Неизвестная сторона Mt. Edgar

Пишет belousov, 26.10.2010 09:45

(художественное изложение недавних событий)
Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

(очень много букв и мало фоток)

Фотография

Как-то в приватной беседе один мой очень хороший друг подкинул мне фотку со словами “Вовк, а слабо? Смотри какая стена!”. Стена на фотографии действительно была прекрасна формами. А фотография та была из экспедиции А. Ручкина на Е-Гонггу (Эдгар). На Эдгар они тогда не залезли, но с соседнего пика сфотографировали СЗ стену. Одним словом, полюбовался я фотографией...

Прошел год, тут весна уже, народ начал шевелиться - куда ехать. Планы, планы, планы. В корпусных подвалах МАИ зарождалось альпинистское сезонное банд-формирование “МАИ-МГТУ”. Супостаты искали белые пятна на глобусе нашей планеты и пути проникновения в оные. Проводили выездные семинары, коллоквиумы и летучки. Привлекли даже мудреца-паломника Андрея. В итоге, искоренив разгильдяйство и пьянство, решили ехать в Китай! Китай это вообще одно белое пятно! Один язык чего стоит! Обрадовались значит, в интернете нашли подходящую цель экспедиции - “музей панд”! Говорят это национальная там гордость! Начали уже готовить снаряжение. Стаканы для попкорна, аптечку, фото и видео технику. Принялись искать спонсоров. Задумали даже фильм снять с очень сложным сюжетом.

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

И все бы хорошо, только как то раз на пороге появилась маленькая китайская девочка Сю Ша, и на чистом китайском объявила, что все мы лохи, что за Китаем будущее, а белые пятна у нас на портках, хе хе, неизвестно от чего! И достала карту Тибета. Пришлось срочно вносить коррективы и заменять музей панд на какой нибудь, еще не выбранный тибетский шеститысячник. Но и здесь нас, увы, ждало разочарование! Поднебесная решила ввести квоту на горные билеты, и мы не успели на распродажу. А уже и билеты куплены, и уезжать через месяц. Сторонники “музея панд” радостно оживились, и тут я совсем никстати вспомнил про разговор с другом, о котором я имел неосторожность упомянуть в начале сего манускрипта, и извлек на свет белый ту пресловутую фотографию.

Летим

Лететь, мы в любом случае полетели бы! Как я написал уже - было ради чего даже и без гор! Но тем не менее, внутри у нас клокотал пламенный мотор и тяга к первооткрывательству, а тут такие дела! Е-Гонгга или моунт Эдгар. Было одно восхождение по западному гребню в 2000 году - взошла толпа корейцев, причем про них мало что известно. Было еще 3-4 попытки начиная с 1982 года, все безуспешные. По последним данным - гора имеет огромную ЮЗ стену. На нее была попытка американцев в 2009, закончившаяся трагически. Саша Ручкин сфотографировал СЗ стену, которая в свое время так мне приглянулась. Определяя цель экспедиции в Москве, мы планировали подняться в СЗ цирк, откуда попытаться пройти СЗ стену г. Эдгар. И вот что из этого получилось...

Принимающая сторона

Для того чтобы иметь возможность совершить горовосползание в Поднебесной, требуется заручиться поддержкой альпинисткой федерации или ассоциации клаймеров и получить у них пермит, то есть высшее к нам расположение, открывающее все двери и ворота! Озарение это снизошло на нас вначале сентября, впору уже рюкзаки собирать, поэтому мы поторопились списаться с турфирмой и возложили эту высочайшую задачу на их недюжие плечи.

