Непал, Покхара – отчет в беллетристическом жанре
Я вернулся из Непала вроде бы только что. Так всегда бывает: в памяти вид на горы снизу, вид на горы сверху и даже вид улиц Покхары, хотя, казалось, я не обращал на них внимания. Мне запомнились полеты, полеты, полеты и люди. Покхара действительно хорошее место для парапланеристов – едва ли сумеешь застать пару нелетных дней и всегда есть отличная компания, чтобы пообщаться вечером. И свои и не свои – англо-немецко-франко говорящие, много треккеров – походников по-нашему. Общение в большом круге самых разных людей пошло мне на пользу – так сильно расширилось мое мировоззрение, что, кажется я побывал в Германии, США, на Мальдивах, не говоря уж о путешествии по городам родной страны.
В этот раз я не связывался ни с какими профессиональными организаторами выезда. Мы поехали втроем – я и мой близкий друг Паша с нелетающей Олесей. Паша выбрал авиабилеты и мы полетели – все просто и к тому же дешево. О дешевизне Паша позаботился особо. Как я узнал позже, цена наших билетов не была рекордно низкой. Зато на обратном пути, приобретя авиабилет Покхара-Катманду, мне кажется, я поставил местный рекорд по числу авиаперелетов на маршруте Покхара-Москва, а кроме того, провел двенадцать часов в незабываемой транзитной зоне аэропорта Дели. Вот перелеты: Покхара-Катманду-Дели-Доха-Москва.
Главное, конечно – это то, что было в воздухе. На второй день Саша Кушнарев объяснил мне, как тут летают: простой маршрут – треугольник около 20 км, который можно летать хоть каждый день, если не надоедает. В первый раз этот маршрут меня сильно впечатлил. Нужно набрать высоту в стартовом потоке, сделать переход через долину под углом к ветру на север, снова набрать высоту на отрогах перпендикулярного ветру хребта. Этот хребет – Green Wall полностью соответствует своему названию – весь покрыт лесом. Здесь впечатляюще проявляется особенность местных потоков стелиться прямо вдоль склона. Летишь прямо в деревья, и тебя почти всегда поднимает. Я хоть и делал именно так каждый день, не могу сказать, что привык. Затем нужно пройти на восток вдоль хребта, набрать высоту и можно возвращаться на стартовый хребет. Ты подходишь к нему с подветренной стороны – это было для меня ново, не сразу я понял как это можно делать, а как не стоит.
С первого дня, когда я увидел изображения маршрутов на карте, мне хотелось проделать кольцевой маршрут – пересечь четыре долины и пройти по пяти хребтам (Саранкот-Гринвол-Корчун-Саранкот). Часть этого маршрута под острым углом к ветру, часть даже против ветра. Я тренировался – проходил его по частям, стараясь продвинуться дальше и вернуться на старт. Особенно трудным было переходить хребты, подлетая к ним с подветренной стороны. Несколько раз я получал важные жизненные уроки, теперь я знаю гораздо больше о том, что нужно учитывать для успешного перехода. В разные дни мне удавалось больше, иногда меньше, так что я испробовал посадки во всех доступных ущельях. Только из одного действительно трудно выбраться – там дорога много раз переходит реку в брод и выехать от туда легче всего на грузовике. В любом случае на грузовике или автобусе, но все они едут в Покхару. Пусть ехать на автобусе куда тяжелей, чем летать, но к вечеру до дома доберешься. В ушах звенит местная бесконечная музыка, чувствуешь себя чудом спасшимся.
Пожалуй, самое красивое ущелье – это ущелье с Юга на Север между Гринволом и Корчуном. Когда я летал в него, облака были на высоте около 3км и закрывали более высокие вершины с обеих сторон. Вид больших отрогов гор, ущелья уходящего в облака – впечатляющая картина. Переход на Корчун. Здесь, на протяженном с Юга на Север хребте, наиболее высокая вершина которого – Корчун, множество отрогов, расположенных под разным углом к солнцу, с разной поверхностью и наклоном. На Корчуне у меня бывали в разные дни самые сложные моменты. На каждом из отрогов были свои местные условия – угол сноса потоков, их характер и интенсивность. Сверху видно, как сильно отличается климат в разных ущельях – такая разная растительность. Было такое, что я попадал в потоки, которые прямо повторяли ступенчатый рельеф отрогов. Забросы и клевки один раз повторялись с такой частотой, что ощущение было как у баскетбольного мяча в нападении. После пары витков я смотрел на прибор – прибавилось ли хоть пара метров? Впрочем, пусть меня мутило, зато мастерство росло!
Интересно было лететь по маршруту и все время встречать новые условия. Подходишь к отрогам и видишь – направление ветра иное, чем на переходе, ширина потоков другая. Покрутился и вижу: еще и база на четыреста метров выше. Летаешь себе, ловишь кайф вместе с орлами и постепенно решаешься на новый переход.
В конце концов на двенадцатый день я одолел намеченный кольцевой маршрут и был совершенно счастлив!
Я должен сказать, что не только приятное было в этом выезде. Произошла непонятная трагедия – погиб Саша Кирдяшкин. Я знал его всего несколько дней, мне было легче смириться. Ребята – его близкие друзья так, кажется, и не пришли в себя. Как сказал один из них – он был одним из лучших, светлых людей, его позвали подняться выше. Я тоже так думаю, так думать немного легче.
Как и других пилотов, меня часто спрашивают: почему ты летаешь, ведь это так опасно? Но когда рядом с тобой погибает молодой и энергичный парень, прямо как ты сам, то уже внутри звучит этот самый вопрос. Изнутри же, из глубины пришел ответ – я летаю, потому что не могу не летать, хотя бывает мне и страшно и очень больно. Думаю, не стоит летать тем, кто может от этого отказаться, полеты слишком опасны, чтобы рисковать напрасно.
Может, допишу еще дальше в другой раз.
Другие фото здесь
59
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий