Международный опыт подготовки горных гидов. Учеба в Канаде. Личные впечатления. Часть I.

Пишет fedor, 03.06.2007 03:04

Ввиду того, что в полемике на тему гидов преобладали эмоции и домыслы, а по делу сказано совсем немного, мне, в первую очередь, хотелось в своих статьях дать именно фактический материал.
И именно поэтому я публикую свои личные впечатления и мнения в последнюю очередь.
Безусловно, в подобных заметках невозможно избежать субъективизма.
Но, тем не менее, я надеюсь, что заинтересованные читатели найдут в моих заметках, прежде всего, рациональное зерно и полезную информацию.
Сначала, коротко о том, как мне удалось попасть на учебу в Канаду.


Я много лет мечтал посмотреть « кухню» подготовки профессиональных гидов изнутри.
Так получилось, что, Росс Клутье (Ross Cloutier), создатель и руководитель программы обучения гидов в Университете «Река Томпсон» в г.Камлупс, Британская Колумбия - оказался близким другом моих друзей, канадских альпинистов и лыжников. Они и вызвались мне помочь.
Я знал, что подготовка гидов процесс долгий и дорогой, поэтому рассчитывал пройти максимум один-два курса. Но помощь моих друзей превзошла все мои ожидания.
Росс, сильный альпинист, руководивший канадскими экспедициями в Гималаях и других горных районах мира, также несколько раз бывал в СССР, ходил на Кавказе и на Памире, поднимался на пик Коммунизма. У него сложилось высокое мнение об уровне подготовки советских альпинистов. Он оказался очень заинтересован принять русского гида и инструктора. Благодаря помощи Росса университет предоставил мне грант на бесплатное очное обучение в течение одного учебного года. Так же друзья помогли получить денежный грант на оплату расходов связанных с проживанием в Канаде. Моих скромных средств хватило бы максимум на пару месяцев. Так в августе 2001года я оказался в Канаде.
Университетская программа по подготовке Горных гидов тогда была еще только в разработке (она начала работать в 2003 г.). Поэтому я поступил на программу «Гид по Приключенческому Туризму» (Adventure Guide Diploma). В предыдущей статье я уже упоминал, что по горному направлению эта программа готовит до уровня гида-ассистента по скалам, по альпинизму и по лыжам. Это было как раз то, что мне нужно.
У меня не было возможности оставаться в Канаде на два года, чтобы получить этот диплом. Мне хотелось взять максимум за тот год, что я учился. Опять же, благодаря поддержке Росса, мне предоставили полную свободу в выборе курсов. В результате я смог сосредоточиться на том, что считал наиболее важным для себя и пройти курсы, как первого, так и второго года обучения.

Вот курсы, которые мне удалось окончить:

1. Курс скальной подготовки,
2. Курс альпинистской подготовки
3. Путешествия в дикой природе – теория.
4. Путешествия в дикой природе – практика (горно-туристская подготовка)
5. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы – базовый курс
(60 часов )
6. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы - продвинутый курс (80 часов) курс.
7. Общая теория управления для гидов (педагогика, психология, стили руководства)
8. Курс руководителя поисково-спасательных операций и действий в чрезвычайных ситуациях.
9. Два лыжных курса (ски-тур)
10. Профессиональный курс лавинной подготовки I ступени
11. Курс спасателя (работа на сложном скальном рельефе)
12. Курс руководителя спасательной группы (работа на сложном скальном рельефе).

Курсы по спасательной подготовке и курс руководителя поисково-спасательных операций являются профессиональными и имеют свои сертификаты. Мне не удалось получить эти сертификаты, несмотря на успешное окончание курсов и отличные оценки, так как сертификаты выдаются только гражданам Канады или лицам, имеющим вид на жительство.
Курсы по первой медпомощи и по лавинной подготовке имеют международный статус. Так что эти сертификаты я получил.
Многие гиды из США приезжают в Канаду, чтобы пройти лавинные курсы, так как уровень лавинного обучения в Канаде исключительно высокий, порядком выше чем в США.


