Прошел год без Славы Львова

Пишет Leb, 04.11.2015 10:11

Прошел год без Славы Львова (Горный туризм, Слава Львов, турклуб маи, Светлый путь)
Год назад 04.11.2014 умер Вячеслав Львов, выдающийся горный турист, мультиспортсмен, замечательный человек. К этой дате его друзья написали некоторые тексты-воспоминания, украсили их фотографиями. Вот тут их можно посмотреть.

1. Борис Малахов: СЛАВА ЛЬВОВ В ГИМАЛАЯХ.
(Из коллекции фотографий "ГИМАЛАИ-2012")

Поход состоялся c 11 по 27 августа 2012 г. и проходил в районе Ладакх. Участники: Борис Малахов, Вячеслав Львов, Антон Морозов, Марина Горностаева, Анна Переверзева.

Нитка маршрута: Лех - дер. Gya - Перевал 5900 (2А, 33,599972°, 77,598746°) - долина Хурна - перевал Залунг-Курпо (5100, 1А) - пик Канг-Яцзе главный (6430, 3А) - перевал Гонгмару-Ла (5000, 1А) - деревня Сунгдо - Лех -Дели - Москва.

В пятницу Славик еще был на работе в московском офисе Самсунга,
а уже в субботу пил чай на высоте 4300 в Индийском тибете.
Уже на 4-й день перевалили перевал 5900 и спустились
в безлюдную долину Хурна. Акклиматизация идет тяжело.
Эта гора Канг Яцзе 6400, на которую мы поднялись.
Маршрут около 3А по туристской классификации.
Славик очень радуется,что снова залез выше 6000 метров.
Отдых в палатке после восхождения.
На перевале Гонгмару-Ла 5000.
Похода нам показалось недостаточно и мы устроили аттракцион.
Вместо отдыха в Лехе мы взяли в аренду велосипеды
и заехали на джипе на самый высокий в мире автомобильный перевал Кардунг-Ла 5400,
чтобы выяснить кто из нас круче в модном виде спорта "даунхилл".
Надо скатиться ~20км по дороге с 5400м на 2000м кто быстрее.
Выиграл Антон Морозов.
После похода в Лехе в отеле "У опиумного дедушки".
Славик идет по улицам Дели после похода.

2. Андрей Лебедев: ВОСПОМИНАНИЯ О ДРУГЕ.

- Привет Лазутчик!
- ЗдорОво Фигутчик!

Я называл Славу Лазутчиком, наверно, с 2007 года. Почему — это необъяснимо. Фигутчик — это уже понятнее, по крайней мере, Слава не был поручиком Ржевским, чтобы обращаться ко мне несколько грубовато.

- Что-нибудь задорное есть?
- Ага, вот ЭТО надо обязательно посмотреть, но только с хорошим звуком!

Смотрю... Через пять минут звоню опять:

- Офигеть!

Слава был баянистом и любил Софью Губайдулину, а также Фридриха Липса. Он даже мне диск подарил. На этом диске Липс исполняет, в частности, Губайдулинский De profundis (1978).

В мае 2007 у меня со Славой состоялся последний совместный поход. Это был бравый поход в районе Аладага (Турция) с Сергеем Грабовским, Иваном Ждановым, Вадимом Кодышем и Анной Еремеевой. Пока мы были в горах, наши женщины отдыхали на море в Кемере: Вика после операции на венах, а что касается Ани (не путать с Еремеевой), то она к походам была не приучена. Осенью 2007 года Слава и Аня поженились, и Слава переехал в Очаково. Мы стали жить в очень отдаленных друг от друга частях Москвы, поэтому встречались очень редко. Однако по телефону созванивались, если не каждый день, то, по крайней мере, 2-3 раза в неделю.

Особенно часто мы стали перезваниваться с января 2014 года. Мы оба переживали события на Украине. Беда на Украине вывела нас из обычного формата общения, в котором каждый из нас черпал друг от друга столь необходимую для жизни энергию.

