Mt. Edgar Взгляд на события группы поддержки или разгадка тайны "белых пятен" Часть 4

Пишет aviator18t, 31.10.2010 19:56

По началу экспедиция возлагала на группу поддержки разнообразные и амбициозные задачи. Однако, после того как все купленные в «Дюти фри» и «МЕТРО» цивильные напитки Старший тренер объявил «высотным питанием», нашей главной миссией стал выбор и дегустация пригодных к общему употреблению «локал дрынков», крепостью, в основном, выше привычных 40º. На «отлично» справившись с этой почётной и опасной работой и, наконец, проводив МАИ-МГТУ на Эдгар, мы озадачились разработкой собственной горной программы.

Домашние заготовки, сводившиеся в большинстве к классической концепции «война план покажет» не сработали. Да и о том, что команда летит не в Тибет, а в Сичуань группа поддержки узнала только во время пересадки в Гонконге. Хотя времени у нас было предостаточно, а выбор объекта был ограничен лишь условием, по возможности, не разнообразить экспедицию поисково-спасательными работами, в наши уже трезвеющие головы, как на зло, ничего путного не приходило. К счастью, ещё из базового лагеря зоркий глаз непьющего Вовы Белоусова приглядел нам пологую, снежную вершинку... Гора выглядела вполне доступно: ходу до неё было день-полтора, внизу угадывалась долина с широкими осыпными краями, по которым обходился ледник, а высота оценивалась до 5500 метров. Выбор был сделан...

Разведка подходов закончилась на удивление быстро. За пару часов перешли по леднику речку, вскарабкались на 20-ти метровый моренный вал и... повернули обратно. Из-за накрывшего нас плотного тумана видимость за валом составляла 20-30 метров. Идти дальше с одинаковым успехом можно было в любую сторону. Результат был предсказуем — до утра всё равно ничего не увидим. Уже несколько дней после двух часов по полудню и до ночи базлаг погружался в приходящий снизу туман. Верхняя его граница поднималась примерно до 4200 метров.
Утром погода действительно улучшилась. Мы стали быстро собираться... Не то заподозрив нас в намерениях беспермитного восхождения, не то действительно волнуясь за нашу безопасность, за нами увязался офицер связи. Пришлось так, между прочим, продемонстрировать ему скромные габариты нашей палатки. Финт сработал. Офицер не знал, что при желании и необходимости «Библер» может приютить даже четверых и ограничился тем, что проводил нас до моренного вала. Обрубив «хвоста», поднимаюсь на вал и буквально столбенею от увиденного: внизу - широченная, зелёная долина, рассечённая четырьмя белыми реками с красными, как кровь берегами. Реки вытекают из-под холмистой перемычки, лежащей между окаймляющими долину черными, скальными хребтами. А, справа, над всем этим, под голубым небом, высится ледник и наша вершина... Вот! От нахлынувших эмоций чуть не рыдаю. Не в силах больше в одиночку вкушать это великолепие тороплю напарника. Наконец он поднимается и также застывает поражённый увиденным. Вновь обретя дар речи, Саня бормочет что-то слабосвязанное об импрессионизме, пейзажах Моне, о Рерихе и почему-то об оставшемся внизу офицере, при этом, через слово, вспоминая свои близкие отношения с матерью-природой. Про видеосъёмку, естественно, забываем. Вспоминаем, лишь тогда, когда нашу долину накрывает туман. Спектакль окончен, занавес! Клянусь, так оно и было: всё произошло в считанные мгновения. Смотрю на часы: 11-10. Что за чёрт, почему туман пришёл так рано? С надеждой, что всё ещё распогодится, начинаем спуск. Не распогодилось... Забегая вперёд, скажу, что «фотография» долины так и осталась запечатлена лишь в наших головах и душах.
Внизу - идиллическая картина: песчаный пляж в сосновом лесу на берегу горного ручья. Поднимаемся красным берегом первой реки. Быстрей, быстрей вверх, из этого проклятого тумана! Идётся очень даже хорошо, можно сказать комфортно. Если б ещё было видно куда? Поэтому наша главная задача — не упилить в соседнее левое ущелье. Пока я на минутку останавливаюсь, что бы сориентироваться, Саша успевает складывать из камня турчики высотой от полуметра и выше. Никогда раньше не встречал таких высоких темпов туростроения! Позже этот показатель был сокращён до 30-ти секунд. Туры за спиной вселяют уверенность, а вот река предательски забирает слишком уж влево. Выползающие из тумана черви сомнения, гложут всё сильней. Вдобавок заглючил GPS: спутников над головой, как грязи, целых восемь штук, а он выдаёт только нашу координату. Ни высоты, ни скорости, ни трека. Компас и тот не работает! То ли опять же хренов китайский туман, то ли спутники бракованные. Короче, вся надежда на улучшение погоды и сашкины турчики. Из сеанса радиосвязи узнаём, что у бауманцев и майовцев всё хорошо, особенно погода, туман завис на 4600, значит нам срочно туда! Но вот река совсем «облевела», а берега становятся всё круче. Нервы не выдерживают и я говорю Саше, что нужно валить к правому борту долины и подниматься по самой правой, четвёртой, из виденных нами рек. Пока я произносил эту фразу Саня успевает сложить очередной турчик, обозначив тем самым место нашего подъёма на берег.

