Чтобы помнили...
1 августа 1942 года два черно-красных фашистских флага были подняты на вершинах Эльбруса. В гитлеровской пропаганде событие сие именовалось громко «концом павшего Кавказа».
13 февраля 1943 года группа советских альпинистов на западной вершине Эльбруса сбросила фашистские штандарты и водрузила красное знамя. А 17 февраля 1943 года и на восточной вершине был поднят советский флаг.
В этих нескольких скупых строчках - подвиг 20 смельчаков. Впрочем,для них это было просто задание, которое необходимо выполнить. Мы публиковали статью из газеты «Красная Звезда» за 1980г., освещающую это событие.
Восхождение на западную вершину Эльбруса. Впереди Гусев, за ним Кухтин несет шест, на котором будет установлен флаг.
13 февраля 1943 года группа советских альпинистов на западной вершине Эльбруса сбросила фашистские штандарты и водрузила красное знамя. А 17 февраля 1943 года и на восточной вершине был поднят советский флаг.
В этих нескольких скупых строчках - подвиг 20 смельчаков. Впрочем,для них это было просто задание, которое необходимо выполнить. Мы публиковали статью из газеты «Красная Звезда» за 1980г., освещающую это событие.
Восхождение на западную вершину Эльбруса. Впереди Гусев, за ним Кухтин несет шест, на котором будет установлен флаг.
Сегодня в гостях у «Вертикали» человек, который сделал многое, чтобы мы помнили о тех, кто снял знамена третьего рейха с Эльбруса. Максим Степанович Ангелов - создатель музея, в котором хранились памятные материалы об этом и других значимых событиях советского альпинизма.
- Максим Степанович, расскажите, пожалуйста, о вашем музее.
- Музей был создан в Донецке в 73-74гг. в школе-интернате №3 на Петровке. Я там работал, преподавал историю. В 85г. я ушел из школы, музей еще года два просуществовал, потом я забрал материалы, потому что видел, что за этим никто не следит, никому это не нужно.
- Как возникла идея создания музея?
- Я в принципе всегда любил горы. А в 1973г., будучи в Терсколе, попал в гости к Иосифу Кахиани, увидел его домашний музей, с этого и началось серьезное увлечение. Потом я сам посетил вершины, узнал, что есть адреса участников, стал на них выходить.
Зачем мне это было нужно? Наверное, хотелось, чтобы дети знали и любили горы, чтоб занимались альпинизмом, спортом, чтобы помнили историю своей страны. Моим ученикам, кстати, действительно горы были родными, они участвовали в соревнованиях — областных, городских, союзных, побеждали. Мы с ними много беседовали и о битве за Кавказ.
Максим Степанович рассказывает о легендарном подъеме и преображается: лицо разглаживается, в глазах молодой задор и гордость.
Восхождение на Эльбрус.
- Группа из 20 человек тремя отрядами отправилась на подъем. Руководителем группы был Александр Михайлович Гусев, заслуженный мастер спорта, заместителем — Николай Гусак, тоже мастер спорта. И только они двое раньше зимой поднимались на Эльбрус. Снаряжение, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Большой груз оружия, который приходилось тащить в сложнейших условиях, и в любой момент можно было наткнуться на минное поле. При восхождении одна из групп нашла страницу немецкого журнала. Там было напечатано фото Гротта, под чьим предводительством фашисты установили свои флаги на Эльбрусе. Фото явно специально «приукрашенное» снегом, под ним восхваляющий «героев» текст. Александр Игнатьевич Сидоренко переснял эту фотографию и выслал мне.
Фото из немецкого журнала, переснятое Александром Сидоренко при восхождении в 43г.
- На «Приюте 11» команды объединились. Там их застал буран, погода испортилась. Но было принято решение, не дожидаясь благоприятных условий, штурмовать вершины двумя группами — на вершинах Эльбруса должны были быть советские знамена, и точка.
Александр Гусев на западной вершине Эльбруса
Установка флага на восточной вершине Эльбруса
- В группе была одна женщина, Любовь Коротаева, - продолжает Максим Степанович свой рассказ,- инструктор альпинизма. Зимой 42-43 гг. Люба более 40 раз водила группы бойцов через перевал Донгуз-Орун. Снега по пояс, переходы 20-25км. Подорвала здоровье в эту зиму, впоследствии ей пришлось уйти из альпинизма. В группе ее очень любили. Я списывался с Алексанром Ивановичем Николаевым, от него тоже материалы в музее есть. Он был начальником взвода разведки, неоднократно ходил в разведку вместе с Л.Коротаевой. Сохранилось письмо, в котором он рассказывает о ней.
Письмо Александра Николаева о Любови Коротаевой
- С Любовью Коротаевой, кстати, связана история с запиской в гранате и появление баксанской песни. Вместе с Андреем Грязновым, тоже участником восхождения, еще в начале января 43г., будучи в засаде, они вложили в гранату вместо запала записку о том, что были здесь, показывали путь наступающим войскам. Во время операции «Эльбрус» они проходили эти места, вспоминали записку. Грязнов запел: «Помнишь гранату и записку в ней... » В ту ночь и создалась ставшая впоследствии известной песня.
Где снега тропинки заметают,
Где лавины грозные гремят,
Эту песнь сложил и распевает
Альпинистов боевой отряд.
Авторы баксанской песни — слева направо: А.Грязнов, Л.Коротаева и Н.Персиянинов
- Были ли вы лично знакомы с кем-то из участников знаменитого восхождения?
- С Александром Гусевым — руководителем группы - не встречался, но долго переписывался. Он мне для музея множество фотографий выслал.
Гусев (второй справа) докладывает командованию об установке советских знамен на вершинах Эльбруса
- Общался с Александром Сидоренко активно, встречались. Сидоренко — он ведь еще и первовосходитель на пик Победы. Правда, он тогда не знал, что это пик Победы, семитысячник. Они его назвали «Пик Комсомолец», и только после войны топограф установил настоящую высоту. С Алексеем Малеиновым тоже неоднократно встречался.
Малеинов, Сидоренко — участники не только легендарного восхождения, но и проводники Беченского перехода, это предшествующая восхождению история. Тоже памятная страница в истории битвы за Кавказ. Летом 42г. немцы вплотную подошли к Большому Кавказскому хребту, рвались к бакинской и грозненской нефти. Было решено эвакуировать население Баксанской долины, мирных жителей выводили через перевал Бечо, военные шли через Донгуз-Орун. Оборудование ценное вывозили тоже, что не удалось вывезти — взорвали. 1500 тыс. человек, в том числе дети, дряхлые старики — совсем не умельцы по горам бегать, в общем... Но с силами ли, без сил — все устремились к переходу, никто не хотел попасть к врагу. И, конечно, это была непростая задача: перевести не приспособленных к подобным походам людей. Ребята с ней успешно справились, в итоге даже самые немощные участники перехода добрались до цели.
Книга, подаренная музею М.С.Ангелова
В завершение нашей беседы Максим Степанович передает нам материалы — подписанные книги, фотографии, номера газет:
- Обидно было и горько, что так это все и затеряется, теперь я спокоен, недаром собирал, кому-то пригодилось: люди должны знать это, нужно, чтобы помнили.
- Спасибо, Максим Степанович. Мы помним, мы благодарны...
Фотографии из архива Ангелова М.С.
Пресс-служба ЭЦ Вертикаль, 21.05.2010
Копирование статьи целиком или ее части другими ресурсами разрешено только с указанием прямой активной ссылки на наш сайт Эльбрус. Великая отечественная война
90
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вильгельм Тике "Марш на Кавказ. Битва за нефть 1942-1943гг." Москва "Эксмо" 2005
Попробуем заказать эту книгу.
http://www.knigka.info/2009/11/07/marsh-na-kavkaz-bitva-za-neft-1942-1943.html