В Каппадокии, в мае 2005 года.

Чтобы оценить масштабы моей потери, отмечу, что на личной странице пользователей сайта Classic-Online в графе «Интересы» я прописал: «Горы, Музыка, Математика». А теперь посмотрим на Славу: он был выдающимся горным туристом, закончил музыкальную школу по классу баяна, любил академическую музыку и прогрессивный рок, окончил Механико-математический факультет МГУ. Другого друга, столь близкого по интересам, у меня уже никогда не будет.

- ЗдорОво Фигутчик! Я считаю, что ты непременно должен это знать. Про дрофу. К прослушиванию обязательны обе музыкальные композиции: ТРЕК N1 и ТРЕК N2.

- Мне больше понравилась первая, а с Дэйвом Брубеком, как то, не очень. А вот ЭТИХ ПРИДУРКОВ ты видел?

- Да..., класс.... Но этих я уже видел, в Ютубе загружено много их выступлений. Посмотри-ка эту АЦЦКУЮ МУЗЫКУ НА ЖОПЕ!

- Ты знаешь, Лазутчик, «музыку на жопе» удалось расшифровать. Вот ЗДЕСЬ её можно послушать, конечно, без обработки там не обошлось. Но ты вот ЭТО лучше послушай, я уже месяц хожу под впечатлением.

Однако, похоже, он не был фанатом Бетховена или Гульда. Любимым его композитором был, опять же, задорный Сергей Прокофьев. Что касается прогрессивного рока, то Слава больше всего любил Роберта Фриппа (King Crimson), которого часто слушал на работе, занимаясь своим программированием. Благодаря Славе, я тоже полюбил его творчество, и это сказалось и на озвучке моих фильмов о больших походах с 2001 по 2009 годы. Второго моего фаворита Фрэнка Заппу Слава как то не жаловал...

К концу больших походов мы со Славой начинали мечтать о подмосковном лесе с грибами. Грибником он был страстным, однако вместе пособирать грибочки нам так и не удалось. Обычно после похода на нас обрушивалась лавина недоделанных дел, и было уже не до совместной прогулки, дай Бог, одному выбраться. Зато, после каждого выхода в лес, он звонил и рассказывал мне о своем улове.

Команда 1997 года. Сидят: А.Гальченков, П.Рыкалов, А. Лебедев. Стоят: И. Геров, Б. Малахов, В. Львов.

Слава прошел со мной четыре больших похода:

1997 г. Линейный поход 5 к.с. по Заалайскому хребту от границы с Таджикистаном на западе до пика Ленина (7134) на востоке. Поход оказался блестящим и завершился восхождением на пик Ленина, 1-е место на чемпионате России в классе походов 5 к.с.

1998 г. Неудавшаяся «шестерка», которая началась в Кичик-Алае, а закончилась в Западном Заалае. В походе заболел Алексей Серов, и мы сошли с маршрута. Тем не менее, он занял 1-е место на чемпионате России в классе походов 5 к.с.

1999 г. Памирский марафон (первый). Грандиозный поход по Памиру с восхождениями на два удаленных друг от друга семитысячника — пик Революции (6940) и пик Ленина (7134). 1-е место на чемпионате России в классе походов 6 к.с. Поход произвел на меня шокирующее впечатление, у меня развязался язык, и я впал в графоманию, результатом которой стал сборник рассказов «Волчий Вой», который я посвятил Славе Львову.

2001 г. Заалайский марафон. Тяжелейший поход от урочища Минджар в центральной части Заалайского хребта до пика Курумды в Восточном Заалае. В походе мы совершили первое восхождение на пик Белеули (6065) в хребте Саукдара и траверс пика Ленина (7134) с подъемом на вершину по непростому ребру Хойера. На вершине мы попали в непогоду и два дня боролись с пургой. Лишь на третий день нам удалось спуститься вниз. И опять мы получили 1-е место на чемпионате России в классе походов 6 к.с.

