Международный опыт подготовки горных гидов. Учеба в Канаде. Личные впечатления. Часть I.
Ввиду того, что в полемике на тему гидов преобладали эмоции и домыслы, а по делу сказано совсем немного, мне, в первую очередь, хотелось в своих статьях дать именно фактический материал.
И именно поэтому я публикую свои личные впечатления и мнения в последнюю очередь.
Безусловно, в подобных заметках невозможно избежать субъективизма.
Но, тем не менее, я надеюсь, что заинтересованные читатели найдут в моих заметках, прежде всего, рациональное зерно и полезную информацию.
Сначала, коротко о том, как мне удалось попасть на учебу в Канаду.
И именно поэтому я публикую свои личные впечатления и мнения в последнюю очередь.
Безусловно, в подобных заметках невозможно избежать субъективизма.
Но, тем не менее, я надеюсь, что заинтересованные читатели найдут в моих заметках, прежде всего, рациональное зерно и полезную информацию.
Сначала, коротко о том, как мне удалось попасть на учебу в Канаду.
Я много лет мечтал посмотреть « кухню» подготовки профессиональных гидов изнутри.
Так получилось, что, Росс Клутье (Ross Cloutier), создатель и руководитель программы обучения гидов в Университете «Река Томпсон» в г.Камлупс, Британская Колумбия - оказался близким другом моих друзей, канадских альпинистов и лыжников. Они и вызвались мне помочь.
Я знал, что подготовка гидов процесс долгий и дорогой, поэтому рассчитывал пройти максимум один-два курса. Но помощь моих друзей превзошла все мои ожидания.
Росс, сильный альпинист, руководивший канадскими экспедициями в Гималаях и других горных районах мира, также несколько раз бывал в СССР, ходил на Кавказе и на Памире, поднимался на пик Коммунизма. У него сложилось высокое мнение об уровне подготовки советских альпинистов. Он оказался очень заинтересован принять русского гида и инструктора. Благодаря помощи Росса университет предоставил мне грант на бесплатное очное обучение в течение одного учебного года. Так же друзья помогли получить денежный грант на оплату расходов связанных с проживанием в Канаде. Моих скромных средств хватило бы максимум на пару месяцев. Так в августе 2001года я оказался в Канаде.
Университетская программа по подготовке Горных гидов тогда была еще только в разработке (она начала работать в 2003 г.). Поэтому я поступил на программу «Гид по Приключенческому Туризму» (Adventure Guide Diploma). В предыдущей статье я уже упоминал, что по горному направлению эта программа готовит до уровня гида-ассистента по скалам, по альпинизму и по лыжам. Это было как раз то, что мне нужно.
У меня не было возможности оставаться в Канаде на два года, чтобы получить этот диплом. Мне хотелось взять максимум за тот год, что я учился. Опять же, благодаря поддержке Росса, мне предоставили полную свободу в выборе курсов. В результате я смог сосредоточиться на том, что считал наиболее важным для себя и пройти курсы, как первого, так и второго года обучения.
Вот курсы, которые мне удалось окончить:
1. Курс скальной подготовки,
2. Курс альпинистской подготовки
3. Путешествия в дикой природе – теория.
4. Путешествия в дикой природе – практика (горно-туристская подготовка)
5. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы – базовый курс
(60 часов )
6. Оказание первой медицинской помощи в условиях дикой природы - продвинутый курс (80 часов) курс.
7. Общая теория управления для гидов (педагогика, психология, стили руководства)
8. Курс руководителя поисково-спасательных операций и действий в чрезвычайных ситуациях.
9. Два лыжных курса (ски-тур)
10. Профессиональный курс лавинной подготовки I ступени
11. Курс спасателя (работа на сложном скальном рельефе)
12. Курс руководителя спасательной группы (работа на сложном скальном рельефе).
Курсы по спасательной подготовке и курс руководителя поисково-спасательных операций являются профессиональными и имеют свои сертификаты. Мне не удалось получить эти сертификаты, несмотря на успешное окончание курсов и отличные оценки, так как сертификаты выдаются только гражданам Канады или лицам, имеющим вид на жительство.
Курсы по первой медпомощи и по лавинной подготовке имеют международный статус. Так что эти сертификаты я получил.
Многие гиды из США приезжают в Канаду, чтобы пройти лавинные курсы, так как уровень лавинного обучения в Канаде исключительно высокий, порядком выше чем в США.
Как строиться обучение
Основная задача программы - подготовка гидов-универсалов и организаторов малого бизнеса в сфере приключенческого туризма.
