Премия "Стальной ангел" выходит в международное комьюнити
Публикуем интереснейшее интервью одного из соучредителей премии «Стальной ангел» Ирины Морозовой и зарубежного куратора премии Ольги Лукашенко, данное для канала mountain_accidents. Далее - MA – редактор канала Mountain Accidents, ИМ – Ирина Морозова, ОЛ – Ольга Лукашенко.
MA: Здравствуйте! Благодарю, что нашли время и согласились дать нам интервью. Возможно, некоторые наши читатели незнакомы с премией «Стальной ангел», которую вы представляете. Можете рассказать историю её создания и те цели, которые она преследовала?
MA: Здравствуйте! Благодарю, что нашли время и согласились дать нам интервью. Возможно, некоторые наши читатели незнакомы с премией «Стальной ангел», которую вы представляете. Можете рассказать историю её создания и те цели, которые она преследовала?
ИМ:Когда появился «Стальной ангел», мы ещё не думали о женской премии. Всё началось с идеи приза для очного Женского кубка по альпинизму, который проходил в Узунколе.
Во многом благодаря премии «Стальной ангел» сейчас уже мало кто вспомнит, что долгое время в нашей стране восхождения женскими командами были под запретом. Более того, не просто женским командам было запрещено ходить, а в группе должно было быть не больше двух женщин. Сильные альпинистски пытались с этими запретами бороться. Долгое время лидером этой борьбы являлась Лена Ноговицина. Её целью было добиться отдельного женского зачёта в чемпионате, чтобы женщины могли получать мастерские баллы, соревнуясь друг с другом, а не с мужчинами. Благодаря усилиям Лены ФАР (Федерация Альпинизма России – MA) начала проводить заочный женский Кубок, за него мастерские баллы не давали, но это был первый шаг.
После гибели Лены так сложилось, что я продолжила эту борьбу за снятие запретов. Но моей целью был не женский зачет в чемпионате, а свобода. Дать девушкам свободу выбора с кем им ходить - с парнями или с девчонками. Заочный кубок представлялся бесперспективным, поэтому я попыталась продвинуть идею очных соревнований и Александр Яковенко поддержал ее. В программу МФА Узункол-2008 (Международный Фестиваль Альпинизма - MA) включили Женский кубок. Хотелось придумать уникальный приз, не обычный кубок из магазина Спорттоваров вручить, а нечто уникальное, такое же, как статуэтка Оскар. Но золотого не хотелось. Слишком банально и избито: Золотая подкова, Золотая шайба, Золотой ледоруб. Самым крутым железом для альпинистов тогда считался титан, самодельные титановые буры были культовыми, поэтому казалось красивой мыслью сделать Титановой кубок. Задача заключалась только в том, чтобы придумать уникальную форму кубка и изготовить его. Я закинула эту идею в сообщество. Неожиданно Лиана Даренская, основатель и главный редактор журнала «Риск-онсайт» и сайта risk.ru, которая поддерживала в то время ведущие альпинистские проекты, и Аркадий Клепинин, представитель компании Grivel в России, показали мне небольшую фигурку ангела из стальных клювов ледовых инструментов, которую сделал один из итальянских арт-дизайнеров компании Grivel. Поначалу идея ангела казалась несколько странной: это все-таки был не кубок. Но, чем больше мы обсуждали ее с Лианой и Аркадием, тем больше эта идея начинала нравиться. В ней была изюминка и она отражала свободу: ангел, крылья... сломать запреты. Тут же пришло и название - Стальной ангел. Так что первый Стальной ангел был вручён в качестве приза победительницам Женского кубка в Узунколе. Но в итоге это получился слишком крутой приз, чтобы вручать его за одни соревнования, поэтому мы решили, что будет более ценно вручать его за лучшее восхождение по итогам года. И с 2009 года Стального ангела начали вручать на Торжественном вечере ФАР, как ежегодную награду.
