Скайраннер 4. Над чёрным континентом

Пишет Irf, 17.12.2009 13:28

Скайраннер 4. Над чёрным континентом (Скайраннинг, скайраннинг, андрей пучинин, red fox asia)

к началу крутого подъёма

Предисловие редакции журнала «Ветер странствий Казахстан»

15 октября на высочайшей точке Африканского континента, спящем вулкане Килиманджаро, капитаном казахстанской команды Red Fox Asia – MT Sport Андреем Пучининым был проведён высотный забег от главных ворот Танзанийского Национального парка Килиманджаро до высочайшей точки вулкана пика Ухура (5895 метров над уровнем моря).

Трасса представляла собой отличную тропу, начинавшуюся в зоне джунглей, поднимающуюся через зону саванн к высокогорным пустыням и, наконец, к осыпным кулуарам, ведущим к гребню края кратера и высшей точке гребня пику Ухуру (Независимости) высотой 5895 метров – практически шеститысячнику! Протяжённость дистанции - 40 километров в одну сторону (дистанция марафона) с перепадом около 4000 метров (1940-5895). Туда и обратно получился 80-ти километровый супермарафон, включающий в себя вертикальную высотную гонку (одна из дисциплин скайраннинга).

Ранее на этой трассе лучшее время у атлетов, пробежавших все 80 километров, принадлежало итальянскому скайраннеру Бруно Бруноду (Bruno Brunod). Время подъёма у него было зафиксировано в 5часов 38 минут. Время со спуском - 8 часов 48 минут.

Время подъёма и спуска у Андрея оказалось не рекордным – 9:38, но зато время подъёма на 14 минут лучше, чем у кого-либо в мире! 5 часов 24 минуты! На 14 минут лучше итальянского рекорда!

Итак, на одной из 7 высочайших вершин континентов установлен казахстанский рекорд скорости!

Команда проекта выражает глубокую признательность Эркину Дамитову, без чьего участия первый этап проекта не реализовался бы с таким успехом! А также поблагодарить постоянных партнёров команды Red Fox Asia – MT Sport: Цеснабанк (Казахстан), экипировочный бренд Red Fox (Россия), Спортивные магазины Лимпопо и лично Андрея Красонбородкина, Федерацию альпинизма и скалолазания Казахстана и лично Казбека Шакимовича Валиева, компанию Геобур и лично Николая Давыдова! И огромное спасибо Сергею Лаврову за бесценные советы и информацию!

Бруно Бруноду посвящается..

Казахстан вперёд!

Пролог

Более фантастической ситуации в моей жизни ещё не было! Я сидел на краю вулканического кратера, с идеально-округлой формы краями и пропастью, ведущей куда-то к центру Земли. Над головой почти шеститысячная высота, прозрачный, разреженный воздух придавал картинам звездного неба почти космический вид, словно сидишь на планете полностью лишённой атмосферы. Над горизонтом, совсем низко, на севере, висело знакомое созвездие, чуть выше ещё одно – вся же остальная часть неба была заполнена незнакомыми мне до сих пор звёздами, созвездиями, которые я раньше мог видеть лишь на картинках. Кратер, на краю которого я в задумчивости уселся, находился южнее экватора нашей планеты и поэтому рисунок звёзд был непривычен. На всех картах он назывался Кибо, и являлся главным и самым высоким кратером массива Килиманджаро – высочайшего поднятия африканского континента. Кратер представлял собой несколько кольцевых гребней как бы вставленных друг в друга. На внешнем, самом высоком кольце находилась точка, отмеченная на картах как Ухуру пик (Uhuru Peak) - самая высокая точка Африки, имеющая высоту 5 895 метров над уровнем моря. Часов 12 назад, в восемь утра, мы с моим другом Эркином Дамитовым, после пятидневного треккинга-восхождения, провели на ней полчаса, любуясь сверху на красно-коричнево-чёрные просторы саванн, раскинувшиеся на сотни километров в разные стороны. Эркин с чернокожими гидами и носильщиками начал спуск в долину, а я, установив неподалёку, между вершиной и кратером привезённую из Алматы палатку остался наблюдать за сменой дня и ночи.

