горелка Optimus Nova. Обслуживание и прочистка в полевых условиях
Всем привет!
Хочу поделится методикой обслуживания и прочистки горелки Optimus Nova которая была разработана и использована нашей командой во время горного похода по Турции (Аладагар)
Панорамма с перевала Аксу-Едигель (1Б, 3390). Прямо по гребню уходят волчьи следы
Ослепительно белый снег, горы, гостеприимные пастухи и строители, и бензин с которым пришлось мирится весь поход
Приключения с бензином начались после его покупки на заправке возле населенного пункта Чукурбаг.
Для похода было закуплено 12.5 л 95-го бензина
Бензин светло-желтого цвета, запах нехарактерный. Вероятно примеси серы и мазута. Вообщем плохо очищен.
Начиная с 3-го дня стандартные методы прочистки горелки магнитным ключем перестали помогать, горелки пыхали, тухли и не хотели готовить. При этом голодные товарищи ждали сигнала на прием пищи. В итоге каждая готовка на горелке Optimus Nova сопровождалась полной прочисткой горелки с полным ее разбором.
В процессе был разработан и обкатан ниже описанный алгоритм прочистки горелки
Перед тем как начать, привожу общий вид горелки и насоса и список деталей. Названия деталей и алгоритм «неофициальный», ногами просьба не пинать.
Итак горелка в сборе с насосом:
Фото 2. Горелка Optimus nova и насос для топлива
Список частей показанных на Фото 2:
• Гайка ручки регулировки топлива (1)
• Гайка шланга подачи топлива (2)
• Пламерассекатель (3)
• Чашка, формирующая пламя (4)
• Гайка штока насоса (5)
• Гайка с пазом для крепления топливного фильтра (6)
Запомнили? Разбираем :)
Начнем с насоса. Насос необходимо обслуживать в следующих случаях:
1 – до похода. Периодически необходимо разбирать и смазывать кожаную манжетку, т.к она пересыхает. Я делаю раз в 3 месяца во время хранения перед походом и после похода.
2 – В походе если:
• Не создается давление: накачивая примерно 10-15 раз накачивая насос и после выкручивая его с топливной бутылки вы не слышите звук спускаемого воздуха с топливом ИЛИ после накачивания вы не чувствуете сопротивление давления на ручке насоса
• Давление создается но топливо не идет или идет плохо (может быть несколько причин, одна из них забитый топливный фильтр)
Фото 3. Топливный насос с извлеченным штоком
1. Части на штока насоса Фото 3:
• Гайка штока насоса (5)
• Гайка с пазом под топливный фильтр (6)
• Кожаная манжетка (7)
Если не создается давление необходимо:
1) Снять насос с бутылки
2) Выкрутить гайку штока насоса (5)
3) Вынуть шток
4) Нанести минеральное масло (я использую для швейных машин) на кожаную манжетку (несколько капель) и пальцами распределить по всей манжете
5) Убедится что манжетка еще живая. Через некоторое время после использования она изнашивается, появляются прорезы в районе крепления. Тогда ее необходимо заменить на новую манжетку.
Фото 4. Кожаная манжетка насоса и ее крепление
Для замены манжетки необходимо зафиксировать шток (я использую кусок ткани и плоскогубцы) , снять гайку (9) и шайбу (10), снять манжетку (7), установить новую манжетку, смазать ее минеральным маслом и после поставить шайбу и закрутить зайку. Для этой гайки в мультитуле есть подходящий ключ.
Если проблема связана с подачей топлива
Необходимо проверить топливный фильтр. Для этого выкручиваем гайку с пазом под топливный фильтр (6).
Если вы видите что фильтр черный необходимо его почистить или заменить. Для этого спичкой извлеките фильтр и удалите часть фильтра (порядка миллиметра) ножом с нужной стороны. Если же фильтр закончился извлеките его и поставьте пустую гайку с пазом под топливный фильтр на место. Горелка работает и без него и фильтр (по информации производителя) предназначен для грубой очистки от песка и прочей гадости.
Не помогло? поехали чистить дальше.
Снимаем пламерассекатель. Тут хочу обратить внимаение что часто снимая и одевая его можно сломать ему лапку (ее приходится подгибать). Поэтому я снимаю вместе с чашкой. Получаем доступ к форсунке (фото 5)
• Фото 5. Горелка без пламерассекателя и чашки, формирующей пламя
С помощью нижней части мультитула выкручиваем форсунку и извлекаем ее.
После необходимо извлечь иглу прочистки. Если топливо плохое на боковых сторонах иглы образуется нагар и игла уже не выполняет функцию прочистки (не подскакивает от магнита) и нагар блокирует подачу топлива.
Итак пробуем провести магнитом мултитула под горелкой. Если игла остается на месте берем спичку, и за верхнюю часть крепления иглы (12) расшатываем и проворачиваем ее в гнезде. У нас этого хватало чтобы ее извлечь
Топливная форсунка (11) и игла для прочистки форсунки (12,13)
После того как у вас есть игла и форсунка необходимо вручную их прочистить.. С помощью ножа счищаем аккуратно нагар с боковой стороны иглы (9).