Как строиться обучение

Основная задача программы - подготовка гидов-универсалов и организаторов малого бизнеса в сфере приключенческого туризма.
Программа состоит из обязательного набора практических и теоретических курсов и различных практических и теоретических курсов по выбору. Для получения диплома, кроме успешного окончания обязательных курсов, надо также набрать определенное количество баллов по выборным курсам.
Примерно 60% времени – это различные практические курсы в горах и в остальное время – теория в университете.
У меня на момент обучения был уже определенный инструкторский стаж (14 лет) и стаж работы гидом 10 лет, так что, естественно, я постоянно сравнивал наши подходы и канадские. Меня, главным образом, интересовали методические моменты, поэтому им уделено главное место в этой статье.

Общая характеристика системы обучения

Прежде всего, обращает на себя внимание максимальная практическая направленность всего учебного процесса. Даже в теоретических дисциплинах. Дается только то, что необходимо. Например, нет лекций по истории альпинизма, об освоении различных горных районов. Можно стать гидом и не знать, кто первым покорил Монблан или Эверест. Так что в плане общей эрудиции мы, как всегда, впереди.

В лекциях о страховке практически нет никаких формул. Зато очень четко, и в тоже время без излишней физики, разъясняются принципы и даются практические рекомендации по всем аспектам организации страховки, включая такие понятия как: фактор рывка, блокировка страховочных станций и промежуточных точек страховки, принципы работы полиспастных систем. Никаких зачетов по теории страховки нет.
Важно грамотное применение теоретических принципов на практике - в горах на реальных маршрутах.
И вот эти практические навыки экзаменующие оценивают очень придирчиво.
Для тех же, кому интересна более глубокая теория, есть популярная и специальная литература. Пожалуйста, читай и самообразовывайся.
Я лично полностью согласен с таким подходом.


На практических курсах обучение проходит в небольших группах по 4-6 человек.
С каждой группой, как правило, работает один гид-инструктор. На лавинных и спасательных курсах по два инструктора на группу.
Курс примерно на 30-40% времени состоит из занятий по освоению различных технических приемов. В остальное время студенты по очереди становятся «гидами» и проводят занятия, восхождения и т.д. самостоятельно. Группа вместе с инструктором становятся «клиентами».
На всех занятиях серьезная, деловая и в тоже время доброжелательная атмосфера. Никакой конкуренции за место между студентами нет. Если все окончат курс успешно, значит, все получат допуск к экзаменам.
Но такого практически не бывает никогда, так как отбор очень жесткий. На курсах обычно отсеивается не менее 50% студентов.
Ни на учебных занятиях, ни в исполнении роли гида не допускается никакой халтуры или просто небрежности. Каждый день надо показывать себя на все 100%. Только так можно рассчитывать на успех. Все занятия проходят только в реальной обстановке на горном рельефе. Никаких имитаций, судейских страховок и т.п.
Например, если это вытаскивание из трещины – значит провалившийся «клиент» висит в настоящей трещине на леднике, на глубине 8-10 метров и «гид» должен вытащить его в одиночку.
По этой теме на курсе по альпинизму сдается зачет на время.
По сценарию: срыв с зависанием на глубине 8м, клиент травмирован и не может помочь гиду. Необходимо: зафиксировать клиента, организовать станцию, спуститься к клиенту, оказать ему первую медицинскую помощь, подняться наверх с рюкзаком клиента
(можно вытащить рюкзак отдельно – это на усмотрение гида) и вытащить клиента из трещины. Не допускается применение никаких зажимов (жумары, самохваты, tiblock и т.п.) все делается только на схватывающих узлах. Максимальное зачетное время – 40 мин. На «отлично» - 25 мин.

