Высшее физкультурное образование для гидов и инструкторов

Пишет MounTaurie, 16.12.2010 09:27

В Советском Союзе школы инструкторов выпускали инструкторов-общественников. Т.е. у всех была другая специальность, по которой работали весь год, а 1-2 месяца работали как инструктора альпинизма.
Сейчас ставится задача перейти на подготовку профессиональных гидов и инструкторов, но при этом ФАР пытается сохранить (улучшив) прежнюю схему.
На мой взгляд, это концептуальная ошибка.
Для подготовки профессионалов высокого уровня существует система высшего профессионального образования, в данном случае, физкультурного.

Хотя сейчас все критикуют высшее образование в России, тем не менее, оно есть и еще неплохо справляется.
Какие преимущества даст подготовка гидов и инструкторов в университетах физкультуры?
1) Альпинисты получат диплом, который позволит им работать не только на альпмероприятиях, но и в школе, спортшколе, преподавателем физвоспитания в ВУЗе, ССУЗе, колледже, лицее, на факультете ФКиС, в спорткомитете, на спортсооружениях, в спортклубах и т.д. Т.е. человек получит круглогодичную занятость, которую сейчас альпинизм еще не может обеспечить.
2) Опытные спортсмены и тренеры смогут устраиваться на работу в физкультурные ВУЗы. На практических кафедрах, где ведутся дисциплины специализации, не требуют ученую степень (многие ВУЗы приравнивают МС и ЗТР к степени кандидата наук, т.е. человек может работать на должности доцента). Опять-таки, при желании можно защищать диссертацию и становится профессором, зав.кафедрой и т.д.
3) Будут созданы хорошие условия для спортивного роста студентов, обучающихся по данной специализации (каникулы зимой и летом, сборы вообще в любое время). Причем студенты получают серьезную общую подготовку (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, плавание и т.д.). Большой объем тренировочной нагрузки входит прямо в учебный план.
4) Если в университете появляется такая специализация, то значительно активизируется и массовая работа.
5) Для лиц, уже имеющих высшее профессиональное образование, существуют программы профессиональной переподготовки, второе высшее и т.д. Для повышения инструкторской категории есть система курсов повышения квалификации.

Что для этого необходимо сделать?
Добиться от Министерства спорта открытия соответствующей специализации хотя бы в 2-3 местах, хотя бы по 7-10 человек бюджетных мест (в начале процесса важны именно бюджетные места). ФАР должна доказать Министерству, что данные специалисты очень нужны, и у них будет много работы.

На мой взгляд, такой подход поможет поднять подготовку гидов и инструкторов на качественно новый уровень. Безусловно, ФАР будет регулировать весь процесс, как и другие российские федерации занимаются вопросами подготовки своих спортсменов и тренеров. При этом многие федерации параллельно имеют свою собственную систему квалификации, особенно такие неклассические виды спорта, как единоборства или танцы. Однако, все сейчас стремятся, чтобы спортсмены и тренеры получали государственный диплом высшего физкультурного образования.

Ничто не ново под луной. В Тбилиси в Государственном институте физкультуры и спорта была даже кафедра альпинизма. На ней работали инструктора альпинизма с учеными степенями. Но мы реально знаем только двух наших человек, которые получили именно физкультурное образование- Шатаев и Бершов и реально работают в альпинизме. Возраст, когда обучаются в университетах, еще не есть зрелым для понимания сути альпинизма. В 16-17 лет, когда поступают в университет, альпинистская квалификация в лучшем случае на уровне 2-3 к.сл. Этого не достаточно, чтобы определить свое окончательное отношение к этому виду спорта. Да и словосочетание "альпинизм-спорт" - это отдельная тема дискуссий.
Я много работал инструктором в системе альплагерей. Наше инструкторское сообщество имело огромное разнообразие различных образований! Редко кто не имел высшего. А с ученой степенью - так это как грязи... И это было очень хорошо. Нам всем было интересно! Выдь мы не говорили 24 часа о четверках Б! Скажу больше - как раз о восхождениях разговаривали меньше всего. И (но) НАША система подготовки альпинистов массовых разрядов, обеспечения безопасности была лучшей в мире. Она была круглогодичной, потому что мы еще и дома вели секции альпинизма и отправляли в летние лагеря подготовленных новичков-значкистов. Так что нынешним гидам путь один - самосовершенствование. Благо книг написано много. Если они, гиды, хотят не только зарабатывать деньги, но и понимать, почему в горах гибнут люди.
Другое дело - готовить тренеров по скалолазанию. Это таки да. Скалолазание - классический вид спорта. Здесь иного и не может быть, если хотеть готовить олимпийских чемпионов (вид спорта уже принят в олимпийскую семью). Только через университетское физкультурное образование. А еще лучше и медицинское спортивное.

Спасибо! Полностью солидарен с Вашим мнением в этом вопросе...С уважением, Ник.

Знания в размере программы инфиза необходимы тренерам на равнине. Они будут полезными для инструкторов, но там много лишнего и не хватает необходимого. Для инструкторов и гидов нужен набор учебных дисциплин, связанный со спортивной и нагрузочной деятельностью человеческого организма в высокогорье. Насколько мне известно, в системе высшего физкультурного образования такие учебники не предусмотрены.

В Омске есть университет физкультуры, там есть кафедра туризма и альпинизма, Зданович Игорь Арнольдович заведует, вполне государственный Вуз.

На мой взгляд тренера ДЮСШ в прошлом, для тренировки альпинистов высшее образование вовсе не обязательно, т.к это скорее физкультура...конечно, определенные знания для выбора безопасных нагрузок нужны, но далеко не в объёме вуза, более чем достаточно стандартных курсов 72 часа, нпр.
А то бывает смешно слышать лекции о суперкомпенсации для III-разрядников...

Да, согласен, для повышения квалификации 72 часа достаточно (две недели). А для переквалификации уже нужно не менее 500 часов, а это уже полгода, и денег придется оставить тысяч тридцать.
Таких курсов нет, и их нужно пробивать.