MA: Идея создания премии понятна, но как, с течением времени менялись цели, которые преследовала эта награда? Какие цели вы видите сейчас?
ОЛ: Готова тебя здесь подхватить. И да, спасибо, Ира, возможно, именно благодаря премии «Стальной ангел», мне удалось избежать всех тех страстей, о которых ты только что говорила, все мои два из двух женских восхождений прошли без каких-либо притеснений (*смеётся*)
Как только что рассказала Ира, первоначальная цель премии заключалась в борьбе за право ходить женскими командами. В дальнейшем премия эволюционировала и стала неким вектором в развитии. Каждый раз, когда жюри выбирает лауреаток премии, оно задает направление движения для других альпинисток. Так, например, в этом году жюри вручило статуэтку за маршрут, пройденный полностью свободным лазанием, что вполне в духе современных международных альп тенденций. Угадайте, что это за фантастическая связка (*смеётся*) .
Лёгкое лирическое отступление. Когда я условно была щенком в альпинизме, я помню, как с придыханием смотрела на практически бессменных на тот момент лауреаток «Стального ангела», нескромно надеясь, что буквально уже завтра мы будем лезть такие же классные первопроходы. Возможно, виной моя плохая память, но мне кажется, в то время фактически было мало команд с реально сложными маршрутами. Сейчас же появились новые бодрые девичьи связки, которые уже ходят довольно непростые маршруты, и пока не планируют останавливаться. И их много! К тому же расширилось разнообразие маршрутов: сейчас номинируются и маршруты 6а к.с. в больших горах, и первовосхождения (Пик Острый), и зимние маршруты (Пик Бокс в Ала-Арче). А вообще, мне кажется, что и само влияние премии на аудиторию возросло. А это в свою очередь подстегивает внутривидовую конкуренцию в хорошем смысле слова. И я точно могу сказать, что сейчас получить статуэтку было намного сложнее.
ИМ: И сейчас мы делаем третий шаг, к которому уже созрела премия, и к которому она уже постепенно подходила — это расширение пространства. Пока это пространство расширялась внутри нашего российского альпсообщества. Когда обладательницы премии и номинантки общаются между собой, идёт взаимный обмен опытом, даже взаимный обмен партнёршами по команде. Расширение пространства уже происходит в плане коммуникации и сейчас мы хотим его ещё больше расширить, выйдя на международный уровень.
ОЛ: Кстати, да, сейчас это уже не только сама церемония, которая происходит раз в год, где барышни мельком встретились, перекинулись парой фраз и разошлись, но и живой телеграм-канал Стального ангела, в котором можно общаться, найти напарницу, проконсультироваться по снаряжению или маршруту. Живой контакт друг с другом — это суперважно. Если эта платформа для обмена опытом расширит свои границы до международной, это станет очень хорошим подспорьем для российских спортсменок, ибо сложность проектов за рубежом и уровень лазания, в частности, очень высокий. Будет сложно, но всё, что не эволюция — то стагнация и смерть, так ведь?
И кто дочитал до этого момента - бонусный инсайт. В параметрах оценки восхождений теперь появился новый критерий - «Inspiration»: Ascents that inspire other female climbers to take up the sport, foster a supportive and inclusive community, and push women towards new challenges. Мало сходить линию, здорово будет этим делом еще и воодушевить, и замотивировать других девушек прийти в альпинизм и начать ходить интересные маршруты. Очень классно, когда начинающие альпинистки видят примеры красивых и сильных восхождений, совершенные людьми из плоти и крови. Я это сейчас говорю, а сама хочу все бросить и побежать паковать рюкзак, вот как это работает. В этом и есть суть премии.
MA: Спасибо за ответы! Вы начали говорить о выходе на международную арену – насколько я понимаю, пока рано говорить о командах, которые мы можем увидеть в лонг-листах премии. Но вы можете рассказать, по каким принципам будут отбираться участницы из других стран?
