ИЗ ИСТРЫ ВОЗГОРИТСЯ ЛЬ ПЛАМЯ?.. Часть 2
Группа «Военные» (Илларионов М., Овчинников А., Кулиш В., Чабанов В.)
Группа была представлена впечатляюще: Илларионов – представитель Управления боевой подготовки Главного командования Внутренних войск МВД России, Кулиш – начальник отдела горной подготовки Федеральной погранслужбы, Чабанов - представитель Главного командования Сухопутных войск. Должен был еще присутствовать и А. Щепелев – начальник управления Физподготовки Вооруженных сил РФ.
Доклад группы произвел наиболее положительное впечатление на Павла Мрдуляша, директора Федерального ресурсного центра подготовки управленческих кадров. Он присутствовал на совещании в качестве эксперта по логике, если так можно сказать.
Мы могли принимать точку зрения человека, ничего не понимающего в альпинизме, или не принимать, но, как минимум, стоило прислушаться к его мнению - в своей профессиональной среде Павел Брунович считается одним из лучших методологов России.
В 2009 г. по линии Министерства Обороны РФ прошли ски-альпинистскую подготовку 88 курсантов, горную подготовку - 106 курсантов.
В Школу инструкторов зачислено 26 человек.
По линии ВВ МВД прошли ски-альпинистскую подготовку 46 курсантов, горную подготовку - 93 курсанта. 27 человек закончили Школу инструкторов.
В качестве проблем военными были обозначены такие, как отсутствие единой системы и единого центра ГП в силовых структурах и ведомствах РФ; необходимость по созданию единого, для всех силовых структур, «Руководства по горной подготовке», отсутствие у горных подразделений элитного статуса; отсутствие объединения в единую программу подготовки подразделений по преодолению горного рельефа и боевой подготовки; слабая начальная подготовка военнослужащх в местах постоянной дислокации из-за отсутствия круглогодичной горной подготовки в подразделениях; отсутствие учебно-методических материалов по горной подготовке военнослужащих
Меж тем необходимость в специалистах весьма велика – только в армии существует порядка 1000 штатных должностей. Внутренним войскам нужно, как минимум, 120 инструкторов горной подготовки.
В качестве решения проблем предлагалось сформировать программы подготовки с учетом специфики боевой деятельности для пограничников, армии, ФСБ, Внутренних войск МВД, десантников и т.д. Часть учебы и подготовки перенести в пункты постоянной дислокации – ибо вязка узлов, пользование подъем по перилам и ряд технических элементов возможны для освоения и без горного рельефа.
PS Уже сегодня со мной связался А. Щепелев. Александр Александрович заявил, что у Минобороны на 90% вопросов, прозвучавших на совещании, есть ответы. Он так же заявил, что с декабря в войсках вводится должность «инструктор горной подготовки». Александр Александрович предложил редакции ЭКСа наладить тесное сотрудничество в вопросах освещения подготовки горно-стрелковых подразделений.
Группа УПРАВЛЕНИЕ (Волков А., Джиоева Е., Зулаева И., Даренская Л., Захаров Н., Слотюк А., Столбова А.)
Все свои выступления группа сосредоточила на изменениях в новом уставе ФАР, на планах создания типового устава для региональных отделений, на изменении механизма членства в ФАР.
Схема уплаты взносов и их распределения
Практически индивидуальное членство решено отменить. Теперь стать членом ФАР можно отправив заявление в Исполнительную дирекцию, где должно быть указано, в какой организации (клубе, федерации) хочет состоять заявитель. Никаких территориальных ограничений не будет – житель Кемерово запросто может стать членом Московской ФА. Членсктий взнос – те же самые 500 руб – при этом перечисляется в ФАР, а та оставляет определенный процент региональной организации в зависимости от числа членов.
Так же планируется ввести квоты по голосам для участия в ежегодных конференциях – пропорционально количеству членов региональной организации. (до сих пор было, как известно, «одна федерация – один голос»).
В свете грядущей массовой перерегистрации ФАР намерена создать типовой устав для региональных отделений, и вывесить его на сайте ФАР.
Группа НАЦПАРКИ (Минделевич С., Овчинников А.)