Программа состоит из обязательного набора практических и теоретических курсов и различных практических и теоретических курсов по выбору. Для получения диплома, кроме успешного окончания обязательных курсов, надо также набрать определенное количество баллов по выборным курсам.
Примерно 60% времени – это различные практические курсы в горах и в остальное время – теория в университете.
У меня на момент обучения был уже определенный инструкторский стаж (14 лет) и стаж работы гидом 10 лет, так что, естественно, я постоянно сравнивал наши подходы и канадские. Меня, главным образом, интересовали методические моменты, поэтому им уделено главное место в этой статье.
Общая характеристика системы обучения
Прежде всего, обращает на себя внимание максимальная практическая направленность всего учебного процесса. Даже в теоретических дисциплинах. Дается только то, что необходимо. Например, нет лекций по истории альпинизма, об освоении различных горных районов. Можно стать гидом и не знать, кто первым покорил Монблан или Эверест. Так что в плане общей эрудиции мы, как всегда, впереди.
В лекциях о страховке практически нет никаких формул. Зато очень четко, и в тоже время без излишней физики, разъясняются принципы и даются практические рекомендации по всем аспектам организации страховки, включая такие понятия как: фактор рывка, блокировка страховочных станций и промежуточных точек страховки, принципы работы полиспастных систем. Никаких зачетов по теории страховки нет.
Важно грамотное применение теоретических принципов на практике - в горах на реальных маршрутах.
И вот эти практические навыки экзаменующие оценивают очень придирчиво.
Для тех же, кому интересна более глубокая теория, есть популярная и специальная литература. Пожалуйста, читай и самообразовывайся.
Я лично полностью согласен с таким подходом.
На практических курсах обучение проходит в небольших группах по 4-6 человек.
С каждой группой, как правило, работает один гид-инструктор. На лавинных и спасательных курсах по два инструктора на группу.
Курс примерно на 30-40% времени состоит из занятий по освоению различных технических приемов. В остальное время студенты по очереди становятся «гидами» и проводят занятия, восхождения и т.д. самостоятельно. Группа вместе с инструктором становятся «клиентами».
На всех занятиях серьезная, деловая и в тоже время доброжелательная атмосфера. Никакой конкуренции за место между студентами нет. Если все окончат курс успешно, значит, все получат допуск к экзаменам.
Но такого практически не бывает никогда, так как отбор очень жесткий. На курсах обычно отсеивается не менее 50% студентов.
Ни на учебных занятиях, ни в исполнении роли гида не допускается никакой халтуры или просто небрежности. Каждый день надо показывать себя на все 100%. Только так можно рассчитывать на успех. Все занятия проходят только в реальной обстановке на горном рельефе. Никаких имитаций, судейских страховок и т.п.
Например, если это вытаскивание из трещины – значит провалившийся «клиент» висит в настоящей трещине на леднике, на глубине 8-10 метров и «гид» должен вытащить его в одиночку.
По этой теме на курсе по альпинизму сдается зачет на время.
По сценарию: срыв с зависанием на глубине 8м, клиент травмирован и не может помочь гиду. Необходимо: зафиксировать клиента, организовать станцию, спуститься к клиенту, оказать ему первую медицинскую помощь, подняться наверх с рюкзаком клиента
(можно вытащить рюкзак отдельно – это на усмотрение гида) и вытащить клиента из трещины. Не допускается применение никаких зажимов (жумары, самохваты, tiblock и т.п.) все делается только на схватывающих узлах. Максимальное зачетное время – 40 мин. На «отлично» - 25 мин.
Если говорить о технической подготовке в целом, то здесь главное внимание уделяется знакомству и отработке специфически гидовских приемов в организации страховки для одного или нескольких клиентов на различных видах горного рельефа и спасательным работам на скалах, на льду и на снегу.
Также шлифуется индивидуальная скальная, ледовая и лыжная техника. Несмотря на общий высокий уровень подготовки у всех студентов, видно, что у многих есть пробелы в базовой систематической подготовке.
Здесь дело в том, что в Канаде получить базовую скалолазную, альпинистскую и ски-туровскую подготовку можно разными путями:
1. Можно просто учиться у друзей и знакомых – это очень распространено.
2. Можно пройти подготовку в частной горной школе. Таких школ в Канаде несколько.
В них преподают только сертифицированные гиды. Школы организуют большое количество учебных программ различного уровня подготовки от однодневных курсов по скалолазанию для начинающих, до целого семестра обучения для уже опытных альпинистов, скалолазов и лыжников. Такие школы дают очень качественную систематическую подготовку. Но обучение в них стоит дорого и далеко не всем по карману.
