Правила или свободный стиль? Эпохальные вопросы ©
Беседа с Мариусом Мостардом (Norsk Tindeklub)
"По моему опыту, очень сложно заставить человека сделать ошибку, которая будет стоить ему жизни. Если человек не готов к какому-то маршруту, то в 99% случаев он вернется" – Мариус Мостард.
Мариус Мостард, Ирина Морозова и Ольга Лопухина в качестве переводчика. Фото Никиты Скороходова
Идея организации женских фестивалей за границей, родилась собственно ради того, чтобы появилась возможность узнать, понять, увидеть, почувствовать, впитать другую отличную от нашей философию горовосхождений.
Именно поэтому в этом плане Lofoten WoMen, может быть будучи менее удачным с точки зрения массовости и «фестивальности», тем не менее больше продвинулся в плане вживания в другую философию и другой стиль, другой подход к горам, восхождениям.
Во время Lofoten WoMen, мы с Лофотенских островов заехали на несколько дней на материк в Fjellkysten, где проходил фестиваль ледолазания, организованный Norsk Tindeklub. И там и состоялась эта беседа с Мариусом Мостардом.
Мариус Мостард. Фото Никиты Скороходова
Расскажите немного про ваш фестиваль, который сейчас тут проходит и на котором мы оказались. С нашей точки зрения, с точки зрения того, как у нас проходят фестивали, тут не чувствуется экшена. На нашем Фестивале тут бы уже давно утроили какие-то соревнования на всех этих ледопадах и прочие совместные мероприятия. А здесь просто все куда-то сами по себе ходят, по вечерам встречаются в холле перед телевизором и смотрят баскетбол.
Это не в традициях норвежского альпинизма устраивать какие-то соревнования. Для нас главная цель – это пригласить таких людей, как Марко Презель для того, чтобы исследовать природу вокруг, маршруты. Люди, которые здесь собираются, они делают такие вещи, лазают то, что до них никто не лазал.
Марко Презель. Фото Никиты Скороходова
Получается, что вы собираете на ваш Фестиваль высокого уровня альпинистов, которые проходят какие-то новые маршруты?
Нет, нет, не обязательно, что это именно сильнейшие альпинисты. Интересно то, что на этих вершинах никто никогда раньше не был зимой. На некоторых даже летом никто никогда не бывал. Интересно сравнить людей, то как они могут найти путь наверх, найти потом путь вниз, оценить свои силы, оценить маршрут.
Ну и мы фактически тестируем место, пытаемся понять интересен ли этот район людям, интересна ли эта база альпинистам, будут ли они сюда приезжать, лазать по этим маршрутам.
То есть по сути эта база не является альпинисткой базой или хижиной? Это просто обычный отель?
Да, здесь мы впервые, это место очень удобно по своему расположению, отсюда можно улететь во много разных мест, при этом отсюда легко доехать до Лофотен, до островов. Можно просто сюда приехать и пойти дальше лазать куда угодно. И мы хотим понять имеет ли это место какое-то будущее именно с туристической точки зрения.
Правильно ли я понимаю, что именно для этого приглашаются люди с разных стран, чтобы они сходили новые маршруты и чтобы протестировать на них будет ли альпинистам из других стран интересно это место? У нас понятие фестиваль, само слово фестиваль – это массовое действо, когда много народа и что-то происходит, какие-то соревнования. А не тестирование района и маршрутов. Поэтому немножко не понятно. Видимо это разница менталитета.
Я согласен с тем, что фестиваль не совсем правильное слово для этого мероприятия. Скорее это встреча альпинистов (meeting). Но для Norsk Tindeklub важнее получить представление и личные впечатления людей о маршрутах, вот это важнее, чем какие-то соревновательные цели.
Презентации восхождений. Фото Никиты Скороходова
Можете ли вы рассказать вообще о функции, которую в Норвегии выполняет клуб альпинистов и федерация альпинизма.