2001 год. Маршрут Хойера на пик Ленина (7134).

Это был Славин последний большой поход. Трехчастный фильм «Заалайский марафон» позволил сохранить о нем самые живые воспоминания. В этом фильме Слава - главная кинозвезда: там он шутит, обрабатывает маршрут, преодолевает многочисленные трудности, попадает в камнепад, а еще он вместе со мной моет в ручье попу и катается на лошадке.

Осенью 2001 года на тренировке в московском парке случилась беда. У Славы произошел разрыв аневризмы артерии в оболочке головного мозга, и как следствие, кровоизлияние в оболочку мозга. От повторного разрыва такой аневризмы умер известный артист Андрей Миронов. А Шарон Стоун не стала дожидаться второго разрыва и сделала операцию. Они делали её в одно и то же время, Шарон Стоун и Слава Львов. Я посоветовал Славе написать Шарон письмо и стать её «русским братом».

Титановая пластинка не прижилась. Этой пластиной врачи пытались закрыть образовавшуюся в результате операции дырку в черепе. Так Слава и жил потом с незащищенным участком мозга. Каждый раз, когда он уезжал на очередную спортивную вылазку, марш-бросок, ночное ориентирование, да и просто на Дмитриевскую лыжную сотню, я беспокоился: любой сучок, любая веточка могла его убить, если на неё наткнуться. «Не боись! Я бегаю в каске», - успокаивал меня Слава.

На подмосковной лыжне.

Нагрузки, которые он переносил на этих соревнованиях были колоссальны. На трехдневной гонке Red Fox, в каком году - я не помню, он занял 4-е место. Это сумасшедший результат, если учесть, что на гонку собираются супер-лоси со всей России. В той (а может и в другой) гонке на велосипедном этапе он заснул прямо на колесах.

- Лазутчик, на этих гонках ты переносишь чудовищные нагрузки, почему ты боишься идти в горный поход?
- Я автономности боюсь. В походе мне не смогут оказать экстренную помощь.

И всё же в мае 2004 года он отважился пойти в несложный поход в Турции в горах Аладага. В этом 7-дневном походе кроме нас со Славой участвовали: моя супруга Вика и 9-летний сын Виталик, Дима Зеленцов, Толя Зажигин и Маша Иванилова. Это был блестящий поход и по новым ярким впечатлениям и по атмосфере в группе. В нем Слава разгрузил меня, как руководителя, взяв на себя мужскую опеку над Виталиком. Там был один пасмурный день, кажется четвертый, когда мы долго траверсировали склоны Аладага по колючим кочкам, тропам и глинистым дорогам. Моросил дождь. Слава шел с Виталиком за ручку и терпеливо выслушивал бесконечный рассказ про звездные войны. Этим непрерывным трепом мальчишка снимал с себя стресс. На спуске в кошках с перевала Гуртепе (3345, 1Б) Слава пошел с Виталиком в связке, освободив меня для присмотра над группой в целом.

Слава с Виталиком в походе по Аладагу в мае 2005 г. На фоне водопада Капусбаши.

Об этом походе снят двухчастный фильм «Второе пришествие». Отмечу, что это был второй выезд полноценной группы москвичей в Аладаг, что и определило название фильма. Сейчас, я бы так фильм никогда не назвал. И в этом фильме Слава тоже очень заметен.

Об этом походе написан рассказ «В скальное царство Аладага, пурга о втором пришествии», в котором Слава представлен, скажем прямо, хулиганом. Вообще-то Слава любил похулиганить. Его дважды выгоняли из школы. Как то на перемене мальчишки затеяли такую игру: они выпрыгивали в классе из окна и забегали обратно в школу. Слава тоже прыгнул и нечаянно свалился на какую-то девушку, слава Богу, что не сломал ей шею. За это его выгнали в первый раз. А во второй раз, тоже на перемене, Слава рассказал такой анекдот.

Однажды в школу для выступления перед учащимися пригласили ветерана Великой отечественной войны. Выходит ветеран к доске и говорит:

- Посмотрел налево: Трах-тара-рах! (здесь зашифровано известное ругательство, которое я не могу цитировать в печатном тексте).
- Посмотрел направо: Трах-тара-рах!

Вовочка сидит за партой о обращается к своему дружку:

- Ну и память же у ветерана!

Рассказывая в школе этот анекдот, Слава повернулся сначала налево и широко развел руками, произнося эти самые «Трах-тара-рах». А потом повернулся направо и увидел рядом стоящего директора школы. За это его выгнали на неделю во второй раз.

Эту историю, он рассказывает в фильме «Второе пришествие», жаль что не удалось заснять его рассказ на видео с самого начала. А повторно выступить Слава отказался.

Слава в майском походе по Аладагу 2007 г.

На следующий 2005-й год на майские праздники Слава снова пошел со мной в Аладаг. Май 2006-го года он пропустил. А про 2007-й я уже рассказывал. После этого Слава собирал уже свои команды и ходил с ними в горы коротко, но интенсивно. Часто он приглашал в группу своих друзей по лыжным и другим гонкам. С такими лосями он мог проходить за две недели то, что другие проходят за три. В результате, он нашел для себя нишу между моими маленькими походами, с одной стороны, и моими большими походами на Памире, с другой стороны, что его вполне устраивало.

Впрочем, я не ограничился с семьей только майскими походами, и с 2012 года я начал ежегодно проводить для семьи и друзей походы посерьезнее, дней на 17-20. Это были июльские походы 2 к.с. по Алаю, часто очень протяженные и весьма нагруженные. Я всегда приглашал Славу, сначала он соглашался, но потом вокруг него всплывали и активизировались его постоянные участники, и он уходил с ними в очередной свой поход. В таких походах он допускал перевалы вплоть до 3А к.с.

Летом 2015 года я в очередной раз пригласил его на Алай.

Жаль, что он не пошел с нами...

3. Павел Демещик: СЛАВА ЛЬВОВ В КОМАНДЕ "СВЕТЛЫЙ ПУТЬ".

Со Славой мы были знакомы не один десяток лет, но ни разу не попали вместе в один поход. Так уж получилось. Зато часто-часто пересекались на разных спортивных мероприятиях. Да не просто перекались, а начали бегать вместе первые марш-броски и тому подобные соревнования, когда эта тема только «попёрла» в середине нулевых.

Здоровья тогда было еще много, а вот времени – уже не очень. И подобными тяжелыми испытаниями (а это было действительно тяжко – пробежать первый раз маршрут в 100+ километров по тяжелым московским лесам или «соточку» на лыжах) мы «эмулировали» горные походы, впихивая интенсивную нагрузку небольшого похода в одни выходные.

Павел Демещик, Слава Львов, Борис Малахов и Юрий Максимович.

Название «Светлый Путь» стало нарицательным применительно к нашему турклубу, когда речь шла о мультиспортивных побегушках. Но мало кто знает, что придумал его Славик. Когда мы поехали на самый первый марш-бросок к Бекетову на Карельский перешеек в октябре 2004-го, наш питерский друг заявил команду под названием «Прямой путь».

- Какой же это Прямой путь, когда он - Светлый? - задался вопросом Слава, карабкаясь по карельским моренам и продираясь сквозь болота под свинцовым небом Кузнечного, которое разразилось под вечер шквалом снега с дождем и прервало наши похождения уже на взлёте.

Слава вообще был острым на язык мастером ёмких формулировок. Год спустя мы снова поехали в Питер на суровый ночной зимний марш-бросок «Холодный Рассвет» (прозванный местными «ХРОЧ» от аббревиатуры «Х.Р. 04»). После чего стараниями Славика в нашем лексиконе появился глагол «хрочить». Это вовсе не то, что вы подумали, а наоборот – быстрое спортивное передвижение по местности!

Минуло уже 11 лет, но более удачного и ёмкого названия, чем «Светлый Путь», никто не придумал. Да и не надо. Пока жива команда, пока мы бегаем, крутим и гребём под этим названием, Славик незримо остаётся с нами в своём зеленом капроновом костюме и знаменитом пробковом шлеме, в котором бегал первые марш-броски.

Так и вижу, как он переходит в таком виде реку, держа рюкзак над головой, неслышно крадется в зарослях, как настоящий вьетконговский диверсант… мира и покоя тебе, Слава. Мы тебя не забудем.

ЛЬВОВ ВЯЧЕСЛАВ ЮРЬЕВИЧ
(Биографический очерк)

Львов Вячеслав Юрьевич (14.01.1976 - 04.11.2014) начал заниматься туризмом под руководством Н.В. Александрова, будучи учеником московской школы N831 (с 1994 г. гимназия N1515). Параллельно с 1-го по 7-й класс учился в музыкальной школе по классу баяна, которую закончил с отличием, и, кроме того, с 1987 по 1991 гг. в лыжной спортивной школе. В 1991 г. перешел в школу N25, где учился в математическом классе при МГУ. С 1993 по 1999 гг. студент Механико-математического факультета МГУ. После учебы в университете работал программистом в различных организациях, специализируясь, в основном, на обработке изображений в охранных и других системах.

В клуб туристов МАИ пришел осенью 1996 г. вместе со своими друзьями по Александровскому кружку - Борисом Малаховым и Петром Рыкаловым, имея уже опыт участия в горном походе по Кавказу 4 к.с. С осени 1996 года тренировался в Турклубе МАИ с группой Андрея Лебедева с целью подготовки к походу 5 к.с. на Памире. В период с 1997 по 2001 гг. Вячеслав Львов с командой Андрея Лебедева совершил 4 больших похода по Памиру.

1997 г. Поход 5 к.с. В районе Заалайского хребта от границы с Таджикистаном на западе до пика Ленина (7134) на востоке. Поход завершился восхождением на пик Ленина, 1-е место на чемпионате России в классе походов 5 к.с.

1998 г. Поход 5 с эл. 6 к.с. в районе Кичик-Алая и Западного Заалая. 1-е место на чемпионате России в классе походов 5 к.с.

1999 г. Поход 6 к.с. по Центральному и Северному Памиру («Памирский марафон-1999») с восхождениями на два удаленных друг от друга семитысячника - пик Революции (6940) и пик Ленина (7134). 1-е место на чемпионате России в классе походов 6 к.с.

2001 г. Поход 6 к.с. По Северному Памиру («Заалайский марафон»). В рамках этого похода совершено первое восхождение на пик Белеули (6065) в хребте Саукдара и траверс пика Ленина (7134) с подъемом на вершину по ребру Хойера. 1-е место на чемпионате России в классе походов 6 к.с.

Осенью 2001 г. во время тренировки в московском парке В. Львов перенес кровоизлияние в оболочку мозга. Восстановившись после нейро-хирургической операции, он начал активно заниматься различного вида гонками: участвовал в лыжных сотнях группы Дмитриевцев, в ММБ (Московские марш-броски), в многодневных гонках Red Fox. Параллельно с этими увлечениями с мая 2004 г. В. Львов начал снова ходить в горы сначала в несложные походы, а потом посложнее. Однако все эти походы были непродолжительными, обычно, не более двух недель.

Список походов Вячеслава Львова в период с 2004 по 2014 гг.

Утром 13.09.2014 в долине Ала-Арча (Киргизский хребет) на морене ледника Вячеслав Львов был сбит с тропы неожиданно пришедшим в движение огромным камнем. В результате падения на ледник он получил тяжелейшую черепно-мозговую травму. Не приходя в сознание, Слава умер 04.11.2014 в московской больнице.