Еще немного ретро: зимняя Ушба – 89г. Фото Игоря Разуваева.

Пишет alext, 08.02.2011 14:26

В конце января 89г. группа выпускников МФТИ (включая одного студента и одного аспиранта) поехала под Ушбу, в Сванетию. Один из участников, Игорь Разуваев, через 2 года умер во время зимнего восхождения на Хан-Тенгри. 6 февраля исполнилось 20 лет со дня его смерти. Вот фото, сделанные Игорем зимой 89г.

Еще немного ретро: зимняя Ушба – 89г. Фото Игоря Разуваева. (Альпинизм, сванетия, суслов, мфти)
Вид на Ушбу с Гульского ледника.

Целью поездки было восхождение на Ю. Ушбу, ориентировочно по маршруту Некрасова. Если на этом фото провести прямую от левой вершины вниз, как раз получится нитка маршрута. Явно выраженное ребро, на котором крутые взлеты чередуются с удобными полками. Есть где полазать, есть где спать нормально.

Кош под Гульским ледником.

С этого уютного домика начинались все наши зимние поездки в Сванетию. В первый выход мы поднялись повыше, вырыли пещеру, переночевали, оставили заброску и вернулись вниз, в кош.

При хорошей погоде подходы в солнечной Сванетии – одно удовольствие.

Под горой. Просмотр маршрута.

Под самой стеной мы вырыли вторую пещеру. Маршрут начали весело, при солнышке.

Вид напротив – Северная Ушба.

Где-то в начале маршрута.

На снежной полке.

Вид из нашей третьей пещеры – на снежной полке на стене.

Погода испортилась. Пошел снег, и пошли лавины. Наше ребро оставалось безопасным, все валило в основном далеко в стороне.
Четыре дня мы сидели в пещере на полке, выпуская на обработку по очереди то Мишу Суслова с Димой Гешкенбейном, то меня с Игорем Разуваевым, «ломали непер», как Суслов говорил. И вроде победили – провесили все наши веревки, мы с Игорем вышли на следующую снежную полку. Игорь пообещал, что сможет вырыть там пещеру. А главное – вечером увидели в просвете голубое небо. Правда, немного смущало, что на разных этажах облака двигались в разные стороны.

Утром следующего дня снег валил сильнее прежнего. От лавин грохот стоял, как в кино про войну. Хотя продуктов и бензина было еще много, мы приняли волевое решение спускаться вниз – в непогоду наш темп продвижения был слишком низким. Кроме того, мы понимали, что отойти от стены при лавинах нереально, и скорее всего внизу тоже придется сидеть, пока не установится погода.

В 84г. мы с Сусловым успешно сходили на С. и Ю. Ушбу примерно в это же время, но тогда попали в устойчивый антициклон. Надеялись, что и сейчас будет так же. Не повезло. Надо было приехать на неделю раньше.

Сняли провешенные веревки и сдюльферяли в пещеру у основания стены. Дождались хорошей погоды и по утрамбованному лавинами снегу быстро сбежали в безопасное место, без всяких снегоступов.

Слева – Михаил Суслов, справа – Кирилл Резчиков.

Слева направо: Кирилл Резчиков, Вадим Гешкенбейн, Александр Тельпов.

Как обычно, фотографа на фото нет. У меня был, по-моему, только один снимок с Игорем, и я отдал его на поминках родным.

Игорь Разуваев. Фото 1986г. из статьи balabanoff Быть ли горным туристам «снежными барсами»... двадцать лет спустя?

Следующей зимой, в феврале 1990г., Игорь поднялся на пик Ленина. Летом – сходил на пики Хан-Тенгри и Победу. В феврале 1991г. Игорь поехал снова на Иныльчек, чтобы подняться на Хан-Тенгри уже зимой. Как мне сказали, в свой последний день Игорь ни на что не жаловался, но шел тяжеловато. А утром уже не проснулся.
Игорь был необыкновенно светлым человеком. Даже спустя 20 лет сердце сжимает, что так вышло.

Все цветные фото: Игорь Разуваев.

Народ ! А кто-нибудь знает, где сейчас Кирилл Резчиков ?
Мы жили в-четвером в комнате в 6-ке, и он уже на 2-3-м курсах тренировался, бегал лазить "на церковь", по вечерам "качал" кисти гантелями..

В Нью Джерси если еще куда не переехал

Светлая память!

хорошая статья....здорово!!!

Спасибо за статью!

Светлая память Игорю...

Шура, спасибо за статью!

Крутишься-вертишься и забываешь что было раньше... Спасибо, что кто-то напоминает о людях, которых сейчас нет с нами, но которые существенно повлияли на тебя лично.

Я Игоря знал, как универсального туриста-путешественника и обсуждал с ним новые водные маршруты.

Есть у некоторых людей что-то в себе, что не дает им сидеть на месте, генерят новые идеи и заражают ими окружающих.
Я помню Игоря именно таким неспокойным человеком.
Светлая ему память и спокойствия на небесах!

Владимир Богданов

Спасибо, Володя, за хорошие слова.

Мое первое знакомство с Игорем было заочным. Олег Силичев с юмором рассказывал про лыжный поход по заполярью, на Урале, который получился очень суровым по погоде. Ночевали они в пещерах или иглу, а утром сначала выпускали наружу Игоря Разуваема, как самого некрупного, и смотрели: если он падал от ветра, но вставал, они тоже одевались и выходили. Ну а если его валило и по земле катило - дневка однозначно.
Через несколько лет он предложил взять в поездку на Ушбу Разуваева (Игорь тогда увлекся горами), сказал: не пожалеете. Мы уже хорошо знали, чего стоит опытный турист-полярник, и особо не раздумывали. И конечно не пожалели. Когда тренировались на церкви, заодно потренировали работу с веревкой и вертикальные перила, но Игорь все это уже умел. А по снегу он ходил великолепно.
Он внес много интересного в наш поход. Во-первых, на всех участников - прекрасные снегоступы из дюралевого листа с застежками за ранты ботинок, как на кошках. Мы на этом выиграли день на подходах. Усовершенствованные примуса, а к ним - экзотическое топливо: ароматические углеводороды с слабым запахом фруктов. Бензин, говорил, воняет и не такой эффективный. И еще много мелких походных штучек, типа подвесного подсвечника из полиуретана.
Я работал в связке с Игорем, у нас было полное взаимопонимание с самого начала. В непогоду условия были очень непростые: метель сечет, перила обледенели и засыпаны снегом, жумары не держат, только кулачки выручили, зацепки надо разгребать от снега. Тем более было интересно, оказалось, мы можем продвигаться и в таких условиях. Один раз подо мной отвалился натечный лед, и я улетел метров на 7 кувырком, в кошках, хорошо было круто, и я не стукнулся об скалу. Ледобур вылетел вместе со льдом. Лед был очень хрупкий, перемороженный. Игорь поймал очень грамотно, будто всю жизнь этим занимался.
Выходили на обработку мы на несколько часов, в основном чтобы сидя в пещере не закиснуть. Там ведь скучно, холодно и голодно без работы. Игорь, как бывалый полярник, взял с собой целую пачку кроссвордов и поразил нас прекрасным знанием мировой оперы. Он был очень разносторонним человеком.

Как хорошо вы говорите о Игоре! Спасибо!

Фотографии и статья как всегда на высоте, альпинисты наблюдают эту красоту в реальной жизни правда, нужно тоже будет альпинизмом заняться)