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

По прилету мы тут же оказались под их оберегающим крылом. Были свезены в хостел, в зубы нам была вручена ксерокопия пермита для восхождения на мт. Эдгар по СЗ гребню. К этому всему, услужливый Дзюе присовокупил прайс-лист на все сопутствующие расходы. Изучив эту чертову бумаженцию мы немного помрачнели и начали лихорадочно считать наличность, звонить в Москву сердобольным друзьям и делать вид что начинаем экономить. Одновременно с этим, наша китайская девочка выручалочка Сю Ша напирала на Дзюе, сотрясая воздух китайскими проклятиями! Собрав общий совет и посовещавшись решили быть бдительными и ловкими делягами - заплатить половину, а потом будь что будет - если что шмыг в самолет и след простыл. Чай от китайцев не убудет - их вон сколько много, а нас всего десять. Для уверенности в себе, содержание алкоголя в крови поддерживали на уровне, так что, всякие глупости вроде совести и редких умных мыслей, терялись среди тостов за дружбу народов.

Ущелье Южных Врат

Глаза все еще застилает хмель и мы с трудом разлепив веки, обнаруживаем себя окруженными толпой китайцев. О, боже, портеры. Сколько же их. Нас точно хотят оставить без штанов (а как же загадочные белые пятна)! Судорожно пытаемся пересчитать кол-во тюков и в конце концов поняв, что столько груза 10 портеров точно не дотянут - махаем рукой. Хитрые бестии.

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

Постепенно монотонная походная жизнь вытесняет всю предстартовую нервотрепку. Дзюе где-то там внизу, и нас теперь опекают офицер связи с поваром. При этом кто из них кто, пока что путаемся. Кухарят вроде бы на пару. С виду парни что надо.
Ущелье очень дивное. Бурная речка несколько раз вынуждала портеров валить деревья и сооружать мосты. Крутые скальные прижимы заставляли нас углубляться в джунгли и обходить препятствия поверху. Джунгли настоящие! С лианами, рододендронами размером с хорошее дерево. Под ногами склизкая жижа. Припекает солнце, и мы удивляемся прогнозам. Говорят, в этом районе погода дрянь. Дожди и очень сыро!

Наше ущелье красное. Потому что все камни покрыты каким то красным налетом! Выглядит здорово!

Подарок

Второй день подходов близился к концу. За каждым пригорком мерещилось плоское поле, где мы наконец-то разобьем наш Базовый лагерь. Уж больно надоели эти броды, чащи, колючки и рюкзаки. Засидевшись на очередном привале, догоняем портеров. Продираемся сквозь изрядно надоевшие заросли рододендронов, и... неожиданно сталкиваемся с портерами аля “улыбка до ушей”. Они нам радостно машут (ой) и бегут вниз. Ну все, решаем мы. Вот, уже за поворотом реки, наш БЛ. Ускоряемся и под очередным кустом обнаруживаем гору тюков, вокруг которых ходит ухмыляющийся офицер. “Велкам, типа”. Улыбается. А мы ему - ты что ж это делаешь, бестолочь! Куда портеров отпустил? А он улыбается. “Да да.. базовый лагерь здесь”. Да еще и на китайском. Тут наш дорогой предводитель посмотрев на это, глазом не моргнул, достает чудо техники “спутниковый телефон”, сует его в руки нашей китайской девочке Сю Ше, и взглядом так - звони Дзюе. Конечно же выяснение отношений ничего не дало. Пришлось взять все необходимое и пройдя минут сорок вверх по реке, действительно обнаружить отличное место для лагеря. Следующий день, вместо разведки, был посвящен перетаскиванию 600 кг груза. Вот такой вот прощальный подарок мы получили от китайских портеров, за что их очень по-человечески невзлюбили. А наши китайцы, повар с офицером, проявили себя очень по мужски. Таскали барахло, и впоследствии, исправно готовили вкусную еду.

Разведка

Еще в Москве, посещая курсы по компьютерной грамотности, узнал я, что такое программка Гугль Эрз. И с помощью этой чудо штуковины обозревал в жутко рабочее время нашу гору, бессовестно поедая дорогой интернет-трафик. Стена с фотографии Ручкина начиналась из ледового цирка, от которого в сторону нашего БЛ спадал ледник. В каком он состоянии и проходим ли он вообще - было неизвестно! Поэтому, первой и важнейшей задачей нашей команды - было проникнуть в этот самый цирк, ну а там то уж, как нибудь прорвемся!

