На Белуху в 75лет... или как Вася дедушку в горы водил
Друзья, что вы планируете делать, когда вам будет 75 лет? Думаю, большинство из вас не загадывают так далеко и, скорее всего, ответят: «УУУ… Дожить сначала надо». И вряд ли мне удастся услышать ответ: «Я пойду на такую-то гору, или буду сплавляться по такой-то горной реке….» До недавнего момента и я, честно говоря, думал точно так же. Однако, Михаил Михайлович Зейдель (или просто Михалыч, как он сам просил его называть) изменил мое мнение. В свои 75 лет он с четвертой попытки взошел на вершину Белуха Восточная по маршруту 3А к.сл. Михалыч изменил мое представление о человеческих возможностях, об упорстве, мужестве и силе духа. Ну, обо всем по порядку.


Впервые о Михалыче я услышал от Андрея, с которым мы водили на Белуху первую группу этого лета. Его рассказ о бодром старичке марафонце Михалыче 74 лет отроду тогда меня не сильно впечатлил. В прошлом году они ходили втроем, в начале сентября. Погода на Аккеме в сентябре не балует, снега было много, удалось подняться только на перевал Дэлоне и сходить на вершину Томских Студентов. На этом все. Рассказал и забыли.

Перед выездом из Барнаула, я пришел познакомиться c участниками и проверить снаряжение. Смотрю, среди прочих, подает мне руку пожилой мужчина с седой бородой: «Михаил Михайлович». Одет в шорты и тапочки, на шее на веревочке висят наручные часы со сломанным браслетом, на левом колене паучок из лейкопластыря, адски загорелый. Про колено он сказал, что повредил на ледовых занятия в Актру и сейчас уже все порядке. Я подумал: «тяжеловато вам будет на горе, Михал Михалыч». Даже искорки в голове не промелькнуло, что это тот самый «МИХАЛЫЧ»! То ли о того, что запаренный был, то ли просто не сопоставил рассказ Андрея и с этим конкретным человеком. И только уходя, когда у мне сказали: «Как тебе наш Михалыч? В этом то году уж точно зайдет». «А что он не первый раз уже?» И тут до меня дошло - это ТОТ САМЫЙ МИХАЛЫЧ, и он в моей группе. «Ладно, - думаю, - война план покажет».

На заброске Михалыч показал себя, как говорится, с лучшей стороны, сказывалась аклимматизация (он же только что вернулся из Актру). Всегда шел в группе лидеров, фотографировал, на привалах был весел и общителен, за дровами всегда первый. Из разговоров узнал, что родился он где-то в Китае, сейчас живет в Челябинске, работает инженером в строительной компании, ходит в горы уже очень-очень давно. Дома бегает марафоны и сверх марафоны, плавает на лодке – короче, ведет активный образ жизни. Рассказал, что первые две попытки восхождения на Белуху он сделал еще в молодости. Обе с Катунского ледника, обе не увенчались успехом. Третья попытка была в прошлом году, не было погоды. И вот 4й заход. На мой вопрос: «А что, если погода опять не даст взойти?» Михалыч ответил: «Я не расстроюсь, потому что это произойдет по независящим от меня причинам». Я понемногу начинал верить в успех нашего мероприятия.
На Аккемском озере нас встретил второй проводник Паша. Осмотрев участников, тихонько спросил у меня: «А что, дедушка тоже на Белуху пойдет?» Подобный вопрос задавали мне не однократно, я всегда отвечал утвердительно и добавлял: «Он еще впереди всех зайдет».
В день отдыха решили погулять в долину Ак-Каюк, посмотреть 7озер, полюбоваться красотой. Пошли не все. Кто-то натер мозоли на подходах, другие просто решил отдохнуть. Но Михалыч не такой! Он сразу согласился и раньше всех был готов к выходу. Сходили замечательно, погода класс, виды просто потрясающие.

Переход до Томских стоянок дался нелегко всем участникам, Михалыч не исключение. Однако по приходу он довольный пил чай со всеми, от еды не отказывался, и даже добавки просил.

Первые проблемы начались на ледовых занятиях. У Михалыча была полная «вентовская» система, коуши у которой расположены в районе груди. Во-первых, спусковое устройство и все остальное должно располагаться там (на груди) же, а это крайне неудобно это. Во-вторых, оказалось, что Михалыч просто не видит то, что находится у него выше пояса (ну или почти не видит). Да плюс к тому его мужественное лицо украшала огромная зеленая газосварочная маска. Ну ладно, нужно выкручиваться! Перевязали систему так, чтобы коуши были на поясе. Михалыч начал увереннее работать со «спусковухой», и в «самках» уже путался меньше.
На Берелькое седло поднялись без проблем, погода нормальная. Поставили палатки, поели и легли спать, условившись выйти в 3 утра. За завтраком наш «дедушка» имел истинно марафонский аппетит, съел все и даже добавку.
Под маршрут подошли еще в сумерках. Провесил перила и стал ждать народ на перевале. Чувствую, в хвосте заминка вышла. Последним идет Паша, Михалыч перед ним. Оказалось, что на первой веревке, сразу после Берга, у Михалыча заклинило жумар (реклама «Венто»), и он брался за веревку руками, пытался подняться. Хорошо, что Паша вовремя это заметил! Он обошел Михалыча и вытянул его на следующую станцию. Инцидент с жумаром негативно сказался на настрое нашего восходителя. Михаил начал говорить что-то из серии: «Ну вот, опять не ладится. Не пускает меня гора. Наверное, мне не суждено взойти». Паша забрал жумар «Венто» себе, Михалычу вручил свой Petzel, и дело пошло. Правда, к последней веревке Михалыч сдал, и его пришлось подождать. «Ну вот, мы и на перевале. От сюда до вершины рукой подать», - говорю я Михалычу. «Рукой подать» плавно превратилось в 2 часа подъема в связках по гребню. И, наконец, она - вершина! Самому тяжело, народ уставший плетется. КАКОВО же Михалычу???

Далее стандартная фото-сессия, что-то съели и вниз. А спуск в альпинизме - это, как известно, самое трудное. Спускались до перевала мы, кажется, еще дольше, чем поднимались. На гребне местами снега было совсем мало и приходилось спускаться на передних зубья. Это, ясно дело, скорости не придало.

Развязались и поехали по перилам вниз. Михалыч уже изрядно устал, и мы старались контролировать его с двух сторон. Солнышко пригревало вовсю, и славные отечественные буры «ирбис» вытаивали буквально за 15 мин. Спускались максимально быстро, но выходило все равно медленно. Снежная доска за Бергом подтаяла и производила очень неприятные звуки.
И вот, наконец, последний дюльфер через Берг! А дальше «бегом» вниз. Михалыч начинает спускаться в Берг и исчезает из поля зрения. Жду минуту, другую, третью, его все нет. На «скользящем» подхожу к краю Берга и вижу, как Михалыч ползет по снежной пробке вглубь, т.е. в противоположном направлении (как раз туда, где трещина). «Объясняю» Михалычу, что он ползет не туда, и ему нужно ползти в другую сторону. Вылез, ушел вниз. Уф, отлегло. Дальше медленно и печально побрели по «киси-миси» в лагерь. Вся тропа под п. Берельский переметена лавинными конусами. Они еле доходят до тропы, (снег мокрый и тяжелый, катится плохо) но все равно не приятно. Правда, тут почти всегда так, но от этого не легче.
Уже в лагере мы с Пашей подошли и поздравили Михалыча с горой! Он сказал: «Спасибо, что завели меня». Поздравили и остальных участников. Залезли в палатку, и вдруг накатила усталость и сон, что даже есть перехотелось. В очередной раз подумал: «Каково же Михалычу?»
К обеду следующего дня спустились до Томских стоянок. Пока обедали, пока то се, уже 16 часов. Паша забрал всех и пошел вниз «пидалить баню». Во второй группе остались: я, Михалыч, Сергей. Мы шли 5 часов без остановок, пока не стало темно, потом перекусили, и пошли до финиша. На озере были к полуночи. Обычно спускаются за 4 часа. Долго получилось, потому что Михалыч медленно идет по маренам (оно и понятно, в его возрасте падать совсем не хочется). По тропе-то его не догнать, а вот камни скорость сильно сбавляют.
На следующий день предложил прогуляться в долину Ярлу, посмотреть 3й полюс земли, мать Мира…. Говорю: «Кто пойдет?» Михалыча не спрашиваю. И так понятно, что пойдет. Все улыбнулись. Прекрасно сходили, погода сказка. Чуть было и вправду не почувствовал потоки силы. В Тюнгур спустились без приключений. Михалыч раздал всем бумажки со своими контактами. Сказал, что к нему в любое время, всегда будет рад. Я посоветовал ему все-таки сбавлять обороты и ничего серьезного больше не затевать. Он ответил: « Я и сам так думаю. На следующий год выше 2Б не пойду. Нужно получать удовольствие».
автор статьи и ВСЕГО ЛИШЬ ВТОРОЙ наемный альпинист Василий Терехин
245
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
В 2000 или 2001 в Безенгах был свидетелем как с Дыхтау на Джанги-кош спустилась группа из 4 человек. Среди них был товарищ 70 лет! Не знаю по какому маршруту они туда поднимались, но, для тех кто не в курсе, спуск оттуда по 4Б!
Кассин в 85 5.10б пролез
Людей подобных герою данного рассказа я встречала в Уллутау и Безенги. Они хороший пример для молодого поколения.
Вы всех нас пенсионеров воодушевляете. Спасибо!
"...автор и руководитель восхождения Василий Терехин..."
если мне не изменяет склероз, то автором и организатором восхождения был барнаульский турклуб "Походник", а Вася был вторым наёмным инструктором... Поправьте, если не так.
- да,-отвечаю,- хожу
тогда они меня спрашивают:
-А что, ты всё так же бегаешь марафоны?
- да, всё так же бегаю.
-А что, ты всё так же не пьешь и не куришь?
- да,отвечаю я им,- я всё так же не пью и не курю.
Тогда они говорят: "так может ты скажешь, что и с женщинами бываешь как прежде нежен?"
- Послушайте, отвечаю я им,- я уже слишком стар... чтобы менять свои привычки!
http://www.pentaxnews.ru/participants/gornist/
То о чём говорил