Вариации на тему «Евгений Буянов Техника горных маршрутов»
Наткнулся на очень умную статью
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4726
Предисловие к книге
Евгений Буянов Техника горных маршрутов
Не смог даже предисловие одолеть, поэтому решил вырезать кусок и проредактировать,
чтобы и самому понять и вам кое-что кинуть погрызть.
Тут вначале будет сплошная философия, а затем про тренировочный процесс.
Пища тяжёлая, но полезная, запаситесь терпением
И да будет оно вознаграждено!
http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4726
Предисловие к книге
Евгений Буянов Техника горных маршрутов
Не смог даже предисловие одолеть, поэтому решил вырезать кусок и проредактировать,
чтобы и самому понять и вам кое-что кинуть погрызть.
Тут вначале будет сплошная философия, а затем про тренировочный процесс.
Пища тяжёлая, но полезная, запаситесь терпением
И да будет оно вознаграждено!
Обретение среды: глубинный смысл походов
Туристские походы и восхождения являются прекрасным средством образования и самообразования.
Они способны дать не только знания и навыки, но и КАЧЕСТВЕННО изменить человека.
Качественное изменение человека состоит в подъеме его возможностей, способностей… на новые, более высокие уровни,
а также в открытии и развитии для себя новых видов деятельности, устремлений, граней таланта...
Человек преобразуется как путем углубления в привычную среду и в знакомые ему виды деятельности,
так и при обретении новой среды и новых видов деятельности.
Человек существует как бы в 4"больших" средах.
Первая, главная среда — "чисто" природная. ПРИРОДНУЮ СРЕДУ мы обретаем через взаимодействие с процессами и объектами природы.
Далее 3 "Среды человека": — ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА - это люди и их отношения...
Конечно, среда эта - огромный и разнообразный мир. Чего стоит, например, один из элементов этой среды, - КАПИТАЛ...
Человеческую среду мы обретаем через взаимодействие, общение с другими людьми.
ОЧЕЛОВЕЧЕННАЯ СРЕДА - природная среда, измененная деятельностью человека.
Сюда, в частности, входит и техника, - дома, машины, одежда... И входит технология, - управляемые человеком природные процессы.
Очеловеченную среду мы обретаем через взаимодействие с предметами и явлениями преобразованной человеком природной среды (живой и неживой).
ЧЕЛОВЕК - сам по себе и для себя, конкретный, - является "четвертой средой",
включающей его знания, навыки, представления, культуру поведения и т.п...
Конечно, эти четыре огромных мира неразрывно связаны, частично вложены друг в друга, находятся в постоянном взаимодействии, изменении, развитии. Каждая из этих сред по-своему безгранична, но каждая из них имеет свою границу познанного. Упорное стремление приводит человека к этой границе и позволяет раздвинуть ее, познать новое и открыть новые неизведанные горизонты.
Умение преодолеть стихию начинается с ее изучения, осознания и понимания.
Но стихийные процессы возникают и при взаимодействии разных сред, - в результате их плохой совместимости.
Здесь отметим: поход, восхождение дарят человеку СОВЕРШЕННО НОВУЮ среду, не только природную, но и человеческую и очеловеченную.
И через взаимодействие с этими средами появляются уникальные возможности для преобразования внутренней среды человека.
Это преобразование начинается с ПРИСПОСОБЛЕНИЯ сред друг к другу, исключения опасной несовместимости сред.
Борьба, движение, взаимодействие, а также связанные с ними элементы риска происходят наиболее интенсивно на границах сред.
Здесь наряду с естественными, предсказуемыми процессами могут возникать и вовсе неестественные, неблагоприятные явления, связанные с несовместимостью сред. Это одно из проявлений стихийных сил.
К примеру, плохая проработка маршрута - это уже несовместимость человеческой и природной среды.
А плохая подготовка отдельного участника, - это плохая совместимость его "внутренней среды" с остальными средами.
Возникновение опасности обычно связано с наложениями критических (необычных или сильных проявлений) различных сред.
Люди будут стремиться в горы ради познания и самопознания, ради саморазвития и еще много для чего.