Помимо Norsk Tindeklub есть Norges Klatreforbund (The Norwegian Climbing Federation), которая является фактически государственной организацией. Ее основные функции – это образование, обучение инструкторов, развитие outdoor-скалолазания, привлечение людей. А наш клуб скорее занимается сохранением духа альпинизма.
В России альпклуб – это место куда приходят люди новички и начинают там поэтапно учиться, тренироваться и выезжать в горы. А что такое сохранение духа альпинизма?
Обучение у нас тоже существует. Вот Марко приехал с молодым парнем, соответственно он его учит. И на этой встрече люди общаются, обмениваются опытом. Но Norsk Tindeklub не обучающая организация, новичков в него не берут, чтобы попасть в него ты уже должен быть опытным альпинистом. Сначала все обучаются в этой государственной организации. Потом, когда ты можешь уже ходить маршруты определенного уровня, тебя могут принять в члены клуба.
Мы обратили внимание, что в Норвегии мало описаний маршрутов, гайдбуков. Сначала думали, что например на Лофотенах на многие вершины никто еще не ходил, но потом узнали, что там ходили, но просто нет описаний.
Это некоторая такая философия. Человеку же интересно быть первым и соответственно он придет и будет думать, что никто здесь раньше не был. Пролезет маршрут и будет думать: «О я первый, я первый». Через три года придет другой человек, тоже пролезет маршрут и тоже будет думать, что он первый. Главное, чтобы знать, что это для тебя самого, что твое лазание никак не изменит мир, соответственно, первопроход это первопроход, лучше или хуже решать только тебе. Твое лазание важно для тебя именно во время процесса, а когда ты уже вернулся домой – это уже следующий день, следующий маршрут.
Да, я согласна, что твое лазание важно только для тебя самого. Но дело еще в том, что у нас не привыкли ходить неизвестные маршруты. В основном берутся описания пройденных ранее маршрутов и идут по ним. Причем идут строго по описанию и маршруту. Если ты отклонился немного от описания, значит ты не умеешь читать маршрут.
По описаниям у нас тоже ходят, но не на этих встречах. На этих встречах интересно смотреть, как люди находят маршруты, сами ищут путь наверх. Где-то по трещине, потом перебираются на другую трещину.
Да, у нас есть возможность ходить и по описаниям. Но при этом существует возможность и для творчества и искусства. Искать что-то новое, что-то свое.
Но чтобы идти неизвестный маршрут, нужно иметь хороший опыт. Когда идешь по описанию, то знаешь какие участки и какой сложности тебя ожидают. А когда просто смотришь на стену снизу и сразу после этого начинаешь лезть, то не знаешь, что вдруг окажется там на маршруте. Снизу можно не увидеть каких-то трудностей, которые встретятся на пути. Как тогда у вас люди оценивают свои силы и возможности?
Попытка не пытка, от попыток люди не умирают. Умирают от ошибок. Ничего страшного в том, что попробуешь и не получится. Не получится – спустишься. Ты начинаешь с простого и дальше постепенно усложняешь. Как Люк, например, с Марко ходит и учится. Здесь люди бывает ничего не знают про местность. То есть они куда-то приезжают. Смотрят и думают – вот сюда мы полезем. А дальше – пролезли значит пролезли, нет значит нет. Как Люк с Марко вчера лазали, они ничего не знали о маршруте, они просто подъехали, посмотрели и полезли. Это собственно, как в жизни – ты не знаешь, что у тебя будет завтра, что послезавтра.
Как тогда осуществляется контроль за безопасностью, если все сами ходят куда хотят?
По моему опыту, очень сложно заставить человека сделать ошибку, которая будет стоить ему жизни. Если человек не готов к какому-то маршруту, то в 99% случаев он вернется.
Наверно это здесь так :) У нас очень много совершают ошибок, которые стоят жизни. И лезут на маршрут, когда они к нему не готовы, потому что им очень хочется на него залезть. Поэтому у нас существуют Правила и система выпусков на маршруты, которая как раз регулирует, чтобы люди не лезли на маршруты, к которым они не готовы.
