Школы подготовки в спортивном туризме: проблемы и пути решения
В то время как в альпинизме новичок не может официально пойти в горы без дипломированного инструктора в рамках альплагеря, в горном туризме походы в горы и обучение в школах разнесено - это две разные и не очень связанные системы. К настоящему моменту в системе школ туристической подготовки назрели серьезнейшие проблемы, которые требуют решения.
ЗатратыПредставьте, что вы решили организовать небольшой турклуб. Вместе с 3 друзьями набрать по группе новичков и сводить их в поход, предварительно, конечно, всему научив. У вас и у друзей есть опыт участия в 3 к.с. Достаточно ли этого? Оказывается, для руководства "единичкой" достаточно опыта "единички", но лучше, конечно, "двойки". Опыт "тройки", таким образом, дает вам значительный запас, позволяя еще в будущем году сводить новичков в "двойку", а может через год и в "тройку". Единственное, что требуется из формальных действий - перед походом обратиться в любую МКК и заявить поход. Если одна МКК не понравилась, можно обратиться в другую. Данная система успешно функционирует и обеспечивает, как показывает опыт, нормальную безопасность походам.
На следующий год, готовя ребят к "двойке", вы задумываетесь об официальном оформлении той школы туристической подготовки, которую для них проводите. Это будет школа базового уровня (именно на этом уровне предусмотрен поход 2 к.с.) Что для этого потребуется кроме опыта участия в "тройке" и руководства "единичкой"? Перечислю ( исходя из http://www.tssr.ru/files/materials/602/Podgotovka_kadry_ST_version8.pdf и личного опыта)
1. Будущему начальнику школы нужно звание инструктора. Для этого придется:
1.1. Сдать экстерном (если не учился) экзамен за БУ.
1.2. Отучиться в школе СУ с инструкторским блоком. Обычно занимает год. Если есть опыт руководства(!) 3 к.с., то можно сдать экзамен экстерном.
1.3. Отстажироваться в школе БУ или СУ (поработать инструктором под наблюдением, в т.ч. сводить учебный поход, в котором с ним будет идти еще инструктор и контролировать его действия) - обязательно, даже если сдал экзамен экстерном и имеешь опыт руководства 3 к.с. Занимает еще год.
1.4. Получить опыт руководства 2 к.с. Обычно удается в процессе выполнения двух предыдущих пунктов.
2. Начальнику школы после получения звания инструктора еще придется отработать инструктором в БУ (еще раз, стажировки мало). Это еще год.
3. Другие будущие инструктора могут быть засчитаны за стажеров - тогда им (кажется) будет достаточно сдать экстерном экзамен за СУ с инструкторским блоком. Правда, 3 стажера на одного начальника школы как-то многовато, может потребоваться искать еще одного аттестованного инструктора (с требованиями почти как к начальнику школы).
Представляете? Чтобы проводить занятия в ВУЗе достаточно иметь степень кандидата наук (т.е. просто быть зрелым ученым) - а в школе туристической подготовки мало быть зрелым туристом, надо еще где-то отучиться и год стажироваться!
4. Школу надо заявить в Кадровой комиссии. Их, в отличие от МКК, мало - в Москве, например, всего одна, т.е. выбора нет. Кадровая комиссия помимо проверки школы на соответствие нормативам, может _требовать_ от начальника изменить программу занятий, если комиссии она показалась недостаточно методически грамотной (мне кажется, даже Министерство образования не позволяет себе такого по отношению к средним школам - достаточно чтобы школа стандартам соответствовала).
4. Походы придется проводить все в одно время и в одном районе и с организацией взаимодействия (встреч на маршруте).
5. В походы должны быть включены занятия - наверное, это вы и так делаете, но здесь проводить их требуется всем группам вместе - в точке встречи групп. Проведение занятий каждой группой самостоятельно не допускается.
А если на следующий год клуб решит организовать школу с походами 3 к.с. - СУ, то требования еще (значительно) вырастут.
Напомню, все перечисленные действия требуются не для организации собственно обучения и не для получения права вести людей в горы, а лишь для того, чтобы выдать участникам диплом об окончании школы, который даже не является документом об образовании государственного образца и не дает никаких дополнительных прав в смысле выпуска в горы!
Результат
Наверное от прочтения предыдущего раздела складывается впечатление, что раз ради диплома об окончании школы туристической подготовки надо так много потрудиться, он - надежная гарантия качества обучения. Как бы не так! Первое, что я делаю, если мне предъявляют такую справку - это смотрю, кто был инструктором и начальником школы. Существует целый ряд фамилий, увидев которые я перестаю рассматривать справку как хорошую рекомендацию. И наоборот - существует целый ряд людей, не имеющих достаточно регалий для организации школ, услышав (устно, справки -то они не выдают) фамилии которых я начинаю верить - этот научил хорошо.
Дело в том, что все перечисленные выше жесткие требования к школам на самом деле жестки прежде всего к новичкам - а тех, кто уже давно крутится в этой системе и успел получить звание инструктора, они не стимулируют дальше развиваться или хотя бы поддерживать квалификацию.
Т.е. смысл справки как рекомендательного документа отсутствует. Для оценки участника мне достаточно узнать от него фамилию руководителя и название клуба - я все равно не буду верить никаким бумажкам и наведу независимые справки, что это за школа была и чему там реально учили. Уверен - все опытные руководители (даже те, кто активно защищают нынешнюю систему школ) поступают также.
Получается, смысл официального оформления школ отсутствует? Может и не надо тогда переживать - ну отомрет никому ненужная система? Нет, смысл есть. Если требования лишь немного превышают реальный уровень незаявленных сейчас школ, то руководители этих школ вероятно "клюнут" и подтянут свои школы до необходимого для заявки уровня. Только цель для этого должны быть достижимой.
Предложения
1. Оценивать качество по результату. Не требовать предварительного согласования школы с кадровой комиссией, а вместо этого оценивать уровень слушателей после (в процессе) обучения. Не засчитывать инструктору работу в школе, если больше половины его участников плохо сдала экзамен/провалилась на проверке на местности. Наоборот, засчитывать школы и давать звание инструктора тем, у кого получается учить (даже если они не проходили никакой инструкторский блок СУ). Также можно учитывать факт посещения слушателями занятий и число проведенных занятий (на основе фотоотчетов - см. далее).
2. Защиту уже проведенных школ проводить в любой кадровой комиссии (не обязательно своего региона, например). Провел школу, принес в комиссию документы об участии в кросс-походе/соревнованиях (с фамилиями участников, которые участвовали) + фотоотчет о работе (вот это мы зимой тренировку по спасам проводили, а вот это летом - по скалам) + фотоотчет о занятиях в походе + маршрутки с защищенными походами. Комиссия тебе назначает дату экзамена, куда допускаются только те, кто есть в списках на кросс-походе и в походе и, желательно, на фотографиях тренировок (можно как на перевалах делать групповые фотографии).
3. Отменить требования по взаимодействию групп на маршруте и совместной организации занятий. Оценивать уровень безопасности походов и качество проведения занятий по фотоотчетам.
37
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но знай, что ты хам, который может только безосновательно вякнуть.
Во-вторых, лучше воздержаться от неуместных выражений, Вы не у себя в турклубе.
В-третьих, мы вроде с Вами на брудершафт не пили?
Как вам, кстати, такая мысль - предложения ваши актуальны будут не для туристских "столиц", а как раз наоборот. А в этом случае все упрощения ИМХО не на пользу.
Действительно, существующая десятилетиями система школ в спортивном туризме, на мой взгляд, предъявляет чрезмерно усложненные, растянутые во времени и забюрократизированные требования к тем руководителям походов, которые потенциально могли бы и хотели бы работать инструкторами в школах.
Для многих законопослушных туристов, я имею в виду людей, которые предпочитают ходить в честно оформленные в МКК походы, писать отчеты, оформлять справки, - так вот, для многих таких туристов сами спортивные походы как таковые гораздо важнее, чем возможная сопутствующая социализация, звание инструктора, возможность работать в школах.
Поэтому давным-давно уже сложилось в спортивном туризме разделение: люди, которые участвуют в механизме работы школ, и люди, сознательно от этой системы дистанцирующиеся. (Подобно тому, например, как многие туристы принципиально не играют ни в какие чемпионаты).
Такое разделение, на мой взгляд, скорее плохо, чем хорошо. Я совершенно согласен с автором материала в том, что не участвующие в системе школ туристские группы (и руководители, и участники) зачастую подготовлены и ходят не хуже, а лучше школьных групп соответствующих категорий, несмотря ни на какие успехи в кросс-походах и т.п. массовых мероприятиях.