Но кажется уже ясным, что в будущее время человек не выживет как биологический вид, если не освоит глубины океана, не выйдет на другие планеты, если не защитит от себя естественную природную среду и не сумеет ее преобразовать для себя на качественно новых ступенях развития техники.
Да, обретение новой среды требует и огромных затрат энергии и риска, и жертв, но по-другому нельзя: биологические виды, плохо приспособленные к "смежным" средам или к изменениям среды в природе не выживают. Человек - не исключение, хотя в отличие от животных он и имеет мощные защиты в виде человеческой, очеловеченной и внутренней среды. Они его не всегда защищают эффективно, а возможности их по сравнению с дикими силами природной стихии всегда надо оценивать достаточно скромно.
Человек - сложнейший ПРОЦЕСС природы. И обрести себя, и защитить себя он может только в активном движении через окружающие среды и через обретение новых сред. Чтобы существовать и развиваться он должен плыть в океан, взлетать в космос... он должен идти в горы!
При этом, понимая, что Среда находится в постоянном изменении, что надо стремиться сохранить ее благоприятные, ценные качества, беречь ее и улучшать. Это относится и к внешним средам человека и к его внутренней среде ...
40 лет водил Моисей свой народ по “пустыне”, учил жить в новых условиях, преодолевая трудности и лишения.
И народ этот возвысился и преодолел свое рабство не тем, что "за 40 лет умер последний раб" и якобы народилось "новое поколение". Нет!
Народ этот преодолел рабство тем, что сумел овладеть “пустыней”, сумел научиться жить в новых условиях!
Он овладел новой средой и научился жить по-новому. Величие подвига в этом, а не в массовом "умерщвлении рабов"...
Таким видится автору вывод этой мудрой легенды. Смерть – не «выход из рабства». Выйти из рабства можно только движением жизни.
Тренировочный процесс
Тренировочный процесс должен быть МНОГОГРАННЫМ: пробелы в том или ином виде подготовки говорят о том, что вы еще не вышли "на уровень". Очень важно правильно поставить его с самого начала, прежде всего, правильно поставить технику.
Переучиваться при устойчивом обретенном навыке будет сложнее.
Например, любой бег (и тренировочный, и спортивный) должен быть очень мягким, с носка стопы, едва касаясь земли пяткой. Пусть вначале и не очень быстрый бег. Жесткий, "шлепающий" бег - это не только напрасно затраченные силы, но и вред для здоровья: удары от ног передаются на внутренние органы, которые иногда "кричат" об этом (например, "нытьем в боку"), а иногда "страдают молча", платя потом расстройствами или общим ухудшением самочувствия.
С самого начала надо гнаться не за результатами, а за правильной техникой. Особенно это важно при занятиях с детьми: детский организм не очень силен и вынослив, нагрузки на него должны быть очень дозированными, но детский организм очень восприимчив, его легче обучить и обучить надо правильно. Результаты появятся позже, при увеличении общих физических возможностей и отточенной технике.
Тренировочный процесс стимулируется и поднимается на более высокий уровень: подготовкой и участием в соревнованиях; четкими целевыми установками на достижение как ближайших, так и перспективных результатов (не столько в плане повышения спортивных показателей: секунд, очков..., сколько в плане обретения практических навыков: умения бегать, ходить на лыжах, ориентироваться, работать введением элементов игры и фантазий с дальними целевымис веревкой и т.п.); установками: на совершение интересных путешествий, уровень которых будет расти вместе с ростом уровня подготовки.
С выходом в поход, на восхождения, тренировочный процесс не прекращается, а активизируется. Можно условно выделить несколько основных направлений тренировочного процесса.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА должна дать общее укрепление организма, его способность выдерживать значительные нагрузки, силу, выносливость (в том числе, силовую выносливость, скоростную выносливость), быструю адаптацию к нагрузкам (в том числе в высокогорье), повышенные динамические качества: ловкость, быстроту движений.
Развитие этих качеств достигается занятиями (на выбор) по легкой атлетике (прежде всего, бегом), лыжам, велоспорту, спортивному ориентированию, гимнастикой, силовыми упражнениями, подвижными играми (баскетбол, волейбол), скалолазанием.
Тренировки по общефизической подготовке (ОФП) должны быть особенно регулярными, вошедшими в привычку. Они бывают разные. "Малые" тренировки - это утренняя гимнастика, разминки в паузах на работе (в школе), быстрая ходьба вверх и вниз по лестнице через ступеньку (не пользоваться лифтом, должно стать привычкой). Эти "тренировки" должны естественно вплестись в стиль поведения. Они не требуют особых затрат времени, но общую двигательную активность и тонус организма повышают. Надо стараться не избегать активной физической работы на свежем воздухе и ее рассматривать как тренировку. Такие "малые" тренировки каждый должен найти себе сам, используя свои условия жизни: этаж, лестницу, горку, обычные отрезки ходьбы на учебу, на работу и т.п.
Более мощной является тренировка, проводимая 2-4 раза в неделю (а некоторыми, и ежедневно): пробежка на скорость с волевым и силовым "нажимом" в течение 30-60 минут (и более) с последующей разминкой. То же можно проделать на лыжах, на велосипеде. Разминка дополняется (после разогрева бегом) упражнениями на развитие ловкости: на гимнастических снарядах (на шведской стенке, на бревне, лазанием траверсом по стенкам домов и заборам), на развитие вестибулярного аппарата (упражнения на равновесие: ходьба по бревнам, перекладинам, по тросу). И упражнениями на развитие силы (подтягивание на перекладине, передвижения в висе, в упоре, различные отжимания, силовые перевороты на перекладине), развитие скоростных качеств (беговые рывки, прыжки, метания, мяч, скакалка и т.п.), на улучшение координации движений (усложненные упражнения из связок различных движений с нагрузкой различных групп мышц, как в аэробике).
Коллективная тренировка увеличивает возможности: после разогрева разминка дополняется подвижной игрой с мячом, в пятнашки и т.п. В выходные дни эти тренировки совмещаются с выездами на природу. Здесь длительность тренировки увеличивается до нескольких часов, и занятие делается более специальным, привязанным к рельефу: ориентирование, занятие и соревнование по технике пешеходного туризма (переправы по бревну, по веревке, техника спас работ...), развлекательные игры.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА преследует цель обучения специальной технике, характерной для передвижения по горному рельефу (в том числе и при проведении спас работ). Незнание или неумение действовать в той или иной ситуации приводят в состояние бездействия, растерянности, паники, к неправильным и ошибочным действиям, а в лучшем случае - к действиям медленным и малоэффективным.
Надо тщательно продумать и технически подготовить участников по всей "технологической цепочке похода" (с учетом возможных осложнений), - пробелов быть не должно. Нередко участники хорошо владеют техникой страховки на скалах, но толком не знают, что делать в случае срыва партнера при одновременном движении на снежном склоне. Часть тренировочного процесса здесь может быть отнесена на начало похода, если приемы не могут быть разучены "без гор" (например, техника само задержания ледорубом при срыве на снежном склоне).
Техническая подготовка включает тренировки со снаряжением в зале и на местности (на природном рельефе: ориентирование, ходьба по склонам различной крутизны с отработкой технических приемов передвижения, организации страховки, отработкой системы взаимодействия, системы команд), на элементах специального рельефа: ледовые, скальные, осыпные, песчаные склоны, переправы через реки.
Очень часто у участников проявляется техническая неподготовленность при переходах с одного участка рельефа на другой: со льда на скалы, на снег..., при переходах "с одной сложности на другую" (в том числе, при уменьшении, увеличении сложности участка), т.е. в те моменты, когда требуется то или иное изменение техники передвижения, требуется как техническая, так и психологическая адаптация к новым условиям.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА. Перед каждым выходом на определенный участок у каждого внутри должна складываться программа действий, в том числе на случай возможного срыва, - как самого, так и партнера: времени на обдумывание не будет. После овладения навыками в стандартных ситуациях надо усложнять процесс обучения, вводя различного рода "затруднения", делающие ситуацию нестандартной. Например, путем "разрушения", "потери", изъятия части снаряжения (чтобы смогли обойтись тем, что осталось в том числе с разрывом группы, перил), ограничением и усложнением маршрута, нанесением условных "травм" и т.п.