В Норвегии в год погибают 1 или 2 человека. Все ужасно осторожны. Но лазание это опасный вид спорта, его никак не сделаешь безопасным, поэтому эти 1-2 человека в рамках случайности, но в общем и целом у нас все стараются ходить очень безопасно.
Можете ли вы рассказать в общих чертах о работе вашей спасслужбы?
Спасательная служба в Норвегии состоит из волонтеров, которые в течении нескольких минут могут собраться и быть готовыми отправиться на помощь. Если погода хорошая и существует возможность снять людей с вертолета, то соответственно вылетает вертолет и в течении от 20 минут до получаса всех спасают. Если погода плохая, то спасработы занимают до нескольких часов. Оплачивается все это: сами спасатели – волонтеры, вертолет оплачивается государством, все спасательные операции в Норвегии бесплатны абсолютно для всех.
Получается, что нужна только страховка, покрывающая медицинские расходы, а для покрытия спасательных операций страховка не нужна?
Если с тобой что-то случается, то высылают спасательную группу, если ты долго не появляешься в отеле, то отель вызывает полицию или спасслужбу. Право каждого человека быть спасенным.
Тебя доставят на вертолете в больницу, ты будешь лежать там пока не будет возможности доставить тебя домой. И это все абсолютно бесплатно, в том числе и для иностранцев, так же как и для самих норвежцев.
Если спасатели волонтеры, то какая у них тогда мотивация?
Ты спасешь другого, потому что в следующий раз кто-то спасет тебя.
…
///
На этой ноте и хочется закончить, потому что далее пошел небольшой междусобойчик и рассуждения о смысле жизни, о капитализме и социализме, о коммерции и человечности. После чего роли поменялись и уже Мариус задал несколько вопросов, но эта часть интересна скорее для норвежской прессы и аудитории.
Огромное спасибо Ольге Лопухиной, которая помогла тому, чтобы наша коммуникация с Марисом состоялась, чтобы мы могли немного пообщаться, а не просто вежливо поулыбаться друг другу.
Lofoten Women проходил при поддержке
Norsk Tindeklub
А так же
Компании Red Fox и Red FoxNorge – норвежского дистрибьютора РедФокса.
Grivel и фирмы Alpex
117
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Куча людей ходит "у нас" без правил и выпуска. Про новые м-ты вообще молчу.
А сколько из общей массы альпинистов у нас ходят первопроходы? Как правило это уже уровень выше КМСа и как правило в рамках Чемпионатов.
И если и идется первопроход, то он потом обязательно подается на оформление и классификацию.
А у них ничего не оформляют и не классифицируют. ну разве что иногда чтобы гайд выпустить. И на одни и те же вершины по одним и тем же путям каждый раз кто-то может леть, даже не задумываясь лез там уже кто-то до него или не лез. Их не волнует "официальный" это первопроход или нет. Просто приехал в район, посмотерл на стену, пролез и поехал обратно домой.
А у нас так многие ходят? Основная масса ходит классифицированные маршруты в клеточку.
А у них основная масса ходит просто туда, где стена понравилась.
Куча людей ходит "у нас" без правил и выпуска. Про новые м-ты вообще молчу.
Куча - это сколько в процентном соотношении от тех, кто ходит в "клеточку" и на разряды, а значит по Правилам и с выпуском?
И те, кто ходит не по Правилам и без выпуска они до сих пор "черными" альпинистами считаются. И что у нас про таких которые "без выпуска" начинает сейчас Шойгу говорить и к чему призывать, и какие искать меры, чтобы начать регулировать всех кто без выпуска?
но и вольных стрелков хватает. и их все больше. кто кого выпускает на семитысячники? или восьмитысячники? что, на Луковой или Южном Иныльчеке выпускающий сидит?
Да идут, как и повсюду в мире, кто куда хочет... или в Крыму чтоле выпуск?
а что ручкин оформлял первопроход китайский? написал в журналы разные, и этого достаточно.
А то, что по правилам таким-то живет наш маленький-маленький официальный альпинизм - так надо так и говорить. Но такая ли уж это масса?