В ноябре в Смоленске состоится всероссийское совещание директоров заповедников и национальных парков. Три часа выделено на доклад Исполнительной дирекции ФАР, которая предлагает схему, вполне возможно решающую проблему бесконечных «платежей» за несуществующие услуги.
Основная идея такова: ФАР перечисляет некую сумму в Минприроды, которое эту сумму передает пулу горных нацпарков (его определит ФАР, исходя из своих интересов). В ответ нацпарки обязуются не брать плату с обладателей членских карточек ФАР.
Схема уже обсуждалась в Минприроды и получила предварительное одобрение.
Сергей Шибаев. Фото автора
(продолжение следует)
На фото: группа «Управление» (слева Джиоева Е., Захаров Н., Слотюк А., Столбова А., Волков А., Зулаева И.)
75
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
спасибо за отчет.
Мне тоже понравилось работать в группе с военными.
Планируем еще раз обсудить эти вопросы на совещании экспертов по горной подготовке 3 ноября.
Затем состоится совещание в Генеральном штабе с участием генералов, отвечающих за горную подготовку.
1. Модель системы горной подготовки военнослужащих и сотрудников спецподразделений силовых структур РФ. (Волков)
2. Единый подход к обучению инструкторов горной подготовки. (Душарин)
3. Опыт горной подготовки в силовых структурах (Илларионов, Чабанов, Копылов).
4. Программа действий по развитию горной подготовки в 2010-12 гг. (Волков)
ФАР тоже признаёт, что платежи взимаются за несуществующие услуги , но тем не менее собирается платить.
Получается, что ФАР не согласна с решением суда КБР ?
Поясню из чего мы с Сергеем Минделевичем исходили, предлагая сообществу новую модель взаимодействия с нацпарками.
Ситуация:
1. В горах существуют национальные парки, подчинающиеся Минприроде РФ.
Руководство парков упорно желает собирать плату за услуги, оказываемые приезжим туристам.
По закону взимать плату за услуги можно, но только на добровольной основе и только за реальные услуги.
Иногда руководство парков оформляет оплату услуг как "плату за вход", которая является незаконной, либо принуждает туристов к оплате или не оказывает никаких услуг - это тоже незаконно.
2. В России есть большое количество людей (альпинистов, спортивных туристов, фрирайдеров и просто отдыхающих), которые каждый год ездят в горы с целью занятия спортом, активным отдыхом или просто из любопытсва.
Эти люди готовы оплачить реальные услуги (оборудование стоянок, уборку мусора, охрану палаток на выходе, информационные стенды и т.п.) за умеренные деньги (допустим 300 рублей "за вход").
Сценарии:
1 сценарий - упорно бороться с директорами нацпарков, отменяя через суд их незаконные приказы еще лет десять в надежде на то, что они поменяются
2 сценарий - предложить нацпаркам модель взаимодействия с outdoor-сообществом, которая устраивала бы обе стороны и попробовать ее реализовать
Предложения:
Посетители парков за умеренную плату получают гарантированный перечь услуг определенного качества
Нацпарки получают дополнительные легальные средства на свое развитие
ФАР и Минприроды получают прозрачный механизм контроля за деятельностью нацпарков в виде совместной комиссии, которая с одной стороны перечисляет нацпаркам на конкурсной основе деньги на конкретные цели обустройства и может потом это проконтролировать, с другой стороны рассматривает жалобы наших членов на неоказание парками услуг или их низкое качество.
Не будут парки оказывать услуги - значит ФАР не будет на следующий год платить.
Вернемся к 1 сценарию - судебные тяжбы ;-(
ФАР часть средств из их взносов добровольно платит нацпаркам.
Нацпарки не препятствуют нашим члена посещать горы (по пластиковым картам) и оказывают услуги (за которые уплачено).
Возможно поначалу таких людей будем мало (сейчас индивидуальных участников ФАР 200 человек), но мы надеемся, что постепенно нас будет больше.
Сцена у входа.
Участники:
1. Сотрудник Нацпарка,
2. Посетитель с карточкой индоЧлена ФАР,
3. Посетитель без карточки индоЧлена ФАР.
