Козёл, или Рассказик-2

Пишет KSN, 16.06.2010 12:08

Горы заливало дождём. Он прочёсывал местность своими холодными длинными каплями уже второй день. Не осталось ни листика, ни травинки, ни камня, не омытого им со всех сторон. Только тенты палаток держали оборону, испытывая надёжность нано-мембрано-технологий, оставляя сухим маленькое уютное пространство для спрятавшихся внутри людей.

Необъятный холодный душ поливал долину, и выключить его не было никакой возможности. Зато была возможность поспать и отдохнуть тем, кто пережидал непогоду в своих палаточных укрытиях. Можно с чистой совестью дремать утром под мелодию дождя, вслушиваться в его переменный ритм и вести мучительно-сладкую внутреннюю борьбу между желанием скорейшего окончания дождя и не менее сильным желанием его продолжения.
Даша тихо дремала на плече у Димы. А он уже давно проснулся, но не хотел вставать и тревожить её. Хотя чувствовал, что сколько ни терпи, а встать скоро придётся… По плану они должны были сегодня идти на перевал, а затем радиально на вершину. Все были в хорошей форме, шли хорошо – а тут эта непогода, она только расслабляет – и сколько это может продлиться? Ещё день-два, и они совсем выбьются из графика и могут не успеть пройти маршрут. Он терпеть не мог это ощущение полувины, когда дома, по возвращении, начинаешь оправдываться в том, в чем вроде бы не виноват – да, не прошли, непогода помешала… Все сочувственно кивают, а про себя думают : «Да просто не захотели корячиться под дождём». Сам был на их месте, сам так думал. В принципе, в такой дождь идти можно – он тихий, грозы и ветра нет, а быть мокрым - это ерунда.
В этом году группа у них была небольшая, 4 человека. Не получилось пойти прошлогодней дружной компанией – Женька решила поехать в альплагерь, Валя пошла в пятёрку с москвичами, а Толик внезапно женился и безропотно поехал за женой на море. «Чувствую, горы он больше не увидит – думал Димка. - сам-то он тоже женился на Даше, но у него - другое дело. « Не всем же везёт так, как мне! – размышлял он, чувствуя рядом дыхание жены. – Хотя… Если бы был холостым, пошёл бы сейчас в пятёрку с ребятами…».
Собирались они в этом году сумбурно – вмешались вечные проблемы с работой, с отпусками, всё мероприятие висело на волоске, но в последний момент все-таки поехали: Дима с Дашей, их старый знакомый Макс и руководитель - Василий Михалыч. Был он старше ребят лет на 15, но возрастную дистанцию не держал, и все его запросто называли Васей. Вид у Васи был «бывалый» - побитая временем штормовочка, самошитая пуховочка, спортивные штаны с вытянутыми коленками. На любой стоянке, среди цветника из «Мармотов», «Редфоксов», «Басков» и прочих диковинных зверей он выглядел как что-то среднее между музейным экспонатом и матёрым волком, в зависимости от угла зрения. И каждая дырочка, каждое линялое пятно на его прикиде говорило о сезонах, проведённых в горах, а значит, об опыте – а его не купишь, в отличие от гортекса и мамута.
Гремящий по палатке ливень медленно, но неуклонно превращался в барабанящий дождь, а тот неотвратимо вырождался в редко капающий дождик. Всё! Утреннее блаженство закончилось, пора вылезать.
Макс уже разжигал горелку и с интересом наблюдал, как Вася магнитом своей неординарной натуры собирал вокруг себя группу зрителей. Из окрестных палаток потянулся народ и с удовольствием слушал его ярко расцвеченный жестами и мимикой рассказ из серии «А вот у нас был случай…». Макс не раз ходил с Васей и часто был участником этих историй, но каждый раз удивлялся, как можно какой-нибудь рядовой спуск дюльфером превратить в лихо закрученный сюжет.
Димка озабоченно смотрел на небо – что там с погодой? А Дашка любовалась видом бело-голубых вершин на фоне свинцово-фиолетового неба. Без солнечных лучей горы казались плоскими, как будто написанными на холсте - и все окружающее пространство напоминало ей гигантскую декорацию. В этой мелодии стальных и холодных красок ноты были такими щемящими, что навевали грусть, а может, тревогу? Завтра день предстоял нелёгкий, тропа сразу круто уходила вверх по склону, до перевала - часа четыре, потом еще два – до вершины, потом спуск.
- Вась, давай сегодня дойдём до верхних ночёвок, подойдём под перевальный взлёт , - предложил Димка.
- Слышь, не суетись – погода налаживается, завтра за день всё успеем, - усевшись на камнях, отвечал ему Вася.
- Ну, завтра – так завтра, - вздохнул Димка, - просто жалко сегодня полдня терять.
Ночь прошла без дождя, утро было хмурым, но тихим. Вышли, как и планировали, в пять утра.