А Крым тоже плохой пример. Крым - это не альпинизм. Хоть один крымский маршрут и можно засчитывать.
что, ясное дело, мне не было очевидно изначально, т.к. ты как раз человек, не имеющий к системе никакого официального отношения - ты ж не состоишь и не состояла никогда ни в какой федерации?
Т.е. твое "у нас" оно как бы и не про тебя?
Довольно большая толпа "свободных стрелков" стремится ежегодно на культовые Эльбрус и Белуху. И там тоже никакого выпуска. ОТдельное спасибо, если в МЧС зарегистрируются. Процесс массовых свободных восхождений на разнообразные вершины сдерживается лишь отсутствием разнообразной инфраструктуры: в официальных-то лагерях все же правила соблюдать необходимо. А если бы были хижины тут и там, откуда иди куда хочешь, и с пропусками не было заморочек, то ползли бы тоже кто как
При моей любви к свободе и независимости, я не люблю халатность.
И приезжая в другую страну, я просто четко выполняю те правила, которые приняты ТАМ, в той стране. Начиная от того, что всегда тщательно оформляю страховки, узнаю все телефоны спасслужб, консультируюсь в турофисе. И кончая тем, что я никогда не пойду на Кавказе или в Азии по городу или поселку в шортах (в том же Нальчике или Бишкеке), потому что там так не принято.
то есть у нас я живу в НАШЕЙ системе, в другой стране - я живу в ИХ системе.
1. Проживание на наших базах по цене почти такое же как можно жить в горах в Европе. Если конечно не шикарных отелях, а находить бюджетный кемпинг, частные аппартаменты, или так называемый студенческий хостель или хижину. Но при том, что цены у нас уже такие же высокие, как в европе, но уровень сервиса все еще на уровне упадочного советского.
2. Бюджеты от спорткомитета копеечные, они не окупают затраты спортсменов. И какие-то деньги получают единицы спортсменов от спорткомитета. А в горы едут тысячи. И эти тысячи платят свои деньги. У нас альпинизм в России уже давно стал дорогим удовольствием. Все студенты, чтобы поехать в горы куда-нибудь на Кавказ сейчас несколько месяцев зарабатывают на шабашках - на высотках и пр. И никакеи разряды и клеточки сейчас у нас никак не влияют ни на какое субсидирование.
И вы очень удивитесь, когда я завтра выложу интервью с Анной Маллоу, норвежской альпинисткой. Там как раз мы с ней общались на тему финансирования. И вас очень удивит, что у них как раз федерацией субсидируется больше, чем у нас нашими спорткомитетами.
Безусловно. И не только. Культура отдыха в горах, которой в России нет и не будет. В негорной стране, где большинству населения ехать до гор минимум 2 дня - это роскошь. Плюс геморрой из-за осложнений обстановки на Кавказе, пропуска, специфика взаимоотношений с местным населением...
За места в сборной давно уже нет борьбы, во всяком случае в СПб. И финансирование символическое. Чтобы вывезти команды в Ергаки прошлым летом (их еще требовалось уговорить!) Татьяне Ивановне ТИмошенко пришлось занять денег - она их отдает сама до сих пор!
В большинстве регионов государственное финансирование смехотворное. Есть лишь пара-тройка регионов, где деньги альпинистам дают.
ПОэтому, при отсутствии конкуренции, уровень чемпионатов низкий (если сравнивать с былыми достижениями). ВСе держится на желании соревноваться, получать звания и медали. Но без конкуренции все это несерьезно.
Не очень понял вашего аргумента. Горы в стране есть? Вроде да. Люди в них живут? Да. Доехать/долететь до них можно? Да. Есть ли горы за пределами страны, до которых ближе? Местами да, местами нет. Так почему же культуре отдыха в горах не развиваться?
В тех же Альпах англичан, например, толпы бегают во всех мыслимых направлениях. Чем словосочетание "Кавказ" и "москвич" хуже?
Плюс геморрой из-за осложнений обстановки на Кавказе, пропуска, специфика взаимоотношений с местным населением...
