Что такое риск, экстрим и при чем здесь безопасность

Пишет PrimusUA1, 13.03.2010 07:54

Дискуссия о том что такое риск, экстрим и безопасность развернулась с одного язвительного комментария на новость об экспедиции на Рувензори. Получилось дико интересно - можно поучаствовать
Что такое риск, экстрим и при чем здесь безопасность (Альпинизм, восхождение на пик маргарита, рувензори)

Вот пока что есть. Приключения украинцев в Уганде

Опубликовано boris@extremeparty.com.ua в пт, 05/03/2010 - 08:22

5 марта

Закончен еще один зимний экстремальный Африканский сезон. Мы поздравляем всех партийцев и не только покоривших высшую точку Африки Килиманджаро. Но хитом сезона стали две экспедиции на Рувензори и Белый Нил. Лунные Горы закрепили за собой славу прекрасного и малодоступного места.

Имена партийцев пополнили весьма скудный (практически пустой) список СНГовских групп, посетивших это непростое таинственное место. А Белый Нил снова влил годичную порцию адреналина. Приключений было море. И не доехавшие рюкзаки с кошками системами и прочей снарягой, и бандиты на ночных угандийских дорогах, и разверзшиеся хляби небесные, которые удивили количеством воды даже Рувензори – «Место Откуда Приходит Дождь». При штурме Маргариты (3-й верш Африки, 5109м) сошел снежно каменный обвал на пути группы, серьезно заболел один из Африканских проводников (от коктейля малярия - горняха на Рувензори уже погибло несколько человек). Но нашего Эзру мы вовремя накормили делагилом и транспортировали вниз. В общем, с божьей помощью и не плошая сами, партийцы в хорошем стиле и без серьезных потерь достигли поставленных целей. И опять пришли к выводу, что Уганда - одно из прекраснейших и наиболее подходящих для экстремального отдыха мест на планете.

гость 8 марта 2010 18:36

Прочитал. Абалдеть, это что, приглашение для самоубийц? Да ни вжизть ни ногой туда. Это же не экстрим а фиг знает что.

Kza 9 марта 2010 20:09

Путешествие в Уганду - это не спокойный тур, а экспедиция в дикую черную Африку, мы гордимся тем, что мы это делаем. Дорогой Гость, на нашем сайте очень много маршрутов, и Вы можете выбрать для себя путешествие комфортное для Вас.

Беня 10 марта 2010 0:52

Вообще то, экстрим - это любое вступление человека в опасную зону. Допустим на раскрученном и "доступном" Эльбрусе за сезон гибнет людей больше чем за всю историю восхождений на Рувензори. Опасность зоны, риск зависят от двух составляющих - объективной (прямопропорционально) и субъективной(обратно...). Объективная - это совокупность факторов составляющих опасность для жизни и здоровья. Субъективная - это готовность группы - физическая, техническая, тактическая, медицинская, теоретическая - к преодолению препятствий, выполнению задач, оценке факторов опасности, принятию правильных решений. В данном случае на нас как на фирме лежит ответственность за правильное информирование туристов об объективной составляющей и обеспечение качества субъективной, уменьшающей опасность. Риск есть всегда(кирпич на голову...) и выбирать в конечном итоге вам. Но как говорит советская статистика, у спортивного(читай экстремального) туриста при грамотном подходе риск на порядок меньше чем у жителя мегаполиса попасть под машину.
Наверное, из-за такого подхода нас и выбрали катать семью президента Украины. А вообще дискуссия интересная, ее бы на Риск.ру или другой читаемый форум.
И еще - большая просьба назваться , хотя бы псевдонимом.

гость 10 марта 2010 13:08

Ваш комментарий довольно грамотный. Местами тянет на диссертацию: по безопасности и веса риска в нашей жизни. Но все же, наверное, вы правы. Каждому хочется своего экстрима. Кто-то даже на войну за этим идет. Но было бы понятней если бы вы подробнее рассказали о местных бандитах, и чем они отличаются от наших. Что именно вы предприняли чтоб избежать неприятностей, будем так называть ваши "приключения". А зовут меня Евгений. Я когда-то ходил в походы, т.е. был туристом СССР. Но в наши годы как-то поспокойнее было путешествовать.

гость 11 марта 2010 0:21

Как-то непонятно, а на гору то вы зашли? Показали, на что способны? Или как там у вас ...?

Беня 11 марта 2010 0:45

Спасибо, Евгений, за такой корректный подход. А то я после первого комментария едва удержался, чтобы не съязвить. Принял за наезд конкурентов - пока модератор не видит. А в таком ключе очень интересно побеседовать, да и полезно для многих, кто еще не осознал, какого экстрима ему лично хочется.
Для некоторых экстрим начинается с отхода на два метра от дивана, а настаивают на восхождении на Эльбрус(злая шутка информационной доступности). Вообще безопасность в походе действительно тема достойная не одной диссертации, и когда мы учились в советских школах по туризму, слава нашим учителям, они сумели внушить нам соответствующее к ней отношение. Эпиграф книги "Правила организации и проведения спортивных туристских походов" гласил примерно так - "Эти правила могут показаться вам ненужными и лишними, но помните - они написаны кровью ваших предшественников".
Поэтому мы стараемся их соблюдать. Одно из главных правил гласит - "большинства , если не всех опасностей, можно избежать правильно планируя маршрут." В наших стандартных маршрутах программы составлены с максимальным учетом этих факторов. Труднее всего бывает с постоянными туристами(читай уже с друзьями), которые пройдя Крым и Рим вместе с гидом, верят тебе настолько, что даже не верят, что существуют ситуации на маршруте которые ты не можешь разрулить. Это конечно лестно, но когда составляешь с ними индивидуальный маршрут и до хрипоты споришь - мужики! времени мало, - и горняха может прижать, и физухи не достаточно(вы ж последние полгода - честно - разве что в шахматы тренировались), и резерва никакого нет, и в ночь въехать можно(а там это криминал)- они тебе говорят - ты же все равно вытянешь, правда? Так было и в этот раз. Да еще и сюрприз подбрасывают, пока ты ходишь предыдущий маршрут, берут билеты, оставляя на программу на 3 дня меньше 18 минимальных у них же выторгованых. Конечно это возможно только в индивидуальном клубном мероприятии, а не в календарном туре фирмы. Вот и приходится включать все мозги, все знания местности и жителей, все знания и опыт гида, чтобы в имеющихся условиях везде безопасно вписаться. Вот и тут по поводу не чемпионской физухи, недостатка времени и отсутствия каких либо его резервов - въехали в ночь(еще и недолет рюкзака вмешался в программу)
В любой стране на любой дороге - ночь не лучшее время для путешествий, а в Африке, тем более в Уганде, особенно. Конечно вероятность приключений на основной трассе страны неподалеку от столицы минимальна, но нулю не равна. Еще раз хочется обратиться ко всем туристам - если гид говорит что мало времени - это прежде всего соображения вашей безопасности - постарайтесь вникнуть в его аргументы , а не только в сроки отведенные вами самими на это путешествие.
Что было сделано "до того" в данном случае.
В первую очередь, предварительно были застрахованы не только сами участники участники. но и их имущество и весь тур в целом.
Второе - маршрут был проложен по самым безопасным дорогам.
Третье - маршрут, даже после зверского и несанкционированного "обрезания", был эквилибристически спланирован без ночных переездов.
Четвертое - и даже после "переигровки", позволившей доставить рюкзак с железом до восхождения, при хорошей физ. подготовке можно было их(ночных переездов) избежать.
(Чего не было сделано - не было оставлено никакого никакого резерва времени)
Что было сделано по ходу происшествия.
Когда, встречный бусик просигналил и обрисовал ситуацию с заваленой дорогой и подозрительными личностями рядом, мы вернулись к ближайшему населенному пункту, собрались в группу с остальными остановившимися машинами, позвонили в полицию, 911, и местное КГБ и тронулись через полчаса кучно всей колонной, штук сто автомобилей, после отмашки силовых структур. Когда подъехали к месту - полиция уже растаскивала завал. Нашей бы милиции такую оперативность.
Бандиты, кстати, так же как и у нас, хотят денег, только и разница - что чернокожие.
Что касается советских времен, то я примерно находил на мастера(хотя, каюсь, не защищал). Это значит, что было очень много походов разной сложности (тем более, я еще и тренером с детьми работал) и география обширная - т.е материал для статистики есть. Могу сказать, что и в те времена не все так спокойно было. Вооруженные ограбления были достаточно частыми в некоторых районах Кавказа, в Туве были известны несколько случаев обстрела катамаранов с туристами, в Сибири разборки за деньги с караванщиками под дулом дробовика или карабина, в Средней Азии - грабеж со стороны даже милиции, ну а разборки с горячими парнями, пристающими к девушкам из группы, - так это был просто хит. Да что там говорить, даже у нас на "ридний неньци" Украине бывали и сброшенные со скалы на лагерь(с детьми, между прочим) тракторные колеса и выяснения отношений с нетрезвыми "аборигенами".
Думаю, если забросить наш диалог на Риск.ру, старые туристы просто завалят Вас подобными историями.
Так что это только один из аспектов безопасности и характерен не только для Африки.
И большую роль в предотвращении играют нитка и график маршрута - где и когда можно появляться с туристами, а где и когда нет.
Два крайних наглядных примера:
- В Сомали во время перестрелки между двумя перестреливающимися группировками - нельзя.
- В Найроби на выставке достижений "ихнего" народного африканского хозяйства - можно.
Остальное в Африке посредине между нельзя и можно. И в этой середине множество точек намного более комфортных чем Майдан 2004 или какая нибудь разборка наших криминальных авторитетов. Главное эти точки знать и маршрут строить по ним.
Готов ответить на любые вопросы, в том числе по другим регионам и другим аспектам безопасности и, наверное, перенесу наш разговор в блог, с вашего позволения - уж больно интересную тему мы затронули, да и наболело.

гость 11 марта 2010 14:08

Ну про банды в СССР скорее экзотика, чем обычное дело. Хотя, наверное, были моменты. Но что вас как руководителя останавливает сказать веское "нет" если действия группы могут попасть в неприятную ситуацию, а то и опасную для жизни. Ведь жизнь самое главное в жизни и мертвому туристу красоты не нужны. Пусть обиженный, недовольный, но живой. В таких ситуациях, мне кажется, надо быть очень жестким. А по поводу на риске, то вам надо объяснить, что это. На счет блогов не против. Но не уверен, что наша переписка может долго продолжаться. Ведь она идет пока интересно. А будет ли меня интересовать дальше, не могу сказать, хотя не исключаю. Может еще что интересное вычитаю у вас на сайте.
С уважением, Евгений.

Беня 11 марта 2010 23:20

Опять же с уважением - экзотика или нет - это Вам туристы расскажут, которые это испытали. Я лично знаю две группы, которые после Сванетии и Верхней Абхазии местная милиция за свои деньги домой отсылала, а моих московских друзей в Средней Азии милиция под табельным оружием и под расписку обобрала до нитки. Про конфликты с бурятами и, еще больше, с тувинцами с десяток насобираю. Плюс непроверенных, но возможных для проверки историй еще кучу знаю. Это, кстати, не в обиду большинству местного гостеприимнейшего населения.

Беня 12 марта 2010 0:00

А по поводу жесткости - я же говорил, что это клубное мероприятие (туристы давно друзья, никакого официоза, часть ответственности берут на себя, в том числе за сроки, которые приняли вопреки нашему договору и полной информации обо всех возможных неприятностях). В официальном календарном туре такое невозможно. Здесь мы свято чтим три закона гида.
Когда работал с сыном (см. гиды - "Золотой" - один из лучших рафт гидов страны)в Турции на Доломане(в отличие от Кюпрючая возле Антальи - серьезная речка) наш "head guide" Джеймс, канадец, закончивший "Университет Белой Воды" в Калм Лупе, рассказал о трех главных законах коммерческого гайдинга (к стати четыре года учиться надо. чтобы "корку" гида получить).
ЗАКОНЫ!
1. Клиент должен быть жив и здоров!
2. Гид должен быть жив и здоров!
3. Клиент должен быть доволен!
Когда законы конфликтуют между собой - приоритет у первого по счету.

Если читали Айзека Азимова, то полная аналогия Трем Законам Роботехники.
Ну а вообще вы такую болючую тему зацепили. Знаете как приходится бороться с нечистоплотными или безграмотными "коллегами", будучи честным с потенциальными клиентами.
А тебе говорят - а вот компания "Н" продает трехдневный тур на Килиманджаро вместе с перелетом(ей богу одну группу спас от безумства) или сплав по Дикому Аргуту - предоплата полная (а то потом с кого качать).

Беня 12 марта 2010 0:05

А по поводу блогов так я думаю "рисковые" участники тему оживят и поддержат даже если нам надоест.
Ну а если нам помешают общаться у нас всегда есть http://extremeparty.com.ua, чтобы продолжить.