Архыз. Софийская долина. 30.09-9.10.2016

Пишет Polushok, 13.10.2016 12:04

Архыз. Софийская долина. 30.09-9.10.2016 (Горный туризм, кавказ, водопад, озеро, софия)

Приветствую. Зовут меня Павел. Хочу рассказать Вам о сбывшейся мечте: поездке в горы, а именно Кавказ, Архыз, Софийская долина в числах 30.09-9.10.2016. Так сказать, по свежим следам, пока не забыл.
Несколько лет поездку откладывал и тяжко вздыхал, слушая рассказы друзей. Но, все-таки, решился. Связался с Клубом путешественников «Ленивец» и, под чутким руководством инструктора Николая, в составе группы отправился любоваться красотами, о которых так много слышал.

Путь наш начался 30 сентября из г. Чебоксары в г. Казань автобусом, дальше 2 суток поездом до г. Невинномысск. Никогда не думал, что в поезде ехать так здорово: знакомства, различные игры (настольные и не очень), сон под мерное покачивание вагона, фото и прогулки по городам во время остановок.

И вот протекли 40 часов. Мы на Кавказе в г. Невинномысск, где нас встретили интересные люди Слава и Олег. Они отвезли нас (3 группы по 6 человек) в поселок Архыз, где я впервые поднялся на высоту 2000 + м к водопаду Баритовый. Но не столько понравился мне водопад, сколько тропа к нему, пролегавшая в лесу сказочной красоты.

Самые смелые нашей команды окунулись в холодные струи водопада, падающие с высоты около 30 м. Я не рискнул.

Дальше спуск и выход из поселка. Стоянка на ночлег.

Хочу отдельно сказать про вечерне-ночное небо. Таких звезд никогда раньше не видел. Наверное, в городе такое просто не возможно. Нельзя передать словами чувства смотрящего на вечернее звездное небо Кавказа.

На утро нас ждал сюрприз: днем было очень тепло, градусов 20-22, а утром, выйдя из палатки увидел иней на траве, не берусь сказать о температуре (был в термобелье), но весьма прохладно.
После завтрака нас ждал переход пешком вдоль дороги-реки, почти до площадки Таулу.

А шли мы к месту «заброски», оставили вещи, которые в горах нам не пригодятся (книги, поездные вещи) в кафе, к сожалению названия не помню.

«Командовала» там тётя Лиза и накормила нас замечательным блюдом – хычин, и напоила вкуснейшим чаем из горных трав.

После обеда (как выяснилось последнего, дальше вместо него были перекусы, ох и тяжкое время было) двинули по проселочной дороге в Софийскую долину. Через пару-тройку часов ходьбы поставили лагерь и двинулись к Софийским водопадам, что текут с тающего ледника.

Это было мое первое купание в водопаде. Надо сказать: чертовски холодно!!

Дальше путь наш лежал на Софийское седло. В общем, подъем ни чем примечательным мне не показался: топаешь и топаешь. Но стоит обернуться и взору открывается умопомрачительный вид на долину.

Подъем занял примерно часа 1,5-2. Точнее не скажу, ибо часов не ношу. А как же телефон? Скажете Вы. А никак: выключен был еще в Казани и валялся в рюкзаке. Забегая вперед скажу, что включу его только на обратном пути в Казани)).
Итак. Седло.2630 м, или около того, над уровнем моря. Вид с одной стороны на долину, откуда поднялись и на Главный Кавказский Хребет с другой. Зрелище, я вам скажу, не поддаётся описанию: синее небо, белые вершины, пушистые от деревьев склоны…..
Тогда я понял правдивость выражения: нет такой красоты, которую не смог бы русский человек выразить матом, ибо от вида, чувств и эмоций перехватывает дыхание, мозг отказывается верить в существование такой красоты и остаётся только Мат!

После фотосессии команда разделилась: одни пошли в лагерь отдыхать, а самые неугомонные отправились гулять по хребту. Цель была: покорить вершину, но этого не случилось, потому что солнце шло на закат и мы приняли решение спускаться в лагерь.

Следующим утром, собрав лагерь и позавтракав, начали подъем к Софийским озерам. По какой тропе, или вдоль какого ручья шёл подъем, сказать не берусь, т. к. никаких указателей не видел, и, так понимаю, по весне тут все меняется, практически, до неузнаваемости. Хочу сказать, что таких сложных подъемов в моей жизни еще не было. Хоть, как выяснилось позже, подъем некатегорийный, я считаю, что мы честно заслужили альпинистскую категорию 1 Б)). Не знаю как описать подъем. Вид открывается потрясающий, но смотришь под ноги. Да и бесконечные «ступеньки» (нагромождение валунов) не дают ослабить бдительность, иначе рискуешь, в лучшем случае, угодить ногой между камней, а о худшем лучше не упоминать.

Итак, преодолев перевал Иркиз, да теперь я знаю где поднимался)) открылся вид на Софийские озера. Около 2800 м.

Чёрт! Такой голубой воды, наверное, нигде больше нет. И снова я подтвердил правдивость выражения о красоте, мате и русском человеке (надо пополнять лексикон, а то в следующий раз не интересно будет).
Ночевка между озерами, по-моему, была самой теплой из всех, и в то же время никогда и нигде я не спал на таких мягких камнях .
Проснулся я до рассвета. Вылез из палатки и обнаружил, что такой не один. «Соседи» собрались встречать рассвет, в чем я к ним и присоединился.

После этой невообразимой красоты пришла мне в голову мысль о чае, а вернее компоте из горных трав, которые собрала замечательная девочка Настя .
Собственно я к чему: тишина, нарушаемая криком какой-то птицы, озера, ни ветерка, ни ряби, вершины скал в утреннем солнце, я на камне с кружкой чая-компота… И в этот момент я понял, зачем люди ходят в горы. Не буду томить разного рода размышлениями, это должен испытать каждый сам. Пожалуй, подойдут слова песни одной группы из г. Канаш: «Я - гора, на холодном ветру мои склоны пусты. Я – гора, вы едва различимы с моей высоты». Все это настроило меня на философские размышления, и спуск прошел достаточно быстро и практически незаметно. Хотя местами был интересен и опасен.
Уехали мы в ночь с 7 на 8 октября, не потеряв ни одного «бойца», а приобретя бесценный опыт подъема и спуска, преодоления перевала и купания в ледяной воде. Нам очень повезло с погодой: за всю неделю на небе не было ни облачка, светило яркое горное Солнце. Замечательный бархатный сезон.
Хочу поблагодарить главу похода и КП «Ленивец» Влада, инструкторов: Николая и Надежду и всех замечательных людей с кем довелось прожить целую неделю в горах. Спасибо, ребята, это было здорово!! .
Отдельное Спасибо за фотки Саньку, Ирине, Насте, Ване, Денису, Наде и Наташе.