Это да, но это проблема не только для альпинизма -- это вообще проблема.
И какой линейной зависимостью связаны между собой в России наличие гор и развитие культуры отдыха в горах?
Надо было мне начать так: "Люди в стране есть?" :)
Хотя, конечно, наличие гор смысл несет -- в них например можно развивать инфраструктуру.
Вот более-менее подходящее случаю определение культуры:
"Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели,
должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное."
Ну, и для кого в России активный отдых в горах (я уж не говорю про альпинизм!) - это идеальная модель? Ну, или даже проще: для кого она приемлемая? Или еще проще: какой процент населения вообще замечает или придает значения тому, что где-то стоят какие-то горы, и что кто-то на них поднимается?
В РОссии мы имеем скорее горную антикультуру, увы...
А если серьезно -- то я конечно не буду спорить, что на данный момент в массах у нас горной культуры нету. Вообще, как говорится, культура -- наша слабость :) У нас сейчас и культуры вообще _какого бы то ни было_ спорта нет, и особенно в форме массового полезного для здоровья хобби. Я только не пойму, к чему вы тогда ведете? К тому, что в России усе, отдых в горах и альпинизм в том числе надо выкидывать на помойку и уходить пить в подворотню, трансформируя идеальную модель в сущую реальность?
Ну зачем делать такие резкие выводы?
Я почти всю сознательную жизнь провела в сообществе так или иначе связанном с горами - одни лезут, а которые уже никуда не лезут, то хотя бы отдыхают в горах. Зачем на помойку? Люди живут, получают удовольствие, сменилась уже пара поколений... Но при этом я вижу, что за последние 30 лет это сообщество не выросло, а, наоборот, сократилось, причем значительно.
Чтобы не мусолить тему голословно, обратимся к цифрам. Например, маленький город Бергамо (Италия). Население 120000. В Альпийском клубе состоит немногим менее 10000. Это, несомненно, культура.
В Петербурге по данным 2008 4,5 млн населения. Официальная федерация альпинизма насчитывает 320 чел. (В 80-е годы у нас только в "Спартаке" было около 500 чел) Допускаю, что еще втрое-вчетверо больше просто ходит в горы разными способами. Но все это исчезающе-малая доля населения. Что касается остального, "правильного" населения, то к альпинистам они относятся если не совсем как к маргиналам, то очень близко к тому.
P.S. Я уточнила цифры по клубу Бергамо. Вначале неправильно написала. А по всей ИТалии 300000 членов Альпинистского клуба
Это совершенно верное наблюдение -- у нас популярность горных видов радикально ниже, чем в Италии/Германии и так далее. Но кстати сравнивать клубами, мягко скажем, не объективно. 320 человек -- это активные альпинисты, и то не все! А из 300000 членов альп-клуба (процент населения) большая часть вероятно сложнее 1б ничего не ходило -- а то и вообще ограничивается прогулкоми по пешим тропам в горах (что и не горный туризм даже, ибо нету многодневной автономности). А немецкое членство, например, дает еще вам страховку горную -- то есть пользу приносит члену :)
Думаете, один на сотню человек, который хоть каким боком в горах бывает, это трудно найти?
Менталитет, однако.
"Воруют" (с)
Марьюс... прямо как со мной поговорили, на 90% я бы ответил тоже самое.
А спас-служба (как и медицина) и должна быть бесплатна - это аксиома - а кто думает иначе - мерзкий ублюдок. :-)
Я вот и хожу такие первопроходы,
а когда идёшь незнамо куда и соло - разница огромная, чем когда пассажиром.
Может поэтому норвежцы и бьются меньше, что ходят сами для себя,
умеют сами оценивать свои силы, а не для как я буду выглядеть перед..., не пассажирами и без соревновательного азарта.
И живут они, похоже, для себя...
а не перед кем выпендриться, больше срубить бабок...
Потому что ценности несут в себе, а не ищут в чужом мнении.
Вся мораль официального альпинизма держится на конформизме, на том "как я выгляжу в глазах других":
Стадо, прости меня Господи.