Диалог:
1. Эй, кто хочэт войти, дэньги плати.
3. Так ведь это незаконно, ва и Прокуратура на это указывала.
1. А у меня приказ - собирать дэньги. Я там на тропе беседку построил, теперь деньги отбивать надо.
3. А я не собираюсь посещать эту беседку. Это навязанная услуга.
1. А мэнэ всё равно. Вход только за деньги.
3. А почему тогда 2 пропустили без денег?
1. А у него карточка индоЧлена ФАР.
Вопросы:
Прокуратура была не права, когда отменяла Приказы руководства нацпарка о взимании платы за НАВЯЗАННЫЕ УСЛУГИ?
Или Закон о нацпарках будут править?
Или как-то ещё?
ИМХО, ФАР таким образом будет провоцировать руководство нацпарка на незаконные действия по взиманию денег с НЕиндоЧленов, т.к. за индочленов руководство нацпарка деньги получать БУДЕТ.
Или надо будет изменить таки Закон о нацпарках.
Речь не шла об отмене самой идеи индивидульного членства.
Предложено изменить название проекта на "Индивидуальное участие" и юридически оформить статус участников в новом Уставе ФАР.
Индивидуальный участник выбирает из двух вариантов:
1) может быть членом региональной ФА (клуба, секции)
В этом случае при регистрации он указывает принадлежность к ФА, клубу, секции (все эти юрлица будут иметь право стать коллективными членами ФАР).
В таком случае он обязан соблюдать Устав ФАР.
Если члены секции примут решение об его исключении и направят в адрес ФАР документ об этом - мы скорректируем его анкету.
2) может быть просто физлицом (не состоящим ни в каких альпинистских организациях).
В таком случае он не обладает правом голоса и не влияет на деятельность региональной ФА (клуба, секции), а следовательно не влияет на деятельность ФАР.
Он не обязан соблюдать Устав ФАР и просто пользуется списком услуг (сервисов), предоставляемых ФАР.
Коллективным членами с правом голоса смогут стать только юрлица в статусе общественных организаций.
Предлагается разделить 100% квоту голосов на Конференции ФАР следующим образом:
70% - региональные ФА (либо иные общественные организации, имеющие госаккредитацию по виду спорта "альпинизм" на региональном уровне)
30% - любые региональные клубы, секции, школы альпинизма (теперь они могут стать коллективными членами ФАР, естественно добровольно).
Появится новый статус - "индивидуальный участник ФАР" (о нем говорилось выше).
Индивидуальный участник платит в центральный аппарат ФАР годовой взнос. Часть от этого взноса ФАР перечисляет обратно на счет региональной организации, где он зарегестрирован и состоит как член это организации.
По поводу "несуществующих услуг" несогласен.
Услуги (базы данных на портале ФАР, скидки) существуют и работают. Перечень услуг будем расширять.
А нельзя на сайте вывесить проект Устава?
Хочу добавить к перечисленным 4-м проблемам еще четыре вопроса, чисто практические:
4. Собрать тех же людей второй раз на следующий этап подготовки очень трудно.
5. Текучка кадров в подразделениях приводит к тому, что подразделение застревает на одном этапе на многие годы.
6. Низкая мотивация обучающихся приводит к слабому усвоению программы, поэтому необходим предварительный отбор по критерию мотивации.
7. Невозможность обеспечить подготовку в период между сборами, поскольку все время занято боевой подготовкой и на это просто нет времени. В результате забывание основ к следующим сборам.
Один из рецептов в статье п-ка Клочкова о подготовке немцев к войне в горах.
Нужно формировать секции и общественные организации в подразделениях, где подготовка идет во внерабочее время и люди отдыхают в горах, ходят в горы командой в отпуск, выезжают с семьями, выступают на чемпионатах.
Примером может служить армейский альпинизм в СССР, во Франции армейцы тоже ходят на восьмитысячники круче своих коллег гидов.
Идея покойного Сан Саныча Михайлова, великого армейского тренера, воспитавшего плеяду выдающихся спортсменов была создать Федерацию армейского альпинизма в России, состоящую из секций альпинизма в войсках.