3. Можно учиться индивидуально у гида. Это еще дороже.
4. Можно стать членом альпинистского клуба. Клубы являются главным образом местом общения людей увлеченных горами и не выполняют серьезной обучающей функции.
В тех случаях, когда клубы организуют те или иные курсы подготовки, в качестве инструкторов приглашаются профессиональные гиды.
Члены клуба имеют скидки и для них такие курсы могут обойтись дешевле, чем, например, если группа друзей наймет гида для обучения частным образом.
Особенно разброс в тактической и технической подготовке заметен на маршрутах средних категорий (3-4к.с.).
Многих молодых канадцев, имеющих хорошую скальную подготовку и опыт традиционного (с организацией собственных точек страховки) лазания сложных и протяженных скальных маршрутов не особо привлекают классические гребневые или несложные альпинистские маршруты. Они сразу идут на «пятерки» и «шестерки».
Известно, что на «тройках» и «четверках» обычно гораздо больше вариантов прохождения, чем на «пятерках». Поэтому такие маршруты обычно сложны с точки зрения выбора оптимального пути подъема и спуска, и конкретного способа страховки для каждого участка. В тоже время, именно на классические маршруты средних категорий гиды совершают основную массу восхождений с клиентами.
Здесь, конечно, налицо преимущество нашей последовательной и единой системы подготовки. В советское время до выхода на «пятерки» нужно было сходить немало маршрутов 3-4к.с. А с учетом требований по схоженности связок, чаще всего количество этих восхождений было больше чем официально требовалось на разряд.
Думаю, что это было правильно.
Работая в альплагере с отделением того или иного этапа подготовки, наш инструктор хотя бы примерно знал, что можно ожидать от участников независимо из какого города они приехали. Разброс в уровне подготовки у наших альпинистов при одном и том же разряде тоже бывает весьма существенный, но все же не настолько большой как мне довелось наблюдать в Канаде.
Поэтому на курсах задача гидов-инструкторов - дать студентам полноценную систематическую школу. Понятно, что за один 7-9-дневный курс это сделать невозможно. Но чтобы стать гидом надо пройти много курсов в течение нескольких лет и на каждом жесткий отбор на соответствие профессиональным требованиям. В конечном итоге школа получается очень качественная.
Очень понравилась четкая и понятная система оценок. На практических курсах нет экзаменов в привычной для нас форме.
Все гиды-инструкторы ведут дневник, где каждый день каждому студенту выставляются оценки по следующим базовым категориям:
1. Забота о клиентах – комфорт, контроль, общение и взаимопонимание.
2. Обеспечение безопасности – распознавание опасности, минимизация риска, действия в чрезвычайных ситуациях.
3. Технические системы – организация страховки, спуск дюльфером/спуск клиента гидом, спасательные системы, работа с веревкой, ориентирование (работа с картой и компасом).
4. Профессионализм: знание и владение современным горным снаряжением (железо, одежда, бивачное снаряжение), планирование и подготовка, отношение к клиентам.
5. Оценка местности: выбор маршрута, ориентирование на маршруте, прокладка лыжни (на ски-туре).
6. Технические гидовские навыки: применение правильной техники, в нужном месте и в нужное время.
7 «Горное чувство»: Общие знания и суждения о горах, принятие решений, коррекция ошибок, поведение в стрессовых ситуациях, интуиция.
8. Инструкторская техника: планирование и проведение занятий, педагогика, организация места для занятий, тренерские навыки.
9. Общее естествознание: геология, география, животный и растительный мир, история человечества.
10. Передвижение на различном рельефе - в зависимости от курса это могут быть скалы, лед, снег, микст, лыжи.
Также могут оцениваться и другие категории специфичные для каждого конкретного курса.
Кроме того, на каждом курсе есть зачеты по различным техническим навыкам, за которые выставляется отдельная оценка, влияющая на общую оценку в категории «Технические системы». Например: на альпинистском курсе – это уже упоминавшийся зачет по вытаскиванию из трещины.
Каждая категория имеет свой «вес» в процентах, например:
Забота о клиенте 15%, Обеспечение безопасности 20%, Общее естествознание -7% и т.д.
В сумме итоговая оценка «Отлично» (А+ или Excellent) равна 100%. Проходной балл на каждом курсе не ниже 80%.
Эта система позволяет четко отследить сильные и слабые стороны каждого студента.
Обычно на каждом практическом курсе одновременно работает несколько групп. Каждый инструктор работает с группой 2 дня и потом берет другую группу. Это делается для того, чтобы каждый инструктор поработал с каждой группой и выставил свои оценки каждому студенту.
На инструкторском совещании по окончании курса гиды - инструкторы обсуждают каждого студента и пытаются выставить наиболее объективные и взвешенные оценки по каждой категории, и общую итоговую оценку.
На мой взгляд, это очень разумная система. Она позволяет свести к минимуму влияние на итоговые оценки, каких либо личных симпатий или антипатий.
В тоже время, высокая итоговая оценка в % не является автоматической гарантией успешного окончания курса. Итоговая оценка - это ориентир для принятия окончательного решения на совещании гидов- инструкторов.
На некоторых курсах провал зачета, по какому либо техническому навыку, может означать провал курса, несмотря на общие хорошие оценки.
Например, на лавинном курсе я не уложился в зачетное время при поиске нескольких пострадавших (3 закопанных на разной глубине бипера на площади 40х 40метров, выключать уже найденные биперы нельзя, максимальное зачетное время поиска 7мин)
В результате, несмотря на отличные оценки по всем категориям и общий балл в 96%, я не смог сразу получить профессиональный сертификат и получил лишь справку об окончании курса. На мое счастье выяснилось, что на зачете мне выдали неисправный «бипер». Поэтому мне, вместе с двумя другими студентами, сдававшими зачет с этим «бипером», назначили пересдачу. В итоге мы все сдали на «отлично» и получили сертификаты. В противном случае, если бы бипер был исправен, пришлось бы проходить курс снова.
Продолжение следует...
49
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
"Обычно на каждом практическом курсе одновременно работает несколько групп. Каждый инструктор работает с группой 2 дня и потом берет другую группу. Это делается для того, чтобы каждый инструктор поработал с каждой группой и выставил свои оценки каждому студенту.
На инструкторском совещании по окончании курса гиды - инструкторы обсуждают каждого студента и пытаются выставить наиболее объективные и взвешенные оценки по каждой категории, и общую итоговую оценку."
Очень интересная мысль. Надо у нас продвинуть в систему очучения в Школе инструкторов и на Жетоне точно такой же принцип. Таким образом, на мой взгляд, достигается не только максимальная объективность в оценке студента, но и дает возможность самому студенту перенять и освоить опыт разных инструкторов.
Я очень интенсивно учился, и за год мне удалось охватить очень много. Но, правила есть правила, и «перепрыгнуть» через необходимые этапы практически невозможно.
Хотя, видя мое рвение, мне во многом шли навстречу даже в нарушение правил. Я без ложной скромности скажу, что горжусь этим, так как для канадцев такие понятия как «блат» или «протекция» не существуют. Это надо заслужить. Например, в порядке исключения, я был допущен на курс лыжной подготовки, не имея сертификата о лавинной подготовке первой ступени, так как по моему учебному расписанию я попадал на лавинный курс только через месяц после лыжного курса. Также в порядке исключения (говорят, что таких прецедентов прежде не было) я был допущен до экзамена на гида- ассистента по альпинизму, не имея сертификата скального гида-ассистента. К сожалению, экзамен должен был состояться через 3 недели после окончания моей визы. А продлить визу можно было только вернувшись в Москву. Так что на этот экзамен я не попал.
Само по себе окончание курсов не сертифицируется. Выдается только общий лист оценок по дисциплинам. Такой лист я и получил.
2 M.I.rise. Ирина, рад, что Вы нашли что-то полезное в моих заметках. Думая, что при такой системе обучения многие негативные моменты, о которых вы так живописно написали в своей замечательной статье об учебе на «Жетон..», были бы существенно сглажены. Согласен, что эта система полезна и для инструкторов, и для учащихся.
Кстати, Ваша статья подвигла меня сесть за написание технических заметок по полиспастам. В Канаде на курсах спасателей их преподают очень здорово. Возникло желание поделиться этим опытом. Так что скоро выложу эти заметки на Риске.
И еще думала сегодня на тему того, что многие негативные моменты были бы решены. Да, вы правы. Во-первых, я подумала, что мне например, было бы очень интересно поработать с КАЖДЫМ из четырех наших инструкторов. Потому что сколько у меня в прошлом было инструкторов и тренеров, хороших или не очень, от каждого из них я взяла что-то свое, какую-то их свою личную примочку. Ну и потом таким образом можно решить и вопросы несовместимости людей. Это как сложно например идти на восхождение в двойке двоим неосвместимым людям, которые друг друга терпеть не могут, но если они пойдут в группе, а не в двойке, то все обоюдное общение сразу разбавится и не будет так напрягать.
Спасибо