Несмотря на усилия многих поколений туристов и альпинистов, из года в год ходивших на этот популярный перевал, тропа здесь так и не образовалась – камни лежали непрочно, склон был «живой», сыпушный. Первым шёл Макс, прокладывая путь остальным, затем Даша, Димка, и замыкал группу Вася.
Идти вверх с рюкзаком – тяжёлый труд. С первых шагов мышцы все скопом стараются включиться в работу, сердце начинает бешено качать кровь, легкие судорожно пытаются что-то выловить из тощего горного воздуха. Но постепенно, шаг за шагом, организм разбирается в ситуации, внутренний дирижёр командует, какому мускулу и когда вступать в работу, нагрузка распределяется экономно, ритм вдохов-выдохов точно соответствует ритму шагов. И вот оно, пришло - понятное лишь избранным - удовольствие от физической работы!
Но со временем утомление берёт верх над восстановлением, тело начинает катастрофически сдавать. 45 минут подъёма - пора останавливаться на перекур.
- Макс, ты что, народ хочешь загнать? 40 минут ходьбы, 20минут отдыха, а не 45 и 15! - прикрикнул Вася.
- Да вроде бы и так нормально идём, - пожал плечами Макс.
- Если руководитель тебе сказал – твоё дело выполнять, - Вася требовал подчинения.
«Ну чего он кипятится? Идём хорошо, дружненько, - удивлялась про себя Даша, - Всё-таки он какой-то странный. Видно, что недоволен – но почему?»
Дальше шли, конечно, по указанному графику, но Вася всё больше отставал. Поджидая его после очередной ходки, Димка спросил:
- Макс, ты же с ним часто ходил, он что, всегда такой?
- По-всякому бывало… Но вообще-то он нормальный мужик. Может, уже тяжеловато ему – возраст все-таки.
- Вот и мне кажется, что от усталости он начинает капризничать, как ребенок, - подхватила Даша.
- А рюкзак у него тяжёлый? – поинтересовался Димка.
- Не тяжелее Дашкиного, я пробовал утром, - ответил Макс.
Рядом с ними остановились ребята-альпинисты, направлявшиеся на вершину. Их легкие штурмовые рюкзачки вызывали невольную зависть у нашей компании. Один из подошедших постоял рядом с Дашиным 80-литровым баулом, слегка приподнял:
- И охота тебе, девочка, такую тяжесть таскать? – подтекст был ясен, и подошедший Вася, ещё не успев отдышаться, уже спешил на выручку:
- А у вас, у альпинистов, что за жизнь? За всю смену, кроме одной горы, можете ничего и не увидеть: по 1Б на неё зашли, потом по 2А, и по тройке на неё же, и по пятерке. Вот и все горы! А туризм - это другое мышление, это - масштаб!
- А много вы из-под своих рюкзачков-то видите? – посмеивались альпинисты, - У нас всё понятно: есть гора, на неё надо взойти.
- А ты попробуй сделать то же самое с таким вот рюкзаком!
- А на фига, дядя?
- Ребята, не ссорьтесь, - вмешалась Даша, - кому-то нравится одно, кому-то другое. Я вот тоже больше путешествовать люблю – в походе столько всего увидишь! Каждый день стояночка на новом месте…
-Ну, удачи вам, ребята! – альпинисты зашагали вверх.
Впереди был довольно крутой подъём по леднику. Макс и Дима быстренько разобрались с верёвками. Страховка, перила, станции – все делалось чётко и умело. Даша просто любовалась своим Димкой – как здорово у него всё получается! Самый надёжный, самый сильный, самый умный! Душа была наполнена ароматом счастья – и передние зубья её кошек легко входили в лёд, и жумар без труда скользил вверх по верёвке.
А Вася явно выпадал из общей слаженной работы – тормозил, когда шёл, а на перестёжках как-то всё у него в руках путалось. О этого он суетился, покрикивал на ребят, давая бесполезные указания. «Не пойму, что ему не нравится? – удивлялась Даша, - радоваться надо, когда у тебя такая команда».
На перевал вышли, как и планировали, в 11 часов дня. Погода была пасмурной, ненадёжной. Вершина, на которую им предстояло ещё взойти сегодня, была, как на ладони. Путь на неё с перевала шёл по разрушенным скальным ступеням.
- Мне кажется, верёвки две надо будет повесить, как ты думаешь, Макс? – спросил Димка.
- Вначале – да, а дальше посмотрим, - вглядывался наверх Макс.
Вася подошёл к ним и демонстративно стал смотреть вниз, на спуск с перевала:
-Да, думаю, двух дюльферов хватит.
-Ты о чём это? – напрягся Димка
- Вниз линяем, ребятки, наверх не идём, - слегка злорадно улыбаясь, заявил Вася.
- Почему??? Мы же заранее планировали - идём нормально, и время есть! – изумился Димка.
- Погода портится, да и вообще – приказы не обсуждаются!
- Погода как погода, - злился Дима, - мы сюда не загорать приехали. Тебе что, штормовое предупреждение передали?!Тут часа два всего делов-то, даже если заторчим, здесь переночевать можно.
- Молод ты ещё меня учить, - банально, но от души ответил Вася.
- А других аргументов нет? – язвительно парировал Дима.
- Слышь, кто здесь руководитель: я или ты?
Макс подошёл и стал напротив Васи, рядом с Димкой и Дашей. Их было трое против одного.