Нужно создавать секции в подразделениях и связывать их с клубами и федерациями на местах, а в ФАР создать полноценное направление, со своим профильным комитетом и ответственным членом правления.
Лучше прямо на ближайшей конференции. Это мое предложение.
Систему армейского альпинизма нужно возраждать, чтобы она сама себя питала и гражданские лица были не нужны.
Соответсвенно, подготовка и цели немного различались: батальйоны- это типа спецназа, а просто дивизии- больше ориентировались на автономное ведение боевых действий в среднегорье (в тч и в заполярье) и взаимодействие с обычной армейской артиллерией и танками (что непросто- необходимо, например, организовать снабжение в межсезонку и зимой, и переправы через реки тяжелого вооружения). Личный состав батальйонов формировался из спортсменов, а просто горнострелковых дивизий- из жителей Австрии и Баварии, которые в горы ходили как любители. Еще: австрийцы и итальянцы имели к 39-му году колоссальный опыт ведения боевых действий в горах- во время первой мировой в том же Южном Тироле позиционная война длилась более трех лет! (кстати, в Карпатах тоже- линия фронта проходила по Черногорскому хребту, там до сих пор сохранились траншеи в полный профиль)
Впрочем, не обходилось и без маразмов- ряд частей только назывались "горнострелковыми".
Но главное, видел ветеранов, арийских ястребов, почти все с детьми и внуками. Они долго все вместе вглядывались в горы.
Я тогда понял, что альпинизм и любовь к горам - эта культура, которая передается от поколения к поколению.
А где наше старшее поколение, наши ветераны?
Всех прогнали в шею и строим новое англо-саксонское будущее с русским менталитетом.
Ну-у, Егор, что ж ты заупокой так закончил? Кого прогнали то? Конфликт поколений со сменой Правления вовсе не может служить обобщением для заявления про "всех в шею".
У нас в Питере в Правлении самые молодые - 50-летние, молодежь особо не рвется общественную лямку тянуть. А Совет ветеранов пользуется и уважением, и вниманием.
Давай не обобщать, чтоб опять не доказывать, что белое - это белое...
Я на ваших фотографиях не увидел ни Старлычанова, ни Федорова, ни Джибраева, ни Омельченко - армейских альпинистов, которым есть чем поделиться, но их опыт никому не нужен. Очень уважаемые, заслуженные боевые люди все же занимаются горной подготовкой недавно, но у нас же есть ТРАДИЦИИ и ОПЫТ. Почему они игнорируются? Я смотрю на Евгения Максимовича Примакова, ему исполнилось 80 и все его уважают, он востребован и при должности.
Во многих вузах сейчас создают советы старейшин. Начинают поворачиваться лицом к прошлому и ценить его.
И откуда это абсурдное обобщение про Судьбы альпинизма сейчас вершат все моложе 50.
Извини, ощущение, что ты далек от темы. Получается, не знаешь реального положения вещей.
А что до ветеранов, которым дело за 70, так Джибраев уже как пару десятков лет отошел от альпинизма. Федотов последний раз принимал участие в питерской школе инструкторов 2006 года, кажется. Но видно, что ему просто тяжело это все физически. Он и на Правлении уже больше года, как не появляется.
Они ж не Примаков, которого до сих пор кремлевка омолаживает и лечит.
Можно было и Ильинского пригласить - Казахстан не терял систему ГП в отличии от России и до сих пор армейская система может готовить таких спортсменов как Урубко
Я тебя уверяю, и Душарин, и Овчинников, которые занимаются проблемами с военными абсолютно ясно, что происходит в армии, почему ерзают, почему буксуют реформы, и даже кто конкретно этому препятствует. Ни опыт 2 мировой войны, ни 90-х тут не поможет - реальность приобрела совсем другие сущнрсти. И можно сто раз перенимать опыт Ильинского, но тогда надо из России сделать Казахстан, а вместо Медведева поставить Назарбаева.
В 2002-03 году бывший нач.Чемпионата ВС п-к Старлычанов и группа ветеранов, бывших армейцев обсуждала потерю системы горной подготовки и ликвидацию альпинизма как вида спорта в системе МО. Было написано письмо от ФАР на имя нач. Генштаба Квашнина, Волков его подписал, ноги были мои, Земсков, который погиб в Безенги помогал его продвигать.
