХИЖИНА ПОД АМА-ДАБЛАМ (Альпинизм, хижины в горах, хиллари, амадаблам)

Наблюдая трехлетнюю эпопею строительства хижины на Эльбрусе, ее печальный финал осенью 2010 г., и непрекращающиеся споры на Риск.ру, какой должна быть конструкция и из каких материалов собирать хижину на перемычке, я всегда вспоминал остатки домика-будки при выходе на седловину. Я ничего не понимаю в сопромате, свойствах металла, аэродинамике и поэтому ни в какие споры и обсуждения по этим вопросам не лезу.
Но меня не оставлял другой вопрос: почему столь простая конструкция, представляющая собой известную деревянную будку, поставленную на выходе на седловину несколько десятков лет назад, так долго выдержала все капризы Эльбруса и почила в бозе лишь «стараниями» самих альпинистов, а останки ее каркаса стоят там до сих пор?
И еще занозой в памяти была прочитанная аж в начале 80-х книга Дойга и Хиллари «На холодных вершинах», где прославленный первовосходитель на Эверест рассказывал о хижине простоявшей в Гималаях восемь месяцев на высоте под 6000 м… Тогда, в 80-х, мне это казалось просто фантастикой…

В начале 60-х Эдмунд Хиллари был увлечен поисками снежного человека в Гималаях.
Так же целью деятельности Хиллари было осуществление работы комплексной научной группы на высотах 5000-6000 м в течение гималайской зимы.

Выбор подходящего для работы района оказался делом нелегким. Исследователи искали долину, где на высотах 5185 и 6100 метров можно установить две хижины. Подход к хижинам должен быть сравнительно безопасным в течение всего года, если в случае необходимости придется оказывать зимовщикам помощь или экстренно спустить больного на меньшую высоту. Хиллари хотелось, чтобы поблизости располагалась также деревня, где можно найти необходимую рабочую силу и продукты. Район должен нравиться зимующей группе, позволять заниматься активными физическими упражнениями и восхождениями.
Работа в районе Эвереста имела много преимуществ. Эту местность Хиллари хорошо знал, здесь можно нанять квалифицированную рабочую силу и купить свежие продукты; кроме того, район сам по себе был замечательно красивым и интересным.

Выбор пал на район Амадаблам. Работы начались в середине осени. В долине Мингбо был установлен нижний лагерь экспедиции. Выше – на 5338 м за два дня установили нижнюю – «Зеленую хижину». Вторую планировали установить на седловине Амадаблам, на 5948 м. Но когда группа вышла туда, то решила, что зимовка здесь будет слишком тяжелой. Решили найти более защищенную и благоприятную площадку несколько ниже – на 5790 м.
1960: ХИЖИНА ПОД АМА-ДАБЛАМ (Альпинизм, хижины в горах, хиллари, амадаблам)

Дом из прессованной клееной фанеры с теплоизолирующим слоем пористого пенопласта толщиной семь с половиной сантиметров был построен и доведен до ума за три недели (внешнюю оболочку собрали за день).
Хижина походила на гигантскую дренажную трубу длиной в 7 метров и 3 метра в диаметре. Конструкторы разработали серию изогнутых сборных панелей, каждая из которых входила в другую, как паззлы. Большие окна с тройными стеклами были приготовлены для лабораторного отсека. Из пластинчатых деревянных балок, прочно скрепляемых болтами, изготовили легкий, но падежный фундамент
Чтобы дом не сорвали ветры, его закрепили способом, который Хиллари освоил в Антарктиде. Так же были просмолены соединения, собрана керосиновая печка, расставлена мебель, налажена электропроводка, подключены батареи и ветряной генератор. Возле хижины держали запасы продовольствия и топлива на сто дней. За цвет покрытия хижину стали называть «Серебряной».

Хижина отапливалась керосиновой печью. Она не всегда работала хорошо, но с неизменным успехом выполняла основную функцию обогрева. Иногда люди просыпались среди ночи от тропической жары. Наиболее подходящей для работы одеждой обычно были легкие туфли, пижамные брюки и сетчатая майка.
В конце мая деятельность экспедиции была завершена. «Серебряную хижину» разобрали, спустили вниз и передали для дальнейшего использования в Гималайский институт альпинизма в Дарджилинге

Кто хочет подробностей – вот тут размещен довольно большой отрывок – рассказ Хиллари (в сокращении) об этой эпопее 1960-61 гг.
Я понимаю, что ветровые условия под Ама-Даблам, видимо, были полегче, чем на седловине Эльбруса. По разному воспринимаются организмом высоты Кавказа и Гималаев. Но при всем том, опыт команды Хиллари весьма интересен и поучителен. Люди руками, без вертолета, в короткие сроки построили на большой высоте комфортабельное жилище из материалов середины 20-го века, и спокойно там прожили в пижамах, покуривая сигары, и проработали 8 зимних месяцев. Есть о чем поразмышлять…

Так тож Хиллари...

он был, в принципе, таким же, как мы. только очень высоким и улыбчивым.

Хижина весом почти 320 километров:) Поправьте, пожалуйста.

:) сенкс.
но тут проблема в другом: писал я это все уже под утро голова не работала, и то, что у Хиллари - "нести придется почти 320 километров" (см. по ссылке) - я прочитал, как "килограммов" :)
нести - из Катманду до точки строительства. и, как оказалось, про вес автор вообще ничего не говорит.

Да, я обратил внимание на время поста - 4.22. Так и подумал :) Он с час первым на странице висел.

"почему столь простая конструкция, представляющая собой известную деревянную будку, поставленную на выходе на седловину несколько десятков лет назад, так долго выдержала все капризы Эльбруса и почила в бозе лишь «стараниями» самих альпинистов, а останки ее каркаса стоят там до сих пор?"

Если не вдаваться в нудные объяснения и расчёты, то кратко можно ответить так:
Хижина меньше, соответственно, меньше сила давления ветра, а предельная прочность узлов крепления приблизительно такая же, как у большого приюта. Вспомните палеоисторию, когда на планете Земля климат стал неблагоприятным, то динозавры вымерли, а мелкая живность осталась. До тех пор, пока человек не начал её истреблять вплоть до исчезновения видов.

Чёта случилось.
У Сергея Шибаева появляется всё больше нормальных, жизненных постов.
Например, этот.
Недостаток философского взгляда на жизнь "посмотрите вокруг и назад и возможно не придется изобретать велосипед" только один.
Так жить "неинтересно" для тех у кого главенствует принцип "конечная цель - ничто, движение - всё". Ну и НИОКР - тоже нужен. Для развития.
Жаль, что Вас никто не послушает.
Всем нужно "громадьё". Увы.

Правда на 100%...

Действительно прав Сергей Шибаев, задавая свой простецкий вопрос - А почему? Еще в 1958 году мы (Ворожищев и Захаров)с группой альпинистов Чехословакии (14 человек) вполне комфортно устроились в хижине на седловине и чаевничали там. Правда полхижины было занесено снегом (кто-то до нас плохо закрыл дверь - вот и нанесло), но нары с толстым войлоком были целы, стоял стол, какие то табуретки были. Это был 1958 год - год постройки лет эдак 25 назад и ни одной отрованной доски с обшивки ее стен снаружи! Может кто скажет, что за этот период ветров на седловине не было!? Вот вопросы которыми похоже проектанты и не задавались когда чертили свое сооружение на втмане. ППЗ

Чтобы появилось любое хорошее изделие необходимо:
1.квалифицированный покупатель изделия, чтобы ему не продали дерьмо;
2 квалифицированный изготовитель, которого найдёт квалифицированный покупатель.
Назовите мне того кто выступает в роли квалифицированного покупателя и в роли квалифицированного производителя.
Как видно из того что наваяли и что произошло, на сегодня нет ни того ни другого.
Как известно нет хуже когда за какие то дела берутся очень инициативные люди, при этом никаких других качеств у них нет.
К сожалению, современность насыщена людьми желающими, что то сделать, а результат всем виден и никому как оказывется не может быть нужен.
Когда прекратиться время инициативных но ни на что не способных?
СПАСИБО!!!
Ещё раз повторюсь. Хорошее дело на халяву не делается