Думать мне было о чём. Нужно было настроиться на то, ради чего мы приехали в такую даль. Конечно, само восхождение на Килиманджаро было для нас важным свершением, но было и ещё кое что! Ещё никто из казахстанских альпинистов не пробовал совершить скоростное восхождение – «забег» на эту вершину! Это была для меня истинная цель путешествия! Нужно было проверить, насколько сильна у меня мотивация, ощутить в себе силы, понять готов ли я? Ведь каждый такой забег, как и каждое восхождение и каждая новая Гора в моей жизни это всякий раз переосмысление - «кто ты?» Но в голову лезли совсем другие мысли: Кратер – Луна – Звёзды – Экзюпери. Маленьким принцем в этот раз оказался мой чернокожий 53-ёх летний гид Энсарио (Nsario) – он и вправду был «маленьким» - метра полтора ростом! Ну а говорящим, красным лисом (Red Fox), задающим много вопросов и делающим несколько странные выводы был я сам. Завтра мы покинем этот пляж из чёрного вулканического песка и спустимся на границу владений Килиманджаро, что бы отдохнуть и надышаться осязаемо плотным воздухом, восстанавливая потраченные на восхождение силы. А затем, рано утром, дав волю сжатой внутри пружине, броситься в полёт сквозь джунгли, саванны, горные пустыни, осыпные кулуары к внешнему кольцу кратера - к точке Ухуру – ещё раз завоевав право называться скайраннером!

команда Red Fox Asia плюс...

Немного истории

Скайраннинг (SKYRUNNING) – дословно «небесный бег» - сравнительно новый, экстремальный вид спорта, одно из направлений, спецификаций альпинизма. Сущность скайраннинга – гонки атлетов на больших высотах, гонки по вертикали, скоростные восхождения на вершины.

В 2006-ом году команда казахстанских альпинистов более чем удачно выступила на международных соревнованиях по скоростному подъёму на высочайшую точку Европы пик Эльбрус, высотой 5642 метра над уровнем моря. В мировом сакйраннинге появились сразу три казахстанских мировых рекорда! Лучший женский результат принадлежал Светлане Шариповой (ЦСКА РК), на длинной трассе «экстрим» установил рекорд так же спортсмен ЦСКА Денис Урубко и на трассе «классика», самой популярной дистанции забегов на Эльбрус, удалось подтвердить уровень казахстанского спорота мне. Подводя итог тем соревнованиям, анализируя наш уровень на фоне мировых результатов забрезжила смелая идея – почему бы не попробовать свои силы на других высочайших точках оставшихся шести континентов !? Немного немало, но захотелось попытаться «сбегать» на пики Мак Кинли (высочайшая точка Северной Америки), Аконкагуа (Южная Америка), Винсон (Антарктида), Килиманджаро (Африка), Костюшко (Австралия) и, конечно же пик Эверест, являющийся высочайшей вершиной Мира и заодно азиатского континента! Предварительно решили узнать, проводил ли кто-нибудь в мире подобные программы. Изучив материалы Международной Федерации Скайраннинга, выяснили, что как таковая программа забегов на семь высочайших вершин континентов не проводилась ни одним государством, или же командой. Хотя отдельные атлеты из разных стран в последние два десятилетия совершали скоростные восхождения и высотные забеги на пики Аконкагуа, Килиманджаро, Мак Кинли, Костюшко и Эверест. Среди фамилий самых быстрых альпинистов и бегунов мира чаще других попадалась фамилия итальянского скайраннера Бруно Брунода. За ним были официально закреплены рекорды скорости на высочайших пиках Африки и Южной Америки. Его результаты настолько впечатляли, что даже возникало некоторое сомнение в их правдоподобности! Скажем, его результат на вулкане почти сеимтысячной высоты, пике Аконкагуа (6962 метра над уровнем моря) я сравнивал с результатами наших забегов на пик Хан Тенгри (7010м.) – высочайшую точку Казахстана, и подсчитал, что скорость набора высоты у Бруно была выше и моей скорости и скорости других альпинистов, в том числе Алекса Лоу и Дениса Урубко – самых быстрых на Хане. Он сумел набрать три километра высоты с 4300 на 6960 метров меньше чем за четыре часа! На Хане у нас лучшее время такого же подъёма (с 4000 на 7010 м занимало около пяти часов. Правда сложно сравнивать маршруты, по которым проводились скоростные восхождения на Хан Тенгри и на Аконкагуа – слишком разный рельеф! Скально-ледовый юго-западный гребень Хана с лазанием второй и третьей категории трудности и, практически пешеходная тропа на высочайшем пике Южной Америки! А с чем либо сравнить результаты бегунов на Килиманджаро, было и вовсе невозможно! Я с трудом представлял себе дистанцию до горы в сорок километров! А ведь бежать нужно и в обратную сторону! Кстати говоря, на Килиманджаро существует несколько, официально зарегистрированных рекордов –итальянца Бруно Брунода (Bruno Brunod), танзанийца Симона Мтуи (Simon Mtuy) и других! Вообщем, более подробный расклад такой:

Бруно Брунод (Италия). Маршрут Марангу. Время подъёма 5ч.38м. Со спуском 8 часов 34 минуты

Симон Мтуи (Танзания). Маршрут Эмвека. Время подъёма 6ч.00м. Со спуском 8ч.27м.

Кристиан Стэнгл (Австрия). Маршрут Умбвэ. Время подъёма 5ч. 36м.38с. Со спуском 8ч.49м.

Sean Busch (США). Маршрут Марангу. Время подъёма. 5ч.26м. Спускался спортсмен в обычном режиме.

описание трассы восхождения

Жизнь подкинула мне очередной сюрприз, когда не переставая крутить педали по чистому осеннему Городу я услышал в наушниках голос Эркина: - Андрей, поедешь на Килиманджаро в октябре? Готов к забегу? Расходы я возьму на себя! Тут я всё-таки затормозил, что бы хоть как-то внятно ответить на свалившееся с парящих над Городом Гор предложение! Мысли лихорадочно зашустрили в голове – всего месяц до забега – маловато! Но учитывая, что неделю назад я спустился с самого северного в мире семитысячника… можно и попробовать! - Еду! Спасибо огромное за предложение!

Африка. Килиманджаро. Разведка боем. Рекогносцировка

Ночь опустилась на танзанийский аэропорт Килиманджаро расположенного между городами Моши и Аруша так, словно кто-то щёлкнул выключателем. Наслаждаясь пряным, напоминающим весенний Ташкент воздухом мы наблюдали за местной жизнью, кстати, очень спокойной – никто не хватал за руки и не тащил в своё такси, не предлагал того, чего нам отродясь не нужно. На территории порта, через шлагбаум то и дело заезжали боевые старые тойоты и лэндроверы с огромными багажниками, подготовленные для сафари и туризма. Они забирали белых человеков с рюкзаками и растворялись в густой атмосфере и ночи. Не успели мы с Эркином проникнуться колоритом, как появился вполне алматинский лэнд крузер, который, впрочем, как и его старые собратья был оснащён мощным багажником и из него вылез худощавый чёрный парень в белом киргизском колпаке! Мы обнялись, как будто были знакомы всю жизнь. Крис, уже много лет принимал альпинистов из Казахстана и заочно нас всех знал. А уж понимал и вовсе прекрасно! Киргизский колпак, как оказалось, ему подарил Максут Жумаев!

Заехав по дороге в отель в национальную кухню, мы, за поеданием горки жареного мяса обсудили нюансы нашей дальнейшей программы. Итак маршрут восхождения определён. Путь, по которому бежал Бруно - маршрут Марангу: ворота Марангу (Marangu Gate) высота 1860 метров над уровнем моря – лагерь Мандара (Mandara Huts) 2700 м. - лагерь Хоромбо (Horombo Huts) 3700 м. – лагерь Кибо (Kibo Huts) 4700 м. – Ухуру пик (Uhuru Peak) 5895 м. 40 км в одну сторону, соответственно 80 км вся дистанция и перепад чуть больше четырёх километров!