-И ты заодно с ними?
-Вася, давай так: ты здесь остаёшься, подождёшь нас, а мы сходим, - Макс смотрел на Васю в упор.
- Да я о вас же, дураках волнуюсь!
- А может, о себе? –вырвалось у Даши.
- Что ты понимаешь! Вот Леша Иванов, в 85-ом меня не послушался…
- Вась, ну достал ты уже со своими восьмидесятыми, - устало заметил Макс.
Ребята стали разбирать снаряжение, все были на взводе. Даша размышляла, пыталась проникнуть в суть происшедшего. Сложность вершины по описаниям не превышала сложности всего того, что они уже ходили. Они с ней совсем рядом, никаких объективных препятствий нет. Погода? Дождь может пойти, а может и не пойти – это обычное дело. Чего он так разошёлся? Скалы простые… И тут она поняла: Вася боится лезть – вот в чём дело! По льду он ещё шёл, а по скалам - уже никак. А на вторых ролях он быть не может и признавать чужое лидерство не умеет.
-Ребята, он, наверное, лазит не очень? – спросила Даша.
-Да просто козёл он! – бросил Дима.
О, великий и могучий русский язык! Найдётся ли в нём другое слово, которое так много говорит о человеке? Ведь как ещё сказать, если натура сложная, неоднозначная? Дураком назвать – это плоско, тем более, что ведь не дурак! Негодяй – слишком по-книжному. Можно , конечно, еще чудаком на букву «м», но тогда пахнет бранью. Все эти слова мажут человека одной краской, в них нет подтекста. А козёл – это многогранно и неоднозначно, это палитра оттенков и толкований, бездна внутренних противоречий!
После скандала и потраченных нервов вершина показалась не такой уж и простой. Димка лез первым, вешал перила там, где боялся, что Даша сама не пройдёт. А у неё был лёгкий мандраж, когда она смотрела вверх в самом начале, а когда полезла – весь страх прошёл, из головы исчезло всё постороннее, мозг сосредоточился на простых мыслительных операции - поиск места для ног, для рук, выбор оптимальной траектории движения центра тяжести, удержание равновесия. По опыту она знала, что если довериться ему и не сбивать посторонними мыслями, то всё будет хорошо.
Первая в её жизни вершина оказалась узкой скальной площадкой. Внизу, во все стороны горизонта простирались каменные волны снегов и скал, по небу плыли облака, в лицо дул ветер, и Дашу не покидало ощущение, что она плывет по этому океану на корабле, забравшись на высокую мачту – и её вот-вот сдует.
- Здорово! Мне нравится так ходить! Без рюкзака - совсем другое дело, - сказала Даша.
- На следующий год в - альплагерь? – улыбнулся Макс.
- А как же « каждый день стояночка на новом месте…»? – подсмеивался Димка.
- Эх, не романтики вы! В жизни столько всего интересного – и походы, и альпинизм, и скалы, и путешествия – хочется всё и сразу!
Радужное настроение быстро рассеялось, когда внизу замаячила фигура ожидавшего их Васи. Почти молча, перекидываясь минимально необходимыми фразами, навесили дюльфер с перевала, спустились. У всех было нехорошо на душе.
Макс первым устало брёл вниз. Его не покидало ощущение, что всё это уже с ним было. Немного не так, с другими людьми, при других обстоятельствах, но знакомо до тошноты – может, в 85-ом, а может, в 95-ом… «Что-то надо менять. В альплагерь и вправду что ли на следующий год податься?»
Остановились подождать отставшего Васю. Дима был обижен больше всех .
- И как с ним только жена живёт… - вздохнул он.
- Да не живет она с ним - ответил Макс.
- В смысле?
- Ушла от него, ещё зимой.
- Как?! Она же приходила его на вокзал провожать!
- Мало ли что приходила. Они не афишируют – лишние расспросы, всякое такое… Кому приятно...
«Бедный, - подумала Даша, - наверное переживания его и испортили. Да и возраст – тяжело ему, идет еле-еле, смотреть жалко»
- Дим, ты бы, что ли, верёвку у него забрал, - попросила Даша.
- Я??? У него???
- Наверное, если бы мы расстались, у тебя бы тоже крыша съехала.
- А у тебя?
- Я бы умерла, - и она свято верила в то, что говорила.
«Конечно, Даша права. Может, хреново ему на душе – надо помочь, да и мириться всё равно придеться – куда денешься с подводной лодки». И он направился к Васе.
Тот шёл медленно, опираясь на палки . Тяжело дышал. Смотрел зло.
- Давай веревку понесу , - Димке казалось, что он протягивает руку помощи.
Произнесённые нами слова парят в воздухе, превращаются в причудливые облака образов, начинают жить самостоятельной жизнью - и вот уже другой человек видит в этих облаках отражение других мыслей.
Совсем не примирение и помощь группы виделись Василию Михалычу. Его ставили на место, подчёркивали его слабость, окончательно разжаловали из лидеров!
И он процедил сквозь зубы:
- Да пошёл ты…
Димка резко развернулся и зашагал прочь: « И всё-таки он козёл!»

42


Комментарии:
1
Пост-соц-реализм.
Написано здорово.

4
спасибо

5
Лидер должен держать планку или уйти в другую категорию отношений.
Для лидера это обидно, но это справедливо.

За рассказ спасибо.
Особенно понравилась его первая треть.
Собственно, из-за неё и читал дальше...
Мне кажется, она могла бы претендовать на самостоятельный, очень симпатичный этюд.

0
Это целая вещь.
Автор поднял вечную тему - проблему поколений (конфликт отцов и детей),
где компромисс конкретной ситуации был найден, а в душе нет,
как оно почти всегда и бывает,
и оставил нам это без морализаторства, как есть.
Наверняка, автор имеет своё мнение, но не предлагает его, а оставляет каждому решить по-своему.
Это такой приём: незаконченность завершённого (я Катеринке как-то это объяснял).
Хотя лучше бы услышать самого автора.

2
Проблемы поколений здесь нет. Я и сама уже далеко не молодая, и к людям зрелого возраста отношусь с большим уважением. Просто сложился в голове такой образ. Было интересно немного поразмышлять о том, как некий стресс может вызвать некую неадекватность. Оказалось, очень увлекательное занятие - строить мостики между мыслями в своей голове и буковками на мониторе. Спасибо всем, кто обратил внимание на мои графоманские опыты.


4
Очень здоровски! Особенно портрет Васи очень понравился)) Ярко и по-доброму!

0
Можно присоединится к твоему мнению Катя! Приятно, что совпали наши мысли.
И добавлю, когда преподавал в студии никогда не ругал учеников, а только хвалил.
И на вопрос моей ученицы.
- Почему?
Ответил ей.
- Даже в твоей, намеренно замусоленной работе есть небольшой удачный кусочек.
За который можно похвалить....

5
И мне Вася понравился. С ним, наверное, очень интересно.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru