Мачомбо без ГМО. Фотоальбом + Техническое описание.

Пишет Nefedov Sergey, 06.09.2010 02:09

Мачомбо без ГМО. Фотоальбом + Техническое описание. (Альпинизм, крым, отчет, scarpa, морчека, гайдбук, свободное лазание, grivel, free climbing, братья нефедовы, полезное, дерзость)

Эта публикация жестоко убивает сразу трех зайцев:

1. Показывает красоту места и действия.
2. Имеет цель помочь тем, кто может повторить восхождение free, уложиться в 2-3 дня. А тем, кто не может, все равно пролезть больше половины линии чисто.
3. Передает опыт в тактике, стратегии и мелочах. Для применения на других маршрутах.

Поэтому фотографий больше чем обычно.

Фотографы:
Илья Виноградов (ilyavinogradov.com)
Антон Педько (stmarinin.livejournal.com)

Напомню:
Место действия - Крым, гора Морчека.
Маршрут - Мачомбо 6А А3 335 метров. Авторы: Александр Лавриненко и Владимир Могила, 2002.
Пройден 24 апреля 2010 года связкой Сергей Нефедов - Андрей Нефедов.
Пройден полностью свободным лазанием, максимальная сложность 7с+

Очень много эмоций, переживаний, мыслей по поводу содеянного, можно прочитать в печатных журналах Риск №44 и Вертикальный мир №91
Основная задача этого поста: акцент на фото и на маршруте.
Фотографии выложены в смешанном порядке (прохождение и подготовка), так что не удивляйтесь нашим быстрым переодеваниям во время лазания в нижней части маршрута:)

Часть 1. Подготовка

По приезду в Крым размялись на скалолазных трассах Уарч-каи, прошли на онсайт мультипитч "Сказка странствий" 7б на Форосский кант, мультипич "Месячне Сяйво" 6с на Парусе.
Разминка по приезду - это очень важно. Мы лазали 3 дня подряд. Можно лазать 2 дня, отдых, еще 1-2 дня. Тогда основной проект начнется и пройдет как по маслу (даже если в городе Вы лазали по стенду перед отъездом каждый день).

В день отдыха переезжаем под Морчеку.

Два брата - акробата. Нас часто путают... Парень в очках - это Сергей. Дредастый - Андрей.

Сама Морчека. Точка съемки - недалеко от лагеря.

Обсуждаем задуманное.

Потом провешиваем сверху вниз перила из 9 мм. статики, вдоль всего маршрута, чтобы пролезть все чисто с верхней страховкой и узнать, возможно ли это в принципе. Также эти перила потом используются фотографами.
Пора за работу!

Дерзаем

На маршруте, да и на всей скале, много разнообразного рельефа: от ажурных мизеров до щелей. Удивляют зацепки, образованные тысячелетиями текшей здесь раньше водой - промоины, каверны и желоба. Очень красивая скала!
На фото: вторая половина первой веревки ("Щель", 7а).

Ходим туда-сюда в дождь и туман, которыми изобилует весенний Крым.

Справа Илья Виноградов, фотограф, глазами которого Вы сейчас смотрите в прошлое.

Дурачимся:)

Жумарим туда сюда, лазаем, фотографируемся, боимся.

Висим на станциях, страхуем.

Дюльферяем в туман.
В ОБЩЕМ, ПОДГОТАВЛИВАЕМ ПОЧВУ ДЛЯ ЧИСТОГО ПРОХОЖДЕНИЯ.

Итого: Первые 4 дня лазали с верхней и чуть-чуть с нижней. Илья Виноградов фотографировал как раз в этот период. Два дня были сильно дождливые, мы выбирались на стену только на пару часов, или до дождя, или после просыхания скалы. Из за отсутствия определенных заранее дней отдыха мы морально и физически вымотались и на пятый день такого лазания поняли, что ВСЁ. Поехали в Симеиз отдыхать. Как раз выпал солнечный день:( Лучше не ждать прояснения в ненастную погоду, сидя на касках, а полноценно отдохнуть головой. Иначе в тот день, когда Вы проснетесь усталым и с низкой мотивацией лезть, обязательно будет солнце.

После дня отдыха предпринимаем попытку пролезть маршрут с низу до верху. Она по разным причинам явно была обречена на неудачу, но мы прошли чисто первую и вторую веревку, и еще раз поработали на ключевой третьей. Стемнело, поехали вниз. Вечером приехал Антон Педько, и на следующий день мы запланировали решающий штурм.