далее иглой вручную снизу и сверху чистим форсунку.
Далее, с помощью мультитула выкручиваем гайку ручки подачи топлива. После этого выкручиваем ручку. На конце ручки регулировки топлива с 2-х сторон находится резьба с других двух ее нет
Фото 6. Конец ручки подачи топлива с резьбой
Ножом чистим стороны где нет резьбы
Последним шагом прочистки горелки у нас шло использование самодельного инструмента.
Фото 8. Самодельный инструмент из булавки для прочистки отверстия подачи топлива внутри горелки
Часть горелки куда заходит ручка топлива с резьбой заканчивается небольшим отверстием, через которое и осуществляется подача топлива в горелку.
Это отверстие находится примерно посредине радиуса где расположена игла для прочистки.
Фото 8. Инструмент в отверстии для подачи топлива
Инструментом, необходимо его нащупать и насколько раз острым концом его прочистить
после извлечения инструмента необходимо все собрать обратно:
1) вставляем ручку подачи топлива и закручиваем гайку
2) вставляем иглу обратно (бросаем и подравниваем спичкой)
3) закручиваем форсунку
4) устанавливаем пламерассекатель (и чашку если вы ее снимали)
Вот и все. Запускаем и радуемся вместе с товарищами горячей едой :)
Всем удачных походов !
Отдавая себе отчёт в том, что провоз во многих видах транспорта легковоспламеняемых веществ запрещён, тем не менее хочу обратить внимание на топливо "Нефрас" или бензин "Калоша", выгорание которого происходит полностью и без выделения остатков горения, засоряющих бензопровод и форсунки. Наверняка рекомендуемая для походных бензогорелок и примусов "Калоша" известна многим, но может быть, для кого-то это окажется полезной дополнительной информацией.
Безотказных кухонных устройств всем, приятного аппетита и успешных походов!
Выбирать заправки крупных сетей (Шелл, ВР, Лукойл, Апет и пр.) Из имеющихся бензинов выбирать наиболее низкооктановый, как имеющий наименьшее количество присадок. Хотя у вас возможно просто не было выбора.
Спасибо за подробный материал и фото.
Кроме того недостаток газа - это вес пустых газовых балонов плюс после выхода в населенку их необходимо утилизировать (в самолет с ними точно не пустят).
С бензином проще.
Но один раз, сейчас в мае в Грузии, получилось очень странно. Примерно на 5 день бензин в одной из бутылок потемнел и в нем появился темный осадок, такие мелкие мерзкие хлопья, как растворенный торф, чем дальше, тем больше. В последующие дни в нескольких других бутылках появился аналогичный осадок, в разных бутылках в разное время, не было зависимости от того лежала ли бутылка в тени или на солнце, на снегу или в рюкзаке и т.д. Готовить на этом не пробовали.
Была гипотеза, что дело в низкокачественной присадке: в этот раз купили какую-то подешевле.
Около 2 л. оставили в конце похода. Повезло, я думал не хватит. Остаток бензина связан с тем что несколько раз готовили на дровах.
А именно:
- ужин перед подъемом на пер. Карасай
- обед в ур. Кантрыныры (рабочие строящие тоннель напоили и накормили)
- в каньоне Тахтаджик чай на обед
- после выхода из каньона Тахтаджик в обратную сторону ужин на дровах
- там-же завтрак на дровах
1. насосы обслуживаются дома, до и после выезда.
2. раз в день вынуть тросик, вытереть его туалетной бумагой, прочистить им топливную трубку и еще раз вытереть.
3. раз в два-три дня снять рассекатель, форсунку и иголку, выполнить пункт 2, вытряхнуть все лишнее, собрать обратно.
Все.
Понравилось тогда простота конструкции и заявленая всеядность. Плюсом было то что их использует армия швейцарии (цвет балонов только черный) да и система прочистки (без разбора) понравилась.
В процессе эксплуатации выяснились особенности, связанные с топливом.
Первый опыт общения с осветительным очищенным керосином закончился неудачно. Во время запуска горелки из нее потекла жирообразная жидкость которую позже удалить механическим способом не удалось и это стоило мне покупки большого ремнабора (игла прочистки есть только в нем).
Сейчас я бы наверное попробовал бы ее раскалить с помощью таблеток сухого спирта (если второй рабочей горелки нет) и подкачать нормального топлива, думаю помогло бы
Второй печальный опыт был получен на бензине "Калоша" закупленного водителем который нас забрасывал в Невиномысске. Производство компании ГаРУС.
Калоша была желтоватая и прочистка требовалась каждую готовку.
Третий опыт - На 92-м бензине привезенном из Киева в Карпаты на тренировочный выезд горелку чистил не слишком часто.
Даеш детальную статью :)
Историй о том, чтобы при более-менее регулярном обслуживании описанных действий было недостаточно, не слышал.
Расширение материалов помогает :)