Если бы работоспособные, хорошо подготовленные люди могли вливаться в систему школ не с такими мрачными издержками, как это есть сейчас (и здесь положение не изменилось с 1970-х годов), то для системы обучения в туризме, имхо, это в целом было бы благом.
Но вот предлагаемые методы решения проблемы, на мой взгляд, совершенно утопичны. Не хочется даже обсуждать детали.
Мой прогноз: существующая система школ не изменится, потому что она не реформируема. Люди, которые ей руководят, не позволят ничего менять.
Вот когда произойдет существенное обновление руководства МГЦТК, и 60-летних сменят 30-летние, тогда изменения будут.
Если вообще сохранится спортивный туризм в том виде, в каком мы знаем его сейчас и в каком он сохранился с советских времен.
2. А на кой ляд вообще нужны все эти официальные школы?
3. А почему бы горным туристам не забить на тухлый ТССР, который применяется только для выяснения своих старпёрских отношений и не перейти под флаги ФАР, которая является куда более прогрессивной организацией и отстаивает интересы своих членов в окружающем мире?
В этой ветке достаточно начальной провокации. Не надо их множить. А то с тем же успехом можно спросить, "почему бы альпинистам не забить на тухлый ФАР и перейти под крыло более прогрессивной ТССР... бла-бла-бла". И понеслась...
Автору
Сережа! При всем моем хорошем отношении...Ну зачем было серьезную проблему налаживания обучения мешать с совершенно утопичными (а отчасти и просто вредными) предложениями? А теперь полюбуйся, кто и в какой форме тебя поддерживает. Неужели ты этого хотел? Ну, вот, теперь будешь знаменем борьбы против оформления вообще, попыток заманить туристов в ФАР и т.д.
Зачем нужно взаимодействие групп в школах, если для обычных походов оно не требуется?
Что такого, что защита проводится в любой комиссии? Если, допустим, я живу в Москве и лично поссорился с Московской кадровой - почему мне непозволительно защититься в другой?
Зачем нужна предварительная заявка школы? Вообще, это очень странная вещь. Когда МКК отказывает мне в выпуске на маршрут, это означает, что они мне не советуют совершать данный поход. А вот когда Кадровая отказывает мне в выпуске школы, это означает, что они вовсе не против того, чтобы я своих участников к походу учил, но просто заранее предупреждают, что оформить справку за обучение не получится. Зачем это надо? Почему нельзя (при желании школы, конечно) отложить вопрос, получится ли выдать справку, до момента, когда школа проведена и спорить можно не о формальных регалиях или мифических планах занятий, а о реально сделанном?
2) А если не поссорился лично, а кадровая считает, что ты для этого непригоден (для примера, ничего личного)? Быстренько заявиться в соседнем регионе, пока там тебя еще не знают? А потом - в следующем?
3) Вообще-то вполне логично ПЕРЕД проведением школы договориться, КТО, КАК и ЧЕМУ в ней будет учить. А не хвататься ПОТОМ за голову: "Что они натворили!" В обычных нетуристских школах никому же не приходит в голову без программы учить детей. А метод "победителей не судят" совсем не лучший в любом обучении. А в нашем - тем более. Потому что уж больно высока цена проигрыша.
Дополнительно повышать безопасность - это хорошо, но делать это именно в школах - неправильно. Либо везде, либо нигде.
2) Да, именно так. Комиссия соседнего региона при сомнениях может связаться с комиссией в твоем регионе и разобраться в претензиях, после чего принять свое, независимое решение.
3) Вот в том-то и штука, что цена проигрыша у нас 0. Да, 0! Потому что сейчас вне школ в туризме учат, вообще никак не ориентируясь ни на какие программы. И никто никак это обучение не контролирует. Люди потом просто приходят и выпускаются как спортивные группы.
А если позволить этим людям попытаться легализоваться, они обратят внимание на официальные требования. Те же, кто уже работает в школах - и так знают, чему и как учить - и отмена требования получить заранее письменное согласование не заставит их учить неправильно.
В нынешней системе в туризме, когда и так учит каждый руководитель, правило "победителей не судят" - самое адекватное. Разумеется, в вопросе обучения. В вопросе выпуска в поход должны остаться нынешние требования.