Если говорить о технической подготовке в целом, то здесь главное внимание уделяется знакомству и отработке специфически гидовских приемов в организации страховки для одного или нескольких клиентов на различных видах горного рельефа и спасательным работам на скалах, на льду и на снегу.
Также шлифуется индивидуальная скальная, ледовая и лыжная техника. Несмотря на общий высокий уровень подготовки у всех студентов, видно, что у многих есть пробелы в базовой систематической подготовке.
Здесь дело в том, что в Канаде получить базовую скалолазную, альпинистскую и ски-туровскую подготовку можно разными путями:
1. Можно просто учиться у друзей и знакомых – это очень распространено.
2. Можно пройти подготовку в частной горной школе. Таких школ в Канаде несколько.
В них преподают только сертифицированные гиды. Школы организуют большое количество учебных программ различного уровня подготовки от однодневных курсов по скалолазанию для начинающих, до целого семестра обучения для уже опытных альпинистов, скалолазов и лыжников. Такие школы дают очень качественную систематическую подготовку. Но обучение в них стоит дорого и далеко не всем по карману.
3. Можно учиться индивидуально у гида. Это еще дороже.
4. Можно стать членом альпинистского клуба. Клубы являются главным образом местом общения людей увлеченных горами и не выполняют серьезной обучающей функции.
В тех случаях, когда клубы организуют те или иные курсы подготовки, в качестве инструкторов приглашаются профессиональные гиды.
Члены клуба имеют скидки и для них такие курсы могут обойтись дешевле, чем, например, если группа друзей наймет гида для обучения частным образом.
Особенно разброс в тактической и технической подготовке заметен на маршрутах средних категорий (3-4к.с.).
Многих молодых канадцев, имеющих хорошую скальную подготовку и опыт традиционного (с организацией собственных точек страховки) лазания сложных и протяженных скальных маршрутов не особо привлекают классические гребневые или несложные альпинистские маршруты. Они сразу идут на «пятерки» и «шестерки».
Известно, что на «тройках» и «четверках» обычно гораздо больше вариантов прохождения, чем на «пятерках». Поэтому такие маршруты обычно сложны с точки зрения выбора оптимального пути подъема и спуска, и конкретного способа страховки для каждого участка. В тоже время, именно на классические маршруты средних категорий гиды совершают основную массу восхождений с клиентами.
Здесь, конечно, налицо преимущество нашей последовательной и единой системы подготовки. В советское время до выхода на «пятерки» нужно было сходить немало маршрутов 3-4к.с. А с учетом требований по схоженности связок, чаще всего количество этих восхождений было больше чем официально требовалось на разряд.
Думаю, что это было правильно.
Работая в альплагере с отделением того или иного этапа подготовки, наш инструктор хотя бы примерно знал, что можно ожидать от участников независимо из какого города они приехали. Разброс в уровне подготовки у наших альпинистов при одном и том же разряде тоже бывает весьма существенный, но все же не настолько большой как мне довелось наблюдать в Канаде.
Поэтому на курсах задача гидов-инструкторов - дать студентам полноценную систематическую школу. Понятно, что за один 7-9-дневный курс это сделать невозможно. Но чтобы стать гидом надо пройти много курсов в течение нескольких лет и на каждом жесткий отбор на соответствие профессиональным требованиям. В конечном итоге школа получается очень качественная.

Очень понравилась четкая и понятная система оценок. На практических курсах нет экзаменов в привычной для нас форме.
Все гиды-инструкторы ведут дневник, где каждый день каждому студенту выставляются оценки по следующим базовым категориям:

1. Забота о клиентах – комфорт, контроль, общение и взаимопонимание.

2. Обеспечение безопасности – распознавание опасности, минимизация риска, действия в чрезвычайных ситуациях.

3. Технические системы – организация страховки, спуск дюльфером/спуск клиента гидом, спасательные системы, работа с веревкой, ориентирование (работа с картой и компасом).

4. Профессионализм: знание и владение современным горным снаряжением (железо, одежда, бивачное снаряжение), планирование и подготовка, отношение к клиентам.

5. Оценка местности: выбор маршрута, ориентирование на маршруте, прокладка лыжни (на ски-туре).

6. Технические гидовские навыки: применение правильной техники, в нужном месте и в нужное время.

7 «Горное чувство»: Общие знания и суждения о горах, принятие решений, коррекция ошибок, поведение в стрессовых ситуациях, интуиция.

8. Инструкторская техника: планирование и проведение занятий, педагогика, организация места для занятий, тренерские навыки.

9. Общее естествознание: геология, география, животный и растительный мир, история человечества.

10. Передвижение на различном рельефе - в зависимости от курса это могут быть скалы, лед, снег, микст, лыжи.

Также могут оцениваться и другие категории специфичные для каждого конкретного курса.
Кроме того, на каждом курсе есть зачеты по различным техническим навыкам, за которые выставляется отдельная оценка, влияющая на общую оценку в категории «Технические системы». Например: на альпинистском курсе – это уже упоминавшийся зачет по вытаскиванию из трещины.

Каждая категория имеет свой «вес» в процентах, например:
Забота о клиенте 15%, Обеспечение безопасности 20%, Общее естествознание -7% и т.д.
В сумме итоговая оценка «Отлично» (А+ или Excellent) равна 100%. Проходной балл на каждом курсе не ниже 80%.
Эта система позволяет четко отследить сильные и слабые стороны каждого студента.

Обычно на каждом практическом курсе одновременно работает несколько групп. Каждый инструктор работает с группой 2 дня и потом берет другую группу. Это делается для того, чтобы каждый инструктор поработал с каждой группой и выставил свои оценки каждому студенту.
На инструкторском совещании по окончании курса гиды - инструкторы обсуждают каждого студента и пытаются выставить наиболее объективные и взвешенные оценки по каждой категории, и общую итоговую оценку.
На мой взгляд, это очень разумная система. Она позволяет свести к минимуму влияние на итоговые оценки, каких либо личных симпатий или антипатий.
В тоже время, высокая итоговая оценка в % не является автоматической гарантией успешного окончания курса. Итоговая оценка - это ориентир для принятия окончательного решения на совещании гидов- инструкторов.
На некоторых курсах провал зачета, по какому либо техническому навыку, может означать провал курса, несмотря на общие хорошие оценки.
Например, на лавинном курсе я не уложился в зачетное время при поиске нескольких пострадавших (3 закопанных на разной глубине бипера на площади 40х 40метров, выключать уже найденные биперы нельзя, максимальное зачетное время поиска 7мин)
В результате, несмотря на отличные оценки по всем категориям и общий балл в 96%, я не смог сразу получить профессиональный сертификат и получил лишь справку об окончании курса. На мое счастье выяснилось, что на зачете мне выдали неисправный «бипер». Поэтому мне, вместе с двумя другими студентами, сдававшими зачет с этим «бипером», назначили пересдачу. В итоге мы все сдали на «отлично» и получили сертификаты. В противном случае, если бы бипер был исправен, пришлось бы проходить курс снова.

Продолжение следует...

49


Комментарии:
2
Вопрос автору: вы получили за год обучения сертификат, подтверждающий, что вы Alpine-guide или Ski-guide? Или только сертификаты, подтвеждающий, что вы прослушали конкретные курсы?

1
Федор, очень заинтеерсовало вот это:
"Обычно на каждом практическом курсе одновременно работает несколько групп. Каждый инструктор работает с группой 2 дня и потом берет другую группу. Это делается для того, чтобы каждый инструктор поработал с каждой группой и выставил свои оценки каждому студенту.
На инструкторском совещании по окончании курса гиды - инструкторы обсуждают каждого студента и пытаются выставить наиболее объективные и взвешенные оценки по каждой категории, и общую итоговую оценку."

Очень интересная мысль. Надо у нас продвинуть в систему очучения в Школе инструкторов и на Жетоне точно такой же принцип. Таким образом, на мой взгляд, достигается не только максимальная объективность в оценке студента, но и дает возможность самому студенту перенять и освоить опыт разных инструкторов.

4
2 Veronika. Этих сертификатов я не получил. Если Вы внимательно прочтете мою предыдущую статью, в которой подробно описывается система подготовки горных гидов в Канаде, то поймете, что за год это сделать совершенно невозможно. Для получения этих сертификатов необходимо иметь сертификат об окончании курса профессиональной лавинной подготовки II ступени. Только для поступления на этот курс, кроме сертификата об окончании лавинного курса I ступени, надо отработать в профессиональной лавинной службе как минимум один сезон (не менее100 дней), а чаще всего требуется два сезона.
Я очень интенсивно учился, и за год мне удалось охватить очень много. Но, правила есть правила, и «перепрыгнуть» через необходимые этапы практически невозможно.
Хотя, видя мое рвение, мне во многом шли навстречу даже в нарушение правил. Я без ложной скромности скажу, что горжусь этим, так как для канадцев такие понятия как «блат» или «протекция» не существуют. Это надо заслужить. Например, в порядке исключения, я был допущен на курс лыжной подготовки, не имея сертификата о лавинной подготовке первой ступени, так как по моему учебному расписанию я попадал на лавинный курс только через месяц после лыжного курса. Также в порядке исключения (говорят, что таких прецедентов прежде не было) я был допущен до экзамена на гида- ассистента по альпинизму, не имея сертификата скального гида-ассистента. К сожалению, экзамен должен был состояться через 3 недели после окончания моей визы. А продлить визу можно было только вернувшись в Москву. Так что на этот экзамен я не попал.
Само по себе окончание курсов не сертифицируется. Выдается только общий лист оценок по дисциплинам. Такой лист я и получил.

