Ямал. Бабье лето.
Окоём неизменный со времён Творения. Осенью, солнце надолго прячется за горизонт, а по ночам прихватывают заморозки, в свете дня тундра окрашивается в тёплые солнечные тона. Она за короткое лето напиталась солнечными лучами и не торопиться их отдавать. Красная осина, жёлтая берёза в коричневой траве. Тепло не по-осеннему. В пучке растительности около палатки ползёт отогревшаяся дрозофила, да не одна! Не спится мухам, становится чуть теплее – ползут, постоит тепло, пожалуй, и взлетят мухи, на зиму глядя.
Всё велико и горизонтально. Свободно взору. Ослеплённый, начинающимся рассветом и возникающими красками раннего утра, бреду по заиндевевшим травам. Бледно-сиреневые тона, смягчённые утренним туманом и насыщенные воображением, отрывают меня от места и времени, я теряюсь в окружающем мире.
Тарахтит пятнадцатая Ямаха, надёжно тарахтит, без сбоев. Южный ветер ласкает наши спины, следуем в сторону реки Мутной. Справа по курсу на крутом берегу нашим взором открываются обнажения доисторического льда. Его кристаллическая решётка формировалась тысячелетиями, она идеальна. Реликт ледникового периода, погребённый под толщей осадочных пород. Нам довелось прикоснуться к эпохам ошеломляюще древним.
Богатыри – поморы устремляли кочи за сказочными богатствами против речных течений, через мели, волоки, перекаты. Здесь проходил путь в «Златокипящую Мангазею». На волоке через водораздел между озёрами Ней – То и Ямбу – То, при Алексее Михайловиче Тишайшем был поставлен острог-таможня со стрельцами. Требовался учёт и контроль. Не должны пройти богатства мимо царской казны. Мангазея, неоднократно возрождавшаяся после пожаров, была уничтожена экономически.
На водоразделе ещё в 80-х годах прошлого века стоял поклонный крест в память о русских землепроходцах. Сегодня креста нет. В воде около берега гранитный камень.
Накапливаю про запас впечатления, фотографирую, пощипываю морошку. На берегу озера растёт трава необычайного цветосочетания. Снизу зелёная, вверху розовая с оранжевым. Над тундрой горланит одинокий гусь, ищет компанию.
Возвращаемся. Внизу коричневая тундра всех оттенков, в зависимости от освещения от жёлтого и золотого, до чёрного.
71
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Пространства завораживают.
А откуда у Вас слово "Окоём"?
Я его услышал в 80-е от художника А.Неумывакина.
Но в Ваших снимках действительно око-ём, столько много -ём, грудь распирает.