1) В спортивной группе запросто могут быть люди, которые в 10-й раз идут поход такой категории. В школьном отделении вероятность такого намного ниже! Поэтому подготовка часто будет ниже. Обучение - это хорошо. Но не ходили они до сих пор препятствия такой категории, и все. Поэтому кадровые комиссии и должны делать так, чтобы школы оказались заведомо более безопасными. В том числе и взаимодействием.
2) То есть так вот просто не зная ничего о тебе, твоих инструкторах и твоих участниках, кадровая комиссия соседнего региона должна решить, кто прав - кадровая комиссия твоего региона или ты? ЗдОрово!
3) То есть раз вне школ учат без программ, значит и в школах так надо. А цена проигрыша, конечно, 0! Можно учить абы как - после ЧП МКК будет чаще обалдевать "кто вас этому учил?".
Легализация - это вполне разумная вещь. Но легализация по принципу "провел поход без трупов - получи корку инструктора" добром не кончится.
Кстати, в начале 90-х были попытки сделать всякие "новые формы", "все реформировать" и т.д. Помнишь,чем кончилась одна попытка проводить круглогодичные межвидовые школы?
Да, и еще. Извини, конечно, но очень хочется просуммировать мнения твоих сторонников здесь.
1) Мы про школы ничего не слышали, но их надо реформировать.
2) Инструктора вообще не нужны.
3) Оформление вообще не нужно.
4) Учить туристов надо только в альплагерях и под руководством ФАР.
С такой поддержкой, конечно, пора реформировать все. Но только один вопрос. Тебя не смущает такая поддержка?
2) Если комиссия захочет, она разберется. Все, что знает комиссия "домашнего региона", у нее можно узнать.
3) Я не говорил, что в школах надо учить без программ. И я не говорил "провел поход без трупов - получи корку инструктора" - это чистое передергивание. Я сказал - оценить проведенную школу и оценить ее качество (как школы, а не просто безаварийность конкретного похода). Получилось хорошее - хвалить, плохое - ругать.
Что такое межвидовые школы не знаю. Но не думаю, что они не требовали предварительного выпуска или оценивались по результату.
Люди, которые в чем-то поддерживают меня здесь - не обязательно мои сторонники. Обсуждать занятые ими позиции мне неинтересно. Я отлично понимаю, что замахнулся на святое - на разрешительную деятельность.
Мне интересно не реформировать, а заставить людей задуматься. 24 человека это сделали и сказали спасибо. Я рад.
Жаль только, что такие выступления, как это твое, приносят явный вред. Поскольку дискредитируют любые возможные стремления что-то менять в существующей системе.
По поводу наездов: а зачем нужно оформление? Что оно даёт? Какие гарантии качества, какой контроль? Никаких, одна бюрократия.
По поводу ФАРа - эта струкрура после реформ стала реально работающая и реализующая большое количество проектов. Эффективность у них, конечно, разная, но на фоне ТССРа, который вообще ничем не занимается, они смотрятся сильно выигрышнее. А почему тут разговор про ФАР зашел? Потому что горный и лыжный туризм сильно ближе к альпинизму и ски-альпинизму, чем, скажем к водному или велосипедному туризиму.
И почему это должно кого-то смущать? Если за 20 лет в стране изменилось почти всё, а ТССР всё ещё живёт в глубоких 70-ых, то пускай он либо изменится, либо отомрёт. А народ найдёт чем отпуск занять, поверьте.
Мне, честно говоря, по барабану, в каком году живет ТССР, а в каком - ФАР. Пусть живут, в каком хотят или отмирают. Но ТССР не мешает мне ходить так, как мне нравится. А вот делать походы так, как считает нужным ФАР, а не так, как мне самому кажется правильным, у меня никакого желания нет. И вряд ли появится.
А Ваши аргументы насчет того, что к чему ближе, здесь обсуждались сотню раз. И являются одной из причин, почему мне от официального альпинизма хочется держаться подальше. Не хочется, чтобы меня не выпускали на маршруты люди, плохо представляющие, что такое туризм.
Про то, кому и зачем нужно оформление - о чем Вы? Я не понял. Вы, видимо, действительно, не очень представляете, что такое туризм. Никто никого не заставляет ничего оформлять. Можно ходить, куда хочешь. Можно тренировать кого хочешь и как хочешь. Можно водить кого хочешь. В клубах состоять необязательно. И отчеты делать необязательно. Никто ничего не запретит и не накажет. По конституции у нас свобода передвижения.
Оформляют что-то те, кто считает это нужным людям. Ну и себе тоже :-)
По 3 - возможно, потому, что ФАР как-то не горит желанием видеть у себя туристов? Да и своей грызни у них хватает...
Убрать бы лучше немного бюрократии при заявке маршрута в МКК - 21 век, а мы до сих пор с бумажками и справочками медицинскими по всему городу бегаем за подписями. А создавать в дополнение к этому еще и новую бумажную работу... зачем? В школах участвовал (в качестве руководителя), смысла в полученных после этого бумажках не вижу.
Хожу в походы довольно давно, в спортивные (заявленные)- лет 9-10, и участником и руководителем, занимаюсь обучением новичков у нас в ТК, при этом никаких бумаг помимо справок о походах (примерно половины) по этому поводу у меня нет. Особого смысла в них, если честно, не вижу. Возможно, это нужно с финансово - бухгалтерской точки зрения, с этой стороны вопрос не изучал.
даже если школы станет проводить проще и удобнее, что это даст участникам процесса, кроме невнятной бумажки? к чему пытаться
усовершенствовать механизм, оторванный от реальности?
к сожалению, часто в МКК идут не только для "добровольного повышения безопасности в туризме", а и из-за возможности участвовать в соревнованиях и получать разряды. Хорошо хоть так, но какие стимулы у организаторов и участников туристических школ?
Одни люди хотят учиться - молодцы, но надо ли за это награждать? Получат знания - повысят свою же безопасность. Справка о школе - не награда, а подтверждение обучения для руководителя, с которым человек захочет идти потом.
Другие люди хотят учить - еще более молодцы! Ну, тут надо быть уже осторожнее. Желательно как-то договариваться, как и чему учить. Но, если хорошо учат, как за это стимулировать? Справка о проведенной школе - это опять же не награда, а подтверждение уровня работы инструктора для руководителя следующей школы, в которой он захочет работать. Грамоту выдавать? Это уж "совсем невнятная бумажка".
Система исходно построена на работе\учебе "из любви к искусству". И ничего другого пока придумать не удается. Коммерческие школы особого развития не получили - платежеспособный спрос невелик.
Кстати, по себе скажу, разряды и медали - не менее невнятные бумажки\железки :-)
А вот заявлять эти школы официально или нет - другое дело. Последнее время в Вестре превуалирует курс "не заявлять", хотя качество школ по большому счету соответствует формальным требованиям кроме бумажек у инструкторов. Если была бы возможность заявить без излишних трудностей - заявили бы. А дальше уже психология. В незаявленной школе на 1 занятие меньше официально оговоренных требований - это нормально. Собственно, никто занятия точно не считает - идут и хорошо. А если будут знать, что школа заявлена официально - вполне поднапрягутся, посчитают, обнаружат недостачу и проведут для очистки совести.
Я так себе это вижу.
В СТОЛИЦАХ наверно все по другому.
А у нас все по простому - Школу проводим каждый год по программе которую составили сами, взяв за основу естественно рекомендации (не только ТССР впрочем). Не на какие требования по утверждению школы КАДРОВОЙ комиссией никогда не обращали внимания. Да и нет у нас таковой (ну на бумаге может где список и есть). Руководят школой, читают лекции и обучают там люди выбранные не по бумажкам и регалиям , а по реальным знаниям и умениям. Так как варимся все в одном котле давно, то учатся в школе и преподают ВСЕ без разделения на альпинистов и туристов, потому что это ГОРНАЯ школа. Ну разве что лекции есть отдельные по различию в стратегии и тактике сиих видов горных.
Школа это - просто методика подготовки новичков и людей уровнем чуть повыше, к горам, в межсезонье. Чтобы не с нуля туда попадали. Справочки об окончании даем всем кто экзамен сдал (местные справочки, так для информации). Никаких учебных походов в горах по итогам не проводим, далеко это (горы от нас), сложно состыковать планы стольких групп и людей, да и зачем это нужно, закрепят люди сами знания на практике в горах, пусть и не в одной куче все слушатели. Практические тренировки и занятия в межсезонье само собой по возможности проводим на доступном рельефе, ну и экзамены народ там сдает.
Справка об окончании школы – это просто подспорье руководителю похода (куда потом попадет участник школы) или инструктору отделения на альпсборах (куда тоже попадает участник школы). Ну что не совсем 0 к нему попал, ведь времени в горах мало, а на учебу чистую совсем не хватает, хочется походить побольше.
Чаше всего люди едут и туда и туда (в поход и на альпсборы) , чтобы выбор потом сделать, что сердцу и здоровью милее. Ну некоторые правда так и занимаются в двух направлениях, не в силах выбор окончательно сделать, к обоюдной впрочем пользе.
И шебуршение какое либо в ТССР на тему школ нам глубоко по барабану. Ведь в самом деле звание инструктора в туризме НЕ ДАЕТ НИЧЕГО, нет такой сколько ни будь значимой единицы в существующей системе. В отличие от альпинизма где сия фигура весьма значима.
Скажете инструктор должен УЧИТЬ молодежь в системе туризма. Да нет, учить должны более опытные и знающие. В структуре горного похода – это руководитель и более опытные участники. Нет там фигуры инструктора. А на этапе подготовки в межсезонье – да надо учить, Кто? для простоты системы ввели мы в клубе внутреннее звание ТРЕНЕРА . Вот они (тренера) и учат народ. А звание это они получают когда действительно подтвердят уровень своих знаний и умений (программа обучения и подготовки тоже есть).
К чему все это я написал. Да к тому, что всякие шевеления в верхних неэффективных структурах давно внизу никого не волнуют. Каждый регион выкручивается как может и умеет и не ждет милости и указаний сверху. Где то это работает лучше где то хуже.
Честно говоря даже лень читать внимательно всю эту бюрократическую казуистику по системе подготовки кадров в ТССР. Не работает она.
Для аппологетов ТССР уточню: в старое время соответствовал… имею официальные корки старшего инструктора. Получил их с соблюдением всех требований, но не вижу смысла молодежь так мурыжить. Чем проще, тем эффективней.
Слава богу есть пока кому учить и кого.
В Украине все выглядит где-то так же.
Только у нас (в Киеве) те кто постарше "в старое время соответствовал" отошли очень резко и не было активного среднего возраста. Потому все пришлось выращивать практически с нуля.
Подозреваю что Сергей вообще поднял этот вопрос потому, что в Москве реальной работой с людьми и формальным оформлением занимаются разные люди. В отличие от других регионов, где те же тренера и являют собой костяк местной федерации.
Часто лень мешает сделать что-то, что изменит мир к лучшему. Пусть не мир, а ближайшее окружение, окрестность. Так выпьем же за социальную ответственность! ;)))
А умение и приемы из альпинизма - хорошо бы не забывать применять в горном туризме. Но для этого их надо знать/уметь, а это вопрос лени, нелюбопытства/недостатка времени/средств часто. Ведь почитать об альп. технике можно, но овладеть - надо в горы с альпинистами бы... Не всем удается...
О чем должна говорить такая справка?
Справка о проведении школы - о том, что проводивший хороший методист, умеет рассказывать и показывать. Сейчас в этой нише живет "репутация" руководителей и турклубов. Учиться идут в первую очередь в турклуб, а не к какому-то конкретно человеку. А в пределах турклуба уровень занятий у разных руководителей примерно одинаков. Руководители равняются друг на друга, либо на каую-то клубнуб программу.
Справка о прохождении школы - о том, что прошедший ее прослушал некоторый перечень лекций и отработал некоторый перечень приемов.
Что может дать такая справка участнику, который хочет пойти в поход, или руководителю который хочет этого участника в поход взять?
Участнику такая справка в данныый момент ничего кроме гордости не дает.
Руководителю - дополнительную информацию об участнике. Впрочем, всю эту информацию можно выяснить в разговоре с потенциальным участником группы, либо взглянув на предыдущие справки потенциалльного участника. По нитке маршрута, по списку перевалов можно хорошо оценить уровень подготовленности того или иного кандидата. Когда в справке за "двойку" у участника не два перевала 1Б, а четыре или пять и еще впридачу несколько 1А, если перевалы разные и требуют для прохождения различных приемов, то участник с такой хорошей двойкой может вполне претендовать на место тридцатипроцентника в четверке.
Думаю, что справка за прохождение школы вполне могла бы служить критерием взятия тридцатипроцентника в поход.
Сереж, ты говорил о том, что занятие в школе это должен быть некоторый стандарт качества. Хотелось бы, чтобы такой стандарт сущестовал, но пока туристы внутри себя не могут договориться об этом стандарте. Одни блокируются лентой, другие основой, третьи вяжут спусковуху сверху, четвертые - снизу.
В турмногоборье вообще много всяких ньюансов и поблажек, здесь можно не муфтовать, там узел не вязать, а в этом случае вообще можно отпустить страховочную веревку, потому что есть судейская :) А какрабин нужно муфтовать на треть, только чтобы не открывался когда судья подойдет проверить :)
Кто возьмет на себя смелость такой стандарт создать? Думаю, что это должен быть какой-то большой и известный турклуб, поддерживаемый известными именами, а еще лучше - ассоциация турклубов. Желательно по обе стороны от Уральских гор.
В технике есть такие стандарты - стандарты "де факто". Их никто не принимал и не утверждал, но какая-то фирма стала применять данное техническое решение и оно всем понравилось и стало популярным. Отклонения от этого решения стали считать дурным тоном.
Вот такой стандарт и надо создать самим, а не ждать пока ТССР изменит правила. А дальше смортеть - приживется или нет.
А клубы, в которых обучение происходит ввиде централизованных школ, т.е. когда проводятся занятия и читаются лекции, не каждым руководителем по отдельности для совей группы, а каким-то преподавателем дял всех членов клуба, могут выдавать сертификаты о прохождении той или иной школы в которых был бы перечень прослушанных лекций и проведенных занятий. Как некоторые фирмы дают сертификаты за восхождение на популярные врешины.
Многие ту спрашивали — зачем вообще все эти бумажки. Поясню со своей сороны. Когда-то я никуда не ходил и много куда хотел, однако везде натыкался на фразы «требуется опыт такой-то», а на более конкретный вопрос спрашивали бумагу о прохождении. Я взял и записался в клуб, и именно из тех соображений, что с полученными бумагами о прохождении обучения и походах мне будет гораздо легче пойти с любым другим клубом. Немало же примеров есть, когда люди, идущие в поход, впервые видятся уже на точке старта, и тут бумага является залогом того, что хотя бы уровень у всех будет предсказуемым и близким (тут уж разница будет только в количестве отхоженных походов определенной категории).
И потому я поддержу то, что выше сказал юзер MGV. Они, как мне кажется, правильно делают, что пляшут от категории. Известно же какие препятствия должны быть в единичке, двойке и т.д. Соответственно надо и бумажки давать как участникам, так и инструкторам, согласно результатам пройденного маршрута. Грубо — прошли / не прошли. И если для участников все можно оставить именно на уровне «смог / не смог», то для инструкторов чуть усложнить, грубо говоря, прошли, но была авария, или прошли, но на ходу сильно поменяли маршрут (с выходом за рамки запасных маршрутов) и препятствия — инструктору незачет. Самих инструкторов набирать так же, как в случае у MGV — опыт + желание + одобрение старших товарищей.
Вот и все. А остальное — действительно бумажная бюрократия. Какая там, нафиг, разница какая была сама школа, какая программа и прочее. Инструктор готовил тройку, репетировал с группой тройку, прошли тройку — всем зачет в виде бумажки о прохождении тройки. Что еще нужно? А рассуждать про всю эту структуру и программы... Как в анекдоте получится — «вам шашечки, или ехать». Лично мне — ехать. Я пришел в клуб, мне дали инструктора, который имеет большой опыт и был в пятерках. Он готовил меня в единичку. Откуда взялась программа — не знаю, однако ту, которая была, мы прошли и успешно сходили единичку. Инструктору зачет, нам тоже, клубу спасибо.
"Немало же примеров есть, когда люди, идущие в поход, впервые видятся уже на точке старта" - это клиника... Интересно, кто-нибудь составлял статистику успешности прохождения маршрута такими группами?
"Есть налаженная система обучения альпинистов - лагеря и сборы. Вот ей и надо пользоваться. Если уж этого достаточно для восхождений, то для походов и подавно хватит!" - тоже крайне спорное утверждение. Все же подготовка ощутимо отличается.
Добрее что ли были к друг-другу.
На мой взгляд подход вида приехали на турбазу-собрали группу-получили инструктора-получили снаряжение - инструктор провел по сто раз пройденному маршруту скорее ближе к альпинизму. А вот ходить несработанной группой автономно, да еще и более-менее сложные маршруты - это совсем другое дело.