Умение решать "нестандартные" задачи выведет участников на качественно новый уровень подготовки и понимания технических приемов. Ими надо владеть не по отдельности, а в многочисленных "групповых совокупностях": мало правильно завязывать узел, надо четко представлять в какие моменты, в каких ситуациях, приложениях он применяется.
Руководителю, тренеру, рекомендуется задавать ситуацию "экспромтом", когда она задана, а ответ еще неизвестен: в ходе выхода участников из этой ситуации руководитель продумывает свои решения и замечает допущенные ошибки. Нередко ситуация их хорошо вскрывает. Способность действовать в нестандартных ситуациях - это "высший пилотаж", один из признаков истинного мастерства.
Известные летчики-испытатели утверждают, что настоящее умение - это не когда действия доведены до автоматизма, а следующая ступень: когда автоматизм удается подчинить быстрой реакции сознания, отвечая на нестандартную ситуацию нестандартной системой действий.
СХОЖЕННОСТЬ - качество необходимое. Особенно внимательно надо обратить внимание на это качество в группах нового состава. У всех не должно быть непонятных или понимаемых по-разному команд, терминов и технических приемов. Должны быть достигнута определенная "притирка": совместимость техническая и психологическая. Когда ее нет, партнеры не доверяют друг другу, испытывают взаимную неприязнь, поход (восхождение) превращается в психологическую пытку, ссору, а то и в несчастный случай...
Хорошая схоженность - это не только понимание общей задачи и своих действий, но и понимание предстоящих действий партнера, взаимная стыковка действий, предупредительная взаимопомощь и подстраховка, усиление действий партнера.
“Чужак” или даже малая группа ”чужаков” в группе (особенно, опытной) — это не редкость и в походе, и на восхождении. Им надо адаптироваться в коллективе, что бывает непросто. Особенно, если “чужак” является руководителем. Следует отметить, что поступки малознакомых людей очень часто оцениваются неправильно просто потому, что человека мало знают в коллективе, не понимают мотивов решений.
ЗАКАЛКА организма - повышение его устойчивости к внешним климатическим воздействиям, достигается не только водными (душ, баня, мытье и обливания холодной водой) и воздушными процедурами. Но еще и закаливающими упражнениями: бегом и упражнениями на свежем воздухе в легкой одежде (в том числе по снегу, по росе), в любую погоду, лыжным спортом, велосипедом, плаванием.
Закаливаться надо очень постепенно: к резким перепадам температур организм привыкает медленно. Несмотря на закалку в походах нельзя допускать переохлаждений, отморожений, сильного намокания при низких температурах. Тепловые травмы некоторых органов (например, почек) приводят к тяжелым формам инвалидности. Общая закалка увеличивает устойчивость организма к заболеваниям, он легче и быстрее адаптируется к температурным перепадам, большим высотам.
МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ включает лечебно-профилактические действия раз в год: общую диспансеризацию, профилактическое лечение зубов, отдельные прививки (например, от столбняка - с долгосрочным иммунитетом).
На занятиях, в походе целесообразно применение самоконтроля частоты сердечных сокращений (ЧСС) и динамики их изменения, кровяного давления. Надо следить и за общим самочувствием, – и личном, и у других участников. Никому нельзя доводить себя "до дурноты" - при первых признаках перенапряжения нагрузки должны быть уменьшены.
Путь спортсмена - постоянное движение. Прерывание тренировок, нарушение их режима приводит к неоправданным физиологическим ударам по организму, в котором накапливаются "шлаки", естественно удалявшиеся физическими нагрузками (с дыханием, потом) и окислявшимися при усиленной работе организма (учащённые дыхание, сердцебиение, мышечная деятельность и т.п.). Организм спортсмена привыкает к напряжению, работе "с запасом" сил.
Задержка физической нагрузки вызывает ухудшение самочувствия и настроения, а в долговременном плане - развитие процессов, подтачивающих здоровье организма: солевые и жировые отложения, гипертрофия мышц и другие. Поэтому тренированным спортсменам регулярные физические нагрузки необходимы в значительно большей мере, чем "остальным" людям (конечно, небольшие паузы в течение нескольких дней не только допустимы, но нередко и необходимы).
Безусловно, с возрастом нагрузки надо постепенно уменьшать, но не бросать занятия совсем: путём спортсмена надо идти до конца. Личное самочувствие - прекрасный индикатор. Если нагрузка превышает допустимые пределы, тренировка идёт на плохом самочувствии, "через силу" или если возникают неприятные ощущения в ходе тренировки или как её "последействие", нагрузку надо снизить.
Такого насилия над организмом, как в "большом спорте" (спорте высших достижений) допускать нельзя. В спорте путешественников (туризме) и спорте восходителей (альпинизме) нет "абсолютных" технических результатов и рекордов, фиксируемых в качестве достижимой границы человеческих возможностей. Да и само понятие “спорт” для туризма и альпинизма является “узким”, — оно не отражает всей специфики этих видов деятельности.
К примеру, в очень немногих видах спорта (как в туризме и альпинизме) капитан или руководитель команды несет ответственность за жизнь всех участников. Да, спортивный момент и в туризме, и в альпинизме присутствует, и он важен, но он не всегда и не во всем является определяющим (об этом надо помнить).
Например, нельзя увеличивать скорость передвижения в ущерб безопасности... «Гонки по вертикали» связаны с неоправданным риском. Нельзя увеличивать количество рейтинговых восхождений на соревнованиях за счет времени физической и психологической реабилитации (восстановления сил) между ними. В противном случае такие "соревнования" обычно заканчиваются похоронами в одной из команд.
Мощным СТИМУЛОМ тренировок в спорте путешественников является сам спортивный поход (восхождение). Но есть и другие стимулы. Очень сильным стимулом являются соревнования и слеты (сборы) по любимым дисциплинам. Не важно где, когда и на каком уровне они проводятся, важно быть к ним готовым.
Соревнования, слеты и выезды на тренировки являются и прекрасной формой общения, а также формой сохранения человеческих связей, знакомств людей, объединённых общими интересами. Форм здесь существует несколько: походы выходного дня, соревнования ветеранов, клубы по интересам, система детского спорта и туризма и т.п.
Спорт путешественников требует многогранной подготовки, поэтому желательна хорошая подготовка по нескольким спортивным дисциплинам что, конечно, не исключает специализацию и выступления на высоком уровне по одной из выбранных дисциплин.
Обретение необходимых ЗНАНИЙ - всего лишь первая, начальная фаза тренировочного процесса.
ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ и умения в сочетании с этими знаниями и с высоким уровнем физической подготовки - вот главная цель тренировок.
20
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Похоже, остальные сломались гораздо раньше.
В данном месте "с носка стопы, едва касаясь земли пяткой" автор, конечно, перебрал.
Но зерно есть: когда ставишь ногу жёстче, начинают ныть суставы, и даже небольшая прибавка веса
"бьёт" по слабым точкам (я регулярно бегаю, знаю).
У Буянова ценность в методическом подходе, а не в конкретных рекомендациях,
конкретику каждый должен подобрать под себя.
В оригинале читать ещё тяжелее, я нарезал, кое-что выкинул, где-то переставил слова, но, вижу, и этого мало.
Похоже на трудное восхождение в тумане,
если смог, то увидишь потрясающий вид сверху облаков.
Чтение таких текстов воспитывает терпение и тренирует мозги.
Вы кого спрашиваете?
Если б эту тему писал математик, так бы и начал:
1. С определений и понятий,
2. Кучу формул и ссылок на чьи-то труды.
3. Выводы.
4. Список литературы.
На 1 пункте мы бы все уже уснули.
На 2 пункте думали: "Ну какая ерунда снится"
На 3 пункте забыли: "кто мы, кто они и зачем это всё вообще?"
На 4 поблагодарили автора, что ознакомил с литературой, к-рую не стоит читать,
разве только вместо снотворного.
А результат одинаков, и там и тут ничего не поняли.
Только если сейчас куча вопросов,
то математику вопросов бы уже не задавали.
Потом попалась эта статья, и я решил проверить правда ли то,
что я там написал.
Правда.
Радует, что есть среди нас и те, у кого мозги с зубами.