Мы могли задержаться еще хоть на неделю, но очень хотелось закончить. Ведь мы уже знали, что все получится. Настрой на успех это больше чем половина дела. Возможность вложить любые временные и финансовые ресурсы в затею тоже помогает, расслабляя голову. Галопом по Европам - часто ничем не светит.
Таким образом, сделав все вовремя, мы конвертировали запасные дни Мачомбы в лазательные дни на Красном Камне, где прошли редпойнтом маршрут "Время Ч" 8а к.с.

Часть 2. Лагерь

Много читаем и слушаем музыку. Примечательно еще то, что мы жили рядом с красноярской сборной, в которой много старых знакомых по Узунколу и Ергакам. Они готовились к соревнованиям 2010 года и мочили маршруты один за другим. Приятно, когда лагерь не пустой. Обыкновенно под стеной людей нет.

Помимо красноярцев, в этот раз с нами друг Стас, потом приехала его подруга, заходил на огонек Денис Сушко, приезжал Женя Дмитриенко, потом Илья Виноградов приехал. Уехал Илья, приехал Антон Педько с Максом. В общем, скучать было некогда.

Наша посуда.

Наша кухня.

Наша еда. Высококалорийная высокотехнологичная спортивная пища.

Часть 3. Восхождение.

Ниже – фото Жилина. На ней я отметил наши названия веревок, и некоторые важные моменты. Все это будет использоваться в дальнейшем описании.
Кликнув на фото, она увеличится до удобочитаемого размера.

Первую веревку мы разделили на 2 части, сделав свою станцию посередине, на полке. Станция на местном шлямбуре и нашем якорном крюке. Почему так – будет описано ниже.

Участки названы по морфологии рельефа. Вы легко с земли различите такие ориентиры, как Пузо, Желтый подтек, Наклонная плита, Вершинная башня и т.д.

1 Веревка. 1А «Первая» 7б к.с. и 1Б «Щель» 7а к.с..
2 Веревка. «Лежачка» 6б/6б+.
3 Веревка. «Пузо» 7с+. Ключевая веревка + психологический ключ маршрута.
4 Веревка. «Желтый подтек» 7с+ в лоб/обход 6с. Самое сложное движение маршрута.
5 Веревка. «Наклонная плита» 7а.
6 Веревка. «Классика» V.
7 Веревка. «Камин» V.
8 Веревка. «Башня» (вершинная) 6с+.

Утро 24 апреля 2010.
Разминка. Единственная завершенная логически скалолазная трасса на всей Морчеке - безымянная 6с прямо в лагере. Слегка нависающая, с разнообразными хватами, в т.ч. и на пальцы, дает неплохой разогрев если ее пролезть пару раз. +ОФП разминка. И так каждое утро:-0

Вопрос к старожилам - морчекистам: можно я пробью еще несколько трасс по низам, там, где это не помешает будущим первопроходам по характеру рельефа?

Собрались, радостные идем к старту.

Итак, поехали. Напомню, все точки клались с лазания, без предварительной развески.

Веревка 1А "Первая". 7б
Чтобы оторвать ноги от земли и оказаться в положении, как на заглавной фотографии поста, нужно преодолеть не очень сложный, но хитрый болдеринг. Прямо с земли. Никакой халявы. Для этого нужно разминаться утром очень хорошо. Ноги стоят на выбитых перфоратором буквах "МАЧОМБО". У меня расклад на одной букве, у Андрея на другой. Забавно.

Дальше: Вы в положении как на обложке поста. В районе рук кладется в разбитую крючьями щель средний красноярский якорь. Без подбиваний, как скайхук.
*Я срывался на него 2 раза с высоты 4 метра, и зависал в 30 сантиметрах от земли. Выдержал. Но когда я решил его немного согнуть, чтобы он лучше встал в слегка косой щели, и потянул за вщелкнутую в него оттяжку вбок, он сломался пополам:(
*Чтобы второму было за что браться руками, этот якорь ему нужно скинуть палочкой с земли. С лазания его снять очень сложно. Лучшего мы не придумали.

На данной фотографии Вы уже перед ключом "Первой" веревки. Внизу точки снизу вверх:
1. Средний якорь.
2. Камалот 0.5 в дырке - гнезде.
3. Тросик закладки в намертво забитом швеллере.
4. Первый шлямбур, что так угрожающе смотрит на Вас с земли с высоты около 10 метров, ухмыляясь свой недосягаемостью.
Около шлямбура как раз первое место для отдыха. На фото я отдыхаю. Как удобно. Отдых, Ключ участка, шлямбур. Спасибо авторам маршрута. Можно нажать на фото и все увидеть в подробностях.

А вот и ключ: на плохих ногах нужно сделать очень длинное движение на маленький активник.

Вот его делает Андрей.

Потом крест руками.

Ноги скользят по "бетону". Нужно встать на эту же полочку ногами.

Немыслимые зеркала - как раз то, что отпугивает даже мысль о свободном лазании.

Следующая точка - необязательная. Можно с риском большого пролета сделать несколько несложных движений, и там будет следующий шлямбур. Но это риск большого полета...
В малюхонькую дырочку с подбиванием ставится якорь Блэк Даймонд. У него более тонкий носик, чем у красноярского, как раз для этой дырки.

Вбиваю якорь, и на радостях пропускаю шлямбур выше. Лезу до нашей импровизированной станции так.
Для чего нужна эта станция?
1. Спрямить веревку и уменьшить трение.
2. Организовать безопасную страховку лидеру, т.к. участок сразу от станции - с отсутствием возможности организовать точку, и находится прямо над полкой.

Веревка 1Б "Щель" 7а.
Требует пояснения. Оригинальный ход Мачомбы идет прямо от нашлепки в левой части фото вниз по линии падения воды. Это 6 метров непролазного рельефа (для нас), с кавернами - дырками под фифы и шлямбуром для страховки. Мы эти 6 метров прошли там, где лезем на фото, по маршруту Скай Вэй. Совесть меня не мучает. На месте все органично именно так.

На фото лезущий уже взял хорошую ручку. После станции единственная точка - заМолоченный молотком большой якорь. Место несложное, но скользко-неприятное. Если упасть, а тебя страхуют снизу, то веревка растянется и 100% произойдет встреча с полкой. А наша станция позволяет внимательно страховать, без провиса веревки, и обезопасить это место. Лезущий вторым этот якорь с трудом выбивает, одной рукой держась за рельеф. Бить проще.

Лезем дальше. Эта щель - одна из изюминок маршрута. Для Крыма рельеф уникальный.
Точки: после якоря шлямбур, потом закладка Стрегор №7.

После закладки очень неудобное место щели, как раз 7а. Мы выбрали для страховки фифу, типа большой якорь. Это фото вызвало дебаты. Можно почитать их здесь, в комментариях.

Поставил фифу и корячишься дальше.

И рун-аутом до станции. (run-out. Термин мы узнали в Йосемитах. Это название участка без возможности организовать страховку. Мы стали его использовать для любых мест, где лезешь с пролетами сильно больше среднего. Но не всегда потому, что ничего не положить, иногда просто проще прогрести по легкому побыстрее и вщелкнуть самостраховку в станцию).

Смотрим со станции вверх - а там вторая пологая веревка и нависающий "Хэдвол" горы. И наши перила.

Веревка 2 "Лежачка" 6б/6б+
Страховка преимущественно на средних и больших закладках (берите комплект). Один камалот 0.4 и пара шлямбуров.
Если первую веревку мы разложили по точкам досконально, т.к. они клались с неудобных мест, то вторую мы лазали по разу с верхней на онсайт и потом с нижней, тоже без проблем. Это как раз то место, где можно полностью лезть почти всем с листа.

Наглядно представлен угол наклона стены на этом участке.

Хитрый момент:
Ключ веревки - это переход из одной системы щелей в другую. Это место интуитивно угадывается. НО! Не нужно лезть до шлямбура. На фото он, пропущенный, остался справа. Нужно сделать полу-траверс влево, и незатейливым движением с ногами на трении перейти в левую систему щелей. На фото Жилина этот шлямбур отмечен крестиком.

На этй фотографии виден изгиб веревки. После траверса идет камалот, потом еще одно "скалолазное", но не сложное движение, и вы у шлямбура. Опять рун-аутом до станции.

Веревка 3 "Пузо" 7с+. Ключевая веревка маршрута.
Длина - полные 50 метров.
От станции траверс влево, в щель кладется средняя закладка, НО с длинной петлей, чтобы не создавать излишнее трение. Вы легко приближаетесь к нависающей части пуза, к его основанию.

И прямо упираетесь в него головой. Для этого скалолазам нужны каски.

На самом деле, наиболее нависающая часть лезется на уровне 6б, а самая жесть начинается на вертикальных, средних частях пуза.
На фото выгребаем с больших ручек нависания на ажурные мизера средней части.

Грести по ним долго, но не это занимает твою голову. Впереди ключ, а надо еще вщелкнуться в ТРЕТИЙ ШЛЯМБУР. Это нечто. Битый под и.т.о., он издевается над скалолазом, и заманивает его вытянуться на весь люфт суставов рук и тела, ненадежно расположившись на черт знает каких зацепках. Не знаю, что здесь будут делать менее рослые люди, как нибудь выкрутятся. Вщелкнуться-то надо!

На месте отдыха перед ключем. В классическом Мачомбистском стиле: отдых, ручка, шлямбур, ключ над этим всем.

Полез ключ.
Левая рука на острый подхват - откидку.

Правая - большим пальцем давить канавку.

Ноги на трении. Давим изо всех сил. Так называемый "адский разжим" дверей вагона метро.

Подобрал ноги, и выстрелил на ручкан в щели!

Кладем кажется 0.4 камалот и лезем до следующего ключа, психологического.

Внизу камалот, скоро будет и шлямбур.

Психологический ключ маршрута.
На этот раз не все так радужно. Шлямбур метрах в четырех, чуть слева, стена внизу и пологая на вид. Падать совсем не хочется. Стой, отдыхай сколько хочешь. Даже несмотря на то, что для рук все зацепки с ноготь. Есть один подхват под 2 пальца, и тот неудобный. Стоишь на двух-сантиметровой полочке. Как будто на парапете стеклянного бизнес центра, уткнувшись носом в стекло. Развернуть коленки - большое дело. А ручка слева так и манит. Ручка внизу картинки. Стоять можно, проблема двинуться, + страшно.

С какими эмоциями мы преодолели это место, читайте подробнее в журналах.

А по сути - нужно равновесно располагаться и отработать это место с верхней.

Раз, и готово.

Андрюха затек ждать на висячей станции, потому что меня, порхнувшего на первом ключе, пришлось спустить обратно вниз, и в итоге я пролез эту веревку почти 2 раза.
Снаряжение на веревку: 0.4 камалот, пара средних закладок с длинными оттяжками, и штук 8 (?) оттяжек для шлямбуров.

Веревка 4. "Желтый подтек" 7с+ / с обходом 6с.
Еще мы называем эту веревку "Болдеринг".
Сразу от станции можно пролезть по маршруту, и найти откровение, а можно траверсом влево 6с найти отдохновение.

Особенности:
Около 8-10 метров от станции и до первого шлямбура надо лезть без точек. И уже не по прихоти, а по необходимости. Причем первые 5 - это жесткий болдеринг.
Поскольку срываться с большим фол-фактором на станцию не полезно никому, ни станции, ни срывающемуся, ни страхующему, Андрей дюльфернул на несколько метров вниз, чтобы работало больше веревки. Но недостаточно. Сорвавшись много раз, я получил боли в пояснице на месяц вперед. Нужно спускаться на 10-15 метров, чтобы амортизация была достаточной.

Эту серию движений мы признали самой сложной на маршруте, проходится она или с большим динамическим чем то, или с прыжком.

Злобные немецко-фашисткие захватчики в деле:

Теперь на/не при деле.

Когда вылезаешь болдеринг, ты уже высоко над станцией. Но нужно пройти еще одно место, достойное упоминания: задрать ногу почти к рукам, а руки почти на уровне головы и жутко выкатить на носочек. Пятка здесь не работает. Падать опять совсем не хочется. Потом еще 5 метров до полки и шлямбур. На фото я уже после наката вылезаю на легкое.
*Болдерингом мы называем серию движений, что начинается с большой нашлепки у станции. На нее еще часто накидывают петлю и усиливают шлямбура. Т.е. берешься за нашлепку двумя руками, и пошел. Можно еще халтурить, и нагружая станцию, взять зацепки для старта выше. Если так сделать, то линия пролаза прерывается на метр-полтора. Стиль диктует ограничения, но дает несоизмеримо больше свободы и радости.

Если Вам не нужны все эти принципиальные геройства, спокойно лезьте до этого же шлямбура обходным вариантом 6с или даже 6б+. Дальше все не сложнее этой категории, вся веревка такой и получится.
Здесь опять встречается дырочно-скайхучный ход, со шлямбуром для страховки, прямо по желтому пятну-ориентиру. Но в трех метрах левее очень легко все лезется. (Шлямбур на желтом подтеке пропускаем) Страховка - плохой якорь и закладка. Потом еще один шлямбур. Всего на 40 метров веревки 4 точки...

Еще раз про точки: кроме первой веревки, где мы разжевали все размеры и места установки, и третьей, где кроме закладки и камалота все нашпиговано шлямбурами (с большими пролетами), все остальные веревки мы лазали по принципу: берем 3 кама средне-мелких, 10 закладок, 3 якоря и молоток, 6 оттяжек - экспрессок, и пошел. На месте разберемся.

Веревка 5 "Наклонная плита" 7а.
Вначале по плите, что лезется на фото. Слегка заросшие щели под большие закладки и маленькие камалоты. Может где-то был шлямбур, не помню. Потом выход через малюсенький карнизик на полку, там шлямбур. Сложность представляет лишь вылезти карнизик, но не карнизик то и был...

После шлямбура своя закладка, и траверс через рыжий подтек к щели, и вверх до станции. Все это на фото. На заднем плане - желтый "столб" Морчеки.

Как раз тот карнизик, просто фото не в том порядке (простите меня).
Веревка 7а только из-за протяженности, а так по движениям не сложнее 6с. Мы с Андреем спорили на эту тему и решили пусть будет так, но с объяснением.

Веревка 6 "Классика" V к.с.
Этот участок совпадает с маршрутом "Классика" 5Б и не представляет никаких сложностей. Требуется обычный комплект снаряжения.
Ноу проблем, но у нас застревает баул в самом низу этого участка, при попытке его вытянуть. У нас 1 жумар, и я предпочитаю лезть всю веревку заново, после того как отцепил урода, вместо того чтобы забивать бицепс недожумарингом.

Веревка 7 "Камин" V к.с.
Не более чем 30 метровый участок очень легкого лазания по слегка разрушенному, заросшему рыжим мхом камину. Обычный комплект снаряжения.

Крайняя станция на вершине "Камина" и под "Вершинной башней". На заднем плане - карьер.

Веревка 8 "Вершинная башня" 6с+.
Лезли уже в темноте, тут есть единственный карниз, который хоть как то похож на карниз. От станции в щель, там кладется камалот 2 размера, потом шлямбур, выше в щель средний стопер или 2 если страшно.
Ключ - траверс влево сразу за карнизом, по маленьким откидкам и плохим ногам + ты уже устал и это влияет на координацию. Потом легкий долаз.

Я срываюсь на ключе, мечу зацепки магнезией. Хорошая идея выпустить флюоресцентную магнезию, светящуюся в свете светодиодов! Спускаюсь, продергиваю веревку, вылезаю со второй попытки на последних запасах молочной кислоты ;)
Андрей кажется тоже сорвался и пролез со второй попытки, как обычно, начав заново со станции.

Наше состояние на этой веревке хорошо иллюстрирует фото откуда-то не оттуда:

Мы сделали это, и это факт!

С нами снизу вверх прошел Антон Педько, на весьма ограниченных запасах одежды и еды. Респект.

Также нам всем помогал Макс.

А что это такое, я не знаю. Мистика.

Часть 4. Мелочи жизни, или полезные советы.

* Не так важно, есть ли у Вас камалоты. Любые френды подойдут. Размеры даны для ориентира.
* Чтобы обоим в связке лезть свободно, мы вытягивали баул репшнуром, который нес второй. Баул висел на якорном крюке, который работал как скайхук, или на рельефе, или в шлямбурном ухе. Это позволяло его легко сдернуть и вытянуть. Смотрящий вниз клюв якоря не цепляется за рельеф и карнизы. Баул висит на нижней дырке крюка, а реп прицеплен к верхней. В бауле еда, вода, дополнительное железо и теплая одежда. Гайдбук:)
* Весной в Крыму совсем не жарко, примерно как на Кавказе летом. Ориентир по одежде. Пуховки, перчатки, очень помогают.
* Сам читаю и сам боюсь. Это эффект До.....ера. Все намного проще и безопаснее, чем в тексте. Честно.
* Для третьего шлямбура третьей веревки можно использовать Конг Фрог, с длинной оттяжкой замотанной для жесткости скотчем. Эврика!
* Хватит валять дурака, надо пойти и пролезть что-то стоящее и рассказать об этом нам!

P.S. Все так подробно разжевано неспроста.
Существует понятие "круг обучения".
Бессознательное незнание - сознательное незнание - сознательное знание - бессознательное знание.
Перевожу: Вы не знаете о том, что чего-то не знаете - Вы знаете, что чего-то не знаете - Вы знаете, что это знаете и делаете - Вы не знаете о том, что это знаете и вовсю используете.

Когда мы читаем "Хвуберы пролезли 8ы на высоте 5 км свободным лазанием...", то получаем вариант сознательного незнания. Как они это сделали? Это мало нас продвигает вперед.
Поскольку данным восхождением нам удалось немного пробиться в сознательном знании данного вопроса, я спешу передать опыт Вам. Причина - этот материал получился похожим на тот, который мне нужно было бы прочитать несколько лет назад, чтобы сэкономить очень важное в жизни вещество - время.

Нас поддерживают Grivel и SCARPA.

За что им огромное спасибо.

А также еще раз большое спасибо всем, кому оно причитается.