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

Собрали нужные, как нам казалось, ледобуры фирмы GRIVEL и BD, разложили их по мешкам и пошли наверх. Набрать высоту, разведать дорогу в цирк и наметить маршрут. Идем рассекая плотный туман. Часов за 5 выползли сквозь облака на первую ступень ледопада, и челюсть у нас немного поотвисла. Ставим палатки, и украдкой так поглядываем туда... дальше. И думаем такой же украдкой друг от друга: вот пипец, как туда лезть то! В месте, где ледник зажат скальной стеной Эдгара и склонами Дзядзе, притаился хаос. По другому это не назвать! Настоящий ледяной хаос. Поужинали, выпили для храбрости, и скорее спать, утро вечера мудренее. Вдруг, нам это все привиделось. Утром встанем, а там дорога... где нибудь за углом. Ночью хаос не засыпал. Что то грохотало и ревело.

Утром, прямо под ледопадом, ничего не изменилось. Наверх хода нет. А по бокам скалы, скалы... Единственный вариант обойти ледопад справа был отвергнут - в “русскую рулетку” играть желающих не нашлось.
И казалось бы, тут всем нам и расстроиться, и выпить все запасы спиртного, но Эдгар еще вчера нас очень поразил той стеной, что высилась над нашим промежуточным лагерем. Подход, от палаток 10 мин. Перепад 2200. Тут то, мы на нее и посмотрели. Плотоядно!

День отдыха

День отдыха в БЛ был полностью и безоговорочно посвящен наиблагороднейшему из занятий. Утренний кофе плавно сменился напитками покрепче. Время текло плавно и не спеша. Беседы - душевные и все друг друга очень уважали и любили. А утро следующего дня далеко не для всех было добрым...

Лезем: день 1

- Веревок сколько возьмем? Две, одну?
- Давай одну. Вторую же таскать!
- А как вниз?
- Ну там разберемся)
Кучка снаряжения все же оказалась удобоваримой, рюкзаки не очень тяжелыми, и несмотря на то что у нас был жуткий дефицит акклиматизации, мы довольно быстро начали набирать высоту. В первый день шли в основном без веревки. Снег, чертяга, налипал безбожно. А я уж и забыл, что такое летом в горы ездить! Один раз я даже покатился вниз, но вовремя зарубился! Веревку достали уже где то перед ночевкой. Начались бараньи лбы с тонкой коркой льда. Хотя веревка конечно это хм.. одно название. Сорвись кто из нас - докатились бы до палаток. Время 3 часа. Начинает сыпать крупа и сверху по желобам летят пылевые лавинки. Одна такая меня чуть не сдернула вместе со станцией: Санек в это время уже вылез из зоны поражения. Вылезли под скальную стену, по бокам желоба и по ним текут снежные водопады. Зато под стенкой почти безопасно: только время от времени сверху прилетают ледышки - тепло и стенка оттаивает. Где то на нашем уровне, ближе к левому краю стены команда МАИ тоже начинает обустраиваться. Ставим палатку. Правда места мало, бока свисают, поэтому устраиваемся валетом. Кстати, как потом выяснилось, у маевцев ночевка вобще была полустоячая! Как в трамвае. Голова побаливает. 5100 м. Набрали 600 метров.

Лезем: день 2

Второй день лезли к “Зазубрине”. Так мы окрестили жандарм на контрфорсе. За ним угадывалась седловинка и мы очень надеялись встать там на нормальную ночевку. Погода... На небо уже особо не смотрим, осадков нет, видимость есть, значит погода хорошая. Рельеф стал по-круче, лезем попеременно. Правда со страховкой все те же проблемы. Тонкая корка льда на скалах или фирн. Станции - воткнутые в фирн инструменты. За день - один раз закрутили бур, видно участок был совсем крутоват. Если быть точнее - был участочек вертикального полу-льда, полу-фирна. Веревок не считали, но к 3 часам уже подходим к перемычке. Снега по развилку. Кое как догребаем, а там, ну мы уже не удивляемся: место на два полупопия. Кое как откопали площадку. Как и вчера - часть свисает. Вечером традиционно начинает идти снег. Прямо над нами в небо уходит взлет контрфорса. Снизу мы думали, что где-то в этом месте мы вылезем на скалы и так легко и непринужденно по ним, значит, полезем. Думали еще глазами не моргать ни в коем случае: вдруг проморгали бы как на вершину лезли. И тут смотрим мы на эти скалы-монолиты и понимаем, что настоящие герои идут в обход. Традиционно болит голова. 5600 м. Маевцев уже не видим. Они где то в складках висящего ледника. Двигаются вверх, к солнцу.

Лезем: день 3

Утром холодно и ветер. Решили обходить контрфорс справа и вдоль него выходить на северный гребень в части где контрфорс примыкает к гребню. Решено сделано. Траверсируем очень крутые бараньи лбы. На фронтпойнтах царапаемся, инструменты высекают искры. Островок надежности в этом царстве безобразия - стация на 2х камалотах в щели откопанной из под снега. Веревок через 6 выходим в желоб, ведущий к перемычке. Одна веревка 70-80 градусов фирна со хорошим льдом. И к концу 12 веревки, о чудо - мы на перемычке. Пространство как то расступилось. Видно почти во все стороны. Видно цирк, который мы до этого не видели. Видна северо-западная стена. Первое впечатление - пологая.

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

Приглядываемся - крутяков хватает. Топчем площадку и наконец добротно ставим палатку. Ветер порывами пытается унести ее вместе со мной обратно на С стену. По связи слушаем: как там маевцы. Парни рубились до 10 вечера, так как ночевать можно было только уже на СВ гребне, куда они в результате и вылезли. На нашем альтиметре 5900. Легли спать. Голова вновь не дает покоя.

Непогода

Ночью шел снег, а когда он прекратился, подул ветер. Утро было унылым. Начали готовиться к выходу: хотели подняться еще на пару сотен выше уйдя траверсом на СЗ стену. Выглянув наружу поняли что сегодня сидим. Идет снег, видимость метров 100. Так и просидели целый день. Включишь рацию, послушаешь женский голос. Как там наша китайская девочка Сю Ша?! Сидит одна уже 4-ый день под горой. Оставили мы ей конечно пол бутылки вискаря чтоб не скучала... Ночью ветер рвал палатку, а когда стихал - начинал идти снег. Утро еще хуже чем вчера. По связи слышим, что офицер связи узнавал прогноз - ближайшую неделю погода будет очень скверной. Решаем валить вниз. По пути подъема без вариантов: только через цирк и “русскую рулетку”. По связи спрашиваем у маевцев их планы. Тоже хотят спускаться.

Спуск: день 1

Снега на СЗ стене не так много как на северной. Зато все бараньи лбы были наши! Я че-то там все нервы оставил. Одновременно двигаться было очень не приятно. Если же начать дюльферять строго вниз, то хм.. может к следующему утру бы и спустились, потому что у нас была только одна 60-ка. Да еще и половинка. Так что, стиснув покрепче зубы, начали траверсировать по диагонали к большому снежно-ледовому пятну на гребне, которое ограничивало стену слева (если стоять лицом к ней). Так и скреблись. Дюльфер, другой, потом по системе каких то еле заметных полочек или щелей траверс метров 100. Затем еще дюльфер. На лед выскочили только к 2 часам дня. Спустившись по раскисшему льду в цирк, тут же начали удовлетворять самые самые потребности. Я хотел жутко пить, а Саня заварил себе китайской вермишели! Насытившись поковыляли дальше вниз, к центру цирка, в царство трещин.