Эркин Дамитов и турлидер Крис

Проведя ночь и утро в прекрасном отеле Карибу (Карибу на языке суахили означает «Добро пожаловать!») мы выдвинулись в сторону города Моши (Moshi), города, формирующего свой бюджет от туризма. Сюда со всех окрестных городков и деревень стекаются люди, что бы получить возможность потрудиться на ниве освоения рекреационных ресурсов Танзании. Здесь мы познакомились ещё с пятью участниками нашей группы – горным гидом Энсарио, больше напоминавшего простого пожилого крестьянина, поваром и тремя носильщиками. Дорога серпантином поднималась сквозь банановые джунгли куда-то в туманную высь – вообще, как потом оказалось над зоной джунглей, от высоты 1000 метров и до 3000 метров частенько висит слой кучевых облаков. На въезде в Национальный парк Килиманджаро обнаружили маленький «секонд хэнд» торгующий оставленным клиентами барахлом – можно было разглядеть раритетные вещицы, которыми можно было бы украсить какой-нибудь горный музей! Выполнив всю процедуру регистрации у рэйнджеров парка и сдав груз нашим носильщикам мы, с Эркином взяв небольшие рюкзачки, выдвинулись на первый этап восхождения, обещающий нам трёхчасовую нагрузку с перепадом в 850 метров и длинной около десяти километров. Незаметно, причём действительно совершенно незаметно, набрали больше двухсот метров по высоте. Внутри меня начало расти ощущение, что чего-то не хватает – всё вокруг было картинкой, красивой открыткой. Не хватало привязки к реальности. И вдруг я понял! Не хватало нашего привычного хлама-мусора вокруг! Чистота была настолько идеальной, что немного раздражала плёнку сознания.

пустыня на высоте 3700

Поднимаясь, никак не мог решить для себя, насколько такая тропа, на такой высоте и с таким градусом наклона пригодна для бега! Нужно ли использовать лыжные палки, или же можно обойтись и бежать обычным стилем? Разрешил этот вопрос я утром следующего дня. Встав пораньше, оставив час до завтрака, взяв с собой палки побежал вниз до отметки «Вы прошли половину пути до лагеря Мандары». Размялся и побежал вверх. Бежать оказалось легко. Палки больше мешали обычному бегу, несмотря на то, что были наилегчайшими палками в мире, выпущенными специально для соревнований Red Fox Elbrus Race. На тропе случился казус - навстречу мне спускались ранние носильщики с огромными тюками на головах - приближаясь к первому из них я по привычке принял вправо, но летящий вниз с большой скоростью чёрный парень тоже дёрнул вправо – мы чудом не столкнулись! Тут второй! Я вправо – и он вправо! Только встретившись с третьим портером, до меня дошло! У них ведь в Танзании движение на дорогах левостороннее. Так что они переносят правила дорожного движения и на движение пешеходов! Как, впрочем, и в других странах! Чингачгук три раза на швабру не наступает – я продолжил движение уже по их правилам! Добежал до уже полностью проснувшегося лагеря чуть больше чем за 20 минут (около 4-ёх километров с перепадом 400 метров на высоте выше 2000м). Результат обнадёживал! С чувством повысившейся самооценки пошёл завтракать.

В питании, опытные танзанийские ребята делают упор на улглеводистую, быстроусваемую пищу. Много разных фруктов и овощей. Новшиством для нас с Эркином – людей искушённых в восточной кухне – стала сладкая картошка (которая подаётся как фрукт!), авокадо и главное специальный энергетический чай, основанный на имбире и специях. Кстати, имбирь в Танзании добавляется не только в чай (джинжер ти), но и используется в приготовлении мёда (джинжер хани) – то ли пчёлки пасутся на имбире, то ли он добавляется после, но мёд при этом приобретает ещё большую энергетическую ценность – проверено на практике!

скалистый пик Мавензи

Несколько дней прошли довольно однообразно – выходим самыми последними из лагеря, обгоняем не спеша все группы путешественников (это не мы такие быстрые, это просто люди там никуда не торопятся!), приходим в следующий аккуратненький, чистенький лагерь с четырёхместными шале с просмоленными крышами, отдыхаем пол-дня, ужинаем и залазим в спальники. В лагере Хоромбо, на высоте 3700 метров у нас был плановый день для акклиматизации. Все ходили гулять в сторону горы Мавензи (5149м.) – высокого скалистого пика в массиве Килиманджаро. Эркин вышел с нашим турлидером Крисом и гидами, а я решил устроить ещё одну небольшую тренировку-прикидку и выбежал чуть позже, совершая марш-бросок к перевалу на плече Мавензи, уводящему тропы на север, в Кению. Тропа пролегала мимо небольшого домика, носившего гордое название «лагерь Мавензи», до которого мне хватило ровно одного часа, затем вела к кенийскому перевалу и осыпному кулуару, выводящему на плечо, с которого логично было-бы штурмовать вершину, но явно требовалась верёвка и страховка напарника – я подумал, что можно отложить восхождение на пик Мавензи до следующего, ну, или до через-следующего раза!

Лагерь Кибо, расположенный на высоте 4700 метров над уровнем моря поразил, в первую очередь тем, что скалы, образованные из вулканических пород, представляли прекраснейший полигон для боулдринга – предельно сложного, проблемного скалолазания на небольших камнях, или скальных массивах. Пожалел, что не знал об этом и не взял скальные туфли с собой!

Штурмовой выход всех групп был намечен на полночь. Крис, поразмыслив сказал, что наша группа может выйти так: Эркин с Крисом и гидами в два часа ночи, а я в три – мол, всё равно всех обгоним! На том и порешили!

шале в лагере Мандара (2700м)

Тропа, серпантином перерезающая длиннющий осыпной кулуар уходила в звёздное небо. Обогнали несколько групп, с идущими впереди клиентов гидами. При выходе на гребень внешнего кольца кратера, точки, называющейся Джильманс пойнт (высота 5600 м.) встретили рассвет. По отличной тропе ещё минут двадцать к точке слияния с маршрутом Эмвека (Стелла пойнт – большой жандарм на гребне), где встретились с группами этого маршрута. И вот, наконец, высшая точка! На заключительном отрезке пути заметно чувствовалась высота. Правда, могу сказать, что 5900 не ощущалось – скорее где-то около 5000 – экватор всё-таки – столб тропосферы над головой в полтора раза выше, а значит и давление выше, а высота воспринимается организмом ниже. Эркин, а это была его первая высота выше пяти, двигался согласно жанру высотного альпинизма как в замедленном кино, но, тем не менее обходил группы сомнамбулически выглядевших буржуазных клиентов – сказывались два месяца тренировок в горах Тянь-Шаня! На вершине, окружённой реликтовыми, не понятно как уцелевшими ледниками толщиной в 15-20 метров мы устроили счастливый отдых заодно с фотосесией. Вот она! Высочайшая точка чёрного континента! Осознание момента оставили на после-спуска и дёрнули вниз! В долину! В пампасы! Ну, это впрочем для всех, кроме нас с Энсарио. Мы, проводив Эркина и Криса, подобрали наши, оставленные на Стелла пойнт баулы, пожелали всем удачи на спуске, и отправились ставить лагерь между двумя главными кольцами кратера на огромном пляже из вулканического песка! Без ночёвки на высоте 5600 я себе забега не представлял – нужна была устойчивая акклиматизация, а её могла дать только ночёвка! Лишь на следующий день мы планировали спуск в лагерь Мандара для отдыха.

отель Сал Салинеро в Моши

гора над городом Моши

Сомнения скайраннера

Шумиха, созданная уходящими вверх, в Хоромбо путешественниками улеглась в связи с их исходом. Я вскочил, сбегал умылся, минут двадцать делал зарядку принимая странные на взгляд танзанийцев позы и, наконец-то сел на травку что бы спокойно понаблюдать за жизнью местных обезьян - колобусов и заодно лагеря. Второй день уже я загораю в лагере Мандара. Маловато для полноценного отдыха перед забегом, зато более чем достаточно для проверки внутренней мотивации! В голове сплошной Чернышевский: Что делать и Кто виноват? Здесь и созвездия другие. И горлицы здесь не те, и вороны огромные – с белой шеей и здоровенным клювом! Вместо серо-рыжих белок – колобусы – чёрные, мохнатые с белым пушистым хвостом. Ну и что я здесь забыл? Короче проверка мотиваций на прочность! Когда к вечеру начался ливень, мои сомнения достигли апогея! Пришлось пораньше лечь и вспомнить десятки более сложных забегов и в более тяжёлых погодных условиях, которые легли мне в жизни!

реликтовые ледники в кратере

Забег

Стараясь не разбудить спящих сожителей – одного словака и испанскую чету, потихоничьку оделся в термобельё, повязал ветровку на пояс – в её карманах были заряжены бананы и аскорбинка – я выскользнул из шале. Четыре часа утра. Возле домика топтался Энсарио,с фонариком и термосом в руках. Посидели полюбовались на звёзды – погода улучшалась! Выпили джинджер ти и побежали вниз к воротам Марангу. В 5 часов 15 минут Энсарио дал мне старт с той же точки, откуда стартовал Бруно. Весь спектр оттенков джунглей и саванн я изучил на бегу, по мере восхода солнца! Иногда напрягали глаза. Не мои глаза, а глаза, светящиеся в свете моего налобного фонаря из джунглей! Фауна Африки строго следила за казахским скайраннером!

парящая над саванной Килиманджаро

Чувство полёта и мышечной радости пришло ко мне в тот момент, когда я подбегал к лагерю Хоромбо. Там как раз заканчивался завтрак, и все высыпали на воздух, что бы насладиться зрелищем свежего африканского утра и раскинувшийся под ногами земли. Остановился на тридцать секунд возле домика рэйнджеров, что бы попить и отдать им налобный фонарик (что бы забрать его на спуске) и набирая темп побежал дальше. Правда, первые метров триста по высоте двигался быстрым лыжным шагом – слишком большой градус для бега. Когда тропа выровнилась снова побежал. Старался не выкладываться, так как главные силы экономил на крутой подъём от Кибо. Рассчитывал, что подъём по более крутому рельефу моя главная козырная карта по сравнению с раскладом отличного бегуна, Бруно Брунода. Выпавший ночью осадок, выше Кибо оказался снегом – так я увидел те самые «Снега Килиманджаро»! Гора стояла белоснежной! Правда снега было не больше пяти сантиметров! В Кибо у рэйнджиров схватил свою лёгкую штормовую куртку от Ред Фокса – Трилайт, телескопические палочки, воду и шипучую аскорбинку (всё это я загодя там оставил) и рванул. Реально так рванул! Серпантином практически не пользовался – бежал прямо по спусковому лифту – по сыпухе – она оказалась подмёрзшей и хорошо держала кроссовки. Перед выходом на гребень кольца силы начали покидать. Пару раз остановился секунд на двадцать, но выбежав на тропу от Джильманс пойнта снова рванул – спасибо акклимухе! Фигурки встречающих людей на вершине стали для меня финишным флагом! О спуске не думал. А зря! Добежал. Рекорд! Рекорд! – стучало рефреном в башке - секундомеры показывали время, которое я даже не чаял увидеть на вершине – 5 часов и 24 минутки! Быстрее Бруно, быстрее Бруно! Отдышиваться решил на спуске – сидеть и общаться не было никакой охоты – стараясь не напрягаться начал спуск, тут и отдышался до кулуара. Прыгать вниз по лифтам-сыпухам я умел очень хорошо. Успевал только кричать: - Гоп, гоп! Народ, спускающийся с Горы отпрыгивал, гиды помогали мне, оттаскивая своих клиентов с тропы. Сбросил высоту до Кибо минут за тридцать! А вот потом, когда началась беговая тропа я и почувствовал усталость. Всё-таки 80 километров на такой высоте оказалось для меня перебором. Пробежать вниз быстрее Бруно я не мог никак! Постоянно сбивался на быструю ходьбу. И так часа четыре. Не помогали даже непрерывные крики поздравления от всех встречаемых людей и чёрных и белых! Время спуска оказалось 4 часа 14 минут – хуже чем у рекордсмена. Внизу, около ворот улыбающийся Энсарио. Всё! Финиш! Что мог я сделал! Что будет дальше? Ну это уже другая история!

Андрей Пучинин. Фото Эркина Дамитова. По материалам журнала «Ветер странствий Казахстан»