Мужики сказали — мужики сделали. Любуясь долиной, я успел запомнить, что перемычка между хребтами справа упирается в огромный скальный лоб с многочисленными полками. По полкам лоб, вероятно, можно обойти и кратчайшим путём, без потери высоты выйти к осыпям, ведущим к леднику. Пересекаем долину, считаем речки. Спустившись с берега третьей вновь замираем от восторга: прикрытый огромным, красным камнем пляж в окаймлении рододендронов. Александр, говорю я, гореть нам в аду если не отобедаем в этом божественном месте. Подкрепившись, вскоре мы таки вышли на четвёртую, текущую прямо вдоль хребта, правильную, правую реку. Хорошо! И видимость стала лучше. Но река оказалась слишком правильно — правой и в итоге нырнула в скальный каньон шириной метров шесть. А впереди вырос тот самый лоб с «полками», оказавшимися при ближайшем рассмотрении, висящими полянами скользкого, серо-зелёного мха, издали создающего визуальный эффект горизонтальных поверхностей. Сам лоб, гладкий, мокрый, имел крутизну 50 - 60º, так что ни о каком обходе не могло быть и речи. А валить тем же путём вниз - терять минимум четыре часа... И в это время, о чудо, туман разорвался. Мы отчётливо увидели и Эдгар, где сейчас рубились бауманцы-майовцы и перемычку, до которой было рукой подать. Но самое главное, строго под нами, метрах в 80-100 по высоте, мы увидели вторую по правильности реку, текущую как раз от туда, куда нам надо. Одна беда. Ведущий к ней склон зарос двухметровым рододендроном. Пока я мучился сомнениями, Саня, с боевым криком «фиг ли тут думать!» ринулся вниз. И по началу даже преуспел в этом деле. Сверху он напоминал не то медведя Балу раскидывающего бандерлогов, не то былинного богатыря, сражающегося с армией уродливых карликов. И я поспешил ему на помощь... Нет, это были не джунгли, это были дебри... Большие деревья в лесу можно обходить, кустарник — перешагивать, гнуть, мять или ломать. При этом можно изодрать в клочья одежду, в кровь лицо и руки, но пройти! Это же не гнулось, не ломалось и не обходилось. В какой-то момент мне показалось, что всё происходит внутри гигантского кочана цветной капусты. И тут былинный богатырь пал... Его последними словами было «пипец... приплыли...». Наступила тишина. Мы оба понимали, что вернуться вверх, когда сила притяжения из союзника превратится во врага, совершенно не реально. В пылу борьбы не заметили, что опять накрыты плотным туманом. Но мы уже научились в нём что-то видеть или ощущать. Потому, что исключительно по ощущениям, а ещё, наверно, подгоняемые мыслью о возможности столь позорного финала нашего похода, в буквальном смысле «нашли выход» и через час стояли на берегу реки... Оглядевшись поняли, что точнёхонько вышли на то самое божественное место, где обедали пять часов назад. Объяснять самим себе, что это был некий знак, не требовалось. Всё было ясно и так — пора ставить палатку. Пошёл дождь. На вечернем сеансе связи, узнали, что погода на высоте тоже ухудшилась, а вмести с ней и наше настроение. Перед сном, Саня поклялся, что первым делом по возвращению в Москву, вырубит рододендрон, выращенный им пару лет назад на даче.
Наступившее утро - совсем безрадостное. Теперь туман не растворяет даже ночь. У наших парней на горе тоже полная Ж. Впервые за время их восхождения слышим, что бауманцы приняли решение пережидать. А майовцы вообще пропустили связь. Немного тревожно за обе команды, за то что воля может победить разум. Вспоминаю, что предыдущее решение бауманской двойки «не играть в русскую рулетку» было принято с перевесом всего в половину одного внутреннего голоса. Особенно напрягло сообщение о постоянном сходе лавин. Успокаиваю себя, тем что на следующей связи скажу, что нефига пережидать, что это, очевидно, не временное ухудшение, а какой-то внеплановый циклон ну и всё такое...

Вот с такими мыслями мы с Санькой опять идём вверх по правильным рекам, упираемся в ущелья, перелезаем обрывы и наконец оказываемся на перемычке. Траверсируем её и выходим на ведущие к леднику сыпухи. Если верить сашкиному альтиметру, высота 4220, а тумана ничуть не меньше. Ни морены, ни ледника, ни тем более вершины не видать. Очередная связь. Всё что я хотел сообщить парням, сказала за меня наш ангел — хранитель Ксюша, да ещё предварительно запросив прогноз погоды через китайцев. Позднее, обе группы принимают решение валить вниз. Значит и нам нужно разворачиваться. Мы всё же, какая-никакая группа поддержки. Спускаемся, но не сильно, метров на 200, и я предлагаю ставить лагерь. Ещё надеюсь на чудо - вдруг туман рассеется? Если не вершину, хотя бы гору вблизи увидеть. Саня всё понимает, но деликатно молчит. Место для палатки откапываем на щебёночной полке под защитой скалы. Начинается сильный дождь. По скале текут ручейки. Саню посещает тревожная мысль о том, что вода скопится в отрытой нами площадке, щебень набухнет и мы вмести с ним и с палаткой сползём в обрыв. Озвучив сие, он тут же засыпает богатырским сном. А я ещё долго ворочаюсь с мыслями, типа: «блин, блин, набухнет, сползём, обрыв, блин, блин!» Наконец дождь переходит в снег, я успокоившись засыпаю... Просыпаюсь от того, что Саня с включённым фонарём мечется по палатке. Вход от дождя мы благоразумно закрыли, а выпавший снег забил вентиляционные клапаны «Библера». В два рыла мы выдышали весь кислород! Хорошо, что офицера связи не взяли. Открыли вход. Впустили свежий воздух. Красота, снег валит! Слышу сонный санькин голос: «а со скалы лавина на палатку не спрыгнет? Хр-р-р...» Опять ворочаюсь: «блин, блин, лавина, палатка, обрыв, блин, блин...»

Ресторан на 4400 во время акклиматизационного выхода

Новое утро, с туманом и снегом, развеяло остаток сомнений и похоронило последние надежды. Всё! Вниз, вниз, вниз! Уже знакомой дорожкой спускаемся к руслу той самой ошибочно покинутой, первой, уводящей куда-то влево, но как оказалось самой правильной реки. И было в этом что-то очень глубоко символичное...
Вот уже санькин турчик на месте нашего правого уклона. А за туманом уже виден второй. За пять метров до второго проявляется третий и далее всё так же. Здорово! В голове звучат слова песни «сегодня мой друг прикрывает мне спину». Так и доходим до того самого идиллического пляжа перед началом подъёма на моренный вал. Можно упереться и засветло вернуться в базлаг. Но узнав по связи, что мы особо пока не нужны, решаем заночевать, в тайне надеясь, что кто-то там, наверху смилостивится и откроет ещё раз нам панораму долины...
И всё же маленькие чудеса возможны. Перебегая от турчика к турчику мы и не заметили, что снег, а за ним и дождь прекратились. Туман хоть и не рассеялся, но появилось солнце. Развешиваю мокрые шмотки на просушку и... нахожу остаток заныканой пачки, нет ни сигарет, мы не курим, - итальянского кофе...
Дальше всё было как обычно... Ну, вы знаете, как это «обычно»: все вернулись живыми и здоровыми, радости не было предела. Из потаённых углов палатки Саня извлёк принесённый втайне ото всех литр 18-ти летнего вискаря. Пришли портеры. И группа поддержки вернулась к своим прямым обязанностям: стрясла с сердара для дегустации пять литров «Косорыловки» (русское обозначение местной самогонки. Прим.автора). В день выброски базлага, как и в день заброски, разумеется вышло солнце. И это в базовом лагере были единственные по настоящему солнечные дни...

Пару слов о «группе поддержки».
Язык не поворачивается причислить к ней нашу самую лучшую в Мире Ксюшу. Считаю, что де-факто и абсолютно не формально, она была полноценным участником экспедиции.

Подробней хочу остановиться на моём напарнике. В прошлом сильный альпинист, Саша Шевченко, волею судеб на многое годы был разлучённый с горами. Но перед вынужденной разлукой успел затащить в горы меня. Настало время вернуть должок. Сомнений было немало. В том числе и то, что ни с кем из участников экспедиции Саша прежде не ходил и не был даже знаком. При том, что был старше многих на 10-12 лет. Однако, это опасение развеялось ещё в аэропорту. А через три дня Саша уже вполне уверенно, в требуемом контексте и с правильной интонацией употреблял существительное «шняга». И экспедиция и горы приняли его вполне достойно. С возвращением Сашка! Ты здесь свой!

Всё время, что шла экспедиция, в базовом лагере нас ожидал и был на связи наша третья линия обороны, человек — гора Дамир.

В заключении, от имени группы поддержки, хочу поблагодарить за поддержку всех участников этой классной экспедиции.
Что же касается «тайны белых пятен», для тех, кто ещё не догадался, сообщаю, что по мнению группы поддержки «белые пятна» - есть ни что иное, как особенный сичуаньский туман, под которым не работают GPS и по свидетельству многих участников снятся очень красивые цветные сны...