Какое влияние это письмо оказало, не знаю. Наверное, легло под сукно.
Старлычанов и я несколько раз ездили в Спорткомитет МО, он там многих знал, разговаривали с начальниками, обсуждали варианты восстановления альпинизма как военно-прикладного вида в системе Минобороны. Скалолазание там осталось, но с альпинизмом были проблемы, в основном из за того что всем понятна его польза, но его культивирование всегда связана с гибелью людей в мирное время и ни один начальник не хочет за это отвечать.
Общий настрой в Федерации и непонимание государства в то время не способствовали продолжению темы.
В то же время начал формироваться спрос со стороны отдельных элитных подразделений, который мы пытались удовлетворять и делали это довольно успешно.
Обсуждали с начальством, создание новых военно-прикладных номинаций, скорее похожих на комплексные дистанции в туризме. Хотели даже создавать Федерацию.
В 2005 году появился попутный ветер, ФАР осознала и развернулась лицом, сменилась военная доктрина.
Я очень рад, что сейчас все так происходит, но я недоволен тем, что имея такой попутный ветер мы не все выжимаем из ситуации, принимая порой не самые эффективные оргрешения.
Считаю, что миссия Федерации в том чтобы:
- не замыкать все на себя, игнорируя и подавляя другие центры, а наоборот способствовать их развитию;
- выстраивать систему горной подготовки, образуя горизонтальные связи на местах между местными федерациями и подразделениями, расположенными на этой территории, способствовать созданию секций в подразделениях;
- привлекать ветеранов на всех этапах и не допустить разрыва поколений;
- возродить альпинизм как вид спорта в системе Минобороны и Динамо, а также способствовать развитию других похожих видов;
- написать учебник и наставления;
- создать не конкурентную среду, а систему передачи альпинистского опыта, в которой стать не только исполнителем и субъектом предпринимательской деятельности, а скорее законодателем, наблюдателем, арбитром и производителем стандартов.
И было бы здорово возродить армейский альпинизм в примерно том виде, каков он был во времена СССР.
Но насколько это реально в наших то условиях?
К тому же увы - "иных уж нет..."; хотя именно Сан Саныч и мог бы стать мотором этой идеи.
По закону об ОО член отличается от участника правом участия в управлении, т.е. голосом на собрании или конференции и правом быть избранным в руководящие органы. по тому же закону, если участник согласился с целями и задачами, написал заявления об этом а денег не платил, то он все равно участник.
ОО не обязательно должна быть юр.лицом, достаточно иметь устав, даже не зарегистрированный.
Если в ОО остаются одни юр. лица, то это уже называется союз или ассоциация.
Почему не составить квоту на конференции пропорционально количеству участников, обеспеченных взносами.
Не понимаю, зачем вообще взаимодействовать с федерациями по деньгам. Пусть человек вступает хоть в десять клубов или федераций, главное, чтобы его не посчитали дважды на конференции.
Почему клубы оказываются в худшем положении, чем федерации, сейчас имеют только совещательные голоса, нарушается закон. Федерация итак главная в своем регионе и представляет ФАР на местах. Если ОО стала членом и заплатила взносы, не важно клуб или федерация, дайте голос или голоса пропоционально количеству членов.
В целом: правила должны быть простыми, понятными, никого не ущемлять и действовать долго.
Механизм принятия решений стал прозрачен и освещается в СМИ, можно высказать свое видение и услышать отзывы.
В авангарде молодые, энергичные, имеющие вес и влияние в обществе люди, которые умеют слышать и я верю, что они смогут
ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕХ !
Спасибо Сергею за пост. Было очень интересно.
Мы, конечно, тут в интернетах, можем горячо и резко поспорить - уж такая среда и таковы ее законы, но меня напрягает, что и в реале люди одного клана\сообщества не могут договориться и найти компромиссы, и, не смотря на очевидность абсурдности каких то их личных идей, продвигают эти идеи исключительно потому, что это сулит им личную, пусть и краткосрочную выгоду.
Нужно иметь немеряный запас оптимизма, чтобы двигаться вперед.