ИМ: Отбор иностранных команд будет проводиться точно по такому же принципу, по которому он проводится среди российских команд. У нас этот отбор идёт в течение всего года куратором премии. Он мониторит все восхождения, которые совершаются в течение года, и вносит их в лонг-лист, а дальше, уже осенью, за месяц до церемонии вручения экспертный совет выбирает из лонг-листа пять лучших восхождений, которые входят в шорт-лист. Точно также это будет происходить и для зарубежных команд. Мы уже начали размещать информацию, чтобы в европейском и мировом альпсообществе узнали о премии и о том, что она становится открытой.
MA: По поводу реакции спортсменок из других стран — как премия воспринимается за рубежом и не было ли какого-то негатива?
ОЛ: Мы уже списались с парой барышень, которые только что совершили восхождения в Патагонии. Сходив интересную линию, тебе непременно хочется этим поделиться, может причина в этом, но я не встретила никакого негатива. Сложно экстраполировать этот конкретный кейс на все последующие, но интерес к премии есть. Для меня идея выхода на международный уровень состоит в объединении альпсообщества, а не в его разделении. Премия это не соревнование, это celebration, это повод отметить крутые восхождения. Это не соревнования между странами и национальностями, наоборот, хотелось бы нивелировать их, убрать любые границы, государственные барьеры и так далее.
ИМ: В номинантах премии, в том числе, приветствуется интернациональные команды, если такие будут. В принципе, уже номинировались интернациональные команды. Например, российско-латвийская команда.
MA: Вы говорили про экспертный совет, который будет отбирать номинанток в шорт-лист, и, насколько я понимаю, определять лауреатов премии. Кто будет в него входить?
ИМ: Будет международное жюри. В этом году мы уже ввели в состав жюри иностранного эксперта Марио Дибона Моро (Mario Dibona Moro, горный гид UIAGM-IFMGA - MA). Соответственно, если у нас будут иностранные команды, то в жюри будут включаться эксперты из разных стран, чтобы создать необходимый кворум и исключить предвзятость.
ОЛ: Ага, наш суд — самый честный суд в мире… Но, действительно, эксперты не ангажированные, они не имеют прямой заинтересованности в том, кому вручить премию.
MA: Говоря про Европу — есть Piolet d’Or, но на ваш взгляд, там появились условия для подобной женской премии?
ОЛ: В Европе последние несколько лет тема женской премии действительно поднимается, и интересно, что единого мнения на этот счет нет. Организаторы Piolet d’Or устраивают круглые столы, обсуждают, а нужно ли это вообще, какие существуют нюансы. Так, например, еще один мой кумир, мощнейшая французская альпинистка Катрин Дестивель (Catherine Destivelle) довольно скептически смотрит на идею женского Piolet d’Or, аргументируя это потенциально малой конкуренцией среди участников в сравнении с основной премией. Есть опасения, что это несколько девальвирует ценность самого Piolet d’Or. Но опять же, может быть и другое развитие этой ситуации. Премия, наоборот, может подстегнуть развитие и популяризацию женского альпинизма, и сторонники этого отношения тоже есть.
MA: Каким вы видите будущее премии?
ИМ: Я вижу будущее Стального ангела, когда команды, которые номинируются на премию из разных стран, могут собраться и ходить какие-то маршруты вместе, меняться партнёрами. Объединяться для какого-то другого проекта. Чтобы у наших девушек была возможность сходить, например, с итальянскими, испанскими, словенским альпинистками, и пролезть какие-то интересные маршруты. Взаимный обмен опытом и обмен партнёрами – это одна из тех задач и целей, которые я сейчас вижу.
ОЛ: Мне бы хотелось, чтобы премия стала не только подведением результатов, но и постоянным процессом. Чтобы она переросла в школы, воркшопы… где в течение года барышни могут друг с другом встречаться, тренироваться, учиться новым трюкам и потом совершать восхождения, которые в итоге попадают в шорт-лист. Я за максимальную коллаборацию среди участниц.
MA: Спасибо!