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

Нашли место под палатку: безопасное. Вроде бы и сверху ничего упасть не должно, и дыр в радиусе метров 5 нету - прозондировали стойкой от палатки. Устроились ночевать, и тут по связи нам маевцы говорят: спустились, переживаем за вас парни, давайте мол аккуратнее, лавиноопасно очень и все такое. И сон как рукой сняло! Я тогда еще подумал: вот спасибо, Максимка, спокойной ночи пожелал)

Спуск: день 2

Всю ночь шел снег. Насыпало сантиметров 15. +10 процентов лавиноопасности. Утром бодро собрались и в 8 утра уже были на тропежке. Снега много, идти далеко. Лавируем между трещинами. Идем по полчаса. Меняемся. Я считал шаги. 600-700 шагов и смена. К 12 дня вылезаем на небольшую перемычку, откуда начинается кулуар вниз. Мы планировали по нему быстренько свалить вниз, там еще где ледопад, чуть чуть напрячься и на ледник.

Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

... и я как Стеньки Разина челны... по кулуару по развилку загребая снег лавирую от скального острова к следующему. Все, дальше сбросы... Пока Саня подходит, я развернувшись лицом к склону пытаюсь сползти несколько метров и вновь углубиться в снега. Влево.. хм.. нет, лучше вправо.. гм... и тут облом. Тут Саня смело так: Вован прыгай! Я сначала не поверил что так бывает, потом подумал “была не была” и, перекрестясь, ухнул куда то в снега. Ушел с головкой! Всплыл, гребу подальше! А кулуар реально крутой! Ну говорю, Санек, давай теперь ты! Снимаю на видео)) Санек точно так же пристраивался пристраивался. Говорю: давай на раз-два-три! Рааааз, дваааа... Стой Вован, давай еще раз... Раааааз, двааааа, триииии!!!! Баааах))) Картинка дергается... Шипение, помехи... Храбреца отпаивают водичкой. Вообщем клоуны. Весело, но как то не по себе. Кулуар то, того... опасный! И припустили вниз. А снег все налипает и налипает, чертяга!
Долго спускались, кое как, уже без сил, доплелись до нижних сбросов ледопада. Там на удивление быстро сдюльферяли с лежащего на леднике камня - он вроде был вмерзший. Помню, Санек уезжает вниз на веревке и говорит ободряюще: Вован, не ссы - тут совсем чуть чуть и не круто. Ну моя очередь, я уже камешек не придерживаю, а сам его всем своим весом нагружаю и выежжаю на такие сбросы - почти в космос. Нифига себе, Санек пошутил. Дальше еще один сброс - пришлось бросить бур, очень уж мы торопились. Вокруг свежие обломки льда. Да и атмосфера какая то напряженная. Как у Штирлеца - все тут было какое то краденное.. даже воздух какой то спертый!
Уфф... Спаслись казалось бы! Дух перевели, оглядываемся по сторонам, а ничего не видим! Туман. Спустились прямиком в его объятия. Хоть ставь палатку и ночуй. По связи узнаем о планах маевцев: говорят, идут вниз. Ну мы совсем было расстроились и сказали чтоб нас не ждали. На что главный сказал, что без нас коньяк пить не будет и уже идет нас спасать! Вот тогда мы по настоящему спаслись))

Домой

Уезжать домой, как обычно, грустно. Суета, сборы, портеры, баулы. Снаряга, большими мокрыми кучами по баулам: потом дома разберемся... Прощальные взгляды на горы, где пропадал все эти недели, на уютную полянку баз лага, на туман, ползущий снизу. Понимаешь что все это уже история...
- Да и хрен с ней! Новая будет! Ура!)))

PS: Участнеги
Неизвестная сторона Mt. Edgar (Альпинизм, e-gongga, китай, сычуань)

PPS: для тех кто дочитал - небольшой фотоальбом все про тоже;)