28 сентября легендарному альпинисту Уралу Усеновичу Усенову исполняется 80 лет!

Пишет гоген, 28.09.2009 23:43

28 сентября легендарному альпинисту Уралу Усеновичу Усенову исполняется 80 лет! (Альпинизм)
После восхождения на пик Победы. Слева направо сидят: К.Клецко, Я.Аркин, П.Буданов, стоят: У.Усенов, Л.Филимонов, Н.Гусак, И.Леонов, Ю.Тур, В.Абалаков, С.Мусаев.

Урал Усенов был физ-руком в школе № 63 города Алма-Ата. Через его руки в горы попали сотни мальчишек, которых он по выходным таскал то на перевал Кимасар, то на Кок-Джайляу, нашей первой вершиной стал Кумбель. 27 лет уже прошло, но воспоминания свежи как никогда... С Днем Рождения Учитель!

Сообщение с сайта mountain.kz

Заслуженный тренер КазССР, мастер спорта Урал Усенов единственный выживший из погибшей экспедиции на Победу 1955 года. В середине августа того года казахстанская команда из двенадцати человек подошла к подножию горы. За пять дней группа поднялась до высоты 7000 м, где 19-го вечером на присыпанном снегом гребне скального выступа альпинисты установили свой последний лагерь. Ночью начался сильный ураган, длившийся почти три дня. Лишь одному человеку каким-то невероятным чудом удалось выжить в этом кошмаре.

В те годы не было спутниковых телефонов, «тройка» самых сильных альпинистов ушла вниз за помощью. Те, кто остался наверху, некоторое время спустя попытались спастись своими силами. Одни начали спуск по отвесной стене, другие более разумно пошли по пути подъема. Но сил уже не оставалось. Один за другим погибли все.

В передовой «тройке» так же не все было гладко. Спуститься на ледник удалось только Уралу Усенову. Однако уже внизу его подстерегла другая напасть. Он провалился в глубокую трещину, залитую водой и провёл там самые ужасные 26 часов своей жизни. Наверх его вытащил подоспевший спасотряд.

К 76-летию легендарного советского альпиниста и 50-летию трагедии на пике Победы, в 2005 году, силами Казахстанской федерации альпинизма и скалолазания совместно с Республиканским комитетом по делам спорта был снят документально-художественный фильм «Цена Победы».

Годам Урал Усенов не сдается. Попрежнему ходит в горы. И каждый год обязательно поднимается к памятному мемориалу в Малоалматинском ущелье. Это священно.

От всей души поздравляем! Самого наилучшего пожелаем...

С юбилеем!!!
Здоровья!!!

Здоровья!
А в сети можно найти фильм "Цена Победы"?

Это победа, да не та. Этот фильм снят украинской сборной в 2008году. В том сезоне во время восхождения на Победу умер на спуске примкнувший к собрной Украины турист-высотник из Киева. Отсюда и название.

Друзья! Фото и текст под ним из книги В.А.Кизеля "Победивший судьбу". На фото есть еще ЮБИЛЯР - Лев Николаевич Филимонов, которому исполнилось ДЕВЯНОСТО лет 24 сентября. Спартаковцы, поздравьте!

Фото Урала Усенова 1956 г. Экспедиция "Спартака" на пик Победы.

Фото юбиляра - Льва Николаевича Филимонова (1956 г.). Экспедиция на пик Победы. Взади дремлет Владимир Александрович Кизель.

В 70-х Урал Усенович еще вовсю работал в альплагере "Талгар" в Среднем Талгаре. Как правило - командиром отряда 3-4 го этапов подготовки. На всю жизнь запомнил те годы и Урал Усеновича. Особенно под его руководством восхождение на пик Главний Талгар в честь 40-летия а/л Талгар - было организовано такое "культурно-массовое мероприятие" для разрядников. Так что тоже считаю отчасти тоже его своим Учителем.
От всей души - здоровья, благополучия, поддержки от коллег!

В Туюк-Су в августе 1983 года Урал Усенович ходил на гору(кажется Туюксу) с второразрядниками с учебно-показательной ночёвкой. У него не было постоянного занятия в лагере, так, иногда помогал начальнику В.А. Колодину, который нас пестовал.

В августе 1983 года Урал Усенович был у нас командиром отряда третьеразрядников в Туюксу

Помню такой случай:
В те времена на 2-й разряд надо было каждому 2-ку руководство, а нас было в отделении пятеро.
5 троек уже сходили, сидели на разборе и планировали очередность руководств.
Усенов назвал 4 фамилии по порядку, парень отсутствующий в списке спросил:
- А когда я буду руководить?
Усенов - Руководить будешь посадкой в самолет

Смеялись все, кроме этого самого парня.
ЗЫ: В день отъезда ему тоже успели сходить руководство

А еще мне нравится его маршрут-первопроход на в.Чапдара по "сфинксу" !!!

В 86-ом Урал Усенович был начальником отряда у нас, в Туюк-Су. Так что, можно сказать, и мой учитель.
Спасибо за науку. И с днём рождения, Аксакал!

2 раза встречался уже после 90г когда водил разрядников и стажировался Очень хороший человек

Поздравляю Урала Усеновича от имени всех участников экспедиции МГУ-МВТУ на пик Победы 1958 года. Желаем здоровья, сил и новых походов в горы.