2 M.I.rise. Ирина, рад, что Вы нашли что-то полезное в моих заметках. Думая, что при такой системе обучения многие негативные моменты, о которых вы так живописно написали в своей замечательной статье об учебе на «Жетон..», были бы существенно сглажены. Согласен, что эта система полезна и для инструкторов, и для учащихся.
Кстати, Ваша статья подвигла меня сесть за написание технических заметок по полиспастам. В Канаде на курсах спасателей их преподают очень здорово. Возникло желание поделиться этим опытом. Так что скоро выложу эти заметки на Риске.

0
Федор, было бы очень здорово увидеть эти технические заметки по полиспастам. А еще лучше, если бы у вас были фотки или как-то вы могли схематично изобразить.

2
Ирина, именно над картинками я сейчас и работаю. Сканирую, копирую из разных источников, перевожу, делаю подписи и.п. В общем, хочу чтобы все было рассказано и показано как можно более наглядно, а не "на пальцах".

0
Отлично, Федор. СУПЕР!
И еще думала сегодня на тему того, что многие негативные моменты были бы решены. Да, вы правы. Во-первых, я подумала, что мне например, было бы очень интересно поработать с КАЖДЫМ из четырех наших инструкторов. Потому что сколько у меня в прошлом было инструкторов и тренеров, хороших или не очень, от каждого из них я взяла что-то свое, какую-то их свою личную примочку. Ну и потом таким образом можно решить и вопросы несовместимости людей. Это как сложно например идти на восхождение в двойке двоим неосвместимым людям, которые друг друга терпеть не могут, но если они пойдут в группе, а не в двойке, то все обоюдное общение сразу разбавится и не будет так напрягать.

0
Федор здравстуйте, возможно ли поехать на обучение курсов ACMG, если ты русский, Но едишь в Канаду работать легально со всеми документами и т.д...?
Спасибо

1
Я не Федор, но спросить можете здесь - Association of Canadian Mountain Guides. Там же есть дополнительная информация по всем требованиям.

2
Здравствуйте, Я думаю, что при наличии рабочей визы проблем быть не должно. Но Вам совершенно правильно ответили: надо наводить справки непосредственно в ACMG, потому что могут быть всякие нюансы. Например, я учился по студенческой визе, которая, как выяснилось не дает права на работу. Даже если это работа является обязательной практикой в процессе обучения. Мне с большим трудом удалось получить это разрешение с помощью моих канадских друзей. Также хочу добавить, что очень важно хорошо знать английский, так как может потребоваться экзамен по языку, без которого могут не допустить к обучению. В любом случае надо владеть английским достаточно свободно, потому что в процессе обучения, если Вы что-то недопонимаете, никто скидок делать не будет. Хотя народ там, в основном, доброжелательный и, как студенты, так и преподаватели всегда что-то подскажут, но вся система подготовки очень жесткая, так что на этом далеко не уедешь. Надо показывать себя на все 100% каждый день. Особенно советую обратить внимание на знание альпинистско - скалолазной и лавинной терминологии, в том числе разговорного профессионального слэнга. Также перед поступлением на любой курс ACMG Вам надо будет окончить курс оказания первой медицинской помощи. Если вы не медик, то будет непросто. Во всяком случае мне пришлось буквально спать с медицинской энциклопедией на английском, так как объем терминологии был очень большой (начальный курс - это 60 часов). Удачи! Федор

0
Спасибо большое, за информацию! Нужно сдавать экзамен IELTS. Мне уже ответили с ACMG, долго не отвечали, вот вам и написала:).

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru