Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин.

Пишет Varlamov Nikita, 16.02.2010 12:34

Лед Мидаграбинского ущелья.

Год назад в январе 2009 года мы посетили замечательное ущелье Мидаграбин, где нас ожидало множество замерших водопадов. В прошлогоднюю поездку нам удалось пролезть несколько ледовых маршрутов и составить их описания. ОТЧЕТ ПРОШЛОГО ГОДА С наступлением новогодних праздников 2010 года любители льда из Самарской губернии вновь отправились в Мидаграбинское ущелье.

Уже известной дорогой мы добрались до Владикавказа, где наняв микроавтобус, доехали до конечного пункта нашего следования, деревни Джимара, которая находится в Мидаграбинском ущелье. Так же до Джимары можно доехать рейсовым автобусом, который выезжает из Владикавказа около 15-00 с «Зеленого рынка».
Дорога до Джимары проходит по Фиагдонскому ущелью, через населенные пункты Дзуарикау, Даллагкау, Даргавс и Фазикау. Короткая дорога через Кармадонское ущелье закрыта после схода ледника в 2002 году.

карта автодорог

За прошедший год ситуация с заброской и проживанием не изменилась, а вот пограничники очень сильно активизировали свою деятельность. Утром и вечером в ущелье приезжает наряд, проверяют документы и пропуска. Мы заказывали пропуска, заранее отослав паспортные данные по факсу, координаты пограничников нашли в Интернете, пропуска забрали во Владикавказе у пограничников. Также имеется информация, что можно оформить пропуска на месте, на заставе в Кармадонском ущелье, приблизительно 15 км от Джимары.

В эту поездку мы пролезли новые для нас водопады, описания которых приведены ниже. Также кроме описанных маршрутов, в этом году было успешно пройдено часть массивов, описание которых публиковалось год назад.

Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин. (Альпинизм, альпинизм)
На рисунке схематично изображено ущелье Мидаграбин, цифрами указаны места нахождения ледовых массивов,
которые на наш взгляд представляют ледолазный интерес.

Массив №1 «Ближний»

Это самая ближняя к деревне сосулька, но подойти к ней не так просто. Если идти в лоб напрямую с низа ущелья, то придется подниматься по очень крутой и неприятной осыпи, хотя если будет больше снега, то возможно подъем упростится. Еще можно подойти под маршрут по старой дороге, которая начинается в районе массива №2 «Тренировочный» и идет к заваленной штольне возле начала маршрута. Этот путь проще, но гораздо длинней.
Мы начали подъем по самой нижней сосульке, через полторы веревки вышли на ледовое поле и подошли к основной части массива. Основной массив - это широкая, в две веревки высотой сосулька, крутизной от 70 до 90 градусов. Выйдя наверх основного массива, мы увидели кулуар, уходящий вправо, в верхней части которого выделяется 30-тиметровая несложная сосулька.
В целом маршрут очень красивый и интересный, спуск по пути подъема.

Массив №1 «Ближний»

Красными стрелками указана дорога к массиву «Ближний»

Массив №4 и №4а

Если идти вверх по Мидаграбинскому ущелью, то перед его сужением и превращением в каньон есть ответвление налево. Еще в прошлом году мы видели издалека в этом ответвлении замерший водопад, узкую и очень длинную линию. В этом году мы получили более подробную информацию об этом массиве от наших московских коллег, ходивших туда на разведку. Выяснилось, что сосулька действительно имеется в наличии, но не такая длинная, как мы предполагали, около двух веревок. Зато рядом с ней есть еще один замерший водопад аналогичной протяженности, этому массиву решили присвоить номер №4а. Подход под эти два маршрута от развилки ущелья занял у нас не больше часа, при полном отсутствии снега.

Массив №4 «Утиный рай»

Свое название маршрут получил из-за текущей по льду воды. Видимо, это явление вызвано южной экспозицией массива. Маршрут представляет собой каскад из двух ступеней, каждая ступень длиной в одну веревку. Первые пол веревки лезутся по достаточно крутой стене (около 70 градусов), после стенки выход на пологую полку, ведущую к началу второй ступени. Вторая ступень по сложности аналогична первой. После второй веревки маршрут выводит в пологий кулуар, не представляющий лазательного интереса. Спуск по пути подъема.

Массив №4а «Журавлик»

Назван в продолжение пернатой темы, красивый и очень приятный маршрут. Протяженность всего полторы веревки, но средняя крутизна маршрута достаточно приличная, первую веревку можно лезть разными вариантами. Спуск по пути подъема.

Массив №8 «Шпага»

Это самый длинный ледовый массив из того, что мы видели и лазили в Мидаграбинском ущелье, узкая и очень прямая ледовая линяя, напоминает шпагу, что и определило название массива. Маршрут смотрится очень серьезным и красивым, хотя по факту оказалось, что верхняя часть совершенно не сложная. Сложность представляет нижняя часть маршрута. Две первые веревки достаточно крутые (около 70 градусов), после чего маршрут выводит в очень пологий внутренней угол. Стены этого угла ровные и заглаженные, а льда почти нет. Движение по углу совершенно тривиальное, но из-за малого количества льда, организовать страховку практически невозможно на протяжении всей веревки, что делает прохождение этого участка весьма неприятным занятием. На этом сложность маршрута заканчивается, остается полторы веревки несложного лазанья, после которых 150 метров простого льда крутизной не более 45 градусов. Спуск осуществили по массиву№6 траверснув к нему над «Шторой» по травянистому полю. Стоит обратить внимание на то, что в прошлом году в нижней части маршрута льда практически не было, соответственно сложность и вообще возможность прохождения первых двух участков год от года может очень сильно отличаться.

Заключение.

Нельзя сказать, что Мидаграбинское ущелье является местом экстремальных ледовых маршрутов. Напротив, половина из них достаточно простые и пологие. А маршруты, имеющие продолжительные вертикальные участки, так же не являются сверхестественным препятствием и покорятся любому хорошо подготовленному альпинисту. Основной плюс этого района в том, что все замершие водопады находятся в одном месте. Подход от жилья (в деревне Джимара) до маршрутов занимает при малом количестве снега около трех часов, при наличии полноприводного транспорта около часа. Как показали 2-хлетние наблюдения, количество и состояние льда может сильно отличатся год от года, так же как и погодные условия. Количество снежного покрова, так же как и температура воздуха сильно разняться год от года. В целом место очень позитивное, местное население неизбалованно туристической индустрией, очень радушные и гостеприимные люди, если вам нравится лазить по льду, то стоит посетить этот район. Насколько мне известно, это единственное ущелье с таким количеством льда, сосредоточенным в одном месте. Если вы знаете об аналогичных местах на Кавказе, поделитесь информацией, не стесняйтесь.

Несколько иллюстраций к выше сказанному.

Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин. (Альпинизм, альпинизм)
Деревня Джимара, январь 2010 года.

Массив №5 «Водопад малый Зейгалан» высота 170м.

Массив №7 «Штора», самый впечатляющий массив.

Ледолазанье. Кавказ. Северная Осетия. Ущелье Мидаграбин. (Альпинизм, альпинизм)
Массив №7 «Штора» в лучах солнца.

Снега в этом году не закупили, кризис, но зато залили прекрасный каток.

Огромное спасибо!
Было бы здорово разместить материал в Энциклопедии - Ущелье Медограбин (или Мидаграбин?).

Для желающих поехать в Мидаграбин, и вообще в Северную Осетию:
телефон пограничников (по вопросам оформления пропусков) 8-8672-50-00-67

Вопрос по подъездам непосредственно к сосулькам. Полноприводный транспорт в деревне есть или на нем надо приезжать снизу? Если есть, сколько обходится, как нанять?

По поводу транспорта можно попробовать договорится, у нас это вошло в стоимость проживания, но, возить вас каждый день может и не получится.
Транспорт лучше иметь свой, тем более что в случае перерасхода топлива всегда можно попросить водителя рейсового автобуса привезти вам канистру-другую. В целом местные дороги не экстремальное внедорожье, до села доедет практически любая легковушка, особенно в случае малого количества снега, а вот для подъезда под маршруты требуется увеличенный клиренс как минимум, лучше ещё и полный привод иметь.

Так, ИМХО, удобнее как раз на месте договориться! Можно и дополнительно платить. Если не секрет, во сколько в день Вам обходилось? На сколько человек? Какие условия проживания?

Спасибо - отличное описание
Черт, Мидаграбин становится все привлекательнее и привлекательнее ;)
Кажется я знаю куда я дену недельку следующей зимой ;)))

Спасибо за статью!
Были там во второй половине января. Ехали автобусом из Владикавказа (из Москвы лететь удобно до Беслана на S7). Автобус Владикавказ-Джимара отходит в 15:30 от рынка, едет чуть меньше 3 часов, стоит 50руб!!! Обратно автобус идет в 8 утра. Жили в хороших деревенских условиях за 200 руб в день с человека. Пропусков не взяли, но пограничники, сжалившись, отвезли нас на заставу, выписали пропуска и привезли обратно, обернувшись за 2 часа. Чудеса! :)

Место просто класс - и полазить и погулять! Подход, когда нет снега, может быть и меньше 2 часов. Зависит от того куда лезть. Рядом (6км в противоположную сторону на пол пути к погран.заставе) находится село Даргавс, город мертвых. Это местное "чудо света": с пол сотни склепов 14-18 века наполненных черепами и скелетами. Подобного больше нигде не видел.